Научная статья на тему 'Темпоральные особенности промышленной политики России'

Темпоральные особенности промышленной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИИ / ЦИКЛЫ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бржезинский Владислав Георгиевич

Ситуация, в которой оказалась сегодня экономика России, демонстрирует парадоксальную невосприимчивость промышленной политики к инновациям, предпринимаемой для выхода из структурного кризиса, связанного с освоением новой технологической волны. Без внимания остается связь между цикличностью и промышленной политикой в целом. Создание и осмысление темпоральной инновационной карты развития промышленной политики является принципиально важным для нашей страны, именно такой путь способен решить данные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Темпоральные особенности промышленной политики России»

- формирование благоприятной институциональной среды развития ГЧП;

- создание единого государственного органа, регулирующего вопросы, связанные с государственно-частным партнерством;

- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере ГЧП;

- предоставление широкого спектра гарантий государством частному сектору;

- тщательная проработка проектов.

Использование позитивного опыта государственно-частного партнерства в России приведет к росту инвестиций в развитие общественной инфраструктуры. Мы можем предположить, что в России наиболее интенсивное развитие ГЧП получит в ЖКХ и инфраструктурной сфере, так как именно эти сферы являются проблемными и требуют дополнительного финансирования. Однако, необходимо акцентировать внимание и на инновационной сфере, и привлекать частных инвесторов к сотрудничеству в финансировании научных проектов и разработок, так как на сегодняшний день инновационный сектор является наиболее динамично развивающимся во всем мире.

Библиографический список

1. Кузнецов И.В. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства (США, Европа, Канада) // Экономические науки. - 2012. - № 8. - С. 196-204.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.eib.org/

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vodokanal.md.ru/press-center/news/11401.html

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// arkon-group.ru

В.Г. Бржезинский

ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИИ

Аннотация. Ситуация, в которой оказалась сегодня экономика России, демонстрирует парадоксальную невосприимчивость промышленной политики к инновациям, предпринимаемой для выхода из структурного кризиса, связанного с освоением новой технологической волны. Без внимания остается связь между цикличностью и промышленной политикой в целом. Создание и осмысление темпоральной инновационной карты развития промышленной политики является принципиально важным для нашей страны, именно такой путь способен решить данные проблемы.

Ключевые слова: промышленная политика, инновации, циклы, трансдисциплинар-ность, темпоральность.

Высокие темпы научно-технического прогресса в настоящее время создали такую ситуацию, что управление развитием промышленной политики есть, по существу, вопрос управления инновациями. Между тем анализ положения в управлении инновационными процессами в мире на широком массиве фактических данных не проводился вплоть до начала 80-х годов [2, c. 231].

За последние два десятилетия высокоразвитые в промышленном отношении страны стали уделять намного больше внимания к пониманию инновационных процессов. Для того

© Бржезинский В.Г., 2013

чтобы конкурентоспособность росла или хотя бы не падала, промышленные предприятия стали интегрировать инновационные механизмы, и это стало основой эффективной политики самого предприятия. В инновационной политике учитываются механизмы предвидения новых перспективных технологий, прогнозирование потребительского спроса, основанного на необычных направлениях науки, соответствующая времени адаптация предприятия и постоянный анализ его будущей стратегии, возможных путей в траектории развития.

Для управления инновациями в промышленной политике необходимо сначала разложить их по характерным признакам. С точки зрения трансдисциплинарной концепции, которую заложил в основу экономической науки М.С. Мокий [2], в основу подобной классификации должно быть положено разделение инноваций на количественные и качественные. Для обеспечения полноты преобразований классификация должна включать восемь типов инноваций. Анализ литературы, посвященной вопросам классификации инноваций, показал, что наиболее предпочтительной является классификация экономиста Ф. Валенты, который по степени радикальности или интенсивности инновационного изменения, предложил выделять восемь порядков инноваций [1, с. 167].

Предположение о наличии восьми периодов или этапов в развитии промышленной политики и наличие восьми порядков инновации позволяет высказать предположение о том, что, находясь на конкретном признаковом этапе своего развития, промышленная политика должна строиться напрямую с внутренней готовностью (предрасположенностью) к проведению только тех инноваций, которые по своему признаку соответствуют данному этапу. В этом случае появляется возможность говорить о гармоничной инновации и, как следствие, ее гарантированном успешном осуществлении [2, с. 235]. Используя инновационную карту промышленной политики, можно прогнозировать наиболее удачную стратегию развития промышленности, учитывая индивидуальные особенности каждого периода.

Для иллюстрации закономерностей развития в промышленной политике были выбраны циклы преобразования по М.С. Мокию [2]. У жизненного цикла продолжительность составляет 56 лет. Эталонный период в промышленной политике должен составлять 28 лет, но как в случае, показанном на рис. 1 и 2, существует некое хроническое (территориальное) отклонение, присущее России. Оно проявляется на стыке между количественно-количественным и количественно-качественным, качественно-количественным и качественно-качественным периодами, имея потенциал ускоренного развития, а также количественным и качественным, качественным и количественным периодами, имея потенциал замедленного развития. Условно назовем эти отклонения потенциалом к ускоренному развитию - темпоральным скачком, а потенциал к замедленному развитию - темпоральным лагом. С наступлением периода, на котором отмечен темпоральный скачок, появляется возможность раньше общемирового цикличного развития начать преобразования, которые начинаются по трансдисциплинарной шкале примерно на четыре года позже. Но после через эталонный период, попадая в зону темпорального лага, (условно это плата за возможность предыдущего успеха), мы должны следовать промышленной политике, которая соответствует предыдущему периоду трансдисциплинарной шкалы. Для иллюстрации применения модели на базе промышленной политики России был составлен период с 1904-2044 гг. (см. рис. 1 и 2).

По инновационной карте промышленной политики мы можем определить восприимчивость экономической системы к методам жесткого и мягкого регулирования промышленности. В период перехода системы на новый жизненный цикл развития экономическая система вступает в новую фазу развития технологий, где идет преобладание либо инновационных инфраструктурных проектов, либо инновационных потребительских в зависимо-

сти от качественного или количественного периода. В свою очередь, инновационные инфраструктурные проекты должно вначале брать на себя государство, т.е. их управление соответствует методам жесткого регулирования. Это обеспечивает эффективность и должное качество инфраструктуры. В дальнейшем, через 7,5-14 лет, в зависимости от масштабности проекта, при создании определенных институтов и других необходимых условий движущий фактор эффективности берет на себя частный сектор. Данная закономерность прослеживается (см. рис. 1) с 1908 (1904) - 1936 (1932) гг. Гипотетически Октябрьская революция 1917 г. вызвала диссонанс в данной системе, на время изменило должный метод регулирования экономикой и промышленной политикой в целом, пока в 1921 г. не ввели НЭП. В свой черед, данное обстоятельство ограниченности временных ресурсов отразилось при смене экономической политики, что вызвало в конце 20-х гг. ХХ века голод. Если просмотреть весь временной отрезок информационной карты и сопоставить негативные события, которые происходят в период темпорального лага и темпорального скачка, то можно проследить начало причины именно в несоответствии среднего мирового количественного преобразования системы с количественным преобразованием, свойственным России. Это несоответствие вызывает экономический или социально-политический диссонанс в период темпорального лага и, как правило, в период темпорального скачка вызывает дефицит продовольственных товаров. Также заслуживает внимания (см. рис. 2) временной период с 2020 (2016) - 2048 (2044) гг., который по информационной карте абсолютно схож с периодом 1908 (1904) - 1932 (1936) гг. По инновационной карте начиная с 2020 г. мы видим предрасположенность промышленной политики к использованию жестких методов государственного регулирования. Опять же в период темпорального лага в 2016-2020 гг. видится большая вероятность нарастания экономических или в большей степени социально-политических потрясений, что в конечном счете выльется в нехватку продовольственных товаров в 2040-2048 гг. Решение данной проблемы возможно только в трансдисциплинарном взаимодополняющем объединении национальных систем, что уменьшает риск диспропорций в экономике и усиливает эффективность проведения промышленной политики.

В инновационно-потребительских проектах нет четкой ориентации на государство или частный рынок, каждая сторона может добиться максимальной эффективности реализации продукта, все зависит от общественно-экономического строя, территориальной предрасположенности и владений глобального рынка разделения труда.

—I период количественного преобразования системы

I период качественного преобразования системы темпоральный скачок темпоральный лаг

среднемировые циклы и периоды

Рис. 1. Инновационная карта развития промышленной политики России (1904-2002 гг.)

ПП

о

—I период количественного преобразования системы ^ период качественного преобразования системы темпоральный скачок темпоральный лаг

среднемировые циклы и периоды

Рис. 2. Инновационная карта развития промышленной политики России (2002-2044 гг.)

Если взять период 1964 (1960) - 1992 (1988) гг. и учитывать, что СССР была практически закрытой экономической системой для внешних рынков, то будет видно, что данный период до 1974 г. восприимчив именно для жесткого регулирования промышленной политики, с 1974-1992 гг. прослеживается тенденция к возможности сочетания мягкой и жесткой промышленной политики.

Рассмотрим инновационную карту на примере периода 1928 по 1964 гг. По мнению автора, этот период является наиболее удачным в плане сочетания реально проводящейся промышленной политики с действиями, которые нужно проводить по инновационной карте на тот период времени. Также полезно перенести этот бесценный опыт на современное время и восполнить недостающий пробел в будущей правильной промышленной политики России.

1928-1964 гг. - период качественного состояния системы, которая отличается от предыдущего уходом от рамок свободных рыночных отношений и преобладанием, усилением роли государства. Мы наблюдаем, что основной акцент делался на создание средств производства, нежели на производство предметов потребления. Как мы видим, составляющая промышленной политики того периода сходится с трансдисциплинарной информационной картой, именно поэтому тогда были достигнуты высокие темпы индустриального роста. При этом учитывая темпоральный скачок, который мы наблюдаем на стыке между 1928 г. и 1936 г., т.е. информационный период 1928 г. соответствует 1932 г., а информационный период 1932-го - 1936 г. С 1928 г. начинается реализация качественного продвижения в произ-

водстве, но также до 1936 г. большую роль играют инфраструктурные проекты, основанные на военной и строительной промышленности.

Наиболее бурный рост новых разработок приходится на период с 1946 по 1964 г., т.е. на качественный период развития промышленной политики СССР, и России в том числе. Особо активно в эти годы развивалась наука, следовательно, появлялись новые продукты и технологии, преимущественно связанные с военным направлением, что, в свою очередь, давало синергетический эффект со смежными отраслями. Практически все разработки осуществлялись в качественные этапы соответствующих периодов: 1949 г. - создана советская атомная бомба, 1957 г. - запущен первый в мире искусственный спутник Земли, 1961 г. - состоялся первый полет человека в космос. Разработки, связанные с комическими технологиями, являлись одними из наиболее ярких примеров удачных инноваций. Их внедрение совпало с качественно-качественным этапом жизненного цикла промышленной политики, наиболее подходящим для внедрения инноваций седьмого порядка. Эти инновации являлись крупномасштабным дорогостоящим проектом, приводящим к коренным функциональным изменениям производственной системы.

Теперь перенесемся на современный период информационной карты. Как мы видим, учитывая темпоральный лаг, отрезок с 2016-2020 гг. по качественному внедрению инноваций похож с временным отрезком 1960-1964 гг. Для того чтобы промышленная политика была эффективной, мы должны до 2020 г. сделать стратегический акцент на высокотехнологичные разработки и их производство. Сверхкачественный период дает нам возможность обуздать новую технологическую волну, тем самым создать революционную технологию, владение которой будет определять мировое первенство. Но также следует не забывать об ошибке, сделанной в 1960-1964 гг., при возможности продолжения политики качественного улучшения (учитывая темпоральный лаг) в силу особенности России, был не учтен правящий качественный период, поэтому наблюдался дисбаланс в экономике, появились предпосылки к структурному кризису. С 2016-2020 гг. имеются те же тенденции правящего качественного периода с возможностью развития промышленной политики в области высоких технологий, именно поэтому нужно не допустить дисбаланса. Предложенную модель необходимо рассматривать как основу для дальнейшего более глубокого анализа и прогнозирования развития промышленной политики.

Если информационную карту развития промышленной политики России примут на вооружение государственные органы и будут следовать ей, учитывая все количественные и качественные периоды, то тогда можно будет контролировать любой кризисный период и значительно уменьшить структурные перекосы. На начальной стадии инновационной технологии учет признака технологии и признака периода развития дает возможность увидеть реалии ее удачного внедрения в определенный период времени. Информационная карта может раскрыть глаза не только на промышленность, технологии и инновации, но и на любые другие сферы. При непосредственно прямом государственном использовании информационной карты она даст огромные преимущества в высвобождении лишних людских и материальных ресурсов, сэкономит огромные финансовые, неэффективно использованные вложения, сократит все виды затрат - это и будет твердая основа результативной промышленной политики. Таким же образом будет возможность поменять приоритеты с менее выгодных проектов, на более эффективные, что эмансипирует огромные временные ресурсы.

Библиографический список

1. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии; пер. со словац. /

Л. Водачек, О. Водачкова. - М.: Экономика, 1989.

2. Мокий М.С. Трансдисциплинарная методология в экономических исследованиях: дис. д. э. н. -

М.: ГУУ, 2010.

К.В. Веденеева

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация. Задачами данной статьи является выявление основных изменений, связанных со вступлением России в ВТО и внедрением федеральной целевой программы модернизации экономики и инновационному развитию России.

Ключевые слова: инновации, иностранные инвестиции, Всемирная торговая организация (ВТО), модернизация экономики.

Процессы глобализации создали среду, в которой технологические и инновационные возможности стали одними из самых влиятельных компонентов конкурентоспособности как для бизнеса, так и для государства в их стремлении добиться превосходства и захватить лидерство на международной арене. Все большее число компаний выходит за пределы своих национальных границ, чтобы получить доступ к участию в самых инновационных, высокотехнологических и эффективных проектах в различных отраслях. Российская Федерация (далее - РФ) как площадка для инвестирования - это потенциальный рынок с огромным научными возможностями, высококвалифицированными специалистами, относительно дешевой рабочей силой. Однако наряду с большим потенциалом, который РФ может предложить иностранному инвестору, инвестирование в инновационные проекты может сопровождаться такими рисками, как: политическая нестабильность, нехватка верховенства закона, протекционизм, бюрократизм и коррупция. Таким образом, желание и способность компаний к инвестированию и внедрению инноваций неразрывно связано со стимулирующей средой, в которой они действуют. А ее, в свою очередь, формирует государство, разрабатывая законы и нормативные акты, поддерживая через систему образования высокий уровень квалифицированных кадров, создавая специальные структуры управления и т.п. Итак, целью данной статьи является анализ изменений в экономической, политической и социальной сферах, предпринимаемых на государственном уровне. Такие изменения могут значительно повлиять на инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность как на микроуровне (увеличение способности российских компаний заинтересовать прямого иностранного инвестора), так и на макроуровне (создание благоприятных условий для максимального притока иностранных инвестиций как приоритетное направление государственной политики РФ). Задачами данной статьи является выявление основных изменений, происходящих на государственном уровне в последние годы и определение их влияния на инвестиционный климат.

В первую очередь главным отправным пунктом, открывающим новые возможности и перспективы, как для отечественного, так и иностранного инвесторов является вступление РФ в ВТО. Так, в июле 2012 г., был подписан Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой

© Веденеева К.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.