Научная статья на тему 'Тема «Случайного семейства» и «Оскорбленного детства» в публицистике Ф. М. Достоевского'

Тема «Случайного семейства» и «Оскорбленного детства» в публицистике Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1279
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ" / «СЛУЧАЙНОЕ СЕМЕЙСТВО» / ДОМ / ОТЕЦ / "DIARY OF A WRITER" / "ACCIDENTAL FAMILY" / HOUSE / FATHER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ляпина А. В.

Анализируются статьи «Дневника писателя», в которых Достоевский осмысляет причины возникновения «случайных семейств», раскрывается содержание этого понятия и предлагаются пути преодоления раздробленности, жестокости, эгоизма и равнодушия. Проблема рассматривается в контексте биографии писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of «random family» and «insult childhood» in F.M. Dostoevsky’s works

The author analyzes the articles of "The Diary of a Writer" where Dostoyevsky comprehends the causes of emergence of «the accidental families», defines this concept and offers the ways of overcoming of dissociation, cruelty, egoism and indifference. The problem is considered in a context of the writer's biography.

Текст научной работы на тему «Тема «Случайного семейства» и «Оскорбленного детства» в публицистике Ф. М. Достоевского»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 195-197.

УДК 882 А.В. Ляпина

ТЕМА «СЛУЧАЙНОГО СЕМЕЙСТВА»

И «ОСКОРБЛЕННОГО ДЕТСТВА»

В ПУБЛИЦИСТИКЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Анализируются статьи «Дневника писателя», в которых Достоевский осмысляет причины возникновения «случайных семейств», раскрывается содержание этого понятия и предлагаются пути преодоления раздробленности, жестокости, эгоизма и равнодушия. Проблема рассматривается в контексте биографии писателя.

Ключевые слова: «Дневник писателя», «случайное семейство», дом, отец.

Все начинается с детства... Именно детство, впечатления детства во многом влияют на будущее человека, определяют его нравственноэтические основы, создают его духовный облик. Справедливыми кажутся слова Н. В. Гоголя: «Человек со временем будет тем, чем смолоду был» (из дневника 1850 г.). Вот почему так важно, с каким багажом нравственных убеждений и впечатлений выйдут молодые люди из отчего дома.

Ф.М. Достоевский принадлежит к тому типу писателей, в художественном и публицистическом творчестве которого проблема семьи, взаимоотношения в семье, отношения к детям представлена глубоко и многосторонне. Эпоха детства становится особенно значимой для писателя в перспективе всей жизни человека, и об этом он неоднократно упоминает не только в своих художественных произведениях, но и в публицистике. «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек»; «самые сильнейшие и влияющие воспоминания почти всегда те, которые остаются из детства», точно замечает автор в «Дневнике писателя» [1, т. XXV, с. 172].

Еще в 1850-е гг. Достоевский, намереваясь отправить своего пасынка Пашу Исаева в Омский кадетский корпус (одно из самых лучших военных учебных заведений), в письмах И.В. Ждан-Пушкину, инспектору Сибирского кадетского корпуса, выражал свою обеспокоенность тем, что дети отлучаются от семьи, от дома. Отдавая Пашу в надежные руки, он прекрасно понимал, что десятилетнему мальчику будет одиноко и сиротливо в казенном доме без внимания и заботы близких. В письме от 29 июля 1857 г. писатель обращается к Ивану Викентьевичу с просьбой быть ему покровителем: «Простите меня, что я осмелился приложить к письму 10 рублей серебром. Он еще мальчик, совсем дитя, и какое-нибудь лакомство может его утешить.» [1, т. XXVIII, кн. 1, с. 282-283].

В статье «Книжность и грамотность» Достоевский убежденно доказывает мысль о вреде общественного образования и воспитания, «которое так было с руки иным родителям, намеревающимся отвязаться от своих птенцов, особенно на казенный счет» [1, т. XIX, с 18-19]. В этом контексте актуальной кажется мысль С.С. Шевырева, высказанная им в статье «О домашнем и общественном образовании». «Государство, - пишет Шевы-рев,- в своих заведениях формирует человека общественного, внешнего -а здесь, в лоне семьи, рождается, растет и зреет человек внутренний, цельный. Из домашних стен выходит человек - звание, важнее всех других званий.» [2]. Сам Достоевский, пройдя суровую школу жизни в Инженерном училище, этом тесном, замкнутом мирке, где существовали свои законы и порядки, где мечтали о чине и искали способа «загребания» денег, с теплотой и благодарностью вспоминал своих родителей, свой дом, свое детство. «Я происходил из семейства русского и благочестивого, -писал Достоевский в 1873 г. - С тех пор как себя помню, я помню любовь

© А.В. Ляпина, 2012

196

А.В. Ляпина

ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам нам читал отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным. У других, может быть, не было такого рода воспоминаний, как у меня» [1, т. XXI, с. 134].

Во время домашних чтений дети Достоевских приобщались к мировой литературе и были благодарны отцу за то воспитание, которое он им дал, за Шекспира, Гете, Шиллера, Державина, Карамзина, Пушкина.

Родители были люди религиозные. Всякое воскресенье и большой праздник все обязательно ходили в церковь к обедне, а накануне - ко всенощной. «Дни великих праздников резко отпечатываются в памяти <простолюдинов>, начиная с самого детства», - так описал Достоевский рождественские переживания арестантов в «Записках из Мертвого дома», возможно, и свои собственные. Как видим, дети Михаила Андреевича и Марии Федоровны сохранили «драгоценные» воспоминания о своем детстве, о доме, о семье.

Однако тема детства в творчестве Достоевского разрабатывается в определенном аспекте: писатель создает образ обездоленного, оскорбленного, страдающего дитя. Мучения детей соотносятся в художественном мире писателя со страданиями Иисуса Христа: ребенок для него - «образ Христов на земле». Все наблюдения автора над жизнью ребенка в современном обществе воплотятся в художественную формулу - детство ребенка «случайного семейства» («Подросток», 1875). И это становится знаком времени. В заключительных сценах романа «Подросток» читаем: «семейство это - явление случайное <...> уже множество таких, несомненно родовых, семейств русских с неудержимою силою переходят массами в семейства случайные и сливаются с ними в общем беспорядке и хаосе» [3].

В 1870-е гг., в период бурного развития капитализма, когда человек не ощущал прочной связи с тем, что было до него, и с тем, что будет после, когда разрушалась привычная система ценностей и человек чувствовал себя «заблудившимся в мире», семья уже не спасала от нравственных потрясений и одиночества. «Наши юные люди, развитые в семействах своих, в которых всего чаще встречается теперь недовольство, грубость, нетерпение, невежество и где почти повсеместно настоящее образование заменяется лишь нахальным отрицанием с чужого голоса; где материальные побуждения господствуют над всякой высшей идеей; где дети воспитываются без почвы, вне естественной правды, в неуважении или в равнодушии к отечеству и в насмешливом

презрении к народу. Из этого ли родника наши юные люди почерпнут правду и безошибочность, направления своих шагов в жизни»? [1, т. XXI, с. 131-132]. В «Дневнике писателя» за июль-август 1877 г. автор сетует на то, что родители не знают никаких традиций, что «никогда семейство русское не было столь расшатано, разложено и не оформлено, как теперь. Современное русское семейство становится все более случайным» [1, т. XXV, с. 173]. Семья утрачивает статус патриархальной, православной, где дом - храм, очаг-алтарь, семейный уклад - благочестие, идеал - любовь к Богу и ближнему; дружелюбие и взаимопонимание между чадами и домочадцами.

В статьях «Дневника писателя» автор полемизирует с традиционной русской «идеологией семьи» (В.П. Владимирцев) [4] и дает емкую и всестороннюю характеристику семьи, утратившей прежние свойства и идеалы.

Во-первых, это семейство, потерявшее веру в Бога, семейство «без определенности и ясности», без опоры на патриархальные отношения, в которых главными ценностями являлись бережное отношение к памяти предшествующих поколений, понимание родовой связи предков и потомков как основы достоинства и самостоянья человека: «Старый облик свой она потеряла, а новый. в силах ли она будет создать себе новый, желанный и удовлетворяющий русское сердце?».

Во-вторых, это семейство, в котором современные отцы не исполняют своего долга перед детьми, утрачивают «всякую общую идею в отношении к своим семействам», «утрачивают великую мысль» [1,

т. XXV, с. 178]. Общеизвестно, что отец на Руси был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Вспомним эпиграф к первой главе повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» из Княжнина: «- Был бы гвардии он завтра капитан. - Того не надобно; пусть в армии послужит. - Изрядно сказано! Пускай его потужит. Да кто его отец? [выделено мной. - А.Л.]». Задача отца - учить детей книжному разуму, воспитывать в духе заповедей Божьих, в благонравии, правде и любви, ни яростью, ни гневом, ни жестокостью, а снисходительно и кротко, чтобы в детскую душу не западали страх и уныние. Особенно в переходные, кризисные периоды возрастает ответственность отца за нравственную атмосферу в семье, за передачу ценностей от поколения к поколению и сохранение семьи в ее культурном предназначении.

В-третьих, Достоевский видит причины формирования «случайного семейства» в появлении так называемого типа «ленивых отцов», которые не исполняют повседневный родительский долг, эгоистично отно-

Тема «случайного семейства» и «оскорбленного детства».

197

сятся к делу: надеются на «авось», намереваются откупиться от своих чад, относятся к ним «строго, даже жестоко, истязают, избивают розгами», относятся как «к своей собственности». «Очень немногие в такие эпохи могут ясно видеть перед собою и не сбиваться с дороги», - справедливо замечает писатель.

В-четвертых, появление образа не только страдающего, оскорбленного, отверженного, но и озлобленного, ожесточенного и даже развращенного ребенка. Дети из случайного семейства, наблюдая за недостойным поведением отцов своих, уносят в жизнь «не одну лишь грязь воспоминаний, а и саму грязь, <.> карманы полные набьют себе этой грязью, чтоб употребить ее потом в дело <.> с легким сердцем» [1, т. XXV, с. 180).

В итоге - беспорядок, раздробленность, безотрадность, «жестокость детей от эгоизма родителей».

Наставникам, учителям - всем тем, кому доверено воспитание юных душ, - необходимо постоянно заботиться о самовоспитании и самодисциплине: «ревностный отец даже должен иногда совсем перевоспитать себя для детей своих» [1, т. XIV, с. 225].

Отцам семейства, которые «лишь откупились от долга и от обязанности родительской деньгами, а думали, что уже всё совершили», Достоевский напоминает, что «маленькие детские души требуют беспрерывного и неустанного соприкосновения с вашими родительскими душами, требуют, чтоб вы были для них, так сказать, всегда духовно на горе, как предмет любви, великого нелицемерного уважения и прекрасного подражания» [1, т. XIV, с. 223]. В этом контексте убедительной кажется сцена из рассказа «Мальчик у Христа на елке», когда ребенок, «покинув» занесенный снегами и метелями и освещенный тусклым фонарем город, попадает в райский уголок, светлый мир Христа, мир любви, понимания и заботы, очень напоминающая библейский сюжет о Христе, благословляющем детей. «.Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф., 19: 13-15). Возвращение мальчика в лоно счастливой семьи и Дома может рассматриваться и как рождественское чудо, и как смысл домаш-

него очага, а значит и как идея преодоления «случайности».

Писатель указывал на громадное универсально-воспитательное воздействие

Священного Писания: «Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества». «Великая вера в состоянии породить прекрасное в воспоминаниях детей. Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь» [1, т. (XXV, с. 181]. Отцы случайных семейств, не сумевшие передать детям идею православия, связующую семью и общество, трактуются как отцы, отпавшие от Бога.

Достоевский призывал взрослых быть внимательнее по отношению к детям, понимать, что у ребенка есть чувство собственного достоинства, призывал к терпению, прощению. «Они (дети) должны простить вам горькие, тяжелые впечатления от детских сердец, ожесточение свое, пороки свои. Вы же должны простить им ваш эгоизм, ваше пренебрежение к ним, извращение чувств ваших к ним, жестокость вашу» [1, т. XXV, с. 191]. Завершается «Фантастическая речь председателя суда» страстным призывом, обращением к отцам как наставникам, как хранителям памяти своих предков: «Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая; что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего гражданского долга и станут искать уединения, или, лучше сказать, отъединения, ленивого и цинического, от общества, народа своего и самых первейших к ним обязанностей. Ищите же любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих» [1, т. XXV, с. 192].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. Л., 1972-1991. Т. XXV.

[2] Шевырев С. С. Об отношении семейного воспитания к государственному // Антология педагогической мысли России первой пол. XIX в. М., 1987. С. 338-340.

[3] Достоевский Ф. М. Подросток. М., 1979. С. 461.

[4] Владимирцев В. П. Поэтика «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского: этнографическое впечатление и авторская мысль. Иркутск, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.