Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №9/2021
Научная статья Original article УДК 821.161.1
ТЕМЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ И. А. БУНИНА
THEMES AND IMAGES OF I. A. BUNIN'S LYRICS
Чиркова Анастасия Рачиковна, студентка 4-го курса, филиал БГУ им. академика И. Г. Петровского в г. Новозыбкове (243020 Россия, г. Новозыбков, ул. Советская, д. 9), тел. 8(48343) 3-51-05, hasta1299@icloud.com
Chirkova Anastasia Rachikovna, 4th year student, branch of the BSU named after academician I. G. Petrovsky in Novozybkov (9 Sovietskaya st., Novozybkov, 243020 Russia), tel. 8(48343) 3-51-05, hasta1299@icloud.com
Аннотация. В публикации проанализированы «вечные мотивы» и образы лирики И. А. Бунина. В частности, рассматриваются тема природы, Родины, любви, смысла человеческой жизни, счастья. Особое внимание уделяется образам осени, вечера, ночи, неба.
Abstract. The publication analyzes the "eternal motives" and images of I. A. Bunin's lyrics. In particular, the topic of nature, Homeland, love, the meaning of human life, and happiness are considered. Special attention is paid to the images of autumn, evening, night, and the sky.
Ключевые слова: И. А. Бунин, «вечные мотивы», художественные образы, лирика, лирический герой.
Keywords: I. A. Bunin, "eternal motives", artistic images, lyrics, lyric hero.
Введение
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что лирика И. А. Бунина исследована недостаточно.
Основными темами творчества И. А. Бунина являются «вечные темы»: природа, Родина, любовь, смысл бытия, счастье. Поэт всю жизнь был близок к природе, дворянским усадьбам, деревенской жизни.
Одна из основных тем лирики Бунина - природа. Стихотворений, которые можно отнести к данной теме, в русской литературе ХХ века немного. Бунин же продолжал писать о родной природе. Темы природы и Родины в бунинских стихотворениях тесно переплетены. Строки его стихотворений отзываются в сердцах читателей, поскольку любой образ, создаваемый поэтом, понятен и прост. Читая его стихотворения, любой легко может себе представить родной дом, бескрайние поля, деревенские погосты, лунную летнюю ночь. Особенность раскрытия темы Родины заключается в том, что Бунин не создал стихотворений о России. Поэт незаметно подводит к мысли о том прекрасном, чем наделено наше Отечество.
Основная часть
В поэзии 1880-х - начала 1890-х гг. Бунин пишет о тяготах, выпавших на долю русского народа, о нищей и голодной стране, но при этом все же такой любимой. Тема Родины порождает еще одну «вечную» - тему народа, крестьянства. Автор сожалеет о том, что простому мужику приходится испытывать бедность и голод, разруху и запустение.
Стихотворение «Деревенский нищий» (1886) посвящено крестьянской Руси. Его строки демонстрируют всю ту боль, которую испытывает простой человек, видя несправедливость судьбы по отношению к крестьянину.
Бунин воспевает природную красоту России. Большинство лирики - это стихотворения о русской деревне. Город появляется в более поздних произведениях. Нередко в стихотворениях поэта тема Родины раскрывается через мотив родного дома. Так, в стихотворении «И снилося мне, что осенней порой...» (1893) Бунин возвращается в родную деревню, проходит в отцовский
дом и видит разруху и запустение. Такие строки не могут не отозваться в сердце любого человека. Всем нам знакомо чувство тоски по родному дому, по воспоминаниям из детства, по любимым уголкам нашего двора и традициям семьи. В этом стихотворении поэт описывает дом, в котором «обвис потолок», «пахнет печами», пол скрипит. Бунин возвращается к тем дням, когда мать пела колыбельную перед сном, семья собиралась за столом, растил сад отец. И от увиденного сжимается сердце не только у самого лирического героя, но и у любого прочитавшего эти строки. Именно эта способность Бунина находить отклик в любом сердце, дотронуться до самых далеких уголков души так ценится в его творчестве.
Бунин считал, что в природе человек находит успокоение, радость и счастье. Даже в устрашающих явлениях природы поэт находит что-то светлое. Так, в стихотворении «Не пугай меня грозою...» (1888) поэт говорит о том, что после бури, дождя все вокруг становится только ярче и свежее: «После бури над землею / Светит радостней лазурь, / После бури, молодея, / В блеске новой красоты, / Ароматней и пышнее / Распускаются цветы!».
Во второй части стихотворения Бунин проводит параллель природного явления с жизнью человека: жизнь не была бы столь прекрасна, не будь в ней горьких дней и житейских невзгод. Автор говорит нам о том, что неудачи и ошибки закаляют характер, а прожить жизнь без труда и борьбы было бы невыносимо скучно.
Это ведет к другой теме лирики Бунина - смыслу жизни. Философская лирика характерна для поэзии И. А. Бунина 1906-1917 годов. Для поэта жизнь - путешествие в воспоминаниях. Сам Бунин человек жизнерадостный и оптимистичный, принимающий беды, выпавшие на его долю, безропотно, умеющий выносить из каждого несчастья жизненные уроки. Но даже такого жизнерадостного человека настигает время тоски по прошлому, в котором не все успел, не все смог понять и изменить. Его интересуют не только личные проблемы, но и общечеловеческие невзгоды, обреченность дворянского класса.
В стихотворениях И. А. Бунин «обращается к миру уходящих дворянских усадеб, к пейзажной, библейской и восточной тематикам, к преемственности поколений и ценности бытия. Большое влияние на его художественную систему оказало творчество А. С. Пушкина, поэтому писатель стал собирать и изучать фольклор. Эти черты отразились и на лирических заглавиях» [4, с. 146]. Пытаясь найти истоки «вечных» законов, управляющих временем, Бунин интересуется легендами, преданиями, частушками, прибаутками и присказками. Мысли поэта сосредоточены в стихотворениях «Два голоса» (1912), «Мачеха» (1913), «Невеста» (1915), «Аленушка» (1915), «Святогор и Илья» (1916), «Князь Всеслав» (1916), «Мне вечор, младой, скучен терем был...» (1916) и др.
Однако не только устное народное творчество Руси интересует поэта. Он собирает знания о Древнем Востоке, античной Греции, раннем христианстве. В стихотворениях «Эсхил» (1903-1906), «Самсон» (1903-1904), «Черный камень Каабы» (1903-1905), «Тезей» (1907), «Иерихон» (1908) Бунин открывает читателю всю сердцевину чужой культуры, передает специфику национальных особенностей каждого народа в том числе через употребление имен собственных, или прецедентных имен, способных приобретать обобщенный смысл [3, с. 203]: «Его имятворчество проявляется прежде всего в употреблении контекстуальных онимов, образованных от апеллятивов, которые, с одной стороны, являются личностно значимыми и часто функционируют в философских по тематике стихотворениях, с другой стороны, обозначают персонажей стихотворений. Художник избирает имена экзотические в том смысле, что они «чужды слуху» носителя русского языка. Однако значительная часть таких единиц употребляется с целью раскрытия одной из центральных тем его лирики - темы Востока» [5, с. 266].
Конечно, не обходит стороной Бунин и тему любви. Любовная лирика поэта не так велика по объему, но все же это не умоляет ее гениальности. Любовь для Бунина состоит в возвышенных переживаниях, эмоциях, а не в интригах, флирте, и кокетстве. Любовь - красивое чувство, которое выражается
в здоровой чувственности. В стихотворении «Беру твою руку и долго смотрю на нее...» (1898) поэт описывает простое действие влюбленных людей -прикосновение. Он обобщает все действо словами: «Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?».
Женщина для лирического героя - это источник счастья. В любом из стихотворений предмет любви героя несет положительные эмоции. В какой-то степени любовь дает лирическому герою ощущение уверенности в себе. Но даже если женщина приносит счастье, наступает момент, когда герой остается одинок. Любовь не может спасти поэта от чувства одиночества. В стихотворениях «Зачем и о чем говорить?..» (1889), «Одиночество» (1906) Бунин рассуждает о том, что любовь не то чувство, которое сможет понять каждый и разделить его: «При искреннем даже желанье / Никто не сумеет понять / Всю силу чужого страданья!».
Одним из самым известных лирических произведений Бунина о любви является стихотворение «Одиночество». Желание счастья и осознание его невозможности выражено в строках: «Что ж! Камин затоплю, буду пить... / Хорошо бы собаку купить».
Основная «вечная» тема творчества Бунина - тема счастья. В стихотворении «Вечер» (1909) поэт призывает видеть счастье во всем, находить его в мелочах и учиться замечать детали: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. / А счастье всюду. Может быть, оно / Вот этот сад осенний за сараем / И чистый воздух, льющийся в окно. // В бездонном небе легким, чистым кроем / Встает, сияет облако. Давно / Слежу за ним... Мы мало видим, знаем. / А счастье только знающим дано».
Наиболее часто встречающийся образ в стихотворениях о природе - это образ осени. Осень в стихотворениях Бунина не отзывается тоской и печалью, скорее - размышлениями о смысле жизни. Именно в момент смены времен года можно отметить лучшие детали и особенности природы и всего, что нас окружает. Поэт находил успокоение в явлениях природы, чувствовал себя комфортно в объятиях неба, леса, полей и степей. Никто не мог настолько
полно и живо описать наступление осени, как Бунин в стихотворении «Листопад» (1900). При воссоздании образа осени автор часто использует цветовые прилагательные: золотой, багряный, желтый, лиловый, серый, лимонный. Но не цветовая гамма в стихотворениях Бунина вызывает ассоциации и предоставляет возможность оказаться самому в осеннем дне. Поэт умело использует глаголы, которые обозначают изменения в природе: чахнет, свалялася трава, чернеет трава, ветер гудит-поет и др.
И. А. Бунин умело использует звуки природы для создания образа осени. И одним из самых основных акустических приемов является тишина. Именно тишина погружает читателя в осенний вечер, а голоса журавлей усиливают это ощущение.
Еще одними образами поэзии Бунина является образ вечера и ночи. Поэт создает образ все теми же способами. Он воссоздает картину с помощью света, в основном лунного, запахов и звуков. Вечер - переходное состояние природы, это промежуточное состояние между днем и ночью. В стихотворении «По вечерней заре» (1900) автор говорит о том, что именно вечером он скучает по родному краю: «Мне грустней и больнее вдвойне...». В основе образа ночи лежит тишина. Когда люди спят, природа остается нетронутой и можно наблюдать ее в самом первозданном виде.
В лирике Бунина можно выделить образ неба. В нем Бунин находит ответы на вопросы, видит успокоение. В стихотворении «Сириус» (1922) автор воспевает звездное небо, самую яркую звезду. Именно звездам он задает вопросы: «Где молодость простая, чистая, / В кругу любимом и родном, / И старый дом, и ель смолистая / В сугробах белых за окном?».
Ю. Айхенвальд отмечал, что Бунин - «высокий мастер пейзажа, изобразитель природы. Как много зелени у него, дыхания русской деревни, как много полей, ржи, сенокоса; какие сладкие пары несутся от его хлебных нив!» [1, с. 191]. Именно поля, запах хлеба, зелень лугов и трав, крики птиц и отзвуки сенокоса составляют образ деревни. Для Бунина деревня не просто предмет восхищения. Это место, куда хочется возвращаться снова и снова, чтоб
набраться сил, вдохновения. В стихотворении «Подражание Пушкину» (1890) поэт бежит от суеты и праздности в родные края и просит вернуть молодость и силы. Деревня для Бунина - источник сил. Но дворянская усадьба увядает, а за ней и весь крестьянский труд. И возвращаясь в эти родные места, он видит лишь прогнившие крыши, нищету и голод.
Выводы
Таким образом, в лирике И. А. Бунина можно выделить следующие темы: Родины, родной природы, счастья, одиночества, любви, смысла жизни.
Основными образами являются образы природы: осень, вечер, небо. Над всеми образами возвышается образ русской деревни.
Литература
1. Айхенвальд Ю. Иван Бунин. Его стихотворения // Бунин И. А. Полное собрание сочинений в 13 т. Т. 2. Стихотворения (1912-1952); Повести, рассказы (1902-1910). М.: Воскресенье, 2006. С. 187-201.
2. Бунин И. А. Стихотворения и переводы. М.: Современник, 1998. 513 с.
3. Никулкина О. Г. Особенности функционирования прецедентных имен собственных в повести А. П. Чехова «Дуэль» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2020. № 4. С. 203-209.
4. Пронченко С. М. Заглавия стихотворений И. А. Бунина: семантико-типологический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 7 (49). Ч. II. С. 145-148.
5. Пронченко С. М. Имена собственные в стихотворениях И. А. Бунина: системный подход (К 145-летию со дня рождения писателя) // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 260-267.
References
1. Eichenwald Yu. Ivan Bunin. His poems // Bunin I. A. The complete collection of works in 13 vols. 2. Poems (1912-1952); Novellas, short stories (19021910). Moscow: Sunday, 2006. pp. 187-201.
2. Bunin I. A. Poems and translations. Moscow: Sovremennik, 1998. 513 p.
3. Nikulkina O. G. Features of the functioning of precedent proper names in the story of A. P. Chekhov "Duel" / / Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. 2020. No. 4. pp. 203-209.
4. Pronchenko S. M. Titles of I. A. Bunin's poems: semantic and typological aspect / / Philological sciences. Questions of theory and practice. 2015. No. 7 (49). Part II. pp. 145-148.
5. Pronchenko S. M. Proper names in the poems of I. A. Bunin: a systematic approach (To the 145th anniversary of the writer's birth) // Bulletin of the Bryansk State University. 2015. No. 2. pp. 260-267.
© Чиркова А. Р., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №9/2021.
Для цитирования: Чиркова А. Р. ТЕМЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ И. А. БУНИНА// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №9/2021.