ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.923.2
Г. В. Жарков
ТЕЛЕСНОСТЬ В СТРУКТУРЕ СУБКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (на примере провинциальных групп футбольных фанатов)
Статья посвящена обобщению результатов психологического исследования телесности субкультурной группы футбольных фанатов, проживающих во Владимирской области. Выделяются основные специфические характеристики этой телесности: ее рискованный характер, осознанная конфликтность «нормативной» и «фанатской» телесности у конкретных представителей субкультуры, переходящая в «карнавальный характер телесности», а также связь такого типа телесности с феноменом «отложенного взросления». Выдвигаются гипотезы о связи субкультурного типа телесности с конкретными видами девиантного поведения, характерного для футбольных фанатов.
Телесность, молодежные субкультуры, карнавальная телесность, отложенное взросление.
The article is devoted to the synthesis of the results of psychological research of corporeality of a subcultural group of soccer fans living in Vladimir region. The main features of the corporeality are highlightened: its speculative nature, the conscious conflict of "normative" and "fan" corporeality of a particular representative of the subculture turning into "carnival nature of corporeality," as well as this type of relationship with the phenomenon of "delayed maturation". There are hypotheses on the relationship of subcultural type of corporeality with specific types of deviant behavior, typical of football fans.
Corporeality, youth subcultures, Carnival corporeality, delayed maturation.
В последние годы в отечественную психологию и педагогику вернулся интерес к феноменологическому изучению различных субкультурных групп. Во многом это связано с возросшей опасностью действий, как для самих членов таких групп, так и для общественного порядка в целом. В связи с этим возникает необходимость выработки эффективных механизмов психологического воздействия на членов групп и восстановления продуктивных связей между отдельными субкультурами и «большим» обществом.
Одной из субкультурных групп, вызывающих наиболее пристальное внимание общества, являются так называемые футбольные фанаты. Фанатами называют сплоченные группировки «активных» болельщиков того или иного футбольного клуба, обладающих всеми специфическими признаками сплоченного закрытого сообщества: жесткой структурированностью, активной деятельностью внутри группировки, декларируемой системой ценностей, а также такими типичными признаками субкультуры, как: наличие специфических внешних особенностей, ритуалов, in-group и out-group стереотипов, идентификаций.
Такое внимание к данной субкультурной группе обуславливается, на наш взгляд, следующими факторами.
1. Высокой распространенностью данной субкультуры, которая представлена во всех типах поселений и включает в себя представителей самых разных этнических, социальных и возрастных групп [3].
2. Относительной четкостью и простотой выделения данной субкультурной группы, «яркостью» ее субкультурных признаков [1, с. 4].
3. Высокой степенью организованности «фанат-
ского» сообщества, которая позволяет организовывать акции, имеющие сильный общественный резонанс [5].
4. Высокой криминогенностью данной субкультуры, которая позволяет некоторым авторам даже выделять «фанатские» преступления в особую криминологическую группу [3].
На сегодняшний день в отечественной научной литературе имеется немалое количество работ, посвященных субкультуре отечественных футбольных фанатов. Однако следует отметить, что литература по-прежнему имеет в основном социологический и антропологический характер и, по большей части, представляет собой попытки монографического описания данной субкультуры. Это делает актуальным рассмотрение некоторых конкретных психологических феноменов [1], [2].
Кроме того, имеющаяся психологическая литература посвящена, главным образом, социально-психологической феноменологии субкультурных группировок, в то время, как мы решили сосредоточиться на исследовании личностных феноменов представителей данной субкультуры [5], [6]. Необходимо сказать о том, что большая часть имеющейся литературы содержит в себе более или менее полемические оценочные суждения, что, во многом, объясняется «внутренним» происхождением большинства текстов. Наше исследование проводилось как заведомо «внешнее» - в своем описании мы последовательно старались избегать как позитивных, так и негативных оценок выявленных явлений [1], [3, с. 5].
Данное исследование проводилось в городах Владимирской области, где нет своей команды высшей лиги. Это позволило оценить психологические особенности представителей «периферийных» фа-
натских группировок, которые еще не были объектами внимания исследователей. Полевой этап изучения для повышения валидности проводился студентами вузов области, не относящих себя к фанатским группировкам, но имеющих среди их членов прочные дружеские связи.
В качестве объекта исследования выступили три возрастные группы футбольных фанатов: две из них относились к младшему юношескому возрасту, одна к его началу (43 человека, 32 юноши и 12 девушек, средний возраст - 17,1 ± 0,9 лет, все участники группы были старше 16 лет), вторая - к окончанию (53 человека, 36 юношей и 17 девушек, средний возраст 22,7 ± 2,4 года). Третью группу составили взрослые люди в возрасте 33 - 38 лет - 19 человек, в том числе 15 мужчин и 4 женщины. В качестве контрольных выступали две группы, уравненные с исследуемой по возрасту, полу и основным социодемографическим показателям. Это группа спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта на регулярной основе (юноши - футболисты, девушки - разными видами спорта ввиду отсутствия в области женского футбола) и случайная выборка лиц, не относящих себя ни к одной из субкультур.
Подобный состав позволил нам отказаться от достаточно распространенной в имеющейся литературе тенденции оценивать фанатские группы как исключительно подростковые. Мы отказались от идеи, упрощенно трактующей выявляемые феномены как признаки нормативного возрастного кризиса.
Выделим критерии отнесения того или иного респондента к группе фанатов.
1. Самоопределение респондента себя как фаната того или иного футбольного клуба (всего в исследовательскую выборку вошли фанаты 5 футбольных клубов - трех российских, в том числе двух иногородних из высшей лиги и одного местного из первой и двух зарубежных).
2. Оценка тех или иных изменений в деятельности клуба (результаты игр, переходы игроков, участие или неучастие в тех или иных турнирах и т.д.)
3. Деятельное участие в событиях, происходящих в фанатском сообществе (участие в просмотрах матчей, обсуждение клубных событий, выезды на матчи соответствующей команды, конфликты с представителями фанатских сообществ других клубов). Необходимо отметить, что в связи с социальнодемографическими особенностями выборки опыт «активного боления» с выездами на матчи соответствующих команд имели соответственно только 13,9 % респондентов из первой группы, 28,3 % - из второй и 36,8 % - из третьей.
4. Наличие той или иной фанатской атрибутики, знание и участие в тех или иных фанатских ритуалов и т. д.
Предмет исследования - изучение специфических характеристик телесности представителей фанатских групп. Это связано с тем, что на пилотажном этапе работы именно телесная феноменология была выдвинута участниками на первое место по важности в качестве элемента идентификации участника с группой.
Телесность понимается нами в русле отечественной психологической школы исследований как единство внутреннего образа тела, его чувственнодвигательного выражения и их внешней экстериори-зацией в тех или иных символических формах.
Исследование проводилось на двух уровнях: количественном (с применением формализованных диагностических методик) и качественном (основным методом исследования было полуструктуриро-ваное интервью, а так же рисуночные методики).
Основные результаты
По результатам теста Куна-Маркпартленда было установлено, что фанатов объединяет со спортсменами доля самоопределений, относящихся к своему физическому Я, в то время как в условно-нормативной группе количество таких ответов значимо ниже (значимость различий на уровне р = 0,01).
В результате исследования не было выявлено особенностей образа тела у представителей фанатских групп по сравнению с условно-нормативными выборками соответствующего возраста (спортсмены значимо отличались ценностным отношением к собственному телу, более полным и детальным знанием о нем). При этом представители обеих «неспортивных» групп в равной степени принимают свое тело и не желают его усовершенствовать.
Весьма неожиданной для нас характеристикой фанатской телесности стало отсутствие во всех возрастных фанатских группах идентификации с телесностью ведущих игроков тех команд, за которых они «болеют». Парадоксальным образом это повлияло на толерантность подавляющего большинства членов фанатских групп (71,4; 72,8 и 77,3 %, внутренние различия не значимы) к телесности игроков с отличными от большинства фанатов расовыми и физическими характеристиками. Типичным высказыванием на эту тему в интервью было: «Главное, чтобы был настоящим мужиком, и неважно, русский он, кавказец или бразилец» (при условии, что он играет за «правильную» команду).
Отсюда следует следующая важнейшая характеристика фанатского тела - его маскулинность. При этом фанаты склонны положительно оценивать даже такие характеристики маскулинности, как: оволосение на ногах, подмышках и груди; пот; синяки, шрамы и ссадины как символы «настоящей работы». С другой стороны, неприятие владимирскими фанатами Д. Бэкхема и некоторых других игроков обосновывалось их «гламурностью», искусственностью, пользованием косметикой и т.п. По результатам теста С. Бем фанаты показали значимо более высокие показатели маскулинности, чем спортсмены-футболисты (как юноши, так и девушки р = 0,05).
Весьма значимым для понимания телесности футбольных фанатов стало выявленное рассогласование двух образов собственного тела - обыденного, нормативного, социально-одобряемого и собственно фанатского. Одним из основных мотивов участия в фанатском движении для всех участников исследованных групп была необходимость «расслабиться», отказаться от дресс-кода, самовыразиться во времен-
ных телесных модификациях (головные уборы, рисунки по телу, обнажение). Наконец, знаменитые «кричалки» и «вувузелы», употребление спиртных напитков, прежде всего, пива, оказались для фанатов способом противопоставить свое субкультурное эмоционально-окрашенное движение скованности, ограниченности, невыразительности «нормативной» культуры (типичным проявлением этого является, например, типичный фанатский жест - снимания, задирания, разрывания майки). Таким образом, фанатская телесность приобретает черты телесности карнавальной - осознанно перевернутой, с акцентом на демонстративной сексуальности, телесный низ, физиологические проявления. Рано или поздно это приводит к развитию таких форм деструктивного поведения, как агрессия и вандализм, которые, как известно, также являются типичными формами карнавального поведения.
Еще одной важной особенностью фанатской телесности является ее фактическая вневозрастность. Фанатская символика либо полностью лишена возрастных признаков, либо в ней наличествует инфантильный элемент (именно так оценивают фанаты средней и старших возрастных групп майки с фамилией любимого игрока, «кричалки», головные уборы и т.п.) Таким образом, переход из «нормативного» тела в фанатское становится для человека либо способом оградиться, либо отказаться от взрослости с ее социальностью и ответственностью, формой «откладывания взросления». Это также способствует деструктивным формам поведения: «Если я веду себя как малолетка, то ощущаю (выделено нами. - Г.Ж.), что мне ничего не будет».
Наконец, для представителей фанатских групп характерно ощущение депревированности прямых телесных контактов. Желаемая психологическая дистанция у них значимо меньше, чем в контрольных группах (р = 0,01).
Выявленная нами картина фанатской телесности позволяет сделать следующие выводы:
1. Определенный тип телесности является важнейшей характеристикой субкультуры, а невозможность реализовать собственный тип телесности в обычном социальном окружении и обыденной соци-
альной действительности - важнейшим фактором, «выталкивающим» личность в субкультуру.
2. Любые попытки нормализовать проявления телесности, характерные для членов фанатских группировок, способны только, с одной стороны, снизить их ценность для участников и направить их поиск самовыражения в еще более радикальное русло, а с другой - вызвать острые деструктивные протестные реакции.
3. Криминальные формы самореализации телесности футбольных фанатов во многом провоцируются деятельностью служб, отвечающих за безопасность на футбольных мероприятиях. Поэтому подготовка сотрудников этих служб должна включать в себя изучение особенностей психологии представителей фанатских групп, в том числе их телесной репрезентации.
4. Основным направлением психологического сопровождения представителей фанатских группировок могут быть тренинги личностного роста, обеспечивающие формирование черт зрелой личности.
Литература
1. Илле, А. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов / А. Илле // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. - СПб., 1999. - С. 154 - 173.
2. Козлова, B.C. «ФАНЫ»: феномен околоспортивнои толпы / В.С. Козлова. - М. - Смоленск, 2000.
3. Мейтин, А.А. Преступления футбольных болельщиков (криминол. характеристика и их предупреждение) / А.А. Мейтин. - М., 2005.
4. Платова, Е. Феномен подросткового фанатизма -футбольные фанаты / Е. Платова // Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации образования: тезисы конференции. - М., 2003. - С. 39 - 53.
5. Салахетдинов, Э.Р. Личностные характеристики футбольных фанатов в молодежной околоспортивной субкультуре: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Э.Р. Салахетдинов. - М., 2008.
6. Скворцова, Е.В. Психосоциальные характеристики футбольных фанатов как субъектов глобализационного сообщества / Е.В. Скворцова // Экспериментальная психология. - 2011. - № 2. - С. 79 - 87.
УДК 159.9:316.647.5
Р.А. Кутбиддинова
Научный руководитель: кандидат психологических наук, профессор А.А. Еромасова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
В статье освещаются результаты, полученные в ходе экспериментального исследования по изучению уровня развития межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов-психологов. Устанавливается и раскрывается взаимосвязь между показателями межэтнической толерантности и коммуникативной компетентности студентов.
Межэтническая толерантность, компетентностный подход, коммуникативная компетентность, студенческий возраст, студенты педагоги-психологи, корреляционная связь.