УДК 82-311.4
ТЕМАТИКА И ИДЕИ ТВОРЧЕСТВА У.ФОЛКНЕРА
© 2016
Агаева Мансура Тифлис кызы, старший преподаватель кафедры английского языка
(для гуманитарных факультетов) Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация. После смерти У.Фолкнера открытия, сделанные им в сфере художественной мысли, вновь стали актуальными. Со временем произведения выдающегося писателя получили свою настоящую оценку. Фолкнер, представляя одну из центральных фигур в американской литературе ХХ века, своим своеобразным сочетанием в творчестве романтизма и реализма, художественным воплощением социально-психологического содержания, именно этим остался в истории всемирной литературы. В лице своих героев, воплощенных в художественных образах, он как бы воплотил трагедию американского общества. Острые социальные проблемы, с которыми столкнулась американская молодежь еще в 20-30-е года ХХ столетия, не ограничиваются указанным периодом, сохраняя свое влияние и в последующие десятилетия. Именно поэтому герои произведений Фолкнера типичны не только для своего периода, но и для американской молодежи всего ХХ века: их трагедия будет продолжаться еще многие годы.
Ключевые слова: американская литература, повесть, расовой дискриминации, идеи и проблемы, модернизм, В.Фолкнер.
TOPICS AND IDEAS FAULKNER'S CREATIVITY
© 2016
Agayeva Mansura Tiflis, Senior Lecturer, Department of English (for humanitarian faculties)
Baku State University, Baku (Azerbaijan)
Abstract. After W.Faulkner's death his discoveries in the field of literary thought became popular again. After a while, the great writer's works regained their real value. As one of the central figures of the XX century American literature W.Faulkner's name was among the writers in the history of the world literature for achieving successes in the unity of modernism and realism and giving literary description of social, psychological problems. W.Faulkner could describe the whole American society 's tragedy in the example of his heroes. Moral and social problems that American youth 20-30 of the XX century came face to face for the first time are not limited for this period, they keep their force during many decades. Therefore, Faulkner's heroes, aren't only typical for their time, but the whole American youth: their tragedy will continue many years.
Keywords: American literature, novel, racial discrimination, idea and problems, modernism, W.Faukner.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Период жизни и деятельности У.Фолкнера совпал со становлением и развитием американской прозы в целом. Тогда, что особенно важно, в литературе действовали многие ультрасовременные и модернистские течения и направления. Фолкнер мог в подобных условиях выдвинуть идеи или создать произведения, основанные на «тайнах бессознательного», проложить вечную тропу, которая держала бы человека в неведении, окруженного тайнами, произведения, отличающиеся привлекательными модернистскими подходами и играми. Фолкнер, однако, сосредоточив, как волшебник, свои силы в одной точке, предпочел писать о вечной истории и трагедии «проклятой земли».
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.. Творчество Фолкнера является предметом пристального внимания исследователей как США, так и других стран. В частности, среди российских исследователей следует выделить анализ его произведений, произведенный рядом ученых. Литературовед Л.Н.Тарханова подчеркивает, что «прошлое родного края, и в особенности гражданская война, имеет для писателей-южан совершенно особое значение. Такая актуальная проблема США, как расовая (в 60-х годах даже стали говорить о негритянской революции), связана, прежде всего, с югом Америки, и уходит корнями в его прошлое. Проблема отношений белых и цветных является одной из центральных в литературе юга, и очень часто писатели ищут ее решения, обращаясь к истории. Одни из них приходят к выводу о «проклятии рабовладения», тяготеющего над нацией (Уильям Фолкнер), другие убеждаются в необходимости активной борьбы против дискриминации (Эрскин Колдуэлл) [6, 119].
Другой исследователь, Л.Н.Семенова в своей статье «Юг в литературе США» (с.180-205) отмечала, что «изучая литературу США, мы постоянно сталкиваемся с
важной проблемой - положением литературы американских южных штатов. Этой проблеме современная американская критика уделяет большое внимание. Причем, интерес литературоведов США сосредоточен, главным образом, на так называемом «Южном Ренессансе» или становлении и развитии особой «южной школы» в литературе, связанной с творчеством крупного американских писателей, южан по происхождению У.Фолкнера, Р.П.Уоррена, К.А.Портер, К.Маккаллерс, Ф.О.Коннер, У.Стантрана и других» [6,180]. Несмотря на большое внимание исследователей к творчеству Фолкнера, оригинальность его произведений, их созвучность духовно-нравственным исканиям людей современной эпохи делает актуальным дальнейшее изучение проблематики и идейных исканий знаменитого писателя.
Отсюда, целью данной статьи является обоснование характера сочетания в творчестве американского писателя романтизма и модернизма, выявление элементов реализма, созвучие его творческих идей нравственным исканиям современного ему общества.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. По мнению Фолкнера, человек окружен большими и бесконечными проблемами, однако он обладает мощью выйти из-под этих «развалин» и отряхнуться от них. Фолкнер проповедовал также и такую мысль, что человек находится в конфликте не с чем-то или кем-то другим, а лишь сам с собой. Человек находится в конфликте с окружающей его социальной средой. Говоря об окружающей среде, Фолкнер вовсе не имел в виду реальную среду, окружавшую человека, а то, что было до сих пор и втягивается дыханием каждый день в его легкие - это обычаи и традиции, история. В том числе и прошлое, являющееся неотъемлемой частью человеческой жизни - его прошлого. Фолкнер уделял большое внимание в своем творчестве, своих мыслях о человеке и художественной литературе анализу и оценке прошлого. Фолкнер считал, что человек, являясь социальным и духовным существом, также и есть совокупность прошлого. По его мнению, нет понятия «было, есть», поскольку
прошлое оживает в судьбе человека, начиная жить в нем в его настоящем. Судьбы людей, связанных корнями со своим прошлым, напоминают будущее прошлого. Исходя из этой концепции, формировал свое отношение к времени. Данное отношение ставится в центр исследования в каждом его произведении, и этот процесс продолжается непрерывно. В итоге Время превратилось в одного из ведущих героев. Исходя из разработанной им собственной концепции времени, Фолкнер в своих произведениях именно на этой основе формировал динамику происходящих событий. Взяв на себя миссию настоящего демиурга, он стал обращаться, по его собственному выражению со временем и людьми как настоящий творец.
Как уже отмечалось, в представлении Фолкнера прошлое и настоящее существуют не как отдельные единицы, а единое целое, порождающее друг друга из самого себя и дополняющих друг друга. Выступая с этой точки зрения, Фолкнер иногда осознанно переставлял в изображаемых событиях прошлое и настоящее, будто не хотел признавать объективного закона, определяющего на векторе единого и бесконечного времени их последовательность, выступая при этом в статусе настоящего Творца, свободным обращением ставил лицом к лицу прошлое, покрытое пылью истории, окаменевшее в свободном существовании, и настоящее, которое будто дышит, как живое существо, тем самым проверяя воздействие одного времени на другое и тем самым на судьбу человека.
Рассмотрим отрывок из его произведения «В тот день, когда смеркалось». Рассказ начинается так:
«Теперь в Джефферсоне все изменилось, больше понедельник ничем не отличается от других дней. Сейчас улицы покрыты асфальтом, и телефонные и электрические компании ежедневно выкорчевывают большие, раскидистые березы, акации, вязы, дубы, которые когда-то оберегали от палящих лучей солнца эти улицы, а взамен вкапывают бесплодные, не дающие тени железные столбы, которые никогда не покроются листьями». Теперь у нас есть городская прачечная, и люди по понедельникам сдают грязные вещи особым представителям ее, разъезжающим по улицам города на особых машинах. Теперь, слыша грохот этих машин, пролетающих, как пуля, по улицам города, пронзительный визг шин, скользящих по асфальту (как будто под ухом разрывают шелковую ткань), все представляется, как во сне.
Пятнадцать же лет назад Джефферсон каждый понедельник наполнялся женщинами-негритянками, несущих по тенистым улицам на голове огромные узлы одежды, похожие на хлопковую гору; они, эти тяжелые, полные грязной одежды узлы несли в негритянские кварталы до котлов, стоявших готовыми прямо перед хижинами. Вот прямо так, несли на голове, причем на протяжении всего пути ни разу не дотронувшись до этого узла [1,133].
В прозе в последнее время происходят не только количественные, но и качественные изменения, которые привели к росту силы эмоционального воздействия на читателя. Проза превратилась в важный, передовой жанр литературы, поднимая новые, важные вопросы о различных сторонах жизни. Российский критик З.Кедрина отмечает, что в поднимании современных проблем, их художественном воплощении азербайджанская проза, в особенности ее крупные формы, ушли далеко вперед [].
Фолкнер, продолжая путь своего учителя Шервурда Андерсона, открыл для себя свой собственный мир и заставлял людей, вернее, читателей, смотреть на каждую деталь этого мира, который придуман творческим воображением, через зеркало Йокнапатофа и искать при этом смысл своей жизни.
В том, что Фолкнер сделал такое грандиозное открытие, незаменимую роль сыграл его знаменитый соотечественник Шервурд Андерсон. Когда Андерсон понял, что в реальной жизни Фолкнера постигает неудача, он
напомнил последнему об истинном предназначении писателя. По мнению Андерсона, он должен стать таким, каким был при рождении, и остаться таковым на всю жизнь: «Ты, Фолкнер, родился в крохотной деревне на Миссисипи. То, что увидел ты там, хватит тебе на всю жизнь» [8, 136].
Когда Фолкнер начал писать свой роман «Sartiшs», он уже нашел себя как писателя, определился также и с тематикой. Когда он открыл для себя эту тему, и начал по кусочкам создавать свой микрокосмос, то признал для себя, что для освоения этой темы не хватит и человеческой жизни. В начале своей творческой деятельности Фолкнер решительно отказался от пути, по которому пошли многие другие писатели. К примеру, некоторые свойства, показанные Андерсоном в своих рассказах в виде деталей, у Фолкнера превращается в большой комплекс и через контекст входит в плоть произведения. Он не просто показывал события и услышанные истории в своей маленькой деревеньке на берегах Миссисипи, как советовал ему Андерсон, он выбрал путь, который никому другому не пришел бы в голову, и на основе увиденного создал новый микрокосм. Самая большая из проблем была решена, хотя она и была невероятно трудна. Фолкнер считал, что если ты выбрал путь, на который еще не ступала ни одна нога, и хочешь для себя создать новый мир и микрокосмос, то каждая мелкая деталь должна быть согрета твоим дыханием, и должна принадлежать только тебе. Ты должен быть как владельцем, так и правителем этого царства. Подходя к проблеме с указанных позиций, герои автора показывают свойства, в корне отличающие их от других людей относительно всего человеческого. К примеру, Фолкнер, говоря о необходимости излагать людям правду, проявляет отношение к данной проблеме не в традиционной форме, и не так, как он сам излагает, а совершенно по-другому. По его мнению, просто высказать факт и спокойно говорить о справедливости иногда бывает недостаточно. Пусть это даже не задевает чувства людей. Фолкнер открыто говорит о том, что писатель, говоря и реалиях жизни, должен подключить свою душу, все свои способности, таланты, под этими реалиями надо разжечь костер души. Такой костер, чтобы его никто не смог забыть.
Однажды отвечая на вопросы, Фолкнер писал: «в распоряжении писателя есть три творческих источника: наблюдение, круг чтения и сформировавшийся личный опыт и воображение. Как появляется последний элемент, этого никто не знает. Иными словами, это напоминает три котла, соединенных единой системой обеспечения: открываешь кран и не понимаешь, из какого котла льется вода. Точно так же обстоят дела и с творчеством. Трудно сказать, откуда что появляется: это ты или придумал, или же откуда-то взял, увидел или услышал. Однако одно ясно обязательно: художественная литература потому и называется художественной, что здесь есть вымысел. каждый писатель есть лжец от роду, который не довольствуется тем, что он может говорить правду. И потому он может различить степень воображения или степень изображения того, что видел в реальности. Ему всегда кажется, что можно создать нечто более совершенное, нежели создания Бога, и потому он стремится усовершенствовать то, что уже создано» [3,105].
В этих словах сосредоточена сущность творческих принципов Фолкнера. Изображенные в его новеллах и романах человеческие характеры содержать в себе страсть, силу и сопротивление, которые готовы каждый миг изливаться. Об этом можно судить и по вышеуказанной цитате автора.
Усовершенствовать созданное Всевышним и изменить его сущность... фолкнер следовал этому принципу на протяжении всего своего творчества. В типах своих героев все указанные принципы он, хоть косвенно, но высказывал.
В произведении «Красные листья» можно видеть исходную точку большого события. Приходит осень, ли-
стья краснеют, опадают, умирают. Отношение индейцев к жизни точно такое же. Когда приходит время, человек тоже должен сбросить свой груз и уйти из этого мира. Именно поэтому сражение негра за жизнь оказывает странное впечатление. У негров нет времени смотреть на листья, которые осенью завершают свой путь. Они сосредоточивают все свои жизненные навыки, любовь, страсти и мечтания вокруг одного: всеми силами воспрепятствовать этому моменту - падению листа на землю. А для индейцев нет понятия завтра. И потому они часто повторяют: завтра - это сегодня. Из содержания рассказа ясно видно, что негры являются рабами индейцев, однако они более активны, и самое главное, их жизнь полна непредсказуемого. Эту непредсказуемость и тайны иные писатели (к примеру, последний их великих писателей Ренн Уоррен) неоднократно пытались, но не смогли раскрыть силой своего мышления и разума.
У.Фолкнер в одной из своих лучших новелл «Перси Гримм» опять касается вопроса расовой непримиримости. Его герой, капитан национальной гвардии воплощает в себе вышеуказанные проблемы в худшем плане. Автор и сам указывал, какую существенную проблему он здесь хочет затронуть: «Я открыл для себя Гримма в 1931 году. Пока не печатались в газетах материалы о Гитлере, я даже не мог себе представить, что я создал образ нациста» [3,120]. Образ Перси Гримма, созданный Фолкнером, представляет обывателя Америки с ограниченным мышлением. При помощи этого образа Фолкнер проявил себя и как талантливый сатирик. Эта новелла стоит во главе произведений, которые начали интенсивно создаваться во второй половине 30-х годов для борьбы с фашизмом и фашистской идеологией.
«Мечта, надежда, состояние, которые наши предки не завещали нам, своим наследникам и правопреемникам, но, скорее, завещали нас, своих потомков, мечте и надежде. Нам даже не было дано возможности принять или отвергнуть мечту, ибо мечта уже обладала и владела нами с момента рождения. Она не была нашим наследием, потому что мы были ее наследием, мы сами, в чреде поколений, были унаследованы самой идеей мечты. И не только мы, сыны и питомцы Америки, но и люди, рожденные и воспитанные в старых чужих угнетенных землях, тоже чувствовали это дыхание, это дуновение воздуха, тоже слышали отзвуки обещания надежды» [9, 86].
Проблема расового противостояния в рассказах и романах У.Фолкнера и другие подобные проблемы следует оценивать не в узких рамках, то есть лишь как события, происходившие на этнической основе в исследуемый период, но и в более широком контексте, говоря более конкретно, в контексте американской литературы. Данный подход давно уже избран как ведущий, в фоль-кнероведении, имеется по этому поводу многочисленная исследовательская литература. Исходя из накопленного опыта в данном направлении, обратимся к более конкретной проблеме - рассмотрению творчества Фолкнера в рамках вопроса человека в американской литературе. Именно в указанном контексте можно более точно определить сущность идей таких произведений Фолкнера, как «Красные листья», «Пожар», «Вечернее солнце», «Перси Гримм», «Уош» и др., избранные структурные и художественные средства выразительности.
«Так, один из наиболее симпатичных Фолкнеру героев в романе «Осквернитель праха (1948) рассуждает: «Вот что мы, в сущности, защищаем: право самим представить ему (негру) свободу; мы должны это взять на себя, по той причине, что никто другой не может это сделать, ибо уже скоро сто лет как север сделал такую попытку и вот уже на протяжении семидесяти пяти лет признает, что у него это не вышло. Итак, предстоит сделать нам» [5,132].
Идеи и проблемы, свойственные Фолкнеру, ярко выражены в таких его произведениях, как «Sartoris», «Шум и ярость», других романах, новеллах и рассказах. Эти произведения объединены по своей тематике. В основе 14
как рассказов, так и романов стоит одно желание и одна цель: показать настоящее лицо реальности с таким мастерством, чтобы модель мира, созданная при этом, обошла в своем совершенстве сам мир, создавая при этом альтернативы реальности, в совершенной форме раскрыл всю психологическую, мистическую сущность человеческого существования. С этой точки зрения между этими произведениями разница лишь формальная - в жанрах и поэтике изображения. На самом же деле романы и рассказы автора строятся на событиях, связанных с одной и той же проблемой, вокруг одной и той же сущности, дополняя друг друга.
Все это от того, что Фолкнер, как великий мастер слова, создавая свой мир, дал ему не несколько имен, а всего одно: Йокнапатофа. Жители этого пространства - и есть герои романов и рассказов Фолкнера, которые сталкиваются с разными событиями. Можно сказать, что его и новеллы, и романы рождены примерно одинаковыми событиями и служат одной и той же цели. «Красные листья», «Золотая пуля для Эмилии», «Когда наступает вечер», «Справедливость», «Черная музыка» и другие образцы новелл - без них невозможно полностью представить себе творчество Фолкнера. Его отношение к жанру рассказа не отличается особой оригинальностью, автор, идя вслед за целью, которая «сделала его беглецом от жизни», возвращался к рассказам даже в то время, когда он напряженно работал на романами. Это не помешало ему успешно работать над многоплановым романом «Августовский свет».
Интенсивный поиск идей и тем соответствующим образом отражается в его поэтической структуре его произведений. Как уже отмечалось, события, изображенные в произведениях автора, происходят в созданном его поэтическим воображением пространстве. Если последовательно читать его произведения, то, переходя от одного произведения к другому, видишь как бы продолжение того, что было в предыдущем произведении. В конечном счете и в расскаха, и в романах видишь стремление к одной и той же цели, но фрагментарно. Именно поэтому прозаическое мышление Фолкнера не делит произведения на большие или малые, напротив, все, даже самые маленькие эпизоды способствуют формирования громадногостроения, которое можно назвать «эпосом Фолкнера».
Сходство пространства и действий вызывает у читателя определенное впечатление. Его характерную особенность уже выше мы указали. В Йакноратофе сформировалось большинство эпизодов, которые воспринимаются как единое целое. Однако следует еще добавить, что в этих произведениях нет четкого временного следования. Если системно просмотреть последовательно произведения автора, то можно увидеть, что он иногда сокращает жизнь своего героя на несколько лет, то есть он дает отрывками жизнь персонажа, причем те, которые являются для него судьбоносными. Отсюда появляется возможность показать всю подноготную своего героя, через те события, которые в этом отношении являются самыми важными.
Тайны творчества составляют сложную систему, и можно сказать, что анализ его отдельных идей, представлений, сюжетов дают, в конечном счете, возможность выдвигать лишь отдельные гипотезы и предположения. Как мастер слова, Фолкнер брал исследуемого и изображаемого человека вместе с социальной средой, как неделимое целое. Основная черта, которая его отличает от других писателей, выражается в том, что он, беря во взаимодействии разные стороны, делил в свою очередь на микрокосмы, и свободно разбирался в особенностях их воздействия одного на другое. Как подчеркивают исследователи, в контексте изображения человеческого характера Фолкнер стоит в одном ряду с таким гениальными мастерами слова, как Шекспир, Бальзак, Сервантес, Толстой и Достоевский. Как отмечает Б.Грибанов, интерес Фолкнера к творчеству Достоевского есть факт, Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)
который требует отдельного внимания и расследования [10, 30]. Выступая в 1957 году в Вирджинийском университете, Фолкнер сказал следующее о Достоевском: «он не только оказал на меня большое влияние, я каждый день читая его, получаю наслаждение» [3, 215]. Достоевский смог подняться на такую высоту в изображении внутреннего мира человека, в чувствительности к человеческой судьбе, что в указанном смысле каждый писатель хотел бы с ним сравниться.
В романе «Avessalom, Avessalom!» привлекает внимание принцип повествования, выдвинутый автором. Впервые основы этого принципа изложены в произведении «Августовский свет». Сатпен раскрывается перед читателями лишь в том счете, каким представляют его другие персонажи. Те, кто повествуют, в том числе и читатель, выдвигают лишь предположения, и тем самым составляют себе представление о внутреннем мире героя. Несомненно, что мы здесь исключаем те короткие сведения, которые дает о себе Сатпен. Однако, если присмотреться, в этих повествованиях также чувствуется своеобразная «тень» другого лица. Но, в конечном счете, так же, как и Крис Мас и Лина, он тоже, по сравнению с другими персонажами, смог определить для себя дополнительный угол измерения. У Oxucuda Satpen haqqmda э1а Ыг tэsэwur yaradlllr Ы, пэйсэ ейЬап1э тиэ1И dэ е1э Ьипи agl1amaq istэyir. Yadlmlza читателя о Сатпене создается впечатление, что в романе Фолкнера «Шум и ярость» он является одним из самых трагических героев. «Сатпен является героем такого масштаба, что невозможно представить, что Квант, или мисс Роза, или мистер Компсон могут его понять до конца».
В романе у объекта изображения, то есть человека, прошлое сталкивают с настоящим, и изучают как единое целое, в конечном счете выявляют корни расовой непримиримости и расовой дискриминации. О своем романе автор говорил, что «история «Avessa1om, Avessa1om!» шире самого романа [3, 238].
Трагедия полковника Сатпена, который свое счастье хотел построить лишь на основе силы и власти, имеет глубокие корни. «Подобные люди в конце концов обрекают себя на смерть, поскольку все люди составляют единую семью. Каждый человек отвечает за честь этой семьи, несет здесь определенную ответственность». Л.Н.Семенова так пишет от этом романе: «Фолкнеровский Юг - место, действительно взятое в драматическом измерении. В своеобразном исследовании истории Юга, романе «Авесолом, Авесолам» появившемся в том же году, что и «Унесенные ветром», Фолкнер говорит о «проклятии», лежащем на южных штатах, «проклятии», связанном с жестоким истреблением индейских племен, хищническим отношением к природным богатствам и наконец, с рабством, этим главным «проклятием» Юга» [4,194].
В «Авесоломе, Авесоломе» с одной страны, Фолкнер приходит к выводу, что «проклятие» Юга - его собственнические интересы, а с другой, - склонен видеть в этом проклятии нечто роковое, предопределенное. «Обреченность и проклятие лежит на Юге и на нашей семье - говорит фолкнеровская героиня Роза Колдфрилд, - как если бы какой-то далекий предок выбрал для своих наследников землю обреченную и проклятую с самого начала» [11, с.10].
Писатель, фактически отвергавший сферу публицистики в литературной деятельности, писал о художественном творчестве с большой скупостью, однако их можно определить в определенной логической последовательности. При получении Нобелевской премии Фолкнер в своем выступлении так оценил творческую миссию мастера слова: «Я думаю, что этой премией награжден не я, как частное лицо, но мой труд - труд всей моей жизни, творимый в муках и поте человеческого духа, труд осуществляемый не ради славы и, уж конечно, не ради денег, но во имя того, чтобы из элементов человеческого духа создать нечто такое, что раньше не
существовало. Вот почему мне эта премия выдается только по доверенности. Денежной ее части нетрудно будет найти применение, достойное ее истинного назначения и сущности. Но я хотел бы найти то же применение и чести, которой я удостоен, использовав для этого сегодняшнюю кафедру, с которой я могу быть услышан молодыми людьми, уже обрекшими себя на то же страдание и труд, что и я, среди которых уже есть тот, кто когда-нибудь поднимется на трибуну, с которой сегодня говорю я» [3, 30].
По мнению Фолкнера, писатель не должен никого поучать, или же изрекать приговор по той или иной проблеме, иначе он может потерять тот божий дар, который был ему вручен. Как продолжение этих рассуждений, писатель настойчиво утверждал, что его герои и персонажи должны получать сколько свободы, сколько они хотят. Одновременно Фолкнер писал, что прежде, чем писать рассказ, писатель должен сопоставить свои представления об истине с целью, которую он здесь перед собой ставит [7, 267].
Сравнивая произведения, созданные молодыми авторами, с работами классиков, признанных мастеров слова, Фолкнер приходил к выводу о том, что у первых герои словно не дышат, и страсти и волнения, которые стольких людей заставили страдать и волноваться, словно их не касаются. Об этом он сказал, что «истина даже на йоту не зависит от многочисленных точек зрения, направленных на нее» [8, 218].
В вышеуказанных романах и рассказах У.Фолкнера, в других произведениях повествование оставляет время, его большую часть в тени, писатель создает такие условия, чтобы персонажи сами ступали в непосредственный диалог с читателем. Одновременно читателю дается такая широкая возможность, чтобы он не потерялся в вихрях многочисленных точек зрения и высказываниях. Говоря словами Фолкнера, нужно суметь выявить истины сердца, спрятанного под фактами. В итоге мир, созданный автором, замыкает свои границы и читатель, сам того не подозревая, превращается в персонаж читаемого романа.
Следует отметить, что здесь речь не идет о скрытых намерениях персонажа, или потребности определения стихии событий, речь идет о восприятии читателем всем сердцем, всем своим сознанием тех истин, которые нашли в произведении свое художественное воплощение. Во время чтения этих произведений читатель должен хорошо потрудиться, однако истина, полученная им в результате этого труда, не принадлежит лишь ему: процесс чтения романов Фолкнер превращает во власть, которая открывает перед читателем дорогу следования событиям произведения.
Фолкнер, став, как стена, перед направлениями, которые проводят человека через «микроскоп», во всех своих произведениях объявил, как истину, о конечной победе человека, доказывая каждый раз, что другой альтернативы здесь нет. Здесь выпукло представляется другая черта творчества автора. Фолкнер не просто изображал необходимую истину, в отличие от других, он показывал ее в процессе формирования и развития. В рассказе «Уош» он изобразил человека, и через происходящие в рассказе события косвенно показал его гнев, его злобу, проходящего через огонь и пламя. Это и есть адекватное выражение характера его творчества.
Являясь достойным последователем своего учителя Шервурда Андерсона, он заставил всю прозу Америки отойти от стремления изображать лишь счастливый конец. Это было как раз выражением в американской литературе процесса смены поколений [2, 123].
Таким образом, начиная с указанного времени, американская проза пришла к серьезным изменениям именно в поэтической структуре прозы, т.е пришла к необходимости отойти от стереотипов в творчестве. В эти времена борьба писателей с уже сформировавшимися иллюзиями была присуща каждому из них, и это стало
стимулом для зарождения в америке нового типа литературы. Во главе этого процесса стоял Фолкнер.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Как мы видим, американская проза XX века имела такого выдающегося представителя, как У.Фолкнер. он отличался новтор-ством и творческой вдохновленностью, что выражалось его отношением к предмету литературы и ее миссии. Благодаря этому, он смог в своем художественном творчестве соединить лучшие литературные традиции своего времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Фолкнер У. В тот день, когда смеркалось. // Азербайджан, художественно-литературный журнал,
1984, № 8. (на азербайджанском языке)
2. Засурский Я.И. Американская литература XX века. М.: Наука, 1966. - 498 с.
3. Фолкнер У. Статьи, речи, интервью. М.: Радуга,
1985. - 488 с.
4. Храпченко М.В. Творческая индивидуальность писателя и жизнь литературы. М.: Прогресс, 1970. - 309 с.
5. Литература США ХХ века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой)». М.: Наука, 1978. - 568 с.
6. Фолкнер У. Осквернитель праха // «Иностранная литература», 1968, №2. стр.132.
7. Faulkner W. Selected letters. N.Y.: 1977. - 392 p.
8. Faulkner W. Three Decades of Criticism. Michigan State University Press, 1960. - 256 p.
9. Portable Faulkner. N.Y., 1946. - 221 p.
10. Грибанов Б. Фолькнер. Серия «Жизнь замечательных людей». М.: 1976
11. Семенова Л.Н. Принципы композиции в романе У.Фолкнера «Свет в августе» (в оценке американской критики)// Стилистические исследования художественного текста. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991.