Научная статья на тему 'Телеработа как форма флексибилизации трудового права зарубежных стран в условиях глобализации'

Телеработа как форма флексибилизации трудового права зарубежных стран в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
550
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕРАБОТА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФЛЕКСИБИЛИЗАЦИЯ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ / TELEWORKING / GLOBALIZATION / FLEXIBILISATION / LABOR LEGISLATION / COLLECTIVE BARGAINING AGREEMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов П. Е.

Статья посвящена актуальной проблеме правового регулирования телеработы в США и Европе. Автор подчеркивает, что телеработа это форма флексибилизации трудового права зарубежных стран в условиях глобализации и ее основная цель состоит в совершенствовании реализации трудовых прав работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teleworking as a form of flexibilization of the labour law of foreign countries under globalization

The article is devoted to the actual problem of legal regulation of teleworking in the USA and Europe. The author stresses that teleworking is a form of flexibilization of the labour law under globalization and the main propose of it will be enhancing of realization of labour rights of employees.

Текст научной работы на тему «Телеработа как форма флексибилизации трудового права зарубежных стран в условиях глобализации»

9. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

9.1. ТЕЛЕРАБОТА КАК ФОРМА ФЛЕКСИБИЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Морозов П.Е., к.ю.н., доцент, кафедра трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Ку-тафина

Контакты автора: pmorozov72@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме правового регулирования телеработы в США и Европе. Автор подчеркивает, что телеработа - это форма флексибилизации трудового права зарубежных стран в условиях глобализации и ее основная цель состоит в совершенствовании реализации трудовых прав работников.

Ключевые слова: телеработа, глобализация, флексибилизация, трудовое законодательство, коллективные договоры

TELEWORKING AS A FORM OF FLEXIBILIZATION OF THE LABOUR LAW OF FOREIGN COUNTRIES UNDER GLOBALIZATION

Morozov P.E., associated professor of labor law and social security law chair of MSLA after O.E. Kutafin

Annotation: The article is devoted to the actual problem of legal regulation of teleworking in the USA and Europe. The author stresses that teleworking is a form of flexibilization of the labour law under globalization and the main propose of it will be enhancing of realization of labour rights of employees.

Keywords: teleworking , globalization, flexibilisation, labor legislation, collective bargaining agreements

Телеработа рассматривается как форма флексибилизации трудового права в условиях глобализации. Исторически в экономически развитых странах телеработники обладали меньшими правами, чем работники по трудовому договору на неопределенный срок, либо их трудовая деятельность регулировалась гражданскими договорами. В настоящее время наметилась тенденция устранения дискриминации в отношении данных категорий работников либо путем расширения их правового статуса либо посредством распространения на них норм трудового права.

Следует отметить, что телеработа непосредственно связана с таким условием трудового договора как место работы в отличии от работы на условиях неполного рабочего времени, где флексибильность увязывается с изменениями в правовом регулировании рабочего времени. Флексибилизация применительно к телеработе носит двоякий характер - с одной стороны, улучшает положение работника, так как решает проблемы транспортной доступности (работа осуществляемая из дома или из спутникового рабочего центра), а, с дру-

гой стороны, позволяет организации оперативно реагировать на изменения на рынке товаров и услуг посредством использования средств телекоммуникаций.

Специфика правового регулирования телеработы в США обусловливается тем, что трудовое право, рассматривается как совокупность двух элементов, двух подотраслей - трудового права для государственных служащих и трудового права работников частной сферы экономики. Подобная градация отрасли оказывает свое влияние и на проблемы реализации норм права в сфере телеработы.

В 1990 году Офис Персонального Менеджмента США (Office of Personnel Management - OPM) инициировал Пилотную Программу «Осуществление гибкости в сфере федеральной государственной службы»1 для того, чтобы оценить преимущества и недостатки работы служащих за пределами их места работы в том или ином государственном учреждении.

Основное назначение Программы состоит в сокращении текучести кадров и улучшении приема на работу новых квалифицированных работников.

Анализ реализации этой программы позволил сделать ряд выводов:

1. уменьшилось время регулярных поездок на работу;

2. сократились расходы работника на транспорт, парковку и одежду;

3. улучшился моральный климат в коллективе, поскольку теперь работник лучше сочетал свои трудовые обязанности с семейными.

Конгресс США инициировал разработку и принятие ряда законов, которые дали возможность всем государственным федеральным агентствам создавать финансовые фонды для ассигнования средств на установку телефонных линий, компьютерных соединений и оборудования телекоммуникационных центров для осуществления связи с работниками.

В 1990 году был принят Закон « Об ассигнованиях Правительственных учреждений, органов Казначейства и Почтовой службы»2, который впервые ввел практику создания финансовых фондов для обеспечения в этихучреждениях условий телеработы.

Каждый федеральный работодатель может использовать федеральные денежные фонды для установки телефонных линий и иного оборудования, а также оплаты услуг как телефонных операторов, так и компьютерных провайдеров для обеспечения взаимной связи со своими работниками.

Однако, предусматривается и ряд требований по использованию данных денежных средств:

1. в организации имеется эффективная система против расхищения денежных средств;

2. телекоммуникационные услуги должны соответствовать целевому назначению деятельности того или иного учреждения.

Закон «О консолидированных финансовых ассигнованиях» от 1997 года уполномочил Администрацию Общих Служб сформировать в стране телекоммуникационные центры для федеральных работников, работ-

1 GAO Report 1997, GAO/GDD-97-116

2Treasury, Postal Service, and General Government Appropriations Act Pub.L. No.101-509,104 Stat.1389(1990)

3 40 USC 587 - SEC. 587. TELECOMMUTING AND OTHER

ALTERNATIVE WORKPLACE ARRANGEMENTS

ников штатов и работников частной сферы экономики при соблюдении приоритета их использования для федеральных служащих.

Новый импульс правовое регулирование телеработы получило в 2000 году, когда член Палаты Представителей Ф. Вольф выдвинул законопроект об ассигнованиях на нужды Департамента Транспорта. Впоследствии он был принят Конгрессом и получил название Закона «Об ассигнованиях на нужды Департамента Транспорта и связанных с ним агентств» от 2000 года4.

В 2000 году Конгресс США провел заседание по поводу Закона Ф. Вольфа, по результатам которой был принят акт, обязывающий каждое агентство развивать политику обеспечения телеработы посредством устранения всех административных бюрократических барьеров, а также было дано определение телеработы, понимаемой как соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник выполняет свои трудовые обязанности из дома или иного места, являющимся подходящим и удобным для работника. Кроме того, было сформулировано понятие телеработника, под которым понимается служащий федерального государственного агентства, чья работа может выполняться за пределами его рабочего места, как минимум, в течение одного рабочего дня.5 Были приняты нормативные акты об ассигнованиях на нужды других государственных федеральных учреждений, претворяющих политику телеработы (Закон № 1081996 от 23 января и Закон № 108-4477от 8 декабря 2004 года).

Анализ нормативных актов и практики их применения, а также научной литературы по данному вопросу позволяет сделать ряд выводов. Понятие « телеработа» является синонимом терминов « телекоммуникация», «гибкое рабочее место», « виртуальная работа».

В свою очередь, ОПМ определяет телеработу как трудовое соглашение, в соответствии с которым работник на регулярной основе и в соответствии с законом выполняет свои трудовые обязанности либо из дома, либо из иного места, которое удобно в географическом положении для работника.

Телеработа в федеральных учреждениях США, в основном, осуществляется на основе неполного рабочего времени; однако, существует телеработа и с нормальной продолжительностью рабочего времени. Агентства сами могут выбирать тот или иной вид телеработы, руководствуясь целью их деятельности.

В соответствии с требованиями ОПМ, агентствами должны соблюдаться ряд условий:

1) учет временного критерия- телеработник должен осуществлять свою деятельность регулярно в течение 3 дней в неделю либо 1 или 2 дней в неделю;

2) учет исключений - телеработой не может быть работа на дому( труд надомников) и работа, имеющая разъездной характер;

3)телеработа не является правом работника, но является обязанностью работодателя.

Каждое агентство в соответствии с трудовым законодательством должно назначить координатора телеработы, который является ответственным за политику,

- . Department of Transportation and Related Agencies

Appropriations Act, 2001 Pub.L. 106-346, 114 Stat.1356 (2000)

5 Conf.Rep.No 106-940, at 151 (2000)

Consolidated appropriations act, 2004 P.L. 108-199, Division B § 627,2004.

Consolidated appropriations act, 2005.P.L. 108-447, Division B § 622, 2004.

проводимую агентством. Менеджеры агентств поддерживают контакт со своими координаторами в целях обеспечения всем необходимым оборудованием.

В соответствии с § 359 Закона 2000 года все агентства, должны обеспечивать политику телеработы. Менеджеры обязаны ознакомить своих работников с политикой агентства в данной области для того, чтобы телеработники знали свои права и обязанности. В некоторых агентствах заключаются специальные договоры о телеработе и использовании оборудования, а также об информационной безопасности. Кроме того, предусматривается и обучение в области телеработы, за которое несет ответственность координатор. Большая роль в трудовом законодательстве о телеработе отводится менеджерам агентств, которые отвественны за реализацию политики данных органов.

Менеджеры определяют: какие работники имеют право заниматься телеработой, а каким отказано в данном праве. Для этого разрабатывается система критериев, специфичная для каждого органа. Эти критерии содержатся в актах локального нормотворчества.

Как правило, отказывают в заключении соглашений о телеработе следующим категориям работников:

- работающим в течение полного рабочего дня;

- работающим с секретными материалами;

- работающим в таких условиях, когда требуется непосредственный контакт с людьми (например, работа врача или учителя);

- работающим с машинами, агрегатами и механизмами;

- работающим в таких условиях, когда требуется непосредственное присутствие работника( например, работа лесника или охранника);

- в том случае, если к работнику были применены ранее меры дисциплинарного взыскания, либо уровень его профессиональных знаний не соответствует вакантной телеработе в том или ином агентстве.

Телеработник и менеджер должны заключить договор о предстоящей работе с указанием, на какой основе она исполняется- постоянной или временной.

Условия данного договора определяются администрацией агентства и( или) коллективным договором. Ряд условий носит обязательный характер, то есть без них такой договор считается не действительным. К ним относятся : месторасположение офиса телеработы (место жительства, которым работодатель обеспечивает работника; цели и задачи предстоящей работы; режим телеработы; контактная информация (например, номер телефона, по которому осуществляется связь с работником); стандарты охраны труда и обеспечения информационной безопасности сведений, используемых телеработником.

Если телеработа для государственных служащих является предметом достаточно детального и конкретного регулирования, то в частном секторе экономики основные акценты регулирования смещены, прежде всего, в интересах определенных групп работников при презюмировании принципа свободы заключения договоров о телеработе. Речь идет не о процедуре осуществления телеработы, а об устранении дискриминации. В свою очередь, порядок заключения договоров, режим рабочего времени и времени отдыха определяются соглашением сторон.

В соответствии с Законом «О консолидированных финансовых ассигнованиях», на Администрацию Общих Служб (General Services Administration) возлагает-

ся обязанность создавать телецентры для работников частной сферы экономики.

Особой категорией работников в трудовом праве США являются работники федеральных подрядчиков (организаций, получающий государственный заказ и ассигнования для его реализации от Правительства США). В статье 1428 Закона « Об обеспечении оборонного госзаказа»(Defense Authorization Act)8 от 2004 года указывается, что запрещается дискриминация в отношении потенциального федерального подрядчика, который использует труд телеработников. Должностным лицам агентств запрещено отказывать в заключении федерального контракта лишь на том основании , что потенциальный подрядчик собирается поручить эту работу телеработникам. Кроме того, не допускается сокращение заявок на аукционе по размещению оборонного госзаказа.

Вместе с тем, подобный отказ может быть и обоснованным, но только в том случае, если должностное лицо агентства докажет, что телеработа потенциального подрядчика может пагубно сказаться на выполнении порученной работы.

Устранению дискриминации в отношении телеработников по признаку трудоспособности и религиозных убеждений в США посвящен ряд нормативных актов-

Закон « Об инвалидах» от 1990 года и Закон «О рав-

10

ных гражданских правах» от 1964 года ( Часть 4). Они предусматривают обеспечение работников « необходимыми оборудованием», под которым, в частности, понимаются и средства телекоммуникации.

Подобную позицию разделяет и Комиссия по равным возможностям в сфере занятости, которая в свое руководстве отмечает, что телеработа является средством, необходимым для осуществления инвалидами своих трудовых прав.

Анализ нормативных актов США по вопросам телеработы позволяет сделать вывод о том, что ее регулирование подразделяется в зависимости от той или иной подотрасли трудового права - государственной сферы экономики и частной сферы экономики.

В странах Европы проблемам телеработы придается особое значение - она рассматривается в аспекте флексибилизации трудовых отношений.

Характеристику правового регулирования телекоммуникационных отношений представляется начать с трудового законодательства Германии как лидера европейской экономики.

Телеработа в Германии характеризуется в аспекте обеспечения равенства между мужчинами и женщинами в сфере труда, как способ соблюдения разумного баланса между потребностями работы и осуществлением семейных обязанностей, что относится к женщинам, имеющим малолетних детей.

Следует отметить особенность немецкого трудового права, в соответствии с которой основной объем правового регулирования телеработы приходится не на нормативные акты, а на коллективные договоры. Иным словами, в Германии нет специальных законов о телеработе. Эта проблема, как правило, решается на уровне регионов.

Несмотря на отсутствие специальных законов, на телеработников распространяются нормы общего за-

8 . Defense Authorization Act Pub.law. No 108-136, 117 Stat.1392 ( 2003)

9 Epstein R.A. Forbidden grounds, Harvard University Press, 1992, p.514-515

10 Chon, Castagnera, Labor and Employment law,Boston, 1988,

p.299

конодательства, которые применяются к этим субъектам с учетом особенностей данного вида деятельности. Так, в сфере телеработы реализуются нормативные акты о домашней работе, об охране труда и использовании компьютерного оборудования, а также о труде женщин, имеющих детей.

Как правило, в немецком трудовом праве при анализе статуса телеработника значительное внимание уделяется двум Законам - « О домашней работе»11 от 14.03. 51 ( в ред. от 31.10.06) и « О Производственных Советах12» от 25 сентября 2001 года ( в ред. от 18 августа 2008). Эти нормативные акты содержат общие трудовые стандарты, применяемые к телеработникам.

Дифференциация правового регулирования труда телеработника основывается, прежде всего, на коллективных договорах, заключаемых в организациях. Анализ данных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в них включаются, по соглашению сторон, следующие условия, относящиеся к телеработе:

1) определение критериев отбора и выявление работников, которые могут быть допущены к телеработе;

2) система требований к оборудованию, используемого в телеработе;

3) условия дополнительных контрактов о телеработе;

4) размер затрат на телеработу;

5) ответственность сторон в сфере телеработы;

6) защита информации;

7) осуществление персонального менеджмента;

8) режим рабочего времени.

Отметим инициативу Федерального министерства по делам семьи, пожилых граждан, молодежи и женщин в сотрудничестве с объединениями работодателей и профсоюзов Германии под названием «Семейный альянс» (2003 год), направленную на реализацию эффективной семейной политики и обеспечения баланса интересов работников между осуществлением трудовых функций и семейными обязанностями. Одной из целей данной инициативы стала и телеработа.

Анализ трудового законодательства и коллективных договоров позволяет сделать ряд выводов.

Отсутствует легальное определение телеработы, поэтому она имеет только функциональное значение. Телеработа осуществляется при соблюдении ряда условий- рабочее место находится не на территории организации, а вне ее пределов; трудовая связь с работодателем устанавливается при помощи компьютера, факса, телефона или иных технических приспособлений. Причем, уровень профессиональной подготовки работников не имеет значения - он может колебаться от высокого до низкого.

Правовой статус телеработника определяется тем является ли он работником по трудовому договору, самозанятым или домашним работником.

Федеральное министерство образования, науки, исследований и технологий Германии предложило следующую классификацию видов телеработы13.

1) Телеработа осуществляемая из дома. Телеработник работает на дому. Трудовые отношения регулируются трудовым договором, заключаемым на основе Закона «О домашней работе». Кроме того, предусматриваются и ситуации, когда гражданин самостоятельно обеспечивает себя работой.

— Heimarbeitsgesetz ( BGBL.I.S. 2407)

12 BetrVG) Betriebsverfassungsgesetz vom 25. September 2001 Neufassung BGBl. 2001 I Nr.50 S.2518 (Sachgebiet: BGBl. III/FNA 801-7)BGBL.2001 1 Nr 50 S 2518

13 BMBF, Electronisher Leitfaden zur Telearbeit, Bonn 1997.

2) Альтернативная телеработа. Данный вид телеработы является наиболее распространенным в Германии. Работники работают как в своем офисе (на территории организации), так и на дому.

3) Централизованная телеработа. Телеработники находятся на территории офисов ( за пределами территории организации), где они выполняют свою трудовую функцию. В том случае, если эти офисы образованы одной компанией,они называются спутниковыми( сателитными) офисами. Если же речь идет об офисах, организованных несколькими организациями, то они получают название «соседских офисов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Мобильная телеработа. Работники полевых экспедиций, консультанты, управленческий аппарат, имеющие доступ к мобильным технологиям, могут осуществлять свою деятельность ,к примеру, с места строительства какого-либо объекта, из отеля, из места расположения клиента.

5) Виртуальные предприятия. Данная форма телеработы применима в отношении виртуальных предпринимателей, групп небольших предприятий.

Применение норм трудового права к отношениям телеработы носит в Германии весьма проблематичный характер. В стране нет Соглашения по данной проблеме на уровне всей экономики, и аспекты этих отношений регулируются на локальном уровне с помощью коллективных договоров.

Исторически первым коллективным договором по вопросам телеработы стал договор между DTAG и профсоюзом почтовых работников Германии (DPG).

В коллективном договоре определяется условие, в соответствии с которым по своему правовому статусу телеработник приравнивается к обычному работнику; указывается на обстоятельства введения режима телеработы или его отмены; характеризуются условия управления телеработой- перевод на телеработу является добровольным, работнику гарантируется право на возвращение на прежнее место работы по собственному желанию, контроль за осуществлением трудовой функции телеработника возложен на специального менеджера; устанавливаются условия оплаты труда - запрещается ухудшать положение работника в сфере заработной платы по сравнению с оплатой труда по прежнему месту работу; определяются вопросы правового регулирования рабочего времени - рабочее время телеработника определяется коллективным договором , трудовым договором; устанавливается обязанность работодателя в определенных случаях обеспечивать телеработника необходимым оборудованием.

Проблемы телеработы являются весьма актуальными для всех стран Европейского Союза. Однако, при наличии общих черт как в законодательстве, так и в коллективных договорах по вопросам телеработы существуют и определенные отличия.

Так, в Германии, Австрии, Дании и Франции, как правило, наиболее распространенной формой телеработы является альтернативная телеработа или работа в течение 1 или 2 дней в неделю.

В Великобритании предпочтение на основе коллективных договоров отдается телеработе из дома.

В странах Романской группы телеработа понимается, прежде всего, как работа, осуществляемая в различных организационных формах,- телецентры и работа из дома с использованием специальных средств.

В странах Северной Европы телеработа включает в себя различные формы мобильной работы.

Анализ европейского законодательства позволяет сделать вывод о том, что не существует легального понятия телеработы. Как правило, в данное определение включаются различные виды работ осуществляемых из дома: альтернативная телеработа, работа из спутниковых центров, мобильная телеработа.

В Европе существует несколько методов регулирования трудовых отношений телеработников:

1) правовое регулирование на основе нормативных актов;

2) коллективно-договорное регулирование;

3) индивидуально-договорное регулирование.

Обращает на себя внимание и то, что телеработа

подразделяется на телеработу в государственном секторе и в частной сфере экономики. Данная тенденция наиболее характерна для Италии. В соответствии с трудовым и гражданским законодательством страны выделяются пять видов телеработы-работа по контрактам приобретения товаров и услуг; работа по контрактам оказания услуг; самозанятость; работа по трудовым договорам; труд надомников.

Таким образом, инновационный процесс в науке трудового права прямо зависит от экономического и культурного развития общества, от необходимости и возможности стать преобразующей силой общества. Происходит взаимное стимулирование отношений власти и отношений знаний, когда знания объективно служат укреплению власти и всего общества в целом, что наиболее отчетливо видно на примере изменения законодательства о труде телеработников ряда экономически развитых стран, что находит свое выражение, прежде всего, в распространении норм трудового права на данную категорию работников, либо путем предоставления им дополнительных трудовых прав.

Список литературы:

1. Закон ФРГ« О Производственных Советах» от 25 сентября 2001 года

2. Кихон, Кастагнера Трудовое право,1988, с. 299

3. Закон США « О консолидированных финансовых ассигнованиях»от 2004 года

4 Закон США «О консолидированных финансовых ассигнованиях»от 2005 года

5. Закон США « Об обеспечении оборонного госзаказа»(

6. Закона « Об ассигнованиях на нужды Департамента Транспорта и связанных с ним агентств» от 2000 года

7. Эпштейн Р.А. «Запрещенные основания», 1992

8. Закон ФРГ « О домашней работе» от 1951 года

References:

1. Betriebsverfassungsgesetz vom 25. September 2001 Neufassung BGBl. 2001 I Nr.50 S.2518 (Sachgebiet: BGBl. III/FNA 801-7) BGBL.2001 1 Nr 50 S 2518

2.. ^hon, Castagnera, Labor and Employment law, Boston, 1988, p.299

3. Consolidated appropriations act, 2004 P.L. 108-199, Division B § 627,2004.

4 Consolidated appropriations act, 2005.P.L. 108-447, Division B § 622, 2004

5.Defense Authorization Act Pub.law. No 108-136, 117 Stat.1392 (2003)

6. Department of Transportation and Related Agencies Appropriations Act, 2001 Pub.L. 106-346, 114 Stat.1356 (2000)

7. Epstein R.A. Forbidden grounds, Harvard University Press, 1992

8. Heimarbeitsgesetz (BGBL.I.S. 2407)

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью Морозова Павла Евгеньевича на тему: «Телеработа как форма флексибилизации трудового права зарубежных стран в условиях глобализации».

Актуальность темы научной статьи Морозова П.Е. не вызывает сомнений в связи с тем, что в настоящее время наметилась тенденция устранения дискриминации в отношении данных категорий работников либо путем расширения их правового статуса либо посредством распространения на них норм трудового права.

Следует отметить, что телеработа непосредственно связана с таким условием трудового договора как место работы в отличии от работы на условиях неполного рабочего времени, где флексибильность увязывается с изменениями в правовом регулировании рабочего времени. Флексибилизация применительно к телеработе носит двоякий характер - с одной стороны, улучшает положение работника, так как решает проблемы транспортной доступности (работа осуществляемая из дома или из спутникового рабочего центра), а, с другой стороны, позволяет организации оперативно реагировать на изменения на рынке товаров и услуг посредством использования средств телекоммуникаций.

Определенный интерес вызывает мнение автора о том, что в 2000 году Конгресс США провел заседание по поводу Закона Ф. Вольфа, по результатам которой был принят акт, обязывающий каждое агентство развивать политику обеспечения телеработы посредством устранения всех административных бюрократических барьеров, а также было дано определение телеработы, понимаемой как соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник выполняет свои трудовые обязанности из дома или иного места, являющимся подходящим и удобным для работника. Кроме того, было сформулировано понятие телеработника, под которым понимается служащий федерального государственного агентства, чья работа может выполняться за пределами его рабочего места, как минимум, в течение одного рабочего дня. Были приняты нормативные акты об ассигнованиях на нужды других государственных федеральных учреждений, претворяющих политику телеработы (Закон № 108-199 от 23 января и Закон № 108-447от 8 декабря 2004 года).

Нужно согласиться с выводом Морозова П.Е. о том, что телеработа в Германии характеризуется в аспекте обеспечения равенства между мужчинами и женщинами в сфере труда, как способ соблюдения разумного баланса между потребностями работы и осуществлением семейных обязанностей, что относится к женщинам, имеющим малолетних детей.

Действительно, особенность немецкого трудового права состоит в том, что основной объем правового регулирования телеработы приходится не на нормативные акты, а на коллективные договоры. Иными словами, в Германии нет специальных законов о телеработе. Эта проблема, как правило, решается на уровне регионов.

ВЫВОД: научная статья Морозова Павла Евгеньевича соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации в журналах из Перечня ВАК.

Научный консультант:

Заслуженный деятель науки РФ,

профессор, академик РАСН

д.ю.н. К.Н. Гусов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.