2018, pp. 362 -375.
Контактная информация: pavel.tkachenko@mail.ru
Статья поступила в редакцию 07.10.2019
УДК 796.412.2
ТЕЛЕСНОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный
работник физической культуры РФ, Лариса Александровна Новикова, кандидат педагогических наук, доцент, директор института спорта и физического воспитания, заведующая кафедрой, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма г. Москва; Мирьяна Юраевна Секованич, аспирант, тренер по художественной гимнастике, СШОР № 74, г. Москва, Алексей Николаевич
Корольков, кандидат технических наук, доцент, Анатолий Петрович Стрижак, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского
педагогического университета
Аннотация
В европейской методике спортивной тренировки физическое прикосновение к детям в целях коррекции движения или акцентированного развития двигательных способностей запрещено. В российской школе художественной гимнастики без помощи тренера при выполнении упражнений на растягивание, других корректирующих физических воздействий не обходится, хотя не все родители могут это понять, принять такие методы обучения и воспитания и быть союзниками тренера. Что это - необходимая часть тренировки, метод педагогического сопровождения? или агрессивное поведение педагога, вторжение в личное пространство спортсменки, неуважение прав ребенка на личную неприкосновенность? В связи с обозначенной проблемой, выдвигается цель научного исследования: изучить мнение тренеров, спортсменов, родителей, и установить допустимость корректирующих физических воздействий тренера по отношению к ребенку при развитии гибкости, увеличении подвижности в суставах и позвоночном столбе, формировании осанки, фиксации позы, коррекции движения и обучении этим движениям? На повестку исследования поставлен вопрос: есть ли взаимосвязь между затратами времени со стороны тренера на физическое сопровождение в технологиях обучения и развития детей в тренировочном процессе и темпами прироста показателей физической и технической подготовленности юных гимнасток?
Ключевые слова: телесное прикосновение, физический контакт, физическая помощь, тактильная коммуникация, тактильные действия, тактильные единицы, проприорецепция, кинестезия, методы невербального воздействия, метод обучения движениям, метод развития двигательных способностей, физическая свобода, личное пространство, допустимость физических воздействий, успех тренерской деятельности, художественная гимнастика, тетрахорический коэффициент сопряженности, эквивалентность.
BODILY TOUCH IN THE METHOD SYSTEM OF PEDAGOGICAL IMPACT OF TRAINER IN ARTISTIC GYMNASTICS
Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation, Larisa Alexandrovna Novikova, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, director of the Institute of Sports and Physical Education, department chair, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Mirjana Yuraevna Sekovanich, the post-graduate student, trainer on rhythmic gymnastics, Sports School № 74 of Olympic reserve, Moscow; Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Anatoly Petrovich Strizhak, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Honored Worker of Physical Culture of the Russian
Federation, Institute of Natural Science and Sports Technologies of Moscow City University
Annotation
In the European method of sports training, the physical touch to children for purposes of correction of the movement or accentuated development of the motor abilities, is prohibited. In the Russian school of rhythmic gymnastics, the training without forced stretching, physical influence, tears and crying is not possible, though, not all parents can understand it, accept such methods of the education and upbringing and be allies of the trainer. What is it - necessary part of the training, method of the pedagogical support, or aggressive behavior of the teacher, invasion in personal space of the athlete, disrespect of rights of the child to personal integrity? In connection with the indicated problem, the aim of the scientific research is put forward: to study the opinion of the trainers, athletes, parents, and to establish permissibility of corrective physical actions of the trainer in relation to the child in development of flexibility, increase of mobility in joints and vertebral column, formation of posture, fixation of pose, correction of movement and training of these movements? On the agenda of the research the question is raised: whether there is interrelation between time expenses from the trainer for physical maintenance in techniques of the training and development of the children in the training process and rates of gain of the indicators of the physical and technical fitness of the young gymnasts?
Keywords: physical touch, physical contact, physical assistance, tactile communication, tactile actions, tactile units, methods of non-verbal influence, method of teaching movements, method of development of motor abilities, physical freedom, personal space, permissibility of physical effects, success of trainer 's activity, artistic gymnastics, rhythmic gymnastics, proprioretseption, kinesthesia, tetrachoric conjugation coefficient, equivalence.
ВВЕДЕНИЕ
В сложнокоординационных видах спорта, к которым относится художественная гимнастика, эффективность обучения на этапе начальной подготовки во многом связана со способностью гимнастки всецело воспринимать и четко осознавать ориентировочную основу действия, его основные опорные точки, трансформировать поступающую сенсорную и тактильную информацию в систему внутренних двигательных ощущений, формировать мышечное чувство и, в итоге, воспроизводить структуру выполняемого упражнения во внешней видимой форме. В этом случае физический контакт в спортивной деятельности, представленный рядом принудительных действий (корректирующих прикосновений, действий по фиксации поз, формированию осанки, по проводке движения) и прочих действий, адресуемых спортсменке от тренера, обучающих тренажеров, действий по самоконтролю, способствует передаче знания и в обобщающем итоге целенаправлен на освоение упражнения. Как отмечает Ю.А. Лебедев с соавт. [5], «расширяющийся и усложняющийся диапазон двигательных возможностей собственного тела - отдельных его частей и соматической целостности, освоение движений в различных зонах пространства, ... начинается с телесно-двигательного ощущения, и непосредственно трансформируется в плоскость дальнейшего телесного осознания движений.». Действительно, акцентированное (оправданное) тактильное прикосновение, являясь вторым по отношению к слову информационным каналом в формировании «образа действия», является средством «передачи информации, способом влияния на другого человека, методом организации взаимодействия» [4], а также является «средством регуляции поведения контактирующих, усиления общности и эмоциональности взаимодействия отправителя и адресата» [6]. Установлено, что пропри-орецептивные ощущения интериоризируются в сознании спортсменов в виде специальных когнитивных образов и занимают приблизительно 14% всех мысленных образов, возникающих при осуществлении спортивных действий [3].
Движения, сопровождаемые воздействием невербальных составляющих контакта, расширяют возможности педагогического сотрудничества тренера и спортсменки, не только содействуют, но и обогащают совместную деятельность, поскольку «язык тела» усиливает возможности начального познания, потенцирует эффект обучения и развития ребенка, становится важнейшим условием эффективного общения [5]. В силу этого, вполне
оправданно рассматривать тактильные действия самостоятельными обучающими и развивающими единицами в структуре двигательной деятельности, выполняющими функцию запускающих сигналов в обучении, их можно, в соответствии с психологической теорией деятельности, назвать начальными операциями на пути автоматизации действия.
Следует признать, что среди приемов невербального общения, рассматриваемых как отдельная сторона коммуникативного взаимодействия тренера и спортсмена, важное значение отводится тактильному прикосновению (в ряду с жестами, мимикой, другими таке-сическими средствами - рукопожатием, дотрагиванием, поглаживанием, отталкиванием, объятием, поцелуями, и пр.), которые рассматривается в более широкой проблеме формирования телесности [1, 3, 7, 8, 9]. Традиционно тактильность (от лат. 1ас1ш «прикосновение») относят к наиболее примитивным формам коммуникации, тем не менее, прикосновению в спортивной работе тренера по художественной гимнастике отводится достаточно важная и значимая роль. Оно (прикосновение), оформленное в виде корректирующих движений со стороны тренера, уточняет представление о пространственно-временных и динамических характеристиках движения у спортсменок, формирует мышечное чувство - «чувство положения», «чувство движения», «чувство силы», а в целом - «проприорецептивную картину мира». Двигательная мышечная память, если она формируется на основе тактильных ощущений, обеспечивает воспроизведение движения по параметрам направления, скорости, силы, времени и амплитуды, участвует в хранении и воспроизведении двигательного эталона, что имеет особое значение при выполнении сложно-координационных гимнастических упражнений. При этом, понятие «прикосновение» в педагогике и теории спорта не рассматривается как самостоятельный компонент в управлении деятельностью атлета, не дифференцируются поведенческие различия в контактных действиях, осуществляемых отправителем (тренером) и получаемых адресатом (спортсменом), и наоборот, не оцениваются личностные реакции отправителя, в связи, например, с неприятием рекомендаций адресатом» [6]. Е.В. Малышева предлагает рассматривать прикосновение «как воздействие и как ощущение», и в силу этого разделять прикосновения по проявлению позитивного или негативного эффекта, дифференцировать прикосновение по способу оказания влияния на контактирующих, или рассматривать его с позиций управления взаимодействием, видеть в нем средство коммуникации, игры, трактовать прикосновение как средство исцеления, лечения, восстановления. В этом отношении совершенно правильно дифференцировать состав тактильных действий по типу реакции и виду воздействия (например, тренер касается спортсменки - активное воздействие, или обратный признак, когда спортсменка, совершая движение, касается тренера, выступающего в роли ограничителя движения, осуществляющего, к примеру, страховку - принудительное действие, а также ориентирующее, корректирующее, сопровождающее и другие тактильные действия-операторы), и выбрать конкретные тактильные единицы для решения поставленных научных задач (что является предметом будущих этапов нашего научного исследования).
Общепризнанно, что в тренировке очень часто используются разнообразные типы прикосновений, как со стороны педагога, так и в круге общающихся друг с другом спортсменов. Различные виды прикосновений носят отличительный характер и имеют разную, отличную от других контактов эффективность и значимость. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые, несомненно, стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения. Так, к примеру, известно, что в европейской методике спортивной тренировки физическое прикосновение к детям в целях коррекции движения или акцентированного развития двигательных способностей запрещено. В российской школе художественной гимнастики без принудительной растяжки, приемов развития пассивной гибкости, порой болезненных, контактных воздействий не обходится, хотя не все родители могут это понять, принять такие методы обучения и воспитания и быть союзниками тренера. Что это - необходимая часть
тренировки, педагогический метод? или агрессивное поведение педагога, вторжение в личное пространство спортсменки, неуважение прав ребенка на личную неприкосновенность?
Тактильное действия, по мнению Ю.А. Лебедева [5] условно можно разделить на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Е.В. Малышева [6] прикосновение сводит к следующим видам: «рукопожатие (прочность отношений, дружеское общение); руководство к действиям (указ, наказ, направление действий); одобрительное похлопывание (снисходительный жест, или похлопывание-поздравление, например, победителя в спортивных состязаниях); сжатие ладони (доверительные отношения); заключение в объятия (близкие, доверительные отношения); рука в руке (у взрослых - равноправие отношений, когда держат ребенка - попытка защитить, удержать возле себя); обнять за талию (близкие отношений); поцелуй (близкие, нежные отношения); прикосновение к голове (выражение доверия, т.к. область головы является наиболее чувствительной и уязвимой); ношение на руках (выражение радости, может рассматриваться как физическое упражнение, или в том случае, если необходимо оказать помощь собеседнику); имитация единоборства (доверие, открытость)». Вместе с тем, следует отметить, что тактильный контакт, прикосновение протекают в «близкой» дистантной зоне общения (15-45 см), в эту зону допускаются лишь хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, а физиологические изменения в организме характеризуются учащением биения сердца, повышением артериального давления, увеличением диаметра зрачков и пр. Неожиданное или преждевременное вторжение в зону близкого общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. В других зонах общения (личной или персональной - 45-120 см, социальной зоне - 120-400 м, публичной зоне - свыше 400 см) тактильные действия проявляются меньше.
В.В. Горячев [2], рассматривая использование «телесного прикосновения» на уроке физической культуры со школьниками как один из педагогических приемов в обучении и «инструментарий в работе», отмечает, что оно должно протекать при соблюдении определенных педагогических условий. К числу последних он относит: «1) прикосновение не должно быть эротически окрашено, оно не должно содержать никаких иных сообщений, кроме того, что прикосновение произошло; 2) прикосновение не должно быть осуществимым в ряде ситуаций, даже если учащийся выражает своё согласие; 3) отмечается двойственность прикосновения, которая приводит к возникновению границы между учителем физической культуры и школьником, содействует разъединению, или обеспечивает сближение и доверительные отношения между ними; 4) телесное прикосновение должно быть чётким, явным и недвусмысленным, никогда не должно использоваться для выражения личного отношения учителя (властного, сексуального, тендерного, национального, и т.п.), и применяться только в тех случаях, когда оно педагогически полезно с точки зрения учителя; 5) враждебное, агрессивное прикосновение является абсолютно неприемлемым на уроках физической культуры; 6) учитель имеет право использовать прикосновение в своей работе после соответствующего обучения и опыта работы; 7) учитель обязан информировать учащихся о целях прикосновения». Автор классифицирует следующие виды прикосновений: «неопределённое прикосновение; случайное прикосновение; прикосновение как маркер привлечения внимания; прикосновение как техника; прикосновение как элемент страховки; социальное прикосновение; агрессивное прикосновение» [2].
Исследование допустимости и границ реального применения невербальных методов педагогического воздействия тренера в процессе занятий художественной гимнастикой, разработка педагогических технологий тактильного сопровождения движений при изучении и закреплении основ техники физических упражнений и развитии двигательных способностей у юных гимнасток 5-8 лет, оценка проприорецептивной чувствительности гимнасток в период выполнения тактильных движений, позволит совершенствовать учебно-тренировочный процесс юных спортсменок.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - выявить мнение тренеров, спортсменов и родителей в вопросах допустимости физического воздействия (физическая помощь, контакт, тактильные действия, телесное прикосновение) со стороны тренера по отношению к ребенку при обучении базовым гимнастическим упражнениям и развитии основных физических качеств в группах начальной подготовки девочек 5-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Актуальность данной проблемы определяется научно-методическим противоречием, когда с одной стороны, ювенальная юриспруденция и возрастная педагогика диктуют требования максимального соблюдения норм телесной неприкосновенности к ребенку и запрет проникновения в личное пространство детей, и в ряде школ художественной гимнастики (европейская, австралийская) запрещено в тренировочном процессе телесное прикосновение к обучающемуся, а с другой стороны, в приоритете должна быть безопасность ребенка, которую в первую очередь и обеспечивают приемы страховки и проводки при обучении новым элементам. Кинестетическое сопровождение движений, связанное с формированием чувства положения тела и движения его частей в пространстве (проприо-рецепция), принудительное растягивание традиционно присутствуют в методике подготовки российских художниц-гимнасток, и тому результат - успешное выступление наших спортсменок на мировой и олимпийской арене. В доступных публикациях, к сожалению, не уделено должного внимания проблеме тактильной коммуникации, существующие знания не представлены в достаточном количестве (не выявлены).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В анкетировании было поставлено 40 вопросов по различным аспектам педагогической деятельности тренера по художественной гимнастике. Были представлены следующие ответы: принципиальную возможность использования телесного прикосновения в тренировочном процессе со стороны тренера по отношению к спортсменке одобрили 99% опрошенных и лишь один респондент отметил, что прикосновение должно использоваться тренером по его усмотрению и быть направленным на решение педагогических задач тренировочного процесса; 89% опрошенных респондентов считают, что телесное прикосновение как прием невербального воздействия обеспечивает более тесную контактную работу тренера со спортсменом, при этом 96% опрошенных считают телесное прикосновение эффективным педагогическим приемом при обучении движениям, 84% - столь же эффективным приемом при развитии физических качеств, ну а в целом 93% обследуемых считают, что физическая помощь приносит пользу в тренировочном процессе. Вместе с тем, мнения обследуемых разделились при субъективной оценке положительного влияния телесных действий на спортсмена: так, одобряют (веерные ответы) страховку при обучении движениям 91% респондентов, физическую помощь при контроле движений в пространстве -76% респондентов, проводку по движению при освоении основ техники упражнения - 66% респондентов, физическую помощь при развитии гибкости - 89% респондентов, массаж для восстановления работоспособности мышц - 51% респондентов, действия для разогрева мышц, контроля тонуса - 37% респондентов (респонденты считают, что массаж должен проводиться специалистами). На предположение о том, что «телесное прикосновение сближает тренера и спортсмена в межличностных отношениях», 69% из числа участников анкетирования отметили, что «да», а 29% - устанавливает границы. К запретным видам телесного прикосновения участники анкетирования отнесли: прикосновение как наказание (отталкивание, сталкивание, удар, пинок, тычок, шлепок, щелчок, щелбан, оплеуха, затрещина, подзатыльник, тумак, пощечина, подергивание за волосы, за голову, за подбородок и т.п.), и с этим согласились 87% респондентов; агрессивное прикосновение (щипок, прихлопы, встряска, подергивание, нажатие, трепка и т.п.) - 71% респондентов; не одобрили телесные действия в виде самоистязания (самопоколачивание, самоудары, самовстряска и прочее) - 58% респондентов. В то же время, индифферентное отношение
обследуемые высказали к таким формам телесного прикосновения, как неопределенное прикосновение (случайное, нечаянное, невзначай, ненароком) - всего лишь 8% респондентов осудили неумышленное, невольное тактильное прикосновение; с осторожностью в использовании прикосновений для регуляции эмоциональных состояний, ликвидации стресса отнеслись только 10% респондентов; отвергли прикосновение как способ психологической поддержки только 23% респондентов, прикосновение как поощрение - 31% респондентов; с ограничением прикосновений в тактильной коммуникации тренера и спортсмена для привлечения внимания согласились 28% респондентов, а не приемлют социальное прикосновение (рукопожатие, одобряющее похлопывание по плечу, приветствие) - всего 2% респондентов. Вместе с тем, прикосновение как активное спортивно-педагогическое действие (растягивание, принудительное надавливание (наклон), поддержка, тактильный контроль осанки, коррекция гибкости пальцев, коррекция выворотности рук, коленей, принудительное действие по смене позы, положения) одобряют 96% респондентов, прикосновение как способ моторной активации (потряхивание, поколачивание и прочее) - 87% респондентов. На вопрос «как вы понимаете потребность ребенка в телесном прикосновении со стороны тренера?» (веерные ответы), 65% респондентов это связывают с ожиданием физической помощи со стороны тренера, 59% респондентов - со страховкой, 37% респондентов - как потребность чувствовать физическую силу, психологическую уверенность, как способ активации смелости, решительности, т.е. как побудительную основу к проявлению волевых качеств, 19% респондентов - как побуждение к моторному действию. При этом 48% респондентов связывают прикосновение с потребностью во внимании, похвале, одобрении; 35% респондентов воспринимают прикосновение как результат доверия, предчувствия, ожидания, надежды, перспективы; 34% респондентов рассматривают прикосновение в виде контролера эмоций, применения его для регулирования настроения, преодоления волнений, тревоги, переживаний, страха; 11% респондентов считают, что прикосновение спортсменки-гимнастки ассоциируют с желанием получать ласку, с проявлением нежности, теплоты, заботы, любви, и лишь 7% респондентов прикосновение связывают с осознанием и демонстрацией женственности, хрупкости, изящности, подчеркиванием элегантности, пластичности, изысканности, грациозности, красоты.
В оценке приемлемости и этичности прикосновений респонденты проявили определенную согласованность, указав что тактильный контакт допустим, если действие не вызывает физического напряжения - 63% опрошенных участников; прикосновение не вызывает психического напряжения, испуга, боязни - 80% участников; прикосновение не вызывает смущения, смятения, стыда - 77% участников; прикосновение не должно сопровождаться презрением, унижением, отвращением - 77% участников; прикосновение не должно сопровождаться раздражением, гневом, ругательством - 64% опрошенных участников. Неприемлемым респонденты считают прикосновение, если оно затрагивает эрогенные зоны: область ягодиц - 88% ответов, область грудных желез - 90% ответов, область лица и головы - 85% ответов.
В исследовании были использованы статистические методы обработки первичных результатов. В анкетировании приняли участие 100 респондентов с различной компетентностью о методике спортивной подготовки в эстетических видах спорта, имеющих различную образовательную подготовку, спортивную и профессиональную подготовленность, различный возраст. В перечень возможных тактильных действий было внесено 52 вида физического контакта, было предложено два варианта ответа: допустимы - оценка «1» и не допустимы - оценка «0». Подсчитывалось количество утвердительных ответов для каждого вида воздействия. Результаты представлены в таблице 1. Среди обобщающих результатов явно просматриваются три группы физического воздействия: 1. - допустимый физический контакт (весовые коэффициенты 0,96-0,70) - позиция 1-9; 2. - физические тактильные действия, опосредованные педагогической ситуацией (весовые коэффициенты
0,62-0,32) - позиция 10-19; 3. - нежелательные тактильные действия (весовой коэффициент менее 0,30 единицы, позиция 20-52, исключены из таблицы как незначимые) - это встряска, потряхивание, поколачивание, прихлопы, нажим, подергивание, отталкивание, сталкивание, подзатыльник, подергивание за голову, подергивание подбородка, таскание за волосы, прижимание, тискание, лобзание, почмокивание, поцелуй, самовстряска, само-поколачивание, самоудары, рукобитие, шлепок, щелчок, щелбан, щипок, тычок, трепка, пощечина, оплеуха, затрещина, тумак, пинок, удар.
Таблица 1 - Коэффициент приближения к абсолютному значению в вопросе использования различных тактильных действий в педагогической работе тренера по художественной гимнастике (Х±т)_
Тактильные действия п=100 Профессиональные группы
Спортсмены Тренеры Родители Студенты
1. страховка 0,96±0,02 1,00±0 0,94±0,04 0,96±0,04 0,96±0,04
2. физическая помощь 0,92±0,03 1,00±0 0,87±0,06 0,87±0,07 0,96±0,04
3. поддержка 0,88±0,03 0,90±0,07 0,94±0,04 0,78±0,09 0,88±0,07
4. коррекция движения 0,87±0,03 0,76±0,10 0,90±0,05 0,87±0,07 0,92±0,06
5. растягивание 0,86±0,03 0,90±0,07 0,81±0,07 0,78±0,09 0,96±0,04
6. проводка по движению 0,84±0,04 0,90±0,07 0,81±0,07 0,83±0,08 0,84±0,07
7. сгибание-разгибание 0,74±0,04 0,71±0,10 0,84±0,07 0,70±0,10 0,68±0,10
8. отведение-приведение 0,74±0,04 0,71±0,10 0,84±0,07 0,70±0,10 0,68±0,10
9. надавливание 0,70±0,05 0,62±0,11 0,74±0,08 0,57±0,11 0,84±0,07
10. рукопожатие 0,62±0,05 0,62±0,11 0,52±0,09 0,78±0,09 0,60±0,10
11. растирание, разминание 0,60±0,05 0,52±0,11 0,65±0,09 0,57±0,11 0,64±0,10
12. массаж 0,56±0,05 0,57±0,11 0,52±0,09 0,57±0,11 0,60±0,10
13. успокоение 0,51±0,05 0,48±0,11 0,58±0,09 0,57±0,11 0,40±0,10
14. похлопывание 0,49±0,05 0,52±0,11 0,61±0,09 0,35±0,10 0,44±0,10
15. обнимание 0,49±0,05 0,48±0,11 0,71±0,09 0,43±0,11 0,28±0,09
16. расслабление 0,41±0,05 0,48±0,11 0,39±0,09 0,39±0,10 0,40±0,10
17. поглаживание 0,34±0,05 0,29±0,10 0,42±0,09 0,30±0,10 0,32±0,10
18. релаксация 0,32±0,05 0,38±0,11 0,29±0,08 0,26±0,09 0,36±0,10
19. соприкосновение 0,32±0,05 0,29±0,10 0,45±0,09 0,22±0,09 0,28±0,09
Примечание: данные приведены в десятичном выражении._
Таким образом, тактильные физические воздействия, расположившиеся в рейтинге в верхней части списка, могут считаться допустимыми и целесообразными для решения педагогических задач тренировочного процесса юных гимнасток.
Вместе с тем, при анализе межгрупповых различий отмечаются особенности в применении тех или иных тактильных действий различными профессиональными группами. Рассчитывался тетрахорический коэффициент сопряженности (Т4), позволивший определить степень эквивалентности тактильного действия у различных групп обследуемых («эквивалентность» от aequivalens - слов.: равенство, равнозначность, одинаковый результат, подобие, тождество), в нашем случае - альтернатива antonm «неэквивалентность». При отсутствии статистической связи (эквивалентности) между переменными значение коэффициента стремится или равно 0; при полной связи, когда значение одной переменной полностью совпадает или определяется значением второй переменной, корреляция достигает 1. В проведенном исследовании различное мнение наблюдается у тренеров и родителей при оценке допустимости использования следующих видов физического воздействия (см. таблица 1): поддержек (Т4расчет= - 0,124 < Т4 крит=0,349 при а=0,05 и п=25), надавливания (Т4 расчет= 0,127 < Т4 крит), и это объяснимо, поскольку предпочтение тренеров диктуется методикой тренерской работы; в свою же очередь тактильные действия, связанные с психологической поддержкой гимнасток, явно осознаются более важными в среде тренеров в сравнении с родителями: обнимание (Т4 расчет= - 0,071 < Т4 крит); одобряющее похлопывание (Т4 расчет= 0,068 < Т4 крит), поглаживание (Т4 расчет= 0,075 < Т4 крит), в противовес рукопожатию у родителей (Т4 расчет= 0,020 < Т4 крит), и это объяснимо, поскольку методически
обоснованное необходимое физическое давление со стороны тренера требует обратных одобряющих его действий, воссоздания комфортности нахождения ребенка на тренировке, нивелирования негативных эмоций. С другой стороны, степень ассоциированного мнения у тренеров и родителей, равно как и у спортсменов, по ряду тактильных действий одинакова, наблюдается эквивалентность по следующим тактильным действиям: страховка (Т4 расчет= -0,479 > Т4 крит), растягивание (Т4 расчет= 0,468 > Т4 крит), проводка по движению (Т4 расчет= 0,380 > Т4 крит), коррекция движения (Т4 расчет= 0,464 > Т4 крит) и другим тактильным действиям. Аутентичность мнений может быть установлена в сравнении иных показателей в группе спортсменов, тренеров, родителей, студентов (см. таблица 1).
В ответах на другие вопросы анкеты дополнительно получены следующие сведения: респонденты указали, что прикосновение может быть нежелательным, если тренером является мужчина (например, хореограф) - 16% ответов; если спортсменка высокой квалификации - 9% ответов; спортсменка находится в неудовлетворительном эмоциональном состоянии - 31% ответов; спортсменка находится в неудовлетворительном физиологическом состоянии - 30%; тренер находится в неудовлетворительном эмоциональном состоянии - 54% ответов; на тренировке присутствуют родители, наблюдатели - 6% ответов. На вопрос «должен ли тренер спрашивать разрешение у родителей спортсменок на применение в тренировке тактильных действий?» 27% респондентов ответили «да», 67% респондентов сказали «нет», остальные выразили иное мнение; «должен ли тренер получить письменное согласие от родителей с разрешением применять тактильные действия на тренировочном занятии при решении педагогических задач спортивной подготовки?» - 16% «да», 80% «нет»; «должно ли телесное прикосновение проходить обязательно в доступной для педагогических наблюдений работе тренера (открытой, видимой обстановке)?» - 72% «да», 24% «нет»; «обязательным ли должно быть ежедневное присутствие одного из представителей родительского коллектива на текущих тренировочных занятиях для визуального контроля за действиями тренера?» - 3% «да», 84% «нет»; «допустимо ли вмешательство в педагогический процесс родителей (законных представителей) обучающихся, если дети пожаловались на физическую боль в мышцах, связках, суставах после тренировки?» - 45% «да», 41% «нет»; «какие действия вы предпримите в случае неправильного действия тренера в вопросах телесного прикосновения к обучающемуся на тренировке, если они не связаны с травмами и здоровьем?» (веерный ответ) - 46% респондентов хотят иметь беседу с тренером с порицанием, 16% респондентов напишут докладную записку руководству, 23% респондентов посоветовали бы покинуть группу этого тренера, 2% респондентов выскажут укоризну, 10% респондентов смирились бы с тем, что так нужно, и 40% респондентов рассматривают тактильные действия как приемлемые в нормальной спортивной ситуации. На вопрос «какую реакцию у своего ребенка вы ждете, если принудительное физическое прикосновение тренера будет адресовано ему?» - 12% респондентов указали на эмоциональное возбуждение, 10% респондентов связывают с личным протестом спортсменки, 18% указали на телесный дискомфорт, 1% отметил острую кожную реакцию и 71% респондентов указали на нормальную реакцию спортсменки. Доминирующее большинство участников исследования отметили, что в настоящий момент нет условий, в которых бы тренажерные устройства заменили бы педагогические приемы по коррекции движений и развитию физических качеств в художественной гимнастике - 98% ответов. На вопрос «следует ли ограничить тактильные действия тренера функциями по исполнению трудовых действий, операций, перечисленных в профессиональных стандартах тренера и спортсмена?» - 51% респондентов сказали «да», 44% «нет», другие оговорили иные условия; «следует ли личность тренера считать определяющей при выборе форм телесного прикосновения с точки зрения полезности и продуктивности процесса обучения и развития детей?» - 55% респондентов согласились, 43% респондентов возразили против инициативной роли тренера в независимом выборе невербальных приемов воздействия; «должен ли тренер иметь специальное образование, знания по использованию тактильных действий
для решения педагогических задач урока?» - 77% участников исследования ответили утвердительно, еще 37% респондентов советовали пройти дополнительное обучение, а 63% респондентов считают, что тренер должен иметь предварительный опыт работы по контактному взаимодействуют с обучающимися. Довольно противоречивыми оказались мнения респондентов в вопросе рационального объема контактной работы тренера на учебных занятиях по художественной гимнастике: 13% респондентов считают, что тактильному сопровождению процесса обучения и тренировки должно уделяться до 50% времени, еще 13% анкетируемых - до 40% объема времени, 32% респондентов вполне допустимым считают объем времени до 30% на тактильные действия, а 14% участников исследования отводят до 20% времени, еще 7% опрошенных - отводят 10% времени, и только 3% респондентов - 5% объема времени, еще 18% участников исследования в анкетах указали иное мнение (могут до 70-90%, индивидуально, от возраста, вида спорта, подготовленности спортсмена, невозможно рассчитать, не знают). На повестку исследования поставлен вопрос: есть ли взаимосвязь между затратами времени со стороны тренера на физическое сопровождение в технологиях обучения и развития детей в тренировочном процессе и темпами прироста показателей физической и технической подготовленности юных гимнасток? На последний вопрос анкеты «знакомы ли с технологиями тактильного контакта при обучении музыкантов, балерин, при развитии способностей в других видах двигательной деятельности, например танцах, спортивной гимнастике, акробатике, синхронном плавание и других?» 70% респондентов ответили утвердительно, подчеркивая важность наших рассуждений о допустимости и необходимости применения телесного сопровождения в системе методов педагогического воздействия тренера по художественной гимнастике.
ВЫВОДЫ
Педагогическая технология тактильного сопровождения движений при изучении и закреплении основ техники физических упражнений и развитии двигательных способностей у юных гимнасток 5-8 лет, может обеспечить успешный рост физической подготовленности и спортивной результативности, если при этом до 30-50% объема времени будет отводиться на тактильные действия в виде физической помощи по развитию гибкости, подвижности в суставах, обеспечивающей корректировку движений, проводку по движению, страховку, а в целом, направленной на выработку телесно-двигательных ощущений у юных гимнасток дошкольного и младшего школьного возраста, перерастающих в умение контролировать позу, осанку, положение тела и его частей в пространстве. Оценка эффективности технологии тактильной коммуникации тренера со спортсменом может быть осуществлена по показателям физической подготовленности юных гимнасток и результатам их соревнований при анализе тонких психофизический проявлений как «чувство движения», «чувство положения и пространственной ориентации», «чувство равновесия и устойчивости тела», «сохранения определенной позы», «чувство устойчивости тела при балансировании предметами», «устойчивость в различных условиях опоры, а также в безопорном состоянии», «степень соответствия оценки и самооценки расположения звеньев тела», «контроль мышечных усилий», и других. Результаты исследования апробируются в учебно-тренировочном процессе гимнасток-художниц на этапе начальной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горлова, И.И. Телесность, телесные практики и телесный код в аспекте проблематизации / И.И. Горлова, О.Н. Баниже // Право и практика. - 2015. - № 4. - С. 117-123.
2. Горячев, В.В. О телесном прикосновении на уроке физической культуры / В. В. Горячев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 35-38.
3. Корольков, А.Н. Спортивные мысленные образы: индивидуальные, специальные и общие / А.Н. Корольков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 236-239.
4. Лабунская, В.А. О смысловом пространстве невербального общения / В.А. Лабунская // Российский психологический журнал. - 2014. - Том 11. - No. 3. - С. 93-109.
5. Лебедев, Ю. А. Телесно-двигательная деятельность как основа педагогических технологий развития дошкольника / Ю.А. Лебедев, Н.В. Ермилова // Мир психологии. - 2010. - No. 1. - С. 79-85.
6. Малышева, Е.В. Тактильность в системе телесной коммуникации. Основные подходы, понятия и предпосылки исследований / Е. В. Малышева // Мир лингвистики и коммуникации. - 2016. - No. 44. - С. 57-69.
7. Никитин, В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд / В.Н. Никитин. - М. : Когито-Центр, 2006. - 320 с.
8. Пегов, В.А. Телесность как основа педагогической системы: от физического к телесному / В.А. Пегов // Сборник материалов 67-й научно-практической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Смоленской государственной академии физической культуры, спорта, туризма по итогам НИРС за 2016 г. / под редакцией Д.Ф. Палецкого, Л.П. Грибковой. -Смоленск, 2017. - С. 114-117.
9. Сляднева, Л.Н. Телесная пластика в теории биомеханики и физического воспитания : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / Сляднева Любовь Николаевна. - Майкоп, 2005. - 69 с.
REFERENCES
1. Gorlova, I.I. and Baniege, O.N. (2015), "Bodily Integrity, Bodily Practices and Bodily Code in Relation to Issues", Law and Practice, No. 4, pp. 117-123.
2. Gorichev, V.V. (2012), "On Bodily Touch in the Lesson of Physical Culture", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 35-38.
3. Korolkov, A.N. (2016), "Sports mental imagery: the individual, specific and general", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 236-239.
4. Labunskaya, V.A. (2014), "On the sense space of non-verbal communication", Russian Psychological Journal, Vol. 11, No. 3, pp. 93-109.
5. Lebedev YaA, Yermilova N.V. (2010), "Bodily and motor activity as the basis of pedagogical technologies for the development of pre-school children", Mirpsihologii, No. 1, pp. 79-85.
6. Malysheva, E.V. (2016), "Tactility in the system of bodily communication. Basic approaches, concepts and prerequisites for research", World of Linguistics and Communication, No. 44, pp. 57-69.
7. Nikitin, V.N. (2006). Ontology corporeality: Meanings, paradoxes, nonsense, Kogito-Centre. Moscow, Russian Federation.
8. Pegov, V. A. (2017), "Body as the basis of the pedagogical system: from physical to bodily", A collection of materials from the 67th Scientific, Practical and Scientific Methodical Conference of the Faculty of the Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk, 2017. pp. 114-117.
9. Sladneva, L.N. (2005), Bodily plastic in the theory of biomechanical and physical education, dissertation, Maykop.
Контактная информация: genchay@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.10.2019
УДК 376
ФЕНОМЕН ОДАРЁННОСТИ В СВЕТЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УЧЕНИЙ
Владимир Александрович Гижов, кандидат исторических. наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Ольга Борисовна Капичникова, кандидат пед. наук, профессор, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; Алексей Анатольевич Поздникин, кандидат исторических наук, доцент, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Дмитрий Леонидович Гуреев, старший преподаватель, Саратовский государственный