Научная статья на тему 'Правовое регулирование труда иностранных работников в условиях глобализации (на примере законодательства США, Канады и Великобритании)'

Правовое регулирование труда иностранных работников в условиях глобализации (на примере законодательства США, Канады и Великобритании) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1618
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИММИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРУДОВЫЕ ПРАВА / GLOBALIZATION / FOREIGN WORKERS / LABOR LEGISLATION / IMMIGRATION LAW / LABOR RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Павел Евгеньевич

Статья посвящена правовому регулированию труда иностранных работников в условиях глобализации, что особенно актуально для таких стран как США, Канада, Великобритания. Экономически развитые страны мира заинтересованы в привлечении иностранных работников, что обуславливает процесс либерализации национального трудового законодательства по данному вопросу, в результате чего трудовые мигранты получают равные с национальными работниками права, и это позволяет им эффективно конкурировать с гражданами принимающей страны в сфере осуществления трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of labor of foreign workers in the context of globalization (US, Canada and UK legislation)

This article is devoted to legal regulation of labor of foreign workers in conditions of globalization, which is especially important for such countries as USA, Canada, and United Kingdom. Economically developed countries are interested in hiring foreign workers, which leads to the liberalization of national labor legislation on the subject, and migrant workers enjoy equal rights with domestic workers, allowing them to compete effectively with host country nationals in the area of employment.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование труда иностранных работников в условиях глобализации (на примере законодательства США, Канады и Великобритании)»

11.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА США, КАНАДЫ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ)

Морозов Павел Евгеньевич, к.ю.н. Должность: доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения. Место работы: Московская Государственная Юридическая Академия имени О.Е.Кутафина. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена правовому регулированию труда иностранных работников в условиях глобализации, что особенно актуально для таких стран как США, Канада, Великобритания. Экономически развитые страны мира заинтересованы в привлечении иностранных работников, что обуславливает процесс либерализации национального трудового законодательства по данному вопросу, в результате чего трудовые мигранты получают равные с национальными работниками права, и это позволяет им эффективно конкурировать с гражданами принимающей страны в сфере осуществления трудовой деятельности.

Ключевые слова: глобализация, иностранные работники, трудовое законодательство, иммиграционное законодательство, трудовые права.

LEGAL REGULATION OF LABOR OF FOREIGN WORKERS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION (US, CANADA AND UK LEGISLATION)

Morozov Pavel Evgenievich, PhD at law. Position: associated professor of labor law and social security law chair/ place of employment: Moscow State Law Academy named after O.E. Kutafin. E-mail: [email protected]

Annotation: This article is devoted to legal regulation of labor of foreign workers in conditions of globalization, which is especially important for such countries as USA, Canada, and United Kingdom. Economically developed countries are interested in hiring foreign workers, which leads to the liberalization of national labor legislation on the subject, and migrant workers enjoy equal rights with domestic workers, allowing them to compete effectively with host country nationals in the area of employment. Keywords: globalization, foreign workers, labor legislation, immigration law, labor rights.

Экономически развитые страны мира заинтересованы в привлечении иностранных работников, что обуславливает процесс либерализации национального трудового законодательства по данному вопросу, в результате чего трудовые мигранты получают равные с национальными работниками права, что позволяет им эффективно конкурировать с гражданами принимающей страны в сфере осуществления трудовой деятельности.

Наиболее развитое законодательство о труде иностранных работников существует в США, где его реализацией занимается ряд специальных органов - Департамент Труда, Департамент Внутренней Безопасности, Государственный Департамент. В соответствии с Законом «Об иммиграции и гражданстве» от 11 сентября 1952 года (с изменениями и дополнениями)1 ос-

1 Immigration and Nationality Act of 1952. 8 USC 1101 et seg

новным назначением Департамента труда стала сертификация использования иностранной рабочей силы.

Сам процесс трудоустройства мигрантов является достаточно сложным и состоит из нескольких этапов:

1. Работодатель подает заявку на привлечение иностранной рабочей силы в Департамент Труда. Данный орган решает, стоит ли ее удовлетворить.

2. Работодатель обращается в Департамент Внутренней Безопасности, а, в частности, в Службу Гражданства и Иммиграции (US Citizenship And Immigrant Services) для получения виз.

3. Работодатель направляет заявление о выдаче виз для иностранных работников в Государственный Департамент, который, в свою очередь, присваивает той или иной визе определенный номер.

Необходимо отметить, что ответственность за получение сертификата на привлечение иностранной рабочей силы лежит на работодателе, а не на работнике. При этом должны соблюдаться ряд требований, которые осуществляются в рамках программ привлечения иностранной рабочей силы, осуществляемых Департаментом Труда2 - Привлечение работников на основе договоров на неопределенный срок (Permanent); H-1B (Профессиональные работники); H-1C (Медсестры в депрессивных регионах); H-2A (Сезонные сельскохозяйственные работники); Н-2В (Временные работники в промышленном секторе экономики); D-1 (Члены судовых команд).

В свою очередь, работодатель должен:

во-первых доказать что на вакантные рабочие места нет желающих трудоустроиться из числа граждан США;

во-вторых, ему необходимо определиться с критериями привлечения иностранных работников (например, на постоянной или временной основе);

в-третьих, работодатель должен заполнить особую форму запроса в Департамент Труда о привлечении иностранной рабочей силы (форма Администрации Занятости и Профессионального обучения), в данном документе работодатель обязан сообщить все сведения о привлекаемых мигрантах - их количестве; профессиональной подготовке и т.д.);

в-четвертых, работодатель должен привести доказательства того, что труд иностранных работников будет оплачиваться по ставке не ниже, чем у граждан США;

в-пятых, данное заявление отправляется в соответствующий орган Департамента Труда (Офис сертификации использования иностранной рабочей силы Администрации занятости и профобучения), который и принимает решение о сертификации использования иностранной рабочей силы.

Несмотря на ряд общих условий, в зависимости от вида программы Департамент Труда разрабатывает ряд специфических требований.

Так, в случае привлечения иностранных работников на постоянной основе (заключение договоров на неопределенный срок) работодатель должен оформить ряд документов:

1. Заполняется Заявка на привлечение иностранной рабочей силы на постоянной основе (Форма Администрации занятости и профессионального обучения № 9089). В данном документе должны содержаться сведения о трудовых обязанностях, профессиональном уровне и стаже работе мигрантов.

2. Заявка подписывается работодателем и иностранным работником.

2 20CFR 655.0- 99

3. Оформление запроса в Агентство по использованию рабочей силы по вопросам средней заработной платы в зависимости от профессии и отрасли производства. Эти сведения включаются работодателем в Форму № 9089. Кроме них указываются: профессиональные требования, вид заработной платы, время начала работы .

4. До заполнения Формы работодатель должен аттестовать своих работников в соответствии с требованиями трудового законодательства3

Вместе с тем данный процесс имеет ряд особенностей - не подлежат аттестации преподаватели высших учебных заведений и колледжей, так как они предварительно проходят конкурсный отбор; другие аттестуемые работники подразделяются на две группы-имеющие высшее образование и не имеющие такового. По результатам аттестации работодатель составляет отчет, в котором указывается, кто прошел аттестацию, а кто нет.

5. В случае проведения проверки со стороны контролирующих государственных органов работодатель по их запросу должен предоставить всю имеющуюся документацию.

6. Вся имеющаяся информация по проведению аттестации и заполнению Формы № 9089 сохраняется в архиве работодателя в течение 5 лет.

7. Заявка на привлечение иностранных работников отправляется либо по почте, либо по электронной почте. Однако, по рекомендациям Департамента Труда предпочтительно оформлять заявку в электронном виде, так как это более удобно для сертифицирующих органов.

8. Заявки поступают в два Национальных Обрабатывающих Центра в Атланте и Чикаго, где и рассматриваются уполномоченными органами. По результатам изучения документации принимается решение о сертификации Заявки либо отказе в ее утверждении.

9. Утвержденные Заявки отправляются соответствующим работодателям.

Следует отметить, что для временных иностранных работников, в свою очередь, существует соответствующее законодательство4. В данном случае речь идет о трудоустройстве на неиммиграционной основе по визам Н-1В, Н-1В1, Е-3. Работники, имеющие профессиональное образование (специальность), фотомодели, лица достигшие выдающихся достижений в какой-то области деятельности получают визу Н-1В и их труд сертифицируется по данной программе.

Особо в этой связи определяются два критерия - наличие степени бакалавра или аналогичной степени в науке, медицине, образовании, биотехнологии и т.д.; установление определенной квоты - 65 тысяч человек.

Разновидностью программы трудоустройства временных работников является программа Н-1В1 (от 1 января 2004 года), в соответствии с которой работодатели имеют право нанимать иностранную рабочую силу из Чили и Сингапура. При этом, следует соблюдать определенные условия - работники должны иметь специальность, и их количество не может превышать 6 800 человек в год.

В соответствии с Законом « О дополнительных ассигнованиях для обороны, борьбы с терроризмом и устранении последствий цунами»5 от 2005 года еже-

3 20 CFR656.17(E)(1); 20 CFR656.17(E)(2).

4 20 CFR 655

5The Emergency Supplemental Appropriations Act for Defense, the

Global War on Terror, and Tsunami Relief, 2005 P.L. 109-13, 11

May, 2005

годно для 10500 австралийских профессиональных работников предоставляется виза Е-3 для временной работы на территории США.

Сертификация использования временных иностранных работников имеет ряд особенностей:

1. Устанавливаются следующие сроки для виз, предоставляемых иностранным работникам- 3 года (Н-1В; Н-1В1) и 2 года (Е-3).

2. Работодатель должен заполнить Заявку об условиях труда по форме Администрации труда и занятости № 9035Е.

3. Работодатель соглашается пройти ряд проверок касающихся условий труда на производстве и размеров заработных плат и иных денежных выплат, предоставляемых иностранным работникам.

4. Заявка подписывается работодателем и отправляется для регистрации по почте или по электронной почте в Департамент Труда для сертификации.

5. Получение одобрения Департамента труда на использования временной иностранной рабочей силы.

В свою очередь, предусматривается предоставление виз Н-1С, для иностранных медицинских сестер на срок до 3-х лет в соответствии с Законом «Об обеспечении средним медицинским персоналом депрессивных районов» в редакции Закона от 2005 года (вступил в силу 20 декабря 2006 года)6.

К данным медсестрам применяется ряд требований:

1) медсестра должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности на территории того государства, где она получила профессиональное образование или получить среднее медицинское образование в США;

2) все подобные иностранные работники сдают как правило экзамены в специальных учебных заведениях- Комиссии по вопросам выпускников иностранных медицинских училищ.

Работодатель (лечебное учреждение) должен оформить ряд документов - заполнить Форму Администрации Труда № 9081 и провести аттестацию иностранных медицинских сестер по результатам которой он оформляет отчет, в котором указывает, кто соответствует требованиям, а кто нет; руководитель организации подписывает Форму и отправляет ее в Департамент Труда (Офис сертификации иностранной рабочей силы); к Форме прилагаются документы доказывающие, что работодатель заплатил 250 долларов в качестве пошлины за каждую медсестру. В том случае, если Департамент Труда утверждает Заявку, работодатель направляет ходатайство о получении Формы 1-1 в Службу гражданства и иммиграции США.

Предоставление же виз Н-2А и соответствующая программа сертификации предусматривается для иностранных временных или сезонных сельскохозяйственных работников7.

Подобная программа рассчитана на работодателей сферы сельского хозяйства, которые имеют проблемы по заполнению вакантных рабочих мест в сфере сель-хозпроизводства. Вследствие чего они оформляют Заявку в Департамент Труда о привлечении иностранной временной или сезонной рабочей силы. При этом сельскохозяйственный работодатель должен выполнить ряд требований:

1. Работодатель берет на себя обязательство предпринимать все меры по первоочередному трудоуст-

6Nursing Relief for Disadvantaged Areas Reauthorization Act of 2005 Pub.L. 109-423, December 20, 2006

7 20CFR 655.100-199

ройству американских сельхозработников посредством размещения объявлений о вакантных рабочих местах.

2. Размер заработной платы иностранной работников не должен быть ниже, чем у американского сель-хозработника за работу, требующей той же квалификации.

3. Работодатель должен обеспечить иностранных работников жильем.

4. Иностранным сельхозработникам обеспечивает либо трехразовое питание, либо возможность приготовить пищу на кухне. Стоимость питания вычитается из зарплаты работника.

5. Работодатель обеспечивает транспортировку работников от места их проживания к месту работы.

6. Работодатель берет на себя обязательство по социальному страхованию данных работников.

7. Иностранные работники на безвозмездной основе обеспечиваются инструментами.

8. Работодатель гарантирует своим работникам занятость в течении как минимум % от срока трудового договора.

9. В том случае если до истечения половины срока трудового договора на это место претендует американский работник, то с иностранным работником трудовой договор прекращается.

10. За каждого трудоустроенного сельхозработника работодатель платит 100 долларов пошлины.

Заявка на привлечение иностранной сельскохозяйственной рабочей силы подается в Национальный Обрабатывающий Центр и Агентство по использованию рабочей силы за 45 дней до даты предполагаемого использования иностранной рабочей силы.

Данные органы и принимают решение о целесообразности использования временных или сезонных иностранных работников в сфере сельского хозяйства. Национальный Обрабатывающий Центр сертифицирует Заявку на срок 364 дня.

В свою очередь, для иностранных временных и сезонных работников сферы промышленного производства предусматривается выдача визы Н-2В, а также соответствующая программа сертификации привлечения иностранной рабочей силы. Устанавливается квота для данной категории иностранных работников в размере 66000 человек в год.

Кроме того, существует и ряд требований:

- на работника распространяется трудовое законодательство США;

- срок трудового договора не может превышать один год;

- работник имеет право привести в США и членов своей семьи;

- отсутствуют желающие трудоустроиться на вакантные рабочие места из среды американских работников;

- необходимо приглашение от работодателя США; работник берет на себя обязательство вернуться в свою страну по истечении срока визы.

Заявка подается в Национальный Обрабатывающий Центр и Агентство по использованию рабочей силы за 45 дней до срока предполагаемого использования иностранной рабочей силы, которые и принимают решение о сертификации.

Следует отметить, что, в свою очередь, законодательство Канады об использовании иностранных работников обладает определенными особенностями -

есть федеральные акты8, а есть Соглашения Правительств Провинций с Федеральным правительством9 -Закон «Об иммиграции и защите беженцев»10 от 1 ноября 2001 г.; Правила «Об иммиграции и защите беженцев» от 11 июня 2002 г.; Соглашение Правительства Канады и Правительства Острова Принца Эдварда от 29 марта 2001 г.; Соглашение Правительства Канады и Правительства Квебека от 5 февраля 1991 г.; Соглашение Правительства Канады и Правительства Манитобы от 6 июня 2006 г.; Соглашение Правительства Канады и Правительства Саскачевана от 7 мая 2005 г.; Соглашение Правительства Канады и Правительства Юкона от 2 апреля 2001 г.

Анализ данных нормативных актов как федерального уровня, так и уровня провинций позволяет сделать вывод, о том что государственные органы страны заинтересованы в привлечении иностранных работников, поскольку в настоящее время в Канаде ввиду естественной убыли населения, а также не желания коренных канадцев выполнять определенные виды работ, сложилась ситуация с нехваткой квалифицированных кадров.

Государственная политика Правительства Канады направлена на более широкое привлечение иностранной рабочей силы, однако при соблюдении принципа в соответствии с которым использование труда мигрантов не должно повлиять на обеспечение занятости и реализацию трудовых прав подданных Канады. Иными словами в процессе трудоустройства преимущество отдается гражданам Канады.

В общем и целом, профессиональная иммиграция в Канаду осуществляется в рамках двух групп программ

- для обеспечения постоянной работы иностранным работникам и для временных трудовых мигрантов.

Трудовая миграция в Канаду на постоянную работу реализуется в соответствии с программой «О федеральном профессиональном работнике»11.

Под профессиональными работниками понимаются лица, которые были отобраны для постоянного проживания в Канаде в соответствии с их профессиональными качествами для удовлетворения потребности страны в квалифицированных кадрах.

Работодатель для привлечения постоянной иностранной рабочей силы должен подать заявку в специальный орган - в Департамент человеческих ресурсов и развития профессиональных навыков, которая и принимает решение о целесообразности использования иностранных работников (заверяет приглашения на работу). Подобное решение оформляется в форме Заключения по вопросам рынка труда, которое может быть как положительным так и отрицательным в зависимости от того наносит ли данный процесс ущерб канадским трудовым ресурсам в плане заработной платы, условий труда и т.д. или нет. Кроме того, возможен и альтернативный вариант - получение Заключение данного органа по вопросам будущей работы, которую предлагает работодатель иностранному работнику. В случае наличия одного из двух позитивных решений Департамент Гражданства и Иммиграции Канады предоставляет этим категориям работников профессиональную визу и поддерживает заявления мигрантов на

8 www.cic.gc.ca.

9 www.cic.gc.ca.

10 Immigration and Refugee Protection Act. S.C. 2001, c. 27 Assented to 2001-11-01

11 www.cic.gc.ca/english /immigrate/

предоставление им права постоянного проживания на территории Канады.

Следует отметить, что канадское законодательство предъявляет особые требования к апликантам программы профессиональной иммиграции - они также на ряду с будущем работодателем должны подавать заявления о предоставления права на постоянную иммиграцию в Канаду.

При этом к ним предъявляется ряд требований12 -они должны иметь либо официальное подтвержденное приглашение на работу от канадского работодателя либо проживать на территории Канады не менее одного года по студенческой или рабочей визе либо иметь опыт работы по специальности входящей в список 38 приоритетных специальностей (например, компьютерные работники, финансовые менеджеры, геологи, геофизики, геохимики, физиотерапевты, медсестры, операторы кранов и т.д.).

Для отбора потенциальных претендентов используется специальная процедура - подсчет балов по федеральной иммиграционной программе (тот работник, который наберет наибольшее количество будет иметь преимущество при переезде в Канаду для осуществления постоянной работы).

Подсчет балов проводится по особой методике. Работники посольства исходят из наличия ряда критериев:

образование (от 25 до 5 баллов в зависимости от его уровня);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

знание английского (от 4 до 16 баллов в зависимости от степени владения) или французского языков (от 2 до 8 баллов);

опыт работы (от 15 баллов- 1 год до 21 балла - 4 года);

возраст (максимально количество баллов - 10 при возрасте от 21 до 49 лет);

договоренность о работе в Канаде (10 баллов);

способность к адаптации (10 баллов);

образование супруга (от 3 до 5 баллов);

договоренности о будущей работе в соответствии с международным договором NAFTA (10 баллов).

Апликант должен набрать как минимум 67 баллов.

Особо в канадском законодательстве решается вопрос о трудоустройстве временных иностранных работников.

Федеральная правительственная программа «О временном иностранном13 работнике» основывается на принципе в соответствии, с которым канадские работодатели имеют право приглашать на работу временных мигрантов только в том случае, если они приведут доказательства невозможности трудоустроить на вакантные рабочие места канадских граждан, а также обоснуют тот факт, что привлечение иностранных работников не скажется негативно на состоянии рынка труда, то есть, например, не приведет к росту безработицы.

Проблемами временной трудовой миграции в Канаду занимаются три государственных органа - Департамент гражданства и иммиграции; Служба Канады; Канадское пограничное агентство.

Существует несколько стадий получения разрешения на использование временной иностранной рабочей силы:

12 http:/www/cic.ca/English/immigrate//

13 Temporary Foreign Worker Program http:/www.cic.gc.ca/English/

1. Получение Заключения по вопросам рынка труда (утверждение заявки на привлечение иностранной рабочей силы).

2. В процессе получения Заключения Работодатель должен доказать, что он:

- предпринимал все усилия для трудоустройства на вакантные рабочие места канадских граждан;

- размер заработной платы иностранных работников не будет меньше, чем средний размер заработной платы по профессии в данном регионе, предоставляемый для жителей Канады;

- условия труда мигрантов соответствуют требованиям трудового законодательства.

3. В большинстве случаев иностранные работники имеют право обращаться за временной визой в посольства Канады в их стране.

4. Канадские визовые отделы выдают этим категориям лиц также разрешения на временную работу в Канаде.

5. В некоторых случаях иностранные работники должны пройти медицинское обследование.

6. Мигрантам может быть отказано в пересечении канадской границы в том случае, если они являются членами криминальных структур либо по медицинским соображениям или по соображениям безопасности.

В процессе получения Заключения по вопросам рынка труда от Службы Канады необходимо определиться в каких случаях оно не требуется, а когда оно необходимо.

Так работодатели не обязаны обращаться в Службу за получением Заключения в том случае, если труд подобных работников регулируется международными соглашениями Канады, (например, NAFTA) или вопрос решается в рамках перевода из зарубежного представительства канадской компании в материнскую кампанию на территории страны.

При рассмотрении заявки от работодателя о привлечении иностранной рабочей силы, должностное лицо, занимающееся вопросами иммиграции должно проанализировать ряд документов и обстоятельств:

- копию приглашения на работу или трудовой договор, описание трудовых обязанностей и характеристику условий труда;

- срок договора;

- наименование работодателя;

- место его расположения;

- Ф.И.О. работника, его гражданство, адрес проживания, стаж работы;

- уровень профессиональной подготовки;

- наличие лицензии на осуществлении профессиональной деятельности (если это требуется).

Как правило все категории временных работников на привлечение которых требуется получения Заключения по вопросам рынка труда от Службы Канады принято подразделять на высококвалифицированных работников; низкоквалифицированных работников; сезонных сельскохозяйственных работников; нянь и сиделок, осуществляющих уход за детьми, престарелыми и больными членами семьи, проживающими в доме работодателя.

В заявке о привлечении иностранных работников подаваемой в Службу Канады для получения от нее Заключения по вопросам рынка труда (утверждение данной заявки) указываются следующие сведения - профессия будущего иностранного работника; предлагаемые ему условия труда и размер заработной платы; консультации с профсоюзами и т.д.; доказа-

тельства того, что данная работа предлагалась гражданам Канады.

Служба Канады утверждает данную Заявку и обязывает работодателя отправить ее вместе с приглашением на работу иностранному работнику. Затем мигрант обращается за выдачей разрешения на работу.

Следует отметить, что получение положительного Заключения не означает автоматической выдачи подобного разрешения, поскольку компетентные органы могут отказать в выдаче визы данному работнику на основании того, что он не соответствует требованиям, сформулированным в Заключении, либо по вопросам безопасности.

Особый механизм трудоустройства иностранных работников существует в Великобритании, где действует эффективная система нормативных актов, в соответствии с которой эти категории мигрантов имеют право как на постоянную, так и на временную работу14 - Законы: «О расовых отношениях» от 30.11. 2000; «О сексуальных преступлениях» от 20.11.03; «О предоставлении убежища и иммиграции» от 27.07.04; «Об организованной преступности и полиции» от 7.04.05; «Об иммиграции, предоставлении убежища и гражданстве» от 30.03.06; «О противодействию терроризму, преступности и обеспечении безопасности» от 14.12.01.

Последние изменения в иммиграционное законодательство были внесены 30 июня и 27 ноября 2008 года. Они заложили фундамент новой системы предоставления работы мигрантам, исходя из принципа в соответствии с которым Правительство Великобритании заинтересовано в приглашении, как на постоянную, так и временную работу иностранных граждан.

Реформа законодательства привела к введению новой системы градации виз (теперь их 5 категорий). Причем, визы категории 1 и 2 выдаются работникам для осуществления работы в Великобритании, которая при наличии определенных условий может в дальнейшем стать постоянной; а визы категории 3 и 5 рассчитаны на временных иностранных работников. В свою очередь, виза категории 4 выдается студентам, которые хотят обучаться в Великобритании.

Подобная градация виз отражает приоритеты политики Великобритании по использованию иностранной рабочей силы. Действительно, страна заинтересована в приглашении на постоянное место жительства высококвалифицированных иммигрантов - высококвалифицированных специалистов; предпринимателей; инвесторов; выпускников высших учебных заведений Великобритании (Виза категории 1). Естественно, что с точки зрения трудового права интерес в данном случае будут представлять 1 и 4 группа иммигрантов. Кроме того, речь также идет и о высококвалифицированных работниках, имеющих предложение о работе со стороны британского работодателя (Виза категории

2). В свою очередь, нехватка в стране низкоквалифи-цированых работников покрывается приглашением на вакантные рабочие места временных иностранных работников (Визы категории 3 и 5). Действительно, таким образом. Правительство Великобритании выражает свое отношение к использованию иностранной рабочей силы, где приоритет отдается высококвалифицированным работникам, а люди, не имеющие должных профессиональных навыков, используются на рынке труда лишь только на определенный срок и по причинам, вызваны нехваткой британских работников.

14 Ийр:/ www.opsi.gov.uk/acts

Надо сказать, что британское законодательство предъявляет особые требования к работодателю, желающему привлечь иностранных работников. Так, ему присваивается титул лицензированного спонсора, что означает прохождение им определенной процедуры в соответствии с которой специальный орган - Агентство по делам иммиграции и пограничного контроля выдает данному работодателю лицензию на привлечение иностранной рабочей силы. Кроме того, предусматривается и выдача Сертификата спонсора, который получает иммигрант. Данный сертификат свидетельствует, что мигрант может выполнять определенную трудовую функцию или обучаться в каком-либо британском университете.

Примечательно, что британский работодатель должен приобрести статус лицензированного спонсора только в отношении заявителей по визам категории 25; по визам категории 1 сертификат спонсорства не требуется.

Кроме того, мигранты по визам 1, 2, 4 могут путем сдачи экзаменов набрать определенные балы, и переключится на другие виды виз. Однако, данное правило не касается временных работников. Нужно отметить и то обстоятельство, что каждая категория виз подразумевает, что аппликат должен набрать определенное количество баллов для ее получения.

При получении Визы категории 1 (нас в данном случае будет интересовать высококвалифицированные работники и выпускники британских высших учебных заведений) иммигрант должен набрать определенное количество балов, которые начисляются по определенны основаниям - возраст, образование, доход, стаж работы или учебы в Великобритании, знание английского языка, наличие определенных денежных средств для первоначального проживания в Великобритании. В общем целом иностранный работник должен для получения данной категории визы набрать 91,5 баллов.

Расчет производится следующим образом - баллы набираются в трех категориях - Основная(75 баллов); знание английского языка (не менее 6,5 баллов); наличие денежных средств(10 баллов).

В свою очередь, основная категория базируется на ряде критериев - возраст, образование, доход, опыт учебы и работы в Великобритании. Вместе с тем, интересным представляется и тот факт, что визу данной категории не имеют право получить лица без диплома о высшем образовании (не ниже магистерской степени). За возраст мигрант получает от 0 баллов до 20 баллов. Здесь прослеживается политика правительства страны по привлечению молодых работников. Действительно, работники в возрасте до 28 лет получают 20 баллов, а затем используется нисходящая шкала -чем выше возраст, тем меньше баллов (так лица в возрасте свыше 32 лет вообще не набирают никаких балов). Однако, отсутствие баллов в разделе «возраст» не будет являться дискриминирующем основанием, так как расчет идет по общему количеству баллов в целом.

При анализе такого критерия как «образование» обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Великобритании нет списка приоритетных профессий при трудоустройстве мигранта, однако, определенные требования все - же предъявляются к уровню профессионального образования (как правило, требуется подтверждение дипломов в британских специализированных учреждениях). Иностранный работник получа-

ет за диплом Магистра - 35 баллов, а за диплом Кандидата наук- 50 баллов.

Существенное значение при выдаче визы первой категории имеет и доход, который получал работник либо за любые последовательные 12 месяцев или за 15 месяцев предшествующих подаче документов. Так, устанавливается следующая шкала - минимальный доход в пересчете на доллары США (6300) - 15 баллов и максимальный размер (12500) - 45 баллов.

При расчете баллов по критерию опыт учебы или работы в Великобритании следует исходить из того, что по данной категории мигрант может получить дополнительные пять баллов (причем, кратковременная учеба в Великобритании не засчитывается).

Следует сказать, что британское правительство заинтересовано в приглашении на временную работу иностранных работников для заполнения вакантных, по причине не желания осуществлять трудовую деятельность в данной сфере местных жителей, рабочих мест в стране. 27 ноября 2008 года британское правительство ввело новый иммиграционный уровень - Tier 5 (Temporary Workers), предназначенный для временной иностранной рабочей силы. Особенностью подобной визы является то, что ее получение не требует прохождения экзамена по английскому языку. Кроме того, предусматривается, что мигрант не имеет право переходить с визы данной категории на визу другой категории, а также то, что данная виза не ведет к получению вида на жительства.

Все временные иностранные работники подразделяются на несколько групп:

- творческие работники и спортсмены;

- работники благотворительной сферы;

- работники религиозной сферы;

- работники по утвержденной правительством схеме обмена;

- работники по международным договорам.

При этом должно быть соблюдено условие по подсчету баллов, из которых 30 дается за спонсорский сертификат, а 10 за наличие достаточных денежных средств.

Интересной специфической чертой британского миграционного законодательства является то обстоятельство, что оно предусматривает требования в сфере трудовой миграции, предъявляемые как к работодателю, так и к иностранному работнику.

Применительно к первой группе требований следует отметить, что работодатель должен приобрести статус спонсора временного иммигранта, для чего он обязан подать заявку в Агентство по делам иммиграции и пограничного контроля, которое ее рассматривает и принимает решение исходя из того, что работодатель имеет все основания стать спонсором и нести ответственность за каждого временного работника.

Получив соответствующую лицензию, британский работодатель приобретает право выдавать спонсорские сертификаты мигрантам. Следует сказать, что спонсорский сертификат носит виртуальный характер и означает то, что его получатель имеет право подавать заявку на въездную визу. Особо предусматривается случай, когда мигрант не обратился за визой в посольство в течение 3 месяцев после получения сертификата - тогда этот сертификат считается не действительным и иностранный работник вновь должен пройти соответствующую процедуру. Вместе с тем, наличие сертификата в некоторых случаях не приводит получению визы (кроме всего, требуется соблюде-

ние ряда иммиграционных условий по визе категории 5).

Таким образом, анализ законодательства США, Канады и Великобритании по вопросам миграции позволяет, со всей уверенностью, сделать вывод об активизации нормотворческой деятельности в области трудовой миграции.

Список литературы:

Закон США «Об иммиграции и гражданстве» от 11 сентября 1952 года (с изменениями и дополнениями)

Закон США «О дополнительных ассигнованиях для обороны, борьбы с терроризмом и устранения последствий цунами» от 11 мая 2005 года

Закон США «Об обеспечении средним медицинским персоналом депрессивных районов» в редакции Закона от 2005 года (вступил в силу 20 декабря 2006 года).

Закон Канады « Об иммиграции и защите бежен-цев»,2001года

Федеральная правительственная программа Канады «О временном иностранном работнике»

Закон Великобритании «Об иммиграции, беженцах и гражданстве» от 2006 года (вступил в силу 29 февраля 2008 года)

Literature list:

Immigration and Nationality Act of 1952. 8 USC 1101 et seg.

The Emergency Supplemental Appropriations Act for Defense, the Global War on Terror, and Tsunami Relief, 2005 P.L. 109-13, 11 May, 2005.

Nursing Relief for Disadvantaged Areas Reauthorization Act of 2005 Pub.L. 109-423, December 20, 2006.

Immigration and Refugee Protection Act S.C. 2001, c. 27 Assented to 2001-11-01.

Temporary Foreign Worker Program http:/www.cic.gc. ca/English.

The Immigration, Asylum and Nationality Act 2006 came into force on 29 February 2008.

Рецензия

На научную статью доцента кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Морозова Павла Евгеньевича на тему:

«Правовое регулирование труда иностранных работников в условиях глобализации (на примере законодательства США, Канады и Великобритании)»

Тема статьи является достаточно актуальной. Экономически развитые страны мира заинтересованы в привлечении иностранных работников, что обуславливает процесс либерализации национального трудового законодательства по данному вопросу, в результате чего трудовые мигранты получают равные с национальными работниками права, что позволяет им эффективно конкурировать с гражданами принимающей страны в сфере осуществления трудовой деятельности.

Следует согласиться с мнением автора, что законодательство Канады об использовании иностранных работников обладает определенными особенностями

- есть федеральные акты, а есть Соглашения Правительств Провинций с Федеральным правительством -Закон «Об иммиграции и защите беженцев» от 1 ноября 2001 г.; Правила «Об иммиграции и защите беженцев» от 11 июня 2002 г.; Соглашение Правительства Канады и Правительства Острова Принца Эдварда от 29 марта 2001 г.; Соглашение Правительства Канады и Правительства Квебека от 5 февраля 1991 г.; Со-

глашение Правительства Канады и Правительства Манитобы от 6 июня 2006 года; Соглашение Правительства Канады и Правительства Саскечевана от 7 мая 2005 г.; Соглашение Правительства Канады и Правительства Юкона от 2 апреля 2001 г.

Действительно, анализ данных нормативных актов как федерального уровня, так и уровня провинций позволяет сделать вывод, о том что государственные органы страны заинтересованы в привлечении иностранных работников, поскольку в настоящее время в Канаде ввиду естественной убыли населения, а также не желания коренных канадцев выполнять определенные виды работ, сложилась ситуация с нехваткой квалифицированных кадров.

Определенный интерес вызывает также вывод Морозова П.Е. о том, что особый механизм трудоустройства иностранных работников существует в Великобритании, где действует эффективная система нормативных актов, в соответствии с которой эти категории мигрантов имеют право как на постоянную, так и на временную работу - Законы: «О расовых отношениях» от 30.11.2000; «О сексуальных преступлениях» от 20.11.03; «О предоставлении убежища и иммиграции» от 27.07.04; «Об организованной преступности и полиции» от 7.04.05; «Об иммиграции, предоставлении убежища и гражданстве» от 30.03.06; «О противодействию терроризму, преступности и обеспечении безопасности» от 14.12.01.

ВЫВОД: научная статья Морозова Павла Евгеньевича соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации в журналах из Перечня ВАК.

Научный консультант:

Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, академик РАСН Гусов К.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.