Научная статья на тему 'Тема Нового Иерусалима в Галицко-Волынской летописи'

Тема Нового Иерусалима в Галицко-Волынской летописи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
65
Поделиться
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БИБЛИЯ / ДРЕВНЕРУССКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЭСХАТОЛОГИЯ / СВЯТОЙ ГРАД / НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Василик Владимир Владимирович

Статья посвящена образу Нового Иерусалима в Галицко-Волынской летописи. В ней мы видим многочисленные аллюзии и связи как с древним Иерусалимом (рассказ о неудачном походе короля Белы на Галич в 1234 году, сравнимый с походом Синахериба на Иерусалим), так и с новым. Аналогии с ним видны как из рассказа о построении Холма, так и об основании Каменца. Связь Каменца с Иоанном Богословом говорит об идеальном, святом граде праведников. Опосредованно создается образ Холма как «стана святых и града возлюбленных» Откровения. Рассказ о построении Каменца связан с ветхозаветными чтениями Великой Субботы, говорящем о свете Нового Иерусалима.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Василик Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Тема Нового Иерусалима в Галицко-Волынской летописи»

Владимир ВАСИЛИК

ТЕМА НОВОГО ИЕРУСАЛИМА В ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЙ ЛЕТОПИСИ

Тема Нового Иерусалима в древнерусской культуре привлекала внимание исследователей1. Однако, на наш взгляд, она недостаточно освещена в Галицко-Волынской летописи2. Между тем, если мы внимательно вчитаемся в текст летописи, то увидим свидетельство того, что для ее авторов русские города во многом несли в себе образ Иерусалима - как ветхозаветного, так и нового, грядущего с небес.

Древнему Иерусалиму уподобляется Галич в известии от 6737 (1229) г.: «Изииде же БЬла риксъ, рекъмый король Угорьскый, в силЬ тяжьцЬ. Рекшю ему, яко: «Не имать остатися градъ Галичь. НЬсть кто избавляя и от руку моею». Вшедъшу же ему во горы УгорьскыЬ, посла на ны Богъ архангела Михаила отворити хляби небесныя. Конем же потопающимъ и самЬмь возбЬгающимъ на высокая мЬста, оному же одинако устремисшися прияти град и землю. Данилови же моля-щуся Богу, избави и Богъ от рукы силных. И обиступи град, и посла посолъ, и воспи посолъ гласомъ великом и рече: «Слышите словеса великого короля угорьского. Да не уставляеть васъ Дьмьянъ глаголя: “И-земля изимьть ны Богъ”. Ни да уповаеть вашь Данилъ на Господа, глаголя: “Не имать предати град сесь королеви угорьскому”. Толико ходилъ на ины страны, то кто можеть одержати от руку моею и от силъ полковъ моихъ». Дьмьянъ же одинако крЬпяшеся, грозы его не убояся. Богъ поспЬшникъ бысть ему.... Богъ попусти на нЬ рану фараонову. Град же крЬпляшеся, а БЬла изнемогаше. И поиде от града, оставившю же ему люди за собою, оружники многи и фаревникы. Нападшимъ же на нЬ гражаномъ мнозимъ, впадаху в рЬку, инии же избьени быша, инии язвени быша, инии же изоимани быша. Богъ бо попустилъ бЬашеть рану, ангелъ бьяшеть ихъ, сице умирающимъ: инии же изъ подъшевь выступахуть, акы ис чрева, инии же во конЬ влЬзъше, изомроша, инии же, около огня солЬзъшеся и мясъ ко усто-мъ придевоше, умираху, многими же ранами разными умираху, хляби бо небесныи одинако топяхуть. И ушедшю же ему за невЬрьство бояръ галичкихъ, Данилъ же Божьею волею одерьжа градъ свои

* Статья написана в рамках работы по гранту РГНФ 12-01-00362 «Образ св. равноапостольного князя Владимира в древнерусской гимнографии».

Галичь»3. Отметим, что речь посла Белы соответствует надменным словам Рабсака, военачальника ассирийского царя Синахериба: «Да не обольщает вас Езекия, говоря: Господь спасет нас. Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей? Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасет Господь Иерусалим от руки моей?» (Ис. 37, 18-20). Конец похвальбы для ассирийского царя был печален: «И вышел Ангел Господень, и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые. И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь ассирийский» (Ис. 37, 37). Отметим, что в тексте ГВЛ в целом придается особое значение действиям святого архангела Михаила. Он отвращает грозную беду от князя Даниила при его поездке к Батыю. Здесь же он отверзает для Белы хляби небесные, что, возможно, связано с древнейшими преданиями о потопе, отчасти отраженными в кондаке Романа Сладкопевца «На Ноя», где ангелы являются предтечами Божественного гнева и творцами потопа4. Если это так, то Галич становится своеобразным Ноевым ковчегом - образом Церкви, согласно словам того же преподобного Романа Сладкопевца5.

Возникает вопрос: почему автор все же сравнивает Белу с фараоном, а не с Синахерибом? Вероятно, в силу аналогии обильных дождей, вызвавших эпидемические болезни в войске Белы, с потоплением войск фараона в Красном море, которая была более выигрышной и понятной древнерусскому читателю, который слышал чтение о Сеннахериме раз в год, в Великий пост, а о коне и всаднике, ввергнутом в море Чермное, - практически во время каждой утрени.

Итак, Галич сравнивается с Иерусалимом Исаии - «верной столицей», градом пророков, которому пророком Исайей обещано величие.

Теперь обратимся к теме собственно Нового Иерусалима. В ее контексте показательно похвальное слово Владимиру Василькови-чу, которое исследователи по справедливости выводят из «Слова о законе и благодати»6:

«И чести тя обЬщника Господь на небесехъ сподоби благовЬрья твоего ради, еже имЬ в животЬ своемь, добръ послухъ благовЬрью твоему, обителниче святая, церькви святая Богородица Марья, юже созда прадЬдъ твой на правовЬрнЬй основЬ, идеже и мужественое твое тЬло лежить, жда трубы архангеловы. ДобрЬ зЬло послухъ брат твой Мьстилавь, егоже сотвори Господь намЬстника по тобЬ твоему владычеству, не рушаща твоих уставъ, но утверждающа, ни умаляю-

ща твоему благовЬрью положения, но паче прилагающа, не казня-ща, но вчиняюща, иже нескончанаа твоя учиняюща, аки Соломонъ Давида, иже в домь Божий великый и святый его мудростью созда на святость и очищение граду твоему, иже всякою красотою укра-си, златомь и сребромъ и каменьемь драгимъ, и сосуды честными, яже церкви дивна и славна всЬмъ окружнымъ сторонам, акаже ина не обрящеться во всей полунощий земля от востока и до запада. И славный городъ твой Володимерь, величествомь, акы вЬнчемь, об-ложенъ! Преда люди твоя и городъ святЬй славней и скорЬй на помощь христьяномъ святЬй Богородици. Да еже челование арханге-лово дасть Богородици,- будеть и городу сему. Ко оной бо: "Радуйся, обрадованная, Господь с тобою!", к городу же "Радуйся, благовЬрный городе, Господь с тобою...Востани от гроба твоего, о честная главо, востани, отряси сонъ, нЬси бо умерлъ, но спишь до обыдаго воста-ния! Востани, нп>си бо вьмерлъ! НЬсть бо ти умерети, лЬпо вЬровавшу во Христа, всему миру живодавча. Отряси сонъ! Возведи очи, да ви-диши, какоя тя чести Господь тамо сподобив постави. И на землЬ не бес памяти тя поставилъ братомь твоимь Мьстиславомъ. Востани, видь брата твоего, красящаго столъ земля твоея и зрениа сладкаго лице его насыщаася"»7.

Сопоставим этот фрагмент со «Словом о законе и благодати»: «Добръ послухъ благовЬрию твоему, о блажениче, святаа церкви Святыа Богородица Мариа, юже създа на правовЬрьнЬи основЬ, идеже и мужьственое твое тЬло нынЬ лежит, жида трубы архангель-скы. Добръ же зЬло и вЬренъ послухъ сынъ твои Георгии, егоже сът-вори Господь намЬстника по тебЬ твоему владычьству, не рушаща твоих уставъ, нъ утвержающа, ни умаляюща твоему благовЬрию по-ложениа, но паче прилагающа, не казяща, нъ учиняюща. Иже недо-коньчаная твоя наконьча, акы Соломонъ Давыдова, иже дом Божии великыи святыи его Премудрости създа на святость и освящение граду твоему, юже съ всякою красотою украси: златомъ и сребромъ, и камениемь драгыимъ, и съсуды честныими. Яже церкви дивна и славна всЬмь округьниимъ странамъ, яко же ина не обрящется въ всемь полунощии земнЬЬмь ото въстока до запада.

И славныи градъ твои Кыевъ величьствомъ, яко вЬнцемь, обло-жилъ, прЬдалъ люди твоа и градъ святыи, всеславнии, скорЬи на помощь христианомъ СвятЬи Богородици, еи же и церковь на Ве-ликыихъ вратЬх създа въ имя первааго Господьскааго праздника -святааго БлаговЬщениа, да еже цЬлование архангелъ дасть ДЬвици, будеть и граду сему. Къ онои бо: "Радуися, обрадованаа! Господь с тобою!", къ граду же: "Радуися, благовЬрныи граде! Господь с тобою!" Въстани, о честнаа главо, от гроба твоего! Въстани, оттряси сонъ!

НЬси бо умерлъ, нъ спиши до обьщааго всЬмъ въстаниа. Въстани, нЬси умерлъ! НЬсть бо ти лЬпо умрЬти, вЬровавшу въ Христа, живота всему миру. Оттряси сонъ, възведи очи, да видиши, какоя тя чьсти Господь тамо съподобивъ, и на земли не беспамятна оставилъ сы-номъ твоимъ. Въстани, виждь чадо свое Георгиа, виждь утробу свою, виждь милааго своего, виждь егоже Господь изведе от чреслъ тво-ихъ, виждь красящааго столъ земли твоеи - и возрадуися и възве-селися!"»8.

Мы уже писали о том, что типологически Владимир связывается с Киевом, Владимир Василькович - со св. равноапостольным Владимиром, а церковь Успения во Владимире - с Десятинной церковью9. Следует вспомнить, что в «Слове о законе и благодати», согласно авторитетному мнению исследователей, Киев описывается одновременно как Новый Константинополь и Новый Иерусалим, а Десятинная церковь - как Новый Сион10. Развивая наши предыдущие наблюдения, во-первых, отметим, что к моменту написания летописной статьи (1277 г.) Киев находился в запустении, а Десятинная церковь

- в развалинах. Следовательно, можно говорить об определенной трансляции Киева-Иерусалима: Владимир-Волынский перенимает его славу и величие и сам становится Новым Киевом, Константинополем и Иерусалимом. Константинопольская преемственность особенно подчеркивается тем, что и Киев, и Владимир предаются Пресвятой Богородице.

Городом Богородицы Константинополь стал называться как минимум с VII в.: «Похвальная восписует град Твой, Богородице».

Во-вторых, если только перед нами не литературный топос, цитата содержит важное сообщение о храмостроительной деятельности Мстислава Васильковича, об украшении им Успенской церкви - возможно, не только сосудами и иконами, но и фресками. В-третьих, важно, что в цитате отмечается создание Успенской церкви на правоверной основе: подчеркивается православие Владимира Василь-ковича, возможно, по скрытому контрасту с униатской деятельностью Даниила Галицкого.

С одной стороны, храм Успения является Новым Сионом, с другой

- весь город - Новый Иерусалим и Новый Сион - удел Пресвятой Богородицы.

С известной осторожностью можно выделить концепт «стана святых и города возлюбленных», присутствующий в Галицко-Волын-ской летописи при описании Холма:

«Холмъ бо городъ сиче бысть созданъ Божиимъ веленьемь. Дани-лови бо княжащу во ВолодимЬрЬ, созда градъ Угорескь и постави во немь пискупа. Яздящу же ему по полю и ловы дЬющу, и видЬ мЬсто

красно и лЪсно на горЪ, обьходящу округъ его полю. И вопраша тоземЪць: "Како именуеться мЪсто се?" Они же рекоша: "Холмъ ему имя есть'. И возлюбивъ мЪсто то, и помысли, да сожижеть на немь градець малъ. ОбЪщася Богу и святому Ивану Златоусту, да створить во имя его церковь. И створи градЪць малъ. И видЪвъ же, яко Богъ помощникъ ему, и Иоанъ спЪшникъ ему есть, и созда град иный, егоже татарове не возмогоша прияти, егда Батый всю землю Рус-кую поима. Тогда и церковь святой ТроицЪ зажьжена бысть, и пакы создана бысть. Видивъ же се князь Данило, яко Богу поспЪвающу мЪсту тому, нача призывати приходаЪ нЪмцЪ и русь, иноязычникы и ляхы. Идяху день и во день и уноты и мастерЪ всяции, бЪжаху ис татаръ сЬдЪлници, и лучници, и тулници, и кузницЪ желЪзу, и мЪди, и сребру. И бЪ жизнь, и наполниша дворы окрестъ града поле села»11.

Ранее мы уже упоминали о том, что посвящение Холма св. Иоанну Златоусту говорит о константинопольских смыслах. Их следует развить: как известно, святитель Иоанн Златоуст был устроителем жизни Константинополя и его граждан. Достаточно упомянуть о том, что он открыл больницу на семь тысяч человек, странноприимный дом, дом престарелых и детский дом. Жизнь города им мыслилась как жизнь большого монастыря: «Если бы в городах был порядок, не было бы нужды в монастырях».

Это город святых, где нет ни греховных развлечений и зрелищ, где нет преступлений, обмана, мерзостей, блуда - это идеальный град, стан святых и город возлюбленных.

Конечно, константинопольская действительность очень отличалась от идеала Златоуста, однако нельзя сказать, что он был совершенно утопичным: св. Иоанна слушали и временами слушались, во время его служб ипподром пустел, и народ собирался на его проповеди.

С другой стороны, Холм изображается в летописном сообщении как город труда и молитвы, где работают мастера и украшаются Бо-жии храмы. Та жизнь, о которой кратко сказано в летописи: «И жизнь бе», - жизнь христианская, построенная по принципу «ora et labora»

- «молись и трудись», что и соответствовало идеалу Златоуста. Отметим, что помощником князя Даниила является сам св. Иоанн.

Еще одна черта связывает Холм и св. Иоанна Златоуста: он был миссионером, при нем посылались миссии в Готию, и для готов в Константинополе строилась церковь. С другой стороны, в Холм стекались иноплеменники - немцы и ляхи, которые жили вместе с русью, прониклись русским духом и православием. Соответственно, Холм - не только место встречи, но и город проповеди православной веры. Да, церковь в нем строилась романскими мастерами и во

многом по романским образцам («стекла римские» - витражи, колонны с человеческими лицами)12, но это был православный храм, призванный просвещать всех.

С другой стороны, имя Иоанн вызывает в памяти имя св. Иоанна Богослова - тайнозрителя последних судеб человечества. Ключевыми являются слова о том, что татары не смогли взять его, а в дальнейшем он становится прибежищем для христиан, бегущих от татар.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нелишне упомянуть о смысловой параллели - Битольской надписи царя Ивана Владислава: «В лЪто 6525 от створения мира обнови ся съ градъ зидаемъ и делаем Иоанномъ самодрьжцемъ блъгарски-ом и помощию и молитвами пресвятыя Владычица нашея Богородица и двунадесяти апостолъ на убежище и спасение и жизнь бол-гаромъ»13.

Собственно говоря, особого обновления Битоля не было: были обновлены лишь стены города. Поэтому значимо то, что это считается обновлением города и, соответственно, неким церковным празднеством, сравнимым с обновлением храма. Следовательно, Битоль становится неким святым градом, обновляемым с помощью Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов. Уже отмечалось, что упоминание о Богородице наводит на мысль об образе Битоля как Нового Сиона. Упоминание двенадцати апостолов может быть связано с Пятидесятницей и с Сионской горницей, где произошло сошествие Святого Духа, что подкрепляет значение Сиона.

Учитывая то, что Битоль созидается «на убежище и спасение», он становится своеобразным Новым Иерусалимом, «станом святых и городом возлюбленных». Значима и вряд ли случайна параллель между словами «на жизнь болгаромъ» в Битольской надписи и «и жизнь бе» в ГВЛ.

Возращаясь к Холму, отметим, что также значимо и создание Троицкой церкви. Посвящение Троице в домонгольской Руси весьма редко: известна только церковь Св. Троицы во Пскове. Само посвящение Троице связано с Пятидесятницей, с сошествием Святого Духа на апостолов и, следовательно, со Святым Сионом, с горницей, где и произошло «снитие огненных языков» Духа. Наконец, Холм создается «Божиим велением», что отчасти указывает на необычный характер его создания.

Однако при этом присутствует отчетливая связь с посвящением града св. Иоанну Златоусту: в кондаке ему отмечается: «И Твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу». Златоуст и Троица - нераздельны.

Возможно, что характер описания церкви Св. Иоанна также отчасти структурируется Апокалипсисом: «Созда же церковь святаго

Ивана, красну и лЬпу. Зданье же еЬ сиче бысть: комары 4, с каждо угла преводъ и стоянье ихъ на четырехъ головахъ человЬцскихъ, изваяно отъ нЬкоего хытрЬца. Окъна 3 украшена стеклы римьскими; входящи во олтарь стояста два столпа от цЬла камени и на нею комара и выспрь же, вЬрхъ украшенъ звЬздами златыми на лазурЬ»14.

Характерно, что автор данного фрагмента ГВЛ начинает свое описание не с купола или фасада, а с четырех столпов «с головами человеческими», что наводит на аналогию с четырьмя животными Апокалипсиса, на которых пребывает престол Бога. Кроме того, у каждого животного - четыре лица, из которого одно - человеческое (согласно видению Иезекииля).

«Окъна 3 украшена стеклы римьскими», то есть витражами, они символизируют Святую Троицу, а «два столпа от цЬла камени» соотносятся с ветхозаветными столпами огненным и столпом облачным, которые, согласно учению отцов Церкви, символизируют две природы Христа15.

Аналогия с описанием небесного торжества в Откровении наблюдается в описаниим верха церкви, украшенного золотыми звездами, который символизирует небо.

Все эти данные указывают на образ Холма как на Новый Иерусалим, «стан святых и город возлюбленных».

Основание города в ГВЛ местами связано с мессианскими хри-стологическими пророчествами. Характерен рассказ ГВЛ об основании Каменца в 1276 г.:

«И посемь вложи Богъ во сердце мысль благу князю Володиме-рови, нача собЬ думати, абы кде за Берестьемь поставити городъ. И взя книги пророческыя, да тако собЬ во сердци мысля рче: "Господи Боже сильный и всемогий, своимъ словомъ все созидая и растрая, што ми, Господи, проявишь, грЬшному рабу своему, и на томъ стану". Розъгнувъ же книги, и выняся ему пророчьство Исаино: "Духъ Господень на мнЬ, егоже ради помаза мя благовЬстить нищимъ, посла мя ицЬлити скрушенымъ сердцемь, проповЬдати полоненикомъ отпущение и слЬпымъ прозрЬние, призывати лЬто Господне приятьно и день воздания Богу нашему, утЬшити вся плачющаяся, дати плачю-щимся Сивоону славу, за попелъ помазание... веселье, украшение за духъ уныния, и нарекуться роди правды, насажение Господне со славу, и созижють пустыня вЬчная запустЬвшая преже, воздвигнути городы пусты, запустЬвшая от рода". Князь же ВолодимЬръ от сего пророчества уразумЬ милость Божию до себе, и нача искати мЬста подобна, абы кдЬ поставить городъ. Си же земля опустЬла, по 80 лЬт по РоманЬ. НынЬ же Богъ воздвигну ю милостью своею. Князь же самъ Ьха с бояры и слугами, и улюби мЬсто то надъ берегомъ рЬкы

Лысны. И отреби е, и потомъ сруби на немь городъ, и нарче имя ему КаменЬць, зане бысть земля камена»16.

Отметим, что это пророчество Исаии (Ис. 61, 1-4) читается на паримиях в Великую субботу, в предпразднество Пасхи. Соответственно, в этом можно обнаружить смыслы, связанные с Воскресением Христовым, которое может переходить и на русский народ, и на Русскую землю.

Оно также цитируется в Евангелии от Луки (4, 17-19), которое читается в Новолетие, на церковный Новый год (1 сентября). Литургический контекст дает нам дополнительные смыслы: так, на паримиях Великой субботы читается и другой фрагмент из Исаии, непосредственно связанный с темой Нового Иерусалима: «Свети-ся, светися, Иерусалиме, прииде бо светъ твой». Тема же новолетия в византийском литургическом сознании была связана не только с благословением настоящего времени, но и с эсхатологическим будущим. Следовательно, рассказ об обновлении некогда запустелого места и построении града связан в конечном счете с концептами Нового Неба и Новой Земли, а также Нового Иерусалима.

Гадание по псалтири для Руси было распространено, об этом говорит в своем «Поучении» Владимир Мономах. Однако вопрошание Бога по паримийнику является необычным явлением, взысканием пророчества и, соответственно, стремлением устроить новый город.

Отметим следующие детали: земля подверглась запустению на 80 лет, что не может не навести на аналогии с вавилонским пленом и временем восстановления Иерусалимского храма - почти 80 лет после первого переселения в Вавилон. Значима и другая деталь - Каменец, не только потому, что земля каменная, но и потому, что камень в христианской традиции обладает христологическими смыслами. Само пророчество обращено ко Христу, который и должен благовествовать нищим, отпустить измученных во отраду, про-поведывать лето Господне благоприятное.

Итак, тема Нового Иерусалима обладает важным значением для Галицко-Волынской летописи. Основание Холма типологически связано с Киевом, Константинополем, Иерусалимом. Основание Каменца происходит после прочтения эсхатологического пророчества, связанного с освобождением Израиля из плена и восстановлением Иерусалима. Покровительство Холму со стороны св. Иоанна Златоуста связано с идеальным градом - «станом святых и городом возлюбленных».

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См., в частности: Новый Иерусалим в русской культуре. М., 1991. Акен-тьев К.К. Мозаики Киевской св. Софии и «Слово» митрополита Иллариона в византийской литургической традиции // Византинороссика. Т. 1. Литургия. Архитектура и искусство византийского мира. СПб. 1995. С. 74-95.

2. Полную библиографию см.: Галицко-Волынская летопись. СПб., 2005. С. 412-421 (далее ГВЛ, страница, затем в скобках - номер столбца по Ипатьевской летописи). Из более поздних работ см., в частности: Майоров А.В. Из истории русско-византийских династических связей: дочь императора Исаака II в Галицко-Волынской Руси// История российско-греческих отношений и перспективы развития в XXI веке. Второй российско-греческий форум гражданских обществ. Материалы конференции. М., 2010. С. 42-46; Его же. Неизвестный факт биографии Даниила Галицкого // Rossica antiqua.

2010. № 2. С. 140-148; Его же. Даниил Галицкий и начало формирования культа св. Даниила Столпника у Рюриковичей // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2011. № 4 (46). С. 32-51; Его же. Апостольский престол и Никейская империя во внешней политике Даниила Галицкого // Rossica antiqua. 2011. № 1 (3). С. 60-99; Его же. Коронация Даниила Галицкого: Никея и Рим во внешней политике галицко-волынских князей // Studia SLavica et BaLcanica PetropoLitana. 2011. № 1 (9). С. 143-156.; Его же. Прусский вопрос во внешней политике Даниила Галицкого // Rossica antiqua.

2011. № 2 (4). С. 102-119.

3. ГВЛ. С. 98. Кол. 655-656.

4. Уже готовы облака * и воздух смешан с водами.

Вперед стремятся Ангелы *предтечи гнева Твоего. (Ной. 12). См.: Romanos Le MeLode. Hymnes. ed. Grosdidier de Matons. Sources Chrétiennes. T. 99. P. 55. Здесь возможна параллель с аккадским эпосом «О все видавшем» (Гиль-гамеш):

С основанья небес встала черная туча Адду гремит в ее средине,

Шуллат и Ханиш идут пред нею,

Идут гонцы, горой и равниной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Пер. И.М. Дьяконова. Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 214).

5. Ковчег, подобный дому, - запечатленье Церкви. (Ной. 3). См.: Romanos Le MeLode. Hymnes. ed. Grosdidier de Matons. Sources Chretiennes. T. 99. P. 40.

6. См., в частности: Насонов А. Н. История русского летописания . М., 1969. С. 236-242.

7. ГВЛ. С. 168-169. (Кол. 772-773).

8. См.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. М., 2005. С. 255.

9. Василик В.В. Образ Русской земли в Галицко-Волынской летописи // Русин. Международный исторический журнал / Отв. редактор С.Г Суляк. 2009. № 4. С. 38-49.

10. Одно из последних исследований с исчерпывающей библиографией см.: Акентьев К.К. Указ. соч. С. 74-95.

11. ГВЛ. С. 134. (Кол. 715).

12. Об архитектуре Галицко-Волынской Руси, в частности,Холма, см.: Каргер М. Архитектура Галицко-Волынской Руси ХІІ-ХІІІ вв. М., 1940. Раппопорт П.А. Холм. СА, 1954. Т. 20. С. 313-323. Иоаннисян О.М. О раннем этапе развития галицкого зодчества. КСИА, 1981. Вып. 164. С. 35-42. Иоаннисян не сомневается в реалистическом характере описания церкви Иоанна Богослова в Галицко-Волынской летописи.

13. См.: Иордан Займов. Битолска надпис на Иван Владислав самодър-жец български. София, 1970. С. 33.

14. ГВЛ. С. 135. (Кол.716).

15. «Вместо столпа огненнаго праведное возвсия солнце. Вместо Мои-сеа - Христос, спасение душ наших». Цитата из догматика 2 гласа, написанного преп. Иоанном Дамаскиным. См.: Октоих. М., 1992. Л. 68.

16. ГВЛ. С. 148. (Кол. 738).

Первый тематический книжный магазин по истории Юго-Западной Руси. Высылаем каталог по почте и поможем с приобретением мелкооптовых партий книг.

В наличии:

- Ульянов Н. Происхождение украинского сепаратизма

- Русская Г алиция и «мазепинцы»

- Сидоренко С. Украина - тоже Россия

- Чуев С. Украинский Легион

- Геровский Г. Язык Подкарпатской Руси

- Аристов Ф. Литературное развитие Подкарпатской Руси

- Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси

- Международный исторический журнал «Русин»

Совместный проект сайтов «Единая Русь» (www.edrus.org), «Украинские страницы» (www.ukrstor.com) и «Малорусской народной исторической библиотечки» (mnib.malorus.org).

Адрес магазина в Интернете: http://magazin.malorus.org е_таі1: magazin@malorus.org Тел.: +7 903 53 44 218

ЕДИНЫЙ КНИЖНЫЙ

интернет-магазин