Научная статья на тему 'Телесная пластичность: проблема биомеханического измерения'

Телесная пластичность: проблема биомеханического измерения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
291
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / «ЖИВОЕ» ДВИЖЕНИЕ / ТЕЛЕСНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ / ТЕЛЕСНАЯ МЕЛКОВАРИАТИВНОСТЬ / СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ИЗМЕРЕНИЕ И ШКАЛИРОВАНИЕ ТЕЛЕСНОЙ ПЛАСТИЧНОСТИ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ТЕЛЕСНОЙ ПЛАСТИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сляднева Любовь Николаевна, Сляднев Александр Алексеевич

Трансформация стереотипа научной рациональности предопределила интерес биомеханики к такому свойству «живого» движения как телесная пластичность. Анализ этого свойства, с одной стороны, приближает биомеханику к своему предмету («живому» движению). С дрогой стороны, − требует отказа от объективных методов измерения, что противоречит принципам классической механики. Цель работы заключается в преодолении этого противоречия. В работе представлен анализ степени разработанности проблемы, дано биомеханическое видение явления «телесная пластичность», обоснованы единицы измерения этого свойства (ЕЗР − едва заметное различие и ЗР − заметное различие), предложены лабораторные и полевые способы его оцифровки. Выделенное противоречие предлагается преодолеть на основе реализации в процессе оценки и шкалирования феноменов телесной пластики стандартизированных процедур сенсорных измерений, разработанных в психофизике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сляднева Любовь Николаевна, Сляднев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporal plasticity: biomechanical measurement problem

Transformation of the stereotype of scientific rationality predetermined interest biomechanics to such property «live» motion as a corporeality plasticity. Analysis of this properties, on the one hand, it brings the biomechanics of his subject («living» motion). With the other hand, requires the rejection of objective measurement methods, contrary to the principles of classical mechanics. The purpose of the work is to overcome this contradiction. In the work presented analysis of the degree of the problem, given biomechanical vision of the phenomenon of «corporeality plasticity», justified units of this property (BND − barely noticeable difference, ND − noticeable difference), proposed laboratory and field methods of its digitization. Dedicated contradiction is recommended to overcome on the basis of realization in the process of evaluating and scaling phenomena «corporeality plasticity» standardized procedures sensor measurements developed Psychophysics.

Текст научной работы на тему «Телесная пластичность: проблема биомеханического измерения»

2.ucoz.ru/publ/raznoe/video/fizicheskaja_podgotovka_komandy_vysshego_urovnja_babakin_v _n/17-1-0-197 - Дата обращения 31.08.2013.

2. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С.35-41.

3. Идриев, А.И. Педагогическая технология управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов в возрасте 15-17 лет / А.И. Идриев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 46-50.

REFERENCES

1. Babakin V.N. (2012), Physical preparation of team of the highest level, available at: http://volleyballogy-

2.ucoz.ru/publ/raznoe/video/fizicheskaja_podgotovka_komandy_vysshego_urovnja_babakin_v _n/17-1-0-197 (accessed 31 August 2013).

2. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

3. Idriev, A.I. (2008), “Pedagogical technology of management of high-speed and power preparation of young football players at the age of 15-17 years”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 46-50.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.08.2013.

УДК 612:796

ТЕЛЕСНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМА БИОМЕХАНИЧЕСКОГО

ИЗМЕРЕНИЯ

Любовь Николаевна Сляднева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой хореографии,

Александр Алексеевич Сляднев, кандидат психологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт

Аннотация

Трансформация стереотипа научной рациональности предопределила интерес биомеханики к такому свойству «живого» движения как телесная пластичность. Анализ этого свойства, с одной стороны, приближает биомеханику к своему предмету («живому» движению). С дрогой стороны, -требует отказа от объективных методов измерения, что противоречит принципам классической механики. Цель работы заключается в преодолении этого противоречия. В работе представлен анализ степени разработанности проблемы, дано биомеханическое видение явления «телесная пластичность», обоснованы единицы измерения этого свойства (ЕЗР - едва заметное различие и ЗР -заметное различие), предложены лабораторные и полевые способы его оцифровки. Выделенное противоречие предлагается преодолеть на основе реализации в процессе оценки и шкалирования феноменов телесной пластики стандартизированных процедур сенсорных измерений, разработанных в психофизике.

Ключевые слова: телесность, «живое» движение, телесная пластичность, телесная мелко-вариативность, специфическая вариативность движения, измерение и шкалирование телесной пластичности, экспертная оценка телесной пластичности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p162-167

CORPORAL PLASTICITY: BIOMECHANICAL MEASUREMENT PROBLEM

Lubov Nikolaevna Slyadneva, the doctor of pedagogical science, professor, head of the Department of choreography,

Aleksandr Alekseevich Slyadnev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute

Annotation

Transformation of the stereotype of scientific rationality predetermined interest biomechanics to such property «live» motion as a corporeality plasticity. Analysis of this properties, on the one hand, it brings the biomechanics of his subject («living» motion). With the other hand, requires the rejection of objective measurement methods, contrary to the principles of classical mechanics. The purpose of the work is to overcome this contradiction. In the work presented analysis of the degree of the problem, given biomechanical vision of the phenomenon of «corporeality plasticity», justified units of this property (BND - barely noticeable difference, ND - noticeable difference), proposed laboratory and field methods of its digitization. Dedicated contradiction is recommended to overcome on the basis of realization in the process of evaluating and scaling phenomena «corporeality plasticity» standardized procedures sensor measurements developed Psychophysics.

Keywords: corporeality, «living» motion, corporeality plasticity, subtle variations motion, specific variability of the motion, measurement and scaling of corporeality plasticity, expert assessment of corporeality plasticity.

ВВЕДЕНИЕ

Научные идеи, концепции, теории - не есть истина. Это - всего лишь частный (наряду с обыденным, художественным, теологическим и т.д.) продукт эмоционально окрашенной познавательной деятельности человека. Эта деятельность подчиняется психофизиологическим и социокультурным закономерностям функционирования человеческой рациональности, испытывающей сильное влияние социума. Поэтому не случайно, что складывающаяся к концу двадцатого столетия многополярная цивилизационная ситуация, предопределила парадигмальный скачок научной рациональности. Даже такая, казалось бы, незыблемая область знания как механика, еще недавно описывающая пространственно-временные трансформации материальных объектов без уточнения средств их исследования, сегодня уже не мыслится без экспликации операциональной основы теории, без строгой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с изучаемым объектом. Современный релятивистский способ артикулирования исследования не отрицает классического способа, но рассматривает его как грубую идеализацию и рафинирование реальности.

Востребованные сегодня научно-познавательные ориентиры, допуская к исследовательскому освоению сложные самоорганизующиеся системы, существенно расширяют не только предметное поле самой механики, но и возвращают приверженцев механического моделирования, в частности, «живого» движения в русло антропологических идей П.Ф. Лесгафта (о психофизической целостности человека, о движении как сенсомотор-ном единстве, о человекосозидающей и культурообразующей функциях физического упражнения) и В.Э. Мейерхольда (о непосредственной связи внешнего движения с движением внутренним). Однако при этом в теории биомеханики обнаруживается противоречие. С одной стороны, биомеханика, вплотную приближаясь к своему предмету («живому» движению), методологически готова к изучению таких спортивно-зрелищных и сценических феноменов как образность, выразительность, грациозность двигательного действия. С другой стороны, «биомеханика, традиционно позиционирующая себя как наука экспериментальная, эмпирическая, опирающаяся на инструментально-опытное изучение движений, еще далека от изучения телесно-двигательных проявлений, механические параметры которых исключительно сложно коррелируют с эмоциональной про-

дуктивностью двигательного действия [3]. Разрешение этого противоречия и является целью данной работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Объективные (естественнонаучные) способы оценки «живого» движения реализуются на биомеханическом уровне его исследования. Здесь тело человека представлено как абстрактный физический объект, части тела - как звенья. Двигательное действие рассматривается как механическое перемещение объекта и его звеньев в пространстве. Оценочными мерами такого перемещения являются физические величины - общие в качественном отношении характеристики для множества объектов или явлений материальной реальности, но конкретные для каждого из них в количественном проявлении. Основным достоинством такого описания является объективность оценки (измеряемость и возможность шкалирования).

Основным достоинством объективного способа измерения и оценки «живого» движения является теоретически неограниченное приближение экспериментально найденного количественного значения его характеристики к истинному значению, то есть к значению, которое допустимо считать абсолютно верным для контекста конкретной исследовательской задачи.

На этой теоретико-прикладной основе в средине прошлого столетия в теории и практике физического воспитания и спорта было инициировано большое количество биомеханических описаний «живого» движения через призмы отдельных его квазимеха-нических, как бы очеловеченных свойств («интенсивность, сила»; «скорость, быстрота», «согласованность, координированность», «амплитуда, размах, гибкость, подвижность» и т.д.), относительно устойчивых состояний («продолжительность, выносливость» и др.), функций (например, научения, развития, коррекции, оздоровления и т.д.). Эти призмы, расщепляющие «живое» движение на отдельные структуры, сегодня осознаются как малопродуктивные в контексте не только педагогики, но и самой биомеханики. Метаморфозы научной рациональности предопределили понимание того, что качественно новое описание «живого» движения возможно при использовании особых способов видения двигательной активности человека и средств ее изучения. Единство такого сложного объекта познания, каким является телесно-двигательное пространство человека, сохраняется, если рассматривать это пространство и процесс его преобразования, через различные конкретно-научные системные проекции, соответствующие представлению об антропологической целостности двигательного акта. Наиболее известными идущими от

Н.А. Бернштейна такого рода проекциями являются «двигательная задача», «смысловая структура действия», «психосемантика двигательного действия». Какая же интегральная определенность двигательного акта раскрывается взору исследования с этих позиций?

Наши исследования [2, 4] в качестве такой определенности обосновывают телесную пластичность, под которой мы понимаем мелковариативные флуктуации телесного движения, обусловленные внутренними факторами его продуцирования. Отметим, что

Н.А. Бернштейн еще в 1947 году выделял аналогичную определенность движения, которую он обозначил термином «специфическая вариативность» [1, С. 132]. Он первым из биомехаников заметил, что «то самое явление, которое в непроизвольном плане выглядит как вариативность, в плане преднамеренном и целевом обращается во взаимозаменяемость двигательных компонент и переключаемость движения с одного органа на другой» [там же, С. 133]. В связи с этим специфическую вариативность он рассматривал как важнейшее свойство двигательного акта, дающее возможность отнести движение к тому или иному уровню его построения, или раскрыть его уровневый состав.

Парадоксальность выделяемого нами свойства движения для классической биомеханики заключается в том, что ее основной задачей всегда было не что иное, как предельное нивелирование моторной вариативности. Еще Н. А. Бернштейн обратил внима-

ние на то, что многочисленные исследования, связанные с регистрацией специфической вариативности, выполнены не биомеханиками, а физиологами в контексте изучения «пластичности» нервной системы [там же, С. 134].

Очевидно, что признание телесной пластичности в качестве биомеханической категории возможно, как минимум, при выполнении трех условий. Первое - понимание того, что биодвижение - это такая реальность, которую следует описывать не усредненной траекторией, а как минимум пучком (ансамблем) траекторий. Второе - метрологическое обеспечение соответствующих экспериментальных исследований. Третье условие -решение вопроса о стандартизации результатов измерения (выбор единицы измерения пластичности).

Современное замещение типов научной рациональности является, по нашему мнению, фундаментальной предпосылкой выполнения первого условия на основе осознания того, что специфическая вариативность двигательного действия (телесная пластика) - и есть суть «живого» движения; - это та самоценность биодвижения, которая влечет человека на стадионы, в концертные залы, определяет первичное восприятие человека человеком в обыденной жизни.

Сложность традиционной для биомеханики реализации второго условия связана с тем, что векторные составляющие телесной пластичности чрезвычайно подвижны, как по модулю, так и по направлению. Для их анализа необходимо создавать принципиально новые измерительные комплексы на основе технологий трехмерной графики (3Б), мощных и быстродействующих интеграторов и корреляторов. Более того, поскольку телесная пластичность не только на уровне продуцирования, но и на уровне восприятия является феноменом человеческого порядка, измерительный комплекс должен быть «обучен эмоционально реагировать на результат измерения». Учитывая сложность технической реализации второго условия, в основу экспериментального исследования феноменов телесной пластики могут быть положены результаты сенсорно-перцептивных измерений.

Спортивно-педагогическая обыденность указывает на то, что сенсорноперцептивные измерения телесной пластичности могут быть выполнены с достаточной для практики точностью, но только специально подготовленными для этого людьми -судьями (спортивными экспертами). Это не означает, что судья видит то, что не видит обычный человек, имеющий опыт практического или ментального (мысленного) освоения измеряемого действия. Судью от обычного человека отличает лишь наличие у него опыта в приписывании цифр определенным свойствам двигательного действия согласно детально оговоренным правилам.

Отметим, что сенсорно-перцептивные измерения проявлений телесной пластичности могут быть выполнены прямым и косвенным способами субъективного шкалирования. Косвенный способ характерен для недостаточно опытного измерителя («наблюдателя»). При этом сначала сенсорно-перцептивные эффекты (образы) внешней стимуляции сукцесивно (последовательно) запоминаются. Далее мнемонические образы ранжируются относительно один другого по принципу «больше - меньше - равно». При прямом способе шкалирования опытный «измеритель» (эксперт) текущее визуальное впечатление симультанно (одномоментно) встраивает в уже шкалированный набор представлений о пластичности двигательного действия.

Подходы к реализации третьего условия (стандартизации результатов измерения) определены нами на основе изучения общих закономерностей субъектного шкалирования стимулов различной модальности, которые разработаны в психофизике. Опираясь на основные положения теории сенсорных измерений, в качестве лабораторной меры телесной пластичности предложена единица ЕЗР (едва заметное различие).

ЕЗР ставится в соответствие с объективно измеренным различием между двумя пространственными деформациями телесности, которое обнаруживается экспертом так же часто, как и остается незамеченным. Таким образом, ЕЗР рассматривается нами как

статистическая оценка разрешающей способности зрительно-перцептивной системы (абсолютный или дифференциальный порог чувствительности при восприятии телесной пластичности).

Для спортивно-педагогической практики в качестве рабочей единицы измерения пластичности предлагается использовать ЗР (заметное различие) - различие между двумя пространственными деформациями телесности, которое обнаруживается любым экспертом. ЗР в отличие от ЕЗР является не характеристикой разрешающей способности зрительного анализатора человека при восприятии телесной пластики, а характеристикой оценочной сферы его психики. На основе выделенного заметного различия каждый эксперт мысленно конструирует свою уникальную интервальную шкалу визуальных оценок. В конечном итоге, ЗР позволяет осуществить консенсусную операцию квантификации и достоверно выразить степень присутствия определенной вариации в двигательном действии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концепция «живого» движения и телесная парадигма, активированные в конце прошлого столетия как отклик на скачок научной рациональности, первоначально выглядели как набор благозвучных метафор, не имеющих прикладного значения не только в естественнонаучной биомеханике, но и в гуманитарной теории физической культуры и спорта. На этапе замысла существенные опасения высказывали адепты классической биомеханики и в отношении нового понятия «телесная пластичность». Однако, первый, необходимый для любой новой идеи этап метафорического описания (качественного анализа, по В.Б. Коренбергу) пройден. По крайней мере ясно, что новая метафора (телесная пластичность), с одной стороны, не противоречит основным постулатам биомеханики (спортивной, педагогической), предложенным ее основателем Н.А. Бернштейном. С другой стороны, концепция телесной пластичности в биомеханике не сводится к повторному описанию явления, которое уже известно давно в науке.

Второй этап, на котором в настоящий момент мы находимся, - формальный абрис (статистическое и математическое моделирование, ввод ограничений, привнесение ясности в видение замысла). Основные проблемы этого этапа - выбор единицы измерения, обоснование измерительных процедур, оцифровка определенного свойства телесной пластичности. Релевантность на этом этапе первоначально может быть достигнута только на основе принятия в качестве меры телесной пластичности «живых» (субъективных) единиц.

Впереди заключительный третий этап изучения телесной пластичности - построение прогностических моделей педагогической, спортивной, сценической направленности. Мы надеемся, что эти модели будут потенциализировать возможность опровержения уже известных истин, допускать необычную интерпретацию эмпирических данных, давать нетривиальные предсказания теории и практике, обеспечивать «прорастание» биомеханического знания во внутренний мир субъекта и через него - в мир культуры и искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений /Н.А. Бернштейн / Избранные психологические труды / Под ред. В.П. Зинченко. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 687 с.

2. Сляднева, Л.Н. Телесная пластика как биомеханическая реальность / Л.Н. Сляднева // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 20-23.

3. Сляднева, Л.Н. Признаки продуктивности биомеханической парадигмы в теории физического воспитания и спортивной тренировки / Л.Н. Сляднева, А. А. Сляднев // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 257-268.

4. Сляднева, Л.Н. Телесная пластика как экспликация необратимости биодвижения /Л.Н. Сляднева, В.Н. Курысь, А.А. Сляднев //Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 5. - С. 98-101.

REFERENCES

1. Bernstein, N.A. (2004), Biomechanics and physiology of movements, in Zinchenko, V.P. (Ed.), Selected psychological works, Publishing house of Moscow psychological-social Institute, Moscow.

2. Slyadneva, L.N. (2005), "Corporal plasticity as biomechanical reality", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 20-23.

3. Slyadneva, L.N. & Slyadnev, A.A. (2010), "Signs of productivity biomechanical paradigm in the theory of physical education and sports training", Bulletin of Adighe state University, No. 1, pp. 257-268.

4. Slyadneva, L.N., Kyrus, V.N. & Slyadnev, A.A. (2012), "Plasticity as explication of irreversibility of biomovement", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 98-101.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.08.2013.

УДК 796.41

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ И СОПРЯЖЁННАЯ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОК 10-12 ЛЕТ

Алексей Альбертович Сомкин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), Людмила Геннадьевна Манько, соискатель, тренер-преподаватель, Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СПбГБОУ ДОД СДЮШОР) Пушкинского района, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье проводится анализ методики подготовки гимнасток 10-12 лет, включающей комплексы упражнений по целенаправленному развитию гибкости в уроках хореографии и при помощи упражнений сопряжённого физико-технического воздействия на гимнастических снарядах и дополнительном оборудовании. Показано, что разработанная методика позволила увеличить подвижность в конкретных суставах и повысить уровень технической подготовленности гимнасток на этапе углублённой специализации.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, хореографическая подготовка, сопряжённая физико-техническая подготовка, гимнастки 10-12 лет.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p167-170

CHOREOGRAPHY AND COMPREHENSIVE PHYSICAL AND TECHNICAL PREPARATION OF THE FEMALE GYMNASTS AGED 10-12 YEARS

Alexey Albertovich Somkin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

St. Petersburg State University of Service and Economy,

Lyudmila Gennadievna Manko, the competitor, trainer-teacher,

Specialized Child Youthful School of the Olympic Reserve of the Pushkin area, St. Petersburg

Annotation

The article analyses the methods of preparation of the female gymnasts aged 10-12 years including of sets of exercises focused on the flexibility development in choreography training and by means of the exercises of comprehensive physical and technical impact on the gymnastics apparatus and supplementary equipment. It has been shown that the developed methodology allowed increasing the flexibility in sepa-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.