Секция «Информатика и автоматизированные системы»
К этапу предварительной обработки относится, в частности, функция получения данных о соединениях и услугах (запросы к коммутатору), а к операциям управления - функции активации/деактивации (в некоторых системах - блокировки/разблокировки) абонентов и команды изменения условий подписки абонентов, передаваемые непосредственно в коммутатор. Основные функции приложения СУБД, реализуемые в биллинговой системе включают в себя [2]: тарификацию записей коммутатора о вызовах и услугах, создание и редактирование таблиц базы данных расчетной системы, генерацию счетов и их печать, генерацию отчетов.
Биллинговые системы, помимо решения своих основных задач, дают операторам множество новых возможностей. Учетные данные могут быть использованы для лучшего понимания нужд и требований пользователей и быстрого ввода в эксплуатацию необходимых услуг. Также они помогают при ана-
лизе использования абонентами тех или иных ресурсов, применяться для нахождения оптимальной конфигурации сети, управления трафиком, планировании емкостей хранилищ информации и обнаружении недобросовестных пользователей. Данные свойства систем позволяют существенно повысить общий уровень автоматизации и качества обслуживания, что является основной задачей телекоммуникационных операторов.
Библиографические ссылки
1. Дич Л. З. Развитие биллинговых систем // Компьютер-ИНФО. 2001. № 15-16, 20-21, 23, 25, 31, 37.
2. Муссель К. М. Предоставление и биллинг услуг связи. Системная интеграция. М. : Эко-Трендз, 2003.
© Гладышев Е. И., Мурыгин А. В., 2010
УДК 681.518
Д. Н. Гопиенко Научный руководитель - Е. Л. Вайтекунене Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ НА УЧАЩИХСЯ
Проводится описание области систем дистанционного обучения, и выделяются основные недостатки. Указываются пути решения данных проблем, вкратце описывается разработанная информационная система с обоснованием эффективности от ее внедрения.
Дистанционное обучение, зародившись в конце двадцатого столетия, вошло в двадцать первый век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу [1].
Актуальность таких систем очевидна не только для целей измерения уровня подготовленности, но и для проведения рейтинга обучаемых, мониторинга учебного процесса, для организации адаптивного обучения, дистанционного образования. Актуальность тестового метода обусловлена его преимуществами перед другими педагогическими методами: научная обоснованность теста, которая дает объективную оценку; технологичность тестовых методов; точность измерений; наличие единообразных требований для всех испытуемых; совместимость тестовых технологии с другими современными образовательными технологиями [2].
Новые информационные технологии инициируют развитие новых подходов к технологиям обучения. Применение сетевых информационных технологий открывает дополнительные возможности создания компьютерных систем обучения и контроля знаний [3].
Обычно в тестах возможно использование пяти следующих типов вопросов:
- выбор единственно правильного ответа;
- выбор нескольких возможных правильных ответов;
- установка последовательности правильных ответов;
- установка соответствий ответов;
- ввод ответа вручную с клавиатуры [4].
Учитывая небольшое количество методик тестирования, целесообразно разработать универсальную программу, которая позволила бы преподавателям различных дисциплин создавать свои базы данных и быстро получать контрольные задания для своего предмета.
При анализе рассматриваемой предметной области наблюдается проблема выбора оптимального программного решения. Ее суть заключается в совокупности недостатков каждой отдельно взятой системы. Нет такого решения, которое могло бы совместить в себе оптимальность необходимой функциональности, наглядности и цены. Решение данной проблемы и являлось основополагающей целью данной работы.
В ходе проектирования на MySQL была создана поддерживающая многопользовательский доступ через сеть Интернет база данных информационной системы. На Borland Delphi 7 для разносторонней
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии
работы (как в локальном, так и в сетевом режимах) с данной базой разработались три программных приложения. Интерфейс каждой из программ с учетом эргономичности был тщательно отрисован и оцифрован. Итогом данной работы стала информационная система, сочетающая в себе оптимальность необходимой функциональности, наглядности и цены.
Поскольку весь проект является многопользовательским и соответственно сетевым, для его успешного функционирования необходимо наличие сервера, организованного надлежащим образом. БД проекта выполнена в MySQL, по этому особых требований к операционной системе не выдвигается: MySQL совместим как с Microsoft Windows, так и с GNU/Linux (не коммерческой ОС, что при создании сервера является значительным плюсом). Обязательным требованием является лишь наличие установленного самого серверного программного обеспечения - MySQL, который, так же как и Linux, является бесплатным продуктом. Сборка технического обеспечения сервера опциональна и зависит от масштабов использования проекта (локальное/глобальное), размеров БД и типа информации, содержащейся в ней.
Поскольку приложение по управление БД, а также клиентская часть, выполнена в Borland Delphi v.7.0, то операционной системой компьютера, использующего эти программы, будет Microsoft Windows. Портирование данных приложений на GNU/Linux представляется возможным путем создания браузерных версий этих программ, что вполне реально на дальнейших этапах разработки. Требования к сетевому обеспечению клиентов также опционально и зависит от масштабов проекта.
В проекте предусмотрена как идентификация всех пользователей, так и разграничение их доступа к данным. Это позволяет не только предотвратить попытки несанкционированного доступа отдельным возможностям и самой программе в целом, но и избавить студентов от излишней информации, не предназначенной для их группы.
Методы криптографической защиты в данной версии проекта пристально не рассматривались. Использование шифрования, возможно, будет использована в последующих версиях программы.
В ходе разработки проекта тестирование, как и требуется, выполнялось на всех трех уровнях: модульном, интеграционном и системном. Если же модульный и интеграционный уровень по большей части соответствовал стадии проектирования и активной разработки программного продукта, то на системном же уровне проходила в основном отладка программы и устранение мелких недочетов. Выявление незначительных ошибок на ранних стадиях предотвратило образование намного более серьезных в последующем.
Итогом работы стало успешное совместное функционирование всех компонентов системы. Планами на ближайшее время остается создание браузерной версии проекта.
Библиографические ссылки
1. Соловов А. В. Аналитический обзор состояния ДО в мире. URL: http://distance-learning.ru/db/el/ 9FE02C1F17D42875C3256C84005252A 0/doc. html (19 марта 2010).
2. О проблемах создания автоматизированных систем статистической обработки и анализа результатов тестирования. URL: http://conference. pskovedu.ru/files/d_melnik.doc (19 марта 2010).
3. Амзараков М. Б. Разработка компьютерной системы тестирования с использованием сетевых технологий. ИТО-98/1. URL: http://www.ito. su/1998/ 1/amzarak1.html (19 марта 2010).
4. Прохоров А. Программы для создания тестов и проведения тестирования. URL: http://www. com-press.ru/article.aspx?id=15044&iid=712 (19 марта 2010).
© Гопиенко Д. Н., Вайтекунене Е. Л., 2010
УДК 681.327
А. Ю. Десятов, М. Н. Малахов Научный руководитель - И. В. Плотникова Национальный Исследовательский Томский политехнический университет, Томск
МОДЕЛИРОВАНИЕ УЗЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ КОМПАС-3Б
Рассматривается построение детали с использованием системы КОМПАС-3D. Приведены модели деталей, созданные с использованием данной системы.
Мощные современные вычислительные средства стимулируют создание новых методик проектирования, в том числе построение объемных моделей и целых установок. Объемное моделирование в свою очередь открывает новые перспективы в работе конструктора, когда можно создать модель объекта, и на ее основе изучить взаимодействие отдельных частей объекта в процессе работы.
Для решения этих задач целесообразно использовать последние достижения CAD/CAM - техноло-
гий, в которых выражены такие свойства как, наглядность, логическая связность информации, автоматизированное построение изображений, работа с большими объемами информации.
Система КОМПАС-3Б привлекает своей доступностью и предназначена для быстрого и удобного выполнения чертежей в полном соответствии с ГОСТами ЕСКД.
В работе показано моделирование изделия с целью создания конструкторской и технологической