Научная статья на тему 'Тенденции дехристианизации общества в зеркале протестантской теологии ХХ столетия'

Тенденции дехристианизации общества в зеркале протестантской теологии ХХ столетия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
христианство / дехристианизация / протестантская теология / Christianity / de-Christianization / Protestant theology.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Панищев Алексей Леонидович

Данная статья посвящена протестантской теологии, анализ некоторых сторон которой проводится в контексте тенденций дехристианизации общества европейских стран. В статье отмечается, что в религиозном сознании в обществах европейских стран заметный кризис наступил после Первой мировой войны, которую в советской историографии не без причин принято называть империалистической. Стремление государственной власти контролировать христианские церкви также нанесло последним ущерб, усилившийся на фоне Второй мировой войны. Также отмечается, что стремление ряда теологов логически объяснить некоторые библейские повествования в действительности не дают трактовок, в верности которых можно быть уверенным, но могут подрывать в сознании людей сакральное восприятие Библии, тем самым подрывая в них религиозную веру. Многие протестантские теологи, отказавшись от феномена чуда как реального события, преподнесли их либо в научно объяснимом виде, который оказался неубедительным, либо в качестве мифа. Более того, стремление некоторых теологов свести религиозную жизнь не к духовности, а только к этичности, также не содействует развитию религиозного сознания людей. В данном исследовании имело место обращение к воззрениям таких теологов, как Пауль Тиллих, Карл Барт, Эмиль Бруннер, Рудольф Бультман.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of de-Christianization of Society in the Mirror of Protestant theology of the twentieth Century

This article is devoted to Protestant theology, the analysis of some aspects of which is carried out in the context of trends in the de-Christianization of society in European countries. The article notes that in the religious consciousness in the societies of European countries, a noticeable crisis occurred after the First World War, which in Soviet historiography, for some reason, is called imperialist. The desire of the state authorities to control Christian churches also caused damage to the latter, which intensified against the background of the Second World War. It is also noted that the desire of a number of theologians to logically explain some biblical narratives does not really give interpretations in the fidelity of which one can be sure, but can undermine the sacred perception of the Bible in people's minds, thereby undermining their religious faith. Many Protestant theologians, rejecting the phenomenon of a miracle as a real event, presented them either in a scientifically explicable form, which turned out to be unconvincing, or as a myth. Moreover, the desire of some theologians to reduce religious life not to spirituality, but only to ethics, also does not contribute to the development of religious consciousness of people. In this study, there was an appeal to the views of such theologians as Paul Tillich, Karl Barth, Emil Brunner, Rudolf Bultmann.

Текст научной работы на тему «Тенденции дехристианизации общества в зеркале протестантской теологии ХХ столетия»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №3. С. 157-167

УДК 23/28.26 Панищев А. Л., кандидат философии, доцент, профессор

Тенденции дехристианизации общества в зеркале протестантской теологии ХХ столетия

Аннотация. Данная статья посвящена протестантской теологии, анализ некоторых сторон которой проводится в контексте тенденций дехристианизации общества европейских стран. В статье отмечается, что в религиозном сознании в обществах европейских стран заметный кризис наступил после Первой мировой войны, которую в советской историографии не без причин принято называть империалистической. Стремление государственной власти контролировать христианские церкви также нанесло последним ущерб, усилившийся на фоне Второй мировой войны. Также отмечается, что стремление ряда теологов логически объяснить некоторые библейские повествования в действительности не дают трактовок, в верности которых можно быть уверенным, но могут подрывать в сознании людей сакральное восприятие Библии, тем самым подрывая в них религиозную веру. Многие протестантские теологи, отказавшись от феномена чуда как реального события, преподнесли их либо в научно объяснимом виде, который оказался неубедительным, либо в качестве мифа. Более того, стремление некоторых теологов свести религиозную жизнь не к духовности, а только к этичности, также не содействует развитию религиозного сознания людей. В данном исследовании имело место обращение к воззрениям таких теологов, как Пауль Тиллих, Карл Барт, Эмиль Бруннер, Рудольф Бультман.

Ключевые слова: христианство, дехристианизация, протестантская теология.

С первого десятилетия XXI века всё чаще и чаще звучит мысль о начале постхристианского этапа бытия человечества. Здесь обычно говорится об этапе развития, однако трудно сказать, насколько тут уместно будет звучать слово «развитие». Общество в России и западноевропейском мире в отношении религии в большей части индифферентно, кроме того, усиливаются позиции неоязычества, что представляет угрозу для гражданского единства крупных стран. Современную ситуацию в отношении религии в социуме можно охарактеризовать словами Олега Давыдова: «Равнодушие к актуальному, конструктивному, развивающемуся из перспективы первого лица богословию характеризует общую ситуацию постсоветской интеллектуальной культуры, которая находится в противоречии между старым и новым, между изобретением традиции и необходимым новаторством». 1 Причины таких процессов комплексны и для каждого из государств имеют свои особенности. В Западной Европе определённую роль сыграла десакрализация многих феноменов христианства, при этом особенно это явление оказалось заметным в странах, где сильны исследования в области естественнонаучной апологетики.

1 Милбанк Джон. Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума. М., 2022. С. 11.

В ходе таковых многие аспекты христианской жизни оказались представлены в контексте научной рациональности. Насколько это было обосновано с религиозной точки зрения? - вопрос дискуссионный и требующий отдельных исследований. В условиях отказа общества от Христианства некоторые теологи считают закономерным то, что в народы «может прийти только нигилизм и пост-человек».2 Тем не менее в данной работе мы осветим ряд тенденций в протестантской теологии ХХ века. Целью представленного исследования является анализ воззрений протестантских теологов в контексте тенденций дехристианизации европейского общества в ХХ веке.

К началу ХХ столетия уже сложились основные подходы к пониманию основных богословских вопросов. Тем не менее по ряду теологических тем велись дискуссии и писались крупные труды. Значительное влияние на богословскую мысль в христианстве оказали становление социологической науки и мощные социальные процессы, включая Великую Октябрьскую революцию, произошедшую в России в 1917 году. По сути, в теологии был поднят вопрос о том, что социальные условия жизни народов должны соответствовать христианским нормам. Провозглашение же приоритета христианских ценностей на фоне их практического игнорирования приводит к социальным смутам и потрясениям. Например, в России, где идеология православного христианства отражалась в гимне или в особенностях карьерных лестниц, расстрелы мирных демонстраций трудовых людей, доведённых до отчаяния своим унизительным и нищенским положение по сословному критерию, противоречили основам христианской морали. Важным событием, повлиявшим на духовную и интеллектуальную жизнь христианского мира в начале ХХ века, стала Первая мировая война, в ходе которой миллионы людей погибли за те ценности, которые значительной частью общества не без причины стали рассматриваться в качестве ложных.

Первая мировая война подняла вопрос о человечности самой системы международных отношений в капиталистическом мире, а также об этичности самого этого мира. Даже само слово «капитализм» постепенно в сознании трудовых людей обросло негативными коннотациями. Церкви, оказавшиеся в зависимости от государств, участвующих в этой войне, по сути, поддержали империалистические амбиции правительств. Немецкий теолог Карл Барт был совершенно не согласен с тем, что лидеры протестантских движений в Германии выразили полное согласие с речами кайзера, в которых звучали призывы к массовому убийству и жестокости. Пауль Тиллих сам в качестве капеллана оказался на фронте в центре верденского сражения, получившего название «верденская мясорубка». Он также увидел то, как за религиозными речами пасторов, зависимых от государственной власти, скрывалось благословение не на защиту Отечества, а на ограбление и порабощение других народов. Эмиль Бруннер подчеркнул несоответствие христианской совести действиям военно-полевых судов , которые в годы Первой мировой войны

2 Милбанк Джон. Там же. С. 19.

3 Brunner Е. Zur christologischen Begründung des Staates. Kirchenblatt für die reformierte Schweiz. Zürich, 1943, Jg. 99, H. l. С. 5.

вынесли множестве смертных приговоров, в том числе необоснованных. Общество стало свидетелем краха культуры и, выражаясь словами Освальда Шпенглера, «заката Европы».

В Германии и Швейцарии в протестантской среде сложилась диалектическая теология, в которой веру и разум, Библию, как Божественное Откровение и исторический источник изучали в русле законов диалектики, таких как единство и борьба противоречий; отрицания отрицания... Диалектическая теология развивалась в противовес либеральной теологии, позиции которой к началу ХХ века заметно ослабли. Было понятно, что попытки либеральной теологии свести религиозную жизнь только к этическому кодексу несостоятельны. Вместе с тем такого подхода ещё придерживались некоторые теологи.

Стремление теологов адаптироваться к новой реальности привело к тому, что научные знания, подверженные изменениям во времени, в ряде сфер теологии стали преобладать над знаниями божественного характера. Церковь предпочла давать обществу не то знание, которое носит обязывающий характер, а то, которое жаждет получить само общество, исходя из временной моды, настроений. Постепенно формируется идея «теологии социальных перемен».4 Здесь-то и формируется соблазн повести за собой народы под знаменем порока и вседозволенности. Ещё ранее Ф.М. Достоевский эту мысль выразил в таких словах: «О, мы разрешим им и грех. и они будут любить нас, как дети, за то, что мы им позволили грешить. Тихо умрут они, тихо угаснут во имя твоё и за гробом обрящут лишь смерть».5

Среди наиболее ярких представителей либеральной теологии ХХ века известен Карл Густав Адольф фон Гарнак (1851-1930). Он подчёркивал приоритет религиозной веры над догматическим учением. Разумеется, Гарнак не отрицал важность и необходимость догматики, однако подчёркивал, что Церковь держится не догматикой, а верой. Так, первые два столетия существования Христианской Церкви догматического вероучения как такового не было, оно начало постепенно складываться лишь с III века. Более того, в раннем христианстве ещё не сформировалось общепринятого канона Священного Писания, что не воспрепятствовало полноценной духовно-религиозной жизни христиан. Последующая католизация христианства не принесла Церкви пользы, более того, на этом фоне произошла попытка использовать Церковь для решения задач никак не связанных с христианством и религией вообще. Более того, в католичестве авторитет священников, особенно папы римского, оказывается настолько велик, что фактически заслоняет собой значимость Бога. В учении Гарнака божественная составляющая Христа себя не проявляет, а беря во внимание то, что Гарнак не признаёт чудес, включая воскрешение Христа из мертвых, Иисус Христос в учении Гарнака более видится великим высоконравственным человеком,

4 Сох Н. The secular city. Secularization and urbanization in theological perspective. N. Y. 1965, chapter 5. Toward a theology of social change. C. 91-107.

5 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 т. Т. 11. - М., 1982. С. 305-306.

нежели Богочеловеком. В отношении этических норм Гарнак видел их основной составляющей христианской жизни, что было свойственно либеральной теологии в целом. Вместе с тем Гарнак подчёркивал сущностную отличимость христианской жизни от научного познания: для христианина обязательно важна любовь к своему ближнему. Отсутствие таковой есть главное препятствие к христианству.

На воззрения Гарнака некоторое влияние оказала мифологическая школа. Так он скептически относился к чудесам, включая те, которые описаны в Евангелиях. При этом Гарнак подчёркивал, что в Древнем Мире любому авторитетному человеку могли чудеса приписать; уровень развития общества был таков, что элементы мифологического мировоззрения были ещё сильны и многие необъяснимые для того времени события трактовали в качестве чудесных. Также Гарнак подчёркивал, что Бог создал мир таким, каким он есть и каким он познаваем людьми, а чудеса не согласуются с законами созданного Богом мира. Иначе говоря, чудеса противоречат физическим законам, которые также обусловлены волей Божьей, а значит, Бог не будет отменять чудесами эти законы.

Следует обратить внимание на то, что в рамках либеральной теологии многие события в жизни Иисуса Христа рассматривались в мифологическом контексте, а сама Личность Христа в таком мировоззрении стала наделяться тем ореолом, который диктовался политическими и социальными ценностями.

Одним из ярких представителей диалектической теологии стал представитель кальвинизма Карл Барт (1886-1968). Этот теолог написал крупнейшие теологические работы, которые масштабны не только с позиций богословия ХХ века, но и истории богословской мысли вообще. Он выступал за мирный диалог между различными христианскими церквями, а также между государствами различных политических систем (капиталистическими и социалистическими). Сам К. Барт был активным сторонником христианского социализма, выступил против гитлеровского фашизма, а после Мюнхенского соглашения, лучше сказать, сговора, призвал к вооружённой борьбе с гитлеризмом. После окончания Второй мировой войны поддерживал развитые связи с христианскими общинами как в ФРГ, так и в ГДР.

Примечательно, что К. Барт, говоря об истории Христианства, подчёркивал, что её участниками являются не только ныне живущие люди, но и уже упокоившиеся, в Церкви нет мёртвых, но все живые и подчас голос из далёкого прошлого оказывается особенно полезным и нужным людям, живущим в настоящее время.

Карл Барт писал, что при помощи только разума понять Божье Откровение невозможно. Тем не менее каждый человек имеет религиозные представления. «Нет человека, который сознательно, бессознательно или полусознательно - в качестве предмета высочайшего своего устремления и доверия, основания глубочайшей ответственности и долга - не имел бы своего

бога или богов».6 В средние века такие представления о божественом бытии назвали бы априорными. Между тем эти априорные знания раскрывают перед человеком иной - метафизический - мир. Карл Барт подчёркивает, что Бог не является частью физического мира, природы, а стало быть, любые естественные пути познания Его бесперспективные. Всякие попытки связать богопознание с техническим прогрессом, наукой, интеллектуальным ростом, искусством, человеческими ценностями, не имеют реальных оснований, так как, если человек искренне стремится понять Божьи истины, то это возможно через покаяние, смирение, богоугодный образ жизни. Именно искренней религиозной верой, смиренностью пред Богом человек приобретает милосердие Божье, благодаря воле Которого может познавать Его истины. Человек без Христа никогда не познает ни Бога, ни себя самого. Если человек будет чтить Христа, то он осмыслит и глубокое духовное значение достоинства и ценности человеческой личности. Истинное исповедание Христианства немыслимо без служения людям.

Тем не менее само слово Божье и Его Откровение свидетельствуют о Боге, благодаря чему человек способен к богопознанию. Слово Божье дано людям в трёх формах, из которых только первая является прямой, а стальные опосредованными. Во-первых, факт рождения, жизни, смерти и воскрешения Иисуса Христа является непосредственной формой Слова Божьего; во-вторых, Библия, как Священное Писание, в Котором дано Божье Откровение; в-третьих, проповедническая деятельность христиан по распространению библейских истин. Карл Барт подчёркивает, что Христос есть центральная Личность и Христианства и всего христианского богословия. Он предлагает идею христологической сосредоточенности. В этом отношении учение Карла Барта христоцентрично. К. Барт точно почувствовал, что с антропоцентрима эпохи Ренессанса в религиозных концепциях человек стал представляться на центральных позициях, а Бог стал сводиться лишь к ни к чему не обязывающей идее. Поэтому он подчёркивает то, что теология должна быть ориентированной исключительно на служение Богу. Если бы теология «пожелала перевернуть это отношение, пожелала бы вместо того, чтобы подчинять человека Богу, подчинить Бога человеку, то тем самым она сама отдала бы себя в вавилонский плен какой-либо антропологии, онтологии или ноологии, то есть некоего заранее установленного толкования существования, веры и духовных способностей человека».7 Такие взгляды по существу есть защитная реакция теолога на тенденции вытеснения идеи Бога интересами людей. В сложившемся капиталистическом мире обозначились устойчивые тенденции к восприятию Церкви как некого механизма для решения вполне земных задач, некоторые из которых весьма неблаговидные. Между тем «Бог и познание Бога, утверждал Барт, никогда не станут достоянием человека - в любой момент они «могут

6 Барт, К. Введение в евангелическую теологию. - М.: Центр «Нарния»; 2006. С. 5. - Режим доступа в Интернете: https://studylib.ru/doc/4192876/karl-bart--vvedenie-v-evangelicheskuyu-teologiyu

7 Барт, К. Введение в евангелическую теологию. - М.: Центр «Нарния»; 2006. С. 7. - Режим доступа в Интернете: https://studylib.ru/doc/4192876/karl-bart--vvedenie-v-evangelicheskuyu-teologiyu

о

быть отняты и восприняты заново». Общество ХХ века в своих поступках ориентировалось не на библейские заповеди, а на собственные желания. Разумеется, и в более ранние времена можно найти примеры игнорирования христианских норм, однако это делалось скрытно, под какой-либо личиной, пусть и псевдорелигиозной. В ХХ веке маски были сброшены, и религиозная культура стала предметом археологии или ценностью для узкой группы людей. В этом отношении примечательно, что, когда после февральской буржуазной революции в Русской армии отменили обязательное посещение храма, то на церковную службы стали приходить 5-10 % от личного состава. Между тем, если в обществе есть христиане, то таковое не предоставлено только самому себе, оно развивается в русле, в котором находится место для божественного провидения.9 Отсюда мы можем констатировать и обратный тезис: общество, в котором господствует религиозная индифферентность, живёт по собственным правилам, которые могут и не соответствовать божественному замыслу о человечестве и его истории. Время жизни Карла Барта ещё не ознаменовалось комплексным отказом от религии, но теолог уже отмечает, что в обществе уже имеет место быть противостояние между божественным и человеческим.10 Мир людей постепенно становится исключительно светским.

В ХХ веке и в России, и во многих странах Европы из системы образования были убраны религиозные дисциплины. Нельзя сказать, что это была злая воля правительств, скорее речь шла о социальном запросе на отмену таковых. Общество оказалось перед фактом того, что для осмысления библейских текстов нужна духовная работа, от которой большинству людей, как они решили, проще отказаться. Библия становится Священным Писанием настолько, насколько человек её понимает и на том уровне духовного развития, который достигнут человеком. Библия, по сути, является собой стремление передать христианское вероучение в качестве божественного посредством человеческих понятий. Карл Барт подчёркивает, что в Библии есть, прежде всего, не комплекс правильных мыслей человека о Боге, а правильная оценка человека Богом.

Исключительно на основе Библии понять сущность христианского Откровения невозможно, это достигается только при духовных усилиях человека и позволения Бога. При этом Бог всех людей предопределяет к познанию Откровения и духовному спасению, однако, если человек не обращается к духовной работе над собой, не ведёт жизнь по правилам, предписанным христианством, то этим он отвергает Божью благодать и лишает себя возможности к пониманию Откровения и к спасению души. В этом отношении можно сказать, что потенциально каждый человек по воле Божьей может духовно спастись, однако не все люди признают значимость и

8 Лифинцева, Т. П. «Теология Кризиса» Карла Барта: «Оправдание Верой» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 8(63). С. 14.

9 Barth К. Der Christ in der Gesellschaft. Anfänge der dialektischen Theologie. T. I. Hrsg, von J. Moltmann. -München, 1962. С. 3.

10 Barth К. Der Christ in der Gesellschaft. Anfänge der dialektischen Theologie. T. I. Hrsg, von J. Moltmann. -München, 1962.

необходимость христианства. Если же человек на основе своей свободной воли принимает христианский образ жизни, то тем самым реализует ту спасительную возможность, к которой его предопределяет Бог.

В проповеднической деятельности христиан формируется Церковь, через которую в опосредованной форме людям даётся слово Божье. Вместе с тем Церковь не есть статичный и неизменный институт. Карл Барт употребляет словосочетание «реформирующаяся Церковь». Теолог подчёркивает, что Церковь не является безошибочной, непогрешимой и свои недостатки должна уметь признавать и исправлять. Если Церковь окажется в гордыне, в убеждении в своей идеальности, то она может выродиться, вплоть до отвержения своего Господа. Необходимо помнить, что Церковь создаётся людьми, которые сами несовершенны. Однако вне Христианства нет других церквей, которые учили бы тем истинам, которые даны людям через Иисуса Христа. Церковь находится под постоянным взором Бога и человеческого общества. Также нужно учесть, что Церковь развивается в различных исторических и региональных условиях, что также обуславливает необходимость в постоянном реформировании.

Не менее знаменит другой протестантский теолог - Пауль Тиллих (18861965). Он родился в Германии, но с 1933 года жил и работал в США. Пайль Тиллих был одним из немногих немецких учёных, кто открыто не поддержал власть Гитлера в Германии и эмигрировал в США. Мыслитель подчёркивал, что националистическая идеология приводит к сотворению ложного бога, кумира, который всегда будет требовать кровавых жертв.

Относительно сущности человека, П. Тиллих видит её в идеалистическом ключе, поскольку в человеке есть образ Божий, однако, оторвавшись от Бога, человек в своём существовании очень страдает и утрачивает соответствие своему образу. В этом отношении между сущностью и существованием человека проводится чёткая граница.

П. Тиллих отличился умение находить компромиссные решения в сложных ситуациях. Так, после Первой мировой войны многие теологи посчитали, что современная им культура, как человеческое порождение, бесконечно оторвана от Христианства. Однако Пауль Тиллих выразил мысль, согласно которой богословы, живя в постоянно меняющемся мире, должны находить ответы, касающиеся вечных устоев, ценностей. Культура ставит перед обществом вопросы, причём отличающиеся друг от друга согласно историческому периоду или региону, а теология отвечает на эти вопросы. «Свою систему он называл «апологетической», полагая, что «апологетическая теология» - это «отвечающая теология», исходящая из вечной христианской Вести и использующая средства той ситуации, на чьи вопросы она отвечает».11

Пауль Тиллих в своём трёхтомном труде «Систематическая теология» подчёркивает, что Бога нельзя изучать как сторонний предмет или объект, Бог познаётся в индивидуальном духовном опыте, в собственной сущности. Встреча человека с Богом проходит в духовном опыте. При этом особенности и

11 Левит, С.Я. Теология культуры Пауля Тиллиха // Культурология. 2017. № 1(80). С. 66.

направления духовного опыта необходимо осмысливать с учётом общей культурной среды, в которой жил человек.

Похожие мысли выражал другой протестантский теолог из Швейцарии Эмиль Бруннер (1889-1966). Он считал, что традиционный научный подход, в котором выделяют субъект и объект познания для теологии оказался ошибочным, так как Бог постигаем в духовном опыте, при котором человек мыслит себя в контексте Духа Божьего, встречается в себе самом с Богом. «Э. Бруннера как протестантского мыслителя интересует, в первую очередь, сама рациональная возможность мышления об Абсолюте и человеке в контексте кризисного мышления, ставящего под сомнение любые усилия человеческого ума».12 Христианская жизнь предполагает событие человека с Богом. Разум тогда оказывается средством постижения истинного, когда прекращает своё независимое существование и вживается в бытие Бога.

Сам по себе человек вне Духа Божьего не в силах постичь божественную реальность, поскольку онтологически человек и Бог несоизмеримы друг с другом. Человек может приближаться к пониманию Бога лишь при условии наличие крепкой веры в Бога и ведения духовной жизни. Среди сущностных качеств человека Э. Бруннер особое внимание отводил ответственности. Человек на всей земле является единственным существом, которому Бог Себя открыл. Стало быть, человек отвечает за Слово Божье, за Его замысел о мире и человеке.

Важной особенностью религиозных воззрений Э. Бруннера стало его отношение к Священному Писанию. Сама по себе традиция протестантизма предполагает некоторую абсолютизацию Библии, которая видится

13

единственным реально авторитетным источником знаний о христианстве. Однако Э. Бруннер подчёркивает, что Писание есть слово, принадлежащее человеку, но не Богу, есть попытка человеческими средствами выразить божественные истины, которая в полной мере может выражаться лишь Богочеловеком Иисусом Христом. Никакие слова или речи не могут быть полностью адекватным средством выражения сути христианского вероучения. В определённом смысле идеи Э. Бруннера были христоцентричны. Э. Бруннер пишет, «что в Библии нет субъективной или объективной истины. Истина в библейском представлении - это не рациональное понятие в области субъектно-объектной оппозиции, истина не имеется, а случается, истина не пропозициональна, а антропологична, она подразумевает событие встречи Бога и человека».14 По сути, человек сам в ходе духовного опыта ищет и открывает и божественную истину, в которой раскрываются его экзистенциальные возможности. По степени глубины веры человек познаёт и

12 Ворохобов, А.В. Религиозно-персоналистическая антропология Эмиля Бруннера и Фридриха Гогартена // Труды Нижегородской Духовной семинарии. 2019. № 17. С. 149.

13 В католическом мире, со времён Реформации, часто говорилось, что Мартин Лютер сверг живого папу римского, а вместе него поставил «бумажного папу», то есть Священное Писание.

14 Ворохобов, А.В. Религиозно-персоналистическая антропология Эмиля Бруннера и Фридриха Гогартена // Труды Нижегородской Духовной семинарии. 2019. № 17. С. 151.

христианские истины. Таким образом, человек реализует себя, свои гносеологические возможности только в контексте его связи с Богом.

Мы видим, что Священное Писание в трудах Э. Бруннера принимает не столько теологическое, сколько антропологическое измерение, что соответствует общим тенденциям в протестантском богословии. Тем не менее Личность Христа для Э. Бруннера остаётся центральной, чего невозможно сказать в контексте общих настроений в протестантской церкви. Критика в адрес реформаторского учения исходит из того, что наши отцы, когда речь идет о государстве, говорят не об Иисусе Христе, а о Боге; что, таким образом, мысль о том, что Христос есть господин и над государством, не воспринимается всерьез, а на месте Иисуса Христа появляется «некое всеобщее, в известной мере анонимное провидение». 15 В результате божественные постановления стали терять свою действенность относительно людей, превратились из высших законов в некие рекомендации, причём обременяющие и ограничивающие, а, значит, вызывающие раздражения. Эти обстоятельства также стали условием дехристианизации общества.

В протестантизме занимает важное место теолог Рудольф Бультман (1884-1976). На этого мыслителя заметно повлияла уже уходящая в историю мифологическая школа. В 1941 году вышла в свет его работа «Новый Завет и мифология». В ней он обращает внимание на то, что человеку с естественнонаучным образованием сложно согласиться с рядом библейских постулатов. Р. Бультман считает, что в Библии содержатся мифы, от которых необходимо избавляться. Вероятно, во времена написания библейских Книг посредством таких мифов удавалось объяснить какие-либо религиозные постулаты, однако в ХХ веке такой подход не является полезным и необходима демифологизация Библии. Вместе с тем Р. Бультман допускает аллегорическое толкование некоторых библейских сюжетов.

Для воззрений Р. Бульмана характерно убеждение в том, что рассуждения о Боге полезны для человека лишь при условии наличия веры в Бога. Вне религиозной веры попытки говорить о Боге могут навредить душе. Человек так устроен, что естественным образом стремится понять смысл своей жизни, осознать свою конечную цель. Упование на философское познание, согласно взглядам Р. Бультмана, не оправдывается. «Недостаточность философского подхода к данному вопросу, по мнению Бультмана, заключается в том, что философия, будучи способной познать падшесть человека, то есть открыть человеку его неподлинность и сделать ее онтологически понятной, предлагает ему самому преодолеть эту падшесть, что в христианской терминологии означает самоспасение от греха». 16 Способность науки осмыслить ограниченность человеческого бытия, но невозможности в научном русле найти путь для преодоления конечности существования человека приводят к трагичным мотивам философствования. При этом упование на то, что в

15 Brunner Е. Zur christologischen Begründung des Staates. Kirchenblatt für die reformierte Schweiz. Zürich, 1943, Jg. 99, H. l. С. 10.

16 Ворохобов, А.В. Религиозно-персоналистическая антропология Эмиля Бруннера и Фридриха Гогартена // Труды Нижегородской Духовной семинарии. 2019. № 17. С. 149.

философии или иной науке человек сможет себя спасти похоже на первородный грех, когда человек впервые отпал от Бога. Наука и философия могут привести человека к гордыне и иллюзии возможности спасти самого себя без помощи Божьей.

Только при условии христианской жизни человеку может быть доступно понимание смысла и сути своей жизни. Таковые раскрываются в свете религиозной веры и духовности. Только при условии смиренного принятия воли Божьей, согласия с тем, что вне Бога истинное бытие человека невозможно, человек способен к духовному росту и спасению. Христианская вера может являться для человека и делом, и действием. Однако важно, чтобы дело христианской жизни не стала показным и объектом отвлеченного исследования, так как в таком случае ослабнут христианские действия, а между тем именно в них происходит становление личности и осмысление себя в мире.

В качестве вывода данной статьи мы обратим внимание на то, что к началу XXI века общество подошло к финалу своей дехристианизации. Этому способствовали, во-первых, некоторые тенденции протестантского богословия, в котором не признавался ряд религиозных явлений, если он противоречил научным знаниям, во-вторых, стремление свести духовную жизнь к соблюдению этического кодекса и божественным предписаниям либерально придать характер условный, рекомендательный. Не последнюю роль в дехристианизации общества сыграли обе мировые войны, в ходе которых ряд теологов и философов поддержали сторону агрессоров. Этим они, вероятно, добились лояльности со стороны политических режимов в коротком историческом времени, но дискредитировали себя и свои идеи перед историей в вечности.

Литература

1. Барт, К. Введение в евангелическую теологию. - М.: Центр «Нарния»; 2006. - 90 с.

2. Ворохобов, А.В. Религиозно-персоналистическая антропология Эмиля Бруннера и Фридриха Гогартена // Труды Нижегородской Духовной семинарии. - 2019. - № 17. - С. 145-164.

3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Достоевский Ф.М. // Собрание сочинений в 12 т. Т. 11. - М., 1982. - С. 623.

4. Левит, С.Я. Теология культуры Пауля Тиллиха // Культурология. - 2017. - № 1(80). - С. 65-79.

5. Лифинцева, Т. П. «Теология Кризиса» Карла Барта: «Оправдание Верой» / Т. П. Лифинцева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2009. - № 8(63). - С. 5-11.

6. Милбанк Джон. Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума. - М.: Теоэстетика, 2022. - 736 с.

7. Barth К. Der Christ in der Gesellschaft. - Anfänge der dialektischen Theologie. T. I. Hrsg, von J. Moltmann. - München, 1962. - С. 3-37.

8. Brunner Е. Zur christologischen Begründung des Staates. - Kirchenblatt für die reformierte Schweiz. Zürich, 1943, Jg. 99, H. l. - С. 2-36.

9. Сох Н. The secular city. Secularization and urbanization in theological perspective. N. Y.. 1965, chapter 5. Toward a theology of social change. - C. 91-107.

Panishchev A. L., Candidate of Philosophy, Associate Professor

Trends of de-Christianization of Society in the Mirror of Protestant theology of the twentieth Century

Abstract. This article is devoted to Protestant theology, the analysis of some aspects of which is carried out in the context of trends in the de-Christianization of society in European countries. The article notes that in the religious consciousness in the societies of European countries, a noticeable crisis occurred after the First World War, which in Soviet historiography, for some reason, is called imperialist. The desire of the state authorities to control Christian churches also caused damage to the latter, which intensified against the background of the Second World War. It is also noted that the desire of a number of theologians to logically explain some biblical narratives does not really give interpretations in the fidelity of which one can be sure, but can undermine the sacred perception of the Bible in people's minds, thereby undermining their religious faith. Many Protestant theologians, rejecting the phenomenon of a miracle as a real event, presented them either in a scientifically explicable form, which turned out to be unconvincing, or as a myth. Moreover, the desire of some theologians to reduce religious life not to spirituality, but only to ethics, also does not contribute to the development of religious consciousness of people. In this study, there was an appeal to the views of such theologians as Paul Tillich, Karl Barth, Emil Brunner, Rudolf Bultmann.

Keywords: Christianity, de-Christianization, Protestant theology.

References

• Barth, K. Introduction to Evangelical theology. - M.: Narnia Center; 2006. - 90 p.

• Vorokhobov, A.V. The religious and personalistic anthropology of Emil Brunner and Friedrich Gogarten // Proceedings of the Nizhny Novgorod Theological Seminary. - 2019. - No. 17. -pp. 145-164.

• Dostoevsky F.M. The Brothers Karamazov / Dostoevsky F.M. // Collected works in 12 volumes. Vol. 11. - M., 1982. - p. 623.

• Levit, S.Ya. Theology of culture by Paul Tillich // Culturology. - 2017. - № 1(80). - Pp. 65-79.

• Lifintseva, T. P. "Theology of Crisis" by Karl Barth: "Justification by Faith" / T. P. Lifintseva // Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. The right. -2009. - № 8(63). - Pp. 5-11.

• Milbank John. Theology and social theory: beyond the secular mind. - M.: Theoesthetics, 2022. - 736 p.

• Barth К. Der Christ in der Gesellschaft. - Anfänge der dialektischen Theologie. T. I. Hrsg, von J. Moltmann. - München, 1962. - С. 3-37.

• Brunner Е. Zur christologischen Begründung des Staates. - Kirchenblatt für die reformierte Schweiz. Zürich, 1943, Jg. 99, H. l. - С. 2-36.

• Сох Н. The secular city. Secularization and urbanization in theological perspective. N. Y.. 1965, chapter 5. Toward a theology of social change. - C. 91-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.