Научная статья на тему 'Социально-психологическая характеристика и деструктивный потенциал группировок фанатов российских футбольных клубов'

Социально-психологическая характеристика и деструктивный потенциал группировок фанатов российских футбольных клубов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
945
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ХУЛИГАНСКИЕ ГРУППИРОВКИ / ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ / ФУТБОЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / БОЛЕЛЬЩИКИ / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / HOOLIGAN GROUPS / FOOTBALL FANS / FOOTBALL MOVEMENT / SUPPORTERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Берно-беллекур Игорь Валентинович

В статье приведены результаты исследования группировок фанатов 37 российских футбольных клубов. Выделены структура и характерные особенности наиболее многочисленных из них. Выявлено, что деструктивное поведение присуще членам группировок «футбольных хулиганов». Описана структура их бойцовских групп (фирм), дана характеристика лидеров, бойцов, скаутов. Изложены способы организации драк между фанатами различных футбольных клубов и охарактеризованы взаимоотношения между противоборствующими сторонами. Проанализировано поведение участников драк в зависимости от взаимоотношения противников. Рассмотрены особенности освещения акций футбольных фанатов в средствах массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological characteristics and destructive potential of football fan groups of Russian football clubs

Football fan groups of 37 Russian football clubs have been analyzed. Football fans, hooligans and kuzmiches (not genuine fans) are distinguished in the movement structure. Distinctive characteristics of representatives of these groups are studied: age, number, dominance, behavior at and out of matches, appearance and symbols, music preferences. Destructive behavior has been shown to be a characteristic of hooligans. Hooligan groups existing in Russia and their structure are studied. Th e structure of rioter groups (fi rms) is described; leaders, rioters, and scouts are characterized. Methods of fi ghts organization by football club fans and relationship between adversarial fans are presented. A battlefi eld position depending on adversaries relationship is analyzed. Features of media coverage of football fans actions are studied.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая характеристика и деструктивный потенциал группировок фанатов российских футбольных клубов»

И. В. Берно-Беллекур

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ДЕСТРУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГРУППИРОВОК ФАНАТОВ РОССИЙСКИХ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ

За минувшие сто лет в результате различных происшествий, связанных с проведением футбольных матчей, погибли около шести тысяч и получили ранения свыше семи тысяч человек1.

Первая дошедшая до нас информация о столкновении в Антиохии болельщиков спортивных команд (венетов с прасинами) относится к 39 г. н. э.

Футбол и движение футбольных фанатов зародились в Англии. В портовых городах Туманного Альбиона 80 % рабочих в свободное от монотонной работы время посещали футбольные матчи. Английский футбол знаком с инцидентами, связанными с беспорядками, начиная с XIV в., когда поклонники и игроки команд после завершения матча доказывали друг другу свою силу с помощью кулаков и подручных средств2.

С конца 50-х гг. XX в. английские болельщики стали практиковать выезды. В Ливерпуле Уолтер Спенсер основал первый фан-клуб. С этого времени более половины матчей с участием англичан заканчивались массовыми беспорядками. Д. Бримсон отмечает, что зачастую из одного города в другой с четко определенной целью — выявить сильнейшего — выезжали от 400 до 7000 человек болельщиков3.

В конце 70-х гг. XX в. поведению английских фанатов стали подражать болельщики других европейских стран. Этому способствовала активная «выездная» политика фан-клуба «Ливерпуль». В 1985 г. английские клубы были отстранены от участия в европейских клубных турнирах из-за поведения фанатов «Ливерпуля» перед финалом кубка УЕФА на стадионе Хейсел в Барселоне. Поведение фанатов «Ливерпуля» стало причиной паники среди соперничающих фанатов «Ювентуса», привело к обвалу стены и смерти 39 человек4.

Европейские государства, обеспокоенные насилием и хулиганскими действиями зрителей во время спортивных мероприятий, а также вытекающими из этого последствиями, заключили 19 августа 1985 г. в Страсбурге Европейскую конвенцию «О предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей» (ETS N 120), ратифицированную Российской Федерацией 12 февраля 1991 г.5 Согласно конвенции, стороны обязались принимать меры, направленные на предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей, а также учитывать факторы, способные вызвать вспышки насилия со стороны спортсменов или зрителей.

В результате научного исследования, проведенного среди английских фанатов, ездивших на Чемпионат Европы в 1988 г. и на Чемпионат Мира в 1990 г., был выявлен ряд факторов, повлиявших на возникновение беспорядков. К наиболее значимым из них относятся намеренный поиск некоторыми фанатами проблем, провокации по отношению к англичанам фанатов из других стран, влияние на английских фанатов некоторых политических сил,

© И. В. Берно-Беллекур, 2009

поведение и обращение с фанатами полиции страны проведения матчей, репутация английских фанатов, «патриотизм» англичан 6.

В России движение футбольных фанатов зародилось в начале 80-х гг. XX в. В этот период его структура во многом напоминала структуру аналогичных движений в странах Западной Европы, однако уже через несколько лет в ней произошли значительные изменения и оно приобрело специфические, присущие только ему черты.

В ходе данной работы методами включенного наблюдения, беседы, опроса, социометрии, контент-анализа письменных, аудио и видеоматериалов, анализа результатов деятельности и обобщения независимых характеристик исследованы группировки фанатов 37 российских футбольных клубов общей численностью около 4 тысяч человек.

В футбольном движении России выделяются три категории фанатов: болельщики, хулиганы и «кузьмичи». Они различаются манерой поведения и интересами в футбольном движении. Каждая из группировок имеет своих лидеров, активных участников, сторонников и сочувствующих. Однако всех их объединяет преданность своему клубу и футбольному движению в целом («братство по крови»).

Первая категория — «болелы» — представлена в основном возрастной группой старше 30 лет. Среди обследованных нами группировок самому младшему болельщику было 5 лет, самому старшему — 89. Молодые болельщики именуются «пионерами». Соотношение мужчин и женщин составило приблизительно 8 к 1. Эта категория болельщиков представлена всеми социальными слоями населения. Они собираются в отдельном секторе стадиона, поддерживают команду стоя, скандируют «кричалки» и распевают песни в поддержку любимой команды. Численность группировок болельщиков в зависимости от популярности клуба колеблется от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. В этой категории самой многочисленной является группировка болельщиков «Зенита» «Невский фронт» (“NF”), имеющая известность в России и за ее пределами. Заметным авторитетом в таких группировках пользуются болельщики, сделавшие наибольшее количество выездов в другие города, особенно «золотые» выезды, т. е. не пропустившие ни одной игры на выезде за весь сезон. В большей степени почитаются старейшие участники движения, особенно организаторы соответствующих группировок. Ярко выраженных лидеров среди футбольных болельщиков не наблюдается.

Болельщики устраивают фан-шоу на домашнем стадионе и на выездах для поддержания боевого духа и победы своего клуба над клубом соперника и его болельщиками. На выездные матчи они пытаются добраться любыми возможными способами — автостопом, электричками, на проходящих поездах.

«Болелы» предпочитают одежду с атрибутикой своего футбольного клуба, в том числе собственного изготовления. Во время матчей символика клуба в одежде является выразительной — шляпы с рогами, завязанные поверх одежды шарфы («фанатские розы»), джинсы, тяжелые ботинки. В повседневной жизни клубная символика является знаковой, служащей для опознавания фанатов соответствующего клуба — значки, «ксивники» (небольшие кошельки для документов с символикой, носимые на груди), слегка выглядывающие из-под одежды шарфы. В качестве «своей» выбирают определенную музыкальную группу. Для болельщиков «Зенита» — это группа «Бивни», песни которой звучат на подходах к стадионам, на которых будет играть любимая команда.

Вторая категория — «футбольные хулиганы». Средний возраст участников движения — около 23 лет (самому младшему в обследованных группах оказалось 16 лет, самому старшему — 38). Женщин среди активных участников движения не выявлено, встречаются

«подруги хулиганов», разделяющие идеологию движения. Они болеют за «своих» во время драк, обсуждают их результаты, но не принимают в них участия. Около 40 % футбольных хулиганов составляют учащиеся и студенты. На драку («стык») группировка хулиганов может собрать до 300 человек (при этом с одной стороны могут выступать представители нескольких клубов).

Группировки фанатов этой категории являются очень динамичными, поэтому определить среди них лидирующую не представляется возможным. Авторитетом среди «футбольных хулиганов» пользуются люди, участвующие во всех уличных драках с фанатами других клубов, в том числе на выезде. Участие и победа в многочисленных драках придает им известность среди участников движения. Лидерами становятся люди, которые могут собрать группу и организовать ее в стойкую боевую единицу — бойцовскую группу («фирму»). Российские «футбольные хулиганы» переняли от английских стиль одежды «кэшелс» (casuals), который служит для узнавания себе подобных вне матча. На стадионы, где используются видеосъемка фанатского сектора, футбольные хулиганы надевают толстовки с капюшоном («шифруются»).

Третья категория — «кузьмичи». Средний возраст «кузьмичей» — около 35 лет (в обследованных группах — от 28 до 47). В основном это лица мужского пола, среди всех обследованных группировок женщины составили 7 человек (менее 1 %). Отличает «кузьмичей» высокий уровень материального благосостояния и готовность потратить деньги на поддержку любимой команды. Численность и значимость группировки «кузьмичей» зависит от популярности клуба и общего уровня жизни в его родном городе. Наиболее значимы среди них группировки представителей Санкт-Петербурга и Москвы — « зенитовцы » и «спартачи», — каждая имеет в своем составе около сотни приверженцев. В других городах «кузьмичи» представлены незначительно.

Лидерами «кузьмичей» становятся активные люди, занимающиеся организацией выездов и других мероприятий. При играх команды на выезде многие из них устраивают на свои средства поездки групп фанатов в другие города. «Кузьмичи» презентуют себя как «любители хлеба и зрелищ», хотя в действительности посещение футбольных матчей является для них видом досуга, способом приятного времяпрепровождения и общения с подобными себе людьми. Футбол, любимая команда позволяют им отдохнуть от основной деятельности. «Кузьмичи» располагаются на центральных трибунах. Они обеспечивают размещение растяжек, баннеров, пиротехнические и другие виды шоу. Имея денежные средства, носят, как правило, хорошие и дорогие вещи известных фирм: “Umbro”, “Lonsdale”, “Timberland”. В обычной жизни их невозможно выделить среди людей с высоким уровнем достатка.

Отдельно следует выделить скарферов — людей, носящих вещи с атрибутикой команды, но не являющихся ее фанатами.

С развитием сети интернет появилось движение «интернет-болельщиков». Лидером его явлется минская «Девятка», значительно развито это движение у фанатов «Шахтера».

Из трех описанных категорий фанатов деструктивное поведение присуще «футбольным хулиганам». Основным стилем боления за любимую команду для них является организация уличных драк с фанатами других клубов. Причем участие в многочисленных «стыках», в том числе на выезде, является для футбольных хулиганов самоцелью, а устроение драки не зависит от результативности игры любимой команды.

Первая хулиганская группировка в нашей стране — “Flints Crew” возникла в начале 70-х гг. XX в. среди фанатов клуба «Спартак-Москва». Они стали выезжать в другие города, собираясь по 500-600 человек. Это повлекло за собой появление подобных группировок среди фанатов киевского «Динамо» и ленинградского «Зенита».

В 1987 г. во время чемпионата СССР по футболу в центре Киева около 500 фанатов «Спартака» устроили массовую драку с болельщиками киевского «Динамо», в которой десятки человек получили ранения и увечья. В 1990 г. они же спровоцировали столкновение с болельщиками местной «Спарты». В середине 90-х гг. лидирующее место среди футбольных хулиганов заняла группировка фанатов ЦСКА “Red-Blue Warriors”.

В настоящее время, по нашим данным, к хулиганствующим футбольным фанатам в России можно отнести более десяти тысяч человек. Наиболее многочисленными являются “Red-Blue Warriors” (болельщики ЦСКА) и “Flints Crew” (фанаты «Спартак-Москва»), имеющие по нескольку сотен последователей. Столкновения этих группировок носят ожесточенный характер. Значительно число группировок «футбольных хулиганов», состоящих из болельщиков Санкт-Петербургского клуба «Зенит». Наиболее значимы из них «Коалиция», “Z-44”, “Jolly Nevsky”, “Gremlins firm”, “Snake city firm”, “Beagle boys” («крымские»), “Old city firm”. По количеству группировок фанаты «Зенита» могут сравниться только с группировками фанатов «Спартака», среди которых можно назвать такие, как “Gladiators”, “Mad butchers” («бешеные мясники»), “Clockwork oranges” («апельсины»), “Young crew”, “Strong active group”, “Devils”, “West end”. Далее (по количеству «футбольных хулиганов» среди фанатов) следуют клубы «Динамо-Москва», «Локомотив» и «Торпедо-Москва». Значительные группировки существуют в Ростове-на-Дону, Самаре, Владивостоке, Орле, Ярославле, Волгограде.

В структуре бойцовской группы («фирмы») выделяется лидер. В обследованных группах лидерами были лица мужского пола в возрасте от 23 до 36 лет. Как правило, лидер является организатором соответствующей боевой единицы футбольных хулиганов. Он обладает непререкаемым авторитетом среди своих и пользуется уважением соперников.

Основную часть группировки составляют бойцы. Бойцы постоянно готовятся к «стыкам», посещая для поддержания физической формы секции рукопашного боя и различных единоборств, а также совместно просматривая и анализируя видеозаписи спортивных поединков и уличных драк. От участия в драке бойцы получают огромный заряд положительных эмоций. Они должны быть готовы по звонку лидера бросить все свои дела и в течение короткого промежутка времени оказаться на месте встречи с противником.

Скауты — разведчики бойцовской группы, как правило, в возрасте от 14 до 18 лет, которые внешне не выделяются в толпе прохожих. Они не принимают личного участия в драках, но способствуют их результативности, информируя о противнике лидеров движения. Объединенные в группы разведки скауты выискивают в городе группировки противника, следят за их прибытием и передвижением, численным составом, вооружением и маневрами.

Как правило, драка между фанатами разных футбольных клубов является организованным мероприятием. При этом либо одновременно обе группировки, либо только одна сторона изъявляют желание организовать драку. Случайные столкновения фанатов двух противоборствующих клубов являются скорее исключением в практике футбольных драк.

Драки происходят по обоюдной договоренности между соперниками. Она достигается посредством телефонных переговоров, интернет-сообщений или через общих знакомых в других группировках. Проводимые акции планируются долгое время и детально просчитываются. Противоборствующие стороны обсуждают место (малолюдное, например, пустыри, лесопарки), время, а также количество и возрастной состав участников. Планирование акций сопровождается информационными войнами и отвлекающими маневрами.

Драку может инициировать одна сторона. В этом случае она старается разузнать о месте нахождения соперников из различных источников: от «скаутов», фанатов других клубов, жителей города, сотрудников милиции. Подробная информация о противнике — о количестве

человек, возрасте, наличии средств нападения и самозащиты, эмоциональном настрое — позволяет более качественно подготовиться к предстоящему бою. Такие драки, как правило, возникают на прилегающих к стадионам улицах.

Расположение противников и тактика на поле боя не имеют четко установленной структуры и зависят от взаимоотношений группировок и предпочтений их лидеров. Поединок уважающих друг друга группировок («друзей») проводится между равными по количеству, возрасту и опыту участниками. Драки между «друзьями» в основном происходят для поддержания собственного рейтинга и физической формы. Противники строятся друг против друга в линию, в центре которой находятся более сильные и авторитетные бойцы, по краям — молодые и более слабые участники группировок. В таких драках существует негласная договоренность между участниками о неприменении недозволенных приемов боя. К ним относятся использование вспомогательных и подручных средств, добивание упавших или истекающих кровью противников.

Группировки, негативно относящиеся друг к другу («враги»), не придерживаются какой-либо тактики. Главным принципом организации такой драки является поговорка «на войне все средства хороши». Противники не соблюдают никаких негласных договоренностей, применяют калечащие приемы, нападают на молодых и заведомо более слабых участников группировки. В поединке используются заранее подготовленные (например, кастеты, стальные прутья, заточки) и подручные (пивные бутылки, камни) средства. Соперничающие группировки стараются выиграть «вчистую», т. е. нанести как можно более тяжелые травмы и повреждения абсолютно всем участникам группировки противника. Часто такие поединки сопровождаются переломами костей, тяжелыми черепно-мозговыми травмами, а в ряде случаев даже заканчиваются смертельным исходом для отдельных участников. Пострадавшими, как правило, оказываются молодые и малоопытные участники группировки.

Несмотря на враждебные отношения между собой, все футбольные хулиганы считают милицию своим общим противником. Организацию драки с милицией представители различных группировок считают «святым» делом и устраивают ее при первой представившейся возможности. Известны многочисленные случаи, когда дерущиеся группировки заклятых врагов при приближении сотрудников милиции к месту «стыка» мгновенно объединялись между собой и оказывали сопротивление милиции «плечом к плечу».

После окончания драки члены отдельных группировок собираются в «своих» кафе и барах. «Друзья» также часто встречаются и совместно обсуждают ход боя, поведение участников, эффективность использованных приемов. В таких заведениях фанаты отдыхают и снимают напряжение алкогольными напитками, несколько реже — каннабиноидами.

В среде футбольных фанатов высокая толерантность к алкоголю признается настоящим мужским качеством. Часто до матча и во время его «хулиганы» не употребляют алкоголь, чтобы более качественно провести запланированные акции: при «стыке» футбольных команд нетрезвые противники, как правило, не могут оказать достойного сопротивления и проигрывают.

Самый первый рассказ об околофутбольном насилии написан в начале XX в. чешским писателем Я. Гашеком7. Сегодня многие группировки футбольных фанатов имеют свои периодические печатные издания, видеожурналы и сайты в сети интернет, которые освещают все связанное с футбольным хулиганством в России и за рубежом.

В интернете существует онлайновое сообщество Joga.com, названное португальским словом «игра». Футбольные болельщики всего мира могут оформить в нем собственную футбольную веб-страничку, опубликовать видеоролики или другой контент на околофутбольные

темы. Сайт является «сквозным» для пользователей Google и предоставляет информацию на 14 языках.

В печатных и электронных изданиях содержатся описания наиболее крупных поединков футбольных фанатов, часто сопровождающиеся фотоснимками. Каждое издание оценивает произошедшие поединки с позиции определенного клуба, поэтому различные источники в отношении одного события часто содержат диаметрально противоположные точки зрения.

Каждая группировка прилагает максимум усилий к освещению своих акций в средствах массовой информации. В последнее время для этой цели стали привлекаться журналисты. Многие группировки хулиганов имеют альбомы с вырезками газетных заметок, повествующих об их акциях. Они активно публикуют издания, посвященные футбольному фанатизму. Например, широкую известность в России получила книга «250 классных анекдотов для футбольных фанатов»8. Телевидение, кроме футбольного матча, часто демонстрирует сцены массовых драк с участием болельщиков. Это является для группировок футбольных хулиганов средством саморекламы и дает возможность вызвать общественный резонанс.

Информация о конкретных группировках и их стычках в средствах массовой информации способствует повышению рейтинга данной структуры и ее известности и, следовательно, выходу ее на более высокий уровень «турнирной таблицы» в негласном чемпионате страны по футбольному хулиганству. Соответственно, поединки между группировками, занимающими верхние позиции в рейтинге, происходят с соблюдением «рейтинговых правил», паритетности и корректности ведения боя. На таких поединках присутствуют представители многочисленных группировок фанатов, производится видеозапись, они широко освещаются в средствах массовой информации.

Широкую популярность получил вышедший огромным тиражом диск «История футбола: „матч смерти“: трагедии: „Торино“, „Манчестер Юнайтед“, сборная Замбии. Футбольные фанаты. Беспорядки на трибунах», имеющийся и в крупнейших библиотеках России9.

В настоящее время российская система футбольного фанатизма является сформировавшимся социальным явлением с чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои группировки футбольных хулиганов («фирмы») имеют российские национальные футбольные клубы вплоть до команд второй лиги. Движение носит ярко выраженный характер направления «кэшелс» (casuals) с учетом национальных особенностей. В среде российских футбольных хулиганов очень сильны идеи русского национализма, чем они отличается от современных футбольных хулиганов в Великобритании, где национализм по сравнению с 70-80 гг. XX в. отошел на второй план.

1 Мейтин А. А. Преступления футбольных болельщиков: (криминологическая характеристика и их предупреждение). М., 2005. 232 с.

2 Аанфранши П., Айзенберг К., Мейсон Т., Валь А. FIFA 100 лет. Век футбола. М., 2005. 256 с.

3 БримсонД. Бешеная армия: облик футбольного насилия. СПб., 2005. 300 с.

4 Бримсон Д. Фанаты: триумфальное шествие футбольных хулиганов по Европе. СПб., 2005. 430 с.

5 Европейская конвенция «О предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей» // Бюллетень международных договоров. 2000. № 1. С. 8-12.

6 Бримсон Д. Бешеная армия: облик футбольного насилия. СПб., 2005. 300 с.

7 Гашек Я. Дружеский матч (Footbalovy zapas). М.; Л., 1927. 32 с.

8 250 классных анекдотов для футбольных фанатов. М., 2002. 94 с.

История футбола: «матч смерти»: трагедии: «Торино», «Манчестер Юнайтед», сборная Замбии. Футбольные фанаты. Беспорядки на трибунах / ИДДК. М., 2002. 52 мин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.