Научная статья на тему 'Тема исторической памяти в рок-поэзии рубежа XX-XXI веков'

Тема исторической памяти в рок-поэзии рубежа XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
581
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМА РОДИНЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СВОБОДА / ПРОТЕСТ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / РУССКАЯ РОК-КУЛЬТУРА / РОК-ПОЭЗИЯ / THEME OF THE NATIVE LAND / HISTORICAL MEMORY / FREEDOM / PROTEST / SPIRITUAL VALUES / RUSSIAN ROCK-CULTURE / ROCK-POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Буйнов И. А.

Статья посвящена изучению темы исторической памяти и духовного наследия в творчестве рок-поэтов и музыкантов, создававших и создающих свои поэтические и музыкальные произведения на рубеже XX-XXI вв. Трепетное отношение к родной земле, стране, городам, любимым улицам пронизывает песни и стихи, посвященные России. Как подлинное горе воспринимается рок-поэтами утрата исторического облика знакомых мест, исторической памяти в целом, и именно поэтому они призывают человека любить свою землю, помнить ее корни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the topic of historical memory and spiritual heritage in the works of rock-poets and musicians who created and are creating their own poetry and music works at the end of the XX and the beginning of the XXI centuries. These works are devoted to Russia and are all filled with gentle love of the native land, country, towns and streets. The loss of the historical look of some places and historical memory as a whole is viewed by the rock-poets as a terrible grief. That is why they all urge the people to love their own land and remember their background and origin.

Текст научной работы на тему «Тема исторической памяти в рок-поэзии рубежа XX-XXI веков»

Г---

5

Литературоведение

И.А. Буйнов

Тема исторической памяти в рок-поэзии рубежа ХХ—ХХ1 веков

Статья посвящена изучению темы исторической памяти и духовного наследия в творчестве рок-поэтов и музыкантов, создававших и создающих свои поэтические и музыкальные произведения на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Трепетное отношение к родной земле, стране, городам, любимым улицам пронизывает песни и стихи, посвященные России. Как подлинное горе воспринимается рок-поэтами утрата исторического облика знакомых мест, исторической памяти в целом, и именно поэтому они призывают человека любить свою землю, помнить ее корни. Ключевые слова: тема Родины, историческая память, свобода, протест, духовные ценности, русская рок-культура, рок-поэзия.

Огромное значение для становления личности, формирования мировоззрения гражданина и патриота играет тот факт, насколько четко и правильно сформировалось в сознании молодого человека представление об основах культуры своего народа, насколько хорошо он знает процессы и события, определившие ход исторического становления и развития России.

Рок-культура, обращаясь к исконным культурным ценностям русского человека и говоря на доступном молодому поколению языке, может быть полезна и в сфере передачи исторического знания и культурных ценностей молодежной среде. Наиболее ярким примером могут послужить эпические рок-баллады 80-х гг. прошлого века, традиционно строящиеся вокруг героических образов и непреходящих духовно-нравственных ориентиров:

Деревянные церкви Руси:

Перекошены древние стены,

Подойди и о многом спроси:

Литературоведение

В этих срубах есть сердце и вены.

Левитан оставался один,

Когда кисть замирала в застое,

И тогда среди многих картин

Вдруг рождалась «Над вечным покоем» -

На холсте небольшая деталь:

Церковь старая на косогоре,

И видна необъятная даль

На былинно-бескрайнем просторе... [7, «Владимирская Русь»] или, например, «Баллада о древнерусском воине» Маргариты Пушкиной.

Историческая тема занимает в творчестве рок-поэтов огромное место в конце 80-х - начале 90-х годов XX в.

Мотив исторических судеб страны объединяет целые пласты творчества рок-поэтов, объединяет прошлое и настоящее, указывает на неразрывную связь судьбы лирического героя с судьбой Родины.

В эту эпоху история, возврат к корням и истокам в текстах песен рок-поэтов используется, как правило, для достижения одной цели, цели объединения народа, обусловленной двумя различными процессами (политическими и общественными), протекающими в то время в стране: во-первых, объединение народа как формирование силы, способной противостоять косности и застою общества, во-вторых, объединение народа ввиду распада СССР.

Мощность этих процессов, оказавших влияние на все сферы жизни общества и человека, в свою очередь и определила масштабы исторической темы в роке тех лет и определила ее как основную, способную объединить народ, дать понять человеку, что он только часть единого целого: Лишь потом

Кто-то долго не сможет забыть,

Как, шатаясь, бойцы

Об траву вытирали мечи [3, «Легенда»].

Чтобы оценить масштабы проникновения исторической памяти в художественное пространство текста, можно рассмотреть данный пример с точки зрения комбинаторной семантики: «бойцы» вытирают «мечи», однако в сознании человека закреплена устойчивая модель, в которой «мечами» владеют (пользуются) «воины». Таким образом, действие «Легенды» В. Цоя расширяется от времен Киевской Руси до войны в Афганистане.

В последнее десятилетие тема исторической памяти и связанные с ней мотивы продолжают находить отражение в творчестве рок-поэтов, при этом наблюдается смещение некоторых акцентов в ее реализации.

О. С

Обращение к прошлому теперь связано, как правило, с нагнетанием мотивов разочарования, декаданса, ощущения, что ушло нечто важное, неповторимое и ушло - навсегда. Так в стихотворении Д. Арбениной соединяется 1937-й и 2000-й гг.:

Россия, 37-ой -Преддверие новой войны,

Олег Кошевой кашляет кровью,

И дни его сочтены.

и затем:

Москва ничему не верит,

Москва никому не простит.

Белоснежный уже ненужный китель На грязной стене висит [4, «Россия, 37»].

Кроме прочего, тема истории и исторических параллелей осмысливается теперь в основном в субъективном ключе, чтобы подчеркнуть собственные переживания лирического героя, часто не связанные с проблемами общества.

В этом направлении можно выделить отдельные ситуации, когда ощущения лирического героя передаются с помощью:

1) ощущения единичного лица, предмета, явления, существовавшего в прошлом:

Я покидаю Столицу:

КарНыНетвп!

Раненым фрицем

Немею в тоске [4, «Столица»];

2) сопоставление (сравнение) с системой, структурой, организацией:

Осью-колесами

Раскатают поезда бумагу под Письма помятые,

Обещания вернуться.

Лица разбитые,

Кровь из носа, улыбки и платок.

Листья, заборы и

Признания на полотнах из досок [5, «Карелия»];

3) обращение к историческому лицу:

В утренний сонный час,

Час, когда все растаяло,

Я полюбила Вас,

Марина Цветаева [2, «Я полюбила Вас»].

Отдельным методом в реализации исторической темы в творчестве рок-поэтов начала XXI в. можно выделить временнОе совмещение.

7

Филологичес кие науки

Литературоведение

В этом случае реалии прошлого и настоящего соединяются в одном пространстве, в большинстве случаев характеризующемся локальностью и четкой границей. Целью данного приема, как правило, является передача полярных чувств героя, сосуществующих в нем одновременно:

Большой, широкий город:

Магистрали и дома,

Гусары в окнах -

Бесполезная тюрьма... [4, «31 весна»]

Я покидаю Столицу:

Раненой птицей,

Выжженным небом,

Черной травой.

Я случилась здесь летом:

Шёлк тополиный,

Сладость Неглинной,

Степи Тверской [Там же, «Столица»].

Если мы обратимся к упоминанию Неглинной - реки, свободно текущей в художественном полотне стихотворения, - здесь речь идет о двух временных пластах, и чувства лирического героя становятся предельно понятными: его расставание - это такая же огромная утрата, как и невозможность вернуть истинную, древнюю, прекрасную и гордую суть Столицы (наподобие реки Неглинной, спрятанной в трубу).

Временное совмещение также может быть использовано для создания новых смыслов / смысловых оттенков.

Словосочетание «степи Тверской», как и разобранное выше, в первом своем значении включает в ткань стихотворения прошлое: Тверской тракт, пространство и простор. Однако при данной отсылке «включается» историческая память «второго уровня», говорящая о том, что Тверская не всегда была «степью», и что здесь строились лучшие дома, гостиницы и магазины Москвы, она была на протяжении двух веков главной улицей города.

Вспоминая, мы понимаем, как много уже утрачено: церковь Дмитрия Солунского, триумфальная арка Павла I на площади Тверских ворот (Страстной, ныне Пушкинской) (также необходимо обратить внимание на утрату названий), снесенный в 1937 г. Страстной монастырь и т.д., а образ Степи-Тверской предстает в новом облике безрадостной пустоши [1], тем самым подчеркивая горечь утраты, которую чувствует лирический герой.

Принимая во внимание вышесказанное, можно уверенно говорить о непреходящем значении темы исторической памяти в творчестве рок-поэтов, об их активной гражданской позиции, направленной на сохранение великой культуры великой страны.

Библиографический список

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2007.

2. Земфира. Спасибо [Звукозапись]. М., 2007.

3. Кино. Группа крови [Звукозапись]. М., 1988.

4. Ночные Снайперы. Рубеж [Звукозапись]. СПб., 2000.

5. Пилот. Наше Небо [Звукозапись]. СПб., 2002.

6. Поэты русского рока: Юрий Шевчук, Александр Башлачёв, Александр Чернецкий, Сергей Рыженко, Андрей Машнин. СПб., 2005.

7. Черный кофе. Леди осень [Звукозапись]. М., 1992.

Филологичес кие науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.