Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 1 (29). С. 23-27. УДК 621.394
DOI 10.24147/2312-1300.2021.8(1).23-27
В. В. Миркин
ТЕЛЕГРАФНАЯ СВЯЗЬ СИБИРИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Рассматриваются пути развития телеграфной связи Сибири в военный период. В условиях масштабной эвакуации промышленных предприятий, организаций, населения в сибирский регион, а также переориентирования магистральных каналов телеграфно-телефонной связи на восточные направления региональные телеграфы оказались не готовы к многократно выросшей в связи с этим нагрузке. Ощущался кадровый дефицит, а также нехватка аппаратных мощностей и каналов связи. Тем не менее на втором этапе войны в отрасли электросвязи удалось найти резервы для восстановления и возобновить прерванные началом войны планы развития - при этом в Сибири телеграфная связь укреплялась, главным образом, за счёт эвакуированного из западных областей оборудования.
Ключевые слова: электросвязь; телеграф; Великая Отечественная война; эвакуация; сибирский тыл.
V. V. Mirkin
TELEGRAPH COMMUNICATION OF SIBERIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
The article examines the ways of development of telegraph communication in Siberia during the war period. In the context of the large-scale evacuation of industrial enterprises, organizations, the population to the Siberian region, as well as the reorientation of the main telegraph and telephone communication channels to the eastern directions, regional telegraphs were not ready for the multiply increased load in connection with this. There was a shortage of personnel, as well as a shortage of hardware capacities and communication channels. Nevertheless, at the second stage of the war, the telecommunications industry managed to find reserves for its recovery and resume the development plans interrupted by the beginning of the war - while in Siberia, telegraph communication was strengthened mainly due to equipment evacuated from the western regions.
Keywords: telecommunications; telegraph; Great Patriotic War; evacuation; Siberian rear.
Проблемы развития средств коммуникации в советский период до сих пор остаются, по большей части, вне поля зрения исследователей, занимающихся изучением сибирского региона и страны в целом. Не только в обобщающих исторических трудах, но даже в специализированной литературе по истории народного хозяйства зачастую отрасль связи даже не упоминается. Лишь отдельные аспекты данной проблемы затрагивались в публикациях сибирских историков А. П. Долгушина, О. Я. Потаповой, О. Я. Цветковой, В. С. Попова, Н. С. Рукина и некоторых других.
В период довоенных пятилеток в Сибири удалось развернуть процесс модернизации телеграфно-телефонной сети: обновился аппаратный парк телеграфа, расширилась сеть
воздушных линий связи. Однако, многие проблемы, присущие системе электросвязи в целом, были характерны и для телеграфа. К ним относилась, в первую очередь, радиальная сеть телеграфно-телефонной связи, не позволявшая хозяйственно-политическим центрам страны связываться между собой напрямую, минуя Москву; разносистемность станционного и коммутационного оборудования; низкие темпы внедрения новых технологий и др.
Несмотря на сравнительно большой количественный рост сети в период индустриализации, телеграфная связь уступала в своём развитии экономическим, социальным потребностям региона. Главной причиной этого являлась хроническая нехватка финансовых
© Миркин В. В., 2021
и материальных ресурсов. Плотность телеграфа в Сибири была одной из самых низких в стране. К тому же накануне войны ни один из телеграфов страны не работал без «замедлений» - иными словами, телеграфная корреспонденция порой существенно задерживалась в момент её передачи по каналам связи или в процессе доставки организациям и гражданам.
Несмотря на потерю части территории в начале войны, общая потребность в телеграфной связи не уменьшилась: в 1941 г. количество телеграфных предприятий страны сократилось вдвое, однако исходящий телеграфный обмен уменьшился при этом только на 7 %. Основные потоки телеграфной корреспонденции направлялись теперь в восточные районы страны, куда перебазировались многие промышленные предприятия. Поэтому при развёртывании новой телеграфной сети упор был сделан на преимущественное
В начале войны положение в телеграфной связи было настолько тяжёлым, что даже в 1942 г. многие телеграфные предприятия, не будучи в силах справиться с огромной нагрузкой, значительную часть телеграмм отправляли почтой. На телеграфе вновь наступил «военный коммунизм». Процент замедленных телеграмм с 1941 по 1942 г. существенно вырос - на передаче с 37 до 63,5 %, на доставке - с 19 до 41 %. Несмотря на внушительные показатели ёмкости сети - 513 телеграфных предприятий с действовавшими на них 1 133 телеграфными аппаратами (см. табл.), - сибирский телеграф работал неэффективно: в частности, узловой для Сибири новосибирский центральный телеграф показывал замедление на передаче 84,6 %, на
развитие телеграфной связи в восточной и юго-восточной частях страны, в том числе в сибирском регионе. Сюда вывозилось оборудование, освобождавшееся вследствие закрытия связей западного направления, а также резервное оборудование телеграфной связи. При отходе советских войск телеграфная аппаратура вывозилась в соответствии с планами эвакуации городов.
К началу войны Сибирь располагала достаточно широкой сетью телеграфных предприятий. При этом, как показывают данные таблицы, в отличие от телефонной и радиосвязи, телеграфная сеть достаточно равномерно покрывала западную и восточную части региона; количество телеграфных станций было примерно пропорционально обслуживаемой тем или иным управлением связи территории. Узловые телеграфные пункты восточной магистрали находились в Новосибирске и Иркутске.
доставке - 75,6 %. Причиной тому являлось стремительное увеличение нагрузки на сеть в связи с эвакуацией и развёртыванием тыловых мощностей в условиях острого дефицита телеграфных каналов [2, л. 97-98], а также недостаточная пропускная способность аппаратуры на главных областных связях, простои линий по техническим причинам, неукомплектованность штата и низкая квалификация телеграфистов. В условиях, когда нагрузка на внутриобластных связях выросла почти в два раза, а аппаратура на них оставалась прежней, кадры играли решающую роль в обеспечении «нормальной работы» связи [3, л. 65]. В 1943 г. показатели лишь незначительно изменились в лучшую сторону [4, л. 60].
Телеграфные мощности сибирских управлений связи (1941 г.) (сост. по: [1, л. 74, 95, 97])
Управление связи Количество телеграфных предприятий Действующие телеграфные аппараты
на междугородных связях на внутрирайонной связи всего
Красноярское 139 200 7 207
Иркутское 78 207 45 252
Алтайское 82 148 9 157
Омское 86 222 6 228
Новосибирское 128 275 14 289
Всего по Сибири 513 1 052 81 1 133
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 1 (29). С. 23-27.
На фронт ушли практически все мужчины-телеграфисты. Остались лишь те, кто не подлежал призыву в армию по возрасту. Несмотря на то, что приказом наркома обороны (в мае 1942 г.) призыв в армию женщин-связисток запрещался, некоторым из них также удавалось добиться отправки на фронт. С уходом на фронт большей части кадров телеграфа существенно выросла нагрузка на оставшихся. Телеграфы работали в тяжелейших условиях. Так, в Томске в зимний период связисты сами заботились о топливе: отправлялись в лес за дровами, на железную дорогу за углём, обронённым или не догоревшим в топках паровозов. При работе на ключах и клавишах телеграфных аппаратов у телеграфисток мёрзли руки. В этой связи нередки были случаи производственного травматизма. Вместо дефицитных телеграфных бланков использовали бракованные типографские листы бумаги, рулоны бумажных этикеток спичечной фабрики [5, с. 65-66].
Телеграфная и радиотелеграфная связь, по существу, являлась главным способом коммуникации между северными округами Сибири и «большой землёй». Насущная необходимость в электрической связи была обусловлена, помимо прочего, развалом почтового сообщения в некоторых областях -например, на линии связи между Нарымским округом и Томском. Другой проблемой были повреждения на воздушных и немногочисленных кабельных линиях. Особо при этом выделялось направление на Новосибирск, в частности воздушные линии Новосибирск -Кожевниково, Новосибирск - Колпашево. Выходом из ситуации в данном случае являлось (помимо периодического устранения повреждений) использование радиосвязи через системы Бодо [6, л. 9-11].
Во второй период войны наряду с восстановлением телеграфных предприятий в освобождённых областях шло развитие их сети и в восточных областях страны. Лишь за 1943 г. число предприятий, оборудованных телеграфными аппаратами, на востоке страны увеличилось на 43 (до 3 304), а число пунктов приёма телеграмм - на 272 (до 14 718). Рос удельный вес райцентров, обладавших прямой телеграфной связью, и сокращалось их число со связью через переприём. Вместе с тем вследствие изменения
административно-территориального деления страны и нарушения сложившихся схем электрической связи количество райцентров, оставшихся без оперативной связи с областным центром, несколько увеличилось [4, л. 36, 43].
В Омской области, в частности, была построена телеграфная линия Тара - Васисс. Постановлением Совнаркома СССР от 15 февраля 1944 г. «О мерах подъёма сельского хозяйства» готовилось строительство телеграфных и телефонных линий для связи районных центров Нарымского округа с г. Колпашево и прямой телефонно-теле-графной связи Колпашево - Новосибирск. В Новосибирске были открыты дополнительные телеграфные связи с Москвой, Ташкентом, Куйбышевым, Кемерово, Томском, Омском, Сталинском, Барабинском, Колпа-шево, телеграфные отделения, телетайпный узел связи для приёма корреспонденции ТАСС [7, с. 147-148]. Улучшались качественные показатели телеграфной связи. Так, в Новосибирской области в 1944 г. сократился процент замедленных телеграмм - на передаче с 49 до 25 %, на доставке - с 42 до 13 %. Новосибирское областное управление связи в 1944 г. трижды получало премии на Всесоюзном соревновании связистов и стало появляться в списках передовых учреждений связи СССР [8, л. 32]. К 1945 г. коллектив новосибирского телеграфа добился бесперебойного действия телеграфной связи, полностью ликвидировав технические остановки (подробнее см.: [9]).
Образованной в 1944 г. Томской области досталась одна из самых слаборазвитых систем электросвязи в регионе. Из 21 района, вошедшего в состав области, лишь 13 имели телеграфную связь с областным центром, 8 районов - только радиотелеграфную. Требовалась существенная перестройка телеграфной связи, поскольку в предыдущий период районы Нарымского округа использовали линии электросвязи в направлении Колпашево - Новосибирск. Вследствие удалённости этих районов новосибирское управление связи не могло уделять им достаточного внимания и осуществлять достаточное оперативное руководство.
Прежде всего необходимо было изменить направление потока телеграфной кор-
респонденции, связать районы бывшего На-рымского округа, через переприём в Колпа-шево, с Томском. Уже в конце 1944 г. в рамках перестройки сети была оборудована те-лефонно-телеграфная линия Томск - Шегар-ка - Каргала и установлена прямая телеграфная связь Томск - Колпашево по системе Бо-до. Все районы, кроме Каргасокского, Ко-жевниковского, Парабельского, Парбигского и Чаинского, получили круглосуточную связь с областным центром.
Сопоставление используемого, находящегося в эксплуатации парка аппаратуры с имевшейся в наличии указывало на то, что почти половина аппаратов Клопфера и практически все аппараты Тремля для эксплуатации не использовались. Однако, в целом коэффициент использования был значительно выше показателей 1940 г. по всей телеграфной аппаратуре и особенно по использованию Бодо и клопфера.
Наряду с общим ростом количества аппаратов отчётные данные областных управлений связи отражали модернизацию телеграфной аппаратуры - интенсивное внедрение аппаратов скородействующих буквопечатающих систем: Бодо, телетайп и СТ-35 (советский телетайп 35) - и отмирание аппаратуры Шорина, Тремля и Клопфера. Количество СТ-35 в 1945 г. увеличилось по сравнению с 1940 г. в 3,5 раза, телетайпов - почти в 9 раз. Системы Клопфера, Шорина и Тремля, наоборот, резко сократились - приблизительно в 2, 4 и 5 раз соответственно. На уровне 1940 г. осталось лишь количество аппаратов Морзе. Аппаратура Бодо составляла 90 % к довоенному уровню [10, л. 2627, 29-30].
Вместе с тем низкие качественные показатели телеграфной связи (процент замедленных телеграмм) объяснялись неизжитым дефицитом телеграфных аппаратов, неукомплектованностью штата и, в особенности, низкой квалификацией телеграфных работников и «плохой» организацией труда на телеграфах. Среди худших телеграфов Сибири в приказе наркомата связи № 40 отмечалось барнаульское предприятие. В конце войны не удавалось также реализовать задачу по увеличению радиотелеграфного обмена (в 1945 г. предполагалось его расширение на 50 %). Среди причин сибирские связисты
выделяли: общий недостаток радиосредств (на направлении Ленинград - Новосибирск и др.), неполное использование бодо-радио иркутским и хабаровским телеграфами, а также - непредоставление каналов по бодо-радио, в том числе Иркутску (78 %), Хабаровску (77 %), Чите (53 %) и др. [10, л. 35-37].
После войны главной задачей вновь стало обеспечение телеграфной связью гражданского населения. Количественно отрасль безусловно окрепла в военный период1. При этом восстановление телеграфных мощностей в западных районах страны осуществлялось в том числе на основе новейшего оборудования: систем тонального телеграфирования, мощных многократных телеграфных аппаратов. Если в 1940 г. общая протяжённость каналов тонального телеграфирования составляла 211,6 тыс. кан.-км, то в 1945 г. она достигла 383,6 тыс. [11, с. 251].
В последний год войны темпы роста телеграфной сети в освобождённых западных областях страны по понятным причинам существенно превышали аналогичные показатели на востоке страны. Очевидным было и то, что в абсолютных цифрах количество предприятий связи, оборудованных телеграфной аппаратурой, и сеть пунктов, производивших приём телеграмм по телефону, в восточной части страны было выше довоенного уровня, а в западной - пока ещё не приблизилось к нему. В условиях нехватки телеграфной техники темпы роста предприятий связи, оборудованных телеграфными аппаратами, отставал от темпов роста пунктов, производивших приём и передачу телеграмм по телефону (8,5 и 21,8 % соответственно). Такое же положение в разнице от довоенного уровня было и в количестве междугородных телефонных станций по стране.
После войны телеграфной связи страны предстояло пережить трудный период восстановления. Использовавшийся почти исключительно в военных целях телеграф с трудом перестраивался вновь на обслуживание государственных учреждений, организаций и населения. Главной послевоенной задачей в области телеграфной связи, помимо восстановления, явилось строительство более маневренной узловой сети магистральной телеграфно-телефонной связи, её широ-
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 1 (29). С. 23-27.
кое каблирование, а также модернизация станционного, коммутационного оборудования телеграфа на основе новейших на тот момент достижений техники.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 В 1945 г. 94,6 % районных центров страны имели телеграфную связь с областными, республиканскими и краевыми центрами. Исходящий обмен вырос по сравнению с 1940 г. на 21,5 % и составил 166,6 млн телеграмм. Однако парк телеграфных аппаратов составлял лишь 90 % от довоенного количества (14 474 штук) (см.: [11, с. 252253]).
ЛИТЕРАТУРА
1. Производственный отчёт Народного комиссариата связи Союза ССР о деятельности за 1941 год (областной разрез) // Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 3527. Оп. 17. Д. 943.
2. Отчёт о работе органов связи за 1942 год // РГАЭ. Ф. 3527. Оп. 17. Д. 1037.
3. Объяснительная записка к отчёту по междугородной телеграфно-телефонной связи за
Информация о статье
Дата поступления 25 января 2021 г.
Дата принятия в печать 15 февраля 2021 г.
Сведения об авторе
Миркин Владимир Викторович - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и документоведения Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 634050, Россия, Томск, пр. Ленина, 34
E-mail: wwm@lenta.ru Для цитирования
Миркин В. В. Телеграфная связь Сибири в годы Великой Отечественной войны // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 1 (29). С. 23-27. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(1).23-27.
1942 г. // Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-151. Оп. 1. Д. 266.
4. Производственный отчёт Народного комиссариата связи Союза ССР за 1943 год // РГАЭ. Ф. 3527. Оп. 17. Д. 1300.
5. История электросвязи Томской области (от прошлого к настоящему). - Томск : Спектр, 2000. - 440 с.
6. Стенограмма областного совещания работников связи. 25 июля 1943 г. // ГАНО. Ф. Р-1179. Оп. 1. Д. 104.
7. Потапова О. Я. Развитие средств связи Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны // Сборник научных трудов кафедр общественных наук, посвящённый 50-летию Советской власти. - Л., 1967. - С. 143-152.
8. План развития транспорта и связи Новосибирской области... (1944 г.) // ГАНО. Ф. Р-1179. Оп. 1. Д. 174.
9. Ялов Г. Методы ликвидации технических остановок // Вестник связи. Электросвязь. -1945. - № 9-10. - С. 6-7.
10. Отчёт о работе органов связи за 1945 год // РГАЭ. Ф. 3527. Оп. 17. Д. 1591.
11. Развитие связи в СССР. 1917-1967 / под общ. ред. Н. Д. Псурцева. - М. : Связь, 1967. -479 с.
Article info
Received January 25, 2021
Accepted
February 15, 2021 About the author
Vladimir V. Mirkin - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Documentation of the National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia)
Postal address: 34, Lenina pr., Tomsk, 634050, Russia
E-mail: wwm@lenta.ru For citations
Mirkin V.V. Telegraph Communication of Siberia During the Great Patriotic War. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, vol. 8, no. 1 (29), pp. 23-27. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2021.8(1).23-27 (in Russian).