СИНЕНКО П. Д., МАХОРТ А. К.
TELEGRAM КАК УНИКАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА ИНДУСТРИИ МЕССЕНДЖЕРОВ
Аннотация. В статье представлен контекстуальный анализ явления мессенджеров в интернет-среде. Авторы рассмотрели функциональные особенности популярного приложения Telegram. В ходе исследования было выявлено соотношение положительных и отрицательных сторон данной интернет-площадки.
Ключевые слова: блогер, журналист, Интернет, медиа, мессенджер, СМИ, площадка, приложение.
SINENKO P. D., MAKHORT A. K.
TELEGRAM AS UNIQUE MESSENGER PLATFORM
Abstract. The article presents a contextual analysis of the phenomenon of instant messengers in the Internet environment. The authors examined the functional features of the popular Telegram application. The study revealed the ratio of positive and negative sides of this Internet platform.
Keywords: blogger, journalist, Internet, media, messenger, platform, application.
В XXI веке журналистика претерпевает значительные изменения. Традиционное ремесло с появлением Интернета перерождается и появляется совершенно новое явление для всего общества - интернет-СМИ, которые развиваются и видоизменяются вплоть до настоящего времени.
Известно, что «цифровая журналистика открывает новые способы повествования» [1, с. 350]. Принципиально отличающимися параметрами интернет-СМИ от традиционных СМИ являются гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность [9]. Все печатные, телевизионные и радиоканалы уже не могут существовать как раньше, не находясь параллельно во всемирной паутине и не транслируя свой контент. Наблюдается тенденция популяризации социальных сетей, сайтов и различных мессенджеров. По мнению Е. А. Зинкина, «с развитием новых медийных платформ пользователи Интернета приобрели новые способы обнаруживать, фильтровать, потреблять, производить, воспринимать и распространять новостной контент» [5]. По результатам исследования, проведенного компанией Havas Media, в 2019 году среднестатистический житель России проводил у телевизора 4 часа в день, слушал радио 3 часа и всего 1,5 часа тратил на Интернет. Сегодня россияне, которым до 25 лет, «напрочь отказываются от просмотра телевизора, отдавая предпочтения Интернету» [9].
Группа людей, которым до 65 лет, также отдают предпочтение новостям из всемирной паутины, «считая информацию, передающуюся через телевидение, не вполне достоверной»
[9]. Это в очередной раз доказывает, что новый вид СМИ преобладает над традиционными. Такая тенденция сохраняется до сих пор, и с каждым годом процентное соотношение в пользу Интернета лишь растет. Но это далеко не единственные изменения современного информационного пространства. Также массовое распространение Интернета породило новые формы массовой коммуникации, которые характеризуются глубокой интерактивностью, открытостью, отсутствием пространственных и временных ограничений
[10]. Появляется один из ярких феноменов, так называемая «болезнь 21 века» - блогинг. Большое количество людей начинают вести собственные блоги, рассказывая о своей жизни и увлечениях, попутно общаясь с аудиторией онлайн и получая в режиме реального времени оценку своей деятельности.
Многие пользователи с набором большой аудитории становятся лидерами общественного мнения. «Отзеркаливая» одну из основных функций традиционных СМИ, а именно прямое воздействие на общество - блогеры невольно наделяются той же властью. Однако становится примечательным тот факт, что их деятельность регулируется разными федеральными законами. Блогер, как и любой человек, распространяющий информацию в Интернете, несет ответственность в сфере административного, гражданского и уголовного права.
Интернет стал обширной платформой не только для блогинга. Также появилось (и даже успело пережить свое угасание) много новых информационных площадок. Например, такие приложения, как JAVA, QuickTime, Periscope, Like и т. д. утратили свою популярность и исчезли с поля зрения пользователей. Рождаются мессенджеры, отличающиеся множеством преимуществ. Само определение слова обозначает программу по обмену мгновенными сообщениями. Этимология слова мессенджер восходит к англ. слову «messenger», что в переводе означает «курьер» или «связной» [13, с. 12]. Несмотря на множественность уже существующих определений понятий «мессенджер», все они, на наш взгляд, идентичны в своей интерпретации [4, с. 50]. Так, А. С. Головко характеризует мессенджеры как «новое поколение сервисов мгновенных сообщений, которые сегодня ориентированы на мобильные устройства и смартфоны» [3, с. 73]. П. В. Колозариди и А. В. Ильин рассматривают мессенджеры как программу, мобильное приложение или веб-сервис для мгновенного обмена сообщениями [7]. Д. В. Соколова понимает мессенджеры как сервис мгновенного обмена сообщениями, действующий на базе программируемого приложения с помощью интернет-подключения [11].
Самым первым известным мессенджером для России стал ICQ, который более известен как «аська». Отличием этой программы стали многопользовательские «чаты», поддержка передачи файлов, поиск по базе пользователей и ряд других опций, которых раньше не было в мессенджерах 1980-х годов [14]. Особенностью такого приложения была работа исключительно в текстовом режиме. Такие ограничения сетевого общения повлекли за собой изменения культуры общения. Сформировался ряд аббревиатур в качестве стандартных реакций на определенные типы сообщений. Именно с тех времен и возникли BRB (Be Right Back), LOL (Laugh (ing) Out Loud), OMG (Oh My God / Gosh) и мн. др. [14]. Затем доминировать на рынке стал Skype, во многом благодаря внедрению поддержки голосовых и видеозвонков [8].
Почему пользователи не обошлись только социальными сетями, а продолжают активно использовать WhatsApp, Viber и Telegram? В первую очередь потому, что они не только перешли из компьютера в современные смартфоны, но и стали быстродоступными для всех желающих. Теперь, чтобы написать человеку или отправить какой-либо файл, достаточно всего лишь знать номер его телефона. Мгновенность передачи сообщений сопровождается специальными push-уведомлениями, с помощью которых можно досконально отследить путь отправки. Отдельным преимуществом мессенджеров можно назвать защиту информации. Создатели-разработчики использовали в приложениях частичное или полное шифрование сообщений. Также появилась опция самоуничтожения целых чатов и даже блокирование возможностей для скриншотов. Мессенджеры Wickr, Wiper и ряд подобных аналогов предлагают именно такой функционал. Facebook Messenger, WhatsApp и Telegram просто заявляют о защите данных от взлома, работая исключительно через https-соединение [14].
Одним из самых молодых, популярных и активно развивающихся мессенджеров является Telegram. Это кроссплатформенная площадка, позволяющая пользователям обмениваться не только сообщениями текстового формата, но и медиафайлами (видео, фото, аудио), которые имеют большое количество форматов. Данная платформа с закрытыми кодами была создана Павлом и Николаем Дуровыми для того, чтобы общаться приватно между собой, но эта «простая» идея вылилась в масштабный мировой проект.
Первый выпуск мобильного приложения Telegram состоялся в 2013 году. Его особенность состоит в том, что оно закодировано мощными корпорациями, которые находятся на территории многочисленных стран: самыми крупными являются США и Германия. Любые передаваемые данные или файлы шифруются по сложным системным алгоритмам. Впоследствии по сетям проходят уже недоступные для хакеров пакеты данных. Данная площадка имеет функцию «секретный чат», которая предполагает общение для
бизнес-конференций, деловой переписки или же для приватного диалога. Эта функция помогает пользователю настроить режим «самоуничтожения» всей переписки. То есть после выхода из программы, через определенное (заданное) время, вся история секретного чата удаляется. Тем самым правообладатель обеспечивает двойную безопасность утечки личных данных пользователя.
К преимуществам можно отнести и то, что мессенджер является полностью бесплатным. Создатели утверждают, что никогда не будет взиматься плата за использование Telegram. Это, безусловно, подкупает большинство пользователей, тем самым привлекая огромный приток аудитории. Так как люди могут быть уверены, что через некоторый промежуток времени с них не потребуют заплатить за продолжение использования данного приложения. А. И. Соловьев указывает, что «особенность мессенджера состоит в том, что можно отметить его схожесть с социальными сетями: так, в "Профиле" в разделе "Настройки" - "О себе" можно добавлять фотографию, давать о себе некоторую информацию, указывать свои увлечения и др.» [12, с. 134].
По статистике отдела аналитики Tgstart, за 2019 год по России Telegram имеет более 82 000 новых анкет пользователей, 900 каналов, 4 000 чатов, а также 3 млн просмотров [2]. Несомненно, Telegram пользуется колоссальной популярностью именно в России. Так, около 73 % пользователей - это граждане Российской Федерации. Второе место занимает Украина - 16 %, третье - Белоруссия - около 4 %. Возрастное распределение пользователей пока что еще сильно не удивляет: возрастная категория «от 25 до 34 лет» - 38 %, чуть меньше результат в возрастной категории «от 18 до 24 лет» - 27 %. По сравнению с 2017 годом стали более широко представлены группы «от 35 до 44 лет» и «от 45 до 64 лет», что означает, что «мессенджер перестает быть сугубо молодежным» [6].
Огромный скандал вокруг этой площадки разразился в 2017 году. Глава Роскомнадзора требовал от Павла Дурова представить следующие данные: полное и сокращенное наименование, страна регистрации, налоговый идентификатор и/или идентификатор в торговом реестре страны регистрации, адрес местонахождения, почтовый адрес, электронный адрес, доменное имя, электронный адрес администратора ресурса, провайдера хостинга и описание сервиса, предоставляемой услуги [2]. Власть пыталась воздействовать на прекращение работы Telegram, но многочисленные суды отклоняли требование о прекращение деятельности площадки. Роскомнадзор выиграл один из судов, что поспособствовало активным попыткам уничтожения Telegram. Павел Дуров также отказывался от сотрудничества. В его поддержку в 2018 году вышли на митинг более 12 тыс. человек, чтобы выразить свою позицию - не передавать коды. «Угрозы заблокировать Telegram, если мы не выдадим частные данные пользователей, ни к чему не приведут.
Telegram защищает свободу и конфиденциальность», - отмечал Павел Дуров [2]. Органы государственной власти и в настоящее время стараются предпринять меры по надзору за данным информационным объектом, но создатели уверяют в тотальной конфиденциальности данных.
Безусловно, площадка пользуется большим спросом не только из-за личных переписок, но из-за доступности и оперативности получения информации из разных сфер жизнедеятельности. Существуют так называемые каналы и боты, специализирующиеся на определенных широкомасштабных областях: новости, профессия, еда, религия, спорт, кино и мн. др. Человек, подписавшись на канал, получает рассылку, где моментально узнает «свежую» новость из интересующей его сферы. Без рекламы и платных подписок человек может прослушать музыкальный плейлист, посмотреть фильм, скачать книгу в электронном формате - и все это находится в рамках одной площадки. Соответственно, это сокращает время поиска и информации в браузере, так как все находится в одном месте. Именно это удобство привлекает аудиторию. Мы живем в век информационных технологий, поэтому, чем быстрее мы находим нужный нам контент, тем активнее становится потребление информации из уже проверенных и подходящих каждому индивидуально источников.
Многие спорят о том, что в интернет-пространстве циркулируют большое количество непроверенных материалов, которые несут в себе ложные факты или явления. Отчасти это суждение можно считать верным, т. к. каждый человек, считающий себя блогером, может написать в свой канал материал, а пользователи это прочтут и примут за правду. Но если смотреть объективно, то на просторах браузера ежесекундно «выбрасываются» тысячи противоречащих материалов, которые также влекут ложь и порочащие факты. Хочется также отметить, что многие официальные источники СМИ («РБК», РИА «Новости», «Медуза») выставляют в обычном режиме свои медиатексты и файлы. Также удобно читать региональные новости, которые сопровождаются видеоматериалами, которые были сняты в момент события, действия или чрезвычайной ситуации. Приложение Telegram позволяет мобильно передавать информацию по всей Российской Федерации. Если рассмотреть не только новостную сферу Telegram, то можно отметить тот факт, что информация классифицируется. Например, Telegram-канал под названием «Журналистика», здесь мы видим, что публикуются в основном новости только из сферы СМИ, digital, рекламы: регистрация на новые гранты, ежемесячные рейтинги журналистов России, новости, происходящие в СМИ, а также знакомство с современной терминологией СМИ, полезные лайфхаки и мн. др. Важно то, что это написано не просто как «самобытный пост», а ссылками на ТАСС или иные официальные источники.
В заключение хотелось бы отметить, что новая кроссплатформенная площадка Telegram - это новый виток в мировом информационном поле, совмещающий классические свойства мессенджера, браузера и новостной ленты. Приложение отличается усиленной защитой информации для пользователей, а также является самобытным с точки зрения его функциональных особенностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакеева Д. А. Актуальные тенденции в цифровой журналистике: функциональный аспект // Mediaобразование: медиа как тотальная повседневность: материалы V международной научной конференции. 24-25 ноября 2О2О г. / под ред. А. А. Морозовой. - Челябинск, 2О2О. - С. 349-354.
2. Блокировка Telegram в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Telegram#Блокировка_Telegram_в_России/ (дата обращения G8.G2.2G21).
3. Головко А. С. Мессенджеры как инструмент Relationship Marketing в продвижении спортивного клуба // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. - Краснодар, 2О17. - Т. 1. - С. 7275.
4. Гребельник Т. В. Мессенджер как новый объект коммуникативной лингвистики // Молодой ученый. - 2G2G. - № 44 (334). - С. 5О-53.
5. Зинкин Е. А. Приложения, социальные сети и мессенджеры как платформы распространения новостного контента СМИ [Электронный ресурс] // Огарев-online. - 2G19. - № 1. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/prilozheniya-socialnye-seti-i-messendzhery-kak-platformy-rasprostraneniya-novostnogo-kontenta-smi (дата обращения 24.G2.2G21).
6. Исследование аудитории Telegram 2G19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tgstat.ru/research/ (дата обращения G7.G2.2G21).
7. Колозариди П. В., Ильин А. В. Мессенджеры в городской среде: гибридные формы и новые практики // «ШАГИ / STEPS»: журнал школы актуальных гуманитарных исследований. - Режим доступа: http://shagi.ranepa.ru/steps/article?viewid=148 (дата обращения 24.G2.2G21).
8. Мессенджер - что это такое? Определение, значение, перевод [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://chto-eto-takoe.ru/messenger/ (дата обращения G4.G2.2G21).
9. Молодые россияне все больше отдают предпочтение Интернету, пренебрегая ТВ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.amur.info/news/2015/06/17/ 95563/ (дата обращения 05.02.2021).
10. Переход традиционных СМИ в Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skachate.ru/ekonomika/2389/index.html?page=2/ (дата обращения 17.02.2021).
11. Соколова Д. В. Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram // Медиаскоп. - 2017. - № 4. - Режим доступа: http://mediascope.ru/2380 (дата обращения 20.02.2021).
12. Соловьев А. И. Международный мессенджер Telegram как медийный ресурс // Веб-программирование и интернет-технологии WebConff2018: тезисы докладов IV Международной научно-практической конференции. 14-18 мая 2018 г. - Минск, 2018. - С. 133-134.
13. Шаронин П. Н., Козлова Е. В. Роль мессенджеров в современном медиапространстве // Медиаэкономика 21 века. - М.: Изд-во ИП Шаронин Павел Николаевич. - 2017. - № 2. - С. 12-15.
14. Эволюция мессенджеров - короткая история индустрии сообщений за прошедшие 40 лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://itcrumbs.ru/istoriya-evolyutsiya-messendzherov_23557/ (дата обращения 18.02.2021).