рации контента адресатами нуждаются в тщательном предэфирном анализе, т. к. зачастую то, что попадает на экран, не является общепринятой языковой нормой и может привести к формированию неправильных аудиовизуальных ассоциаций у адресатов. Мы предлагаем актуализировать проблему формирования языковой компетенции адресата для критического восприятия медиатекстов, в том числе и в форме креолизованных телевизионных титров.
Список литературы
1. Доронина И.М., Желтухина М.Р. Титры как маркер уровня грамотности адресата в телевизионном медиадискурсе (на примере программы «Время покажет») // Актуальные проблемы медиаис-следований - 2018. VII Международная научно-практическая конференция НАММИ: материалы конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2018. С. 59-62.
2. Желтухина М.Р., Доронина И.М. Современные проблемы редактирования телевизионных титров медиаадресата // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 2. С. 14-23. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-2(30)-14-23.
3. Лазарева Э.А. Рекламный дискурс: стратегии и тактики // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. 2003. Т. 9. С. 82-121.
4. Премия «Оскар» 1929: номинанты и победители [Электронный ресурс]. URL: https://oscar.ki-nonews.ru/1929/ (дата обращения: 24.02.2019).
5. Соколенко П.Т. Программирование SVGA-
графики для IBM РС. СПб.: БХВ-Петербург, 2001. * * *
1. Doronina I.M., Zheltuhina M.R. Titry kak marker urovnya gramotnosti adresata v televizionnom mediadiskurse (na primere programmy «Vremya po-kazhet») // Aktual'nye problemy mediaissledovanij -2018. VII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya NAMMI: materialy konf. M.: Fak. zhurn. MGU, 2018. S. 59-62.
2. Zheltuhina M.R., Doronina I.M. Sovremennye problemy redaktirovaniya televizionnyh titrov me-diaadresata // Aktual'nye problemy filologii i peda-gogicheskoj lingvistiki. 2018. № 2. S. 14-23. DOI: 10.29025/2079 -6021-2018-2(30)-14-23.
3. Lazareva E.A. Reklamnyj diskurs: strategii i taktiki // Lingvistika: Byulleten' Ural'skogo ling-visticheskogo obshchestva. 2003. T. 9. S. 82-121.
4. Premiya «Oskar» 1929: nominanty i pobediteli [Elektronnyj resurs]. URL: https://oscar.kinonews.ru/ 1929/ (data obrashcheniya: 24.02.2019).
5. Sokolenko P.T. Programmirovanie SVGA-gra-fiki dlya IBM RS. SPb.: BHV-Peterburg, 2001.
TV credits as an element of creolization in the communicative space
The article explores the texture of modern television captions which consists of two inhomo-geneous parts, verbal and non-verbal. The author claims that the verbality of text elements on the screen is most apparent in the context of media convergence, "multi-channelity" principle, interactivity, and mobility of modern electronic media. By acquiring new forms, media text becomes endowed with new opportunities not only for demonstration, but also for communication, evaluation, instant feedback, interactivity, etc. The author comes to the conclusion that it's possible to speak of credits as of creolized text.
Key words: titles, credits, creolized text, frames, addresser, addressee, television program, director, editor.
(Статья поступила в редакцию 26.02.2019)
м.с. крапивина, в.а. чижовА, Н.и. шкабара
(волгоград)
ТЕЛЕСНАЯ МОТОРИКА
КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приведен обзор основных концепций и теорий лингвистики, представлены взгляды исследователей на физиологический источник речевой деятельности. На основе проведенных экспериментов описано значение телесной моторики в порождении речи.
Ключевые слова: фонетика, психолингвистика, ритм, звуки, телесная моторика, речевая деятельность, эксперимент.
История лингвистики напоминает лоскутное одеяло, сшитое из разнообразных идей, гипотез, концепций и теорий. Одной из причин формирования такого «одеяла», кроме сложности изучаемого объекта и человеческого фактора, считается влияние других наук. Так, в XIX в. значительное влияние на языкознание оказали интенсивное развитие естественных наук в целом и эволюционная теория Чарльза
О Крапивина М.С., Чижова В.А., Шкабара Н.И., 2019
Дарвина в частности [2, с. 78]. В результате родилась концепция так называемого лингвистического натурализма, центром которой принято считать Августа Шлейхера - автора спорного определения языка как биологического организма. Сравнение языка с биологическим организмом было принято тогда не всеми; мнения лингвистов ХХ в. также неоднозначны, что отражают, например, следующие цитаты: «Заслугой натуралистического направления в языкознании явилось сравнение языка с живым организмом, что способствовало утверждению системного взгляда на язык, как объект, обладающий собственной структурой и законами своего развития, к которым применимы точные методы естественных наук» [3, с. 85]; «Многое в построениях А. Шлейхера было слишком прямолинейным, а метафорическое уподобление языка живому организму он понимал слишком буквально» [2, с. 83]. Отношение к языку как к живому организму и сейчас кажется неприемлемым, но только в отрыве от его носителей.
В середине ХХ в. официальное признание получила психолингвистика, которая в отечественном языкознании стала называться «теорией речевой деятельности» [1, с. 164-165]. Таким образом, речевая деятельность была включена в систему человеческой деятельности в целом. В связи с этим возникает вопрос о взаимосвязи всех видов деятельности. Даже самый поверхностный взгляд позволяет сравнить устную речь с пением. связь речи с вокалом опирается на два главных параметра -ритм и мелодию или интонацию, хотя определения этих понятий в языкознании и теории музыки имеют некоторые различия. так, в теории музыки при определении ритма учитывается в отличие от языкознания не только чередование звуков, но и их соотношение по длительности [9, с. 14]. Однако связь музыкальной мелодии с речевой интонацией несомненна и для лингвистов, определяющих интонацию как ритмико-мелодическую сторону речи [7, с. 134], и для музыкантов: «Представление о мелодии всегда связывается у нас с пением, и это не случайно. Ведь смена высоты звука ассоциируется, прежде всего, с интонацией человеческого голоса, и речевой, и вокальной» [9, с. 12]. Вокал, в свою очередь, закономерно ассоциируется с танцем, который также основан на ритме и мелодии, только ритм и мелодия в танце воспроизводятся не голосом, а телом, но ведь и голос является производным тела. Голос участвует и в ритмизации физического труда - индивидуального и коллективного [7, с. 459].
Голос и в пении, и в речи - это, прежде всего, гласные звуки. Их производство обусловлено работой определенной группы мышц, а возможно, и всеми мышцами тела. Однако первичной функцией мышц является не речь. В сущности, производство гласных можно назвать одной из функций дыхания. согласные звуки представляют собой мышечные смычки - полные и неполные, видимые и невидимые. Видимые смычки осуществляют окологубные мышцы, а невидимые производятся в полости рта с участием языка и мышц зева. Участие дыхания в производстве согласных минимально по сравнению с гласными, причем изолированное произношение согласных звуков всегда сопровождается огласовкой. Различия в производстве гласных и согласных звуков на уровне телесной моторики заключаются в разной активности разных групп мышц. Неясной остается их взаимосвязь в динамике, но можно предположить, что в основе такой взаимосвязи лежит система ритмических фигур.
Горизонтальную интерпретацию речевого ритма как чередования сильных и слабых слогов, т. е. сильных и слабых гласных, можно дополнить интерпретацией вертикальной, т. е. соотношением мышечного напряжения и расслабления, а также соотношением объемов выдыхаемого воздуха (подобное соединение горизонтали и вертикали известно в лингвистике как связь синтагматики и парадигматики [4, с. 180]). На стадии расслабления происходит полный выдох, обеспечивающий воспроизводство сильного (ударного) гласного или слога; на стадии напряжения произносится слабый слог с остаточным движением воздуха. такого рода соотношение мы называем ритмическим интервалом по аналогии с интервалом мелодическим, причем в этой связке доминирует ритмический интервал, что доказали эксперименты с взрослыми людьми, не умеющими петь: после усвоения ритмического интервала с помощью специальных упражнений они достаточно точно воспроизводили и мелодию. Количество как ритмических, так и мелодических интервалов теоретически бесконечно, а практически ограничено возможностями человеческого организма. соединение горизонтали и вертикали в динамике образует ритмическую спираль или спиралевидную цепочку ритмомелодических фигур. такая схема позволяет объяснить суть русского ударения и редукции. Кроме того, она дает возможность разработки новых методов постановки произношения у иностранцев, изучающих русский язык. Некоторые методы уже разработаны и проверены в ходе экспериментов.
Один из экспериментов дал результаты, которые пока можно объяснить лишь гипотетически. суть эксперимента заключалась в удлинении сверхкратких пауз между слогами одного слова. Оказалось, что благодаря этому удлинению студенты-иностранцы адекватно воспринимали не только ритм слова, но и качество согласных звуков, что проверялось на повторе. У некоторых студентов ошибки в произношении согласных все же были. Попытка их объяснить породила следующий эксперимент, предполагающий влияние локализации звукоизвлечения на качество согласных звуков. Студентам-иностранцам было предложено произнести русские скороговорки сначала близко к губам, а затем в глубине полости рта, т. е. на зеве или на горле. Место зву-коизвлечения во втором случае предварительно обозначалось вдохом через рот, вызывающем ощущение холода в области зева. Кроме того, также предварительно предлагалось расслабить окологубные мышцы через их напряжение (сжатие губ) и последующее расслабление с помощью сильного выдоха, т. е. как бы «отдувания». Сравнение результатов эксперимента показало, что произношение «на горле» заметно повлияло на более адекватное воспроизводство согласных звуков и увеличило скорость произношения скороговорки в целом.
разделение слогов довольно продолжительными паузами нейтрализуют, вероятно, стереотипы восприятия, обусловленные родным языком. Под стереотипами в данном случае понимаются устойчивые условные рефлексы, действующие на уровне подсознания. Удлинение сверхкратких пауз предполагает сознательное восприятие иноязычного речевого ритма и временно нейтрализует рефлексы родной речи, а дальнейшая тренировка формирует новые условные рефлексы восприятия иноязычной звуковой формы, а также ее адекватного воспроизводства.
Рефлекторная природа усвоения звуковой формы речи уже не вызывает сомнений. Неприятие такого подхода касается речевого поведения в целом, если оно трактуется как «система реакций на стимулы, поступающие из внешней среды» [1, с. 167]. Формула «стимул - реакция» была заимствована представителями ассоциативной лингвистики у психологов-необихевиористов и наибольшие сомнения вызвала по отношению к семантике слова. Реактивная теория значения с течением времени претерпела значительные изменения: «из теории явных реакций стала теорией скрытых мускульных реакций, а затем теорией частичных реакций, и, наконец, это раз-
витие завершилось осгудовской теорией опосредования, согласно которой значение слова есть лишь крошечная часть той тотальной реакции, которая возникает в центральной нервной системе» [8, с. 156-157].
Споры между сторонниками лингвистического бихевиоризма и их противниками можно обозначить как противоречивую проблему соотношения рефлекторности и эвристич-ности речи, а глобально как взаимосвязь чувственного восприятия действительности и ее сознательного понятийного осмысления. В интерпретации Д. Слобина, бихевиоризм «постепенно пришел к отрицанию таких промежуточных, переменных, недоступных прямому наблюдению (мысленных образов), и перевел эти образы в сферу периферической мускулатуры, назвав их реакциями. И в наши дни, в современном бихевиоризме, они все еще называются "реакциями", но теперь считается, что они не могут быть измерены объективными методами, потому что происходят в глубине невидимого "черного ящика" мозга. Они в отличие от образов недоступны для интроспекции» [Там же, с. 157]. Однако прямому наблюдению и даже управлению вполне доступны напряжение и расслабление мышц, а также сопутствующие им вдох, выдох и задержка дыхания. Другое дело - измерение ритмических интервалов: в этом случае необходимы лабораторные исследования с помощью соответствующей аппаратуры. Ритмические интервалы звуковой формы речи образуют низший или базовый уровень ритмического структурирования языка в целом. В области лексики наибольший ритмический интервал представляют антонимы, значительно меньший - синонимы. В семантике ритмически структурированы прямые и переносные значения слов. В грамматике разные ритмические интервалы демонстрируют степени сравнения прилагательных. В идеале ритм управляет и построением предложения. В этих случаях имеется в виду не ритм телесной моторики, а ритм мышления. Ритмически организована и письменная речь, что показывают лучшие произведения художественной литературы - не только стихи, но и проза. Противоречие между реф-лекторностью и эвристичностью речи можно разрешить следующим образом: ритмически организованные речевые рефлексы обеспечивают стабильность речи, а от ее восприятия носителями языка зависит эвристичность или креативность.
значение тела и телесной моторики для развития интеллекта находится в центре так называемой пластико-когнитивной терапии: «В
пластико-когнитивной терапии тело выступает как универсальный посредник между сознанием и бессознательным: сознательно сосуществуя с телом, мы проникаем в бессознательное, проявляющее себя как отклик состояния тела. Научившись "читать" ощущения своего тела, мы научаемся познавать свою первоначальную природную сущность и характер ее взаимодействия с социальной и естественной средой. Значение когнитивной сферы здесь так же велико, как и сенситивной» [5, с. 18].
Список литературы
1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2005.
2. Алпатов В.М. История лингвистических учений: учеб. пособие. М.: Яз. рус. культуры, 1998.
3. Гируцкий А.А. Общее языкознание: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., стереотип. Минск: ТетраСистемс, 2001.
4. Лурия А.Р. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
5. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1999.
6. Реформатский А.А. Введение в языковедение / под ред. В.А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1996.
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1976.
8. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика / пер. с англ. под ред. А.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1976.
9. Шалина Л.А. Краткое пособие по теории музыки. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
* * *
1. Alefirenko N.F. Sovremennye problemy nauki o yazyke: ucheb. posobie. M.: Flinta: Nauka, 2005.
2. Alpatov V.M. Istoriya lingvisticheskih uchenij: ucheb. posobie. M.: Yaz. rus. kul'tury, 1998.
3. Giruckij A.A. Obshchee yazykoznanie: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. 2-e izd., stereotip. Minsk: TetraSistems, 2001.
4. Luriya A.R. Yazyk i soznanie / pod red. E.D. Homskoj. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1979.
5. Nikitin V.N. Psihologiya telesnogo soznaniya. M.: Aleteja, 1999.
6. Reformatskij A.A. Vvedenie v yazykovedenie / pod red. V.A. Vinogradova. M.: Aspekt Press, 1996.
7. Rozental' D.E., Telenkova M.A. Slovar'-spra-vochnik lingvisticheskih terminov: posobie dlya uchi-telej. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Prosveshchenie, 1976.
8. Slobin D., Grin Dzh. Psiholingvistika / per. s angl. pod red. A.A. Leont'eva. M.: Progress, 1976.
О Мосейко А.А., 2019
9. Shalina L.A. Kratkoe posobie po teorii muzyki. Rostov n/D.: Feniks, 2012.
Body motor functions as a physiological basis of speech activity
The article reviews the main concepts and theories of linguistics, as well as the views of researchers on the physiological source of speech activity. On the basis of the experiments performed, the role of physical motility in speech production is described.
Key words: phonetics, psycholinguistics, rhythm, sounds, body motility, speech activity, experiment.
(Статья поступила в редакцию 15.02.2019)
А.А. МОСЕЙКО (волгоград)
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЭТИКЕТА И ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ТРАДИЦИОННОГО РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА*
Характеризуются реальные процессы коммуникации, в частности проблема речевого этикета в интернет-коммуникации. Сделан вывод о том, что модели взаимодействия и механизмы их регуляции интернет-коммуникации и реального общения в основном совпадают за исключением некоторых особенностей сетевого пространства.
Ключевые слова: интернет-поведение, интернет-коммуникация, нетикет, этикетная модель поведения, интернет-сообщества.
В современном обществе компьютерная сеть все более становится особой средой социализации и самореализации личности, в которой постепенно стираются культурные границы и разрушаются социальные коммуникационные барьеры. «Человек всегда жил в двух реальностях - материальной и духовной, объ-
* Статья публикуется в рамках V Международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде» (Волгоград, ВГСПУ, 6-8 декабря 2018 г.).