Научная статья на тему '"ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ" ДЛЯ ТРУБЫ С ОРКЕСТРОМ М. ГОТЛИБА В КОНТЕКСТЕ ДУХОВОЙ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРА'

"ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ" ДЛЯ ТРУБЫ С ОРКЕСТРОМ М. ГОТЛИБА В КОНТЕКСТЕ ДУХОВОЙ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ГОТЛИБ / "ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ" ДЛЯ ТРУБЫ С ОРКЕСТРОМ / ВОЕННО-ДУХОВЫЕ ОРКЕСТРЫ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДУХОВАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Схаплок Галина Андреевна

В настоящей статье представлен опыт аналитического освещения творчества известного советского композитора Михаила Давидовича Готлиба (1907-1978). Исследователем приведена краткая биография музыканта и освещены его основные произведения для духового оркестра. В центре внимания - «Тема с вариациями» для трубы с оркестром (1978), практически не освещавшаяся в исследованиях по истории отечественной духовой музыки. Данное произведение М. Готлиба посвящено известнейшему исполнителю-трубачу Тимофею Докшицеру. Являясь одним из самых интересных и репертуарных сочинений ХХ века для духовых инструментов, это сочинение представляет собой классические вариации, где излагаются основная тема и двенадцать разнохарактерных, разножанровых разделов - вариантов ее развития. Автор искусно чередует быстрые и медленные вариации, делая акцент на динамических и фактурных контрастах. При этом М. Готлиб ограничивается использованием простых одно-, двух- и трехчаст ных форм, что придает музыке динамику, живость и структурную ясность. Исследователь фокусирует свое внимание на важнейших аспектах освещаемого произведения: композиционных, музыкально-языковых, образных, структурно-смысловых, жанрово-стилистических и др. Анализ характеризуемого сочинения позволяет обозначить его содержательные и структурные аспекты, а также музыкально-выразительные средства, используемые М. Готлибом в процессе создания цикла. На основе предпринятого исследования можно заключить, что музыку М. Готлиба для духовых инструментов, в частности, «Тему с вариациями», отличают художественная яркость и убедительность, высокий уровень технического мастерства, а сочинения указанного автора по праву занимают видное место в репертуаре современных военно-музыкальных оркестров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THEME AND VARIATIONS" FOR TRUMPET AND ORCHESTRA BY M. GOTTLIEB IN CONTEXT OF THE COMPOSER'S WIND MUSIC

This article attempts to examine the work of the famous Russian composer Mikhail Gottlieb (1907-1978), in particular his composition «Theme and Variations» for trumpet and orchestra. The article gives a brief biography of the musician, highlights his main works for brass orchestra. The relevance and research novelty of the article are characterized by the fact that the author refers to an almost unexplored opus in the field of Russian wind music. M. Gottlieb's last opus, «Theme and Variations» for Trumpet and Orchestra, is dedicated to the famous trumpet performer Timofey Dokshitser. The work is one of the most interesting and repertoire in the field of wind music. The opus is a classic variation, which offers the main theme and twelve different, multi-genre sections - options for its embodiment. The composer skillfully alternates between fast and slow variations, emphasizing dynamic and textured contrasts. M. Gottlieb uses simple one-, two- and three-part forms in sections, which gives the music dynamics, «liveliness» and structural clarity. The author of the article focuses his attention on such aspects of a concert work as form, musical language, figurative, structural-semantic and genre specificity. The analysis of the selected essay allows the researcher to designate the content and structural aspects, as well as the musical and expressive means used by M. Gottlieb in the process of composing. Based on the research done, we can conclude that M. Gottlieb's music for wind instruments, in particular his «Theme and Variations», demonstrates a high artistic and technical level and rightfully occupies a prominent place in the repertoire of military music orchestras.

Текст научной работы на тему «"ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ" ДЛЯ ТРУБЫ С ОРКЕСТРОМ М. ГОТЛИБА В КОНТЕКСТЕ ДУХОВОЙ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРА»

УДК 788.1

Г. А. СХАПЛОК

Институт военных дирижеров Военного университета

«ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ» ДЛЯ ТРУБЫ С ОРКЕСТРОМ М. ГОТЛИБА В КОНТЕКСТЕ ДУХОВОЙ МУЗЫКИ КОМПОЗИТОРА

В настоящей статье представлен опыт аналитического освещения творчества известного советского композитора Михаила Давидовича Готлиба (1907-1978). Исследователем приведена краткая биография музыканта и освещены его основные произведения для духового оркестра. В центре внимания - «Тема с вариациями» для трубы с оркестром (1978), практически не освещавшаяся в исследованиях по истории отечественной духовой музыки. Данное произведение М. Готлиба посвящено известнейшему исполнителю-трубачу Тимофею Докшицеру. Являясь одним из самых интересных и репертуарных сочинений ХХ века для духовых инструментов, это сочинение представляет собой классические вариации, где излагаются основная тема и двенадцать разнохарактерных, разножанровых разделов - вариантов ее развития. Автор искусно чередует быстрые и медленные вариации, делая акцент на динамических и фактурных контрастах. При этом М. Готлиб ограничивается использованием простых одно-, двух- и трехчаст-

ных форм, что придает музыке динамику, живость и структурную ясность.

Исследователь фокусирует свое внимание на важнейших аспектах освещаемого произведения: композиционных, музыкально-языковых, образных, структурно-смысловых, жанрово-сти-листических и др. Анализ характеризуемого сочинения позволяет обозначить его содержательные и структурные аспекты, а также музыкально-выразительные средства, используемые М. Готлибом в процессе создания цикла.

На основе предпринятого исследования можно заключить, что музыку М. Готлиба для духовых инструментов, в частности, «Тему с вариациями», отличают художественная яркость и убедительность, высокий уровень технического мастерства, а сочинения указанного автора по праву занимают видное место в репертуаре современных военно-музыкальных оркестров.

Ключевые слова: М. Готлиб, «Тема с вариациями» для трубы с оркестром, военно-духовые оркестры, отечественная духовая музыка.

Для цитирования: Схаплок Г. А. «Тема с вариациями» для трубы с оркестром М. Готлиба в контексте духовой музыки композитора // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 1. С.106-112.

DOI: 10.52469/20764766_2022_01_106

G. SKHAPLOK

Institute of Military Conductors (Military University)

«THEME AND VARIATIONS» FOR TRUMPET AND ORCHESTRA BY M. GOTTLIEB IN CONTEXT OF THE COMPOSER'S WIND MUSIC

This article attempts to examine the work of the famous Russian composer Mikhail Gottlieb (19071978), in particular his composition «Theme and Variations» for trumpet and orchestra. The article gives a brief biography of the musician, highlights his main works for brass orchestra.

The relevance and research novelty of the article are characterized by the fact that the author refers to an almost unexplored opus in the field of Russian wind music. M. Gottlieb's last opus, «Theme and Variations» for Trumpet and Orchestra, is dedicated

to the famous trumpet performer Timofey Dokshitser. The work is one of the most interesting and repertoire in the field of wind music. The opus is a classic variation, which offers the main theme and twelve different, multi-genre sections - options for its embodiment. The composer skillfully alternates between fast and slow variations, emphasizing dynamic and textured contrasts. M. Gottlieb uses simple one-, two- and three-part forms in sections, which gives the music dynamics, «liveliness» and structural clarity.

The author of the article focuses his attention on such aspects of a concert work as form, musical language, figurative, structural-semantic and genre specificity. The analysis of the selected essay allows the researcher to designate the content and structural aspects, as well as the musical and expressive means used by M. Gottlieb in the process of composing.

Based on the research done, we can conclude that M. Gottlieb's music for wind instruments, in

particular his «Theme and Variations», demonstrates a high artistic and technical level and rightfully occupies a prominent place in the repertoire of military music orchestras.

Keywords: M. Gottlieb, «Theme and Variations» for Trumpet and Orchestra, a military brass band, the Russian wind music.

For citation: Skhaplok G. «Theme and variations» for trumpet and orchestra by M. Gottlieb in context of the composer's wind music // South-Russian Musical Anthology. 2022. No. 1. Pp. 106-112.

DOI: 10.52469/20764766_2022_01_106

» О <i

Творческое наследие Заслуженного деятеля искусств РСФСР Михаила Давидовича Готлиба (1907-1978) - талантливого композитора, замечательного пианиста и педагога,- представляет собой интересное и малоизученное явление в отечественной музыке.

Михаил Готлиб родился 26 октября 1907 года в Ярославле. В семье будущего композитора не было профессиональных музыкантов1, однако мальчик еще в детстве проявил интерес к музыке, что и определило его дальнейшую судьбу. Вместе с братом Адольфом Готлибом2 Михаил окончил курс специального фортепиано в Московской консерватории в классе профессора К. Н. Игумнова. В 1927 году братья организовали первый в СССР фортепианный дуэт, который, начиная с 1930-х годов, приобрел большую популярность. Для двух фортепиано М. Готлибом было создано множество концертных обработок произведений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. П. Бородина, С. В. Рахманинова, А. И. Хачатуряна, Н. П. Ракова, исполнявшихся молодыми пианистами с виртуозным блеском и большим артистизмом.

Педагогическая деятельность М. Готлиба начиналась в Музыкальном техникуме при Московской консерватории (в качестве преподавателя по классу фортепиано). В 1938 году музы-

1 Отец М. Готлиба, врач по образованию, был музыкантом-любителем, автором музыки к нескольким сценическим постановкам Московского камерного театра.

2 Адольф Давидович Готлиб (24.08.1910 - 12.04.1973) - советский музыкант и педагог, Заслуженный артист РСФСР, кандидат искусствоведения; заведовал кафедрой камерного ансамбля РАМ им. Гнесиных.

канта пригласили на кафедру инструментовки и чтения партитур военного факультета консер-ватории3, готовившего профессиональных дирижеров военных духовых оркестров. Отныне вся творческая судьба М. Готлиба была неразрывно связана с духовой музыкой. За годы преподавательской работы композитор создал не только целый ряд сочинений для духового оркестра, репертуар которого М. Готлиб стремился обогатить и разнообразить, но и несколько музыкально-теоретических трудов4.

Первые композиторские опыты Михаила Готлиба были связаны с фортепианной музыкой: в 1940-х годах появились несколько произведений для одного и двух фортепиано, в 1951 году - Сюита для двух фортепиано и симфонического оркестра. В дальнейшем автор сосредоточился на создании сочинений преимущественно для духовых инструментов.

Расцвет творчества композитора пришелся на 1960-1970-е годы. Ярко и эффектно М. Готлиб заявил о себе в «Марше-гротеске», сочиненном в 1961 году. Эта пьеса явилась смелым прорывом в новый для духовой музыки образный мир: в данном марше «.. .отчетливо сказалась зарождавшаяся в 50-е годы тенденция к использованию приемов и средств эстрадной музыки» [1, с. 111].

3 С 1949 года - Институт военных дирижеров, с 1960 года - военно-дирижерский факультет Московской консерватории.

4 Курс чтения партитур (совм. с Я. Каабаком и Е. Макаровым). М., 1956; Практический курс чтения партитур для духового оркестра (совм. с Я. Каабаком и Е. Макаровым). М., 1960; Пособие по инструментовке для руководителей самодеятельных духовых оркестров (совм. с Н. Зудиным). М., 1961.

За «Маршем-гротеском» последовали другие произведения эстрадной направленности

- «Бурлеска» (1965), «Серенада» (1965) и «Каприччио» (1970) для духового оркестра, в которых раскрылась творческая индивидуальность М. Готлиба. Названные пьесы отличаются ритмической изобретательностью, колоритными и свежими тембровыми эффектами, тонким ощущением красочной палитры звучания духового оркестра. Отдельную группу сочинений образуют пьесы для солирующих духовых инструментов: «Юмореска» для малой флейты (1967), «Скерцо» для кларнета, «Экспромт и бурлеска» для альтового саксофона и фортепиано и др.

Творческие находки 1960-х годов получили развитие в ряде более поздних сочинений М. Готлиба для духового оркестра; среди них -«Сюита на темы революционных песен» (1970), сюита «Современник» (1970), «Молодежная увертюра» (1970), марш «Бескозырка» (1972), «Фантазия на темы песен Т. Хренникова» (1974).

В последние годы жизни М. Готлиб создал два наиболее значительных и популярных опуса

- Концерт для саксофона-альта с духовым оркестром (1974) и «Тему с вариациями» для трубы и духового оркестра (1978). Данные сочинения продолжают и развивают лучшие традиции русской духовой музыки, в частности, А. Глазунова

- автора первого отечественного концерта для саксофона. Не случайно для своего сочинения в качестве солирующего инструмента М. Готлиб выбирает саксофон - один из наиболее богатых и выразительных по тембру и техническим характеристикам в составе духового оркестра5. Как отмечает исследователь В. Худолей, «большинство сочинений М. Готлиба написано для большого состава духового оркестра с саксофонами. Он -один из первых композиторов, художественно использовавших ансамбль саксофонов в духовом оркестре, обогатив тем самым его традиционную тембровую палитру» [2, с. 12-13].

Концерт для саксофона М. Готлиба невелик по масштабам, в нем две части: I - Moderato (Des-dur) в сонатной форме и II - Vivo (B-dur) в форме рондо [3, с. 231]. Наряду с виртуозностью, важнейшим достоинством сочинения является выразительная кантиленная мелодика; особенно красива побочная партия I части, где композитор использует сопоставления мажорного и минорного лада. Тематизм Концерта характеризуется

5 Еще одной причиной интереса советских композиторов к саксофону в эти годы стало исполнительское искусство замечательной кларнетистки и саксофонистки Маргариты Шапошниковой, репертуар которой был огромен и включал как концерты, так и произведения других жанров, написанные специально для М. Шапошниковой и ей же посвященные.

яркой образностью, тембровой красочностью и в то же время лаконичностью высказывания, внутренней завершенностью основных разделов, свойственной композиторскому мышлению М. Готлиба.

Остановимся подробнее на эффектном и весьма выразительном сочинении - «Теме с вариациями» для трубы в сопровождении духового оркестра. Вариации - одна из старейших форм в музыке, известная с XIII века. В наши дни данный жанр получил многообразную трактовку и по-прежнему остается востребованным и популярным в творчестве современных композиторов, чему способствует возможность объединения в циклической форме самых разных композиционных и стилистических решений.

«Тема с вариациями» пользуется большой популярностью у слушателей, входит в репертуар лучших отечественных трубачей и исполняется в концертах духовой музыки многочисленными коллективами России и зарубежья. Вариации посвящены известнейшему советскому трубачу Тимофею Александровичу Докшицеру - первому исполнителю произведения. В процессе написания музыки М. Готлиб и Т. Докшицер активно взаимодействовали, и совместная работа принесла свои плоды: глубоко содержательный тематический материал позволил как раскрыть богатейшие инструментальные качества и технические возможности трубы, так и продемонстрировать исключительное мастерство исполнителя. Приведем высказывание Т. Докшицера о данном произведении: «Это одно из первых наиболее ярких сочинений, написанных для солирующих духовых инструментов с духовым оркестром. Вся композиция представляет собой очень красочную, многоцветную картину. Сама форма произведения, довольно редко встречающаяся в литературе для трубы, дает богатые возможности для творческой фантазии. Автор избрал в качестве темы простую, бесхитростную напевную мелодию. Она звучит на редкость естественно и затем как бы расцветает в различных рисунках и красках. В жанровом отношении и по характеру музыки вариации весьма контрастны: канцона, юмореска, колыбельная, марш, современный джазовый танец, фугато. Виртуозная сольная партия написана с великолепным знанием природы инструмента, его звуковых и технических качеств; использованы новые технические приемы игры на трубе, которые зародились в джазе, а ныне применяются в симфонической и сольной литературе. Вся партитура сочинения очень эффектна: превосходно показаны оркестровые группы - саксофоны, тромбоны, баритоны. Наряду с аккомпанирующей функцией, оркестру поручены самостоятельные вырази-

тельные tutti, есть даже специальная вариация для оркестра - праздничный, сверкающий спортивный марш» (цит. по: [4]).

Сочинение, написанное М. Готлибом в последний год жизни, воспринимается как своеобразный итог творчества автора. Проникновенно звучащая основная тема вариационного цикла невольно ассоциируется с «лебединой песней» композитора. По-настоящему русский характер темы подчеркивается изысканной простотой мелодики и обилием плагальности (Пример 1).

Пример 1

М. Готлиб. Тема с вариациями (клавир), начало

придает музыке своеобразный колорит и ощущение стремительной моторики, благодаря чему вариация проносится на одном дыхании.

Третья вариация (Andante), контрастная первой и второй, вновь напоминает о характере звучания главной темы. Вариацию, написанную в одночастной форме, открывают валторны, протяжно запевая мелодию, изложенную половинными и четвертными нотами. Затем вступает труба, исполняющая ту же мелодию. Имитационная передача темы от одного голоса другому погружает слушателя в некое полифоническое пространство, в атмосферу сдержанности, строгости, философского размышления. Длинные залигованные звуки и полутоновые интонации в партии трубы усиливают это впечатление. Таинственное «мерцание» ударных инструментов - колокольчиков и треугольника, сопровождающих трубу, - придает музыке черты «сказочности», «волшебства».

Vivo - виртуозная четвертая вариация, вызывающая ассоциации со стилистикой быстрых полифонических пьес барочной эпохи: сочетание стаккатных восьмых и хроматических пассажей шестнадцатыми, преобладающее секвенционное развитие мотивных групп (Пример 2).

Пример 2

М. Готлиб. Тема с вариациями (клавир), вариация 4, начало

Тема изложена в простой безрепризной двухчастной форме, где первый период является незамкнутым, с остановкой на доминанте и как бы подразумеваемым вопросом: «А что дальше?». Затем следуют двенадцать свободных вариаций - разнообразных вариантов воплощения темы.

Данное произведение написано в b-moll - тональности, традиционно вызывающей у музыкантов трагические, сгущенно-мрачные ассоциации, - вспомним, к примеру, фортепианные сонаты Ф. Шопена (№ 2) и С. Рахманинова (№ 2). Первая же вариация (Allegretto), изложенная в простой трехчастной форме, сразу изменяет характер и настроение музыки. После проведения основной темы четвертными нотами здесь преобладают восьмые длительности: музыка звучит полетно, словно вселяя надежду и оптимизм, напевность сменяется упругим ритмическим рисунком, с чередованием пауз и акцентированных звуков в партии трубы. Аккомпанемент оркестра, поддерживающий солиста, также излагается преимущественно восьмыми длительностями.

Во второй вариации (Allegro, простая трехчастная форма) партия трубы выписана еще более краткими длительностями - шестнадцатыми. Поток кружащихся стремительных пассажей вызывает прямые ассоциации с «Полетом шмеля» Н. Римского-Корсако-ва. Обилие хроматизмов и репетиций на одном звуке

С полифоническими традициями здесь перекликается и начало тематического развития (движение от I ступени с развертыванием по ступеням тонического квартсекстаккорда), что характерно и для первоначального варианта основной темы. «Переклички» трубы (пассажи шестнадцатыми) с оркестровыми группами придают музыке дополнительный импульс, внутреннюю собранность, энергию и живость. Форма вариации -простая трехчастная.

Пятая вариация в блюзовых тонах (Andante), написанная в одночастной форме с жанровыми чертами колыбельной, привносит успокоение в музыку. Оркестровый аккомпанемент, опирающийся на заданную синкопированную ритмоформулу, как это часто бывает в джазовой музыке, создает умиротворенную атмосферу, на фоне которой труба исполняет задушевную мелодию. Отстраненный, «убаюкивающий» колорит музыки создается благодаря обилию кварто-квинтовых интона-

ций, которыми в ходе имитационного развития «обмениваются» труба и инструменты оркестра.

Шестая вариация (Allegro), написанная в тональности B-dur (форма - простая трехчастная), противоположна характеру предшествующего раздела: быстрая, живая, созданная в духе скачкообразного галопа и напоминающая танцевальную «игру» между солирующей трубой и оркестром.

Седьмая вариация (Vivo) создает ощутимый жанровый контраст в цикле. Написанная в трехдольном размере (в отличие от предыдущих двухдольных вариаций), данная часть цикла обнаруживает черты увлекательного, интригующего танца (Пример 3).

Пример 3

М. Готлиб. Тема с вариациями (клавир), вариация 7, начало

В данной мелодии преобладают восходящие хроматические мотивы, разрабатываемые преимущественно секвенционным способом. Благодаря этому создается ощущение кружащейся, танцующей и ускользающей музыки, исполняемой солистом и поочередно подхватываемой другими инструментами.

Восьмая вариация (Sostenuto), написанная в сдержанном темпе и характере, представляет собой некое монологическое высказывание трубы. Негромкая мелодия солиста состоит из нисходящих фраз, включающих скачки и хроматические ходы. Особой выразительностью наделен восходящий скачок на септиму (с разрешением в близлежащий нижний звук), завершающий каждое мелодическое построение. Аккомпанементом солисту преимущественно служит оркестровая педаль (выдержанные звуки периодически сменяющихся аккордов), что ограничивает участие оркестра в указанной вариации до минимума. Этот раздел изложен в одночастной форме.

Девятая вариация (Alla marcia) - светлый, наполненный радостным настроением марш для оркестра без участия солиста. В противовес уже отзвучавшим вариациям, композитор использует здесь мажорную тональность (B-dur), и отмеченный контраст весьма ощутим. Основная тема марша, порученная медным инструментам (трубам), звучит эффектно и торже-

ственно. Дополнительный блеск музыке придают ударные - тарелки и колокольчики. Короткая (в одночастной форме), но яркая вариация вызывает самые позитивные эмоции, рисуя атмосферу праздника, заряжая энергией молодости, радостным мироощущением и оптимизмом.

Десятая вариация (Andante) - лирическая кульминация сочинения, решенная в светлых мажорных тонах (F-dur). Форма вариации - простая двухчастная. Раздел открывается небольшим унисонным вступлением кларнетов и флейт. Далее вступает оркестр tutti, который звучит светло и насыщенно, в духе эстрадно-джазовых композиций. Солирующая труба неспешно и плавно начинает свое повествование, как бы паря на фоне оркестра. Выразительные распевные интонации с широкими скачками, негромкая динамика, консонантные созвучия создают ощущение возвышенной умиротворенности, погружая слушателя в состояние покоя и блаженства. Музыкальный материал анализируемой вариации целиком основан на интонациях второй части экспозиционного проведения основной темы. Завершает данную вариацию, обрамляя форму в целом, тихое, постепенно угасающее унисонное звучание кларнетов и флейт.

С каждым новым разделом композитор все дальше отходит от традиционных академических принципов изложения и все больше сближается с эстрадно-джазовой стилистикой. Одиннадцатая вариация в данном отношении - показательный образец джазовой музыки с характерными мелодико-гармониче-скими приметами: сложным ритмом (пунктирным и синкопированным), мелодией импровизационного характера, нестандартными приемами игры (включая frullato и glissando), красочными септаккордами в партии оркестра и др. Одиннадцатая вариация вновь возвращает слушателя в минорную сферу (Пример 4).

Пример 4

М. Готлиб. Тема с вариациями (клавир), вариация 11, начало

Последняя, двенадцатая вариация (Allegretto), исполняемая attacca, представляет собой фугато с переходом в коду. Данную вариацию характеризуют использование простейших ритмических формул, образуемых четвертными и восьмыми длительностями, сдержанность и строгость мелодики, ясность гармонического языка. Согласно комментарию отечественного исследователя В. Туту-

нова, «перед кодой в почти неизменном виде поочередно у оркестра и солиста проводится тема. Это ее проведение служит репризой всего цикла, придавая ему симметрию и завершенность» [5, с. 463]. Основным тематическим интонационным ядром коды становится начальный элемент главной темы, излагаемый в мажоре. Завершается сочинение помпезно и жизнеутверждающе, акцентируя не только смену музыкального лада (от минора в начале - к мажору в конце), но и обновление модуса авторского высказывания, а также концепции произведения в целом.

Представленный анализ «Темы с вариациями» М. Готлиба позволяет выявить некоторые закономерности в плане драматургического развития. На протяжении цикла прослеживается разнообразие жанровых форм, среди которых встречаются и песенные, и танцевальные, и маршевые, и полифонические. Композитор искусно чередует быстрые и медленные разделы, оттеняя динамические и фактурные контрасты, что позволяет поддерживать заинтересованное внимание слушателя. Использование простых и относительно коротких музыкальных форм в вариациях позволяет автору придать музыке

подлинный динамизм развертывания. Отметим, что для подвижных вариаций М. Готлиб выбирает простую трехчастную форму, для кантилен-ных разделов - преимущественно одночастную. Восьмая и девятая вариации образуют некое взаимодополняющее единство: сначала звучит труба, при отсутствии заданного «диалога» с оркестром, а затем - оркестр без участия солиста. При этом девятую вариацию (марш для оркестра), отличающуюся наиболее эффектной оркестровкой и праздничным характером, можно определить как кульминационную зону всего произведения.

В «Теме с вариациями» композитору удалось добиться яркого художественного впечатления и убедительности. Данная концертная пьеса является одним из лучших произведений для духового оркестра, написанных в XX столетии. Несомненно, музыка Михаила Готлиба для духовых инструментов, в которой композитор сумел наиболее полно реализовать свой потенциал большого мастера, обогатила репертуар военно-музыкальных коллективов и духовых оркестров в целом, упрочив его высокий художественный и технический уровень.

» ЛИТЕРАТУРА „

1. История современной отечественной музыки: учеб. пособие: в 3 вып. М.: Музыка, 1999. Вып. 2: 1941-1958 / под ред. М. Е. Тараканова. 488 с.

2. Худолей В. Р. Стилистические черты инструментовки для духового оркестра в творчестве советских композиторов 1940-1980-х годов: автореф. дис. ... канд. иск. (17.00.02). М., 1991. 26 с.

3. Кириллов С. В. М. Готлиб. Концерт для саксофона-альта с духовым оркестром // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 5. С. 230-233.

4. Макаров Е. П. [Аннотация] // Готлиб М. Д. Произведения для духового оркестра: Мелодия 33С 10-13613-14. М., 1980.

5. Тутунов В. И. История военной музыки России: учеб. пособие. М.: Музыка, 2005. 496 с.

» REFERENCES

1. Istoriya sovremennoy otechestvennoy muzyki [History of modern Russian music]: textbook: in 3 issues. Moscow: Muzyka, 1999. Issue 2: 1941-1958. / ed. by M. Tarakanov. 488 p.

2. Khudoley V. Stilisticheskie cherty instrumentovki dlya dukhovogo orkestra v tvorchestve sovetskikh kompozitorov 1940-1980-kh godov [Stylistic features of instrumentation

for a brass band in the creative work by Soviet composers of the 1940-1980s]: Abstract of Ph. D. Thesis. Moscow, 1991. 26 p.

3. Kirillov S. M. Gotlib. Koncert dlya saksofona-al'ta s dukhovym orkestrom [M. Gottlieb. Concerto for alto saxophone with brass band]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State

University of Culture and Arts]. 2009. No. 5. Pp.230-233.

4. Makarov E. Annotatsiya [Annotation]. In: Gotlib M. Proizvedeniya dlya dukhovogo orkestra [Gottlieb M. Works for Brass Band]: Melodiya 33S 10-13613-14. Moscow, 1980.

5. Tutunov V. Istoriya voennoy muzyki Ros-sii [History of military music in Russia]: textbook. Moscow: Muzyka, 2005. 496 p

Схаплок Галина Андреевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Институт военных дирижеров Военного университета Россия, 123001, Москва

galundik@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4151-314X

Galina A. Skhaplok

Ph. D. (Art), Associate Professor at the Department of Music Theory and History Institute of Military Conductors (Military University) Russia, 123001, Moscow galundik@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4151-314X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.