Научная статья на тему 'Тембр как элемент звуковой метафоризации в радиоречи'

Тембр как элемент звуковой метафоризации в радиоречи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
760
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМБР / РАДИОРЕЧЬ / МЕТАФОРИЗАЦИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / РАДИОВЕЩАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сомова Елена Георгиевна

Автор статьи рассматривает особую информационную функцию тембра в радиоречи: исследуется аспект звуковой метафоризации, выявляются тембральные характеристики, помогающие моделировать восприятие текстов радиовещания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тембр как элемент звуковой метафоризации в радиоречи»

№ 4 (42), 2011

жизнь Юга России" А

119

зация лирических и драматических вкраплений. Воспользовавшись оценкой П. А. Плетнева, можно сказать об этом так. Издатель концентрирует суть, «помещая столько мыслей» и столько предметов, «сколько их надо, но сохраняя полную свободу в ходе повествования». Новые узоры идут по старой канве, ничего существенного не стирая и не перекраивая пространство культурного предания, а каждый раз высвечивая в его центре универсальное перекрестье смыслов. Без такой концентрирующей работы голоса периодики шли бы в диссонанс: имея «более или менее значительные дроби», периодика не имела бы «целых чисел». Как указал П. А. Вяземский, благодаря Пушкину, 1830-1836 годы были торжеством явно выраженного целого, которое, конечно, не принадлежало одной лишь журналистике.

Подведем итог размышлениям о вкладе в отечественную и мировую культуру «Современника» -журнала, основанного Пушкиным в 1836 году, следующими положениями. Как издатель и организатор журнального процесса поэт моделировал условия, эпически аккумулирующие энергию коллективного мифотворчества. Персональным мифом Пушкина-журналиста заложены основы профессионального самосознания, носитель которого действует не как «человек образа» (лепит романтический кумир), а как «человек пути» (смиренно-личностно участвует в передаче качественного культурного наследия и органично развитого языка). Результаты гармонии едины и пути сближения с нею неизменны. По этой причине пушкинскую модель просвещенных преобразований можно объять

целиком, а не частично и гадательно. И это очень важно для настоящего момента, поскольку современное общество, обладая технической возможностью глобальной переработки информационных ресурсов, остро нуждается в некоем универсальном средстве обеспечения бескризисного развития.

Литература

1. Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. М., 1984. С. 231.

2. Третьякова Е. Ю. Пушкин и любомудры: культурологическая рефлексия и опыт просвещенных реформ журналистики // Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. 2008. № 2. С. 126-133; Она же. Истоки и особенности взглядов Пушкина на задачи журнальных полемик // Былое и мы: журналистика и литература в пространстве культуры: в 2 ч. Ч. 1. Воронеж, 2009. С. 33-59 и др.

3. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. М., 1977. Т. 9. С. 229.

4. Там же. Т. 6. М., 1977. С. 356.

5. Виролайнен М. Н. Пушкин как культурный герой в мифе русской культуры золотого века // Легенды и мифы о Пушкине: сб. ст. СПб., 1994. С.132-149.

6. Фрик Т. Б. «Современник» А. С. Пушкина как единый текст: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2006. С. 16.

7. Там же. С. 11.

8. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений ... Т. 6. С. 179-180.

9. Брюсов В. Я. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 7. М., 1975. С. 166.

YE. Yu. TRETYAKovA. TACTicAL AND STRATEGic proBLEMS of ExpERT pRESS REFoRMS:

to the 175 anniversary of pushkin's «sovremennik»

The author of the article characterizes the stages of preparation and realization of concept of «Russian magazine» in the light of the new scientific statement of question about peculiarities and topical aspects of Pushkin's period of expert press reforms.

Key words: A. S. Pushkin-journalist, magazine «Sovremennik» (1836), expert press reforms.

E. Г. СОМОВА

ТЕМБР КАК ЭЛЕМЕНТ ЗВУКОВОЙ МЕТАФОРИЗАЦИИ В РАДИОРЕЧИ

Автор статьи рассматривает особую информационную функцию тембра в радиоречи: исследуется аспект звуковой метафоризации, выявляются тембральные характеристики, помогающие моделировать восприятие текстов радиовещания.

Ключевые слова: тембр, радиоречь, метафоризация, восприятие, радиовещание.

В обычном речевом дискурсе роль тембрально-го воздействия по сравнению с информацией, выраженной вербально, незначительна, что позволяет некоторым лингвистам считать фактор тембра неязыковым и «не имеющим никакого отношения к содержанию коммуникации» [1]. Однако, обратившись к сфере массовой коммуникации, в частности, изучая феномен радиоречи, мы ощущаем колоссальное возрастание информативной роли тембральных характеристик. Радиоречь акустич-на по своей природе. Звуковой полифонизм на ра-

дио достигается умелой аранжировкой, сходной по принципу с музыкальным контрапунктом.

Радиодокументалисты широко используют особенности человеческого сознания, его ассоциативность, основанную на звуковой памяти. Достаточно малого, но точного сигнала, чтобы оживить накопленные человеческим опытом впечатления. Так, голоса птиц помогают слушателю мысленно воссоздать картину деревни или леса, а звук крахмала, переминаемого в мешочке, напоминает скрип снега и ассоциируется с зимним пейзажем. Приро-

да радиоязыка направляет звуковую организацию радиопередачи на создание звуковой метафоры.

Механизм естественной звуковой метафоры впервые был описан В. Вундтом. Он объяснил возникновение естественной звуковой метафоры «переходом представления в чувственный образ, аналогичный тому, который свойствен обозначаемой тем же названием фигуре речи» [2]. Звуковая метафора функционально отличается от метафоры-приема, так как носит характер непроизвольный, естественно эмоциональный.

Дж. Охала, проведя многочисленные эксперименты, установил некоторые универсальные «метафорические» свойства тембральной высоты [3]. Он сумел выявить общие для целого ряда национальных языков тембральные индикаторы переживаний и представлений. Они объединялись в три группы:

- использование низкого тембра в утверждениях, высокого - в вопросах;

- употребление высокого звучания для выражения вежливости, покорности, слабости, подчиненности; низкого - грубости, силы и агрессии;

- реализация высокого тембра на лексических единицах, обозначающих маленькие размеры, а низкого - на словах, называющих крупные объекты.

В аспекте поставленных в радиодискурсе социальных и культурно-эстетических задач тембр обнаруживает себя как категория, которая специально и сознательно конструируется. На радио тембральное воздействие прежде всего направлено на создание радиообраза. Дикторы вполне осознанно используют свои синестетические ощущения для того, чтобы «вжиться» в образ.

Наиболее осязаемой в эфире и поэтому отмечаемой исследователями является оценочно-экспрессивная функция тембра. Тембральное воздействие способствует порождению и передаче эмоций, формирует оценку слушателя и провоцирует некоторые модальные характеристики. Эксперименты А. Д. Кривоносова, устанавливающие зависимость оценки информации от дикторского озвучивания [4], позволяют назвать эмоциональность и приятный голос ведущих факторами, довлеющими при восприятии сообщения. Как правило, создаваемый тембром эмоциональный контекст речи бывает созвучен ее логическому смыслу и усиливает его. Но тембр может и не зависеть от смысла фразы. Исследователи давно уже обнаруживают акустические характеристики, которые оцениваются как объективные параметры «языка эмоций». Л. В. Златоустовой на уровне акустического анализа удалось установить, что во фразах, выражающих положительные эмоции, повышается положение второй форманты (центральной определяющей тембра звука), увеличивается суммарная энергия гласных, большую энергию имеют третья и четвертая форманты. Отрицательные эмоции, напротив, понижают положение второй форманты, сужают ширину фор-мантных полос и приводят к падению энергии третьей и четвертой формант [5].

Тембральные показатели в сочетании со специфическим движением мелодического тона способны передавать определенные модальные характеристики, такие, например, как печаль, не-

решительность, самоуверенность. В эфире громкий насыщенный взрывной тембр неизменно сопровождает оптимистичные радиосообщения типа «Здравствуйте, добрые люди лучшего города Земли!» или «Этот час - с программой "Отдыхать, так с музыкой"». Печальные известия типа «Траур в США в связи с недавними терактами официально продлен до 22 сентября» принято озвучивать, несколько уменьшая громкость голоса, усиливая грудной регистр и убирая при этом звонкость, иногда прибегая к специальным артикуляциям (например, сужению ротового резонатора). В интерактивном вещании и рекламе возможно использование эмоционально контрастных тембральных характеристик, если они сопровождают стратегию «обманутого ожидания».

Например, звучит тихое, вкрадчиво-неприятное обращение, произнесенное пародийным «скрипучим» голосом: «Ну-ка, голубчик, открой ротик», а далее сразу громкий «гармонический» баритон объявляет: «Приглашаем на работу менеджеров по рекламе!».

«Играя тембром», диктор легко может выразить свое отношение к излагаемому. Ныне, к сожалению, это роскошь: тембральное воздействие могут позволить себе немногие радиоканалы, поскольку воцарившиеся ускорение темпа речи и следование за ритмом не позволяют дикторам проявить свои голосовые возможности. Однако записи сохранили образцы уникального тембрального звучания. Так, по воспоминаниям дикторов-коллег, умение «тем-брировать» было присуще творческому почерку диктора В. С. Соловьевой. Она говорила «звонко и молодо, окрашивая в светлые, оптимистичные тона всю передачу. Даже в коротеньком объявлении "Московское время", произносимом ею в присущей ей одной щебечущей манере, звучало: "Все отлично, дорогие друзья!"» [6].

Как показывают опросы, несмотря на обнаруживаемую в современном эфире тембральную унификацию голосов, до сих пор радиоаудитория положительно реагирует на звонкие, взрывные и гармоничные голоса, которые всегда легко передают чувства радости и удовлетворения от излагаемого. Их обладателям прощаются даже небольшие заминки и оговорки в эфире, в то время как не менее красивые, но низкие и насыщенные тембры воспринимаются более настороженно и отстраненно. Например, бодрое и легкое сопрано О. Андреевой («Маяк») ощущается слушателями как голос близкого и доброжелательного человека, а более низкое, несколько назализованное «меццо» О. Морозовой (<^т на семи холмах») -как голос особы привлекательной, но далекой от их повседневных интересов.

Неадекватная тембральная реализация вербальной информации может привести к эмоциональному отторжению слушателя или породить совершенно неожиданные трактовки сообщения. Например, озвучивание рекламы вялыми, «официальными» голосами провоцирует «эффект бумеранга», делая рекламу антирекламой.

В радиоречи эмоциональная и модальная значимость тембра нерасторжима с оценкой его носителя. Звучание голоса всегда неумышленно соотносится с имиджем диктора, заставляет

№ 4 (42), 2011

жизнь Юга России"

«довообразить» его визуальный облик и поведенческие характеристики. «Хрипотца» или «тремо-ляция» голоса могут сигнализировать о немолодом возрасте или плохом физическом состоянии говорящего. В сочетании с другими просодическими характеристиками тембровое воздействие позволяет приписывать радиоведущему весьма разнообразные интеллектуальные, моральные и деловые качества. Как отмечено исследователями [7], по звучащему в эфире голосу слушатели дают ведущим следующие оценки: «эрудированный», «добрая», «не курит», «ходит с дипломатом», «душится духами "Мисс Диор"», «любит детей».

В последнее время в радиожурналистике «голосовой имидж» диктора или ведущего подбирается соответственно формату радиовещания. Так, программа «Либерти Лайф» (радио «Свобода»), отличающаяся интересом к рыночной экономике и полемике в прямом эфире, требует коммуникаторов-мужчин, владеющих не только быстрой реакцией и некоторой амбициозностью, но и гармоничным голосом низкой тембральной окраски. А. Чижов, с его несколько «зашумленным» тенором, воспринимается наиболее адекватным выразителем интерактивного вещания «Русского Радио» (программа «Парковка»). А полетный, почти детский, голос Е. Штур безошибочно сигнализирует о передачах радиостанции «Юность».

Перед дикторами радио обычно ставится задача выявлять подтекст, передавая свое отношение к читаемому материалу. Тембр активно участвует в этом процессе. Личностно-модальная информация подтекста, воздействующая на подкорковом уровне, может стать агрессивной и не только помешать восприятию смысла, выраженного вер-бально, но и заместить его.

Наглядным примером тембрально создаваемого подтекста может служить воздействие текстов радиорекламы, для озвучивания которых значима способность тембра стимулировать цветовые, пространственные, обонятельные и осязательные ассоциации.

Тембральную метафору можно назвать активным рекламным стоппером (средством привлечения внимания). Так, низкая баритональная окраска голоса, по утверждению психологов [8], вызывает спектральный ассоциативный сдвиг к красному, синему и фиолетовому цвету; светлая высокая -к желтому и зеленому. Если для рекламируемого товара важен цветовой параметр, он может быть заявлен в подтексте голосом. Поэтому, очевидно, рекламу яблочного и апельсинового сока, как правило, доверяют озвучивать женщинам с голосом высокого чистого тембра, а кетчупа - мужчинам.

Смена тембра голосов в скетчах помогает слушателю восполнить отсутствие изображения. Приведем в пример рекламный спот автосалона «Модус»:

- Что случилось?

- Мотор заглох. А у тебя, вижу, новенький...

- Да, не жалуюсь.

При озвучивании этого текста воссоздаются тембральные стереотипы двух возрастных групп. Громкий «гармонический» баритон передает речь удачливого молодого водителя, а низкий «зашум-ленный» голос схарактерным медленнымвибрато -его пожилого собеседника. Такое тембральное

разнообразие заставляет слушателя довообразить картину встречи на дороге, почувствовав преимущества нового мотора (и его обладателя) перед владельцем старенького автомобиля.

Тембральная метафора способна стать дополнительным аргументом или мотивом оценки воспринимаемой информации.

Социологические опросы радиослушателей обнаруживают, что негативное восприятие радиотекста часто объясняется «неприятным голосом диктора». Исследователи полагают, что отношение диктора к читаемому сообщению неосознанно отражается в просодических элементах радиотекста и (на подкорковом уровне) передается слушающему.

Иногда тембр маркирует текст стилистически, подвигая слушающего прогнозировать, какова будет суть сообщения: рекламное объявление, например, сразу сигнализирует о себе перенасыщенным тембром и громкостью.

Тембральная метафора обращена к творческой способности, заложенной в любом человеке. Радиопередача как будто приглашает слушателя в соавторы, давая возможность самому выбрать, какая часть работы по созданию «виртуальной» реальности ему по силам. Так слушатель радиорепортажа становится одновременно и участником, и режиссером, и художником: сам домысливает образы персонажей, их внешность и действия. Тембральная метафора в этом процессе - каркас, на который наслаиваются добавленные воображением слушателя детали.

Мыслительный процесс, порождаемый тем-бральной метафорой, приводит к более глубокому осмыслению и усвоению радиоинформации. Существуют, однако, сферы, где из-за отсутствия стремления к адекватной передаче информации прямая коммуникация и убеждение малоэффективны. Не случайно, что в радиорекламе внушение определенного образа действия становится важнее передачи информации. В рекламном радиодискурсе наиболее выпукло проявляется суггестивная функция тембральной метафоры. Под суггестией принято понимать такой эффект воздействия, когда «с помощью речи люди оказывают не только опосредованное мышлением и осмыслением, но и непосредственное побудительное или тормозящее влияние на действия других» [9]. При восприятии радиотекста вербальная информация отвлекает внимание реципиента от звуковой формы, поэтому механизм контрсуггестии не включается. У слушателя сразу формируется некий зрительный образ или иное синестетиче-ски подкрепленное ощущение. Иначе говоря, нет необходимости специально внушать человеку то, что порождено собственными импульсами его организма.

В области психотерапии давно применяется просодическое воздействие в качестве «терапевтической метафоры» (по механизму и целям воздействия она несколько отличается от звуковой радиометафоры); некоторые достижения в этой области с успехом используются при моделировании суггестивного воздействия на радио. Это, например, известный в терапии прием «заражения», передаваемый от комментатора к слушателю, ког-

да психотерапевт тембрально и ритмически «присоединяет» пациента к своей речевой манере. То же самое происходит на радио, когда информация, чередуемая с ритмичными музыкальными заставками, строится в их ритме и тональности: ведущий «присоединяет» слушателей к нужному ритму и тембром настраивает его на определенную эмоцию, делая суггестивно уязвимым.

Перенасыщенный тембр в рекламном объявлении также работает как суггестивное средство. В скетчах, где один персонаж предлагает сделать правильный выбор, а другой сомневается, обычно голос рекламирующего обладает более суггестивным тембром (в рекламе памперсов корреспондент с хорошо поставленным голосом беседует с «обычными» домохозяйками-мамами). Для озвучивания рекламной заставки на радиостанции, как правило, приглашают диктора с суггестивным баритоном.

Сильным суггестивным воздействием обладает специфическое тембральное оформление ключевых слов рекламного текста. Они произносятся пародийно, или с эффектом эха, или подвергаются тембровой персеверации (повторению с разной тембральной окраской), как, например, многократно повторяемое название фирмы «Домострой». Повышение тембра и упереднение язычной артикуляции в сочетании с мелодическими модуляциями вверх и удлинением слогов в ключевом слове обычно передает ощущение радости и восторга. Озвученный именно так рекламный девиз « "7-ир ". Тако-ой освежа-ающий!» заставляет потребителя извлечь представление об удовольствии.

Возможности тембральной суггестии огромны, но до сих пор мало изучены. Специально организованный радиодискурс создает уникальные возможности для звуковой метафоризации, и тем-бральный элемент в этом процессе ни в коем случае нельзя игнорировать.

Литература

1. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М., 1974. С. 20.

2. Вундт В. К вопросу о происхождении языка. Звукоподражание и звуковые метафоры // Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании / под ред. С. В. Ворониной. Л., 1990. С. 58-66.

3. Ohala J. J. Cross-language Use of Pitch; an ethological Veiw // Phonetica. 1983. № 1. Vol. 40. Р.1-18.

4. Кривоносов А. Д. Речевые компоненты формирования имиджа радиоведущего // СМИ в современном мире. СПб., 1999. С. 200.

5. Златоустова Л. В. Интонация и просодия в организации текста // Звучащий текст. М., 1983. С. 11-21.

6. Толстова Н. А. Внимание, включаю микрофон! М., 1972. С. 70.

7. Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.

8. Горин С. А. Нэплер в свободном полете. Канск, 1997.

9. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 193.

YE. G. SoMovA. TIMBRE AS AN ELEMENT oF SouND METApHoRizATioN IN RADio Speech

The author of the article considers special informative function of timbre in radio speech. The aspect of sound metaphorization is analyzed, timbre characteristics that help to model the perception of broadcasting texts are revealed. Key words: timbre, radio speech, metaphorization, perception, broadcasting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.