DOI 10.24411/9999-054A-2020-10033
УДК 37.013.44
С. И. КОЛБЫШЕВА
тема детства в кино для детей и о детях
В статье раскрывается понятие «детство» как социокультурный феномен, как объект художественной культуры; анализируются проблемы, вызванные низким статусом детства в общественной жизни, системе образования, досуговой деятельности. Актуализируется роль художественной культуры в сохранении идентичности периода детства, преодолении наблюдаемых в эмоционально-чувственной сфере ребенка деструкций; исследуются способы репрезентации темы детства в искусстве кино как наиболее востребованном на территории детства виде художественного творчества. Тема детства рассматривается в двух направлениях: кино для детей и кино о детях. В каждом из направлений выделяются и детально анализируются особенности сюжетных линий, поведения и поступков героев, средства киновыразительности. В качестве доказательной базы в статье используются примеры кинофильмов для детей и о детях, созданных в разные временные отрезки.
Ключевые слова: детство; художественная культура; искусство кино; фильмы для детей; фильмы о детях; средства киновыразительности.
S. I. KOLBYSHEVA
The Theme of Childhood in the Movies "for Children" and "about Children"
The article reveals the concept of "childhood" as a socio-cultural phenomenon, as an object of artistic culture; analyzes the problems caused by the low status of childhood in public life, the education system, and leisure activities. The role of artistic culture in preserving the identity of the period of childhood and overcoming the destructions observed in the emotional and sensory sphere of the child is actualized; the ways of representing the theme of childhood in the art of cinema as the most popular form of artistic creativity in the territory of childhood are investigated. The theme of childhood is considered in two aspects: movies for children and movies about children. In each of the directions, the features of the story lines, the behavior and actions of the characters, and the means of cinematic expression are highlighted and analyzed in detail. As an evidence base, the article uses examples of films for children and about children created in different time periods. Keywords: childhood; art culture; art of cinema; films for children; films about children; means of film expression.
В научной литературе понятие «детство» рассматривается как существующий в пространстве культуры и во времени социокультурный феномен [Валицкая 2014], как социальная система и своеобразный духовный объект [Фельдштейн 2002]. Объем понятия свидетельствует не только о популярности темы детства в истории культуры, но и о ее актуальности в настоящее время. Современные ученые в данном феномене видят не отдельную стадию развития
человека, а прежде всего ребенка, выступающего «активным субъектом культуры, имеющим свою личностную позицию, свой язык, стиль мышления» [мамычева 2008, 79].
Интерес широкого круга исследователей к теме детства обусловлен, на наш взгляд, кризисом культуры детства. Менее заметны сегодня специально организованные события (социальные, образовательные, художественные), способствующие комфортному переходу из «самого хрупкого периода жизни, когда маленький человек еще не может обходиться без посторонней помощи» в период взрослой жизни, когда дети «тут же смешиваются со взрослыми, разделяя их работу и игры» [Арьес 1999, 214]. О низком статусе темы детства в общественном сознании свидетельствует нивелирование роли игры и традиционной игрушки, что нарушает «многовековую непрерывную цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения — другой, и это привело к кризису игровой культуры» [минситова 2011, 296]. Не готовы пересмотреть диктуемые временем установки на детство представители системы образования, а окружающая ребенка среда не всегда обеспечивает период детства необходимыми эмоциональными контактами и социальными связями. Осмысление рассматриваемой темы в этой связи становится актуальнейшей проблемой современности.
Одним из способов осмысления детства является художественная культура (наряду с реальной практикой и научной деятельностью). Проблематика детства в ней аккумулирована и оформлена как социальное и художественное явление, как образец общественной жизни или индикатор происходящих в ней изменений.
Традиционно взаимосвязь темы детства и художественной культуры представлена в детской литературе. Понятие «детская литература» занимает определенное место в тезаурусе ученых-филологов, и связано оно с широким кругом научных интересов: от определения содержания до разработки «идеального круга» детской литературы, рекомендованной к чтению в учреждениях образования. Однако в рамках статьи нам представляется интересным исследование темы детства в кинематографе. Аудиовизуальные средства киновыразительности насыщают повествование яркими образами, предлагая совершенно иную, параллельную реальной, картину мира.
При анализе фильмографии, отражающей тему детства, ученые выделяют два направления в развитии кинематографа: кино для детей и кино о детях.
В кинофильмах для детей авторы стремятся показать окружающий мир с позиции ребенка, предполагая, что этот мир юному зрителю
374
детская культура и фольклор в социокультурном пространстве россии
Тема детства в кино для детей и о детях
будет интересен, понятен и доступен. В лучших кинокартинах для детей детство представлено как своеобразная субкультура с сохранением присущих ей свойств — традиций, ценностей, пространственно-временных параметров, превалирования субъективного над объективным, эмоционального над рациональным. Авторы таким образом восстанавливают собственно картину детства. Например, в фильме «Подкидыш» (режиссер Татьяна Лукашевич), вышедшем на экраны в 1940 г., атмосферу детства зритель ощущает не только в личности главной героини (поступках, речи, эмоционально-смысловом строе), но и в разноголосице московских улиц, облике людей, их отношении друг к другу, общей интонации кинокартины.
Ребенок в киномире, созданном взрослыми, может стать либо одним из героев, либо «автором» закадрового текста, либо предполагаемым зрителем, которому адресована киноистория. Событийный ряд колеблется в рамках дихотомии взрослый/ребенок, добро/зло, доверие/ сопротивление, радость/горе, справедливость/несправедливость и др. Примером, в котором соединены все перечисленные структурообразующие линии, являются работы «Айболит-66», «Внимание, черепаха!» и другие российского режиссера Ролана Быкова. Успех этих фильмов во многом обусловлен бережным отношением автора к ребенку как отдельному мирозданию. Для режиссера детство — это автономный мир, насыщенный смыслами, важными для становления личности. Кинонарратив фильмов Быкова пронизан особым эмоциональным фоном, выражающим и психическое состояние ребенка, и процесс становления его мышления, и, что для нас особенно важно, отношение общества к детству в целом. Режиссеру удалось преодолеть стереотип превалирования ценностей взрослого человека над ценностями ребенка и прочно закрепившегося в культуре «отношения взрослых к ребенку как к переходной стадии развития взрослого человека, а к детству в целом — как к ("социальному питомнику", в котором воплощается генетически закрепленный опыт взрослых» [Ганина 2011]. С позиции такого понимания взрослому человеку предоставлена уникальная возможность выразить средствами киноискусства признание мира детства как независимой от взрослых части культуры.
Кинофильмы о детях предназначены взрослым зрителям, т. е. в различных интерпретациях в них представлены детские проблемы с позиции взрослого человека. Художественное осмысление своего детства, наблюдение за процессами социализации детей или, наоборот, моделирование нравственного облика ребенка в вымышленных обстоятельствах, — авторы фильмов о детях так или иначе
7. ОБРАЗ РЕБЕНКА В ФОЛЬКЛОРЕ И АВТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
375
демонстрируют свою сопричастность к теме детства, свою значимость (т. е. значимость взрослого человека) в становлении растущей личности. Возможно, в этом состоит потребность взрослого увидеть мир глазами ребенка? Или возможность вернуться в детство, прикоснувшись к судьбам детей?
Ответом на эти вопросы может стать картина «Как прогулять школу с пользой» современного французского режиссера Николя Ванье. Зритель неспешно погружается в атмосферу поэтического переплетения судьбы ребенка, навеянного образами природы абсолютного ощущения свободы и обволакивающей зрительское восприятие атмосферы сказки, максимально бережно подчеркнутой музыкальным фоном. В этих переплетениях нет категоричности, противопоставлений, назидательности, т. е. характеристик, присущих фильмам для детей. Это и позволяет нам кино о детях выделить в отдельную категорию. На первом месте в кинокартинах этой категории — внутренний мир ребенка, его экзистенциальные переживания, по своей глубине и драматизму не уступающие переживаниям взрослых. На втором месте — жизнь ребенка не только как независимая часть культуры человечества, но и как структурный элемент, позволяющий раскрыть закономерности движения культуры и осмыслить это движение с иных точек зрения.
ЛИТЕРАТУРА
Арьес 1999 _ Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. 416 с.
Валицкая 2014 — Валицкая А. П. Теория образования в контексте современности: учеб. пособие. СПб.: Астерион, 2014. 167 с.
Ганина 2011 — Ганина С. А. Музыкально-эстетический анализ феномена детства // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 3 (27). С. 109-112.
Мамычева 2008 — Мамычева Д. И. Теоретико-методологические основания культурологического измерения детства // Философия права. 2008. №1. С. 77-79.
Минситова 2011 — Минситова М. В. Метаморфозы атрибутики детства в современном обществе // Мир науки, культуры, образования. 2011. №3 (28). С. 296-298.
Фельдштейн 2002 — Фельдштейн Д. И. Детство в современном мире: явление, событие, процесс // Мир психологии. 2002. №1. С. 9-19.
376
детская культура и фольклор в социокультурном пространстве россии