Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2014–2015 гг.'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2014–2015 гг. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Практики борьбы с коррупцией / направления дея-тельности / коррупционное давление / рейдерские атаки / исполнительные органы власти / бизнес / обращения граждан / работа экспертов. / Practices of counteracting corruption / activity directions / corruption pressure / raider pressure / executive authorities / business / complaints of citizens / expert work.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Николаевна Матюхина

Автор анализирует изменившийся в новейшей истории России опыт противодействия главному пороку российской управленческой модели – коррупции, а также современные региональные методы борьбы с ней на примере практики Центра Общественных процедур «Бизнес против коррупции». Деятельность Центра имеет несколько направлений: оперативное направление – рассмотрение обращений предпринимателей по конкретным случаям рейдерства и коррупции на базе общественной оценки, оказание содействия предпринимателям при обращении в органы государственной власти и органы местного самоуправления; аналитическое направление – мониторинг ситуации с коррупционным и рейдерским давлением в бизнес-среде, анализ ситуации посредством данных социологических опросов, специальных Интернет-ресурсов, работы с экспертными центрами; информационное направление – создание информационных ресурсов и широкое публичное освещение проблематики, предание гласности фактов коррупционного давления на бизнес и рейдерских атак; законодательное направление – разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации. Помимо этого реализация орга-низационно-правовых мер по противодействию коррупции может вклю-чать в себя и многие другие мероприятия, которые перечислены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Николаевна Матюхина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF IMPLEMENTATION OF NATIONAL ANTI-CORRUPTION PLAN 2014–2015

The author analyzes the experience of counteracting corruption as the main defect of the Russian management model in recent history of Russia, as well as current regional practices of combating corruption using the example of the Center for Public procedures “Business against corruption”. The Center’s activity has several direc-tions. The first is operational direction, which means reviewing complains of business-persons about specific cases of raiding and corruption based on public assessment and assisting businesspersons in appealing to state powers and local self-government. The second is analytical direction, which includes monitoring the situation with corruption and raider pressure in the business environment, and the analysis of the situation through survey data, special internet resources, as well as working with centers of expertise. The third is informational direction, which means the development of information resources and broad public coverage of the cases of corruption, publication of facts of corruption and pressure over business and corporate raids. The fourth is legislative direction, which means the development of proposals for improving the legislation of the Russian federation. In addition, the implementation of organizational and legal measures to combat corruption may include many others means, which are listed in the article.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2014–2015 гг.»

УДК 328/185

Елена Николаевна Матюхина

кандидат философских наук, доцент кафедры политологии Института истории и политических наук Тюменского государственного университета, г. Тюмень. E-mail: ematyuhina@mail.ru

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2014-2015 гг.

Автор анализирует изменившийся в новейшей истории России опыт противодействия главному пороку российской управленческой модели - коррупции, а также современные региональные методы борьбы с ней на примере практики Центра Общественных процедур «Бизнес против коррупции». Деятельность Центра имеет несколько направлений: оперативное направление - рассмотрение обращений предпринимателей по конкретным случаям рейдерства и коррупции на базе общественной оценки, оказание содействия предпринимателям при обращении в органы государственной власти и органы местного самоуправления; аналитическое направление - мониторинг ситуации с коррупционным и рейдерским давлением в бизнес-среде, анализ ситуации посредством данных социологических опросов, специальных Интернет-ресурсов, работы с экспертными центрами; информационное направление - создание информационных ресурсов и широкое публичное освещение проблематики, предание гласности фактов коррупционного давления на бизнес и рейдерских атак; законодательное направление -разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации. Помимо этого реализация орга-низационно-правовых мер по противодействию коррупции может вклю-чать в себя и многие другие мероприятия, которые перечислены в статье.

Ключевые слова: Практики борьбы с коррупцией, направления дея-тельности, коррупционное давление, рейдерские атаки, исполнительные органы власти, бизнес, обращения граждан, работа экспертов.

Научное обеспечение формирования и реализации государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции требует выработки сбалансированного механизма включения в этот процесс специалистов разных отраслей знаний - юристов, экономистов, налоговиков, представителей надзорных и правоохранительных органов, общественности. В статье проведен анализ имевшегося в новейшей истории России опыта противодействия главному пороку российской управленческой модели и современные региональные практики борьбы с ней. Центр Общественных процедур «Бизнес против коррупции» осуществляет работу в трех направлениях. Оперативное направление - рассмотрение обращений предпринимателей по конкретным случаям рейдерства и коррупции на базе общественной оценки, оказание содействия предпринимателям при обращении в органы государственной власти и органы местного самоуправления; аналитическое направление - мониторинг ситуации с коррупционным и рейдерским давлением в бизнес-среде, анализ ситуации посредством данных социологических опросов, специальных Интернет-ресурсов, работы с экспертными центрами; ин-

формационное направление - создание информационных ресурсов и широкое публичное освещение проблематики, предание гласности фактов коррупционного давления на бизнес и рейдерских атак; законодательное направление -разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации с учетом мнения предпринимателей о сложившейся практике правоприменения, направленных на противодействие коррупции, снижение административных барьеров и улучшение инвестиционного климата. Помимо этого реализация организационно-правовых мер по противодейст-вию коррупции на примере Тюменской области может также включать в себя следующие направления:

- публикация отчета о реализации органами исполнительной власти Тюменской области мер в сфере противодействия коррупции за прошедший календарный год;

- рассмотрение на заседаниях Центра общественного реагирования (ЦОР) вопросов, относящихся к сфере противодействия коррупции;

- анализ обращений граждан, содержащих информацию о фактах коррупции со стороны государственных гражданских служащих Тюменской области;

- организация работы «горячей линии» ЦОР (Администрации Тюменской области), размещение «телефонов доверия» на сайтах органов исполнительной власти Тюменской области и анализ фактов коррупции, ставших известными в результате функционирования «горячей линии» и «телефонов доверия».

Анализ российской истории приводит к неутешительному выводу о том, что воровали в государстве всегда, и государству нужно позаботиться о том, чтобы отработать действенные меры наказания виновных в преступлениях служащих, фигурантов крупных коррупционных скандалов.

Научное сообщество имеет подобный опыт. Яркий пример тому - личность Георгия Сатарова, учредителя, участника, а затем Президента Фонда «ИНДЕМ». В 1999 г. он начал преподавать в Московском государственном университете (МГУ), тогда же вошел в состав общественного экспертного совета Всемирного банка по проблемам государственного управления и коррупции. В мае 20002 г «ИНДЕМ» презентовал результаты проекта «Диагностика российской коррупции», инициированного Всемирным банком. В этом исследовании была дана обобщенная оценка коррупционного рынка. А в октябре 2002 г. фонд представил «Исследование лидеров и аутсайдеров российской коррупции в регионах». Заслуживает упоминания и опыт общения Сатарова с представителями регионов непо-средственно в 11 поездках по регионам Центрального, Поволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов. В поездках он читал лек-ции о противодействии коррупции. 8 апреля 2004 г. Сатаров возглавил Общественный союз «Антикоррупция» (ОСА). Этот союз был основан фондом «ИНДЕМ» вместе с Национальным антикоррупционным комитетом и организацией мелкого и среднего бизнеса «ОПОРА России» для формирования «общественного мнения, направленного против коррупции». В июле 2005 г. Сатаров обнародовал результаты исследований «ИНДЕМа», из которых следовало, что за четыре года уровень коррупции в сфере бизнеса в России резко вырос. В июле 2006 г. Сатаров принял участие в конференции «Другая Россия», организованной оппозицией в противовес саммиту «Большой восьмерки». На конференции Сатаров произнес речь о разрушении российской

правовой системы силами государства и подписал открытое письмо участников форума к лидерам «восьмерки». В письме говорилось, что правительство России возвращает страну в прошлое, устанавливая контроль над СМИ, отменяя выборы губернаторов, вмешиваясь в дела соседних государств.

Прошло 8 лет, но ни один из перечисленных упреков не может быть снят, напротив, теперь «восьмерка» в связи с событиями в Украине, упрекает нас во вмешательстве в дела соседнего государства. А новость об аресте Дениса Сугробова, главы государственной службы по противо-действию коррупции по обвинению в организации преступного сообщества с целью фальсификации данных о количестве раскрытых коррупционных преступлений вообще не оставляет никаких иллюзий по поводу серьезности намерений государства вести борьбу с этим злом.

Поскольку до сих пор государство не слишком оправдывало связанные с ним ожидания, гражданское общество должно продемонстрировать свой потенциал в противодействии коррупции. Отдельные примеры того, как это происходит, будут проанализированы в данной статье. Начать следует, пожалуй, с Центра Общественных процедур «Бизнес против коррупции», сопредседателями которого являются действующий омбудсмен по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации, Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Юрьевич Титов и Председатель Президиума Общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство»; председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004-2010) Элла Александровна Памфилова. В Общественный совет данной структуры входят 37 человек, в их числе журналист, лауреат двух премий ТЭФИ, соавтор «Бутырка-блога», автор книги «Бутырка» Ольга Юрьевна Романова, член Общественной палаты РФ, телеведущий Максим Шевченко. Есть также Секретариат. Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» находится в Москве на ул. Трубной. Он имеет Регламент рассмотрения обращений, методические рекомендации по подготовке экспертного заключения в рамках процедур Центра, методические рекомендациями по подготовке заключения региональным отделением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в рамках мероприятий Центра общественных мероприятий «Бизнес против коррупции».

Миссией Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» является защита представителей бизнеса от рейдерства и коррупционного давления. Она осуществляется в следующих направлениях.

Оперативное направление - рассмотрение обращений предпринимателей по конкретным случаям рейдерства и коррупции на базе общественной оценки, оказание содействия предпринимателям в обращении в органы государственной власти и органы местного самоуправления; аналитическое направление - мониторинг ситуации с коррупционным и рейдерским давлением в бизнес-среде, анализ ситуации посредством данных социологических опросов, специальных интернет-ресурсов, работы с экспертными центрами; информационное направление - создание информационных ресурсов и широкое публичное освещение проблематики, предание гласности фактов коррупционного давления на бизнес и рейдерских атак; законодательное направление - разработка предложений по совершенствованию законодательства

Российской Федерации с учетом мнения предпринимателей о сложившейся практике правоприменения, направленных на противодействие коррупции, снижение административных барьеров и улучшение инвестиционного климата.

Регламент работы Центра предполагает не только прием обращений, но и выяснение позиций противоположной стороны конфликта, которой Секретариат направляет письменный запрос с просьбой передать в Секретариат Центра в письменном виде обоснование своей позиции по Обращению. Отсутствие ответа на указанный запрос в течение 35 рабочих дней с даты его направления считается «Отказом от сотрудничества», о чем делается соответствующая отметка в Реестре обращений. Предусматривается в этой связи, что противоположная сторона конфликта может быть представлена органами государственной власти, включая правоохранительные. Ее позиция определяется на основании имеющихся в распоряжении Центра процессуальных документов и решений соответствующих органов государственной власти.

После поступления заключений региональных отделений «Деловой России» Секретариат Центра проводит комплексный анализ обращения и представленных по нему материалов на предмет соответствия обращения миссии Центра и готовит резюме по материалам обращения, которое с приложением заключения регионального отделения направляет сопредседателям. Они принимают решение о возможности принятия обращения для его дальнейшего рассмотрения Центром по существу либо об отказе в рассмотрении. Далее следует правовая экспертиза обращения. Она осуществляется экспертом в области юриспруденции, входящим в состав Общественного Совета Центра и содержит правовую квалификацию всех обстоятельств Обращения. Сопредседатели Центра на основании экспертного правового заключения с учетом общественной значимости обращения в течение трех рабочих дней принимают решение о рассмотрении Обращения Общественным Советом Центра. Подготовка проекта Общественного заключения, а также заседания Общественного совета Центра для рассмотрения конкретного обращения осуществляет Секретариат Центра с обязательным размещением на интернет-сайте Центра анонса предстоящего заседания. Принятое на заседании заключение публикуется на интернет-сайтах Центра и «Деловой России», а также в профильных средствах массовой информации. Секретариат Центра вместе с заявителем принимает необходимые меры для обеспечения ознакомления членов Общественного совета Центра с позицией противоположной стороны конфликта, ее представители должны быть приглашены на соответствующее заседание Общественного совета. Секретариат Центра в течение 14 рабочих дней готовит и согласовывает с Сопредседателем Центра протокол заседания Общественного совета. В соответствии с решением Общественного совета направляются адресные письма в заинтересованные органы государственной власти, общественные объединения и организации. Центр общественных процедур имеет также Наблюдательный совет. Материалы Обращения и Общественного заключения Советом Центра совместно с Сопредседателем могут быть направлены членам Наблюдательного совета в случае установления в конфликте фактов и обстоятельств, находящихся в компетенции федеральных органов государственной власти.

В состав Наблюдательного совета Центра входят представители федеральных органов государственной власти, принимающие непосредственное участие в работе по противодействию коррупции, а также уполномоченные рассматривать обращения по вопросам коррупции и рейдерства в рамках установленной компетенции. Состав Наблюдательного совета Центра размещается на интернет-сайте Центра www.nocorruption.biz.

Член Наблюдательного совета в виде резолюции по Обращению Центра дает поручение по порядку рассмотрения Обращения Центра. В соответствии с резолюцией члена Наблюдательного совета в федеральном государственном органе проводятся соответствующие мероприятия на предмет подтверждения изложенных в Обращении Центра нарушений (фактов) и изучения их обстоятельств, в том числе проверки. По результатам рассмотрения Обращения Центра в федеральном государственном органе в Секретариат Центра направляется ответ. Информацию о результатах рассмотрения Обращения в федеральном государственном органе Секретариат Центра размещает на официальном интернет-сайте Центра, а также по решению члена Наблюдательного совета на официальном интернет-сайте федерального государственного органа. Таким образом достоянием гласности становятся результаты проведенных проверок, обстоятельства совершения коррупционных поступков и принятые меры по отношению к виновным должностным лицам. По решению Общественного совета, Наблюдательного совета и сопредседателей Центра информация о стадиях рассмотрения Обращения заявителя и его результатах может также освещаться в других средствах массовой информации.

Центр является структурой общероссийской с представителями организации «Деловая Россия» в каждом субъекте Федерации. Известна также деятельность Общероссийской общественной организации содействия защи-те прав граждан и безопасности общества во главе с Виталием Зарудиным.

Общероссийская общественная организация «Безопасное Отечество» составила рейтинг коррумпированности регионов в сфере государственных закупок по итогам 2013 г. Чувашия оказалась на 73-м месте из 83 по уровню коррумпированности в сфере госзакупок в России. Согласно представленным данным, в республике за указанный период осуществлены 18882 госзакупки на общую сумму более 37 млрд рублей. Обоснованные жалобы на торги были поданы в 92 случаях, отказано в заключении контракта в 47. В первой тройке самых коррумпированных регионов в сфере госзакупок по результатам рейтинга в 2013 г. оказались Чеченская Республика, Чукотский автономный округ и Республика Дагестан, наименее коррумпированы Брянская область, Удмуртия и Татарстан (83, 82 и 81-е места соответственно).

На региональном уровне работа Центра общественного реагирования на факты коррупции может быть организована, например, по следующей схеме.

Перечень программных мероприятий

№№ п/п Наименование мероприятия Срок исполнения, годы Исполнитель Объем финансирования Источник финансирования

1 2 3 4 5, 6, 7 8

1. Реализация организационно-правовых мер по противодействию коррупции

1.1 Информирование населения области (иного субъекта Федерации) о мероприятиях Программы, в том числе с использованием средств массовой информации 20132014 ЦОП

1.2 Публикация отчета о реализации органами исполнительной власти области (иного субъекта Федерации) мер в сфере противодействия коррупции за прошедший календарный год 20132014 ЦОП

1.3 Рассмотрение на заседаниях ЦОП вопросов в сфере противодействия коррупции 20132014 ЦОП

1.4 Анализ обращений граждан на предмет наличия в них информации о фактах коррупции со стороны государственных гражданских служащих области (иного субъекта Федерации) 20132014 ЦОП

1.5 Организация работы «горячей линии» ЦОП (Администрации области (иного субъекта Федерации)), указание «телефонов доверия» на сайтах органов исполнительной власти области (иного субъекта Федерации) в целях анализа фактов коррупции, ставших известными в результате функционирования «горячей линии» и «телефонов доверия» 20132014 ЦОП

1.6 Разработка модельных правовых актов для органов местного самоуправления муниципальных образований области (иного субъекта Федерации) по вопросам противодествия коррупции 2013 ЦОП

1.7 Проверка положений об органах исполнительной власти области, их структурных подразделениях, а также должностных регламентов государственных гражданских служащих области (иного субъекта Федерации) в целях выявления в них положений, спо собствующих созданию условий для коррупционных действий 2013

1.8 Разработка планов по противодействию коррупции в органах исполнительной власти области (иного субъекта Федерации) 20132014 ЦОП

1.9 Контроль за исполнением планов по противодействию коррупции в органах исполнительной власти области (иного субъекта Федерации) 20132014 ЦОП

1.10 Оказание правовой, информационной и методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований области (иного субъекта Федерации) в разработке муниципальных целевых программ противодействия коррупции 20132014 Департамент Тюменской области по вопросам местного самоуправления, ЦОП

1.11 Проведение социологических исследований для выявления доли граждан, сталкивающихся с проявлениями коррупции, и уровня коррупции при исполнении органами исполнительной власти области (иного субъекта Федерации) государственных функций и предоставлении ими государственных услуг 20132014

2. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов

2.1 Проведение экспертизы проектов областных нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции 2013-2014 ЦОП

2.2 Осуществление мониторинга областных нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции 2013-2014 ЦОП

3. Разработка и внедрение антикоррупционных механизмов в рамках кадровой политики, реализуемой в органах исполнительной власти области (иного субъекта Федерации)

3.1 Осуществление контроля за предоставлением соответствующих сведений гражданами, претендующими на замещение вакантных должностей государственной службы области (иного субъекта Федерации) и государственными гражданскими служащими области (иного субъекта Федерации) 2013-2014

3.2 Проведение проверок достоверности и полноты соответствующих сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение вакантных должностей государственной службы области (иного субъекта Федерации) и государственными гражданскими служащими области (иного субъекта Федерации) 2013-2014

3.3 Проведение проверок на предмет соблюдения федерального и областного законодательства по вопросам государственной службы в органах исполнительной власти области (иного субъекта Федерации) 2013-2014 ЦОП

3.4 Анализ результатов контроля за формированием на конкурсной основе кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы области (иного субъекта Федерации) и за обеспечением его эффективного использования 2013-2014 ЦОП

3.5 Включение в программы курсов профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих области (иного субъекта Федерации) вопросов, связанных со служебной этикой и предупреждением коррупционных действий должностных лиц государственных органов; основ действующего законодательства по противодействию коррупции, вопросов, связанных с юридической ответственностью за коррупцию, урегулированием конфликта интересов и создания механизмов его урегулирования 2013-2014 ЦОП

3.6 Обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению го сударственных гражданских служащих области (иного субъекта Федерации) и урегулированию конфликта интересов 2013-2014 ЦОП

4. Разработка механизмов, способствующих совершенствованию организации деятельности органов исполнительной власти области (иного субъекта Федерации) в сфере противодействия коррупции

4.1 Проведение проверок соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов Российской Федерации в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области (иного субъекта Федерации) 2013-2014 ЦОП

4.2 Разработка и внедрение административных регламентов исполнения органами исполнительной власти области (иного субъекта Федерации) государственных функций и предоставления ими государственных услуг 2013-2014 ЦОП

4.3 Осуществление проверок качества бюджетных услуг, оказываемых областными государственными учреждениями 2013-2014 ЦОП

4.4. Проведение мониторинга качества предоставления бюджетных услуг областными государственными учреждениями 2013-2014 ЦОП

4.5 Организация и проведение семинаров с участием государственных заказчиков области (иного субъекта Федерации) по вопросам, связанным с размещением государственных заказов 2013-2014 ЦОП

4.6 Развитие системы предоставления государственных услуг по принципу одного окна на территории области (иного субъекта Федерации) 2013-2014 ЦОП

5. Реализация мер по противодействию коррупции, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства

5.1 Проведение встреч с представителями малого и среднего предпринимательства по вопросам защиты их прав и законных интересов 2013-2014 ЦОП

5.2 Оказание правовой и информационной поддержки по вопросам противодействия коррупции общественными объединениями 2013-2014 ЦОП

5.3. Проведение ежегодного конкурса среди журналистов области (иного субъекта Федерации) на всестороннее и объективное информирование населения о проблемах противодействия коррупции, а также о фактах проявления коррупции на территории области (иного субъекта Федерации) 2013-2014 ЦОП

5.4 Разработка и публикация методических материалов по вопросам противодействия деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства 2013-2014 ЦОП

6. Формирование у государственных гражданских служащих области (иного субъекта Федерации), граждан нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям

6.1 Организация и проведение семинаров, круглых столов, «прямых линий», противодействия коррупции с участием руководителей органов исполнительной власти области (иного субъекта Федерации), руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области (иного субъекта Федерации), правоохранительных органов, представителей общественности, бизнеса, средств массовой информации 2013-2014 ЦОП

6.2 Создание и размещение рекламы антикоррупционной направленности 2013-2014 ЦОП

6.3 Изготовление и демонстрация теле- и радиороликов, публикация материалов антикоррупционной направленности 2013-2014 ЦОП

6.4 Проведение областной конференции с представителями органов исполнительной власти области (иного субъекта Федерации), органов местного самоуправления муниципальных образований области (иного субъекта Федерации), общественных и религиозных объединений, средств массовой информации области (иного субъекта Федерации) на тему «Взаимодействие государства с институтами гражданского общества по формированию среди граждан нетерпимого отношения к коррупции» 2013-2014 ЦОП

7. Повышение информационной открытости органов исполнительной власти области (иного субъекта Федерации)

7.1 Создание и поддержка Интранет/ Интернет-сайта Администрации области (иного субъекта Федерации) «Противодействие коррупции в области (ином субъекте Федерации)» для информирования граждан по вопросам противодействия коррупции 2013-2014 ЦОП

7.2 Обеспечение доступа граждан к официальной информации о деятельности органов исполнительной власти области (иного субъекта Федерации) посредством создания и поддержки Интранет/ Интернет-сайтов органов исполнительной власти области (иного субъекта Федерации) 2013-2014 ЦОП

7.3 Обеспечение работы «виртуальной приемной» и «телефонов доверия» Администрации области (иного субъекта Федерации) для получения информации о проявлениях коррупции среди государственных гражданских служащих области (иного субъекта Федерации) 2013-2014 ЦОП

7.4 Размещение на сайте Администрации области (иного субъекта Федерации), в газетах информации о при-влечении к ответственности должностных лиц органов исполнительной власти области (иного субъекта Федерации) за коррупционные деяния с использова-нием служебного положения 2013-2014 ЦОП

7.5 Размещение в газете и на радио разъяснений по порядку обращения граждан и представителей организаций с информацией о фактах коррупции 2013-2014 ЦОП

Площадкой антикоррупционного инвестирования может стать присоединенный к России Крым. Россия - страна с глубоким коррупционным наследием, причем коррупция поставлена у нас так, что ни одно управленческое решение без коррупции принято быть не может. И если Крым был объявлен территорией инвестирования, не сложно предположить, что там скоро окажутся старые коррупционные кланы и рейдерские группировки. В этом плане перед гражданским обществом России стоит исключительно серьезная задача - ни в коем случае не допустить участия в инвестиционной деятельности в Крыму ни Волошиных, ни Юмашевых, ни Маммутовых. Нужно создать в Крыму эффективный инвестиционный механизм, чтобы инвестиционная система там работала без сбоев. Потребуется создание государственных и полугосударственных институтов. Попытка их создания осуществлялась в 1990-е гг. Но после того, как программа попала в руки Касьянова и Уринсона, она была выхолощена. Сегодня на базе Крыма должна быть разработана схема некоррупционного инвестирования, которая затем может быть использована в других регионах России. Но судя по тому, как стремительно увеличивается проектная стоимость строительства Керчинского моста, старые коррупционные практики изживут себя еще не скоро.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Безверхов А. О некоторых вопросах квалификации коррупционных преступлений // Уголовное право. 2013. № 5. С. 28-33.

2. Ивахник А. Антикоррупционный настрой Президента Путина [Электронный ресурс]. URL: http://wwwpolitcom.ru/15449.html (дата обращения: 21.07.2014).

3. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. док. / сост. В.С. Овчинский. М. : Инфра-М, 2010. 640 с. (Высш. образование).

4. Российские центры политического консультирования // Полития. 1999. № 2. С. 228-234.

5. Румянцева Е.Е. Коррупция: война против людей, свободы, демократии : книга нашей жизни. М. : ИНФРА-М, 2010. 104 с.

6. Сухаренко А.Н. Антикоррупционная политика России: состояние и проблемы // Юрид. мир. 2013. № 11. С. 15-19.

7. Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики : сб. очерков / под ред.: В.В. Лунеев. М. : Юрайт, 2010. 779 с.

8. Цирин А.М. Контроль имущественного положения как мера по противодействию кор-рупции // Журнал рос. права. 2013. № 9. С. 100-113.

REFERENCES

Bezverkhov A. O nekotorykh voprosakh kvalifikatsii korruptsionnykh prestupleniy, Ugolovnoepravo, 2013, no. 5, pp. 28-33. (in Russ.).

Ivakhnik A. Antikorruptsionnyy nastroy Prezidenta Putina, available at: http://wwwpolitcom.ru/15449.html (accessed 21 July 2014). (in Russ.).

Luneev V.V. (ed.) Ugolovnoe pravo. Aktual'nye problemy teorii i praktiki : sb. ocherkov, Moscow, Yurayt, 2010, 779 p. (in Russ.).

Ovchinskiy V.S. (comp.) Mezhdunarodno-pravovye osnovy bor'by s korruptsiey i otmyvaniem prestupnykh dokhodov : sb. dok., Moscow, Infra-M, 2010, 640 p. (in Russ.).

Rossiyskie tsentry politicheskogo konsul'tirovaniya, Politiya, 1999, no. 2, pp. 228-234. (in Russ.).

Rumyantseva E.E. Korruptsiya: voyna protiv lyudey, svobody, demokratii : kniga nashey zhizni, Moscow, INFRA-M, 2010, 104 p. (in Russ.).

Sukharenko A.N. Antikorruptsionnaya politika Rossii: sostoyanie i problemy, Yurid. mir, 2013, no. 11, pp. 15-19. (in Russ.).

Tsirin A.M. Kontrol' imushchestvennogo polozheniya kak mera po protivodeystviyu korruptsii, Zhurnal ros. prava, 2013, no. 9, pp. 100-113. (in Russ.).

Elena N. Matyukhina, Candidate of Philosophy, assistant professor, Chair of Political Science, Department of History and Political Science, Tyumen State Univer-sity, Tyumen. E-mail: ematyuhina@mail.ru

REGIONAL FEATURES OF IMPLEMENTATION OF NATIONAL ANTI-CORRUPTION PLAN 2014-2015

Abstract: The author analyzes the experience of counteracting corruption as the main defect of the Russian management model in recent history of Russia, as well as current regional practices of combating corruption using the example of the

Center for Public procedures "Business against corruption". The Center's activity has several direc-tions. The first is operational direction, which means reviewing complains of business-persons about specific cases of raiding and corruption based on public assessment and assisting businesspersons in appealing to state powers and local self-government. The second is analytical direction, which includes monitoring the situation with corruption and raider pressure in the business environment, and the analysis of the situation through survey data, special internet resources, as well as working with centers of expertise. The third is informational direction, which means the development of information resources and broad public coverage of the cases of corruption, publication of facts of corruption and pressure over business and corporate raids. The fourth is legislative direction, which means the development of proposals for improving the legislation of the Russian Federation. In addition, the implementation of organizational and legal measures to combat corruption may include many others means, which are listed in the article.

Keywords: Practices of counteracting corruption, activity directions, corruption pressure, raider pressure, executive authorities, business, complaints of citizens, expert work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.