Научная статья на тему 'Тенденции активизации общественной дипломатии во внутренней политике России'

Тенденции активизации общественной дипломатии во внутренней политике России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественная дипломатия / неправительственные организации / внутренняя политика. / public diplomacy / nongovernment organizations / interior policy.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — И. Л. ШершнёВ

В статье раскрываются основные тенденции активизации общественной дипломатии в российской внутренней политике на основе анализа ежегодных докладов Общественной палаты Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF PUBLIC DIPLOMACY ACTIVATION IN RUSSIAN DOMESTIC POLICY

The article investigates basic trends of public diplomacy activation in Russian domestic policy based on the analysis of annual reports of the Civic Chamber of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Тенденции активизации общественной дипломатии во внутренней политике России»

УДК 323.2(470) И. Л. Шершнёв

канд. полит. наук, доц., доц. каф. политологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: ishershnev@mail.ru

ТЕНДЕНЦИИ АКТИВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

В статье раскрываются основные тенденции активизации общественной дипломатии в российской внутренней политике на основе анализа ежегодных докладов Общественной палаты Российской Федерации.

Ключевые слова: общественная дипломатия; неправительственные организации; внутренняя политика.

Shershnev I. L.

Candidate of Political Science, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Political Science in the Institute of International Relations and Social-Political Science, MSLU

TRENDS OF PUBLIC DIPLOMACY ACTIVATION IN RUSSIAN DOMESTIC POLICY

The article investigates basic trends of public diplomacy activation in Russian domestic policy based on the analysis of annual reports of the Civic Chamber of the Russian Federation.

Key words: public diplomacy; nongovernment organizations; interior policy.

Степень влияния институтов гражданского общества России и их общественной дипломатии на процесс принятия и реализации решений в различных сферах жизнедеятельности общества и государства проявляется неоднозначно, остается крайне недостаточной и далеко не определяющей. Сказываются неразвитость гражданского общества, неготовность его членов к солидарным действиям, неотработанность механизмов взаимодействия государства, общества и бизнеса, отсутствие государственной программы развития общественных инициатив и другие факторы.

По мнению руководителя Россотрудничества К. И. Косачёва, в российском обществе пока нет реальной самоорганизации и нужно выстраивать конструктивный диалог общества с властью, соблюдать солидарную ответственность за происходящее. Он считает, что «ключевая проблема России - в слабости государственных

и общественных институтов. Это порождает последствия: коррупцию, неэффективность законов и судов и пр.» [5]. Ссылаясь на западный опыт, он отмечает: «почти каждый европеец состоит в каком-нибудь объединении. Есть мощные профсоюзы, экологические, антивоенные и правозащитные движения. Труд и капитал садятся за стол, чтобы выработать тарифные соглашения. Экологи создают парламентские партии» [5].

Вместе с тем, потенциал общественной самоорганизации, общественной дипломатии является весьма значительным. Отмечается осознанное стремление людей к объединению на основе общих интересов. Участие граждан в профессиональных, социальных, культурных, местных, экспертных, неформальных и иных сообществах позволяет им совместно вырабатывать цели той или иной деятельности и достигать их, соединять свои усилия и вовлекать в общественно-полезное дело другие общественные структуры, а также привлекать представителей власти и бизнеса.

Проведенный нами контент-анализ ежегодных докладов Общественной палаты Российской Федерации [3], де-факто являющейся ведущим институтом гражданского общества России, позволил выявить основные тенденции активизации общественной дипломатии во внутренней политике. На основании нашего исследования можно выделить следующие области деятельности общественности, неправительственных организаций и граждан во внутриполитическом процессе: общественный контроль; общественная экспертиза; налаживание и поддержание нормальных межнациональных отношений; противодействие коррупции; укрепление местного самоуправления; благотворительность; модернизация; экономика; экология; социальная политика; образование и наука; совершенствование правовой базы.

В документах Общественной палаты РФ достаточно полно и обоснованно раскрыты названные области деятельности, включающие в себя элементы общественной дипломатии. Мы использовали основные положения этих документов для выстраивания общей линии проявления гражданской активности в сфере общественной дипломатии за период 2005-2013 гг. При этом приводит аргументацию Общественной палаты РФ, стремясь подчеркнуть ее официальный характер.

Общественный контроль. Взаимодействие институтов гражданского общества и власти осуществляется по линии складывания

системы общественного контроля в стране, основу которой составляют такие институты гражданского общества как общественные палаты, общественные советы, общественные наблюдательные комиссии всех уровней, некоммерческие организации. Они являются не только переговорными площадками для обсуждения жизненно важных проблем, но и служат цели обучения актива НКО необходимым знаниям в области права, управления и т. д., что способствует выработке грамотных решений в области контроля. Кроме того, появляются примеры неинституциональной активности граждан в осуществлении контрольных функций.

Взаимодействие органов государственной власти с институтами общественного контроля и некоммерческими организациями - один из важнейших факторов развития гражданского общества и общественной дипломатии в России. В процессе этого взаимодействия налаживаются доверительные отношения между ними, достигается взаимопонимание, создается благоприятная атмосфера для выполнения по согласованию с субъектами гражданского общества функций контроля над государственными, общественными, предпринимательскими структурами; осуществляется общественная экспертиза законопроектов; создаются площадки для широкого обсуждения социально значимых проблем, осуществления общественно-дипломатической деятельности.

Общественная экспертиза. За последние пять лет заметно проявил себя институт общественной экспертизы как на федеральном, так и на региональном уровнях, в деятельности которого, как правило, используются приемы и методы общественной дипломатии. Общественная экспертиза направлена на повышение качества и эффективности принимаемых решений в финансовых, бюджетных, земельных и имущественных вопросах. Она создает институциональные препятствия для коррупционных проявлений и сговора.

Развитие института общественной экспертизы жизненно важно для налаживания отношений, укрепления доверия между обществом и властью. Поскольку НКО не наделены правом законодательной инициативы, то основным форматом их участия в законотворческом процессе является общественная экспертиза законопроектов. Она осуществляется через экспертные советы при министерствах и ведомствах, а также при комитетах Государственной Думы и Совета Федерации, Общественной палаты РФ путем участия в общественных слушаниях и других мероприятиях.

В стране пока не создан эффективный механизм учета предложений и участия экспертов третьего сектора в повседневной деятельности органов власти. В условиях экономического кризиса и в свете принимаемых властью и предпринимателями антикризисных мер наиболее значимой задачей является институционализация общественной экспертизы деятельности властных органов и бизнес-структур, налаживание действенной и устойчивой обратной связи с ними со стороны гражданского общества, в чем, собственно, и находит свое выражение общественная дипломатия.

Общественный мониторинг и оценка. Проведение мониторинга и оценки необходимо для проектов, задействованных в сфере внутренней политики. Мониторинг и оценка позволяют обеспечивать подотчетность организации перед населением. «Проведение периодических оценок может помочь усовершенствовать исполнение, поскольку можно получить полный обзор достижений проекта и направления его работы (исходя из данных мониторинга) и выработать рекомендации для внесения изменений в свете полученного опыта» [1, с. 23]. Мониторинг и оценка помогают выполнять коммуникативную функцию, так как могут предоставлять заинтересованным лицам необходимую информацию [1]. Особую роль общественный мониторинг приобретает в период экономического кризиса.

Степень консолидированности позиций представителей трех секторов (государства, общества, бизнеса) выражается в достижении объективных оценок, на основе которых вырабатываются взаимоприемлемые решения, используя приемы и средства общественной дипломатии, например: о путях модернизации экономики, развития демократии, благоустройства общественной жизни и социума. Отсутствие взаимопонимания между властью и представителями других секторов ведет к росту социальной напряженности.

Межнациональные отношения. Совместное проживание носителей многих культур и языков в рамках одной страны и в составе одного российского народа - это постоянная характеристика нашего государства на протяжении всей истории. Этническое и религиозное многообразие российского народа составляет его богатство, силу, а религиозное и межнациональное согласие является условием стабильности и развития страны. Но это при условии, что все они способны договариваться между собою. Использование общественной дипломатии открывает возможности для сохранения достояния народов и культур.

Особое значение имеет деятельность этнокультурных объединений и национально-культурных автономий в РФ, где проживают представители многих народов. При участии этнокультурных сообществ в некоторых субъектах Федерации подготовлены в контексте общественной дипломатии соглашения о гражданском мире и согласии между органами государственной власти и национальными общественными объединениями, разработаны региональные целевые программы поддержки этнокультурного развития. В России исторически сложилось доброе взаимопонимание и сотрудничество между основными религиями и этническими группами. Такие отношения следует сохранять, используя общественную дипломатию. Общественная дипломатия должна связать общество и государство в поиске адекватных ответов на вызовы радикального национализма и экстремизма.

Миграционная политика. К задачам государственной миграционной политики РФ, в решении которых необходимо участие субъектов общественной дипломатии, относятся следующие положения Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. [4]. В ней сделан упор на содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости. Важным также является положение Концепции о создании условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.

Противодействие коррупции. Основополагающим условием решения задач модернизации России, повышения эффективности ее внутренней и внешней политики на сегодняшний день является преодоление коррупции. Это национальное, приоритетное направление деятельности гражданского общества, общественной дипломатии.

Общественная палата РФ в 2011 г. представила Президенту России Доклад об эффективности, проводимых в РФ антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики, в котором сформулированы рекомендации по повышению эффективности борьбы с коррупцией [2].

Общественная дипломатия может и должна принимать активное участие в борьбе с коррупцией и взятничеством. Если государству надлежит принимать и реализовывать необходимые законодательные, политические, административные решения, то общественная дипломатия должна поставить перед собой цель формировать антикоррупционные фон и культуру, соответствующую общественную атмосферу нетерпимости к проявлениям коррупции, организовывать повсеместные дискуссии, изобличающие факты коррупции, создать условия для референдума и заключения национального антикоррупционного договора.

Укрепление местного самоуправления (МСУ). Традиционно гражданское общество наиболее активно действует на уровне местного управления. Именно на местном уровне граждане решают насущные задачи организации своего жизненного пространства. Здесь вырабатываются микромодели гражданской самоорганизации и взаимоотношений муниципальных властей и граждан. Насколько эти отношения гармоничны и насколько граждане способны договариваться в вопросах обустройства своего дома, подъезда, улицы и города - от этого во многом зависит авторитет и сила гражданского общества всей страны.

Несмотря на то, что местное самоуправление в России находится в стадии становления, есть ряд примеров конструктивной гражданской активности на местном уровне, диалога с муниципальными властями, которые необходимо пропагандировать и активно перенимать.

Благотворительность. В русле общественной дипломатии все более активно проявляется благотворительная деятельность населения. Данная тенденция является, безусловно, позитивной. Вовлечение граждан в благотворительную деятельность посредством общественной дипломатии должно стать одним из главных приоритетов гражданского общества России. Помощь в развитии данной тенденции способны оказать общественные организации; СМИ, которые могут распространять информацию о возможностях благотворительности, приложении своих усилий и об опыте такой работы; компании, поддерживающие добровольчество своих сотрудников; государство, разрабатывая соответствующее законодательство на федеральном и региональном уровнях.

Состояние благотворительной деятельности в России требует активизации механизмов самоорганизации участников

благотворительной деятельности, а также саморегулирования благотворительных организаций на принципах партнерского взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.

Модернизация. Реализация заявленного руководством России стратегического курса на системную модернизацию всех сфер жизнедеятельности страны и переход к инновационному развитию требуют консолидации усилий государства, гражданского общества и деловых кругов. Об этом свидетельствует общественная экспертная дискуссия, развернувшаяся вокруг проблемы модернизации, выявившая принципиальное различие подходов по ряду ключевых позиций: образ желаемого будущего, модель и характер модернизации - опережающий или догоняющий, механизмы ее реализации, уровень вовлечения общества в модернизационные процессы.

Сегодня Общественная палата РФ выступает интегратором работы общественных советов при государственных учреждениях, отвечающих за реализацию политики модернизации. Она, используя методы общественной дипломатии, вовлекает институты гражданского общества в процессы модернизации российской экономики и других сфер жизни страны, содействует формированию идеологии и конкретных направлений модернизации, ведет широкую информационно-просветительскую работу и осуществляет экспертную деятельность, позволяющую проводить модернизацию на высоком качественном уровне.

В этом плане важную роль призвано сыграть создаваемое электронное правительство, развитие в нем интерактивной составляющей, проведение электронных форумов, тематических дискуссий и других форм общения, где граждане могли бы взаимодействовать с властью.

Экономика. Россия, пережившая мировой финансовый кризис, стоит на пороге нового финансово-экономического потрясения. В этих условиях институты гражданского общества, их общественная дипломатия способны стать одним из эффективных инструментов его консолидации, содействия реализации антикризисных мер, предпринимаемых государством, бизнес-сообществом, модернизации экономики и других сфер жизни. Участие граждан в деятельности некоммерческих организаций может стать важным элементом стратегии их адаптации к складывающейся кризисной ситуации. Вполне возможен

рост волонтерства в системе НКО за счет привлечения добровольцев к выполнению общественно-полезных функций.

Экономика сегодня форматирует рынок труда и состояние производительных сил в России, по-новому позиционирует роль профсоюзов в общественной жизни России, наполняет иным содержанием проблематику защиты прав трудящихся, заставляет создавать инструменты разрешения трудовых споров. Все эти вопросы постоянно должны быть в фокусе внимания институтов российского гражданского общества, например трудовые отношения в целом ряде системообразующих отраслей находились на грани конфликта. Общественная дипломатия могла бы оказать существенную помощь в их разрешении.

Экология. Общественная дипломатия содействует сохранению экологии живых систем и рациональному природопользованию, поддержка которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны. Она способствует созданию условий для внедрения экологически безопасных производств, поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации государственной программы по созданию стратегических запасов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения мобилизационных нужд РФ и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.

Социальная политика. Общественная дипломатия призвана участвовать в решении социальных проблем, куда входит деятельность в таких сферах, как образование, наука, культура, поддержка здорового образа жизни, защита природы, борьбы с наркотизацией и алкоголизацией общества.

Экономический кризис будет способствовать активизации позиции граждан по защите собственных прав. Поэтому работа организаций, оказывающих правовую помощь населению, а также правозащитных институтов в целом, может стать востребованной и получить поддержку населения. Одновременно во время кризиса возрастет необходимость взаимопомощи населения, но, скорее всего, будет использоваться не столько финансовая поддержка, сколько другие формы помощи. Поэтому потребуются усилия действующих НКО по организации такой взаимопомощи. Для этого необходимо

способствовать активизации общественной дипломатии, способствующей солидарным действиям и вовлечению в работу организаций, отдельных инициатив. В этой связи на повестку дня выносится вопрос о выработке государственной программы содействия развитию общественных инициатив и ее планомерной реализации.

Образование и наука. Общественная дипломатия актуализирует общественное участие в управлении образованием и оценке его качества, а также защиту прав потребителей образовательных услуг в случаях их ненадлежащего качества. Для этого она консолидирует образовательные сообщества. В последние годы проявляется тенденция объединения учителей в виртуальные сетевые, профессиональные объединения. Это новый элемент гражданского общества, обладающий собственной коммуникационной площадкой, доступом к мировым образовательным ресурсам, поддержания диалога и обеспечения взаимопомощи.

Положительной тенденцией является рост профессионализма в среде общественных организаций, что благоприятно сказывается и на осуществлении ими общественной дипломатии. Отсюда повышенное внимание к экспертному потенциалу НКО и готовность к сотрудничеству с ними государственных органов и бизнес-структур. В этом плане в качестве площадок общественной дипломатии хорошо зарекомендовали себя общественные приемные, которые оказывают консультативную помощь жителям, представителям местного самоуправления, неправительственным организациям, осуществляют работу с обращениями граждан.

Совершенствование правовой базы. Правоприменение играет большую роль в отношениях власти и общества. Современное государство должно обеспечивать существование единого правового поля на всей территории страны, равенство всех перед законом. Без законодательной регламентации не может быть полноценно реализована общественная дипломатия, такая ее функция как общественное обсуждение предлагаемых властями проектов и решений, в том числе законодательных инициатив. Общественные дебаты и дискуссии будут эффективными и результативными, только если при их организации и проведении в полной мере соблюдать принципы прозрачности, равнодоступности, представительства всех заинтересованных сторон. При этом уровень представительства органов власти должен быть достаточным для выстраивания ответственного диалога.

Исследование развития общественной дипломатии показало, что в последние годы отмечаются тенденции активизации общественно-дипломатической деятельности на всех направлениях российской внутренней политики. Наиболее активно она проявляет себя в вовлечении институтов гражданского общества в процессы модернизации различных сфер жизнедеятельности. Общественная дипломатия участвует в разрешении межнациональных, межконфессиональных, межкультурных конфликтных отношений, устранении таких опасных явлений как мигрантофобия и кавказофобия, противодействии экстремизму, терроризму, коррупции. Позитивной является тенденция вовлечения граждан в экологическую деятельность страны; в широкую информационно-просветительскую работу; в экспертную деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бейквел О. Совершенствуя процесс развития: Практическое пособие по мониторингу и оценке. - М. : ЮТИАС, 2004. - 121 с.

2. Доклад об эффективности, проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.oprf.ru/files/dokument2011/doklad antikorrupciya.pdf.

3. Ежегодные доклады Общественной палаты «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. oprf.ru/documents/1151/1897/

4. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/15635

5. Косачев К. И. Выступление на международной конференции «Демократия на постсоветском пространстве: 20 лет спустя» Прага, 11-12 сентября 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rs.gov. ru/sites/rs.gov.ru/files/vystup_kosachev_praha_2012.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.