Научная статья на тему 'Телевизионное вещание в социальных сетях'

Телевизионное вещание в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
808
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ТЕЛЕЭФИР / ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КАНАЛ / ВЕЩАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Битков Лев Алексеевич

В статье рассказывается о «младшем брате» традиционного телевещания телевидении социальных сетей. Как близкий родственник телевидение social networks многое унаследовало от «большой журналистики», хотя есть ряд принципиальных отличий. В этом материале акцент сделан именно на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телевизионное вещание в социальных сетях»

inet-технологии в журналистике

Л. А. Битков

ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

В статье рассказывается о «младшем брате» традиционного телевещания - телевидении социальных сетей. Как близкий родственник телевидение social networks многое унаследовало от «большой журналистики», хотя есть ряд принципиальных отличий. В этом материале акцент сделан именно на них.

Ключевые слова: социальные сети, телевидение, Интернет, телеэфир, телевизионный канал, вещание.

До недавнего времени к телевизионному вещанию в социальных сетях, да и к самим социальным сетям в Интернете ученые, бизнесмены и политики относились довольно скептически, пока не стало ясно, что social networks - это мощнейший социальный и рыночный инструмент. По данным на первое полугодие 2010 года пользователями самой популярной западной социальной сети «facebook.com" стали 400 млн людей по всему миру. Самая популярная российская социальная сеть «vkontakte. ru» собрала намного меньше поклонников, но, тем не менее, цифра внушительная - 13,5 млн пользователей1.

Телевизионное вещание в социальных сетях имеет множество принципиальных отличий от традиционного телевещания. Хотя, пожалуй, стоит начать с общего. Если учесть, что большинство телевизионных каналов переходят на цифровые системы и системы нелинейного монтажа (процесс дигитализации), то сегодня в плане производства видеопродуктов различий практически нет. По большому счету, в техническом плане сейчас производство телепрограмм сводится к съемкам, оцифровке и монтажу. Всё это элементарно можно делать в домашних условиях: при помощи любительской цифровой камеры и обычного персонального компьютера. «Дорогую и громоздкую телеаппаратуру теперь реально заменить одним простым и доступным инструментом»2, - сообщают нам создатели «Я-ТВ», новой социальной сети ориентированной на телевидение..

По большому счету, причинами резких различий в контенте традиционного ТВ и ТВ в социальных сетях являются способ, система и процедура передачи данных. В классическом понимании «телеканал» - это электронное средство массовой информации, представляю-

щее собой совокупность телевизионных программ и иных аудиовизуальных сообщений и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения3. Для нас здесь ключевая фраза - это «сформированных в соответствии с сеткой вещания». Т. е. традиционный телеканал представляет собой прямую последовательность телевизионных программ.

У телевидения социальных сетей еще нет четкой и разработанной терминологии. Но, как правило, понятие «канала» резко отличается от традиционного. Чаще всего в социальных сетях ТВ-каналом называется комьюнити (группа, сообщество), где выкладывается медиа-контент. На ресурсах, подобных Youtube, канал - это страничка пользователя. Если говорить упрощенно, в социальных сетях канал - это просто сборник видеороликов. Соответственно, концепция телевещания радикально отличается от традиционного. Если в случае с классическим ТВ мы видим «линейный» эфир (непрерывный поток видеопрограмм скомпонованных в сетке вещания и распределенных по времени), то особенность ТВ в социальных сетях - это дискретность эфира. Как ни странно, здесь верстка эфира больше похожа на верстку газеты. Она сводится к компановке роликов на странице. При этом у пользователя остается право выбора, в какой очередности смотреть материалы. Традиционное ТВ такого права своего зрителя лишает. Хотя, стоит отметить, что из правила есть исключения. Так, например, в русскоязычном интернете недавно появилась видео-ориентированая социальная сеть которую уже упоминали. Она имеет схожую с уоШиЬе архитектуру с одним принципиальным отличием - возможностью прямого эфира. Теперь можно говорить о на-

стоящем личном телевидении. Делать выводы, конечно, рано, но, безусловно, при правильной стратегии развития подобные ресурсы в ближайшем будущем смогут уравнять традиционные ТВ и социальные сети. Уже сейчас социальные сети представляют «серьезную опасность». Как заключили авторы исследования «Never Ending Friending», социальные сети -основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого пользователями в Интернете4.

Хронометраж выпусков телепрограмм в соцсетях как правило не превышает 10 минут. На youtube вообще установлен лимит аплоуда 15 минут. Это связано с тем, что большие по продолжительности передачи будут дольше прогружаться, соответственно можно потерять часть аудитории. Традиционное и кабельное ТВ в хронометраже себя не ограничивает.

То, что в социальных сетях телеканалы создаются на базе комьюнити, напрямую отражается на контенте каналов. Если традиционные теклеканалы, как правило, ищут выходы на широкую аудиторию, то в social networks наблюдается тенденция к сужению специализации и расчету на довольно четкую целевую аудиторию. Чаще всего каналы делятся по тематике (юмор, спорт, видеоигры, кино и т. п.). Встречаются даже каналы-видеодневники, т. е. блоги, где автор рассказывает о событиях своей жизни и делится впечатлениями и мыслями. Ярким примером может послужить http://www. youtube.com/user/ArcaniaGameRu. Этот канал полностью посвящен популярной видеоигре. Что характерно, у каждого ролика на этом ресурсе минимум 3 тысячи просмотров.

Доступность средств производства и размещения ТВ-контента в социальных сетях приводит к дилетантизму. Подавляющее большинство производителей - непрофессионалы и делают, мягко выражаясь, некачественное ТВ. Это как раз тот самый случай, когда в целой бочке дегтя немалыми усилиями приходится искать ложку меда. В социальных сетях крайне сложно найти каналы, достойные внимания. Соответственно, и имидж у таких программ гораздо хуже, чем у традиционных. Отсюда низкая аудитория подобных каналов (предыдущий пример - исключение из правила).

Низкие бюджеты (социальные сети позволили создавать телеканалы с нулевыми бюджетами!) и непрофессионализм приводят к тому, что в таком телевидении акцент с видео-

ряда смещается на смысловую нагрузку медиа-контента и его уникальность. Если традиционный канал, в принципе, может привлечь зрителей качественным изображением, то здесь пользователям неважно КАК показывают, важно - ЧТО показывают. Такое телевидение живет за счет любительских съемок и элементарного монтажа (прямая склейка). Кроме того, создатели каналов в социальных сетях любят злоупотреблять сетевым контентом. Вообще, многие каналы служат только для обмена забавными видеороликами.

Стоит отметить, что на контенте телеканалов в социальных сетях серьезно сказывается отсутствие редактирующего аппарата (в большинстве случаев) и цензуры. Так, например, авторам интернет-роликов практически не знакомо чувство самоцензуры, которое часто мучает журналистов традиционных каналов. Также отсутствие редакторов и корректоров приводит к широкому использованию ненормативной и сленговой лексики. На самом деле такие свободы могут нести много опасностей. Сейчас сетевое телевидение довольно далеко от политики и идеологий, но в один прекрасный момент может очень просто стать инструментом политических игр. Еще хуже, если его начнут применять террористы и экстремисты. Теоретик Интернета Н. Карр пишет: «Я целиком и полностью за блоги. Но я не настолько слеп, чтобы не видеть ограничений и недостатков блогосферы - поверхностности, упора на мнения, а не факты, эхолалию и тенденцию усиливать, а не ослаблять идеологический экстремизм и сегрегацию»5.

Наконец, самое главное отличие. Телеканал в социальной сети почти никогда не живет как самостоятельное СМИ (конечно, всегда есть исключения). Как правило, он является частью конвергентного ресурса, где кроме видеоматериалов выкладываются еще и статьи, и аудиозаписи.

Примечания

1 См.: Computer bild. 2010. № 5. С. 24.

2 URL: http://yatv.ru/ru/about.

3 URL: http://minkomsvjaz.ru/3495/3496/3514/ 2405.shtml.

4 URL: http://mediarevolution.ru/audience/ behavior/730.html.

5 Карр Н. Бездушность Веб 2.0. URL: yees.cd/ audiobooks/fiction/info/56571.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.