Научная статья на тему 'Тембр голоса как средство фасцинативного воздействия'

Тембр голоса как средство фасцинативного воздействия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1823
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOICE TIMBER / ТИП ГОЛОСА / VOICE TYPE / ФАСЦИНАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / FASCINATING IMPACT / ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ЭТАЛОНЫ / PERCEPTUAL STANDARDS / СТЕПЕНЬ СВЯЗАННОСТИ С ПРИЗНАКАМИ / DEGREE OF CONNECTION WITH SIGNS / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ / INVOLUNTARY MEMORIZATION / ТЕМБР ГОЛОСА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Илюхина Елена Ивановна

Статья посвящена краткому описанию методики проведения экспериментального исследования и его предварительных результатов по изучению тембра голоса как средства фасцинативного воздействия на смысловое восприятие устного речевого сообщения в условиях непроизвольного запоминания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voice Timber as a Means of Fascinating Perception

The article is devoted to a brief description of an experimental research and its preliminary results on the influence of voice timbre as a means of fascinating impact on sense perception of verbal message in the conditions of involuntary memorization.

Текст научной работы на тему «Тембр голоса как средство фасцинативного воздействия»

Е.И. Илюхина

УДК 81'23

ТЕМБР ГОЛОСА КАК СРЕДСТВО ФАСЦИНАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Статья посвящена краткому описанию методики проведения экспериментального исследования и его предварительных результатов по изучению тембра голоса как средства фасцинативного воздействия на смысловое восприятие устного речевого сообщения в условиях непроизвольного запоминания.

Ключевые слова: тембр голоса, тип голоса, фасцинативное воздействие, перцептивные эталоны, степень связанности с признаками, восприятие, непроизвольное запоминание.

Elena I. Ilykhina

The article is devoted to a brief description of an experimental research and its preliminary results on the influence of voice timbre as a means of fascinating impact on sense perception of verbal message in the conditions of involuntary memorization.

Keywords: voice timber, voice type, fascinating impact, perceptual standards, degree of connection with signs, perception, involuntary memorization.

В речевой коммуникации проявление фасцинирующей функции речи наблюдается в усилиях коммуникатора по созданию условий, обеспечивающих достижение конечной цели - управление деятельностью коммуниканта. Усилия коммуникатора направлены на привлечение внимания к передаваемой информации, на создание атмосферы доверия к передаваемой информации и к ее источнику, что является частью проблемы внушаемости и критичности [Тарасов 1979: 68].

Многочисленные исследования фасцинации и контрфасцинации (А.Брудный, А.Войскунский, Н.Л. Мусхелишвили, И.И.Саленко, А.Ш.Сафаргалина, В.М.Соковнин, Ю.А.Шрейдер, Е.В.Омельченко и др), понятие о которой, как о сигнале, создающем благоприятные условия для принятия информации, впервые ввел в широкий научный обиход Ю.В.Кнорозов [Бурлакова 1962]; доказали - наличие фасцинации повышает усвоение информации, преодолевая коммуникативные барьеры.

Суггестивное воздействие тембра голоса является общепризнанным и широко используется как в медицинской практике, так и средствах массовой информации, рекламе, ораторском искусстве и т.д.

Говоря о тембре голоса диктора, мы имеем в виду индивидуальный тембр голоса, который, в отличие от интонационного и звукового, рассматривается в данном исследовании в соответствии с общепринятой вокальной [Морозов 1977], театральной [Ведьр 1972], лингвистической [Стариченок 2008: 646] и обыденной практикой типологической классификации голосов. «Тип голоса» определяется как разновидность человеческого голоса, выделяемая на основе его высотно-тембральных характеристик. С точки зрения высоты звучания голоса могут быть высокими (тенор у мужчин, сопрано у женщин), средними (баритон у мужчин, меццо-сопрано у женщин) и низкими (бас у мужчин и контральто у женщин).

Формирование нового этапа в понимании тембра, изменения в статусе тембра голоса, выбор которого становится предопределяющим в сфере современных аудио-

VOICE TIMBER AS A MEANS OF FASCINATING PERCEPTION

визуальных технологий, переход на цифровые методы работы со звуком способствует возникновению новой формы существования текста, позволяющей говорить не только о тембровом восприятии, тембровом пространстве, тембровом глоссарии, но и о «тембровом мышлении» в искусствознании и звукорежиссуре.

В театральной драматургии существует понятие «голосового симфонизма» как одного из компонентов художественной целостности спектакля, предполагающий специальный подбор актерских голосов по их индивидуальным тембрам для создания «голосовой партитуры» спектакля [ Васильев 2007: 128].

Высока значимость тембра в звуковой ткани, формирующей слуховую фактуру национального образа сознания. В нашем утверждении мы исходим из того, что сенсорные модальности не кодируют реальность, а несут ее, образуя фактуру образа мира, неравнозначную самому образу, поскольку фактура, материал снимается образом, а не уничтожается в нем [Леонтьев 1983].

Представление образа мира как целостной, но многоуровневой системы позволяет выделить в экспериментальных целях модальные свойства образа как ориентировочной основы поведения. Речь идет об отдельных филогенетически сложившихся семиотических системах, в основе которых лежит оперирование характерными для данной культуры сенсорными и перцептивными эталонами, сформированными на базе модальных характеристик ощущений, отражающих свойства объективной реальности в специфически закодированной (длина световой волны - цвет, частота звуковых волн -тон и т.д.). В нашем исследовании, направленном на изучение сенсорно-перцептивных свойств тембра голоса, воспринимаемого целостно через значения «бас», «баритон» и

Тембр - это первое, на что реагирует слушатель-иностранец, и часто факт неприятия культуры заключается в неприятии ее тембровой стороны [Сисаури 1980]. В японской культуре наибольшей привлекательностью обладают низкие мужские голоса и высокие женские [Austin 1975], в то время как в американской предпочитают средние и низкие мужские и низкие женские голоса [Cantril, Allport 1935]. При этом низкие женские в Америке и Франции считаются наиболее кредитными [Hennessee 1975], что существенно влияет на выбор дикторов для ведения радиопередач различной тематики.

Для достижения взаимопонимания в межкультурном общении необходима не только общность концептуальных (формируемых в ходе мыслительной деятельности, не опирающейся непосредственно на перцептивные данные), но и перцептивных (сформулированных в результате переработки перцептивных данных, полученных от органов чувств), а также процедурных знаний, то есть способов и последовательности использования тех и других [Тарасов 1996: 7].

Анализируя понимание перцептивного эталона, Е.Ф.Тарасов делает вывод о значении описаний сенсорных признаков воспринимаемых объектов и перцептивных действий с ними для понимания этнокультурной детерминации языкового и неязыкового сознания [Тарасов 2014: 30]. Успешность таких психолингвистических исследований зависит от различения в процессе познания двух этапов: процесса восприятия и процесса собственно сознания, что играет существенную роль при анализе проблемы языка и сознания в психолингвистике, усматривающей различия оречевления как чувственных образов, так и образов сознания.

Целью данной статьи является краткое описание методики проведения экспериментального исследования и его предварительных результатов по выявлению эф-

фективности воздействия тембра голоса диктора на процессы смыслового восприятия устного речевого сообщения в условиях непроизвольного запоминания.

Методика проведения эксперимента. Были проведены две экспериментальные серии; результаты первой серии опубликованы [Илюхина 1981, 1982]. Остановимся на методических изменениях, которые были внесены в процедуру проведения второй серии.

Испытуемые. В эксперименте принимали участие в качестве испытуемых студенты вузов Москвы и Нижнего Новгорода. В эксперименте учитывался пол испытуемых.

Во второй серии в соответствии с требованиями достоверности экспертных оценок [Кокрен 1976: 86] количество испытуемых было увеличено со 120 до 360 (30 ИМ и 30 ИЖ оценивали голос одного диктора) и по 10 человек (ИМ и ИЖ) прослушивали один их трех текстов в записи одного диктора.)

Отбор дикторов. Во второй серии эксперимента в качестве дикторов были использованы студенты актерского отделения Российского университета театрального искусства в возрасте от 22 до 26 лет. Предполагалось, что использование студентов в качестве дикторов исключит влияние возрастного фактора на результаты эксперимента.

Для отбора 6 дикторов в соответствии с типологической классификацией голосов была составлена группа из 24 дикторов (по 4 диктора на каждый тип голоса). Группа экспертов в количестве 10 преподавателей по сценической речи, мастерству и русскому языку оценивала дикторов по 6- балльной системе оценки по выработанным для этого критериям в зависимости от величины весового коэффициента, присвоенного каждому из критериев: 1) владение орфоэпически правильным произношением - 1,5; 2) отсутствие специфических качеств голоса (хриплости, назальности, и т. д. или других ярко выраженных произносительных особенностей (ускоренный темп, повышенная громкость, суженый диапазон и т.д.), которые могут придавать речи стилистическую окраску - 1,5; 3) достаточный уровень профессиональной подготовки, обеспечивающий свободное владение голосом и навыками дикторского чтения, умение пользоваться произносительными стилями - 1; 4) опыт выступления перед аудиторией, включающий в себя умение говорить перед микрофоном, что снижало возможность влияния эмоционального состояния диктора на речь - 0,75. По результатам балльных оценок, установленных экспертной группой для каждого из дикторов, рассчитывался общий балл экспертной оценки.

Экспериментальный материал. Основным требованием, предъявляемым к экспериментальному материалу по оценке сенсорных качеств разных тембров голоса

было ограничение влияния вербального контекста на восприятие тембра. Мы остановились на широко используемом в психологии способе, при котором в качестве экспериментального материала используются перечисления букв алфавита и цифр.

Во второй серии экспериментов, проводимых с целью изучения влияния тембра голоса на смысловое восприятие сообщения в условиях непроизвольного запоминания, 10 экспертами было проведено ранжирование 10 текстов, отобранных случайным образом, с целью отобрать «самые неинтересные». После подсчета суммарного места каждого из текстов были отобраны 3 текста. Критерии по отбору текстов вырабатывались в соответствии с психологическими требованиями, предъявляемыми к материалу в исследованиях по непроизвольному запоминанию [Смирнов 1987; Зинченко 1996]. Прежде всего это отсутствие мнемической направленности у испытуемых, создаваемое

условиями эксперимента и структурно-смысловыми особенностями сообщения (содержанием сообщения, объемом, типом текста, степенью трудности: трудностью для запоминания и трудностью для понимания).

Процедура проведения, измерения и обработки данных первого этапа экспериментальных серий. Эксперимент на первом этапе проводился методом шкалирования.

В связи с тем, что основной целью исследования являлось определение влияния тембра голоса на смысловое восприятие устного сообщения, для проведения эксперимента были использованы результаты субьективного анализа тембральных характеристик эмоционально окрашенной речи, проведенного также методом шкалирования в лаборатории экспериментальной фонетики и психологии речи под руководством Л.П.Блохиной. 25 шкал релевантных для описания тембра речи с учетом их универсальности, то есть возможности их использования и для тембральной характеристики сильно выраженных эмоциональных состояний, и для слабо выраженных. В определениях, образующих шкалы, отображены как акустические, артикуляторные характеристики тембра: звонкий-глухой, мягкий-твердый, оживленный-спокойный, напряженный-естественный, искаженный-нормальный, свободный-скованный, резкий-нерезкий, возбужденный-невозбужденный, громкий-тихий, быстрый-медленный, сильный-слабый, мажорный-минорный, обычный-необычный, монотонный-немонотонный, высокий-низкий, ровный-изрезанный, яркий-тусклый; так и семантические: приподнятый-подавленный, веселый-грустный, доброжелательный-недоброжелательный, нежный-грубый, бодрый-вялый, блестящий-тусклый, теплый-холодный, активный-пассивный. Отобранные шкалы отображают эталоны сенсорных качеств тембра речи, зафиксированные фонетистами в множественных актах восприятия. Предполагалось, что использование данных шкал будет способствовать выявлению возможного влияния тембра голоса на восприятие тембра речи.

Перцептивными эталонами, отображающими образы сознания фонетистов в их познавательной деятельности, как правило, являются параметры громкости, темпа, диапазона высоты, уровня и контура основного тона с учетом коннотативных эмотив-ных значений: страха, радости, тревоги и т.д. Через эталоны перцептивных действий, направленных на выявление отличительных сенсорных признаков тембра голоса, происходит процесс категоризации тембров по типам голосов. В нашем эксперименте перцептивные действия испытуемые, в отличие от фонетиста, осуществляют неосознанно.

Наличие связи между признаками и исследуемыми типами голосов определялось с помощью х2-критерия.

Во второй серии эксперимента была дополнительно введена оценка для степени связности с признаками, которая была равна 2,09 для всей совокупности измерений. Степень изменчивости исследуемой совокупности характеризуется коэффициентом вариативности, равном 0,13. Данные величины позволяют сравнить изменчивость совокупностей исследуемых признаков по критерию сильной и слабой связанности. Результаты полученных данных приведены в таблице 1.

Анализ полученных данных показал, что количество сенсорных признаков, участвующих в характеристике тембральных особенностей голоса, является величиной вариабельной и зависит от высоты основного тона, пола диктора и пола испытуемых.

Наименьшее количество признаков участвует в характеристике баритона (ИМ) и меццо-сопрано (ИЖ) - 14. Соответственно: 17 - в характеристике тенора (ИМ), баритона (ИЖ) и сопрано (ИЖ); 18 - в характеристике баса (ИМ), меццо-сопрано (ИМ)

и контральто (ИЖ); 19 - в характеристике контральто (ИМ) и сопрано (ИМ); 20 - в характеристике тенора (ИЖ); 21 -в характеристике баса (ИЖ).

При интерпретации результатов эксперимента мы исходили из принципа эквивалентности, используемого для изучения и анализа семиотических систем разных типов [Степанов 1971]. Как известно, в соответствии с принципом эквивалентности большую свободу встречаемости имеет тот знак, у которого меньше дифференциальных признаков, чем у знака той же категории. Наименьшее количество признаков участвует в характеристике баритона (ИМ) и меццо-сопрано (ИЖ)-по 14. Следовательно, можно сделать вывод об ограничении свободы встречаемости голосов с увеличением количества признаков их характеризующих. Можно предложить, что тематическая ограниченность использования дикторов с такими типами голосов ниже, чем дикторов с большим количеством дифференциальных признаков.

Процедура проведения второго этапа экспериментальных серий была одинаковой. Задачей второго этапа являлось определение влияния тембра голоса диктора на смысловое восприятие сообщение в условиях непроизвольного запоминания. Испытуемым предлагалось прослушать текст в записи одного из шести дикторов без предупреждения о его последующем воспроизведении. Предполагалось, что адекватность интерпретаций может зависеть от тембра голоса диктора.

На данном этапе анализа воспроизведений учитывались три вида интерпретаций: адекватная, когда испытуемый мог трактовать основную идею текста и основные элементы общего содержания; неадекватная, когда испытуемый воспроизводил начало, середину или конец текста; и считалось, что воспроизведение не состоялось, если испытуемый называл тему сообщения и некоторые слова и словосочетания из текста. Были приняты следующие традиционные критерии оценки воспроизведения: переструктурирование текста (изменение последовательности), снятие избыточности, замена одного содержания другим, равнозначным по смыслу; искажение смыслового содержания оригинала; дополнения, выходящие за пределы оригинала.

Предварительные результаты позволили сделать следующие выводы. Наиболее благоприятные условия для восприятия речевого сообщения в мужской аудитории создают дикторы с баритональным типом голоса. Менее благоприятные

- бас, тенор, меццо-сопрано, неблагоприятные - контральто и сопрано. Для женской аудитории: благоприятные - меццо-сопрано и баритон, менее благоприятные

- контральто, бас; неблагоприятные - сопрано и тенор.

Предварительный анализ результатов уже на этом этапе эксперимента дает основания делать выводы о специфичности использования тембра голоса для достижения фасцинативных целей организации общения. Однако, чтобы делать выводы о соотношении информации и фасцинации в сообщении необходим дальнейший анализ результатов и проведение дополнительных экспериментальных исследований.

Литература

Бурлакова М.И. Собеседование по теории сигнализации // Структурно-типологические исследования: сб.статей [отв.ред. Т.Н.Молошная].- М.: Изд-во Академии наук СССР, Ин-т славяноведения, 1962. - С.47-55.

Васильев ЮА. Сценическая речь: восприятие - воображение - воздействие. Вариации для творчества. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербург. гос. акад. театрального искусства, 2007.- 430 с.

Ведьр Й.И. Введение в теорию определения голосовой и речевой профессиональной пригодности в театральных вузах: дис...канд. искусствовед. - Ленинград, 1972. - С.42-45.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Избранные психологические труды. [Под ред. В.П.Зинченко и Б.Г.Мещерякова]. М.,-Воронеж, 1996. - 543 с.

Илюхина Е.И. К проверке гипотезы о влиянии тембра голоса диктора на процессы непроизвольного запоминания и понимания речевого сообщения. // Общение, текст, высказывание: сб.статей [Редкол.: Н.В.Уфимцева (отв.ред) и др. ]. - М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1981.- С.145-165.

Илюхина Е.И. Фатическое общение и его параметры. //Текст как психолингвистическая реальность: сб. статей [Редкол.: Ю.А.Сорокин (отв.ред) и др.].- М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1982. - С.130-146.

Кокрен У. Методы выборочного исследования.- М., Статистика, 1976. - 440с.

Леонтьев А.Н. Образ мира// Избранные психологические произведения: в 2-х т.- М.: Педагогика, 1983. - Т.2 - С. 251-261.

Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи.- Ленинград: Наука, 1977. - 342с.

Сисаури В. Об исторической типологии систем музыкального мышления // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки: сб. науч. тр. [ред.-сост. А.Л.Порфирьева].- Ленинград: Изд-во Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1980. - С. 87-117.

Смирнов А.А. Избранные психологические произведения: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.2. -344 с.

Стариченок В.Д. Большой лингвистический словарь.- Ростов-н/ Дон: Феникс, 2008, 811 с.

Степанов Ю.С. Семиотика.- М., Наука, 1971. - 145 с.

Тарасов Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации. /Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, А.М.Шахнарович. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения.- М.: Наука, 1979. - С. 5-147.

Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая антология анализа языкового сознания. //Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. статей [отв.ред. Н.В.Уфимцева]. - М., 1996. - С.7-22.

Тарасов Е.Ф. Пролегомены к теории языкового сознания // Вопросы психолингвистики. - 2014. - 4 (22). - С.24-35.

Austin W. H. Some Social Aspects of Paralangage. // Langage and Sex: difference and dominance. B. Thorne and N. Henly( Ed.) Rouley, Mass. 1975. - Р. 127-138.

Cantril. H. The psychology of radio. By Hadley Cantril and Gordon W Allport . New-York, Harper, 1935. - 276p.

Hennessee J. Some News is Good News.// Langage and Sex: difference and dominance. B. Thorne and N. Henly (Ed.) Rouley, Mass, 1975. - Р.238-247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.