грани подлинности. Эти процессы разрастаются и ускоряются на основе достижений информационных технологий, мультимедиа, Интернет-коммуникаций, порождающих и множащих виртуальную интерактивную реальность [см. об этом подробнее: 3]. Создаётся непрерывная цепь, даже скорее сеть возможностей, «реальные» звенья которой становятся всё более трудноуловимыми.
Тем самым смена модальности философствования, точнее, прояснение изначальной «воз-можностной» природы философии - эпохально-цивилизационно детерминировано, актуально значимо не только для самоопределения и самопреодоления философии, но и для её последующей созидательной работы в мире культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Эпштейн М. Н. Философия возможного: -СПб.: Алетейя, 2001. - 334 с. - (Тела мысли).
2. Брысина Т. Н. Онтологические основания философии // Ш МЕМОМАМ: Владимир Ильич Белозерцев: сборник памяти Белозерцева В. И. -Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 329 с. - С. 42-52.
3. Гильмутдинова Н. А. Социально-философский смысл феномена информации // Вестник УлГТУ. - 2015. - №1 (69). - С. 24-28.
Гильмутдинова Нина Амировна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» УлГТУ.
Поступила 26.09.2016 г.
УДК 1 : 001 В. Т. ФАРИТОВ
В МИРЕ ФИЛОСОФСКОЙ КНИГИ: ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕРНОВИКОВ Ф. НИЦШЕ
Обосновывается тезис о необходимости исследования черновых набросков и заметок Фридриха Ницше для полного и адекватного осмысления содержания учения философа. Статья посвящена завершению издания полного собрания сочинений Ф. Ницше на русском языке.
Ключевые слова: Ницше, полное собрание сочинений, черновики, наследие.
В 2005 издательством «Культурная революция» (главный редактор - И.А. Эбаноидзе) был начат выпуск полного собрания сочинений Фридриха Ницше в 13 томах. Завершающий том был опубликован в 2014 году. Издание осуществлялось не в хронологическом порядке: первым вышел 12 том, а последним - третий. Проект был реализова под эгидой Института философии РАН, в состав редколлегии входили: П.П. Гай-денко, А.А. Гусейнов, С.В. Казачков, В.Н. Миронов, Н.В. Мотрошилова, Т.И. Ойзерман, В.А. Подорога, В.А. Попов, К.А. Свасьян, Ю.В. Си-ниокая, В.С. Степин и И.А. Эбаноидзе. Многие тома были изданы при поддержке Дмитрия Фьюче и сайта www.nietzsche.ru.
© Фаритов В. Т., 2016
Тома с 1-го по 6-й в основном содержат новую редакцию произведений Ницше, опубликованных при его жизни. Это те работы, по которым философ был известен русскоязычному читателю: «Рождение трагедии», «Несвоевременные размышления», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Весёлая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», «Eccehomo» и некоторые другие тексты. Многие из этих произведений были опубликованы ранее в составе знаменитого свасьяновского двухтомника [1], а также в других изданиях. Некоторые из работ вошли в ПСС в новых переводах, некоторые материалы вышли на русском языке впервые.
Тома с 7-го по 13-й содержат черновое наследие Ф. Ницше. На русском данные ранее тексты не публиковались. Это большой пласт материалов, который фактически не был доступен
русскоязычным читателям.В течение долгого времени получить представление о содержании наследия философа можно было лишь по цитатам из переведённых на русский язык исследований зарубежных авторов (таких, как М. Хай-деггер, К. Ясперс, А. Данто и другие).
В состав этих последних семи томов входит разнообразный материал. Во-первых, это многочисленные фрагменты философского содержания объёмом от нескольких строчек до одного абзаца или даже нескольких страниц. Читатель, знакомый с основными произведениями Ницше, знает, что так выглядит большая часть опубликованных самим философом сочинений. Отличие состоит в том, что в черновиках иногда встречаются незавершенные предложения и конструкции, пропуски слов - как результат, в частности, не всегда разборчивого почерка Ницше.
Во-вторых, представлены планы и варианты заглавий будущих сочинений.
Третью группу составляют выписки из книг авторов, которых Ницше читал в разное время: Р. Декарта и Б. Спинозы, Р.У. Эмерсона, Стендаля и многих других. Для читателей и исследователей из России особо значимы обширные выписки из произведений Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. В частности, обращает на себя внимание такой казус: выписки Ницше из книги Л. Н. Толстого «В чём моя вера?» были переведены на русский. И не кто иной, как сам Лев Толстой включил их в свою антологию «Круг чтения»[2] в качестве очерка Ницше. «Вот так случилось, что под именем „Фридрих Ницше" Толстой, не зная этого, опубликовал в обратном переводе с немецкого отрывки из своего собственного произведения» [3, с. 614].
Наконец, четвёртая группа текстов рукописного наследия включает стихи. Стихов сравнительно много. Так, в 13-м томе представлено 161 небольшое стихотворение. Например:
Уж он подражает себе,
уж он утомился,
уж ищет путей, которыми хаживал, -
а вчера ещё любил всё неторное! [3, с. 500].
Собственно философские тексты, представленные в черновиках, могут быть разделены на две группы. Одни фрагменты имеют аналоги в опубликованных самим Ницше произведениях, другие он по тем или иным причинам не стал включать в окончательные тексты своих сочинений. В отношении последних задача исследователя заключается в поиске ответа на вопрос, почему философ отказался от публикации этих материалов. Ницше не был писателем, издававшим всё, что только ни приходило ему в голову. Он
мог записывать свои идеи во время одиноких прогулок по берегу моря или в горной местности. Но затем проводилась тщательная и кропотливая работа по отбору, отшлифовке и систематизации материала. Часть текстов Ницше отбраковывал. Возможно, эти фрагменты были ещё недостаточно продуманы. Возможно, они не согласовывались с общим контекстом его мысли. Или Ницше считал, что ещё рано обнародовать определение идеи - подобно тому, как его Зара-тустра колеблется с возвещением идеи вечного возвращения. Или же, наконец, в отдельных фрагментах его взгляды могли приобретать слишком систематизированную форму, а этого Ницше сознательно старался избегать.
Особого внимания заслуживают черновики и наброски последних лет сознательной жизни философа, представленные в 12-м и 13-м томах ПСС. Здесь содержатся материалы, которые должны были войти в книгу под названием «Воля к власти», или «Переоценка всего ценного». Как известно, сам Ницше не успел воплотить этот замысел, а публикация, осуществлённая его сестрой Элизабет, не аутентична воззрениям и рукописному наследию самого мыслителя. Исследование материалов этого периода позволяет составить общее представление о направлении дальнейшего развития мысли Ницше. Философ тщательно разрабатывает те рубрики своего учения, которые в его опубликованных текстах были лишь заявлены. Это идеи воли к власти, сверхчеловека и вечного возвращения. Значительное внимание в черновиках последних лет уделяется проблемам онтологии, в особенности вопросам о соотношении бытия и становления, бытия и видимости, сознания и субъекта, а также проблеме перспективного характера существования. В этих набросках Ницше предстаёт как мыслитель высочайшего уровня, вступающий в диалог с Платоном, Кантом и Гегелем и стоящий в одном ряду с названными философами. В этом плане изучение чернового наследия мыслителя является фактически единственным средством к постижению всей значимости и глубины Ницше как философа. Без учёта черновиков многие фундаментальные концептуальные разработки Ницше неизбежно остались бы неясными. Так, например, только на основе работы с черновым наследием можно прояснить вопрос о трактовке Ницше феномена воли к власти в органической и неорганической природе: «Мысль о том, что неорганическое может служить дешифратором органического, присутствует и в философии Ф. Ницше... Ницше вскрывает двойную направленность воли к власти в живом организме уже на уровне протоплазмы» [4, с. 869].
Отдельно следует остановиться на идее вечного возвращения. Сам Ницше придавал ей чрезвычайную значимость. Однако если посмотреть, какой объём разработка данной идеи занимает в опубликованных текстах философа, то можно обнаружить парадоксальную вещь. Идея
вечного возвращения заявлена в одном (только в одном!) фрагменте из «Весёлой науки» [5, с. 523] и представлена на нескольких страницах «Так говорил Заратустра» [6]. И больше нигде. Фундаментальная идея, с помощь которой Ницше рассчитывал изменить судьбу человечества, разработана самим философом в катастрофически малом объёме (так, что дошедшие до нас фрагменты сочинений Гераклита в совокупности превосходят то, что было самим Ницше опубликовано по проблеме вечного возвращения). На этом фоне разительный контраст составляет количество исследований по данной теме, принадлежащих перу наиболее авторитетных мыслителей ХХ столетия, таких как М. Хайдеггер [7], К. Ясперс [8], Ж. Делез [9], А. Данто [10], Ф. Юнгер [11]. К идее вечного возвращения обращались Х.Л. Борхес [12] и М. Серрано [13], в отечественной философии ей посвящены исследования В. М. Бакусева [14] и С. Жигалкина [15]. В «Культурной революции» в ноябре 2015 года вышел в свет перевод на русский язык работы К. Левита, полностью посвя-щённой идее вечного возвращения Ф. Ницше. Такой объём исследований и интерпретаций не может базироваться на тех нескольких страницах, которые Ницше выделил под данную идею в своих основных сочинениях. Настоящим источником рецепции учения о вечном возвращении служат материалы чернового наследия. Здесь этой идее посвящено большое количество фрагментов разных лет. Именно в черновиках Ницше обстоятельно разрабатывает онтологический, аксиологический, этический и эстетический аспекты названного учения. Без обращения к черновым наброскам невозможно сколь-либо полное и серьёзное осмысление идеи вечного возвращения.
Ещё один значимый вопрос, который следует затронуть в рамках предлагаемой вниманию благосклонного читателя статьи, касается проблемы системы в учении Ф. Ницше. Изучение черновиков последних лет не может не создать впечатления, что философ двигался в направлении разработки целостной и завершенной системы. В исследовательской литературе существуют попытки реконструкции системы философии Ницше [16]. Такие попытки интересны и заслуживают внимания. Однако не следует упускать из виду высказывания самого философа на этот счёт. Так, в черновых набросках, относящихся к осени 1887 года, Ницше пишет: «Не доверяю я всем этим системам и систематизаторам и держусь от них в сторонке: но даже, верно, и за этой книгой можно обнаружить систему, от которой я увернулся» [17, с. 408]. Ницше осознаёт, что за его разрозненными философскими фрагментами имплицитно присутствует некая целостная система. Но вместе с тем он ставит себе в заслугу, что смог избежать этой системы. Такова специфическая черта стиля и метода философствования Ницше, которые он сам в черновых заметках
характеризует как выглядывание из разных окон: «Испытывая глубокое недоверие к теоретико-познавательным догмам, я любил выглядывать то из того, то из другого окна, остерегаясь, однако, прочно обосноваться в каком-нибудь из них» [17, с. 130]. И в другом фрагменте из наследия 1885-1886 годов Нище отмечает: «В моих прежних сочинениях читатель примет честное стремление не замыкать свой кругозор, проявлять некую умную осторожность перед лицом различных убеждений, не доверять чарам и попыткам перехитрить собственную совесть, какими чревата любая сильная вера» [17, с. 131]. Это чрезвычайно важные самохарактеристики, в которых даётся указание на принципиально новый способ построения философских учений. Ницше не разработал завершённую систему не потому, что у него якобы не было на это время, не потому, что ему помешали болезненное состояние и страннический образ жизни. Он не сделал этого потому, что таков характер самой его философии, её внутренний нерв, таков вкус Ницше-философа, вкус «желающий от вещей доброй доли зыбкости и стирающий противоположности, потому что предпочитает оттенки, тени, послеполуденные блики и безбрежные моря» [17, с. 131]. Одним словом, философия Ницше - это философия трансгрессии [18]. Одновременно со сказанным следует учитывать, что Ницше любил играть с читателем, создавая впечатление завершённого учения, дающего окончательные ответы на предельные вопросы существования. Как справедливо отмечает М. П. Волков: «Ницше как величайший мистификатор в истории мысли постоянно завлекает в расставленные им ловушки» [19, с. 102].
В заключение своей работы о Ницше Ф. Юн-гер пишет: «Произведения Ницше надёжно закрыты от посторонних глаз. Они обладают достаточной силой, чтобы противостоять и поклонению, и ненависти, ибо в своём замысле соразмерны эпохам мысли. Отсюда вытекает невозможность использовать их в политических целях современности» [11, с. 237]. Вместе с тем, следует признать, что в опубликованных самим философом сочинениях его идеи подчас выглядят слишком доступными вследствие лаконичности и афористичности формы. Ницше слишком часто не договаривает того, что действительно думает, или высказывает это в очень сжатом и образно-метафорическом виде. Ввиду данного обстоятельства черновики философа должны рассматриваться не в качестве дополнительного подспорья, но в качестве основного источника восприятия и исследования философии Ницше. Благодаря завершённому в 2014 году изданию полного собрания сочинений Ницше на русском языке перед русскоязычным читателям открываются все горизонты исследования сложного и многогранного наследия одного из величайших мыслителей в истории человечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ницше Ф. Сочинения. В двух томах. - М. : «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.
2. Толстой Л. Н. Круг чтения. - М. : Эксмо, 2013. - 944 с.
3. Ницше Ф. Черновики и наброски 1887-1889 гг. // Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 13. - М. : Культурная революция, 2006. - 688 с.
4. Балаклеец Н. А. Тело, власть и трансгрессия: концепция органопроекции Э. Каппа и её современные рецепции // Философия и культура.
- 2015. - №6 (90). - С. 866-875. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.6.15070
5. Ницше Ф. Весёлая наука (lagayascienza) // Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 3: Утренняя заря. Мессинские идиллии. Веселая наука. - М. : Культурная революция, 2014. - С. 313-597.
6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 4: Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. - М. : Культурная революция, 2007. - 432 с.
7. Хайдеггер М. Ницше. Т. 2. - СПб. : Владимир Даль, 2007. - 440 с.
8. Ясперс К. Ницше: Введение в понимание его философствования / К. Ясперс. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 630 с.
9. Делёз Ж. Ницше и философия. - М. : Ад Маргинем, 2003. - 392 с.
10. Данто А. Ницше как философ. - М. : Идея-пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
- 280 с.
11. Юнгер Ф. Ницше / Ф. Юнгер. - М. : Прак-сис, 2001. - 256 с.
12. Борхес Х. Л. «Доктрина циклов» и «Циклическое время». [Электронный ресурс] // Фридрих Ницше - 6000 футов над уровнем человека. URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxa/borxes/ (дата обращения: 14.11.2015).
13. Серрано М. Ницше и вечное возвращение [Электронный ресурс] // Фридрих Ницше - 6000
футов над уровнем человека. URL: http: //www .nietzsche. ru/look/xxb/serrano/ (дата обращения: 14.11.2015).
14.Бакусев В.М. «Вечное возвращение» и античность. [Электронный ресурс] // Фридрих Ницше - 6000 футов над уровнем человека. URL:
http://www.nietzsche.ru/look/xxc/ontologie/eternal-return/ (дата обращения: 14.11.2015).
15. Жигалкин С. Метафизика вечного возвращения. - М. : Культурная революция, 2011. - 256 с.
16. Цендровский О. Ю. Система философии Ницше // Философия и культура. - 2015. - №7 (91). - С. 997-1008.
17. Ницше Ф. Черновики и наброски 1885-1887 гг. // Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 12. - М. : Культурная революция, 2005. - 560 с.
18. Фаритов В. Т. Перспективизм Ницше, философская теория дискурса и трансгрессия // Философия и культура. - 2015. - №7. -С.962-968.
19. Волков М. П. Были ли древние греки художниками? // Антирационалистический поворот в современной философии. К 170-летию со дня рождения Ф. Ницше : сборник научных трудов. - Ульяновск : УлГТУ, 2014. - С. 102-114.
Фаритов Вячеслав Тависович: доктор философских наук, профессор кафедры «Философия» УлГТУ. Руководитель и исполнитель поддержанных РГНФ научно-исследовательских проектов. Занимается исследованием трансгрессии в учениях Г. В. Ф. Гегеля и Ф. Ницше и идеи вечного возвращения в русской поэзии. Публикуется в журналах «Философия и культура», «Эпистемология и философия науки».
Поступила 27.09.2016 г.