Научная статья на тему 'Телевизионный дискурс и его жанровое разнообразие'

Телевизионный дискурс и его жанровое разнообразие Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8857
830
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телевизионный дискурс и его жанровое разнообразие»

© Е.Г Ларина, 2006

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДИСКУРС И ЕГО ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Е.Г. Ларина

Телевидение сегодня по праву признается ведущим по силе своего воздействия на носителей языка среди других форм масс-медиа. Ни одно из многочисленных достижений научно-технической революции не вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на его развитие столь коренного и всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевидением - «самой популярной формой проведения свободного времени во всем мире»1.

Лингвисты заинтересовались изучением данного социального феномена вслед за политологами, психологами, социологами, журналистами, среди которых наиболее известны имена Ю. Богомолова, И. Бродского, А. Вартанова, В. Вильчека, Г. Кузнецова, С. Муратова, Г. Оганова, А. Юровского. Лингвистические исследования последнего десятилетия (работы И.В. Алещановой, О.В. Гусевой, Б.А. Зильберта, Ю.З. Кантор, А.В. Капишниковой, А.А. Котова, Е.А. Кур-ченковой, Л.М. Майдановой, О.Ю. Найденова, М.А. Ягубовой) посвящены рассмотрению вопросов моделирования массово-коммуникационной деятельности, технологии манипулирования, стратегии воздействия средств массовой коммуникации на массовую аудиторию, анализу подвергается дискурс масс-медиа (как правило, дискурс печатных изданий). Однако телевизионный дискурс остается малоисследованной областью. Исследования, проведенные в этом направлении, носят экспериментальный характер или посвящены специфике незначительного числа телевизионных жанров. Поэтому особый интерес представляет жанровое многообразие современного телевизионного дискурса по тематическому, структурно-композиционному и стилистическому признакам.

Телевизионный дискурс, рассматриваемый нами как телевизионная речь в ситуации

социального взаимодействия телекоммуникатора и телеаудитории, представляет собой макросистему, в которой воплощается коммуникация весьма обширного круга людей, обладающих различными социальными, возрастными, профессиональными, территориальными и культурными характеристиками. Телевизионная речь, позволяющая представить своего рода речевой портрет эпохи, рассматривается нами вслед за О.А. Лаптевой 2 как некоторая весьма сложно организованная совокупность разновидностей, воплощающихся в различных жанрах.

Изучение речевых жанров сегодня - это не столько лингвистическое описание структуры жанров или лексикологическое описание семантики имен речевых жанров в языке, сколько исследование жанров как важнейшего фактора диалогического общения людей 3, следовательно, прагматическое жанроведение рассматривает язык не только в связи с «человеком говорящим», но непременно в диалогическом контексте коммуникативной ситуации, а также - более широко - в контексте национально-речевой, социальной, духовной культуры 4.

Мы классифицируем жанры телевизионного дискурса по тематическому, структурнокомпозиционному и стилистическому признакам вслед за С.Ю. Даниловым, рассматривающим жанр как «речевую единицу, которая воплощает интенциональное состояние, связывающее адресанта и адресата, и строится по тематическим, стилистическим и композиционным канонам, закрепленным в культуре»5. При этом мы признаем, что в рамках одного исследования невозможно, ввиду обширности исследовательского материала и сложности и многогранности культурно-социального феномена - телевизионного дискурса, глубоко и всесторонне выявить все его жанровое многообразие, и полагаем, что разра-

ботанные нами классификации могут быть дополнены.

По тематическому признаку выделяются следующие жанры телевизионного дискурса и их разновидности, рассматриваемые как сложные речевые события: теленовости, телеобзор, фильм на ТВ (художественный фильм, документальный фильм, драма, мелодрама, боевик, комедия, приключения, триллер, ужасы, детектив, эротика), телесериал, телеспектакль, мультипликационный фильм (мультфильм для детей, мультфильм для взрослых), телеинтервью (портретное интервью, тематическое интервью, смешанный тип интервью [портретное + тематическое]), телерасследование, телереклама (политическая, коммерческая, анонс), теледебаты, телешоу (ток-шоу, реалити-шоу, игровое шоу, комедийное шоу), телеигра, телевикторина, телеэкстрим, телепутешествие, телеклуб, телеинструкция, телешоп, телегороскоп, телелотерея, телешкола, музыка на ТВ (музыкальный концерт, музыкальная программа, музыкальный конкурс и т. д.), спорт на ТВ (Олимпийские игры, Чемпионат, Кубок и др.), патриотическая программа, программа о здоровье, научно-популярная программа, пародийно-юмористическая программа, кулинарная программа.

Следует отметить, что многие из появившихся за последнее десятилетие на отечественном ТВ жанров телевизионного дискурса 6, а также существовавшие ранее и видоизмененные в связи с переходом к субъект-субъектному взаимодействию телекоммуникатора и телеаудитории программы 7 являются отражением протекающих и все более углубляющихся и расширяющихся интерактивных процессов на телевидении. Сегодня это не только письмо-заявка телезрителя с просьбой показать тот или иной фильм, исполнить в музыкальной программе любимую песню, найти родственника или знакомого и т. д., это самое активное участие телеаудитории в любом голосовании (ток-шоу, теледебаты, реалити-шоу и т. д.) с помощью телефонной связи (звонок в студию), пультов для голосования в студии или посредством интернет-голосования, это непосредственное участие телезрителя в самом процессе создания передачи: участие в дискуссии, в концерте, в рас-

следовании, в юмористической программе, в процессе приготовления блюд в кулинарной программе и т. п. Конкретный, реальный телезритель впервые в телевизионном дискурсе выступает как активный субъект коммуникации, его личностные характеристики представляют интерес как для телекоммуникатора, так и для зрителя у экрана телевизора и зачастую становятся основой содержания телевизионной программы.

Постепенный переход от традиционного - «одностороннего», монологического типа телекоммуникации к интерактивному - «двустороннему», диалогическому типу, соответственно, расширяет палитру диалогических жанров, противопоставляемых по структурно-композиционному признаку монологическим жанрам 8. К первым из них мы относим следующие жанры телевизионного дискурса: теледебаты, ток-шоу, реалити-шоу, игровое шоу, телеигра, телеинтервью и т. п., в этом случае жанр рассматривается как речевое событие, основанное на использовании, как правило, неподготовленной, спонтанной речи; ко вторым - теленовости, телеобзор, телегороскоп - речевые события, в основе которых лежит подготовленная, неспонтанная речь. Данные признаки (спонтанность, неподготовленность vs. неспонтанность, подготовленность) обусловливают основные структурные различия указанных жанров телевизионного дискурса.

По стилистическому признаку вслед за О.А. Лаптевой 9 мы различаем полярные жанры телевизионного дискурса: дикторское прочтение текста официальной информации, характерное для жанра «теленовостей», и запись скрытой камерой в естественной обстановке общения телекоммуникатора и не предупрежденного об участии в телевизионной передаче человека, например в программе «Скрытая камера» (жанр «пародийно-юмористическая передача»), в детективном ток-шоу «Опасная зона» (жанр «ток-шоу»), в программах жанра «телерасследование» и других. В первом случае жанр воплощается в ситуации речевого общения, основными признаками которого являются официальность и публичность, во втором - неофициальность и разговорность (использование обиходно-бытовой разговорной речи). Остальные жанры по вы-

деленным признакам располагаются посредине этой шкалы.

Исследуя телевизионную речь и анализируя тенденции развития телевизионных жанров и их языкового воплощения, О.А. Лаптева отмечает увеличение и расширение «свободных» жанров и соответственно сокращение «протокольной» части телепередач. Данная тенденция, как справедливо замечает автор, напрямую связана с повышением эффективности воздействия телеречи и «конкретно проявляется в стремительной перестройке стиля телевизионных передач, в бурном росте и возникновении все новых и новых передач «разговорного» жанра... Многие из них идут в прямой эфир, то есть никак не редактируются по языку»10.

В дикторской, неспонтанной речи, характерной для жанров «теленовости», «телегороскоп», «телеобзор», также наблюдаются изменения. Все чаще в этом случае диктор выступает с экрана как человек с собственной позицией и взглядами; допускается быстро-говорение, членение речи не по синтагмам, а по сегментам; оговорки, которые раньше не допускались в речи дикторов, становятся такими же привычными, как в речи других людей; дикторы позволяют себе отступления от написанного текста 11.

Таким образом, по стилистическому признаку выделяются полярные жанры телевизионного дискурса: «публицистические» и «разговорные», но эта поляризация не абсолютна, ибо телевизионный дискурс не статичен, напротив, его характеризует стремление к интерактивности, диалогичности, к равноправному, партнерскому взаимодействию обоих субъектов коммуникативного процесса - телекоммуникатора и телеаудитории. Кроме того, можно говорить лишь о некоторой относительности выделения «разговорных» жанров телевизионного дискурса, поскольку телевизионная речь, в которой наблюдаются элементы разговорности, не становится разговорной речью, а по своему строению напоминает разговорную речь и в целом представляет собой пуб-

личную разновидность устной литературной речи.

Итак, по структурно-композиционному и стилистическому признакам мы выделяем, соответственно, монологические и диалогические, «публицистические» и «разговорные» жанры телевизионного дискурса, каждые из которых обладают рядом особенностей из-за специфики телекоммуникации. Разработанная нами классификация жанров по тематическому признаку открывает значительные перспективы для дальнейших исследований многообразных жанров телевизионного дискурса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Storey J. Cultural Studies and the Study of Populär Culture. Edinburgh, 1998. C. 9.

2 Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. 5-е изд. М., 2003. C. 2, 11.

3 См., напр.: Кожина М.Н. Стиль и жанр: их вариативности, историческая изменчивость и соотношение // Stylistyka VIII. Opole, 1999; Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь, 1998.

4 Дементьев В.В. Коммуникативная генрис-тика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи: Сб. науч. ст. Саратов, 2002. Вып. 3. С. 27.

5 Данилов С.Ю. О канонах внутрижанровой интеракции (на материале речевого жанра «проработка») // Жанры речи: Сб. науч. ст. Саратов, 2002. Вып. 3. С. 218.

6 К их числу мы относим теледебаты, ток-шоу, реалити-шоу, игровое шоу, большинство телеигр и викторины, музыкальный конкурс (например, «Фабрика звезд»), телеинструкция, телешоп, телешкола, телеэкстрим, телерасследование (например, «Жди меня»), кулинарная программа (например, «Кулинарный поединок») и др.

7 Это музыкальная программа, концерт, фильм («Кино по заявкам»), телелотерея, пародийно-юмористическая программа (например, «Сам себе режиссер»), программа о здоровье и др.

8 Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5: Работы 1940-х - начала 1960-х годов. М., 1996. С. 208.

9 Лаптева О.А. Указ. соч. С. 11.

10 Там же. С. 11-12.

11 Там же. С. 14.

168

Е.Г. Ларина. Телевизионный дискурс и его жанровое разнообразие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.