УДК 130.2:7.067
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
КАК МАГИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА
ВРЕМЕНИ
Г.Н. ГАМАЛЕЯ
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания
им. М.А. Литовчина
В статье рассматривается воздействие отечественного телевидения на моральный климат существования России, в том числе и культуры, ту важную роль, которую в этом процессе играет консолидирующая деятельность государственных и окологосударственных телеканалов, в результате чего зритель попадает в ловушку магии событий, превращаясь в послушного биосоциального робота. Отвлечься от политических фактов при рассмотрении «коллективного сознания масс», которые находятся под властью великого МАГА - телевидения, не представляется возможным. Скорость саморазрушения зрителей очевидна. Новейшая история России с маниакальным постоянством воспроизводит животрепещущие сюжеты о наполнении магазинов гречкой, мистификации с рублем, вояжи прокуратуры и депутатов по аптекам и вдоль прилавков. Телевидение подарило гражданам новый политический термин - «словесная интервенция». Наконец, опять в студиях появились маги, ворожеи, кудесники, все кружат пассы, дают положительную установку на жизнь, предсказывают будущее. Битва экстрасенсов в разгаре. Страна
напряженно ждет у экрана, когда же произойдет чудо.
Ключевые слова: ловушка времени, магия событий, климат существования, консолидирующая деятельность, государственные телеканалы, биосоциальный робот, чудо.
Магия - смысловая заряженность некой идеей, которая разряжается в виде крупных событий в действии [7, с.50 ].
Современное отечественное телевидение уже второе десятилетие, переформатирует пространство культуры в мир симуляции идей инобытия, конструирует новую реальность в мире иллюзий. Когда-то, около 150 лет назад Ф.М. Достоевский прозрел повторяемость в истории России одних и тех же ситуаций, вечное и неизменное состояние духа. Описывая духовную ситуацию в России 1860-х-1870-х годов, он констатировал: «...Нынешнее время - это время золотой средины и бесчувствия, страсти к невежеству, лени, неспособности к делу и потребности всего готового. Никто не задумывается, редко, кто выжил бы себе идею... Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России; все живут только бы с них достало.» [4, С.158].
В последние годы резко меняется моральный климат существования России, в том числе и культуры. Приблизилась европейская экономическая и культурная системы ценностей, но мы не сумели перенять уважение к законам, правам человека и построить разумную экономику. Единственное, что мы приняли безоглядно - культурные ориентиры. Наша духовная жизнь стала приземленной, пустой, бескрылой. Очень скоро страна, получившая такую свободу, оказалась в глубочайшем кризисе. В 1990-е годы Сергей
Аверинцев как-то сказал: что нам всем дали свободу говорить, что хочешь; ворам - воровать; убийцам - убивать.
Мне кажется, что непоследнюю роль в этом процессе играет консолидирующая деятельность государственных и окологосударственных телеканалов. Телевидение живо рисует не то, что мы знаем о повседневной жизни, а пытается вовлечь зрителя в толщу незнаемого, в бытийную толщу «видимого», которую следует знать и переживать, а не созерцать, чем автоматически запускает механизм «случайной памяти». Все определяется интенсивностью переживания. Зритель, видя картинки боев, раненых, беженцев, слыша знакомые слова «фашисты», «бендеровцы», оккупация, беженцы, голод и пр., легко переходит из настоящего в прошлое и наоборот. Здесь вроде нет истории жизни, все только события. Совершается показанное в пространстве «карты» - юго-восток Украины. И между тем дети, старики, зрители и сами журналисты - все, кто оказывается в кадре, попадают в ловушку магии событий. Телевидение - оптический инструмент, с помощью которого можно приблизить прошедшие переживания или продлить расстояние, отделяющее зрителей от истории. А в кадре каждый рассказывает свою историю, которая длится ровно столько, сколько длится время вспоминающего или свидетеля события. Журналисты в кадре создают особую, взволнованно-чувственную атмосферу поддерживающим тоном искренности и естественности при рассказе с места событий.
Нашим современникам телевидение круглосуточно внушает мысль о настоящем - через обманки прогресса, культурными, таинственными, мистическими и романтическими сюжетами, как особыми достижениями великой России. Восхваление прошлого, игнорирование истории внушает по отношению к настоящему безграничный оптимизм по отношению к будущему у одной части населения и крайний пессимизм у другой. В России не любят середины. Богатых и сильных поневоле уважают.
Извечна ненависть поляризированного общества к любому центризму. «Культура - не цель, а средство, «средний путь», вне которого нельзя выйти из времени в вечность, сохранив человечность. В этом, и только в этом, ценность и смысл культуры», - писал Н.А. Бердяев [1, С.54].
Сейчас не нужны никакие мотивации - все на чистых эмоциях. Злоба очищается от всяких рациональных примесей и направляется на своих сограждан и на братский народ. Безграничный цинизм и деньги становятся государственным трендом. Симптоматично, что человеком года (2014), естественно, кроме Президента, Патриарха, Кадырова, Михалкова стал режиссер В. Хотиненко за телесериал «Бесы». Он прошел по телеэкранам тихо и незаметно. Зритель его не оценил, смотрел мало. Скучная история, потому что она давно уже в жизни - эпоха «глупой воли». Все играет, горячит кровь, мутит разум. Та же горячка, то же безумие, тот же немыслимый цинизм, то же отсутствие эстетической оценки при утрате уважения к закону и безудержная спекуляция.
Знания рассеиваются по разным направлениям, будто происходит игра в слова. Тишина изгнана с экранов. На них или говорящая голова, или война, или безумие сплошных танцев, плоского юмора и громкоголосых песен. Это принудительное веселье -сущность современной коммуникации - непрерывно фиксирует бесконечный сценарий, избавляющий зрителя от пустоты. Образ человека, сидящего и говорящего перед экраном, экзальтированного, кричащего и аплодирующего зала, созерцающих и приникших к экранам миллионов голов когда-нибудь будет образцом антропологии начала XXI века. «Процесс социального распада - болезнь, быстро прогрессирующая. Его можно сравнить с отчаянной скачкой, когда всадник не в силах справиться с лошадью, закусившей удила», - заметил А. Тойнби [9, С.476].
Так уже было в начале XX века, так происходит и в конце XX -начале XX1 века. Каждый раз, людям морочат головы солнечной
перспективой «вечного благоденствия», которое откроют новая техника и новые технологии. И все это во время разрушительных кризисов, затрагивающих большинство культур и цивилизаций и постепенно превращающих человека в послушного биосоциального робота.
Сегодня знаки, действия, вещи освободились от своих идей и концепций, от своей сущности, от происхождения и назначения. Все хаотично функционирует, когда смысл давно исчез, и все происходит при безразличии к содержанию - главное рейтинг. Современное состояние российского общества, в котором веками отторгалась экономика и право, характеризуется низким уровнем мышления и отсутствием культуры диалога. Именно мышление и культура были признаны ненужными и чуждыми, а логика и риторика были изъяты из курсов обучения сразу после победы большевиков. Это не только и не столько проблемы образования, такова стратегия работы с поколениями будущего, которые будут обязаны уметь работать в рамках культуры компромисса «как объединения всех без подавления», равно как и воспитания уважения к личности и собственности.
Сегодня много границ разделяющих человечество, помимо государственных, религиозных, идеологических, национальных, существует еще одна (поверх всех) граница - пространство культуры. Это зона интернациональная, менее агрессивная, хоть и с конфликтами, но конфликты эти никогда не приводили к кровопролитию или к войне. У культуры нет политической платформы - она существует и существовала в самых жестоких условиях и временах. В ленинградскую блокаду звучала музыка великого Шостаковича. Умирающие с голода художники рисовали жизнь для истории неупавшего на колени города. Культура всегда поверх границ, разделяющих человечество. Страна, лишающая себя культуры, истребляющая ее, не имеет будущего.
Телевизор в России - главный инструмент власти. Главный аналитик, информатор, пропагандист, агитатор, организатор масс, транслятор вкуса и культуры, великий мистификатор - это куда важнее социального, это -«сверхотношения, приводимые в движение техникой социального... Социальное по своей сути - мечта, миф, утопия, форма, которой присущи конфликты, противоречия, страстность...», - писал Ж. Бодрияр [2, С.20].
Но посмотрим на отечественные телевизионные программы. Они «давно пробурили плинтус. Это удивительный эксперимент над страной. На этом уровне не только современные технологии, гражданские и военные, развивать нельзя, на этом уровне скоро нельзя будет и хлеб завезти в булочные», - писал Глеб Павловский, основатель и директор Фонда эффективной политики, многие годы поставлявший политические идеи и смыслы высшему руководству страны, говоря о психологии принятия решений, об архипелаге «Останкино», о политтехнологах и о том, почему кризисы выходят из-под контроля.
«Порошенко должен победить.
Путин должен победить.
Новороссия должна победить.
И Обама должен победить как-то,
Но если все должны победить,
То кто за это заплатит?»
Он задает публично вопросы, на которые до сих пор не получено внятных ответов.
«Во имя, каких высоких целей российское руководство ввязалось в международную авантюру с такими тяжелыми последствиями для страны? Что движет руководством страны, когда принимаются такие рискованные решения без консультаций с обществом или хотя бы с экспертным сообществом?» - спрашивает политолог [8, С.3).
Эти вопросы волнуют общество сегодня, но власть всегда намного больше власти, в истории нет примеров, чтобы власть в полной безответственности не саморазрушалась. Архипелаг «Останкино» культивирует имперские амбиции, национализм, мнимое превосходство, агрессию и утрату реальности. Если мы не победим в себе агрессивность и не научимся договариваться, то мы как человеческий вид можем перестать существовать - это тоже опыт истории человечества.
Так устроен мир - современная действительность оказывает огромное влияние на картины прошлого, при этом, если новые повороты жизни помогают лучше понять историю, то можно радоваться влиянию современности и, безусловно, будет польза для понимания социального мира и потребностей общества, которые волнуют современников. Но если дела минувших дней превращаются в современную игру ума в прагматических интересах другого времени, «опрокинутых в прошлое», то польза от этого сомнительна, о чем свидетельствует философская мифология ХХ века. «.Убежденность в вечности «своего» народа или его культуры - одна из универсальных иллюзий, которую культура формирует у своих носителей», и никто не понимает, что «для трансформации культуры, критически неадекватной вызовам времени, придется ломать старую систему норм и ценностей. Иначе - уход российской цивилизации с исторической арены» [11, с.18-20].
Сегодня забывают, что все мифы оканчиваются там, где возникает вопрос об истине, или не знают, что миф имеет своим содержанием мысль. Мифы - основа культуры. Жизнь - это всегда спор прошлого с будущим. Мы, к сожалению, не всегда можем понять, чем для нас должно быть прошлое, - живым организмом или антиквариатом. Сегодняшнее состояние культуры мы не видим целым и органичным пластом - она пестрит рваной клочко-ватостью. Она очень эклектична. Мне кажется, мы живем сейчас
настолько напряженно, что большая часть народа осталась в стороне от сегодняшней культуры.
Организации, созданные эпохой капитализма, вызвали переворот в образе жизни народов, обернувшийся распадом устоявшихся общественных связей, стихийным сознанием времени, социальным мифотворчеством, породив самые реакционные движения нашего времени. Здесь существует своя логика - только реакционные политические силы могут быть заинтересованы в системе массового обмана и самообмана. Под знаками этой мифологии пришли к власти Гитлер и Муссолини, под знаком мифотворчества в настоящее время власти борются с демократией, либералами и консерваторами. Цинизм, жестокость и ксенофобия стали социальной нормой.
Люди «подсажены» на телевидение. Этот абсурдистский молох довел общество до состояния легкой невменяемости. Самый актуальный жанр отечественного ТВ - «Так говорил Путин». Ведущие бесконечно освежают высказывания президента, находя все новые трактовки сказанному. Давно уже произошла «ауртиза-ция» первого Лица или Сверхлица. Недавно России и миру была торжественно представлена еще одна ипостась Президента. Он выступил в качестве соавтора драматурга и в главной роли нового документального фильма «Крым. Путь на Родину». Герой был очень сдержан, но мужественно поведал зрителям то, что год отрицал: о героических военных, об участии в спасении В. Янукови-ча и о главном - возможности применения ядерного оружия.
Новейшая история России с маниакальным постоянством воспроизводит животрепещущие сюжеты о наполнении магазинов гречкой, мистификации с рублем, вояжи прокуратуры и депутатов по аптекам и вдоль прилавков. Телевидение подарило гражданам новый политический термин - «словесная интервенция». Наконец, опять в студиях появились маги, ворожеи, кудесники, все кружат пассы, дают положительную установку на жизнь, предска-
зывают будущее. Битва экстрасенсов в разгаре. Страна напряженно ждет у экрана, когда же произойдет чудо. Но чудо в секунде от каждого. Клик пультом - и почти на всех каналах лихо пляшут, подбирают женихов и невест, поют от мала до велика, варят всяческую еду и... все это - великая Россия.
Одно неизменно и немного портит благостную картину - сообщения из Новороссии. Война (на экране) немного притихла, пушки до конца не замолчали, а военная техника движется в оба конца Украины. Мир шаток, противоречив и условен. Отвлечься от политических фактов при рассмотрении «коллективного сознания масс», которые находятся под властью великого МАГА - телевидения, не представляется возможным. Скорость саморазрушения зрителей очевидна. Статистика, приведенная в статье Вячеслава Костикова «В лабиринтах счастья», рисует очень тревожную картину. По числу убийств мы занимаем 2-е место в Европе, по количеству разводов - 1-е, по самоубийствам - 3-е (это показатель депрессии). От жестокости родителей (в большинстве, связанной с бедностью и пьянством) страдает ежегодно 2 млн. детей, 50 тысяч подростков убегает из дома, а население ностальгирует по советскому образу жизни, требуя от власти вернуть величие СССР, Аляску, Сталина и Дзержинского [5, С. 4-5].
Власть, похоже, заигралась в эти игры. Желание ежеутреннего пения гимна, возвращения готовности к труду и обороне (норм ГТО), бесконечный показ по большинству телеканалов фильмов о подвигах милиции, чекистов, разведчиков и счастливой жизни в советское время активизируют жизненные иллюзии. Пропаганда проще и дешевле, чем организация жизни и работы, строительства поликлиник, больниц и детских садов. Похоже, с этим сегодня власть не справляется. Проще и дешевле перейти на режим регулярного включения граждан в военные сводки наступлений, «котлов», местонахождения врагов, обнаружения отщепенцев, шпионов, черпая вдохновение от показа старых фильмов о Ве-
ликой Отечественной войне, в песнях о победе, многотысячных праздников в Москве и по России под названием «Крым наш!». Похоже, победа в Крыму уравнялась с победой в Отечественной войне 1941-1945 годов и взятием Берлина. События, пропущенные через экран телевидения, показали, а мы обнаружили, что произошло с людьми, как устроена наша реальность, получили страшные знания о себе самих, своем обществе, об Украине и об опасности войны. «Москва стала генератором управляемой русофобии», с горечью писал Г. Павловский [8, С.4]
Социолог, руководитель социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон в статье «Новой газеты» под название «Нельзя кричать: "Россия - ты сдурела!"», отмечает новое явление в массовом сознании - двоемыслие и возможность существования общества с двоящимся сознанием. «В опросах люди говорят, что хотят поддерживать хорошие отношения с Европейским союзом и Соединенными Штатами. Но при этом на вопрос «Есть ли у России враги?» - 84% отвечают, что да, и среди врагов на первых местах США и ЕС. Идет вращение одной системы ценностей внутри другой, притом обе друг другу яростно противоречат. Это противоречие сопровождает всю нашу историю, просто сейчас оно приняло формы, которых не принимало никогда, - в этом смысле ситуация историческая» [6, С.8].
Симптомы нравственной болезни, которой так тяжело болеет Россия и не замечает в ее маниакальных поисках исключительно простых решений, отмечал опять же Ф.М.Достоевский: «Эта удовлетворенность наша простейшим, малым, ничтожным, по меньшей мере, поразительна... Какая прямолинейность, какая скорая удовлетворенность мелким и ничтожным на слово, какая всеобщая стремительность поскорее успокоиться, произнести приговор, чтоб уж не заботиться больше, и - поверьте, это чрезвычайно еще долго у нас простоит» [2, С.89].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / Н.А. Бердяев. - М., 1918.
2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - М., 2006.
3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский // Собр. соч.: в 9 т. / Ф.М. Достоевский. - М., 2004. Т. 9, кн.1.
4. Достоевский Ф.М. Подросток. Роман / Ф.М. Достоевский. -М., 2004.
5. Костиков В. В лабиринтах счастья / В. Костиков // АИФ. -2015. - №9.
6. Левинсон А. Нельзя кричать: «Россия сдурела» / А. Левинсон // Новая газета. - 2011. - №125.
7. Лосев А.Ф. Вещь и имя / А.Ф. Лосев. - М., 2008.
8. Павловский Г. Если все должны победить, то кто за все это заплатит? / Г. Павловский // Новая газета. - 2014. - №101.
9. Тойнби А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби. - М., 1991.
10. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: в 2-х т. / Г.П. Федотов. - СПб., 1991. - Т.1.
11. Яковенко И. Образование новой России / И. Яковенко. // Новая газета. - 2012. - №29.
TELEVISION AS MAGICAL TIME TRAP
G.N. GAMALEYA Humanities Institute of Television and Radio Broadcasting named after M. A. Litovchin
The article examines the domestic impact of television on the moral climate of Russia's existence, the important role in this process, played by the consolidating activity of the channels. It seems impossible to distract from the political facts, when considering the collective consciousness of the masses" under the rule of the great MAGICIAN—Television. In the studio—sorcerers and magicians give positive statements of attitude to life, predict future. In tension, the country is waiting for the miracle to happen on the screen.
Keywords: time trap, magic events, the climate of existence, consolidating activities, state TV channels, biosocial robot.
LIST OF REFERENCES:
1. Berdyaev N. A. Sudba Rossii. Opity po psihologii woiny i nazionalnosti.[Fate of Russia. Experiments on psychology of war and nationality] / N. A. Berdyaev. - M, 1918. (In Russ.)
2. Boudrillard J. Prozrachnost zla [The Transparency of Evil] / J. Boudrillard. - M, 2006. (In Russ.)
3. Dostoyevsky F.M. Dnevnik pisatelia. [Writer's Diary] / F.M. Dostoyevsky - M, 2004. v. 9, book 1. (In Russ.)
4. Dostoyevsky F.M. Podrostok.[Teenager. Novel]/F.M. Dostoyevsky. - M, 2004. (In Russ.)
5. Kostikov V. V labirintah schastja. [In happiness labyrinths] / V. Kostikov//AIF. - 2015. - No. 9. (In Russ.)
6. Levinson A. Nelzya krichat': «Rossia sdurela» [You mustn't shout: "Russia is mad"]/A. Levinson//Novaya [The New] newspaper. - 2011.
- No. 125. (In Russ.)
7. Losev A.F. Veshch i imya. [Thing and name] / A.F. Losev. - M, 2008. (In Russ.)
8. Pavlovsky G. Esli vse doljny pobedit, to kto za vse eto zaplatit? [If all have to win who will pay for all this?] / G. Pavlovsky//Novaya [The New] newspaper. - 2014. - No. 101. (In Russ.)
9. Toynbee A.J. Postijenie istorii [Comprehension of history] / A.J. Toynbee. - M, 1991. (In Russ.)
10. Fedotov G. P. Sudba I grehi Rossii: v 2 t. [Fate and sins of Russia: in 2 v.] / G. P. Fedotov. - SPb., 1991. - T.1. (In Russ.)
11. Yakovenko I. Obrazovanie novojRossii. [Formation of new Russia] / I. Yakovenko.//New newspaper. - 2012. - No. 29. (In Russ.)