Научная статья на тему 'ТЕМА АВТОТУРИЗМА В ПРОФИЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ'

ТЕМА АВТОТУРИЗМА В ПРОФИЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РФ / ТУРИЗМ / АВТОТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремова Е.А.

В статье рассмотрены основы регулирования автотуризма в РФ, определено положение рассматриваемого вида туризма в профильном нормотворчестве, приведены имеющиеся региональные практики ЮФО, примеры Краснодарского края и Республики Крыма. В отношении автотуризма со стороны государства выявлен приоритет в государственной политике, а именно его инфраструктурное обеспечение. Приведены государственные стандарты, которые напрямую связаны с автотуризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEME OF AUTOTOURISM IN THE RELEVANT LEGISLATION OF RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the basics of autotourism regulation in the Russian Federation, determines the position of the considered type of tourism in the profile law-making, presents the existing regional practices of Southern Federal District, namely the examples of Krasnodar region and the Republic of Crimea. With regard to autotourism, the state identified a priority in state policy, namely its infrastructural support. Examples of state standards that are directly related to autotourism are given.

Текст научной работы на тему «ТЕМА АВТОТУРИЗМА В ПРОФИЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ»

ТЕМА АВТОТУРИЗМА В ПРОФИЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ Е.А. Ефремова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-3-25-27

Аннотация. В статье рассмотрены основы регулирования автотуризма в РФ, определено положение рассматриваемого вида туризма в профильном нормотворчестве, приведены имеющиеся региональные практики ЮФО, примеры Краснодарского края и Республики Крыма. В отношении автотуризма со стороны государства выявлен приоритет в государственной политике, а именно его инфраструктурное обеспечение. Приведены государственные стандарты, которые напрямую связаны с автотуризмом.

Ключевые слова: законодательство, правовое регулирование, РФ, туризм, автотуризм.

Правовой аспект в сфере автотуризма сводится не только к области общегражданского права. Немаловажным вопросом является и его отраслевое регулирование, которое должно наиболее полно отражать специфику направления. Например, преобладание в массовом сегменте самодеятельного характера, а в организованном автотуризме - экстремального компонента актуализирует отдельную проработку вопроса обеспечения безопасности автотуристов в обоих случаях.

Общие вопросы организации внутренних путешествий и экскурсий, в том числе с использованием автотранспорта, связаны с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1]. В части регулирования автомототуризма к профильному закону не раз предлагались поправки. Так, законопроект 2020 года предусматривал введение новых понятий: «туризм автомобильный», «кемпинг», «караван», «туристический кластер», «автотуристский кластер», закреплял приоритет развития туристских, автотуристских кластеров через государственно-частное партнерство и другие механизмы привлечения внебюджетного финансирования, возлагал на Федеральное агентство по туризму обязанности по содействию развития туристских кластеров [2]. Примечательно, что в 2022 году законопроект был отозван.

Обратим внимание на региональную практику в вопросах институционального

развития и регулирования автотуризма. В 2018 году сразу в двух субъектах ЮФО активизировалась нормотворческая деятельность по рассматриваемому направлению. Так, на Кубани с целью обеспечения безопасности туристов, совершающих поездки к достопримечательностям, доступ к которым затруднен из-за «отсутствия обустроенных автомобильных дорог», а также для защиты экологии уникальных природных мест, по которым проложены маршруты, был принят Закон «Об особенностях организации автотуризма, мототуризма на маршрутах повышенной опасности на территории Краснодарского края» [3]. В настоящее время он недействителен, но положения о турмаршрутах (их паспортизации, ведения реестров, категорирования, разведки и оборудования и т.д.), перетекли в общий отраслевой региональный закон.

Аналогичное обсуждение было инициировано и в Крыму в ходе рассмотрения проекта закона «Об особенностях организации автомототуризма на маршрутах повышенной опасности на территории Республики Крым» [4]. Как отдельный регламент он сейчас недействителен. Положения, определяющие требования к тур-маршрутам, согласованию деятельности по осуществлении джип-туров с уполномоченными государственными органами и организациями и т.д., дополнили республиканский профильный закон. Таким образом, обозначенные субъекты РФ как лидеры в направлении джипинга среди юж-

ных субъектов РФ, смогли пролоббировать регулирование этой опасной и межотраслевой сферы. Этот опыт стоит учесть и другим регионам.

Со стороны государства автотуризму уделяется большее внимание в инфраструктурном вопросе. Об этом свидетельствуют положения документов стратегического планирования на разных уровнях. В Распоряжении Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» установлено: «Решение задачи развития системы сопутствующих услуг предусматривает развитие сетей станций технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, пунктов питания, кемпингов и гостиниц, а также стоянок и других объектов придорожного сервиса» [5]. В проекте Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20192025 годы)» предусматривается финансирование строительства объектов обеспечи-

именно - автотуристских кластеров, за счет средств федерального бюджета [6]. Инфраструктурный вопрос актуален и для организованных, и для самодеятельных автотуристов.

Отметим, что для сообщества каравай-неров крайне важен ГОСТ Р 58187-2018 «Туристские услуги. Кемпинги. Общие требования» [7], который непосредственно связан с инфраструктурным обеспечением, а для организаторов джипинга актуален ГОСТ Р 54601-2011 «Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения» [8]. Государственные стандарты раскрывают и технологический аспект разработки турпродукта, в т.ч. с использованием автомобиля (маршрут повышенной сложности), основа - ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» [9].

Правовые основы регулирования автотуризма в профильном законодательстве достаточно размыты, поэтому актуализируется работа по кодификации рассматриваемого направления в будущем.

вающей инфраструктуры автотуризма, а

Библиографический список

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. - 03.12.1996. - № 231, Собрание законодательства РФ. - 02.12.1996. - N 49. - ст. 5491.

2. Законопроект №1079717-7 // СОЗД ГАС «Законотворчество». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1079717-7 (дата обращения: 28.01.2022).

3. Закон Краснодарского края от 05 июля 2018 года № 3818-КЗ «Об особенностях организации автотуризма, мототуризма на маршрутах повышенной опасности на территории Краснодарского края» // Техэксперт: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550554193 (дата обращения: 28.01.2022).

4. Автомототуризм на маршрутах повышенной опасности получит правовое регулирование в Крыму // Официальный портал Правительства Республики Крым. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rk.gov.ru/ru/article/show/6223 (дата обращения: 28.01.2022).

5. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р // АО «Кодекс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902132678 (дата обращения: 19.03.2022).

6. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы): Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 (ред. от 31.01.2017) // СПС Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consu-ltant.ru/document/cons_doc_LAW_118424/ (дата обращения: 23.04.2022.)

7. ГОСТ Р 58187-2018 Туристские услуги. Кемпинги. Общие требования / ГОСТ Р от 25 июля 2018 г. № 58187-2018. // АО «Кодекс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200159998 (дата обращения: 19.03.2022).

8. ГОСТ Р 54601-2011 Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения / ГОСТ Р от 08 декабря 2011 г. № 54601-2011 // АО «Кодекс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200094461 (дата обращения: 12.03.2022).

9. ГОСТ Р 50681-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» (утв. и введен в действие Приказом Росстан-дарта от 30.11.2010 N 580-ст). - М.: Стандартинформ, 2011. - 16 с.

THEME OF AUTOTOURISM IN THE RELEVANT LEGISLATION OF RUSSIAN

FEDERATION

E.A. Efremova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article discusses the basics of autotourism regulation in the Russian Federation, determines the position of the considered type of tourism in the profile law-making, presents the existing regional practices of Southern Federal District, namely the examples of Krasnodar region and the Republic of Crimea. With regard to autotourism, the state identified a priority in state policy, namely its infrastructural support. Examples of state standards that are directly related to autotourism are given.

Keywords: legislation, law, legal regulation, RF, tourism, autotourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.