Научная статья на тему 'Тема демонизма в творчестве М. Ю. Лермонтова'

Тема демонизма в творчестве М. Ю. Лермонтова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2803
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чанкаева Т. А.

Рассматриваются демонические сюжеты и образы в поэзии и прозе М.Ю. Лермонтова и делается вывод об оригинальности русского поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема демонизма в творчестве М. Ю. Лермонтова»

ТЕМА ДЕМОНИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

© Чанкаева Т.А.*

Ставропольский институт экономики и управления им. О.В. Казначеева (филиал) Пятигорского государственного технологического университета,

г. Ставрополь

Рассматриваются демонические сюжеты и образы в поэзии и прозе М.Ю. Лермонтова и делается вывод об оригинальности русского поэта.

Литературное взаимодействие - это проявление взаимосвязей и культурного взаимообогащения народов мира. Развитие мировой культуры характеризуется постоянным обращением к классическим образцам культуры прошлого, их приспособлением к новой реальности. В литературе еще издавна противопоставлялось «человеческое» и «нечеловеческое», высшее божество и обыденные персонажи, а также включались сюжеты и образы из низшей мифологии. При всех национально-исторических отличиях между народами отношение людей к таким категориям, как «добро и зло», «жизнь», «смерть», весьма сходно. Эта своеобразная «знаковость» семантики традиционных структур облегчает их вхождение в инонациональный контекст, активизирует их гносеологическую направленность, которая проявляется в том, что образы в трансформированном виде содержат информацию о прошлом человечества и его основных нравственных конфликтах. Являясь предметом нравственной рефлексии, «добро и зло» приобрели большое значение, становясь смыслом духовных исканий и выбора.

Постигая учение Тейяра де Шардена о противостоянии добра и зла, определяющее трагизм человеческого существования, возникает мысль о будущем человечества и невольно задаешься вопросом, каким же образом выстаивает человек в таком нарастании мирового зла, что дает ему силу и почему добро (гуманизм) все-таки сильнее зла, даже мирового?

В сферу низшей мифологии входят мифологические существа, не имеющие божественного статуса, различные демоны и духи. Термин низшая мифология введен немецким этнографом Мантардтом, впервые подвергшим эту категорию мифологии (особенно духов растительности, олицетворяющих годовой цикл умирающего и воскресающего растительного мира) специальному изучению.

Персонажи представляют собой как демонов и духов архаического мира, так и богов языческого пантеона, христианской традицией низведенного до бесов, демонов и т.д. Так формируется генетическая преемст-

* Профессор кафедры Социально-гуманитарных дисциплин, доктор филологических наук, профессор.

венность бесовства и низшей мифологии предыдущих стадий развития бесовства и мировых природных стихий.

Особое место в творческом наследии Лермонтова-поэта занимает тема демонизма (он развивает ее почти на протяжении всей жизни). Ведь эта тема широко представлена в современной Лермонтову зарубежной литературе. В стихотворении «Мой демон» Лермонтов показывает влияние зловещего духа на людей. Демон смеётся над искренностью и любовью, наслаждается войнами и пожарами, смущает умы и тревожит душу умирающего. Этот дух очень могущественен, он может поманить призраком счастья, но дать его не в силах:

И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав предчувствия блаженства, Не даст мне счастья никогда.

По легенде, в начале времён часть ангелов восстала против Бога, была разбита и сброшена с неба. Мятежников возглавлял Люцифер - Утренняя Звезда, который после низвержения стал владыкой ада. Образ непокорной личности, отвергшей добро и всё же сохранившей воспоминания о пребывании в раю, личности могучей и противоречивой, захватил воображение Лермонтова.

Поэма «Демон» (1829-1838) Лермонтова, «колоссальное создание» с точки зрения В.Г. Белинского, в литературоведении связывалась с традицией произведений мировой литературы о духе зла, но даже компаративистские изыскания приводили к выводу об оригинальности русского поэта и не сводились к творческой переработке заимствованного материала. Поэт использовал в «Демоне» библейскую легенду о духе зла, свергнутого с неба за свой бунт против верховной божественной власти, и мифо-фоль-клорный материал.

В мифологиях различных народов демоны - условное обозначение тех сверхъестественных существ, которые занимают по сравнению с богами низшее место в иерархии (или находятся на низшем уровне в данной мифологической системе). В более узком и точном смысле демоны - злые духи. По Узенеру и Кассиреру следует различать демона (духа) как обозначение мифологического образа, создаваемого из любого предмета, попадающего в поле действия мифологической мысли, и гения, как обозначение мифологического символа судьбы и личности человека.

Демон в греческой мифологии - обобщенное представление о некой неопределенной и неоформленной божественной силе, злой или благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу человека. Эта мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, с которой нельзя вступить ни в какое общение. Внезапно нахлынув, демон молниеносно производит какое-либо действие и тут же бесследно исчезает.

Демон приравнивается к судьбе, и все события в жизни находятся под его влиянием. Демоны служат посредниками между богами и людьми. У Гесиода поколение «золотого века» превратилось в «благостных демонов», которые охраняют людей и взирают на нравы и неправые дела. В римской мифологии демону соответствует гений. Раннехристианское представление о демонах связано с образом злой демонической бесовской силы.

В социокультурной ситуации романтизма бесовство по-разному соотносится с демонизмом и низшей демонологией. В поэзии Жуковского бес Асмодей, традиционный для русской культуры образ, возникает в иерархической системе бесов, противоборствующих богу, святым и небесным воинствам, то есть миру, где высшей силой предстает в православной традиции всемогущий и всеблагой Бог. Но в романтической системе Лермонтова мир человеческий - это уже богоставленный мир, в нем человек стремится стать полубогом, что приводит к трагедии и Арбенина, и Вадима, к трагедии индивидуализма, где противостоят демонически человек и рок, бесовство и судьба, к богоборчеству, где Демон отпадает и от бога, и от презираемого ненавистного человека и человечества, что обрекает Царя Познания и Свободы на ледяной холод, гордое одиночество.

Если сравнивать произведения великих поэтов на одну и ту же тему, то увидим, что в традиции западноевропейских писателей Сатана выступает как богоборец (Мильтон, Байрон). Дьявол как носитель благого начала представлен у Гёте, но у Лермонтова попытка Демона творить благое оказывается несостоятельной. Его нельзя даже представить в роли Мефистофеля, определяющего свою сущность: «Я - часть той силы...». Он не мог творить благое, ибо «И все, что пред собой он видел, / Он презирал иль ненавидел». Гёте о Мефистофеле нигде так не говорит, и может быть дьявол у него более очеловечен, чем презирающий род людской Демон. Еще в лирике («Ангел смерти», «Корсар», «Мой демон», «Болезнь в груди моей», «Пир Асмодея», «Сказка для детей», «Сашка») дается то видение зла, которое в полной художественной мере и совершенстве воплотится в лермонтовском Демоне. В нем автор видит трагедию не столько в том, что он отвергнут Богом и обречён на одиночество, а в том, что в его душу вошло зло и стало управлять им. Сюжет поэмы развивает движение добра и зла внутри героя.

Демон состоит из зла, красоты, свободы, познания и выступает как бес-искуситель, но в романтически трансформированном виде героя-богоборца. «Печальный Демон, дух изгнанья.» как олицетворение зла воплощает

мечты о свободе духа, возмездие, стремление к добру и самоочищению и мысль о неизбежной расплате в мире, не приспособленном для свободы. Демон мстит миру, созданному Богом, отрицает всё, в чём есть недостатки, т.е. реальную земную жизнь. Демон непосредственно воздействует на человека, готовит беду, прельщает, насылает зловещие сны (сны Тамары в «Демоне»), направляет человека на путь, ведущий к каким-либо событиям, часто катастрофическим, вызывает ту или иную мысль.

Что для Демона природа, космос, в который он вписан, но от которого отчужден? Природа Грузии как рай, которому принадлежит Тамара и которому чужд Демон. В лермонтовском Демоне синтезированы традиции античных демонов и христианские представления о Дьяволе как о падшем ангеле.

Поэт исследует глубокий и противоречивый мир образа, видит главного героя Демона и любящим, и губящим - это аллегория. В произведении звучит мысль о том, что индивидуализм несет гибель, и возрождение возможно лишь через любовь. Автор вносит в фантастический образ могучей силы глубокий психологический, философский смысл.

Бесспорно имеется сходство между «Демоном» Лермонтова и «Фаустом» Гете, «Каином» Байрона, «Демоном» Пушкина. Хотя в творчестве Пушкина тема демонизма не заняла значительного места, Лермонтов рассматривает эту тему во многих произведениях.

Известный философ В. Соловьев утверждал, что гений Лермонтова был поглощен демоническими силами, кровожадностью, нечистоты и гордыни [4, с. 334], а символист Д. Мережковский, напротив, трагедию поэта видит в «бесконечном раздвоении, колебании воли, смешении добра и зла, света и тьмы» [3, с. 366]. Вместе с тем это сходство и различие с такими произведениями, как «Божественная комедия» Данте, «Элоа» Альфреда де Виньи, «Потерянный рай» Мильтона, «Любовь ангелов» Мура, а также с поэмой английского писателя Шелли «Прометей прикованный».

В результате многократных переработок поэмы «Демон» возникло восемь редакций и, в окончательном варианте, Лермонтов достиг вершин в умении сочетать романтическую фантастику и реальность. И с каждым новым вариантом поэмы высвечивалась цель автора - выразить жажду свободы и борьбы. Позже А. Блок писал, что Демон - «... самый могучий и загадочный из всех образов Лермонтова» [2, с. 414].

У Лермонтова реплика Максима Максимыча «Чёрт же его дёрнул ночью с пьяным разговаривать» приобретает мифотектоническое значение: мифологическое пространство в «Фаталисте» - сфера деятельности «чёрта», «ночная» сторона бытия, хронотоп потустороннего мира. Прослеживается мифологическая связь персонажей с колдовским, неверным лунным светом. Сюжет «Фаталиста» прочитывается как история покупки души дьяволом. Пари Печорина с потенциальным самоубийцей напоминает такую сделку. Свинья является традиционным «бесовским» животным, а

то, что она в повести казаком «разрублена пополам», можно предположить как намёк на выход бесовской силы из телесной оболочки свиньи и вселение её в казака. Демоничен и колорит хронотопа, воплощающий мотив безлюдности (пустые переулки, пустая хата, шёл один по тёмной улице), окаменение и остолбенение, таинственной власти потенциального самоубийцы. Мотив дыма, наполняющего помещение, ассоциируется с присутствием дьявола. Мотив смеха в его демоническом проявлении насмешки или холодной улыбки связан с образами Печорина, Вулича, Казака, Насти. В облике инородца Вулича (родом серб) доминирует чёрный цвет, а окаянный казак (окаяшка и чёрный - имена чёрта в народной мифологии) видятся как одержимые (страсть к игре одного, пьяная и невменяемая с другого), но не тождественные сатане. Окаянный казак находит Вулича и разрубает его до сердца, представая воплотившимся «ангелом смерти», «вынимающим» душу человека» [1, с. 413].

Демоническим персонажем здесь выступает Печорин, шутя (заметим, что «шут», «лукавый» - эфимизмы слова чёрт) предлагает пари, провоцируя попытку самоубийства (грех своевольно распоряжаться своей жизнью). И далее он подстрекает Вулича на повторное испытание своего счастья в игре. Печорину «внутреннему» смешно смотреть на жизнь и смерть человеческую с высоты вечного неба, хотя и себя самого он причисляет к «жалким потомкам, скитающимся по земле».

Демифологизация культуры, в том числе и литературы, вновь обратила сознание человечества нашего времени, а, следовательно, и гуманитарные науки, не столько к образам и деяниям (мифологеме) высшего божества, сколько к персонажам и сюжетам низшей мифологии, к первобытному мифу и архаическому ритуалу.

Список литературы:

1. Аверинцев С.С. Сатана // Мифы народов мира: Энциклопедия. - Т. 2. - М., 1988.

2. Блок А. Собрание сочинений. Т. 11. - М., 1934.

3. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2002.

4. Соловьев В.С. Лермонтов // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2002.

5. Томашевский Б. Проза Лермонтова и западноевропейская литературная традиция. - М., 1941.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.