УДК 809.432.1
А.Ф. ГАЙНУТДИНОВА
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СУБСТАНТИВИРОВАННЫХ ИМЁН ДЕЙСТВИЯ
В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ
Ключевые слова: субстантивация, имя действия, тематические группы, субстантивированные имена действия, процентное соотношение, малочастотные, умеренно частотные, высокочастотные, стилистические возможности, активность, продуктивность.
Рассмотрена субстантивация имён действия в татарском языке. Дан краткий обзор этих наименований с указанием основных групп по смысловому признаку и степени их субстантивации, проведен квантитативный анализ субстантивированных имен действия в татарском языке, отмечены особенности их употребления. На основе анализа фактического материала доказано, что субстантивированные имена действия очень активны и продуктивны в татарском языке.
A.F. GAINUTDINOVA
THEMATIC GROUPS OF SUBSTANTIVISED VERBAL NOUNS IN THE TATAR LANGUAGE
Key words: substantivation, verbal noun, thematic groups, substantivised verbal nouns, percentage ratio, small in frequency, moderate in frequency, high in frequency, stylistic means, activity, efficiency.
The article is dedicated to substantivation of verbal nouns in the Tatar language. The purpose of the article is to review these notions indicating basic groups according to their sense characteristics and degree of substantivation, to make quantitative analysis of substantivised verbal nouns in Tatar, note some peculiarities of their usage. On the basis of analysis of factual material the author managed to prove that verbal nouns are very productive and widely used in Tatar.
Под процессом субстантивации (от лат. substantivum) понимается приобретение признаков имени существительного словами, относящимися первоначально к другим частям речи.
Субстантивация имён действия - одно из проявлений изменения грамматического строя языка, перехода глагольной категории в именную.
При анализе словарей татарского языка (Толковый словарь татарского языка в трёх томах, 1978-1981; Толковый словарь татарского языка в одном томе, 2001; Татарско-русский словарь, 1966; Татарско-русский словарь, 1988) нами было выявлено 313 примеров субстантивированных глаголов (имён действия).
Субстантивированные глаголы татарского языка образуют довольно большое количество тематических групп. В количественном отношении состав таких групп различен, также неодинакова степень их продуктивности. Рассмотрим их:
1. Группа субстантивов, обозначающих различные термины (научные, спортивные, военные и др.):
1) научные термины. Сначала рассмотрим те слова, которые употребляются практически во всех областях науки, т.е. универсальные (их 7). Например: weeKiY ’наблюдение, обзор‘, планлаштыру ’планирование^ тикшерY ’ис-следование‘. Они, в свою очередь, образуют еще несколько подгрупп:
а) субстантивы со значением литературоведческих терминов (их 12): ка-батлау ‘повтор’, кyчерY ‘перенос’, охшату ‘сравнение’, сынландыру ‘олицетворение’, чагыштыру ‘сравнение’;
б) субстантивы со значением физических терминов (их 11): тоташтыру ‘соеденение, подключение’, чорнау ‘обмотка’, ышкылу ‘трение’;
в) субстантивы со значением биологических (ботанических, зоологических) терминов (их 8): серкeлeY ‘опыление’, яралу ‘зарождение’, яшеллeндерY ‘озеленение’;
г) субстантивы со значением математических терминов, обозначающих математические действия (их 7): алу ‘вычитание’, бYЛY ‘деление’, тапкырлау ‘умножение’;
д) субстантивы со значением лингвистических терминов (их 7): руслаш-тыру ‘русификация’, тезу ‘связь (сочинительная)’, ярашу ‘согласование’, иренлeшY ‘лобиализация’, исsмлeшY ‘субстантивация’;
е) субстантивы со значением химической терминологии (их 2): кайрылау (матдэлэре) ’дубильные вещества‘, полимерлашу ‘полимеризация’;
ж) субстантивы со значением философской терминологии (нами обнаружен 1 пример): танып-бsлY ‘познание’;
2) субстантивы со значением сельскохозяйственной терминологии (их 20): парлау ‘запаривание грубых кормов’, сукалау ‘пахота’, тsрeY ’подпорка’ уру ‘жатва’, урып-жыю ‘уборка’, HeHY ‘посев’;
з) субстантивы со значением юридических терминов (их 12): гаsплeY ‘обвинение’, кисeтY ‘предупреждение’, пычаклашу ‘поножовщина’, талау ‘ограбление, грабёж’, тsнтY ‘обыск’, тикшsрY ‘расследование’;
4) субстантивы со значением военной терминологии (их 12): ату ‘стрельба’, карау, каралу ‘комиссия (призывная)’, жину ‘победа’ чигену ‘отступление’, ябырьлу ‘;
5) субстантивы со значением общественно-экономической терминологии (их 10): индустриялeшу ‘индустриализация’, do^tey ‘доплата’, сату ‘продажа, распродажа, сбыт; торговля’, тер^у ‘фиксация, регистрация’, яллау ‘наём, вербовка’;
6) субстантивы со значением политических терминов (их 5): изу 'эксплуатация’, eM6ey ‘агитация, призыв’, сайлау ‘избрание, выборы’, серу ‘ссылка’;
7) субстантивы со значением социологических терминов (их 3): аралашу ‘общение’, катлау перен. ‘прослойка, слой, сословие’, сорану ‘попрошайничанье’;
8) субстантивы со значением спортивной терминологии (их 3): ишу ‘гребля’, кунегу ‘упражнение’, сикеру ‘прыжок’.
2. Многочисленной и разнообразной по составу является группа субстан-тивов со значением лица. Среди них отмечены следующие разряды, выделяемые по смысловым признакам:
1) слова, характеризующие отношения между людьми (их 26): рeнжy ‘обида’, сагыну ‘тоска’, танышу ‘знакомство’, тартышу ‘борьба, состязание’, тeмosзлeнy перен. ‘ссора, обида’, ярату ‘любовь’, ярeшy ‘помолвка, сговор’, ярдeмлeшy ‘взаимопомощь’;
2) слова, характеризующие психическое (психологическое), эмоциональное состояние человека (их 26): борчу, борчылу ‘беспокойство, горесть, тревога’, жирeнy ‘отвращение’, икsлeнy ‘колебание, сомнение, нерешительность’, рухлану ‘воодушевление, вдохновение’, саташу ‘бред’, сизену ‘предчувствие, догадка’, соклану ‘восхищение, восторг’, тартыну ‘стеснение, неловкость’, ярсу ‘ярость, раздражение’, ярсыну ‘возбуждение, раздражение’;
3) слова, характеризующие физиологическое состояние человека (их15): ару-талу собир. ‘усталость’, жанлану ‘оживление’, ирену ‘лень’, сусау ‘жажда’, туну ‘замерзание’, ялыгу ‘утомление’, яшey ‘жизнь, житьё’;
4) слова, характеризующие умственную, мыслительную деятельность человека (их 4): мингsрey разг. ‘глупец’, уйлану, уйлау ‘размышление’, фикsрлey ‘мышление’;
5) слова, характеризующие лицо по роду занятий, профессии (их 3): асрау ‘слуга’, мичey ‘помощник’, ендey ‘приглашающий; зовущий, агитирующий’.
3. Группа субстантивов со значением речи (их 8): oейлey ’разговор‘, oейлeшy ‘разговор, беседа’, сугену ’ругань, брань, сквернословие‘, тартка-лашу ‘ссора’, тиргey ‘брань, ругань’.
4. Группа субстантивов со значением обучения, образования (их 10): сы-нау ‘экзамен, испытание’, уку ‘чтение, читка; учение, изучение’, язу ‘письмо, письменность; алфавит; почерк‘, язу-сызу ’писанина, письмо’.
5. Группа субстантивов, обозначающих различные участки местности (их 6): эрчY ‘делянка’, ж,эйлэY ‘джайляу, летняя стоянка кочевников, выпас, летнее пастбище для скота’, кышлау ‘зимовка, зимовье’.
6. Группа субстантивов со значением различных болезней (их 9): ж,илсе^ ‘отёк’, калтырау ‘дрожь’, кычу ‘чесотка, экзема’, сызлау ‘ламота, нытьё’, сыну ‘перелом’, ялкынсыну ‘воспаление’.
7. Группа субстантивов со значением ремонта, починки, строительных работ (их 8): тарттыру ‘обтяжка (мебели)’, торгызу ‘восстановление’, твзэтY ‘починка, ремонт’, твЗY ‘строительство’, тышлау ’обивка, облицовка‘.
8. Группа субстантивов со значением предметов быта (их 7): ашлау диал. ‘большая деревянная ложка’, борау ‘бурав; сверло; долото’, бвркэY ‘полог, покрывало’, буяу ‘краска’, игэY ‘напильник, подпилок’, YлчэY ‘весы’,
9. Группа субстантивов, обозначающих природные явления и состояние (их 7): бврку ‘духота’, ишелY ‘обвал, оползень’, кызу ‘жара’, ташу ’разлив, паводок’.
10. Группа субстантивов со значением слов, встречающихся в официальноделовой, номенклатурной речи (их 6): белдерY ‘объявление’, килешY ‘соглашение’, котлау ‘поздравление, адрес’, раслау ‘подтверждение’, чакыру ‘пригпаше-ние’.
11. Группа субстантивов с религиозно-магическим значением (их 6): арбау ‘молитва, волшебное слово, волшебство’, багу ‘ворожба, гадание’, бозу ‘порча’, тукату ‘колдовство’.
12. Группа субстантивных глаголов, обозначающие блюда, кушанья, еду (их 5): ашау ‘еда’, бутау ‘месиво, мешанина’, эчY-тарту ‘пьянство и курение’.
13. Группа субстантивных глаголов со значением поломки, износа, ветхости (их 4): CYтY ‘разборка, демонтаж’, сыну ‘поломка’, тузу ‘износ’, чатнау ‘трещина’.
14. Группа субстантивных глаголов со значением реализации (купли-продажи) (их 3): алу-сату ‘купля-продажа, торговля’, сату ‘продажа, распродажа, сбыт; торговля’, сату-алу ‘купля-продажа, торговля’.
15. Группа субстантивных глаголов со значением консервирования, подготовки продуктов к длительному хранению (их 2): тозлау ‘засол, посол, соление’, хэзерлэY ‘заготовка’.
16. Группа субстантивных глаголов со значением предметов одежды (их 2): билэY ‘пелёнка’, чолгау ‘портянка’.
17. Группа субстантивных глаголов со значением финансово-денежной операции (нами обнаружен 1 пример): тYлэY ’плата, оплата, платёж; разг. налог‘.
Таким образом, субстантивированные имена действия в татарском языке образуют довольно большое количество тематических групп. В количественном отношении состав групп различен, неодинакова и их продуктивность. Есть группа, состоящая из 122 слов (группа со значением различных терминов), и есть группы, состоящие из 2-3 слов. В процентном соотношении картина выглядит следующим образом: 39% образований со значением терминов; 23,8% - со значением лица; 3,2% - обучения; 2,9% - различных болезней; 2,9% - ремонта, починки, строительных работ; 2,6% - с религиозно-магическим значением; 2,6% -со значением речи; 2,2% - обозначающих природные явления (катаклизмы) и состояния; 2,2% - слов, встречающихся в официально-деловой речи; 2,2% -предметов быта; 2,2% - со значением различных математических знаков, знаков в конце предложения при письме и т.п.; 1,9% - различных участков местности; 1,9% - звуков; 1,6% - блюд и кушаний; 1,6% - рукоделия; 0,9% - дефектов, поломки, износа; 0,9% - слов, используемых в теле-, радиовещании; 0,6% - со зна-
чением консервирования, подготовки продуктов к длительному хранению; 0,6% -предметов одежды и 2,9% образований разрозненных субстантиватов.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что самой высокочастотной является группа субстантиватов со значением различных терминов. Названия действий и процессов способствуют употреблению имён действия в образовании различных терминов. Очень часто субстантивированные терминологические образования татарского языка выступают эквивалентами заимствованным словам, становясь, со временем, единственным наименованием данного понятия. Особенно много субстантивных образований в составе лингвистической, юридической, литературоведческой терминологий.
Высокочастотностью отличаются также образования со значением лица. Субстантивированные имена действия, характеризующие психологическое, эмоциональное состояние человека, преимущественно выступают оттенком отрицательной семантики (eрну ‘горечь, горькое чувство’, борчу, борчылу ‘беспокойство, горесть, тревога’, жирeнy ‘отвращение’, икsлeнy ‘колебание, сомнение, нерешительность’).
Умеренно частотны тематические группы субстантивированных имён действия со значениями обучения и образования (уку ‘чтение; учение, изучение’, укыту ‘обучение); болезней (кычу ‘чесотка, экзема’, сыну ‘перелом’); со значением местности (eрчу ‘делянка’); ремонта и строительных работ (торгызу ‘восстановление’, тезeтy ‘починка, ремонт’); предметов быта (буяу краска’, игey ‘напильник, подпилок’); природных явлений (ишелу ‘обвал, оползень’, ташу ’разлив, паводок‘); слов, встречающихся в официально-деловой речи (килешу ‘соглашение’, киoeтy ‘предупреждение’); религии (арбау ‘молитва, волшебное слово, волшебство’); речи (oейлeшy ‘разговор); различных математических знаков, знаков при письме (алу ‘минус’, сорау ’вопросительный знак‘); блюд и кушаний (ашау-эчу ‘еда, пища; питание,’ бутау ‘месиво, мешанина’).
Малочастотными являются тематические группы со значением дефектов, поломки, износа (сыну ‘поломка’, тузу ‘износ’), со значением консервирования, подготовки продуктов к длительному хранению (тозлау ‘засол, посол, соление’, хeзsрлey ‘заготовка’), со значением предметов одежды (билey ‘пелёнка’, чолгау ‘портянка’).
Продуктивность, активность, частотность употребления субстантивов в немалой степени зависит от того, в каком функциональном стиле речи они больше всего употребляются. Отмеченные высокочастотностью терминологические образования, в основном, характерны для деловой, научной речи. Как пишет А.Б. Салкинбаева: «Аффикс -у можно отнести к словообразовательным типам с книжной окраской, продуктивным, главным образом, в научной и профессионально-технической сфере, а также в деловой речи» [1].
Высокочастотность образований со значением лица объясняется тем, что они используются в разговорной речи. Умеренная частотность и малочастот-ность некоторых субстантивов мотивированы тем, что они, в основном, присущи нейтральному стилю.
Некоторые субстантивированные имена действия относятся к архаической лексике, - например, историзмы: карангылау ‘светомаскировка (затемнение окон при вражеских бомбёжках во времена ВОВ)’, тазарту ‘чистка (рядов партии во времена сталинских репрессий)’. Среди новообразований последних лет также встречаются субстантивированные имена действия (лицsнзиялey ‘лицензирование’, osртификациялey ‘сертификация’), что свидетельствует о продуктивности и активности данного явления.
Следует отметить, что ряд имён действия может субстантивироваться в нескольких значениях. Так, например, имя действия жыю субстантивируется в
значениях ‘сбор, сборка’ и ‘уборка’; кышлау - ‘перезимовавшее домашнее животное’ и ‘зимовка, зимовье’; квтY - ‘стадо, гурт, табун’ и ‘стая волков’; видЭY -‘восклицательный знак’ и ’приглашающий; зовущий, агитирующий’; сорау -‘просьба’ и ‘вопрос’; сынау - ‘экзамен’ и ‘испытание’; сврY - ‘пахота, вспашка’ и ‘ссылка’; тапшыру - ‘передача’ и ‘сдача (хлеба)’; тарттыру - ‘обтяжка (мебели)’ и ‘помол’; YлчэY - ‘весы’ и ‘мера, объём’; ябу ’заключение‘ и ’полог‘; язу -‘письмо, письменность’, ‘алфавит’ и ‘почерк’ и др.
Субстантивируясь, имена действия обогащают стилистические возможности имён существительных, вступая с ними в синонимические ряды: сынау - имтихан ‘экзамен’; бврэ - ^эймэ ‘полог, покрывало’; белдерY - игълан ‘объявление’; тY-лэY - налог ‘оплата, плата’; алу - аерма ‘разница’. В то же время хочется заметить, что большинство субстантивированных имён действия являются единственным обозначением той или иной реалии, что подчёркивает их высокий статус в языке.
Таким образом, субстантивированные имена действия очень активны и продуктивны в татарском языке, о чём свидетельствует их наличие в различных тематических группах, - в том числе, и в составе новообразований.
Литература
1. Салкинбаева А.Б. Семантика и функция имени действия на -у в современном казахском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук I А.Б. Салкинбаева. Алма-Ата, 1991. 24 с.
2. Татар теленец ацламатлы CYЗлеге: 3 томда. Казан: Тат. кит. нэшр., 1979. Т. 2. 726 б.
3. Татар теленец ацламатлы CYЗлеге: 3 томда. Казан: Тат. кит. нэшр., 1981.Т. 3. 832 б.
4. Татар теленец ацламатлы CYЗлеге. Казан: «Матбугат йорты» нэшрияты, 200б. 848 б.
б. Татарско-русский словарь. Казань: Тат. кн. изд-во, 1988. 462 с.
6. Татарско-русский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. 860 с.
ГАЙНУТДИНОВА АЛЬБИНА ФАТХУТДИНОВНА - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт языка, литературы и искусств имени Г. Ибрагимова, Академия наук Республики Татарстан, Россия, Казань ([email protected]).
GAINUTDINOVA ALBINA FATCHUTDINOVNA - candidate of philological sciences, senior scientific worker, Institute of Language, Literature and Arts named after G. Ibragimov, Academy of Science of the Republic Tatarstan, Russia, Kazan.