Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии
УДК 621.39
Е. И. Гладышев Научный руководитель - А. В. Мурыгин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ БИЛЛИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ
Рассматриваются основные группы биллинговых систем, их функционал и различия. Описаны стандарты по созданию данного типа программного обеспечения. Проанализированы основные представители рынка и выявлены критерии выбора биллинговых систем.
Биллинговые системы (автоматизированные системы расчетов, АСР) - системы, вычисляющие стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящие информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами. [1]
Системы, вычисляющие стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящие информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами для выставления счетов абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками услуг, носят название биллинговых, а цикл выполняемых операций сокращенно именуется биллингом. Следует сразу подчеркнуть: такие системы создаются не только на основе требований заказчиков. Существует ряд международных документов МСЭ, регламентирующих их основные функции и способы реализации этих функций. Например, документы серий Е230, Е260 и Е1001 посвящены техническим аспектам расчета длительности соединения, регистрации вызовов при различных типах связи и определению оплачиваемой длительности связи абонентов. Описания основных принципов тарификации услуг мобильной связи и сценариев соединений приведены в рекомендациях серий Б103, Б110 и Б93. [1]
Схема организации биллинга достаточно проста: информация о соединениях и их продолжительности записывается коммутатором и после предварительной обработки передается в расчетную систему. Ее программы «знают» все тарифы для возможных в конкретной телекоммуникационной сети линий связи, «идентифицируют» принадлежность вызовов и выполняют необходимые расчеты, формируя счета абонентов.
Очевидно, что в такой системе должны храниться не только нормативы, тарифы и информация об услугах, но и данные о клиентах, заключенных контрактах с абонентами и сторонними поставщиками услуг связи (если сеть данного оператора связана с другими), а также о стоимости передачи информации по разным каналам и направлениям. Кроме того, любая расчетная система немыслима без «истории» платежей и выставленных счетов всех клиентов, поскольку только эти сведения позволяют организовать контроль за оплатой и автоматизировать так называемую активацию/деактивацию абонентов. Чем мощнее исполнительный механизм СУБД, тем более масштабной и многофункциональной будет биллинговая система, построенная на ее основе.
По функциональным возможностям таких систем их можно разделить на три класса - предназначенные для транснациональных операторов связи, заказные национального масштаба и так называемые системы среднего класса для региональных сетей [1].
Продукты, относящиеся к первому классу, должны обеспечивать взаимодействие сетей на межнациональном уровне и работу в различных временных зонах, то есть иметь многовалютный и многоязычный интерфейс и учитывать различия налогообложения в разных странах. Для них характерна гетерогенная структура и тесная интеграция с бухгалтерскими системами.
Заказные системы национального масштаба создаются при наличии специфических требований операторов к функционированию самой системы, особенностей сети связи или необходимости в применении нестандартного интерфейса с уже существующими расчетными системами. Поэтому такие системы отличает высокая стоимость разработки и сопровождения.
В масштабе региона обычно вполне приемлемы стандартные требования к биллингу. Подобные системы почти всегда имеют классическую архитектуру клиент-сервер и (особенно в последнее время) часто используют веб-интерфейс. Однако не следует забывать, что они должны обеспечивать возможности масштабирования и функционального расширения.
«Классическая» биллинговая система состоит из следующих функциональных подсистем: предварительной обработки данных о соединениях, оперативного управления биллингом, оповещения клиентов, продаж, маркетинга, обслуживания, администрирования, генерации отчетов, генерации счетов, архивации, складского и бухгалтерского учета.
Любая биллинговая система - это не «коробочный продукт»: каждая из них создается и настраивается на бизнес-процесс определенного оператора связи, имеет собственный набор функций, соответствующий технологическому циклу предоставления услуг, и может работать с конкретным сетевым оборудованием, поставляющим ей информацию о вызовах и соединениях [2]. Тем не менее, существует «стандартный» набор функций, поддерживаемых почти всеми биллинговы-ми системами. В него входят операции, выполняемые на этапе предварительной обработки и анализа исходной информации, операции управления сетевым оборудованием, основные функции обычного приложения СУБД, а нередко - и функции электронной почты для автоматического информирования абонентов.
Секция «Информатика и автоматизированные системы»
К этапу предварительной обработки относится, в частности, функция получения данных о соединениях и услугах (запросы к коммутатору), а к операциям управления - функции активации/деактивации (в некоторых системах - блокировки/разблокировки) абонентов и команды изменения условий подписки абонентов, передаваемые непосредственно в коммутатор. Основные функции приложения СУБД, реализуемые в биллинговой системе включают в себя [2]: тарификацию записей коммутатора о вызовах и услугах, создание и редактирование таблиц базы данных расчетной системы, генерацию счетов и их печать, генерацию отчетов.
Биллинговые системы, помимо решения своих основных задач, дают операторам множество новых возможностей. Учетные данные могут быть использованы для лучшего понимания нужд и требований пользователей и быстрого ввода в эксплуатацию необходимых услуг. Также они помогают при ана-
лизе использования абонентами тех или иных ресурсов, применяться для нахождения оптимальной конфигурации сети, управления трафиком, планировании емкостей хранилищ информации и обнаружении недобросовестных пользователей. Данные свойства систем позволяют существенно повысить общий уровень автоматизации и качества обслуживания, что является основной задачей телекоммуникационных операторов.
Библиографические ссылки
1. Дич Л. З. Развитие биллинговых систем // Компьютер-ИНФО. 2001. № 15-16, 20-21, 23, 25, 31, 37.
2. Муссель К. М. Предоставление и биллинг услуг связи. Системная интеграция. М. : Эко-Трендз, 2003.
© Гладышев Е. И., Мурыгин А. В., 2010
УДК 681.518
Д. Н. Гопиенко Научный руководитель - Е. Л. Вайтекунене Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ НА УЧАЩИХСЯ
Проводится описание области систем дистанционного обучения, и выделяются основные недостатки. Указываются пути решения данных проблем, вкратце описывается разработанная информационная система с обоснованием эффективности от ее внедрения.
Дистанционное обучение, зародившись в конце двадцатого столетия, вошло в двадцать первый век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу [1].
Актуальность таких систем очевидна не только для целей измерения уровня подготовленности, но и для проведения рейтинга обучаемых, мониторинга учебного процесса, для организации адаптивного обучения, дистанционного образования. Актуальность тестового метода обусловлена его преимуществами перед другими педагогическими методами: научная обоснованность теста, которая дает объективную оценку; технологичность тестовых методов; точность измерений; наличие единообразных требований для всех испытуемых; совместимость тестовых технологии с другими современными образовательными технологиями [2].
Новые информационные технологии инициируют развитие новых подходов к технологиям обучения. Применение сетевых информационных технологий открывает дополнительные возможности создания компьютерных систем обучения и контроля знаний [3].
Обычно в тестах возможно использование пяти следующих типов вопросов:
- выбор единственно правильного ответа;
- выбор нескольких возможных правильных ответов;
- установка последовательности правильных ответов;
- установка соответствий ответов;
- ввод ответа вручную с клавиатуры [4].
Учитывая небольшое количество методик тестирования, целесообразно разработать универсальную программу, которая позволила бы преподавателям различных дисциплин создавать свои базы данных и быстро получать контрольные задания для своего предмета.
При анализе рассматриваемой предметной области наблюдается проблема выбора оптимального программного решения. Ее суть заключается в совокупности недостатков каждой отдельно взятой системы. Нет такого решения, которое могло бы совместить в себе оптимальность необходимой функциональности, наглядности и цены. Решение данной проблемы и являлось основополагающей целью данной работы.
В ходе проектирования на MySQL была создана поддерживающая многопользовательский доступ через сеть Интернет база данных информационной системы. На Borland Delphi 7 для разносторонней