Научная статья на тему 'Телесность в границах бытия человека'

Телесность в границах бытия человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
855
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / CORPOREALITY / ПОЗНАНИЕ / COGNITION / ЧЕЛОВЕК / HUMAN BEING / БЫТИЕ / EXISTENCE / ЖИЗНЕННОСТЬ / VITALITY / СВОБОДА / FREEDOM / ВОСПРИЯТИЕ ТЕЛА / PERCEPTION OF BODY / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТЕЛА / PHENOMENOLOGY OF BODY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осинцева Надежда Владимировна

В статье проведено сравнение статуса и роли телесности в философских, эстетических и социальных аспектах истории западной культуры. Феномен тела рассматривается как важнейший элемент бытия человека. Телесность представлена неотъемлемой, самостоятельной характеристикой человека в процессе идентификации, самопознания и постижения внешнего мира. Исследуются положение и значение тела человека в единстве его внутреннего и внешнего бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPOREALITY WITHIN THE LIMITS OF HUMAN EXISTENCE

The article compares the status and role of corporeality in the philosophical, aesthetic and social aspects of the history of western culture. The phenomenon of the body is considered as an essential element of human existence. Corporeality is represented as an integral, independent human characteristic in the process of the identification, self-cognition and comprehension of the external world. The status and meaning of the human body in the unity of his/her inner and outer existence are studied.

Текст научной работы на тему «Телесность в границах бытия человека»

Осинцева Надежда Владимировна ТЕЛЕСНОСТЬ В ГРАНИЦАХ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В статье проведено сравнение статуса и роли телесности в философских, эстетических и социальных аспектах истории западной культуры. Феномен тела рассматривается как важнейший элемент бытия человека. Телесность представлена неотъемлемой, самостоятельной характеристикой человека в процессе идентификации, самопознания и постижения внешнего мира. Исследуются положение и значение тела человека в единстве его внутреннего и внешнего бытия. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/3-2/36.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 125-127. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/3-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

TRAINING THE PRIMORYE MILITIA STAFF IN THE FIRST HALF OF THE 1920S

Ornatskaya Tat'yana Aleksandrovna, Ph. D. in History

Tsukanov Sergei Sergeevich, Ph. D. in History Academy for Standardization, Metrology and Certification [email protected]

Modern juridical education in the system of staff training for law enforcement structures goes through reforming once again. Studying the historical experience of militiamen training allows showing clearly the broadening of juridical disciplines teaching. The paper examines the process of the militia staff training considering the change of the political colouring of the Primorye authoritative structures in the first half of the 1920s. The authors emphasize the fact that after the Sovietization of the region the educational level of the Primorye militia employees increased considerably.

Key words and phrases: Far East; the militia staff; professional training; liquidation of illiteracy; reserve school; courses.

УДК 1

Философские науки

В статье проведено сравнение статуса и роли телесности в философских, эстетических и социальных аспектах истории западной культуры. Феномен тела рассматривается как важнейший элемент бытия человека. Телесность представлена неотъемлемой, самостоятельной характеристикой человека в процессе идентификации, самопознания и постижения внешнего мира. Исследуются положение и значение тела человека в единстве его внутреннего и внешнего бытия.

Ключевые слова и фразы: телесность; познание; человек; бытие; жизненность; свобода; восприятие тела; феноменология тела.

Осинцева Надежда Владимировна, к. филос. н., доцент

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет [email protected]

ТЕЛЕСНОСТЬ В ГРАНИЦАХ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос взаимосвязи телесного и духовного в человеке, с одной стороны, является «вечным» философским вопросом. С другой стороны, тенденции развития современного общества требуют нового подхода в понимании человеком собственной телесности, способов освоения мира и самореализации в социально-культурном пространстве XXI века. Едва ли не каждый мыслитель на протяжении всей истории философии задумывался о том, что такое человек, о соотношении тела и души, о том, как создать идеального человека. Но в настоящее время необходимость осмысления подобных вопросов возникает особенно остро, так как темп развития технократической среды превышает темп интеллектуально-нравственного развития человека.

Возникновение понятия «телесность» преодолевает дуализм души и тела. Одухотворенное тело, телесная духовность - все это пороги одного феномена. В. Подорога обращает внимание на тот факт, что человек находится «внутри особой телесной машины и не имеет над ней полной власти, и в каждое мгновение может утратить контроль» [5, с. 7]. Получается, что тело - это дар, которым не только человек обладает, но и который обладает человеком. Человеческое тело скорее принадлежит внешнему миру в глубоком истоке существования, нежели самому человеку.

В истории западноевропейской мысли всегда существовали альтернативные подходы к проблематике «тело - душа - человек», и, следует отметить, что точные понятия и смысловые границы значений так и не были определены. В философской антропологии среди основных линий обсуждения проблемы соотношения тела и души можно выделить три направленности: 1) дуализм тела и души; 2) приоритет тела или души; 3) неразрывное единство тела и души. Для человека важно не только почувствовать себя неотъемлемой частью живой природы, но и понять, как он может воспринимать свою собственную телесность, как влияет процесс осмысления своего тела на формирование личностных черт и самосознания.

Интересным представляется развитие понятия телесности и сравнение статуса и роли телесности в философских, эстетических и социальных системах исторических эпох западной культуры. Для эпохи античности, например, телесность является составляющей частью человеческой природы наравне с душой. Первые натурфилософы выводят сущее человека из той же первоосновы, из которой зародилась и вся вселенная. Тело неотделимо от души человека, оно вплетено в природу всего мира. «Античная этика имела целью воспитание гармоничного человека, где интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие были объединены. Воспитание духовное связывалось с физическим совершенствованием тела. Культ красоты человеческого тела в гармонии физического и духовного определяет специфику античного понимания проблемы телесности» [4, с. 11].

Однако постепенно намечается тенденция разрыва гармоничного сочетания тела и души с приоритетом к одной из сторон. С распространением христианства появился противоположный античному тип мышления, развитый впоследствии религиозными мыслителями. Любая человеческая активность, прежде всего, должна была быть направлена на развитие внутреннего мира человека, тогда как заботиться о физической красоте

126

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

тела считалось аморальным и греховным, тело должно было безоговорочно подчиняться духу. Тем не менее, некоторые телесные проявления, загнанные внутрь прессингом идеологической доминанты, неудержимо прорывались наружу в форме низовой карнавальной культуры (М. М. Бахтин) [Там же]. Если светское общество находилось под строгим контролем Церкви, то в крестьянской среде всегда существовали скоморохи, балаганные артисты, канатные плясуны, шарманщики и т.п.

В эпоху Возрождения взгляд на оппозицию внутреннего и внешнего существования человека опять претерпел кардинальные изменения, - телесному снова возвращен смысл самодостаточности и красоты. Индивидуальный человек в этой эпохе мыслится исключительно материально, природно, естественно и даже просто телесно. Первыми в эту эпоху к телу человека, как к натуре, обратились художники, скульпторы, архитекторы. Именно фрески Джотто ди Бондоне, созданные в капелле Санта Мария дель Арена в городе Падуе, изменяют средневековый живописный канон, провозглашая антропоцентризм и гуманизм. Тело человека теперь наделяется самодостаточностью и статусом объекта для самостоятельного целостного изучения. Телесная античная красота в эпоху Возрождения одухотворялась, наполнялась новым смыслом, что повлияло на расцвет куртуазной, светской культуры и зарождение этикета. Рационализм Нового времени использовал естественнонаучный подход к проблематике телесности, что в свою очередь способствовало существенному развитию в области физиологии, психологии, этнологии, археологии, теории спорта и др.

В ХХ веке под влиянием таких направлений как философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм, феноменология, структурализм и постмодернизм телесность в очередной раз обретает новый статус своего бытования. «Телесность эпохи постмодерна не только утрачивает принципы единства, гармонии, меры, пропорции, упорядоченности, более того она начинает испытывать на себе проблему цельности, кризис идентичности» [2, с. 145]. Очевидно, что меняется не только статус бытия человеческой телесности, но и методология познания этого феномена. Развитие феноменологии Э. Гуссерля и М. Хайдеггера окончательно снимает противопоставление тела и души, зародившееся в средневековой философии. Теперь телесность представляется, прежде всего, таким элементом субъекта, без которого сам субъект невозможен. В феноменологии тело осмысливалось как важный элемент субъективности. Но при этом тело рассматривается в соотнесении с внешним миром, в качестве определенной границы, которая разделяет внешнее и внутреннее. В процессе восприятия собственного тела человек не свободен от влияния «Другого». Именно этот фактор определяет характер отношения субъекта к своему телу. Самостоятельный интерес к телу представляется в работах М. Мерло-Понти, который считает, что восприятие собственной идентичности человека во многом зависит от восприятия им собственной телесности [1, с. 17]. Очевидно, тело становится важнейшим элементом бытия и начинает его определять. В. А. Подорога уделяет внимание телесности в процессе самоидентификации личности. Тело служит основанием для субъективного бытия, но кроме того тело обладает социальным статусом, что проявляется в виде существования «тел-канонов» и «тел-моделей». То есть некоторые варианты телесности, закрепившиеся в культуре своего общества, влияют на процесс самоидентификации субъекта [5, с. 9].

Начало XXI в. связано с активным ростом научно-информационных технологий. Результаты медицинских экспериментов и генетических исследований необратимо приводят к тому, что человеческое тело в своем изначальном виде уже не существует. В современное время человеку доступно проведение всевозможных модификаций и метаморфоз со своим «природным телом», и это, безусловно, расширяет границы представлений о человеческой природе, но и вызывает ряд проблем, связанных с формированием идентичности субъекта. Конечно, эстетические и функциональные изменения человеческого тела не отменяют полностью человека как такового, однако оказывают существенное влияние на его самоидентификацию.

Исследование данной тематики связано со сложностью формулировки четких понятий, так как в человеке, как пишет В. Подорога, есть различие между телом, которое «нам принадлежит» и которое мы называем «своим», и телом, которому мы «принадлежим» [Там же, с. 4]. Если тело человека понимать как то, чем он владеет и что не может быть никем отнято, тогда, следуя за интерпретацией автора, получается, что тело человека не существует, может существовать тело Космоса, Тело Бога, но не тело смертного человека. «Тело человеческое - это относительно поздний продукт культуры, и его явление совпадает с развитием чувства конечности, смертности человеческого существа» [Там же, с. 6], - пишет В. Подорога.

В. Н. Никитин в диссертационном исследовании феномена телесности показывает, «что, с одной стороны, представления о телесности строятся на основе обобщения знаний о формах существования и презентации тела, в результате чего формируется образ тела; с другой стороны, в качестве предмета самопознания выступает "тело как данность" - бытие единичного тела, принадлежащее конкретному "Я"» [3, с. 11]. Но образ тела нельзя свести к телу, которое понимается в качестве образа, так как образ, в сущности, есть действие, которое производится телом. Используя слова В. Подороги, «тело есть порог, то, что задерживает в себе определенное внешнее воздействие, чтобы тут же изменить свое положение в реакции на это воздействие» [5, с. 7]. Таким образом, представление о телесности формируется на основе не только ощущений («чувственная ткань организма»), но и представлений об образе тела и телесного поведения, которые складываются в аспекте определенной культурной традиции.

Примечательно, что В. Н. Никитин в своем исследовании выделяет понятие «жизненность» как ключевое для раскрытия феномена телесности. Для автора «жизненность человека проявляется в экспрессии его телесного поведения, в творческой деятельности» [3, с. 11]. Философия жизни, экзистенциализм неизбежно отсылают нас к теме свободы; экзистенция как «жизненность» как раз и определяет степень свободы телесной репрезентации человека. Свобода, бунт, страсть - основа, составляющая жизнь «человека абсурдного». Человек, преодолевая заданную «Другим» несвободу, отстаивает свое право на самостоятельное принятие решений в мире абсурдных идей и открывает свой индивидуальный мир чувств, понимание своей самобытности. Опираясь

на выводы Н. А. Бердяева о том, что свобода человека связана с вопросом о доверии индивидуума самому себе, В. Н. Никитин считает, что стремление к свободе «выражается в акте принятия человеком своей индивидуальной телесной формы, в его намерении совершенствовать эту форму путем самопознания» [Там же, с. 16].

Кроме того, тематика свободы в контексте проблематики телесности представлена у М. Мерло-Понти. Тема свободы неотделима у М. Мерло-Понти от двойственного характера телесности, то есть когда тело рассматривается и как видящее, и как видимое [1, с. 278]. По мнению М. Мерло-Понти, восприятие собственного тела человеком не может существовать вне его отношения к «Другому». Однако, воспринимая собственное тело, человек видит его не таким, какое оно есть, а как проекцию его отношения к телу «Другого». Тогда получается, познавая свою собственную телесность, человек познает тело «Другого» и, наоборот, воспринимая тело «Другого», он видит в нем отражение своего тела [Там же, с. 305].

Именно телесной воплощенностью обеспечена жизнь индивида: быть индивидом, быть живым и быть воспринимающим - одно и то же. По этому поводу М. Мерло-Понти пишет: «Мы - тела... сами существуем в мире посредством нашего тела и воспринимаем мир при помощи нашего тела. Но, вновь обретая, таким образом, контакт с телом и с миром, мы обретаем и самих себя, поскольку, если я воспринимаю при помощи тела, тело - это естественное "я" и, так сказать, субъект восприятия» [Там же, с. 265].

Пожалуй, каждый человек ставит перед собой цель самосовершенствования, что предполагает не просто осмысление, но разработку собственной модели личного духовного роста и физического развития. В процессе формирования этой модели, человек интерпретирует представления о природе творческого самовыражения, о многообразии форм телесных репрезентаций, о соотношении телесного и духовного начала бытия. Чтобы расставить приоритеты и наметить ориентиры социокультурного развития, как человека, так и общества, необходимо осмысление и понимание таких категорий как «тело», «душа», «телесность».

Список литературы

1. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999. 608 с.

2. Муратова И. А. Телесность как доминанта культуры постмодерна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 1 (27): в 2-х ч. Ч. I. C. 143-146.

3. Никитин В. Н. Человеческая телесность: онтогносеологический анализ: автореф. дисс. ... д. филос. н. М., 2007. 37 с.

4. Осинцева Н. В. Танец в аспекте антропологической онтологии: автореф. дисс. ... к. филос. н. Тюмень, 2006. 22 с.

5. Подорога В. А. Феноменология тела. М.: Ad Marginem, 1995. 339 с.

CORPOREALITY WITHIN THE LIMITS OF HUMAN EXISTENCE

Osintseva Nadezhda Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering ossintseva2002@mail. ru

The article compares the status and role of corporeality in the philosophical, aesthetic and social aspects of the history of western culture. The phenomenon of the body is considered as an essential element of human existence. Corporeality is represented as an integral, independent human characteristic in the process of the identification, self-cognition and comprehension of the external world. The status and meaning of the human body in the unity of his/her inner and outer existence are studied.

Key words and phrases: corporeality; cognition; human being; existence; vitality; freedom; perception of body; phenomenology of body.

УДК 17.022.2 Философские науки

Настоящая статья посвящена анализу специфического подхода социалистических теорий к осмыслению опыта фашизма. В ней предпринимается попытка установить, что нового привнесли эти теории в традиционные подходы к работе с данным феноменом, почему они в качестве значимых для этой работы выделяют категории тела, телесности и власти, и в чём особенность интерпретации этих категорий социалистическим дискурсом - на примере неофрейдистов, философов Франкфуртской школы, постструктуралистов и специалистов по гендерной теории.

Ключевые слова и фразы: власть; тело; телесность; либидо; фашизм; социалистическая теория; левый дискурс; отчуждение.

Рахманинова Мария Дмитриевна, к. филос. н.

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» Nordseeinsel@yandex. т

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ «ВЛАСТЬ - ТЕЛО» В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ФЕНОМЕНА ФАШИЗМА

Опыт фашизма, несомненно, - один из самых радикальных, жестоких и иррациональных опытов автократии в европейской истории. Представители множества философских школ и направлений не одно десятилетие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.