Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ЗНАЧИМЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ЗНАЧИМЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / ШКОЛЬНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / УМЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Елена Ивановна

В статье анализируется влияние школы и школьного образования на формирование у старшеклассников навыков и компетенций, способствующих социально-профессиональному становлению личности. Работа подготовлена на основе авторского исследования, проведенного в 2020 г. среди учащихся 8-11-х классов московских школ, и посвящена профессиональной социализации обучаемых. Опрос показал, что школа активно участвует в формировании у старшеклассников социально значимых качеств, которые должны способствовать успешной профессиональной социализации. Прежде всего это умение творчески подходить к решению оригинальных и сложных задач, ставить цели и реализовывать их, общаться. Также школа успешно формирует такие качества, как дисциплинированность, ответственность, добросовестность и коллективизм. Старшеклассники рассматривают как значимые для себя вопросы приобретения профессии, собственного жилья, создания семьи, поиска места в жизни и т. п. Одной из выявленных важных воспитательных проблем школьной программы выступает недостаточное внимание к развитию стрессоустойчивости учащихся. Для ее решения предлагается координация усилий всех субъектов образовательного процесса: ученых, экспертов, лиц, принимающих решения, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей и непосредственно школьников. Один из главных выводов исследования: сегодня школа в условиях перманентного процесса реформирования образования принимает посильное участие в формировании у старшеклассников социальных навыков. Однако наблюдается недостаточно выраженная роль школы в осуществлении профессионального ориентирования. В связи с этим желательно активизировать взаимодействие школы с другими субъектами воспитания для повышения эффективности профессиональной социализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE FORMATION OF SOCIAL AND PROFESSIONAL SKILLS AND COMPETENCIES OF SCHOOLCHILDREN DURING THE PERIOD OF SIGNIFICANT SOCIAL CHANGES IN THE FIELD OF EDUCATION

The article analyzes the influence of school and school education on the formation of high school students' skills and competencies that contribute to the socio-professional development of the individual. The work is prepared on the basis of the author's research conducted in 2020 among students of grades 8-11 in Moscow schools, and is devoted to the professional socialization of students. The survey showed that the school actively participates in the formation of socially significant qualities in high school students, which should contribute to successful professional socialization. First of all, it is the ability to creatively approach the solution of original and complex tasks, set goals and implement them, communicate. The school also successfully develops such qualities as discipline, responsibility, conscientiousness and collectivism. High school students consider as significant for themselves the issues of acquiring a profession, their own housing, creating a family, finding a place in life, etc. One of the identified important educational problems of the school curriculum is insufficient attention to the development of students' stress tolerance. To solve it, it is proposed to coordinate the efforts of all subjects of the educational process: scientists, experts, decision makers, administrators of educational institutions, teachers, parents and schoolchildren themselves. One of the main conclusions of the study: today, in the conditions of a permanent process of education reform, the school takes an active part in the formation of social skills among high school students. However, there is an insufficiently expressed role of the school in the implementation of professional orientation. In this regard, it is desirable to intensify the interaction of the school with other subjects of education to increase the effectiveness of professional socialization.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ЗНАЧИМЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 71-76. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 71-76.

Научная статья УДК 373.6

https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.10

Тенденции формирования социально-профессиональных навыков и компетенций школьников в период значимых социальных изменений в сфере образования

Елена Ивановна Пронина

Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Москва, Россия, eipronina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1784-4421

Аннотация. В статье анализируется влияние школы и школьного образования на формирование у старшеклассников навыков и компетенций, способствующих социально-профессиональному становлению личности. Работа подготовлена на основе авторского исследования, проведенного в 2020 г. среди учащихся 8-11-х классов московских школ, и посвящена профессиональной социализации обучаемых. Опрос показал, что школа активно участвует в формировании у старшеклассников социально значимых качеств, которые должны способствовать успешной профессиональной социализации. Прежде всего это умение творчески подходить к решению оригинальных и сложных задач, ставить цели и реализовывать их, общаться. Также школа успешно формирует такие качества, как дисциплинированность, ответственность, добросовестность и коллективизм. Старшеклассники рассматривают как значимые для себя вопросы приобретения профессии, собственного жилья, создания семьи, поиска места в жизни и т. п. Одной из выявленных важных воспитательных проблем школьной программы выступает недостаточное внимание к развитию стрессо-устойчивости учащихся. Для ее решения предлагается координация усилий всех субъектов образовательного процесса: ученых, экспертов, лиц, принимающих решения, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей и непосредственно школьников. Один из главных выводов исследования: сегодня школа в условиях перманентного процесса реформирования образования принимает посильное участие в формировании у старшеклассников социальных навыков. Однако наблюдается недостаточно выраженная роль школы в осуществлении профессионального ориентирования. В связи с этим желательно активизировать взаимодействие школы с другими субъектами воспитания для повышения эффективности профессиональной социализации.

Ключевые слова: старшеклассники, школьники, профессиональные навыки, умения, компетенции, образование, формирование личности, семья, школа, социализация

Для цитирования: Пронина Е.И. Тенденции формирования социально-профессиональных навыков и компетенций школьников в период значимых социальных изменений в сфере образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 71-76. https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.10.

Original article

Trends in the formation of social and professional skills and competencies of schoolchildren during the period of significant social changes in the field of education

Elena I. Pronina

Federal center of theoretical and applied sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, eipronina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1784-4421

Abstract. The article analyzes the influence of school and school education on the formation of high school students' skills and competencies that contribute to the socio-professional development of the individual. The work is prepared on the basis of the author's research conducted in 2020 among students of grades 8-11 in Moscow schools, and is devoted to the professional socialization of students. The survey showed that the school actively participates in the formation of socially significant qualities in high school students, which should contribute to successful professional socialization. First of all, it is the ability to creatively approach the solution of original and complex tasks, set goals and implement them, communicate. The school also successfully develops such qualities as discipline, responsibility, conscientiousness and collectivism. High school students consider as significant for themselves the issues of acquiring a profession, their own housing, creating a family, finding a place in life, etc. One of the identified important educational problems of the school curriculum is insufficient attention to the development of students' stress tolerance. To solve it, it is proposed to coordinate the efforts of all subjects of the educational process: scientists, experts, decision makers, administrators of educational institutions, teachers, parents and schoolchildren themselves. One of the main conclusions of the study: today, in the conditions of a permanent process of education reform, the school takes an active part in the formation of social skills among high school students. However, there is an insufficiently expressed role of the school in the implementation of professional orientation. In this regard, it is desirable to intensify the interaction of the school with other subjects of education to increase the effectiveness of professional socialization.

Keywords: high school students, schoolchildren, professional skills, skills, competencies, education, personality formation, family, school, socialization

For citation: Pronina E.I. Trends in the formation of social and professional skills and competencies of schoolchildren during the period of significant social changes in the field of education // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 71-76. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.10.

Формирование личностных качеств и социальных навыков подрастающих поколений является темой постоянного анализа со стороны ряда российских и зарубежных исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов. А. Адлер, К.Р. Роджерс, А.Г. Маслоу, Ю.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.А. Ядов и другие рассматривали становление и мотивацию личности, ее взаимодействие с обществом, давали прогнозные оценки социального становления личности [1].

Изучению формирования и личностного развития молодежи, студентов и школьников посвящены работы известных российских социологов-ювенологов. З.Х. Саралиева, Д.Л. Константи-новский, Ю.А. Зубок, В.И. Чупров, Ю.Р. Вишневский и другие анализируют формирование ценностной системы молодежи в условиях смены парадигм современного общественного развития, рассматривая молодежь как ресурсный потенциал будущего [2].

Вхождение молодого человека в профессию осуществляется в процессе действия соответствующих структур и механизмов. Одними из ведущих акторов - участников процесса - являются образовательные учреждения. В рамках традиционного послания Федеральному собранию РФ 1 марта 2018 г. президент РФ заявил о необходимости более энергичного развития отечественной системы образования: «Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить». Одним из важнейших направлений образовательного процесса, по словам В.В. Путина, является работа, связанная с профориентацией молодежи. Партнерами школ в этом направлении деятельности должны стать университеты, научные центры, успешные компании [3].

Определить наличие и уровень проблем профессиональной ориентации школьников невозможно без учета сложившейся социально-экономической ситуации в современном российском обществе. По мнению социологов Н.П. Нарбута, И.А. Алешковского, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалевой, сегодня «объективный запрос на соответствие всех сфер жизни требованиям информационного общества ускорил процессы, обусловленные вынужденными ограничительными мерами пандемии COVID-19. С необходимостью перехода на удаленный режим работы столкнулись практически все отрасли экономики, но самый сильный удар приняла система образования. Массовый переход на удаленный формат обучения выявил целый ряд проблем и противоречий в дистанционном формате программ высшего образования и заставил российскую систему образования искать ответы на вызовы цифрового общества» [4].

Роль цифровой экономики в образовательном процессе исследуется российскими учеными давно. Авторы отмечают принципиально новые тенденции в развитии образовательного процесса, связанные с цифровизацией экономики [5].

Мы попытались взглянуть на проблему профориентации учащихся с позиции возможностей школьного образования и ответов на вызовы сегодняшней ситуации. В настоящее время векторы профессиональной ориентации обучаемых старших классов российских школ зависят от многих факторов. Прежде всего изменяются характер и содержание труда, появляются новые требования к профессиям. В исследовании Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест» [6], которое проводилось в течение 5 лет, выявлены потенциальные масштабы вытеснения работников из трудовой сферы в связи с технологической автоматизацией и внедрением цифровых технологий на рынки труда. При этом 84 % работодателей настроены на быструю цифровизацию производственных процессов с возможностью перевода 44 % сотрудников на удаленную работу.

В отчете отмечено, что способности глобальных компаний использовать потенциал внедрения новых технологий сдерживаются нехваткой навыков у современных кадров. Представляет интерес предлагаемый в документе перечень навыков работников, востребованных в настоящее время и в перспективе до 2025 г. Судя по данным кросс-исследования, среди основных функциональных умений, которые будут востребованы в 2025 г., преобладают навыки критического мышления и анализа, а также решения проблем. Отмечается, что в 2020 г. впервые возникли и стали востребованными такие профессиональные навыки, как активное обучение, устойчивость, стрессоустойчивость и гибкость.

Проведенная нами работа позволяет раскрыть влияние школы на процесс подготовки к профессиональной деятельности выпускников. Мониторинговое исследование «Изучение современных тенденций формирования личности в сфере образования» осуществлялось в 2018-2020 гг. Мониторинг по аналогичной анкете, с небольшими изменениями, ведется начиная с 2000 г. [7]. Результаты мониторинговых исследований отражены также в двух коллективных монографиях последних лет [8]. В статье приводятся данные опроса 2020 г., в котором приняли участие учащиеся 8-11-х классов в возрасте от 15 до 18 лет общей численностью 300 человек (из них 55 % девушек,

45 % молодых людей). Социологическое исследование, касающееся планов школьников на будущее, дало возможность определить, какие навыки они считают полезными в дальнейшей жизни и как их формирует современная школа.

О том, каким образом обучение в школе влияет на развитие различных умений и навыков, можно судить по ответам старшеклассников, приведенным в таблице 1. Полученные данные дают представление о том, как обучаемые оценивают воздействие школы - школьной жизни в целом и обучения в частности - на формирование качеств, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

Таблица 1 - Мнение старшеклассников о влиянии школы на развитие у них умений, %

Навык Влияет Не влияет Влияет Затруднились

положительно отрицательно ответить

Творчески мыслить, решать нестандартные проблемы 59 30 6 5

Вести дискуссию, отстаивать собственное мнение 64 25 5 6

Выполнять рутинную работу 50 33 12 5

Проявлять инициативу 53 37 6 4

Общаться 65 22 6 7

Разрешать конфликты 58 30 6 6

Ставить цели и достигать их 57 34 4 5

Подчиняться правилам 51 29 14 6

Оценивая положительное влияние школы на развитие коммуникативных качеств, инициативности, умения дискутировать, взаимодействовать в конфликтной ситуации, учащиеся часто отмечали отрицательное воздействие на формирование навыков выполнения рутинной работы, подчинения правилам. Важным показателем деятельности школы является положительное влияние на творческий подход к решению нестандартных задач, творческое мышление, умение ставить цели и достигать их.

Представляет интерес оценка старшеклассниками роли школы в формировании личностных качеств, необходимых во взрослой жизни (таблица 2). Анализ выбранных нами качеств неслучаен. Именно они, как показывают данные исследований рынка рабочей силы, прогнозов, в частности описанных в отчете Всемирного экономического форума [9], будут востребованы в профессиональной карьере выпускников в 2025 г.

Таблица 2 - Мнение старшеклассников о влиянии школы на формирование и развитие их личностных качеств, %

Качество Влияет положительно Не влияет Влияет отрицательно Затруднились ответить

Терпимость 62 25 8 5

Дисциплинированность 69 24 2 5

Инициативность 50 40 5 5

Трудолюбие 52 35 8 5

Стрессоустойчивость 35 37 22 6

Ответственность, добросовестность 58 31 5 6

Приспособляемость, гибкость 50 40 5 5

Независимость 27 53 15 5

Самоуважение 35 46 13 6

Коллективизм 69 20 4 7

Педагоги и психологи отмечают, что старший школьный или ранний юношеский возраст чрезвычайно важен для становления личности молодого человека. Как считает А.В. Милехин, проблема социализации на этом этапе онтогенеза является принципиально значимой для решения вопросов, связанных с личностным развитием, ключевой задачи данного возрастного периода - личностного, профессионального и жизненного самоопределения [10]. Сопровождение молодого человека на этом пути - существенный компонент образования, что убедительно доказывают ученые [11].

Подготовка к исполнению одной из социальных ролей во взрослой жизни начинается в семье и продолжается в школе. Здесь в наибольшей степени формируются качества будущего работника и гражданина. В число самых часто отмечаемых вошли такие качества, как дисциплинированность, коллективизм, терпимость, ответственность и добросовестность. За ними следуют трудолюбие и инициативность. По мнению большинства учащихся, на их формирование школа влияет положительно.

Кроме того, из ответов старшеклассников следует, что большинство перечисленных в таблице 2 качеств в значительной степени развиваются под воздействием школы. Исключение составляют два из них: независимость и самоуважение, основная часть респондентов считают, что школа слабо влияет на их формирование.

Отрицательно оценивают учащиеся ее роль в развитии такого важного личностного качества, как стрессоустойчивость. В подростковом возрасте у многих проявляются такие поведенческие особенности, как тревожность, нестабильность самооценки, противоречивость и др. Данная возрастная специфика может усугубить стрессовую ситуацию, связанную с необходимостью участия в проверке знаний через систему ОГЭ и ЕГЭ. Также стрессовой ситуацией для старшеклассников выступает личностное и профессиональное самоопределение. Психологи и педагоги отреагировали на проблемы, возникшие с введением сдачи ОГЭ и ЕГЭ, рядом рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса [12, с. 36-43; 13, с. 58], однако работу в этом направлении следует продолжать.

Малоизученной темой в социологии и психологии остается стрессоустойчивость в период подготовки к профессиональной карьере. Вместе с тем, как следует из отчета Всемирного экономического форума, в будущем она станет одним из важнейших качеств, необходимых для успешности в профессии. Работа по повышению стрессоустойчивости обучаемых в пространстве школьной жизни, без сомнения, требует включения в образовательные программы специальных дисциплин, тренингов, консультаций и других форм активности в отношении сложившейся проблемной ситуации.

По мнению старшеклассников, школа хорошо учит творчески мыслить и решать нестандартные проблемы. Каждый второй из опрошенных ответил также, что обучение в школе положительно влияет на развитие приспособляемости и гибкости. Предположительно, эти качества будут жизненно необходимы работникам в будущем.

В современной реальности у старшеклассников появился новый вынужденный опыт, связанный с обучением и самостоятельной работой в условиях COVID-19. Образовательный процесс в удаленном режиме потребовал от учащихся использования приобретенных ранее умений и качеств, а также получения новых. Среди них были задействованы такие навыки и качества, как ответственность, добросовестность, самодисциплина, трудолюбие, адаптивность и гибкость, которые, по мнению обучаемых, в значительной степени формируются сегодняшней школой.

Как видно из таблицы 2, обучение в школе в наибольшей степени положительно влияет на развитие таких качеств, как коллективизм и дисциплинированность. При этом почти каждый второй учащийся отмечает, что школа позитивно воздействует на умение вести дискуссию, отстаивать свое мнение, проявлять инициативу, ставить цели и достигать их, разрешать конфликты. Исследование выявило, что школа существенно влияет на формирование коллективизма и значительно меньше - независимости и самоуважения.

Тема доверия школьников в целом и при выборе профессии в частности рассматривается в таблице 3. Больше всего старшеклассники по всем вопросам доверяют родителям, что свидетельствует об их высоком авторитете в глазах детей. Вместе с тем именно родители обеспечивают их материальные запросы и зачастую влияют на выбор вуза и профессии. К друзьям старшеклассники чаще обращаются по вопросам досуга. Около половины респондентов в поисках подработки и развлечений задействуют Интернет. Четвертая часть - использует его при выборе будущей профессии и учебного заведения. Обращает на себя внимание тот факт, что с педагогами по предложенным темам обучаемые советуются реже, чем с другими агентами социализации, возможно, оставляя за ними преимущественно образовательные функции. Также можно предположить, что у старшеклассников с преподавателями нет времени для свободного общения.

Таблица 3 - Распределение ответов на вопрос о том, с кем советуются учащиеся

по различным вопросам, %

Тема обращения Родители Учителя Друзья Использование Интернета, соцсетей

Выбор будущей профессии 84 16 24 24

Куда пойти учиться 69 24 24 27

Какие книги читать 21 36 54 30

На что потратить деньги 67 3 36 17

Где можно подработать 47 10 42 47

Куда пойти развлечься 28 5 68 45

Примечание: был возможен выбор нескольких вариантов ответа, поэтому сумма по строкам может быть больше 100 %.

Чтобы понять, какой информацией делятся учащиеся в пространстве школьной жизни, мы спросили о наиболее часто обсуждаемых в среде одноклассников темах. Полученные данные свидетельствует, что школа является пространством, где одноклассники обычно (48 %) общаются по поводу внутришкольных событий. Второе место по частоте занимают вопросы, касающиеся планов на будущее (45 %) и получения дальнейшего профессионального образования (42 %). Темы взаимодействия с педагогами находятся на третьей позиции по частоте обсуждения (39 %). Затем следуют события, происходящие в мире, музыка, фильмы, книги и др. Совершенно очевидно, что темы продолжения образования и планов на будущее приоритетны в среде одноклассников, что говорит о наличии у них социальной направленности, озабоченности собственной судьбой.

Дополнительно важно отметить следующее. Результаты исследования 2018 г. показывают, что вопросы приобретения профессии, определения места в жизни, создания семьи, автономного от родителей проживания и другие важные проблемы учащиеся хотят решить в возрасте от 18 до 30 лет. Главными доверенными лицами относительно выбора будущей профессии, продолжения образования и финансовых трат являются родители [14].

Один из ключевых выводов исследования состоит в том, что сегодня школа наряду с другими агентами социализации в условиях перманентного реформирования школьного образования в целом эффективно формирует у старшеклассников некоторые социально-профессиональные навыки, положительно влияет на развитие многих социально значимых умений и качеств, которые могут способствовать успешной профессиональной социализации. Исключением можно считать формирование таких качеств личности школьника, как независимость и самоуважение. Кроме того, выявлено отрицательное влияние школы на развитие стрессоустойчивости учащихся. Как показывают исследования, в частности Всемирного экономического форума, эти особенности характера будут востребованы в профессиональной карьере в ближайшем будущем.

Для преодоления обнаруженных проблем можно предложить следующее. В первую очередь важна координация усилий всех субъектов образовательного процесса - ученых и исследователей в области образования, экспертов, лиц, принимающих решения, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей и непосредственно школьников.

Возможно включение в план работы школы консультаций психологов по вопросам повышения стрессоустойчивости у субъектов образовательного процесса (как школьников, так и педагогов). Воспитание таких важных качеств личности, как независимость и самоуважение, на формирование которых школа влияет в незначительной степени, также должно войти в учебные программы, планы и формы воспитательной работы педагогов. К решению этой проблемы предлагается привлечь психологов и преподавателей, способных к деятельности по выработке стрессоустойчивости. В различных учебных заведениях к этой деятельности могут быть привлечены педагоги и специалисты. Многое будет зависеть от их личных качеств, опыта и способностей.

На сегодняшний день отношение родителей к детям в учебном плане все больше склоняется в сторону поддержки и опеки. Это не способствует выработке стрессоустойчивости, так как ученик чувствует меньше ответственности, находясь под защитой родителей, которые оправдывают неудачи и провалы в учебе. Для помощи педагогам в решении обозначенной проблемы следует проводить «профилактические» беседы с родителями о необходимости формирования у ребенка собственного чувства ответственности за происходящее с ним при обучении, умения видеть свои недостатки и нести ответственность за события, чтобы научиться управлять ситуацией, будучи непосредственным участником образовательного процесса.

В свою очередь, наиболее стрессоустойчивым и общительным учащимся можно предложить помогать улаживать конфликтные ситуации в группе и классе. Поскольку в основе стрессоустойчивости лежат терпение и умение спокойно переносить трудные ситуации, то для снижения уровня стресса следует объяснять ученикам, для чего нужно пережить то или иное испытание, т. е. дать ответ на вопрос: «Что я получу, если пройду через эту трудность». Лучше всего показать это на примерах удачного и неудачного опыта переживания стресса и разрешения проблемы, чтобы появилось понимание того, какие возможности открывает стрессоустойчивость.

Информация о том, что подготовка и сдача ЕГЭ вызывает у школьников массу трудностей, особенно в психологическом плане, не редкость. ЕГЭ, с одной стороны, формирует у них способность следовать правилам и точно соответствовать общепринятым стандартам, но с другой -вызывает большое волнение. Некоторые учащиеся, не пройдя успешно этот этап, оказывались в ситуации угрозы для жизни. Такая высокая значимость сдачи ЕГЭ, вероятно, должна быть подкреплена стрессоустойчивостью обучаемого.

Учитывая требования рынка труда, важно осуществлять эффективную деятельность по формированию качеств и умений, которые будут востребованы в 2025 г. и более отдаленной перспективе, когда большинство сегодняшних старшеклассников выйдут на рынок труда. В период значи-

мых социальных изменений в сфере образования создание постоянно действующей системы социологического мониторинга профессионального самоопределения школьников будет способствовать не только регулированию баланса спроса и предложения на рынке профессиональных услуг, но и продуктивности формирования личности будущего работника. Достоверность результатов исследования планов старшеклассников на будущее должна обеспечиваться обоснованностью методологических позиций и использованием соответствующих социологических методик.

Список источников:

1. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка : пер. с англ. М., 2017. 165 с. ; Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М., 2005. 431 с. ; Выгодский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2004. 512 с. ; Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. М., 2013. 351 с. ; Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М.М. Исениной. М., 1994. 479 с. ; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозици-онная концепция / В.А. Ядов, А.А. Семенов, В.В. Водзинская и др. М., 2013. 374 с.

2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4, № 3. С. 3-13. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2018-4-3-0-1 ; Константи-новский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь в сфере образования: ожидания и мотивация // Россия реформирующаяся : ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 15. М., 2017. С. 154-174 ; Саралиева З.Х.М., Кутявина Е.Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. № 3 (407). С. 70-76. https://doi.org/10.7868/S0132162518030078.

3. Послание Президента Федеральному собранию [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. 2018. 1 марта. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 20.09.2021).

4. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России / Н.П. Нарбут, И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2020. Т. 20, № 3. C. 611-621. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621.

5. Ключарев Г.А. Дистанционное (удаленное) обучение: к вопросу об эффективности и доступности // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Т. 6, № 3. С. 274-285. https://doi.org/10.18255/2412-6519-2020-3-274-285.

6. The Future of Jobs Report [Электронный ресурс]. 2020 // World Economic Forum. 2020. Oct. URL: http://www3.wefo-rum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf (дата обращения: 20.09.2021).

7. Нужна ли школе реформа? (XXI век: ожидаемые и желательные изменения системы народного образования России) / И.В. Бестужев-Лада, Н.П. Гришаева, Е.Ю. Иванова, Е.Ю. Колесникова, Е.И. Пронина ; под ред. акад. И.В. Бестужева-Лады. М., 2000. 192 с.

8. Практики социализации в образовательной среде в условиях современного общества: теоретико-методологические подходы и эмпирические исследования : коллективная монография / науч. ред. М.В. Рыбакова. М., 2017. 243 с. ; Современные проблемы образования, педагогики, социализации детей в контексте инновационных практик : монография / науч. ред. Б.С. Павлов. М., 2016. 200 с.

9. The Future of Jobs ...

10. Милехин А.В. Психологическая грамотность как фактор социализации старшеклассников в современной школе : дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 154 с.

11. Хлыбова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение социализации учащихся средних и старших классов : дис. . канд. психол. наук. М., 2009. 233 с.

12. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. М., 2009. 184 с.

13. Пронина Е.И. Роль школы в социализации старшеклассника в условиях модернизации образования // Мир современной науки. 2018. № 5 (51). С. 60-67.

14. Там же.

Информация об авторе Е.И. Пронина - старший научный сотрудник Института социологии, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=137525.

Information about the author E.I. Pronina - Senior Researcher, Institute of Sociology, Federal center of theoretical and applied sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=137525.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.09.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.09.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.