Научная статья на тему 'Тема «Евангелие и жизнь» в отечественной православной мысли начала XXв'

Тема «Евангелие и жизнь» в отечественной православной мысли начала XXв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
176
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / БОГОСЛОВИЕ / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / ЕВАНГЕЛИЕ И ЖИЗНЬ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ПРЕОБРАЖЕНИЕ / CULTURE / THEOLOGY / PHILOSOPHY OF CULTURE / GOSPEL AND LIFE / CIVILIZATION / TRANSFIGURATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Морозова И. Н.

В статье рассматривается, на материале публикаций в периодических изданиях, сочинений отечественных православных богословов начала XXв., обращенность православных мыслителей к теме «Евангелие и жизнь». Выделен ряд концептов философии культуры, используемых в богословских текстах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME «THE GOSPEL AND LIFE» IN THE ORTHODOX THOUGHT OF THE BE-GINNING OF THE XXTH CENTURY

The article considers the appeal of the orthodox thinkers to the topic «The Gospel and Life» (on the content of the articles into periodic issues, writings of the home orthodox theologians of the beginning of the XXth century). The concepts of the philosophy of culture used into the theologian texts are distinguished.

Текст научной работы на тему «Тема «Евангелие и жизнь» в отечественной православной мысли начала XXв»

УДК 008.001

И.Н.Морозова

ТЕМА «ЕВАНГЕЛИЕ И ЖИЗНЬ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

МЫСЛИ НАЧАЛА XXв.

В статье рассматривается, на материале публикаций в периодических изданиях, сочинений отечественных православных богословов начала ХХв., обращенность православных мыслителей к теме «Евангелие и жизнь». Выделен ряд концептов философии культуры, используемых в богословских текстах.

Ключевые слова: культура, богословие, философия культуры, Евангелие и жизнь, цивилизация, Преображение

Irina Nikolaevna Morozova THE THEME «THE GOSPEL AND LIFE» IN THE ORTHODOX THOUGHT OF THE BEGINNING OF THE XXTHCENTURY

The article considers the appeal of the orthodox thinkers to the topic «The Gospel and Life» (on the content of the articles into periodic issues, writings of the home orthodox theologians of the beginning of the XXth century). The concepts of the philosophy of culture used into the theologian texts are distinguished.

Key words: Culture, theology, philosophy of culture, Gospel and life, civilization, Transfiguration

Основные тенденции, содержательные особенности отечественной православной мысли XIX -ХХ1вв. (в особенности, в контексте традиции, модернизма и новаторства) исследованы доктором философских наук, профессором Л.Е. Шапошниковым [9; 10;11]. Предметом внимания в нашей статье является обобщение философско-культурологических тем, концептов в текстах православных богословов начала ХХв., в которых проблема культуры обсуждается в качестве заглавной. Понятие «православная мысль» используется нами в широком смысле, предполагающем общую православную направленность богословско-публицистических, философско-социологических, художественных текстов [8, с.5-6].

В конце XIX-начала XX вв. тема «Евангелие и жизнь», вопрос о взаимоотношении Церкви и мира вызывали взаимный интерес у всех субъектов социально-культурного дискурса (философов, богословов, творческой интеллигенции). В тот период времени распространенными были публикации, в которых истины Евангелия непосредственным образом сополагаются с миром, культурой [1;5; гавр. изд. 6 ; 12;13;14].

Православными авторами сополагаются с проблемами культуры догматы. Так, определение отношения христианства и культуры К. Шебатинский начинает с положения о том, что первородный грех не заслонил возможности восприятия истины отчужденного от Бога человека [12, c.731]. Осуществлением идеалов Царства Божия на земле является Царство небесное (имеющее сотериологически-эсхатологический характер) [12, c.735]. Если целью христианина по Новому Завету является восстановление нарушенного грехопадением «образа и подобия Божия», то, соответственно, все, что способствует духовному развитию личности в добре, истине и любви, возвышению и облагораживанию творчества, раскрытию высших потребностей человеческого духа, «служит путеводителем в Царство Божие» [12, c.735]. В таком случае истинная культура оказывается мостом к реализации Царствия Божия на земле [12, c.735]. Культурное творчество способно не отодвигать человека от Бога, напротив, приближая к Нему [12, c.735]. Основа культурного процесса состоит в стремлении к объективации на земле абсолютных ценностей -истины, добра и красоты [12, c.736]. Истинное культурное творчество оказывается вспомогательным органом религиозной деятельности человека [12, c.739]. Церковь, призванная к христианизации человеческих отношений, не может относиться безразлично только к ложной культуре (выходящей не из побуждений истины, насаждающей эгоизм; последнее является принципом язычества, подзаконного, ветхозаветного мира) [12, c.740].

Социальный момент включен и в евангельскую проповедь нравственного совершенствования, в силу своего призыва искать не своей пользы, но ближнего [13, с.34]. Однако этим социальная сторона евангельского учения не исчерпывается. Христианство - не только индивидуальная форма духовного совершенствования свободной личности, но и социально-творческая сила, действующая в обществе [13, c.8]. Поскольку христианство предполагает сообщество духовно-нравственным образом воспитанных личностей, оно оказывается важным социальным фактором [13, с.46].

Христианство - «пробный камень» качества существующих форм общественной жизни, общественных отношений [13, c.5[. В Евангелии содержатся, кроме задачи личного совершенствования, задачи построения христианской общественности, новых форм

общественных отношений в среде людей» [13, с.36]. Проф. В.И.Экземплярским обращается внимание на трудности, сопряженные с реализацией последнего. В сущности, в современности нет «...ясно реализованных в мире форм христианской общественности...»(за исключением общинных форм в эпоху раннего христианства) [13, с.5-6]. Воспитание и создание христиански настроенных личностей предполагает воспитывающую среду [13, с.35].

Принципы отношения христианства к мирской жизни, культуре предполагаются природой Церкви, миссионерской задачей (о чем уже говорилось выше) [13, с.46-47]. В Евангелии, добавляет проф. В.Экземплярский, называются также и руководящие принципы отношений в обществе (при том, что не определяются конкретные формы последних) [13, с.47]. Основными принципами христианской жизни являются начала любви и свободы [13, с.9, с.49]. Исполнение заповеди о любви к людям входит в основное содержание христианской жизни, относится к сфере социальных отношений [13, с.23]. Отношения между людьми и в обществе направляются, на началах Евангелия, к преобразованию жизни по духу Христову, по законам Божьего Царства (в чем и состоит задача Церкви) [13, с.50, с.25]. К всеобъемлющему основанию христианской жизни относится идея братств [13, с.49]. Социальная сторона евангельской проповеди в наибольшей степени проявляется в идее братства [13, с.54]. Монастырь и пустынничество рассматриваются проф. В.И.Экземплярским, как подготовительные и частные формы совершенствования души, а не идеальные формы церковной жизни [13, с.26]. В целом, положение Церкви, полагает В.И.Экземплярский, - вне временной ситуации (что имеет положительное значение, поскольку Церковь должна находится вне всех мирских организаций, не смешиваясь с ними) [13, с.62]. Необходимые преобразования Церкви заключены в соборности; последняя является основой истинной церковности [13, с. 65-66].

Жизнь по принципам Евангелия и жизнь естественная управляются по своим законам [14, с.7]. Христос, полагает Н.Юмонов, прекрасно знал крайнюю изменчивость и непостоянство всей естественной жизни, понимая, что культурные формы последней представляют собой результат многообразных условий (которые постепенно изменяются в процессе эволюции общества), обращая внимание Своих последователей на вечное [14, с.7]. Непростые решения вопроса об отношении Евангелия к техническому прогрессу. С одной стороны, техника может содействовать духовно-гуманитарным основаниям жизни, с другой - совершать преступления против человечества, которые не могут быть оправданы прогрессом [14, с.23-24].

Евангелие, подчеркивает Н.Юмонов, благословляет «.все, что поддерживает, укрепляет и одухотворяет плоть, способствует человеку в естественной жизни проводить начала любви и милосердия» [14, с.9]. Особой ценностью в Евангелии обладает бодрствующий дух (МфХХУ1,41), предполагающий воспарение человека над прозой житейских забот. Отсутствие прямого, непосредственного основания в отношении руководства Евангелия социально-политической сферой жизни общества и государства не означает, что в нем отрицается государство [14, с.18). Не являясь социальной программой, Евангелие «.указывает особую точку зрения, которая должна лежать в основе социальных улучшений» [14, с.21]. Последнее предполагает стремление христианина к воплощению, в конкретных формах, богатства внутреннего содержания личности, обнаружения и раскрытия религиозных ценностей.

Не может быть соперником религии наука; каждая их них, отвечая потребностям ума и сердца человека, с разных сторон освещают перед ним тайны миробытия [7, с.9]. У Евангелия нет непосредственных точек соприкосновения с наукой [7, с.11]. В то же время Евангелие с необходимостью предполагает знание пути, по которому движется современная наука (в том числе и обозначая границы познанию) [14, с.11].

Искусство должно умиротворять душу, успокаивать страсти, отвлекая от всего животного, не переходя в языческий культ красоты телесности [14, с.15]. В области современного искусства, замечает свящ. Е. Викторовский, наблюдаются, с одной стороны, искания чего-то нового, неудовлетворенность старым; с другой - полная тщетность последних, а также нежелание стремиться к той цели, которая есть «единая на потребу». В итоге современное искусство, с готовностью воспевать «красоту безобразного», приходит в тупиковое состояние (в качестве примера последнего иерей приводит декадентство) [1, с.197]. Подъем религиозной мысли положительным образом сказывается на искусстве [1, с.198]. В целом неверным является положение о противоположности искусства (в особенности, изобразительного) христианству. В творениях св. Иоанна Златоуста (равно как и других отцов Церкви) искусство оценивается в контексте проблем нравственного совершенства человека, в аспекте взаимоотношения с искусства с моралью [1, с.199, с.201]. Данный подход, замечает Е.Викторов-ский, был обозначен

еще в античной философии (в особенности, в трудах Платона).

От. Е.Викторовским рассматриваются вопросы сущности искусства, его задачи и цели, качества, необходимые для художественного творчества, восприятия произведений искусства [1, с.202] Православный мыслитель признает, в качестве общего, разделяемого теоретиками и практиками искусства, положения об отражении в искусстве (в конкретной форме) присущего человеку идеала красоты [1, с.202]. Далее богослов останавливается на особенностях понимания красоты, в разные периоды истории искусства. Им выделяются гармония идеи и формы, умение обращаться с материалом, искусство как «т£х^» у греков; сущность искусства как способность человека к внутренним переживаниям, возникающим в результате созерцания произведений искусства, их создания (свойственным преимущественно христианским церковным писателям) [1, с.204]. Замкнутый логический круг (соответствие между произведением искусства и внутренними переживаниями художника) размыкается допущением Первохудожника, создавшего и постоянно творящего неисчерпаемое мно-жество прекрасных художественных произведений [1, с.204]. Бог являет себя мудрым художником; природа (как творение Бога) -проявление бессознательного искусства [1, с.204]. Абсолютная красота присуща только Богу, от которого получают, как от своего Источника, красоту сотворенные Им вещи (как и сам человек, по своей духовной природе имеющий образ и подобие Божие)[1, с.203]. К задаче искусства, пишет от. Е.Викторовский, относится, помимо житейских потребностей человека, удовлетворение присущего душе человека чувства красоты (как отображения абсолютной красоты Божества) [1, с.206]. Польза и красота - два непосредственных предназначения искусства; первостепенным является душевная польза [1, с.212]. От. Е.Викторовским обращается внимание на признание значимости духовно-религиозного начала в современной ему эстетике (например, Д.Рескиным). В силу нравственного характера истинного искусства, соответственно, творцами такого рода произведений могут быть только высоконравственные люди [1, с.217].

Христианские основания европейской цивилизации, пишет прот. Григорий Петров, находятся в противоречии с отношением к религии в современной культуре [7, с.1]. К причине последнего о. Григорий относит отличие основной религиозной идеи от действительности [7, с.1.]. В то же время, духовная составляющая играет первостепенную роль в поступательном развитии человечества [7, с.3-4]. Прорыв человечества от внешнего, физического мира к духовному связан с философией Сократа. Новый, вечный идеал открывается в христианстве, основном факторе процесса общественного развития [7, с.5,с. 29]. Залогом непрерывного совершенствования и обновления является завет Спасителя о совершенстве (Мф. 5,48). Невозможно, подчеркивает о. Григорий, говорить о том, что христианская религия изжила себя, поскольку последняя за девятнадцать столетий своего существования оставила свой неизгладимый след в культуре. Современный человек, вне зависимости от своего отношения к вопросам религии, ощущает ее влияние в каждое мгновение своей жизни [7, с.10]. К нравственному вырождению приводит пренебрежение духовными потребностями [7, с.20]. Однако призыв человека к служению высшим духовным началам в Евангелии не подразумевает презрения к материальному [7, с.42]. В сравнении с другими философскими и религиозными учениями, христианское мировоззрение жизнерадостно и оптимистично [7, с.43].

Проблема отношения культуры России и Запада рассматривается, в контексте религии, известным православным деятелем рубежа Х1Х-Хвв. еп. Никоном (Рождественским) [5]. Владыка отмечает укоренность убеждения (в том числе, и в России) о превосходстве западной культуры [5, с.3]. Причина, полагает Владыка, заключена в отношении к православию. К сожалению, замечает еп. Никон, представители западной культуры не способны беспристрастно отнестись к православному миросозерцанию (в отличие от уважения православных к латинству) [5, с.4]. Не признавая культурность православия, «...латины и всякого рода протестанты спешат посылать нам своих миссионеров, будто мы язычники, и воображают, будто великое делают, совращая православных в своих заблуждения...»[5, с.15-16].

Современные проблемы культуры находят активный отклик в пастырско-проповеднической, публицистической, общественной деятельности прот. И.И.Восторгова [3]. В начале ХХв. в отечественном богословии появляется ряд работ, в которых рассматриваются проблемы теоретического определения культуры. Так, в 1911 г. было опубликовано сочинение иером. Серапиона (Воинова) «Христианство и культура» (книга вышла под светским именем Сергей Воинов) [см. об этом 4; 2]. Подробное представление богословского творчества двух упомянутых выше авторов (равно как и многих других) выходит за рамки объема статьи.

Как видим, в начале ХХв. в отечественной православной мысли проявляется

«взволнованность» (термин использовался НА.Бердяевым, в отношении отечественной религиозной философии) темой культуры. Богословы обсуждают различные проблемы культурного процесса, используя в своих работах концепты философско-культурологического знания (например, культура, цивилизация, духовная и материальная культуры, техника, кризис культуры, прогресс, регресс, конвергенция и др.), активно привлекая феномены современной им (в том числе, художественной) культуры. Изучение отечественной православной мысли образует важное исследовательское направление в философии, теории культуры; развитие последнего способствует преодолению секулярного стереотипа о разобщенности, отсутствии взаимности богословского и философского дискурсов.

Литература

1. Викторовский Е., свящ. Искусство и мораль в их взаиомоотношении (отношение св. Иоанна Златоуста к искусству)//Странник. - 1910-№2. -С.195-225.

2. Воинов С. Христианство и культура. М. Типография Русскаго Товарищества. Мыльник. пер. 1911. 146с.

3.Восторгов И., прот. Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Санкт-Петербург: Царское Дело, 1995.

4. Зенько, Ю.М. Душевные состояния в христианской психологии. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Богослов.ру.

5. Никон (Рождественский), еп. Кто культурнее: они или мы? (Дневники из «Троицкого Слова»/Троицкий цветок. №88. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.1912.С.3-16.

6. Петров, Г. С. Евангелие, как основа жизни / свящ. Г. Петров. - Санкт-Петербург : тип. Э.Л. Пороховщиковой, 1903. - 139 с.

7. Петров, Г.С. Евангелие как основа жизни / свящ. Г. Петров. - М.: Духов. возрождение, 2004 . -126c.

8. Шапошников Л.Е., Федоров А.А. История русской религиозной философии. М.: Высш. шк., 2006. -447с.

9. Шапошников Л. Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XIX-XXI веков. СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. -327c.

10. Шапошников Л.Е. Понимание культуры в современном православном богословии// Вестник Русской христианской гуманитарной академии. -2006. -Т. 7. -№ 2. - С.9-15.

11. Шапошников Л.Е. Понимание традиции в православном богословии// Вестник Санкт-Петербургского университета. - сер. 17. Философия, конфликтология, культурология, религиоведение. -2014. -№1. - С.93-102.

12. Шебатинский К.Г. Евангелие и культура// Странник. - 1910. -декабрь. - С. 730-742.

13. Экземплярский В. И. Евангелие и общественная жизнь (несколько слов о социальной стороне евангельской проповеди). Киев, 1913. 67с. 14. Юмонов Н. Христианство и формы культурной жизни// Странник 1915 январь. - С.3-26.

1. Viktorovskij E., svjashh. Iskusstvo i moral' v ih vzaiomootnoshenii (otnoshenie sv. Ioanna Zlatousta k iskusstvu)//Strannik. - 1910-№2. - S.195-225.

2. Voinov S. Hristianstvo i kul'tura. M. Tipografija Russkago Tovarishhestva. Myl'nik. per. 1911. 146s.

3.Vostorgov I., prot. Polnoe sobranie sochinenij v 5-ti tomah. Sankt-Peterburg: Carskoe Delo, 1995.

4. Zen'ko, Ju.M. Dushevnye sostojanija v hristianskoj psihologii. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: Bogoslov.ru.

5. Nikon (Rozhdestvenskij), ep. Kto kul'turnee: oni ili my? (Dnevniki iz «Troickogo Slova»/Troickij cvetok. №88. Svjato-Troickaja Sergieva Lavra.1912.S.3-16.

6. Petrov, G. S. Evangelie, kak osnova zhizni / svjashh. G. Petrov. - Sankt-Peterburg : tip. Je.L. Porohovshhikovoj, 1903. - 139 s.

7. Petrov, G.S. Evangelie kak osnova zhizni / svjashh. G. Petrov. - M.: Duhov. vozrozhdenie, 2004 . - 126c.

8. Shaposhnikov L.E., Fedorov A.A. Istorija russkoj religioznoj filosofii. M.: Vyssh. shk., 2006. -447s.

9. Shaposhnikov L. E. Konservatizm, modernizm i novatorstvo v russkoj pravoslavnoj mysli XIX-XXI vekov. SPb.:Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2006. -327c.

10. Shaposhnikov L.E. Ponimanie kul'tury v sovremennom pravoslavnom bogoslovii// Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii. -2006. -T. 7. -№ 2. - S.9-15.

11. Shaposhnikov L.E. Ponimanie tradicii v pravoslavnom bogoslovii// Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. - ser. 17. Filosofija, konfliktologija, kul'turologija, religiovedenie. -2014. -№1. - S.93-102.

12. Shebatinskij K.G. Evangelie i kul'tura// Strannik. -1910. -dekabr'. - S. 730-742.

13. Jekzempljarskij V. I. Evangelie i obshhestvennaja zhizn' (neskol'ko slov o social'noj storone evangel'skoj propovedi). Kiev, 1913. 67s.

14. Jumonov N. Hristianstvo i formy kul'turnoj zhizni// Strannik 1915 janvar'. - S.3-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.