Литературоведение
М.А. Петрова
Ретроспекция как способ построения лирического сюжета в поэзии С.А. Есенина: мотив воспоминаний
Автор анализирует ряд стихотворений С.А. Есенина с целью выявления художественной специфики мотивной структуры его поэзии. Исследователь обращается к ретроспекции как характерному способу построения есенинского поэтического текста и вводит в оборот новое научное понятие - «ретроспективный идиллический хронотоп». Делаются выводы о многоплановости ретроспективной сферы есенинского текста, о сквозном, лейтмотивном характере темы воспоминаний в поэзии С.А. Есенина. Ключевые слова: лирика, лирический герой, литературный жанр, ретроспекция, мотив воспоминаний, ретроспективный идиллический хронотоп.
Ретроспекция (от лат. retro - назад и specio - смотрю) как обращение человека к прошлому, изучение уже прошедших событий, как мысленное их выстраивание в определенный временной ряд является характерным
способом построения художественной структуры текста С. Есенина. Ретроспективная направленность находит свое яркое и доминирующее выражение в мотивном комплексе его поэтических произведений, в первую очередь - в мотиве воспоминаний.
В отечественной литературоведческой науке существует немало различных определений термина «мотив». Так, Д.Д. Благой в «Литературной энциклопедии», вышедшей в 1925 г. при жизни Есенина, отмечал, что мотив - это «основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения» [1, т. 1, стб. 466]. Л.М. Щемелева с соавторами рассматривает мотив как «устойчивый смысловой элемент лит<ературного> текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложе-ния) и лит<ературно>-худож<ественных> произв<едений>» [5, с. 290]. Мы будем придерживаться именно этого определения, понимая под мотивом «устойчивый смысловой элемент художественного текста» [6, с. 71].
Для русской литературы первой четверти XX в. характерно использование многообразных мотивов, причем нередко они тяготеют к обозначению на уровне жанров. Как отметила Л.В. Чернец, «сохранившаяся и в новой литературе традиция авторских жанровых обозначений указывает на то, что жанровые категории продолжают оставаться живой реальностью сознания многих писателей и читателей» [7, с. 6]. При этом для литературы этого периода характерны «канонизация и введение в круг художественной литературы бытовых речевых жанров» [4, с. 13]. Именно в силу этих обстоятельств рассмотрение мотива воспоминаний в творчестве С. А. Есенина является актуальным, оно позволяет выявить творческое использование поэтом традиций отечественной поэзии.
Мотив воспоминаний является одним из важнейших в лирике С. А. Есенина. С ним связаны важнейшие тематические линии его творчества: память деревенского детства («Мой путь»), ностальгия по уходящей юности и угасшей любви («Не бродить, не мять в кустах багряных...»), тоска по Родине («Персидские мотивы») и отчему дому («Снежная замять дробится и колется.»). Мотивом воспоминаний о разрушенных устоях русской деревни пронизан ключевой концепт образного мира Есенина -«Русь уходящая» и особый тип пространственно-временных отношений в его творчестве, который можно назвать ретроспективным идиллическим хронотопом. Мотив воспоминаний характерен для творчества поэта разных периодов: от первых ученических опытов до произведений зрелого мастера.
В качестве примера приведем фрагмент стихотворения «Воспоминание» («За окном, у ворот.»), созданного Есениным в годы учебы
Филологичес кие науки
Литературоведение
в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе (1911-1912 гг.). Здесь наблюдается творческое использование Есениным фольклорных традиций, для которых характерно обращение к жизненному опыту старшего поколения. Воспоминания такого человека становятся не только размышлениями о прожитой жизни, но и способствуют передаче традиций житейской мудрости людям более молодым и в силу этого не обладающим еще столь разносторонним знанием жизни.
За окном, у ворот Вьюга завывает,
А на печке старик Юность вспоминает.
«Эх, была-де пора,
Жил, тоски не зная,
Лишь кутил да гулял,
Песни распевая.
А теперь что за жизнь?
В тоске изнываю И порой о тех днях
С грустью вспоминаю. <-...>» [3, т. 4, с. 11].
Слова старика - это воспоминания об ушедшей молодости, которую уже не вернуть. Как писала современница Есенина В. Дынник, «результаты событий, смысл происходящего лежат для автора воспоминаний в прошлом» [2, т. 1, стб. 151]. Именно поэтому автор использует здесь слова «тоска» и «грусть».
Явственно звучит в рассматриваемом произведении и характерная для раннего есенинского творчества тема примирения с естественным ходом жизненного цикла, который присущ и природе, и человеку:
Ну и что ж, покорюсь, -Видно, моя доля.
Придет им тоже час Старческого горя [3, т. 4, с. 12].
Позднее это чувство естественного жизненного и природного круговорота выкристаллизуется в знаменитую есенинскую формулу:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть [Там же, т. 1, с. 164].
Лирический герой уже самых ранних есенинских стихотворений понимает: молодость и у следующих поколений сменится старостью. Напоминает о быстротечности человеческой жизни и пейзаж. Зима, как умирание
природы, соотносится в произведении со старостью и предчувствием скорой кончины:
За окном, у ворот Вьюга завывает,
А на печке старик С грустью засыпает [3, т. 4, с. 12].
С темой смерти связан мотив воспоминаний и в другом раннем стихотворении Есенина - «Исповедь самоубийцы», но в нем речь идет не о естественном, а о преждевременном уходе - вследствие душевной трагедии, переживаемой лирическим героем:
Я видел пролитую кровь И проклял веру и любовь.
Я выпил кубок свой до дна,
Душа отравою полна.
И вот я гасну в тишине,
Но пред кончиной легче мне [Там же, с. 47].
В конце жизни, переживаемой сквозь призму сознания угасающего старика и юного самоубийцы, человек вспоминает прожитые годы, оценивает их, подводя итоги. В рассмотренных произведениях эта оценка негативная, люди не удовлетворены своей жизнью, которая завершается, переполняя их душу чувствами тоски и безысходной печали.
В отличие от ранней лирики, где воспоминания приписывались «сторонним» персонажам, в той или иной степени дистанцированным от авторского «я», в зрелом есенинском творчестве воспоминания свойственны самому лирическому герою. Теперь уже у него есть собственный жизненный опыт, а воспоминания позволяют сопоставить происходящие события с тем, что осталось в памяти. Вводя в стихотворение разные временные пласты, автор раскрывает эволюцию лирического героя, показывает многомерность бытия.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу.» напоминает пушкинский «свиток» воспоминаний, развертываемый на глазах лирического героя. Оно наполнено философскими раздумьями и размышлениями о жизни человека, о ее радостях и о горестях. Разные временные слои соединяет между собой в этом стихотворении уже выявленный нами ранее ретроспективный идиллический хронотоп. Воспоминание о прошлом соотносится со счастливым сном, ведь сон в образной системе Есенина и есть ожившая память:
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне [Там же, т. 1, с. 163].
Филологичес кие науки
Литературоведение
Ретроспекция как способ построения лирического сюжета придает есенинской поэзии черты автобиографического повествования. Например, лирический герой стихотворения «Воспоминание» («Теперь октябрь не тот.») размышляет о времени революционных преобразований, сопоставляя с прошедшими годами нынешнее время.
А в стихотворении «О муза, друг мой гибкий.» (1917) воспоминания позволяют воскресить в памяти эпизоды участия поэта в литературной жизни эпохи:
О мед воспоминаний!
О звон далеких лип!
Звездой нам пел в тумане Разумниковский лик.
Тогда в веселом шуме Игривых дум и сил Апостол нежный Клюев Нас на руках носил.
Теперь мы стали зрелей И весом тяжелей...
Но не заглушит трелью
Тот праздник соловей [3, т. 1, с. 135].
В наибольшей степени черты автобиографизма проявились в маленькой поэме Есенина «Мой путь» (1924), также пронизанной ретроспективной направленностью и памятью о своих родословных корнях:
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет [Там же, т. 2, с. 159].
В «Руси советской» (1924) воспоминания связаны с приездом поэта в родное село, «в котором не был восемь лет». Прошедшие годы связаны с утратами («На перекличке дружбы многих нет»), с изменениями в жизни родины - «края осиротелого»:
А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют. <...>
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол [3, т. 2, с. 94, 96].
Сопоставление воспоминаний о прошлом с картиной новой жизни села позволяет посредством художественной антитезы показать произошедшие изменения.
В «Руси уходящей» воспоминания помогают оценить прошлое. Автор сопоставляет его с современными событиями и с позиций сегодняшнего дня оценивает былое:
Но все ж я счастлив.
В сонме бурь
Неповторимые я вынес впечатленья.
Вихрь нарядил мою судьбу В золототканое цветенье [Там же, с. 103].
Жизнь дала поэту многообразные впечатления, она обогатила его человеческий опыт. Благодаря этому возникает возможность сопоставления и сравнения. Отсутствие воспоминаний означает для поэта преждевременное старение души, вызывает чувство горького разочарования и ощущение напрасно прожитой жизни:
А я, сгубивший молодость свою,
Воспоминаний даже не имею [Там же, с. 105].
По мысли лирического героя, воспоминания обогащают жизнь, делают ее насыщенной и цельной.
Отметим, что сам Есенин был не сторонним наблюдателем, а активным участником совершавшихся преобразований. Об этом свидетельствуют как факты его биографии, так и «большая» поэма «Анна Снегина», воспевающая благодатное духовно-творческое значение воспоминаний для человеческой души:
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас [Там же, т. 3, с. 164].
Как видим, ретроспективная сфера мотивной структуры есенинской лирики весьма многопланова. «Опрокинутость» в прошлое, идеализация деревенской старины, «Руси уходящей» у Есенина, как и у других поэтов новокрестьянской плеяды, имеют мировоззренческие корни. На эту основу у Есенина наслаивается и один из ключевых исповедальных лейтмотивов его лирики - воспоминания об ушедшей юности, имеющий
Филологичес кие науки
Литературоведение
глубоко личностный контекст и вместе с тем - богатую фольклорно-литературную традицию.
В ряде случаев, отмеченных в статье, лирическое воспоминание трансформируется в особую жанровую структуру, самостоятельный характер которой подчеркнут самим названием произведения: «Воспоминание» (1911-1912) и «Воспоминание» (1918).
Яркой художественной реализации мотива воспоминаний способствует автобиографизм есенинской лирики. Включенность Есенина в водоворот эпохальных событий придает мотиву воспоминаний в его творчестве историческую достоверность, психологическую убедительность, естественный драматизм.
Библиографический список
1. Благой Д. Мотив // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. М.-Л., 1925.
2. Дынник В. Воспоминания // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. М.-Л., 1925.
3. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 т. М., 1996.
4. Жанр и жанровая система в русской литературе конца XIX - начала XX века / Бройтман С.Н., Магомедова Д.М., Приходько И.С. и др. // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза / Под ред. В. Келдыша, В Полонского. М., 2009.
5. Мотивы поэзии Лермонтова / Щемелева Л.М., Коровин В,И., Песков А.М. и др. // Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. М., 1981. С. 290-312.
6. Томашевский Б.В. Поэтика. М., 1996.
7. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М., 1982.