Научная статья на тему 'Новый порядок формирования общественной палаты российской Федерации'

Новый порядок формирования общественной палаты российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Общественная палата Российской Федерации / общественные палаты субъектов Российской Федерации / общероссийские общественные объединения / некоммерческие организации / «президентский список» / Общественная палата Марий Эл. / Public chamber of the Russian Federation / public chambers of territorial subjects of the Russian Federation / all-Russian public associations / non-profit organizations / «the presidential list» / Public chamber of Mari El.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурдо Евгений Петрович, Новоселова Екатерина МихайЛовна

В статье рассматривается обновленная процедура формирования Общественной палаты Российской Федерации. Поэтапно освещается порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации VI состава (2017–2020 гг.). Процесс избрания представителей от общественных палат субъектов РФ анализируется на примере Общественной палаты Республики Марий Эл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурдо Евгений Петрович, Новоселова Екатерина МихайЛовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW PROCEDURE FOR THE FORMATION OF PUBLIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the updated procedure of formation of Public chamber of the Russian Federation is considered. The order of formation of Public chamber of the Russian Federation of the VI structure (2017– 2020) is step by step lit. Process of election of representatives from public chambers of territorial subjects of the Russian Federation is analyzed on the example of Public chamber of the Republic of Mari El.

Текст научной работы на тему «Новый порядок формирования общественной палаты российской Федерации»

служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»): указ Президента РФ от 21.09.2009 г. № 1065 (ред. от 19.09.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 39, ст. 4588.

13. Ахметова Н.А. Конфликт интересов на государственной службе // Власть. 2013. № 12. С. 124-127.

14. Иванов Э.А. Антикоррупционный комп-лаенс-контроль в странах БРИКС: монография.

М.: ИД «Юриспруденция», 2015. 136 с.

15. Коновалов В.А. Пути совершенствования антикоррупционной деятельности в системе публичной службы Российской Федерации. 2014. № 6. С. 36-40.

16. Медведев: РФ готовит предложения по коррупционной статье Конвенции ООН // РИА Новости (06.12.2013). URL: https://ria.ru/ society/20131206/982436132.html#ixzz2mslLel7 (дата обращения: 05.10.2017).

БАСКАКОВА Василиса Евгеньевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: baskakovavasilisa@mail.ru.

КРИВАКСИНА Юлия Владимировна - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: juliasaw@rambler.ru.

ПАТРУШЕВА Анастасия Владимировна - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: 2406anastasiya@mail.ru.

BASKAKOVA, Vasilisa Evgenyevna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Process and Criminalistics. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: baskakovavasilisa@mail.ru.

KRIVAXINA, Yulia Vladimirovna - Undergraduate. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: juliasaw@rambler.ru.

PATRUSHEVA, Anastasia Vladimirovna - Undergraduate. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail:2406anastasiya@mail.ru.

УДК 351.9

НОВЫЙ ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.П. Бурдо, Е.М. Новоселова

В статье рассматривается обновленная процедура формирования Общественной палаты Российской Федерации. Поэтапно освещается порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации VI состава (2017-2020 гг.). Процесс избрания представителей от общественных палат субъектов РФ анализируется на примере Общественной палаты Республики Марий Эл.

Ключевые слова: Общественная палата Российской Федерации; общественные палаты субъектов Российской Федерации; общероссийские общественные объединения; некоммерческие организации; «президентский список»; Общественная палата Марий Эл.

E.P. Burdo, E.M. Novoselova. THE NEW PROCEDURE FOR THE FORMATION OF PUBLIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the updated procedure of formation of Public chamber of the Russian Federation is considered. The order of formation of Public chamber of the Russian Federation of the VI structure (20172020) is step by step lit. Process of election of representatives from public chambers of territorial subjects of the Russian Federation is analyzed on the example of Public chamber of the Republic of Mari El.

Keywords: Public chamber of the Russian Federation; public chambers of territorial subjects of the Russian Federation; all-Russian public associations; non-profit organizations; «the presidential list»; Public chamber of Mari El.

Порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации (далее - ОП РФ) существенно изменился в 2013 и 2016 гг. в связи с принятием и вступлением в силу феде-

ральных законов от 23.07.2013 г. № 235-Ф3 [2], от 28.12.2013 г. № 439-Ф3 [3] и от 28.12.2016 г № 487-ФЗ [1].

В отличие от предыдущего порядка фор-

мирования количество членов ОП РФ увеличилось с 126 до 168 членов, а начиная с V состава ОП РФ представляют по одному члену от каждой региональной Общественной палаты. Последняя новелла крайне позитивно оценивается представителем ОП РФ VI состава от Общественной палаты Республики Марий Эл Т.Н. Ми-хеевой, поскольку «все субъекты Федерации получают право быть представленными в федеральной Общественной палате, причем этих представителей определяют их коллеги - члены региональных общественных палат. Это, несомненно, расширит возможности общественных палат субъектов Федерации, поднимет их авторитет в регионах, а также будет способствовать более тесному их взаимодействию с Общественной палатой России» [8, с. 11-13].

Первым этапом формирования ОП РФ является утверждение 40 членов ОП РФ из так называемого «президентского списка».

Полномочия членов ОП РФ V состава истекли 16 июня 2017 г. За 115 дней до этого, 21 февраля 2017 г., В.В. Путин определил кандидатуры 40 граждан РФ и направил им предложение войти в состав ОП РФ. Стоит отметить, что, оценивая всю важность оказанного доверия со стороны главы государства, граждане, которые получили приглашение войти в новый состав ОП РФ, в кратчайшие сроки согласовали и дали положительный ответ.

Таким образом, процедура формирования нового (VI) состава ОП РФ была начата 21 февраля 2017 г. Указ № 116 «Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации» был подписан В.В. Путиным 20 марта 2017 г. [6]. С утверждением «президентского списка» завершился первый этап формирования ОП РФ VI состава, хронология которого уместилась в период с 21 февраля по 20 марта 2017 г. (включительно).

Вторым этапом формирования ОП РФ является избрание представителей от общественных палат субъектов РФ.

Порядок формирования ОП РФ в части избрания в ее состав представителей общественных палат субъектов Российской Федерации предусматривает включение в состав ОП РФ 85 человек, по одному от каждой региональной Общественной палаты.

Несмотря на то что теперь срок формирования ОП РФ сократился со 150 до 115 дней, не произошло изменений в части срока, в который общественные палаты регионов направляют своих представителей в состав ОП РФ: с момента инициирования Президентом России формирования ОП РФ у региональных общественных палат есть 30 дней, чтобы напра-

вить в состав ОП РФ из своего числа членов, обладающих безупречной репутацией.

Если посмотреть на этот процесс на примере Общественной палаты Республики Марий Эл, списочный состав которой 33 члена [5, п. 1 ст. 4], в данном случае, чтобы заседание было легитимным, необходимо присутствие на нем минимум 17 членов, т.е. больше половины. Для того чтобы принять решение о выдвижении члена в состав ОП РФ, необходимо тайное альтернативное голосование. Это значит, что волеизъявление голосующего закрыто для остальных участников голосования, при этом речь идет о голосовании бюллетенями, альтернативное - значит, что должно быть несколько кандидатов; большинство голосов - больше половины списочного состава палаты. То есть, если говорить на примере Общественной палаты Республики Марий Эл, за кандидата, выдвинутого в состав ОП РФ, должны проголосовать минимум 17 человек (речь идет именно о большинстве голосов, а не о большинстве членов палаты, присутствующих на заседании).

Если никто из кандидатов не набрал больше половины голосов, то в этом случае уместно говорить о втором туре голосования. Так, два кандидата, набравшие наибольшее число голосов, но не набравшие половины от списочного состава палаты, участвуют во втором туре голосования.

Для уточнения возможности голосования по доверенности необходимо смотреть на документы, регулирующие деятельность той или иной ОП, в частности регламент или закон. В ОП РФ голосование по доверенности предусмотрено для членов Совета ОП РФ на заседаниях Совета.

Кандидатуру нового представителя республики в консультативном органе страны, осуществляющем взаимодействие граждан с властью и местным самоуправлением, в Марий Эл выбрали 20 марта 2017 г. На должность регионального представителя претендовали двое: главный врач Республиканской клинической больницы Андрей Юрьевич Глазырин и Председатель Общественной палаты Республики Марий Эл, декан юридического факультета Марийского государственного университета Татьяна Николаевна Михеева. В голосовании приняли участие 27 из 33 членов региональной организации. Большинство из них отдали свои голоса за заслуженного юриста Российской Федерации и Республики Марий Эл Т.Н. Михееву.

Процедура избрания общественными палатами субъектов РФ своих представителей в ОП РФ VI состава завершилась 23 марта 2017 г.

Таким образом, с формированием списка

представителей от общественных палат субъектов Российской Федерации завершился второй этап формирования ОП РФ VI состава, хронология которого уместилась в период с 21 февраля по 23 марта 2017 г. (включительно).

Третьим и самым продолжительным этапом формирования ОП РФ является отбор 43 членов ОП РФ от общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций (далее - НКО) [9]. Прежде всего, стоит отметить, что к выборам ОП РФ 2017 г. применявшееся в 2014 г. интернет-голосование было отменено, поскольку не оправдало возложенных надежд и сопровождалось разного рода скандалами и нарушениями [7, с. 36].

Также стоит отметить, что первоначально в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 г. № 235-ФЗ только общероссийские общественные объединения были вправе выдвигать своих представителей в состав ОП РФ [2]. Однако Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. подчеркнул, что в составе ОП РФ должны быть представлены различные профессиональные и социальные группы, ассоциации и союзы [10]. В связи с этим уже через 16 дней были приняты соответствующие поправки, позволяющие войти в новый состав ОП РФ не только представителям общероссийских общественных объединений, но и представителям иных НКО [3].

Рабочая группа для организации и проведения конкурса по отбору 43 членов ОП РФ VI состава от НКО была сформирована в период с 21 февраля по 12 апреля 2017 г. (включительно). В ее состав входили 7 членов ОП РФ предыдущего (V) состава, 7 членов ОП РФ нового (VI) состава из «президентского списка» и 7 членов ОП РФ нового (VI) состава от общественных палат субъектов Российской Федерации (всего 21 член).

Извещение о проведении конкурса по отбору 43 членов ОП РФ VI состава от НКО появилось на официальном сайте ОП РФ 12 апреля 2017 г. На следующий день был дан старт приему заявлений от кандидатов. Список из 403 кандидатов в ОП РФ VI состава от НКО был сформирован рабочей группой в период с 13 по 22 мая 2017 г. (включительно). Голосование по вопросу о приеме в члены ОП РФ VI состава 43 представителей НКО проходило в период с 23 мая по 6 июня 2017 г. (включительно).

Члены ОП РФ VI состава, утвержденные «президентским списком», и члены ОП РФ VI состава от общественных палат субъектов РФ голосовали с использованием бюллетеня для голосования, составленного на основании списка

кандидатов в ОП РФ VI состава от НКО, сформированного рабочей группой. Форма бюллетеня разрабатывалась и утверждалась рабочей группой. В бюллетень вносились сведения о представителях НКО, включенных рабочей группой в список участников конкурсного отбора.

Члены ОП РФ VI состава голосовали за трех кандидатов по каждому из 13 направлений общественной деятельности, а также за четырех кандидатов по одному направлению общественной деятельности. При голосовании члены ОП РФ VI состава распределяли между выбранными ими кандидатами места с первого по третье по каждому из 13 направлений общественной деятельности, а также места с первого по четвертое по одному направлению общественной деятельности. Передача права голоса не допускалась.

Подсчет голосов членов ОП РФ VI состава, утвержденных «президентским списком», и членов ОП РФ VI состава от общественных палат субъектов РФ по вопросу о приеме в члены ОП РФ VI состава 43 представителей НКО проходил в период с 7 по 11 июня 2017 г. (включительно).

Таким образом, с определением 43 членов ОП РФ VI состава от НКО завершился третий этап формирования ОП РФ VI состава, хронология которого уместилась в период с 13 апреля по 11 июня 2017 г. (включительно). Срок полномочий членов ОП РФ V состава истек 16 июня 2017 г., поскольку именно в этот день три года назад (16 июня 2014 г.) прошло первое пленарное заседание ОП РФ V состава. Первое пленарное заседание ОП РФ VI состава состоялось 19 июня 2017 г. Нынешний состав ОП РФ будет работать до 19 июня 2020 г. В целом состав ОП РФ VI состава обновился на 65 %, выросла доля женщин: в V составе их насчитывалось 25 %, в VI - 33 %.

Таким образом, с учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. ОП РФ формируется в три этапа: 40 человек определяются президентской квотой, 85 человек выдвигаются общественными палатами субъектов РФ, по одному от каждой региональной Общественной палаты, 43 человека выбираются из представителей НКО. ОП РФ теперь состоит из 168 (ранее - из 126) членов, представляющих 3 равнозначные группы.

2. ОП РФ VI состава формировалась поэтапно: 40 человек были утверждены указом Президента Российской Федерации (первый этап); 84 - делегированы общественными палатами субъектов Российской Федерации (свою кандидатуру пока не выдвинула Общественная палата Севастополя) (второй этап); 43 члена

были отобраны из 403 кандидатов от НКО путем голосования членов ОП РФ VI состава, утвержденных «президентским списком», и членов ОП РФ VI состава от общественных палат субъектов РФ (третий этап). В целом VI состав ОП РФ обновился на 65 %, выросла доля женщин: в прежнем составе их насчитывалось 25 %, в новом - 33 %. Нынешний состав ОП РФ, обновившийся на две трети, будет работать до 19 июня 2020 г.

3. Существенные изменения в порядке формирования ОП РФ, произошедшие в 2013 и в 2016 гг., придадут новый импульс в развитии институтов гражданского общества, что бесспорно будет способствовать росту ее авторитета и имиджа.

Список литературы

1. О внесении изменений в статьи 4 и 8 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»: федер. закон от 28.12.2016 г. № 487-ФЗ // Рос. газ. 2017. 9 янв.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»: федер. закон от 23.07.2013 г. № 235-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г. 439-ФЗ) // Рос. газ. 2013. 26 июля.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»:

федер. закон от 28.12.2013 г. № 439-ФЗ // Рос. газ. 2013. 30 дек.

4. Об Общественной палате Российской Федерации: федер. закон от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ (в ред. от 28.12.2016 г. № 487-ФЗ) // Рос. газ. 2005. 7 апр.

5. Об Общественной палате Республики Марий Эл: закон Республики Марий Эл от 29.04.2008 г. № 26-З (в ред. от 07.03.2017 г. № 2-З) // Марийская правда. 2008. 7 мая.

6. Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации: указ Президента РФ от 20.03.2017 г. № 116 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 13, ст. 1914.

7. Ваннер В.П. Новый порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации: правовой аспект // Право и государство: теория и практика. 2014. № 10 (118). С. 30-37.

8. Михеева Т.Н. Об актуальных тенденциях в правовом регулировании статуса Общественной палаты Российской Федерации // Юридический мир. 2013. № 5. С. 11-13.

9. Новоселова Е.М. Порядок формирования Общественной палаты Российской Федерации // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сб. ст. студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей / под общ. ред. Т.М. Сигитова. Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2016. С. 31-33.

10. Послание Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. // Рос. газ. 2013. 13 дек.

БУРДО Евгений Петрович - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: burdo@gov.mari.ru.

НОВОСЕЛОВА Екатерина Михайловна - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: em.novoselova@mail.ru.

BURDO, Evgeny Petrovich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Enterprise and Labor Law. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: burdo@ gov.mari.ru.

NOVOSELOVA, Ekaterina Mikhaelovna - Undergraduate. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: em.novoselova@mail.ru.

УДК 346.34

НОВЕЛЛЫ МЕХАНИЗМА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТОРОН КОНТРАКТА

Т.Н. Вязовская, Д.В. Змиевский, А.А. Лебедева

Анализируются новеллы законодательства о контрактной системе, посвященные порядку определения размеров штрафа и пени сторон государственного контракта. Новейшие изменения законодательства рассматриваются сквозь призму уже сложившейся судебной практики, что позволяет сформулировать некоторые выводы и предложения по дальнейшему реформированию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.