Научная статья на тему 'Темпоральность как философский параметр концепта системы города'

Темпоральность как философский параметр концепта системы города Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
639
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ГОРОД КАК СИСТЕМА / КОНЦЕПТ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ ГОРОДА / CITY / CITY AS A SYSTEM / CONCEPT / TEMPORALITY / TEMPORALITY OF THE CITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Касаткина Светлана Сергеевна

В статье исследуется параметр «темпоральность» в рамках философского изучения города с точки зрения системного подхода. Используя современные теории темпоральности А.В. Болдачева, Л.А. Штомпель, В.Н. Финогентова, а также системно-семиотический метод философии А.И. Уемова, автор раскрывает особенности темпоритмических характеристик городского пространства как личностного, так и социального, внутреннего и внешнего, мгновенного, вечного и разновременного. Темпоральность представляется параметром концепта города как системы, формирует его системообразующий смысл. Социально-философский ракурс работы подчеркивается обращением к объекту исследования с позиций темпорально-пространственного видения города как целостной системы общества. С помощью темпоритмических характеристик можно также выделить типологию городов с высоким и низким уровнями темпоральности. Исследование обращает внимание специалистов социально-гуманитарного и естественнонаучного знания на проблемы восприятия бытия городских пространств в вопросах темпоральности, своевременности и рациональности решения различных социокультурных проблем, а также эффективности использования времени в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPORALITY AS A PHILOSOPHICAL PARAMETER OF THE CONCEPT OF THE CITY AS A SYSTEM

This article examines the parameter "temporality" in the framework of the philosophical study of the city from the point of view of system approach. The author, using modern theories of temporality by A.V. Boldychev, L.A. Shtompel, V.N. Finogentov and a systemic-semiotic method of philosophy by A.I. Uemov, reveals the peculiarities of the rhythmic characteristics of urban space of both personal and social, internal and external, immediate, eternal and temporal. Temporality is represented by the parameter of the concept of the city as a system, forms the backbone sense. Socio-philosophical perspective of work is emphasized by appealing to the object of study from the standpoint of temporal-spatial vision of the city as a holistic system of society. With the help of rhythmic characteristics one can describe the typology of cities with high and low levels of temporality. The study draws the attention of specialists of social-humanitarian and natural-science knowledge to the problems of perception of existence of urban spaces in terms of temporality, timeliness and rationality of the decision of various social and cultural issues, efficient use of time overall.

Текст научной работы на тему «Темпоральность как философский параметр концепта системы города»

278_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2017. Т. 27, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 115.4 С. С. Касаткина

ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ КАК ФИЛОСОФСКИЙ ПАРАМЕТР КОНЦЕПТА СИСТЕМЫ ГОРОДА

В статье исследуется параметр «темпоральность» в рамках философского изучения города с точки зрения системного подхода. Используя современные теории темпоральности А.В. Болдачева, Л.А. Штомпель, В.Н. Фино-гентова, а также системно-семиотический метод философии А.И. Уемова, автор раскрывает особенности темпо-ритмических характеристик городского пространства как личностного, так и социального, внутреннего и внешнего, мгновенного, вечного и разновременного. Темпоральность представляется параметром концепта города как системы, формирует его системообразующий смысл. Социально-философский ракурс работы подчеркивается обращением к объекту исследования с позиций темпорально-пространственного видения города как целостной системы общества. С помощью темпоритмических характеристик можно также выделить типологию городов с высоким и низким уровнями темпоральности. Исследование обращает внимание специалистов социально-гуманитарного и естественнонаучного знания на проблемы восприятия бытия городских пространств в вопросах темпоральности, своевременности и рациональности решения различных социокультурных проблем, а также эффективности использования времени в целом.

Ключевые слова: город, город как система, концепт, темпоральность, темпоральность города.

Идеи темпоральности переносятся в концептуальные границы городских исследований в философском, историческом и культурологическом значениях. Город можно представить трехуровневой системой, состоящей из философских категорий концепта, структуры и субстрата, что согласуется с методологическими взглядами А.И. Уемова, сформулировавшего особый системный подход в философском познании [7]. Системообразующее свойство задается смыслом существования города и определяется концептом. Осознанное человеком и обществом представление своей жизни в городе в условиях глобальных изменений, а также выстраивание определенных жизненных приоритетов и практик существования формирует концептуальный уровень города, связанный с системно-семиотическими характеристиками городского пространства.

Объект и методы исследования

Концепт системы раскрывается в многообразии его параметров. Город являет собой динамичный объект, включающий в себя множество концептуальных параметров, благодаря которым он воспринимается целостно. Один из таких параметров - темпоральность. Представление о городе в формате преломления социальных и антропологических процессов формирует системообразующие отношения в системе города и определяет структуру его системы. Отношения состоят из взаимосвязей «человек-город», «общество-город», «город - глобальные процессы» и др. Структурные основы системы города выражаются в разнообразных особенностях, в том числе - в темпоритмических характеристиках. Субстрат системы города выражен, с социально-философской точки зрения, множеством элементов жизни в городе, отражающих его бытие во времени, пространстве и движении. Системно-семиотический метод является эвристичной основой для представления различных категорий урбо-сферы в аспекте темпоральности.

Цель конкретного исследования - определение темпоральности как важного параметра концепта города, придающего ему особый смысл существования во времени, в рефлексивном понимании субъектов городско среды. Объект исследования - город, предмет - темпоральность городского пространства. Теоретическая основа работы базируется на изучении комплекса философских трудов о темпоральности, разработанных В.Н. Финогентовым, Л.А. Штомпель, А.В. Болдачевым, И.В. Дмитриевской, И.В. Черепановым и др. Практическая значимость работы, а также ее новизна отражены в поиске мировоззренческих модусов темпоральности урбосферы, в определении концептуального значения города в ключе темпоральных характеристик, в представлении типологии городов по степени темпоральности, определении уровней темпоритмических характеристик городской среды. Свойство темпоральности присуще физическим и ментальным категориям. Альтернатива данному утверждению - мысль о том, что «никакого темпорального потока не существует, а существует лишь поток событий, проходящих из будущего в прошлое через неподвижный момент «теперь». Но тогда ста-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2017. Т. 27, вып. 3

новление окружающего мира оказывается субъективным феноменом, и мы вслед за И. Кантом должны признать, что время - это трансцендентальная форма внутреннего чувства (то есть чувства самосознания), а не объективная форма бытия материи» [9. С. 202]. В контексте обозначенной дилеммы стоит признать, что город - это сложный темпоральный объект, в котором проходит поток событий не иллюзорного характера. Город сопряжен с темпоральностью - свойством и его внутреннего времени, и мирового.

Результаты и их обсуждение

Темпоральность представляет собой параметр системы города, связанный с рефлексивным восприятием «протяженности» объектов городской среды во времени и событийной насыщенностью территории. Известно, что время - качественно понимаемая вещь, и его модель - не количественно-математическое, а качественно-структурное описание [2. С. 10]. Согласимся с А.А. Болдачевым в том, что рассматриваемое понятие является не только протяженностью во времени, но и временной структурностью, сложностью, выходящей за пределы мгновенного среза, простертой в будущее и в прошлое [1. С. 67]. Город, будучи темпоральной системой, составляет совокупность и последовательность событий, происходящих внутри его пространства. Социально-философский взгляд при исследовании города позволяет соотносить время социальных и личностных изменений, локальных и глобальных преобразований.

При исследовании системы города рассматривается темпоральность социального бытия урбанизированного общества, которая может сводиться к разным стадиям [5. С. 83-84]: бифуркации (приобретение нового качества движения динамической системы при малом изменении ее параметров) и к состоянию аттрактора (компактного подмножества фазового пространства динамической системы). Представим урбанистическую темпоральную концепцию социального бытия с использованием идей В. Н. Финогентова, который сформулировал суть темпоральности бытия на основе противоречивого единства времени, вечности и мгновенности [8]. Город - это темпоритмическое пространство жизни, в котором социальное время многоформенно. С одной стороны, в городе можно наблюдать и ощущать мгновения социальных преобразований (несамотождественные городские события: встречи, фестивали, акции и пр.). С другой стороны, город можно воспринять как вечность (как самотождественный объект истории, часть цивилизационного развития, городские традиции и др.). Город ощущается в различных ритмах времени. Одни города воспринимаются с интенсивным потоком жизни, другие - с размеренной активностью. Социальная темпоральность города актуализируется в транзитивные периоды жизни общества и запечатлевается монументально в виде храмов, памятников, посвященных важнейшим интервалам истории города и страны в целом и ментально - в виде воспоминаний обывателей о тех или иных городских событиях. Темпоральность города сочетается с транзитивностью, под которой понимается интервал времени, переходный период, модернизация социума. Транзитивное общество - особая его характеристика, связанная как со стабильными этапами развития, так и с кризисными периодами [6]. Города отражают глобальные вызовы экономических, политических и духовных потрясений, формируя свою историю борьбы за новый уровень развития. Таким образом, город - темпоральное пространство социума.

Город является также темпоральным пространством личности. Человек может воспринимать свою городскую среду посредством категорий «вечность-мгновенность», «время-длительность», «время-сотворение». Обращаясь к ним, современная личность размышляет над философскими вопросами о жизни, ее смысле, сути. Рассмотрим темпоральность личности в городском пространстве с через взгляды Л.А. Штомпель. Будучи элементом культуры общества, город существует как определенный порядок происходящих в ней процессов, обладающих длительностями. «Эти длительности определенным образом соотносятся, соподчиняются, выстраиваются в цепочки (когда следуют одна за другой), матрешки (когда встраиваются друг в друга), создают другие конфигурации» [10] Осознание жизни с позиций «временного» и «вечного» актуализирует вопрос о темпоральности бытия личности в условиях города. Человек, живущий в большом городе (мегаполисе) настолько поглощается ускоренным темпом его жизни, что многие риторические проблемы и вопросы миропонимания отходят на второй план. Т.С. Злотникова и А.В. Фролова справедливо замечают, что горожанин, индивид «испытывает одинаковое воздействие со стороны массовой культуры, становясь в полном смысле "человеком массы". Такой человек в буквальном, а не только в переносном смысле приобщается к толпе, оказываясь в которой, может продемонстрировать "исчезновение сознательной личности"»

280_С. С. Касаткина_

2017. Т. 27, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

[3. С. 235]. Человек мысленно осознает статичную сущность бытия, воспринимая события как интервалы времени. Время, вечность и мгновенность для личности сливаются воедино, если индивид их практически не различает. В редких случаях людям (горожанам) удается созерцать темпоральность, придавая ей глубинный философский смысл, связанный с созерцательностью и отстраненностью от суеты, что позволяет наполнить жизнь истинными ценностями. Бесспорны утверждения о том, что человек живет в двух типах времени: внутреннем и внешнем. Внешнее время определено включением личности в ответ на природные факторы и глобальные социальные вызовы в виде смены эпох, экономических, политических условий и культурных контекстов бытия. Темпоральность внутреннего характера основана на личных впечатлениях индивида о детстве, юности, зрелости, памятных событиях жизни. На субъективном уровне происходит «сотворение» времени жизни в городе, связанное с выбором и переживанием («проживанием») последствий выбора определенного типа развития, средств достижения поставленных целей [10]. Город как «естественная» среда обитания человека, во многом формирует темпоральность личного мироощущения.

Темпоральность как параметр концепта системы города позволяет различать города по степени темпоритмических характеристик. Существуют города с высокой степенью темпоральности (индустриальные центры, крупные города, мегаполисы, городские агломерации), где ритм жизни подчинен производственным процессам (работа по сменам), расписанию работы транспорта, высокой мобильности субъектов городского пространства. Есть города с пониженным уровнем когнитивной темпоральности - малые города, провинциальные, непромышленные районные центры, пригороды. В них высока степень размеренности жизни, неторопливости ритмов горожан. Отсутствие спешки, суеты, длительного и постоянного передвижения по территории города сформировали образ пространств с меньшей интенсивностью осознания течения времени. Социально значимых событий в таких территориях значительно меньше, чем в более крупных городах. Поэтому специфика когнитивного восприятия времени в них иная. В провинции нет перенапряжения от постоянного цейтнота, стрессы могут возникать на фоне недостаточной активности городского сообщества. В целом же человек сам выбирает территорию для жизни по степени темпоральности с учетом своего темперамента и ценностных установок.

Выделяются категории городов по хронологической темпоральности, которая различает городское пространство на города исторические и новыеа. Города вмещают в свои территории разные исторические тексты, пласты, механизмы памяти, особую цивилизационную темпоральность. Исторические города характеризуются своеобразным переживанием городского пространства в виде утраченного прошлого. «Утраченное пространство города проявлено в таком феномене современной культуры как "уходящая натура" города, исчезающее исторически сложившееся пространство городской среды» [4. С. 117]. Утрата прошлого, истории города приводит к разрыву времен, возможности его реконструкции или без внимания. Многие города России, являясь историческими территориями, имеют уникальные индивидуальные хронотопы темпоральности, обеспечивающие связь поколений, формируя национальный дух. Новые города, созданные не более века назад, тоже имеют свой хронотоп, еще не испытавший такого следа истории, как разрушение. Есть города, в которых произошли структурные изменения, но общий их облик носит созидательный характер. Новые города, будучи промышленными центрами, продолжают свое развитие, формируют собственный хронотоп. Их хронологическая темпоральность накапливает «культурные слои» в виде событий, явлений, отражающихся в городской истории и судьбах людей.

Заключение

Таким образом, темпоральность, как параметр системы города, формирует его восприятие во времени, различных интервалах, на основе объективного и субъективного значений городского пространства. Город - особая система, объединяющая время, мгновенность и вечность; воспринимаемая как на социальном, так и на личностном основаниях. Время применительно к городской динамике можно толковать как меру его развития, отражение глобальных процессов в пространстве цивилизации. В зависимости от того, как личность и социум относятся к свойствам времени, используют ли время города и свое время в нем, можно судить об общем социокультурном развитии региона в целом.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2017. Т. 27, вып. 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болдачев А.В. Темпоральность и философия абсолютного релятивизма: монография. М.: Ленанд, 2011. 224 с.

2. Дмитриевская И.В. Ноосферные смыслы времения // Вестн. Ивановского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 3-17

3. Злотникова Т.С., Фролова А.В. «Человек массы» в современном городе // Ярославский педагогический вестник 2015. № 3. C. 232-240.

4. Пахолова И.В. Индивидуальный хронотоп города // Городская культура и город в культуре. Материалы Все-росс. Науч.-практ. конф. (Самара, 21-22 мая 2012 г.). Самара: СГАКиИ. 2012. Ч. I. C. 116-119.

5. Стась И.Н. Историко-синергетический анализ урбанизационных процессов Ханты-Мансийского округа (1960-1990-е годы) // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2015. № 6 (361). История. Вып. 63. С. 80-85

6. Тимофеенко В.А. Фактор темпоральности в репрезентациях транзитивного общества: дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2014. - 181 с.

7. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем: монография. М.: Мысль, 1978. 272 с.

8. Финогентов В.Н. Темпоральность бытия (философский анализ): автореф. дис. ... докт. филос. наук. Екатеринбург, 1992. 35 с.

9. Черепанов И.В. Темпоральность как основа единства физического и ментального бытия: статья // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 7 (57): в 2 ч. Ч. II. C. 198-202.

10. Штомпель Л.А. Креативность культуры: время и временность // Международный журнал исследований культуры. URL: http://www.culturaliesearch.ru/files/0pen_issues/04_2014/IJCR_4(17)2014_SHT0MPEL.pdf (дата обращения: 15.02.2017).

Поступила в редакцию 22.02.17

S.S. Kasatkina

TEMPORALITY AS A PHILOSOPHICAL PARAMETER OF THE CONCEPT OF THE CITY AS A SYSTEM

This article examines the parameter "temporality" in the framework of the philosophical study of the city from the point of view of system approach. The author, using modern theories of temporality by A.V. Boldychev, L.A. Shtompel, V.N. Finogentov and a systemic-semiotic method of philosophy by A.I. Uemov, reveals the peculiarities of the rhythmic characteristics of urban space of both personal and social, internal and external, immediate, eternal and temporal. Temporality is represented by the parameter of the concept of the city as a system, forms the backbone sense. Socio-philosophical perspective of work is emphasized by appealing to the object of study from the standpoint of temporal-spatial vision of the city as a holistic system of society. With the help of rhythmic characteristics one can describe the typology of cities with high and low levels of temporality. The study draws the attention of specialists of social-humanitarian and natural-science knowledge to the problems of perception of existence of urban spaces in terms of temporality, timeliness and rationality of the decision of various social and cultural issues, efficient use of time overall.

Keywords: city, city as a system, concept, temporality, temporality of the city.

Касаткина Светлана Сергеевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и философии

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» 162600, Россия, Вологодская обл., г. Череповец, просп. Луначарского, 5 E-mail: SvetlanaCH5@rambler.ru

Kasatkina S.S.,

Candidate of Philosophy, Associate Professor at Department History and Philosophy

Cherepovets State University

pr. Lunacharskogo, 5, Cherepovets, Vologda region,

Russia, 162600

E-mail: SvetlanaCH5@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.