ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ
Телевизионный спектакль как зеркало общественных перемен и художественных инноваций
Богуславская Анна Александровна,
доцент кафедры режиссуры телевидения Российский государственный институт сценических искусств E-mail: [email protected]
Статья рассматривает исследование развития телевидения начиная с его зарождения в 1920-1930-х годах до наших дней. Основное внимание уделяется влиянию телевизионных программ на формирование социокультурного контекста и массового сознания, и их взаимодействию с литературой, театром и другими видами искусства.
В начале своего развития телевизионные передачи были тесно связаны с литературой, адаптируя многие литературные произведения для экрана. С 1950-х годов телевидение стало новой формой искусства, активно взаимодействуя с литературой и театром, и в то же время искало свою индивидуальность, стремясь к экспериментам в форматах и жанрах. Телевидение не только пассивно отражает социокультурную реальность, но и активно влияет на формирование общественного мнения. Этим инструментом могли управлять, создавая образы, которые в дальнейшем воздействовали на социокультурное и политическое развитие общества.
Важной частью статьи является рассмотрение технологического прогресса в производстве телевизионных программ, начиная с введения цветного вещания до эры цифровых технологий и глобализации телевидения. Телевизионное исполнение продолжает эволюционировать, адаптируясь к меняющемуся социокультурному контексту, технологическим новшествам и вкусам зрителей.
Ключевые слова: телевизионный спектакль, телевидение, общественные перемены, художественные инновации, адаптация литературных произведений, театр и телевидение, технологический прогресс.
Начало истории телевидения относится к 192030-м годам, когда такие ученые, как Джон Лоджи Бэрд и Филло Фарнсворт, проводили свои эксперименты в области телевизионной трансляции. Однако даже в это раннее время линия между телевидением и литературой была довольно тонка. В период 1940-50-х годов, когда телевидение стало доступным для широкой публики, литературные произведения активно адаптировались для телеэкранов. Не случайно телевидение иногда рассматривается не как искусство или журналистика, а как зрелище. Зрелищность напрямую связана с программностью телевидения. Оно всегда функционирует в виде совокупности аудиовизуальных текстов - программы дня. Она выстроена в определенной пространственно-временной последовательности.
В 1950-60-е годы произошло переплетение литературы и телевидения. Многие литературные произведения были экранизированы, а их авторы, такие как Ф. Достоевский, Л. Толстой и У. Шекспир, стали частью телевизионной культуры. В то же время, критики и исследователи, например, Р. Барт [2] и М. Маклюэн [5], начали рассматривать телевидение как новую форму искусства, подчеркивая его воздействие на массовое сознание.
С развитием технологий в 1970-80-е годы, когда появились цветное телевидение и спутниковые трансляции, возрос интерес к адаптациям литературных произведений. Писатели, такие как Джон Ле Карре и Стивен Кинг, стали активно сотрудничать с телевизионными студиями. Исследователи, например, такие как Д. Бордуэлл, начали анализировать особенности кинематографической и телевизионной адаптации, выделяя различия в интерпретации и подаче материала [7].
В 1990-2000-е годы телевидение вступило в эру «золотого века», когда сериалы стали неотъемлемой частью культурного ландшафта. Литературные произведения, такие как «Игра престолов» Дж. Мартина или «Ход королевы» У. Тевиса, стали основой для культовых телешоу. Ученые, включая Г. Дженкинса и Дж. Миттела, начали изучать культурные и социальные вопросы данного явления, и его взаимосвязь с литературой [8]. Сегодня мы можем наблюдать, что литературные сюжеты и окололитературные явления используются практически во всех видах телевизионных программ, например, публицистических, познавательно-раз-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
влекательных, культурно-просветительских, детских, развлекательных, рекламных.
С самого начала своего существования телевидение искало формы и жанры, которые бы взяли на себя роль основных для нового медиума. Театр, с его богатой историей и наработками, стал одним из таких источников. Первые телевизионные передачи 1930-40-х годов часто базировались на театральных постановках. Телевизионные студии активно сотрудничали с театрами, заимствуя как отдельные сценические решения, так и целые пьесы [1]. Сидя перед сценой, как и перед экраном, зритель видит и слышит происходящее, телевидение заимствовало у театра зрелищную сторону действия; костюмы, декорации, освещение, грим.
Далее, в 1950-е годы, когда телевидение стало массовым явлением, появились специальные телеадаптации театральных произведений. Заслуживают внимания работы режиссеров, таких как Е. Николаева и А. Эфрос, которые успешно переносили театр на телеэкран, сохраняя его атмосферу и уникальное драматургическое построение. В этот период становится ясно, что телевидение и театр начинают влиять друг на друга, создавая новые формы искусства. Из театра пришел на экран и видимый человек - актер, произносимое им слово, основа действия -пьеса, сценарий. Дикторы новостных программ, ведущие развлекательных программ, которые обладают некоторыми актерскими данными, например используют заранее написанный текст в импровизационной манере, избегают скованности, «зажатости» в позах и движениях в кадре.
1960-80-е годы стали периодом активного эксперимента. Телевидение искало свою индивидуальность, пытаясь выйти из-под «театрального крыла». В то же время театры, вдохновленные возможностями телевидения, начали экспериментировать со светом, звуком и пространством. Так, в работах режиссера О. Ефремова можно проследить влияние телевизионной эстетики.
Переходя к 1990-2000-м годам, следует отметить, что роль телевидения в жизни человека становится все более заметной. Телевизионные адаптации театральных произведений превращаются в полноценные кинопроекты, в которых часто пропадает изначальная «театральность». Тем не менее, многие режиссеры, такие как Р. Вик-тюк и К. Райкин, продолжали поддерживать связь между театром и телевидением, создавая проекты на грани двух искусств. Зрители видят незаурядного актера, который предстает в самых разных литературных образах. Он не просто однообразный, этого ему не позволяет литературный материал. Высокая публицистика и тонкий лиризм авторских отступлений чередуются с жанровыми сценами произведения. 5 В современный период, начиная с 2000-х го-§ дов и до наших дней, интерес к театральному ис-Я кусству в телевидении сохраняется. Так, прямые ° трансляции театральных постановок, проекты ав «Театр на экране» и другие подобные инициативы
показывают, что театр и телевидение продолжают оставаться в тесном диалоге, обогащая культурное пространство и предлагая зрителю новые формы восприятия искусства.
Влияние общественных событий на тематику и сюжеты телевизионных спектаклей проявляется во многих вопросах, причем это влияние прослеживается на протяжении всей истории телевидения. Телевизионные спектакли, как и другие виды искусства, не существуют в вакууме: они обусловлены социокультурным контекстом и часто отражают, интерпретируют или критикуют актуальные социальные явления.
С момента зарождения телевидения в середине XX века и до наших дней телевизионные продукты интегрируют в себя различные социокультурные тренды. Например, в периоды общественных потрясений или значимых исторических изменений во многих странах на экраны выходили телевизионные спектакли, отражающие эту динамику. События, такие как гражданские движения за права человека, антивоенные протесты или экономические кризисы, находили свое отражение в драмах, комедиях и документальных фильмах [3].
С другой стороны, телевизионные спектакли не только пассивно отражают реальность, но и активно воздействуют на формирование общественного мнения. Средствами художественной выразительности они могут подсказывать зрителю определенную интерпретацию событий, усиливать или, наоборот, смягчать их восприятие. Во многом именно благодаря телевидению формируются общественные стереотипы, многие из которых в дальнейшем оказывают влияние на социальные и политические процессы в обществе. Сегодня телевидение фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры. Оно выделяет отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придает им особый вес, повышает ценность одной идеи, обесценивает другую, поляризует таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества [8].
Примером такого взаимодействия может служить период «холодной войны», когда на экранах многих стран доминировали сюжеты, связанные с противостоянием Востока и Запада. Телесериалы и фильмы этого времени не только отражали реальные политические противоречия, но и активно формировали восприятие этой «войны» среди массовой аудитории, часто применяя для этого элементы пропаганды [3].
С развитием информационных технологий и глобализацией процессов в мире телевизионные спектакли стали все более открытыми для влияния международных событий. В наше время телевидение, став глобальным средством массовой информации, отражает не только локальные, но и мировые тренды, интегрируя их в свои сюжеты, что делает его еще более мощным инструментом формирования общественного сознания.
Примеры телевизионных спектаклей, отражающих социокультурные изменения, многочисленны и разнообразны, демонстрируя тесную связь между телевидением и динамикой общественного развития.
Во-первых, стоит вспомнить такой американский телесериал, как «Все в семье» (19711979 гг.). Этот комедийный проект был революционным в том плане, что поднимал актуальные социальные и политические темы, такие как расизм, сексизм, гомосексуализм, рак, война во Вьетнаме и проблемы старения. Главный герой, Арчи Бан-кер, являлся типичным представителем старой школы, который сталкивался с новыми социокультурными реалиями, представленными его дочерью и зятем.
Другим ярким примером, отражающим социокультурные изменения в США 1980-х, является телесериал «Шоу Косби». Шоу фокусируется на богатой афро-американской семье Хакстейбл, живущей в Бруклине, Нью-Йорк, что в корне меняло стереотипное представление о чернокожих американцах в популярной культуре того времени. Через этот сериал многие американцы впервые увидели успешных, интеллигентных и образованных представителей афроамериканской общины, а это способствовало изменению отношения к этой социальной группе.
Переходя к европейскому сегменту, можно отметить британский сериал «Эта жизнь» (оригинальное название «This Life») 1990-х годов, который рассказывал о группе молодых адвокатов, проживающих и работающих в Лондоне. Сериал поднимал вопросы молодежной культуры, профессиональных трудностей, личных отношений, затрагивал темы гендерной идентичности и сексуальной ориентации. Данный проект был характерен для своего времени, так как показывал современные для 1990-х годов тенденции в социокультурной жизни молодежи Великобритании.
На постсоветском пространстве одним из ярких примеров телепродукции, отражающей социокультурные изменения 1990-х, является телесериал «Бригада», который показывал реалии жизни в России после распада Советского Союза, когда страна переживала глубокий экономический и социальный кризис. «Бригада» позиционируется как «Российская гангстерская сага». В центре сюжета история четырёх друзей, объединившихся в преступную группировку, лидером которой стал Александр Белов («Саша Белый»). Через историю четырех друзей, ставших криминальными авторитетами, зрители узнавали о сложностях и противоречиях той эпохи.
Начиная с зари телевидения и до современного момента, можно проследить трансформацию, адаптацию и развитие различных форм и стилей телеискусства.
В начале эры телевидения основными форматами были одноактные пьесы и телевизионные версии театральных постановок. В этих ранних работах в большой степени сохранялась театральная эстетика, они были сконцентрированы на ди-
алогах и актерской игре [4]. Развитие телевизионного спектакля проходило несколько этапов, начиная с зарождения телевидения в начале 20 века. На том этапе трансляции были экспериментальными, а драматургия адаптировалась под технические ограничения - низкое разрешение и короткое время трансляции.
К 1940-1950 гг. просматривается интерес к се-риализации контента. Хотя первые телесериалы были адаптациями радио- и театральных представлений, они выделили преимущества рассказа историй в течение нескольких эпизодов, позволяя сериальному подходу стать одним из наиболее значимым рычагов в развитии телевидения, и, в следствии, приведя к появлению различных форматов.
Со временем, технический прогресс и изучение психологии аудитории привели к диверсификации телеконтента. Телепередачи стали более динамичными, информативными и зрелищными. Программное наполнение стало включать новостные выпуски, развлекательные шоу и драматические сериалы. Далее стали появляться адаптации литературных произведений в формате телесериалов, которое породило горизонтальное повествование, когда одна история рассказывается на протяжении многих серий, предоставляя возможность для глубокого развития персонажей и ветвления сюжета. В настоящий момент выделяются три главные структуры телесериалов: вертикальная, горизонтальная и гибридная модели.
Вертикальная модель фокусируется на отдельных историях с постоянным персонажем, например, «Улицы разбитых фонарей», «Каменская», «Универ», «Интерны»; зарубежные - «Друзья» (Friends), «Секс в большом городе» (Sex and the City), «Шерлок» (Sherlock), «Доктор Хаус» (House M.D.), «Теория большого взрыва» (The Big Bang Theory) (предлагается разнообразие и гибкость в создании эпизодов).
В формате с горизонтальной моделью создается продолжительная история с разветвленным сюжетом и многими персонажами, как в «Моя прекрасная няня», «Бедная Настя», «Петербургские тайны»; «Санта-Барбара», «Клон», «Рабыня Изаура», «Дикий ангел», «Моя вторая мама», «Родина» (Homeland), «Игра престолов» (Game of Thrones), где режиссер предоставляет глубокое погружение, но с разбавлением сюжета.
Гибридная модель объединяет оба подхода, предлагая центральный сюжет с дополнительными эпизодическими историями. Наиболее типичные проекты данного типа в России - «Метод», «Александр Невский», «Черта»; за рубежом - «24 часа» (24), «Декстер» (Dexter).
С точки зрения психологического воздействия на аудиторию - оно базируется на комбинации различных видов контента, включая информационные, рекламные и развлекательные программы. В последнее время четкая граница перестала существовать. Так же, как и в остальных сферах, наблюдается тенденция к смешиванию стилей, жан-
сэ о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
CJ
см о>
ров и видов программ. Сейчас телезритель сталкивается с необходимостью применения собственных механизмов фильтрации, обусловленных осознанием степени потенциальной угрозы своему личному выбору и мировоззрению. Также угрозу, хоть и меньшую, представляют информационные программы, особенно ежедневные новостные передачи. Зритель уже знает, что одна и та же информация может на разных телеканалах и в разных передачах подаваться по-разному
Психологически телесериалы способны к непрерывному и длительному удержанию внимания аудитории благодаря сюжетной интриги, игры с различными жанрами и вариативностью персонажей, которые позволяют сериалам активно взаимодействовать с эмоциональным состоянием зрителя. Отсутствие четкой границы между началом и концом, зрительская привязанность к определенным героям - все это создает плодотворную почву для внедрения социокультурных понятий и ценностных установок. Часто используются сюжетные конструкции, рассчитанные на эффект неожиданности, иллюзию непредсказуемости. Такие конструкции ненавязчиво объясняют правила поведения в обществе, проекты правил, отклонения от правил. Обусловленные идеологией, сериалы позволяет поддерживать имеющиеся в обществе идеологические представления и, отражая их с тем или иным минимальным смещением акцентов, манипулировать этими понятиями.
Если говорить о реалити-шоу, то его основное психологическое воздействие на аудиторию проявляется в эффекте «окна в реальность». Реали-ти-шоу позволяет зрителю погрузиться в жизнь «настоящих» людей, следить за их реакциями на различные ситуации, активно участвовать в их судьбах через голосования. Данный формат передачи обладает высокой степенью иммерсивности, обеспечивает для зрителя постоянное чувство присутствия и участия, но искусственно созданная среда, в которой разворачивается действие, формирует у зрителя искаженное представление о реальности, а вмешательство продюсеров и редактирование сюжетов приводят к формированию у зрителя определенного мнения или убеждения.
Телевизионный спектакль, будучи продуктом культурной и социальной динамики, одновременно влияет на формирование общественного мнения, распространяет новые художественные идеи и формы и стимулирует диалог между различными слоями общества.
Литература
1. Барабаш Н.А. Телевидение и театр: Игры постмодернизма. Изд. стереотип. М.: URSS, 2021. 182 с. ISBN 978-5-9710-8243-9.
2. Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с. ISBN 5-8242-0048-3. 2-е изд., 2004. ISBN 5-8242-0076-9. 3-е изд. М.: Ака-
демический проект, 2010. ISBN 978-5-82911239-4.
3. Бережная М.А. Социальные проблемы в фокусе ТВ: учеб. пос. СПб.: Высш. школа журналистики и мас. коммуник. СПбГУ, 2017. 192 с.
4. Кишанков В.С. Телевизионное искусство: специфика выразительных средств, практика, перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13083 (дата обращения: 25.09.2023).
5. Маклюэн М. Телевидение. Робкий гигант = The Timid Giant // Современные проблемы личности: журнал / пер. Григорьева Аркадьева. М.: Издательство «Искусство», 2001. № 1. С. 138148.
6. Шахляев А. В., Шляхов М.Ю. Телевидение в системе американской пропаганды в период холодной войны // Апробация. 2016. № 10 (49). С.24-25.
7. Bordwell, David. Making Meaning: Inference and Rhetoric in the Interpretation of Cinema. Cambridge: Harvard University Press, 1989.
8. Jenkins, Henry. Rethinking Media Change: The Aesthetics of Transition. Media in transition. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2003. 404 p. ISBN 0-262-20146-1.
TELEVISION PERFORMANCE AS A MIRROR OF SOCIAL CHANGE AND ARTISTIC INNOVATION
Boguslavskaya A.A.
Russian State Institute of Performing Arts
The article examines the study of the development of television from its inception in the 1920s-1930s to the present day. The main attention is paid to the influence of television programs on the formation of the socio-cultural context and mass consciousness, as well as their interaction with literature, theater and other types of art. At the beginning of its development, television programs were closely related to literature, adapting many literary works for the screen. Since the 1950s, television has become a new art form, actively interacting with literature and theater, and at the same time looking for its own individuality, striving to experiment in formats and genres. Television not only passively reflects socio-cultural reality, but also actively influences the formation of public opinion. This tool could be controlled by creating images that further influenced the socio-cultural and political development of society. An important part of the article is the consideration of technological progress in the production of television programs, from the introduction of color broadcasting to the era of digital technologies and the globalization of television. Television performance continues to evolve, adapting to the changing socio-cultural context, technological innovations and the tastes of viewers.
Keywords: television performance, television, social changes, artistic innovations, adaptation of literary works, theater and television, technological progress.
References
1. Barabash N.A. Television and theater: Games of Postmodernism. Ed. type. M.: URSS, 2021. 182 p. ISBN 978-5-97108243-9.
2. Bart R. of Mythology / trans., intro. art. and comment. S.N. Zen-kin. M.: Publishing House named after him. Sabashnikov, 1996. 312 p. ISBN 5-8242-0048-3. 2nd ed., 2004. ISBN 5-82420076-9. 3rd ed. Moscow: Academic Project, 2010. ISBN 9785-8291-1239-4.
3. Berezhnaya M.A. Social problems in the focus of TV: study. settlement of St. Petersburg: Higher School of Journalism and
Mass Communication. St. Petersburg State University, 2017. 192 p.
4. Kyankov V.S. Tlevision art: expressionist methods, practice, perceptives // Modern methods of science and education. 2014. No. 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=13083 (accessed: 09/25/2023).
5. McLuhan M. Television. Timid giant = Timid giant // Modern personality problems: journal / trans. Grigorieva Arkadieva. M.: Publishing House «Art», 2001. No. 1. pp. 138-148.
6. Shakhlyaev A.V., Shlyakhov M.Y. Television in the system of American propaganda during the Cold War // Approbation. 2016. No. 10 (49). pp. 24-25.
7. Bordwell, David. Giving meaning: logical inference and rhetoric in the interpretation of cinema. Cambridge: Harvard University Press, 1989.
8. Jenkins, Henry. Rethinking changes in the media: Aesthetics of the Transition period. Mass media in the transition period. Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2003. 404 p. ISBN 0-26220146-1.