Научная статья на тему 'Тело и власть в концепции органопроекции Э. Каппа'

Тело и власть в концепции органопроекции Э. Каппа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1124
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛО / BODY / ТЕХНИКА / TECHNIQUE / ОРГАНОПРОЕКЦИЯ / ORGANOPROTECTIVE / ВЛАСТЬ / POWER / КАПП / KAPP / ФЛОРЕНСКИЙ / FLORENSKY / MOUTHGUARDS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балаклеец Наталья Александровна

Рассматриваются основные положения концепции органопроекции Э. Каппа, вскрывается её эвристический потенциал в контексте особенностей современного общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Body and power in E. Kapp’s concept of organ projection

Examines the main provisions of the concept of organoprotective E. Kappa, opened its heuristic potential in the context of modern society.

Текст научной работы на тему «Тело и власть в концепции органопроекции Э. Каппа»

можно с полным правом считать главным завоеванием раннегреческой философии, способствовавшим освобождению умозрения от религии.

Кульминационный момент антирелигиозного течения мысли связан с именем Гераклита. Открыто нападая на народную веру и высмеивая её и ритуал катарсиса и поклонения изваяниям богов, он «наносил прямой удар идее религиозного утешения» [6, с. 181], а его высказывание о том, что «трупы следует выбрасывать скорее, чем навоз», отвергает всю суету похоронных обрядов. Утверждая, что «нрав человека - его божество», Гераклит отрицал иррациональную веру в судьбу, в божественное вмешательство в человеческую жизнь. И наконец, высказав своё знаменитое положение - «этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимся и мерами погасающим» [2, с. 275] - Гераклит дал опыт рациональной конструкции космоса, не нуждающейся в идее бога как средства собственного обоснования. Такая позиция по отношению к религии свидетельствует о том, что философская мысль как развивающаяся форма научно-рационального познания уже способна эволюционировать самостоятельно, «провоцировать» собственно научные подходы к описанию и объяснению мира.

Философия, таким образом, как мудрый наставник передала науке ценностные установки и эталоны познания, ориентированного на беспристрастное и бескорыстное постижение объек-

тивной истины. И наука оказалась способным «учеником».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверинцев, С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (противостояние и встреча двух творческих принципов) //Аверинцев, С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1996.

2. Антология мировой философии. Т. I. Ч. 1. -М. : Мысль, 1969.

3. Левитин, К. Е., Степин В. С. Геометрическая рапсодия. 2-е изд.. перераб. и доп. - М. : Знание, 1984.

4. Степин, В. С. Философская антропология и философия науки. - М. : Высшая школа, 1992.

5. Фаритов, В. Т. Трансгрессия и дискурс. Введение в философию бытийно-смыслового перспективизма. - Ульяновск : УлГТУ, 2012.

6. Dodds, E. R. The Greeks and the Irrational. -Berkeley - Los Angeles - London, 1971.

Волков Михаил Павлович, доктор философских наук, профессор, декан гуманитарного фа-культета.УлГТУ. Имеет монографии, учебные пособия и статьи в области методологии и социологии науки, теории образования.

Поступила 14.01.2015 г.

УДК 101.1::316 Н. А. БАЛАКЛЕЕЦ

ТЕЛО И ВЛАСТЬ В КОНЦЕПЦИИ ОРГАНОПРОЕКЦИИ Э. КАППА

Рассматриваются основные положения концепции органопроекции Э. Каппа, вскрывается её эвристический потенциал в контексте особенностей современного общества.

Ключевые слова: тело, техника, органопроекция, власть, Капп, Флоренский.

Термин «органопроекция» предложен основоположником современной философии науки и техники Эрнстом Каппом в работе «Основания философии техники», до сих пор полностью не переведённой на русский язык. Идеи Каппа известны в России, прежде всего, благодаря их

© Балаклеец Н. А., 2015

рецепции П. А. Флоренским, тем не менее, на наш взгляд, они нуждаются в более тщательном и критическом исследовании с учётом социокультурной и технологической динамики современного общества.

Сущность органопроекции заключается в бессознательном воплощении свойств организма или живого тела (Leib) в инструментах или механизмах, переносе внутреннего во внешнее.

Органопроекция есть «бессознательный процесс, при котором органические образования, действия и отношения и механические приспособления соотносятся как образец и копия, и механизм используется лишь как средство для раскрытия и понимания организма» [9, с. 151]. Подобно тому как каменный молот есть продолжение и усиление человеческой руки, линза, лупа и микроскоп имеют органический прообраз в глазном хрусталике, электромагнитный телеграф во многом повторяет принципы функционирования нервной системы, а мостостроение основано на принципах организации костной ткани. Технические и - шире - культурные орудия рассматриваются, таким образом, как копии, слепки органов тела, позволяющие приблизиться к раскрытию сущности своих органических прообразов. Так понятые технические средства и орудия лишаются самостоятельного и себедовлеющего статуса уже в силу специфики источника своего происхождения: они имеют ценность лишь будучи соотнесёнными с человеком, который понимается в качестве «исходного пункта ориентирования в мире». Они служат не конечной целью культурогенеза, но лишь необходимым моментом на пути самопознания человека. Вместе с тем человек, производящий орудия, homo faber, являет собой настолько тесное единство с миром произведённых им артефактов, что рассматривает их как принадлежащие своему естеству.

Для Каппа не существует пропасти между естественными и искусственными органами человеческого тела. Этимологический экскурс позволяет обнаружить семантическое родство между различными значениями лексемы «орган», заимствованной из древнегреческого языка. Слово «орган» в греческом языке первоначально употреблялось для обозначения части тела, затем оно приобрело значение «инструмент, приспособление, вспомогательное средство», а позднее стало обозначать и материал, из которого инструмент изготавливался. Этот неанатомический, инструментальный, машинный компонент значения формирует представление об орудии как вне-биологическом продолжении человеческого тела. Технические изобретения суть искусственные органы, во многом бессознательно перенимающие, расширяющие и усиливающие функции человеческого организма.

Теория органопроекции имеет ярко выраженную антропологическую направленность, поскольку механическое, машинное в ней рассматривается как, пусть технически рафинированная и сложная, но все же копия органического. Человеческое тело в его природной первозданности является не просто естественной основой орга-

нов-инструментов, подлежащей «овнешнению» (Entäußerung), усложнению, техническому совершенствованию, но и целостным организмом, устроенным намного более сложно, филигранно и точно, чем его технические, искусственные «продолжения». Само тело по заложенному в нём культурному потенциалу намного превосходит все вышедшие из него и с его помощью инструменты. Оно всегда есть нечто большее, нежели простая совокупность естественных и искусственных органов, орудий труда, машин, механизмов и произведённого ими мира культуры. Несмотря на то, что «все средства культуры ... представляют собой не что иное, как органопроекции» [9, с. 27], тело никогда не сможет исчерпать, растратить, «овнешнить» и «овеществить» себя полностью. И в этом смысле оно обладает онтологической избыточностью. Но вместе с тем тело человека, чрезвычайно уязвимое в биологическом отношении, нуждается в собственных продолжениях, искусственных усилителях собственных органов и функций, т. е. в своём ином - и в этом заключается его недостаточность, онтологическая неполнота.

Человеческое тело не может быть познано «изнутри» себя самого, без привлечения к этому процессу познания внешних, неорганических источников, следовательно, процесс органопро-екции есть постепенный переход от естественного тела в себе к искусственному телу для себя. Аналогично тому, как Гегель признаёт необходимость инобытия Идеи - отчуждения её в своём ином как условия её самопознания, Капп отрицает возможность непосредственного познания физиологических процессов. Самопознание человека всегда обусловлено искусственными органами и механическими приспособлениями. Эти последние являются своеобразными дешифраторами, призванными разгадать многочисленные загадки человеческого тела. Так, устройство рояля помогло человеку лучше разобраться в организации собственного уха, строение другого музыкального инструмента - органа - способствовало лучшему пониманию функционирования органов речи, оптические приборы бессознательно повторяют форму человеческого глаза. Таким образом, важнейшая функция инструмен-тов-органопроекций заключается в том, что они являются средством самопознания человека: «механизм есть факел для освещения организма» [9, с. 121]. Органопроекция представляет собой двунаправленный процесс: от тела к органам и от органов к телу. «Овнешнение» (Entäußerung) есть лишь необходимое условие последующего погружения внутрь (Erinnerung) организма, технические слепки суть средства ретроспективного

постижения органической жизни. В них обнаруживает себя не только косная, грубая материя, но и духовная составляющая.

Капп неоднократно подчеркивает, что орга-нопроекция - процесс, осуществляющийся во многом неосознанно, стихийно: это «процесс прогрессивного, по большей части бессознательного само-овнешнения (8е1Ь81еп1аиВеги^) субъекта, отдельные акты которого не поддаются одновременному осознанию» [9, с. 67]. Идею о бессознательном подражании технических инструментов органам тела высказывает и П.А. Флоренский: «жизнь может технически осуществить проекцию некоторого органа раньше, чем он станет нам известен анатомо-физиологически, у нас самих или даже у других организмов, других созданий жизни, не человеческих - в явном виде, а потом, быть может, и у человека в зачаточном» [8, с. 421]. Многие механизмы являют удивительное сходство с органическими образованиями, хотя были сконструированы без использования каких-либо даже малейших знаний о функциях последних. Мысль о том, что неорганическое может служить дешифратором органического, присутствует и в философии Ф. Ницше, для которого, как и для Каппа, тело даёт ключ к постижению реальности. Но если для Каппа, разделяющего многие положения гегелевской диалектики, это постижение представляет собой сугубо рациональный познавательный процесс, то в философии Ф. Ницше тело трактуется, скорее, как перспектива интерпретации реальности. Как отмечает современный исследователь философии Ницше Ж. Гранье: «только тело является единственным источником, которое в состоянии просветить в отношении глубины ценности нашей личности. Мы находимся в мире для того, чтобы изучить и расшифровать этот мир с точки зрения нашего тела» [6, с. 95]. Наше тело вписано в мир так, что все окружающие предметы представляют собой систему отсылок к нему. Именно оно, наделённое разнообразными потребностями и интересами, порождая системы неорганических органов, даёт ключ к интерпретации самого себя. Вся грандиозная сложность неорганических систем замкнута на имманентной загадке органической жизни.

Важнейшим органом человеческого тела в концепции органопроекции, безусловно, выступает человеческая рука. На особый статус руки в структуре человеческого организма указывал ещё Аристотель, удостоивший её эпитета «орудие орудий». Для Каппа рука представляет собой орган в трёх смыслах: во-первых, она является врождённым орудием; во-вторых, служит образ-

цом для создания механических инструментов; наконец, в-третьих, рука в значительной степени участвует в их создании [9, с. 41]. Самые первые, примитивные орудия труда, виды оружия и предметы домашнего обихода являются прямыми, непосредственными воспроизведениями человеческой руки в разнообразных её формах: предплечье с рукой, сжатой в кулак или усиленной камнем, образует естественный молот, согнутый палец модифицируется в крючок для ловли рыбы, застывший указательный палец с заострённым ногтем трансформируется в сверло, форма пустой ладони воспроизводится в чаше. Меч, копьё, весло, лопата, грабли, плуг, трезубец повторяют разнообразные положения руки, ладони и отдельных пальцев. Использование даже наиболее совершенного в техническом отношении механизма требует участия человеческой руки, пусть и для выполнения всего лишь двух функций - включения и выключения. С помощью инструментов-органопроекций рука создаёт новые инструменты, которые зачастую утрачивают непосредственное формальное сходство с соответствующим органом тела. Однако отсутствие или утрата формального сходства технического инструмента с органом тела вовсе не является свидетельством, отрицающим «проективную» природу искусственных орудий. Напротив, по мысли Каппа, степень органопроекции тем выше, чем более отдалённым, абстрактным становится родство органа и инструмента.

Высшей ступенью органической проекции, образованной по образу и подобию человеческого тела, является государство. Образование государства проективно в том смысле, что оно представляет собой переход из res interna, заложенной в человеческой природе, в res publica или res externa [9, с. 309]. Таким образом, само понятие государства как «становящегося организма» уже заложено в природе человека. Тело человека, которое само собой управляет, само себя строит и сохраняет, является прообразом производящего себя государства. Аналогично тому, как человеческий организм может быть поделён на отдельные органы и системы, которые несут определённую функциональную нагрузку, государство аккумулирует в себе разнообразные органы и функции, основанные на разделении труда. Подобное понимание как человеческого, так и государственного организма базируется, во-первых, на закреплении за отдельным органом строго предписанной ему функции, а, во-вторых, на строгой иерархии членов органического целого. Дискретно-функциональное понимание тела провоцирует проблему порядка фундирования его элементов, степени их

значимости. Для Каппа важнейшим органом, обеспечивающим эффективное управление государством, является регулярная армия: именно она своей дисциплиной поддерживает идею послушания во всём обществе [9, с. 341]. Небезынтересно отметить, что выводы Каппа об особом статусе регулярной армии предвосхищают важные идеи современной политической философии. Как показывает Б. де Жувенель, именно переход государства от спорадически собираемых войск к тотальной воинской повинности является свидетельством возрастания могущества политической власти [7]. Идеи дисциплинарного характера современной власти, а также механизмы инкорпорирования структур дисциплинарной власти в практики тела были эксплицированы в работах Э. Юнгера и М. Фуко [1].

В качестве ещё одной немаловажной особенности концепции органопроекции можно отметить то обстоятельство, что человеческое тело в ней лишено важнейшей эмпирической характеристики: оно выступает как «универсальное», «всеобщее» тело, не дифференцированное по оси «мужское» - «женское». Как отмечает Т. Н. Брысина, «взаимное присутствие (презентиро-ванность) норм жизни, техник тела, социальных практик, мировоззренческих и антропологических ценностей, социальных структур и способов хозяйственной, бытовой деятельности явлено в тендере» [4, с. 4]. В исследовании Каппа гендер - одна из фундаментальных составляющих онтологии тела, обозначающая «единство биологического и социального, телесного и духовного» [5, с. 30],- оставляется без внимания. И подобно тому, как С. де Бовуар вскрыла таящееся за гегелевской диалектикой господина и раба напряжённое отношение мужчины, готового рискнуть своей жизнью ради признания, и женщины, удел которой - повиновение [2, с. 95-96], Э. Каппу вполне может быть предъявлен упрёк в маскировке под личиной универсализма маскулинного начала в культуре. За действующим, производящим, инструментальным телом угадываются контуры гештальта рабочего, описанного Э. Юнгером.

Феномен тела в концепции органопроекции представлен в ракурсе работы - это рабочее, производящее тело, которое, помимо гендерных признаков, лишено и таких важнейших экзистенциальных характеристик, как страдание, боль, болезнь, усталость, желание, наслаждение. Это функционально расчленённое тело-объект, системная организация которого способствует повышению эффективности работы отдельных его органов.

Несмотря на то, что Капп не описывает тело, проживаемое и переживаемое изнутри, он показывает, что внутренний мир намного шире, чем просто сознание, а мысль немецкого философа о том, что не только сознание, но и тело также принадлежит внутреннему миру [9, с. 24], получила развитие в современной феноменологии тела.

Концепция органопроекции во многом представляет собой описание попытки человека раздвинуть границы собственного тела, расширить границы собственной власти над миром. В интерпретации П. А. Флоренского расширение телесных границ с помощью неорганических орудий - закономерное следствие состояния грехопадения, когда тело человека уже не совпадает с телом всего мира. Обозначение чёткой границы человеческого тела есть свидетельство ограниченности власти человека над самим собой. Но не привела ли попытка передвинуть эту границу к ещё большему рабству? Э. Капп не увидел опасности отчуждения человека, его порабощения миром машин (феномена, который, выражаясь словами Н. А. Бердяева, можно назвать рабством человека у самого себя), его концепции ещё присущи неудержимая вера в прогресс, гносеологический и социальный оптимизм.

В современном обществе наблюдается тенденция к технической модификации самого тела и (пока частичной) замене ряда естественных органов искусственными, происходят процессы, противонаправленные тем, которые были вскрыты Э. Каппом. Вплоть до недавнего времени, эпохи бурного развития пластической хирургии и эстетической косметологии, собственное тело во многом оставалось для человека «клеткой», «приговором», неустранимым порогом, задающим определённое отношение к миру. Сегодня мы наблюдаем не только тенденцию во многом не оправданного с биологической точки зрения медицинского вмешательства в естественные, физиологические процессы, происходящие в организме, с целью его эстетического преобразования, но и тенденцию инкорпорирования в живое тело (Leib) технических «протезов»: «Видео, телевидение, компьютер, минитель (minitel) -эти контактные линзы общения, эти прозрачные протезы - составляют единое целое с телом, вплоть до того, что становятся генетически его частью, как кардиостимулятор или знаменитая «папула» П. К. Дика - маленький рекламный имплантант, пересаженный в тело с рождения и служащий сигналом биологической тревоги» [3, с. 86]. «Человек Телематический» (Ж. Бод-рийяр) уже не отчуждает от себя технические орудия, но пребывает в состоянии симбиоза с

машиной. Наушники, беспроводные устройства связи, 3Б-очки и очки для работы в виртуальной реальности стали неотъемлемыми аксессуарами современного человека, социальное пространство которого уже не расширяется за счёт проекции органов во внешний мир, но, напротив, сужается до пределов собственного тела, «укутанного» в техническую оболочку. Естественное скрывается, утаивается под маской искусственных органов, его первозданная природа рассматривается лишь в модальности онтологической неподлинности, в качестве материала, с необходимостью подлежащего искусственной трансформации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балаклеец Н. А. Дисциплинарная власть как способ управления современным обществом // Современные проблемы права и управления. 4-я Международная научная конференция: сб. докладов. / Институт законоведения и управления ВПА. - Вып. 4. - Тула : Папирус, 2014. -С.139-142.

2. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2. - М. : Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.

3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - М. : Доб-росвет, 2000. - 258 с.

4. Брысина Т. Н. Детство как презентант социальных трансформаций // Вестник УлГТУ. -2013. - №3 (63). - С. 4-5.

5. Гильмутдинова, Н. А. Университет: ген-дерные практики и риски (на примере УлГТУ) // Вестник УлГТУ. - 2004. - №1 (25). - С. 30-32.

6. Гранье Ж. Ницше. - М. : ACT: Астрель, 2005. - 158 с.

7. Жувенель Б. де. Власть: Естественная история ее возрастания. - М. : ИРИСЭН, Мысль, 2011. - 546 с.

8. Флоренский П. А. Сочинения. В 4 т. Т. 3 (1). - М. : Мысль, 2000. - 621 с.

9. Kapp, E. Grundlinien einer Philosophie der Technik. Braunschweig. Druck und Verlag von George Westermann, 1877. - 360 S. http://vlp. mpiwg-berlin.mpg.de/library/data/lit39532 (дата обращения: 15.12.2014).

Балаклеец Наталья Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» УлГТУ.

Поступила 14.01.2015 г.

УДК 101.1:16

Н. А. ГИЛЬМУТДИНОВА

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ФЕНОМЕНА ИНФОРМАЦИИ

Выявлены и проанализированы смысловые векторы представления понятия «информация» в естественнонаучных, технико-технологических и социокультурных дискурсах; применена синергети-ческая методология для обоснования процессуальной природы информации; подчеркнута необходимость дальнейшей разработки семиотических исследований информационных процессов.

Ключевые слова: информация и информационная реальность, процессуальность, самоорганизация, социально-коммуникативная система, знания, виртуальность, семиотика.

Для обозначения информационной реальности, как и понятия «информация», есть множество определений и метафор. В истоках этой множественности - философская проблема начал, оснований, «первых причин», делаюшая актуальным анализ векторов разбеганий и оппозиций. Понятие информации эволюционирует -

© Гильмутдинова Н. А., 2015

углубляется, ограничивается, конкретизируется, универсализируется, наполняясь новыми смыслами. В этом движении можно выявить две тенденции. Во-первых, понятие информации «тех-нологизируется», активно используясь в выработке теоретических основ базовых современных технологий (от когнитивных до нанотехно-логий). В этом процессе встраивания в конкретные технико-технологические проблемы представление об информации как бы расслаивается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.