Научная статья на тему 'Тенденции, формирующие систему образования Доклад центра исследований и инноваций в области образования. Оэср, 2008 г. Главы 6, 7 (пер. С англ. )'

Тенденции, формирующие систему образования Доклад центра исследований и инноваций в области образования. Оэср, 2008 г. Главы 6, 7 (пер. С англ. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы —

Мы продолжаем публикацию доклада, подготовленного специалистами ОЭСР. Сегодня вашему вниманию представлены шестая и седьмая главы. Глава 6. ИКТ: Следующее поколение 6.1. Цифровая революция 6.2. Расширение всемирной информационной паутины 6.3. Что впереди? web 2.0? Глава 7. Граждане и государство 7.1. Изменение форм участия в политической жизни 7.2. Роль государства всеобщего благосостояния. Сокращение государственного аппарата?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции, формирующие систему образования Доклад центра исследований и инноваций в области образования. Оэср, 2008 г. Главы 6, 7 (пер. С англ. )»

От редакции

Мы продолжаем публикацию доклада, подготовленного специалистами ОЭСР. Сегодня вашему вниманию представлены шестая и седьмая главы.

Текст «Тенденции, формирующие систему образования. Выпуск 2008» впервые был опубликован ОЭСР на английском и французском языках под названием:

Trends Shaping Education — 2008 Edition

Les grandes mutations qui transformed l’education — Edition 2008

© 2008 OECD

Все права защищены.

© 2009 Государственный университет — Высшая школа экономики для российского издания. Публикуется с разрешения ОЭСР, Париж. Государственный университет — Высшая школа экономики несет ответственность за качество перевода на русский язык и его соответствие оригиналу.

ТЕНДЕНЦИИ,

ФОРМИРУЮЩИЕ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ1

Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. 2008. Глава 6

6. ИКТ:

следующее

поколение

Цифровая революция.

Расширение Всемирной информационной паутины.

Вперед к Веб-2.0?

Технологии меняют наш мир — в этом нет ничего нового: такие технические достижения, как печатный станок и паровой двигатель, оказали огромное влияние на жизнь человека. В наше время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью жизни во всех странах ОЭСР. И это верно как в отношении распространения информации и коммуникаций, так и в отношении их ключевой роли для образования.

i Trends Shaping Education. 2008. Edition. Center for Educational Research and Innovation (CERI). OECD. Пер. с англ.

26

Тенденции, формирующие систему образования

Мы сосредоточим внимание на трех взаимосвязанных тенденциях.

• ИКТ стали быстрее, меньше, дешевле и доступнее.

• Быстро развивается Интернет.

• Интернет не только является источником информации, но и все более активно осваивается пользователями, самостоятельно создающими его информационное наполнение.

Мы рассматриваем здесь влияние, которое оказывают на образование ИКТ, но в следующем десятилетии источниками новых преобразований могут стать нанотехнологии и биотехнологии в сочетании с ИКТ — «разумные» сети, искусственный интеллект и генная инженерия, которые способны изменить жизнь человека.

Даже если говорить только об ИКТ, совершенно очевидно, насколько разительные изменения произошли в этой области.

В течение последних сорока лет происходило стремительное раз- 6.1. Цифровая витие ИКТ; компьютеры стали меньше и мощнее, они работают революция быстрее и стоят дешевле. В наши дни информационные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни и встроены в множество товаров. Многие из нас теперь живут в технологической среде и должны приспосабливаться к высоким темпам ее изменения. От того, насколько легко и быстро мы можем получить доступ к огромным объемам информации в самых разных условиях, в значительной степени зависит успех образования.

Рис. 6.1. Компьютеры в короткие сроки становятся быстрее и мощнее

Количество транзисторов в микросхеме (млн)

Источники: Интел (http://download. intel. com/museum/Moores_Law/ Printed_Materials/Moores_Law_

Backgrounder.pdf) и Википедия (http://stats.wikimedia.org/EN/TablesWikipediaZZ.htm).

В течение сорока лет очень быстро росли показатели быстродействия компьютеров, а в последнее десятилетие эти изменения происходили в лихорадочном темпе. Рисунок 1 показывает увеличение количества транзисторов в микросхеме в главном модуле компьютера, с этим показателем связаны скорость работы компьютера и его мощность. Одновременно в геометрической

27

щ

Образовательная политика

прогрессии нарастал объем диска памяти и наблюдалось стремительное падение цен на блоки питания и памяти. В итоге компьютеры за короткий срок значительно уменьшились в размерах, стали более мощными и менее дорогими.

В современной технологической среде компьютеры стали неотъемлемой частью деятельности людей и вызвали изменения в таких областях жизни общества, как работа и досуг, предпринимательство, проведение научных исследований и управление государством. Без них уже невозможно представить себе производство автомобилей, телефонов и многих других продуктов, которые раньше были изделиями «низких технологий». У нас есть все основания полагать, что такие темпы технологических изменений сохранятся и впредь, хотя мы и не можем точно сказать, в какой форме и в каких направлениях они будут происходить.

Несмотря на то что компьютеры широко используются в разных областях деятельности, очень многие люди до сих пор не имеют к ним доступа, даже в странах ОЭСР. Это становится причиной отчуждения людей от определенных сфер жизни, поскольку ИКТ стали повсеместно применяться в банковском деле, в торговле, в системе сбора налогов и т.п.

К 2005 г. доступность домашних персональных компьютеров возросла до 80% в Японии и достигла 70% в Германии, Канаде и Великобритании и продолжает увеличиваться (рис. 6.2). Мы понимаем важность этого показателя. Но, с другой стороны, существует много иных областей применения информационных технологий, помимо домашних персональных компьютеров. И вопросом, относящимся к образованию, будет не «Сколько домашних хозяйств имеют персональные компьютеры?», а «Сколько учащихся имеют персональный доступ к этим компьютерам?».

Рис. 6.2. Ко всеобщему доступу к домашним компьютерам?

Доля домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры, среди всех домашних хозяйств в странах «большой семерки»

Япония Канада — — — Германия Великобритания

— . — . США Италия .....Франция

Источник: OECD key ICT indicators: www.oecd.org/sti/ICTindicators.

28

Тенденции, формирующие систему образования

Как это влияет на образование?

• Технологии развиваются очень быстрыми темпами. Успевают ли школы реагировать на эти стремительные изменения и должны ли они реагировать на них? Как мы можем повысить уровень знаний и квалификации преподавателей и насколько приспособлено к процессу обучения информационнокоммуникационное оборудование в школах?

• Каковы особенности взросления и обучения детей в цифровую эпоху? Как современные технологии влияют на их способности и потребности в процессе обучения? Каким образом, если это вообще нужно, должна быть изменена организация процесса обучения в соответствии с цифровой средой, в которой живут молодые люди?

• Позволяют ли ИКТ применять индивидуальные интерактивные формы обучения, направленные на самосовершенствование учащегося? В какой степени используются и должны использоваться эти возможности индивидуализации процесса обучения в школах или в других учреждениях, где может проходить процесс обучения?

Интернет представляет собой технологическое решение, которое получило широкое применение в обществе и продолжает быстро развиваться и совершенствоваться. По сути Интернет — это система соединенных компьютеров, которая предоставляет возможность обмена информацией по электронной почте, пользования Всемирной информационной паутиной, электронного банковского обслуживания, покупок онлайн, просмотра телепрограмм и телефонной связи. Интернет и возможности его применения быстро развивались в течение последних десяти лет. Вызовы, стоящие перед образованием, в меньшей степени касаются компетенции

6.2. Расширение Всемирной информационной паутины

Рис. 6.3. Быстрое увеличение количества веб-сайтов во всем мире

Количество веб-сайтов (млн)

Источник: Netcraft Surveys, June 2007, www.netcraft.com.

29

Образовательная политика

или мотивации студентов в отношении использования Интернета и в большей степени связаны с его огромным потенциалом в деле повышения качества образовательного процесса и с увеличением критической пропускной способности при его использовании.

Использование Интернета возрастает взрывными темпами в последние десять лет, в 2007 г. количество веб-сайтов достигло 100 млн. Для сравнения: в 1995 г. их насчитывалось 18 тыс. (рис. 6.3). Примерно 90% из вновь появившихся сайтов было создано в период после 2000 г. Количество пользователей Интернета увеличивалось аналогичным образом: с 16 млн в середине 1990-х годов, что казалось тогда значительным показателем, до более 1 млрд в 2006 г. Широкополосный доступ, резко выросший в течение последнего десятилетия, в 2006 г. охватил, например, в Канаде почти 25% населения при среднем охвате по странам ОЭСР около 17% (рис. 6.4).

Рис. 6.4. Увеличение доступа к широкополосному доступу в Интернет

Подключение к широкополосному доступу в интернет в расчете на 100 жителей в странах «большой семерки» и в среднем в странах ОЭСР

Великобритания ----- Франция Япония

Германия ---^ — ОЭСР .....Италия

25

20

15

10

5

О

Канада

США

Примечание. В ОЭСР широкополосная сеть — это интернет-технология, способная обеспечить одновременную передачу голоса, текстовых данных и видео со скоростью, равной или превышающей 256 Кбит/с.

Источник: OECD Broadband Portal: www.oecd.org/sti/broadband.

Интернет открывает новые горизонты и дает новые возможности, в том числе и образовательные. Он представляет собой гигантский и глобальный источник информации, который можно использовать в разных целях. Он обеспечивает дешевую и быструю международную связь (например, по электронной почте), а также предоставляет доступ к широкому перечню услуг и продуктов. С другой стороны, использование Интернета связано с такими проблемами, как избыток информации, преобладание количества

30

Тенденции, формирующие систему образования

и скорости получения информации над ее качеством и загрязнение Сети ненужной информацией (дезинформацией, порнографией, ненужными сообщениями по электронной почте — спамом, вирусами и т.п.). Защита авторских прав и сохранение конфиденциальности информации теперь требуют совершенно новых подходов.

Равенство в доступе к Интернету также является важнейшей проблемой. Между разными странами ОЭСР, а также между более богатыми и более бедными государствами сохраняется «цифровой барьер». Результаты исследований свидетельствуют о том, что доступ к Интернету непосредственно зависит от уровня доходов и образования. Как правило, в большей степени Интернет доступен для мужчин, чем для женщин, для домашних хозяйств с детьми, чем для домашних хозяйств без детей, и для более молодых возрастных групп по сравнению со старшими. «Универсальность» Всемирной сети оставляет не имеющих доступа к Интернету в изоляции от общества.

Как это влияет на образование?

• Развитие ИКТ предоставляет средства для активного общения в Сети, дистанционного обучения и самообразования. Как это осознается школами — как расширение их возможностей или как представляющая угрозу альтернатива их деятельности?

• Как в условиях резкого увеличения объема доступной информации школы могут развивать у детей критический подход к получаемой информации, чтобы отличать важное от тривиального, хорошее от плохого?

• Используя ключевые слова и гипертекст, можно легко вести поиск необходимых данных в огромном объеме информации, размещенной в Интернете. Как это отражается на методах организации системы получения знаний: возможно, расшатывает границы предметных дисциплин, предлагая вместо них междисциплинарные открытые формы?

Первоначально Интернет использовался как источник информации, но теперь увеличение числа пользователей и расширение взаимодействия между ними внесли свои коррективы. Основным элементом Всемирной информационной паутины становится создаваемое пользователями информационное наполнение: они все более активно вносят свой личный вклад в увеличение объема информации, а не просто занимаются ее поиском в Сети. Это информационное наполнение приобретает самые разные формы, начиная с обмена короткометражными фильмами (Youtube), картинками (Flickr) и заканчивая созданием онлайн-энциклопедии (Wikipedia) или личного блога. Несмотря на то что часть этого информационного наполнения, несомненно, вполне тривиальна, эта

6.3. Вперед к Веб-2.0?

31

Образовательная политика

тенденция свидетельствует о развитии важных приемов, в том числе и пригодных для использования в образовании.

Рис. 6.5. Увеличение массового участия в создании Википедии

Количество статей в Википедии

На всех языках

На английском языке

Википедия — это проект, в котором множество авторов совместно создают онлайн-словарь. Он основан на технологии, которая позволяет пользователям добавлять, удалять, а также коллективно редактировать и менять информационное наполнение. Пользователи могут менять содержание страниц или просто форматировать их. Авторы статей предоставляют возможность другим пользователям редактировать их тексты. Основная идея Википедии заключается в том, что огромное количество пользователей может читать и редактировать статьи, исправляя в них ошибки. Создание Википедии шло очень быстрыми темпами: с нуля в начале 2001 г. до свыше 5,4 млн статей к сентябрю 2006 г., и их количество продолжает быстро увеличиваться (рис. 6.5).

Блог — разновидность страницы в Интернете, которая обновляется на регулярной основе и включает текст, изображения, аудио-и видеоинформацию или какое-то их сочетание. Блоги создают в разных форматах и для разных целей: одни носят личный характер, другие содержат важные данные, влияющие на жизнь общества. Как и в случае с Википедией, количество блогов быстро увеличивалось: от нескольких тысяч в начале 2003 г. до более 60 млн в конце 2006 г., и их количество продолжает расти (рис. 6.6).

Эти новые формы участия пользователей в создании информационного наполнения и его распространении способствуют появлению новых моделей в сфере предпринимательской деятельности (например, на сайте Amazon пользователям предлагают писать рецензии на книги, которые продаются через этот сайт). Википедия, блоги и тому подобные проекты бросают вызов традицион-

32

Тенденции, формирующие систему образования

ным средствам массовой информации и другим отраслям. Одни пользователи высказывают опасения в связи с отсутствием контроля качества и возможностью использования ненадежных источников информации, заменяющих традиционные СМИ, другие рады дополнительным возможностям получения информации помимо традиционных каналов. Изменения происходят и в традиционных СМИ, например многие газеты размещают свои издания в Сети и создают при них блоги.

Рис. 6.6. Увеличение количества блогов

Количество блогов, отслеженных Technorati (млн)

Источник: Technorati, June 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как это влияет на образование?

• В связи с наличием и доступностью такого огромного объема информации получила распространение точка зрения, что преподавание фактических знаний в школах больше не отвечает требованиям времени. Насколько важна фактическая база в процессе обучения и как следует подходить к обучению навыкам усвоения и интерпретации информации?

• Доступность для учебных заведений, учителей и учащихся образовательных ресурсов онлайн постоянно возрастает, эти ресурсы открыты для индивидуального и группового использования. Насколько важна эта форма подачи учебного материала и каковы ее перспективы?

• Увеличение объема информационного наполнения, созданного пользователями, позволяет говорить о том, что Интернет теперь используется не только для получения информации; не менее важную роль играет и размещение информации. Подрывает ли это статус школ и традиционных программ обучения или способствует повышению качества образования? Возможно, эти функции Интернета не отвечают специфике образования как вида деятельности?

33

Образовательная политика

Как получить более подробную информацию

Веб-сайты ОЭСР, использованные для подготовки брошюры

• OECD Broadband Portal: www.oecd.org/sti/broadband.

• OECD standard technology indicators: www.oecd.org/sti/ict.

Другие веб-сайты, использованные для подготовки брошюры

• Интел (количество транзисторов в микросхеме): http://

download.intel.com/museum/Moores_Law/ Printed_Materials/ Moores_Law_Backgrounder.pdf.

• Неткрафт (количество веб-сайтов): www.netcraft.com.

• Технорати (количество веб-блогов): www.technorati.com/ weblog/2006/11/161.html.

• Википедия (количество статей): http://stats.wikimedia.org/ EN/TablesWikipediaZZ.htm.

Дополнительная литература

• OECD (2006), Information Technology Outlook. 2006 Edition. OECD Publishing, Paris.

Другие проекты Центра исследований и инноваций в области образования (CERI)

• New Millennium Learner: www.oecd.org/edu/nml.

• Open Educational Resources: www.oecd.org/edu/oer.

Определения используемых понятий

• Широкополосный доступ. В терминологии ОЭСР это — интернет-соединение, способное обеспечить скорость скачивания информации, равную или больше 256 Кбит/с.

Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. 2008. Глава 7

Изменение форм участия в политической жизни.

Роль социально ответственного государства. Сокращение государственного аппарата?

В последние десятилетия в странах ОЭСР происходили существенные изменения в отношениях между человеком, государством и обществом. В одних странах результатом этих преобразований стало установление менее иерархичных отношений между обществом и государством. В других странах выросла роль рынка и снизилось внимание к вопросам обеспечения социальной справедливости. Люди, придерживающиеся разных взглядов, в равной мере обеспокоены падением доверия общественности к политическим лидерам и возрастающим влиянием средств массовой информации.

В данном разделе мы рассмотрим две тенденции.

• Изменение характера политической активности: от голосования до участия в политической жизни, в том числе и женщин.

• Роль правительства в ситуации, когда многие страны попытались вернуться к идее социально ответственного государства и изменить баланс ответственности.

Существует множество других политических тенденций, связанных с образованием, но мы не располагаем необходимыми данными для межстрановых сравнений. Международные измерения сами по себе важны для многих стран: смещение центра власти и влияния на наднациональный уровень приводит к изменению традиционных механизмов формирования национальной государственной политики, в том числе образовательной.

7. Гражданство и государство

Традиционно основными формами участия людей в политическом процессе были политические партии и выборные кампании. Вызывает беспокойство тот факт, что в наше время люди стали относиться критически (или безразлично) к действующим органам власти, что пагубно для политического процесса. Все меньше граждан в разных странах приходят на выборы, несмотря на некоторые заметные исключения. В то же время растет число людей, участвующих в альтернативных формах политической жизни и выражающих свои предпочтения адресно — по конкретным проблемам. Наблюдается однозначная тенденция к увеличению численности женщин в национальных парламентах, пусть даже при крайне незначитель-

7.1. Изменение форм участия в политической жизни

35

Образовательная политика

ном исходном их представительстве во многих странах. Что касается образования, то здесь очевидной проблемой является воспитание гражданской и социальной ответственности в процессе обучения и сочетание этого воспитания с другими задачами, например с улучшением результатов овладения знаниями.

Рис. 7.1. Снижение явки избирателей на выборы при увеличении участия

в альтернативных формах политической жизни

Явка избирателей в день выборов и процент респондентов, принявших участие в других формах политической жизни, в отдельных странах ОЭСР

за период с 1975 по 1999 г.

Активность избирателей на парламентских выборах Подписание петиций

>, — — — Участие в бойкотах, организуемых обществами

Участие в демонстрациях ........потребителей р '

Примечание. Использованы данные из следующих стран ОЭСР: Австрии, Финляндии, Германии, Италии, Нидерландов, Швейцарии, Великобритании и Соединенных Штатов.

Источник: IDEA (2002) (количество избирателей в день выборов приводится с разрешения IDEA International © Международный институт демократии и содействия выборам 2008) и Международные и европейские опросы (данные об альтернативных формах участия в политической жизни).

Данные о количестве голосующих в день выборов, представленные для восьми стран, свидетельствуют о том, что начиная с 1970-х годов интерес к участию в выборах падает. С сокращением традиционного участия в политической жизни, так же как и членства в политических партиях, сталкиваются многие страны. В общей тенденции к сокращению явки избирателей имеются исключения, о чем свидетельствуют результаты недавних выборов во Франции и Голландии. Несмотря на признаки снижения активности в традиционной политической жизни, растет участие в других формах политической деятельности, например в сборе подписей под петициями, в демонстрациях и бойкотировании (рис. 7.1). В странах ОЭСР граждане все более активно принимают участие в политических действиях, касающихся решения конкретных проблем. Определенную роль в этом, возможно, сыграл описанный выше всплеск интернет-активности.

36

Тенденции, формирующие систему образования

Несмотря на то что на смену одной форме активности приходит другая, продолжающееся падение интереса к избирательным кампаниям и участия в выборах парламентов и органов государственного управления не может не вызывать беспокойства. В то же время нельзя не отметить, что непосредственное участие граждан в конкретных политических действиях может способствовать принятию более ответственных решений и расширению возможностей граждан и местных сообществ.

Изменилось поведение не только избирателей, но и тех, кого избирают. Из рис. 7.2 видно, насколько разными являются подходы к участию женщин в политике в разных национальных культурах.

Здесь четко прослеживаются две тенденции. Во-первых, мужчины по-прежнему занимают доминирующее положение в парламентах стран ОЭСР: в среднем соотношение между мужчинами и женщинами составляет 3 к 1. В некоторых странах это соотношение гораздо больше в пользу мужчин, а в отдельных случаях (Венгрия) доля мужчин даже нарастает. Во-вторых, более позитивная тенденция заключается в том, что доля женщин в парламентах увеличивается практически повсеместно и достаточно быстро по сравнению с незначительным исходным уровнем. В среднем этот показатель вырос с 15 до 25% всего за 15 лет, а в некоторых странах, например в Бельгии, Австрии и Австралии, наблюдалось более значительное увеличение. Очевидно, что северные страны значительно опередили других по этому показателю.

Рис. 7.2. Увеличение представительства женщин в парламентах

Доля женщин в парламентах отдельных стран ОЭСР

Ш 1990 Ш 1997 Ш 2006

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Примечание. представлены страны, по которым имелись данные за все три периода. Источник: OECD (2007). Women and Men in OECD Countries.

37

Образовательная политика

Как это влияет на образование?

• Формирование ответственной и активной гражданской позиции является основополагающей задачей любой системы образования. Какую конкретно роль должна играть школа в воспитании гражданской грамотности? Не конкурирует ли эта задача с другими целями, такими как достижение традиционных результатов образования: не отнимает ли у них учебное время, не ставит ли под сомнение их приоритетность?

• Должна ли школа формировать у учащихся навыки, необходимые для плодотворного участия в жизни общества, предоставляя им больше возможностей быть услышанными, участвовать в процессе принятия решений в школе, сотрудничать с другими?

• Может ли повышение роли женщин в политической жизни влиять на образование и если да — то каким образом?

7.2. Роль социально ответственного государства. Сокращение государственного аппарата?

После окончания Второй мировой войны многие страны пришли к решению о необходимости активизации деятельности правительства и государственной системы услуг, чтобы обеспечить надлежащее выполнение основных функций государства в социальной защите, здравоохранении, пенсионном обеспечении по старости и образовании. Начиная с 1980-х годов во многих странах происходили сокращение государственного аппарата, его децентра -лизация одновременно с повышением роли рыночных стимулов, причем в одних странах эти изменения были более заметными, чем в других. Там, где эти преобразования произошли, они имели разные цели: сокращение расходов, повышение благосостояния граждан по окончании послевоенного периода, стимулирование эффективности экономики, более полное удовлетворение потребительского спроса или просто идеологические соображения. Разные страны придерживаются совершенно разных подходов в отношении государственных расходов на социальные нужды и численности государственных служащих, и эти установки оказывают непосредственное влияние на школьное образование. В целом резкого сокращения государственного аппарата не наблюдалось.

Данные о численности государственных служащих свидетельствуют о существенных различиях между странами: 5% в Южной Корее и 30% в Швеции (рис. 7.3). В среднем их численность пропорционально сокращалась с 14,2% в 1995 г. до 13,9% в 2005 г., но эти показатели стали результатом сокращения лишь в некоторых странах, в то время как в других странах доля государственных служащих увеличилась в процентном отношении к общей численности рабочей силы. Существенным было сокращение численности госслужащих в Канаде, где оно составило 2%. Очевидно, что усредненные показатели в данном случае не отражают реальное

38

Тенденции, формирующие систему образования

положение дел. Даже при проведении децентрализации или приватизации реформы сопровождались принятием жестких мер регулирования, в результате чего оказывалось, что изменение полномочий не обязательно означает сокращение численности государственных служащих.

Рис. 7.3. Умеренное сокращение численности государственных служащих

Доля государственных служащих (%) в общей численности рабочей силы

в отдельных странах ОЭСР

Примечание. Данные за 1995 и 2005 гг. или за ближайшие годы.

Источник: OECD (2008) Employment in Government in the Perspective of the Production Costa of Goods and Services in the Public Domain (www.oecd.org/LongAbstract/0,3425,es_2825_495698_40027479_1_1_1_1,00 .html).

С 1980-х годов государственные расходы на социальное обеспечение неуклонно росли в соответствии с увеличением экономической базы, хотя и не так быстро, как в 1960-х и 1970-х годах. В 1993 г. в странах ОЭСР средний показатель достиг примерно одной пятой ВВП (20,4%). Затем он снизился примерно на один процент к 2000 г., а потом начал снова расти и к 2003 г. достиг пикового уровня 1993 г. Наряду с этим частные затраты на социальные нужды в странах ОЭСР в целом медленно, но неуклонно увеличивались начиная с 1980-х годов и составляют теперь примерно 3,2% ВВП (рис. 7.4). В разных странах эти показатели существенно различаются.

За этим показателем стоят самые разнообразные программы, направленные на то, чтобы переложить социальную ответственность с государства на плечи частных лиц и компаний. Речь идет в том числе о проведении политики, нацеленной, например, на возвращение безработных на рынок труда, повышение ответственности компаний за социальное обеспечение своих работников, при-

39

Образовательная политика

ватизацию систем медицинского страхования, введение или повышение платы за обучение в вузах и т.п.

Рис. 7.4. Постепенное увеличение государственных и частных расходов

на социальное обеспечение в период с 1980 по 2003 г.

Общий объем государственных и частных расходов на социальное обеспечение в процентном отношении к ВВП в странах ОЭСР за период с 1980 по 2003 г.

Государственные расходы

Частные расходы

Примечание. Согласно определению ОЭСР, социальное обеспечение включает денежные выплаты (например, пенсии, пособия во время декретного отпуска и выплаты в качестве социальной помощи), социальные услуги (например, уход за детьми, уход за престарелыми и инвалидами) и налоговые льготы (например, налоговые льготы семьям с детьми или льготное налогообложение взносов в частные медицинские программы).

Источник: OECD Social Expenditure Database.

Как это влияет на образование?

• Если от частных лиц теперь следует ожидать принятия решений о финансировании здравоохранения, пенсионного обеспечения, высшего образования и т.п., которые были ранее в сфере ответственности государства, то какие знания и навыки им необходимы для работы в этих условиях? Должна ли школа делать больше в этой области?

• Какие последствия для обеспечения равенства в системе образования будет иметь увеличение зависимости школьной системы от частного финансирования?

• Позитивным или негативным для образования является то обстоятельство, что в целом речь пока идет скорее об обсуждении проблем, нежели о реальных изменениях?

Как получить более подробную информацию

Публикации ОЭСР, использованные для подготовки брошюры

• OECD (2006) Draft report from the project «Management in Government: Comparative Country Data».

40

Тенденции, формирующие систему образования

• OECD (2007) Women and Men in OECD Countries. OECD Publishing, Paris.

• OECD Social Expenditure Database: www.oecd.org/els/social/ expenditure.

Другие публикации, использованные для подготовки брошюры

• IDEA (2002) Voter Turnout since 1945: A Global Report, International IDEA, Stockholm.

• Inglehart R., Catterberg C. (2002),Trends in Political Action: The Developmental Trend and the Post-Honeymoon Decline // International Journal of Comparative Sociology, Vol. 43. P. 300316.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вэб-сайты, использованные для подготовки брошюры

• IDEA website: www.idea.int.

Дополнительная литература

• OECD (2002) Governance in the 21st Century. OECD Publishing, Paris.

• OECD (2006) Society at a Glance. 2006 Edition. OECD Publishing, Paris.

Определение используемых понятий

• Социальные расходы. Социальными считаются выплаты, которые направлены на решение одной или более социальных задач. Выплаты (денежные пособия, предоставление товаров и услуг в натуральной форме или налоговые льготы в социальных целях) могут предназначаться как домашним хозяйствам с низким уровнем доходов, так и пожилым людям, инвалидам, больным, безработным и молодым людям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.