Научная статья на тему 'ТЕЛЕФОННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ'

ТЕЛЕФОННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ / СУИЦИДЕНТЫ / ТЕЛЕФОННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ / СОЦИАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хусяинова Зугря Наимовна

В статье описаны психологические особенности деятельности сотрудников телефонной психологической службы телефона доверия. Обоснованы критерии отбора сотрудников телефона доверия, описаны психологические особенности телефонного консультирования как специфического вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕФОННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ»

понимать структуру и механизмы работы памяти. Представляется, интересным изучать влияние личностных факторов на феномен памяти.

Список литературы:

1. Память человека: эффекты и феномены: Учебное пособие по курсу «Общая Психология: Память». М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. - 96с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

2. Психология памяти: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

3. http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=fiziologicheskie-osnovi-pamati.

Хусяинова Зугря Наимовна,

аспирант первого года обучения кафедры экономической психологии и психологии труда НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва.

Телефонная психологическая служба телефона доверия

Аннотация. В статье описаны психологические особенности деятельности сотрудников телефонной психологической службы телефона доверия. Обоснованы критерии отбора сотрудников телефона доверия, описаны психологические особенности телефонного консультирования как специфического вида деятельности.

Ключевые слова: психологические кризисы, суициденты, телефонная психологическая служба телефона доверия, социально-терапевтическая помощь, телефонное консультирование, психолог-консультант.

В современном обществе человек наряду с позитивными моментами может испытывать и одиночество, неудовлетворенность, различные психологические кризисы, которые могут повлечь за собой различные соматические последствия (неизлечимые болезни). И не всегда человек может самостоятельно отрефлексировать эти проблемы, рассказать друзьям и близким людям. В условиях активизации современных миграционных процессов он может оказаться совершенно один в чужой стране, не знающим языка, испытывающим различные жизненные трудности. Иногда личность может проявлять склонность к тому, чтобы самостоятельно «загонять» себя в вакуум, из которого в дальнейшем тяжело выкарабкаться. Известно, что хотя бы раз в жизни у каждого человека возникала жизненная ситуация, в которой появлялась потребность выговориться, чтобы его просто выслушали, не давая при этом никаких советов и оценок [12]. Не всегда найдется человек, готовый это сделать - выслушать и услышать сказанное тобой здесь и сейчас, понять и принять человека, испытывающего трудности в данный момент его жизни. Что же делать человеку в таких ситуациях? Он может обратиться очно к психологу

- консультанту, либо позвонить в телефонную психологическую службу телефона доверия.

Телефон в наше время стал неотъемлемой частью жизни. Мы настолько привыкли, что телефон рядом с нами, что в любой момент можем связаться с нужным нам человеком, узнать как дела у близких и знакомых, решить практически все возникающие вопросы по телефону, в том числе и связанные с психологическими затруднениями. Решению таких проблем призван помочь «ТД».

История возникновения телефонной психологической службы телефона доверия берет свое начало в XX в. Причиной появления данной службы явилось увеличение суицидальных склонностей людей. В 1906 г. в США священник Г.Уоррен дал объявление в газете: «перед тем как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток», т. к. человек, позвонивший ему накануне, повесился.

В 1953 г. английский священник Чад Вара создал первую телефонную линию помощи, получившую название «Самаритяне». На линию могли позвонить все испытывающие те или иные трудности, но прежде всего люди, близкие к самоубийству. Вплоть до 1960 г. самоубийство в Великобритании было наказуемым преступлением. И линия «Самаритян» была спасением для потенциальных самоубийц. Сейчас в Англии 154 отделения «Самаритян» и 365 телефонных линий, круглосуточно предоставляющих психологическую помощь. Звонок раздается раз в семь секунд. В 1974 г. Чад Вара основывает организацию Befrienders International для распространения принципов работы организации «Самаритяне». Работа «Самаритян» основана на добровольческой, бесплатной основе. [1]

Врач и теолог Клаус Томас организовал первую в Германии линию для оказания помощи людям с суицидальными склонностями. В 1956 году в Берлине появилась телефонная кризисная линия «Врачебная помощь уставшим от жизни». В настоящее время в Германии действует единая психологическая телефонная служба, работающая круглосуточно. Большая часть работающих в этой службе - волонтеры, работающие на общественных началах.

В 1963 г. в Сиднее (Австралия) преподобный Алан Уокер, глава Центральной методистской церкви, основал телефон "Линия жизни", который затем превратился во всемирную сеть с более чем 200 Центрами Линии в 12 странах.

Впервые в России служба телефона доверия была создана в 1982г. заслуженным деятелем науки РФ, доктором медицинских наук, профессором А.Г.Амбрумовой на начальном этапе при суицидальном центре в рамках звена профилактической медико-психологической помощи. Работа была направлена на психотерапевтическую коррекцию кризисных и суицидальных состояний. По данным А. Г. Амбрумовой суициденты представлены следующими диагностическими категориями [2]:

1. психически больными;

2. пациентами с пограничными психическими расстройствами;

3. психически здоровыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что даже здоровый человек, испытывающий неимоверные лично для него сложности, может прийти к суицидальным мыслям и иногда привести их в действие [11].

В 1988 году в России было открыто 5 телефонов экстренной психологической помощи (ТЭПП), далее их количество постепенно увеличивалось, что привело постепенно к основанию и учреждению 7 июня 1991г. Российской ассоциации телефонной психологической помощи (РАТЭПП). У истоков создания стоял ее первый президент и сооснователь врач-психиатр Креславский Е.С. В этом же году РАТЭПП начал выпускать первый свой журнал, так же подписал договор о сотрудничестве с Польским товариществом телефонной помощи. В 1991г. - открыты школы подготовки консультантов ТЭПП. В 1993г. - подготовлена и начала осуществляться национальная программа подготовки консультантов ТЭПП. В 1995г.-РАТЭПП принята в члены IFOTES (Международная федерация телефонной экстренной службы). В 1996г. - согласована программа сотрудничества с Befrienders International. РАТЭПП является членом международной ассоциации превенции суицидов (IASP). [2]

Существуют различные службы телефона доверия [4]:

- 8-800-2000-122 - телефон Службы телефона доверия для подростков и детей, работающей во всех регионах РФ (бесплатный звонок с городского телефона).

-Московская служба психологической помощи 051 (бесплатно, круглосуточно)

- «Телефон доверия» экстренной психологической помощи (495) 575-8770

- Телефоны «горячей линии» Центра экстренной психологической помощи МЧС

- Независимый благотворительный Центр помощи пережившим сексуальное насилие "Сестры"

- Всероссийская горячая линия психологической помощи онкологическим больным и их близким 8-800-100-01-91 (звонок бесплатный на территории России) [4]

В июле 1994г. в Израиле Генеральной Ассамблеей IFOTES была принята этическая хартия IFOTES, которая содержит кодекс поведения и устав работы организации.

В этической хартии IFOTES сказано, что службы экстренной психологической помощи уважают достоинство всех людей, их право на откровенное выражение мыслей, желаний своими собственными словами. Причем подчеркивается, что желательно, по возможности, делать это на своем родном языке. И здесь можно привести в качестве примера появление в 1999г. в Берлине для русскоязычных иммигрантов психологической службы телефона доверия на русском языке. Затем русскоязычные психологические службы

телефона доверия были созданы и в других городах Германии. Здесь русскоговорящим мигрантам помогают справляться с различными жизненными трудностями. [6]

Телефон доверия (ТД) предоставляет экстренную анонимную социально-терапевтическую помощь людям, испытывающим кризисные ситуации, является одной из форм психопрофилактической работы.

ТД - это деятельность профессионалов и деятельность добровольцев-волонтеров.

Сотрудники телефона доверия тщательно отбираются из числа претендентов. Вначале проходят анкетирование, в ходе которого отвечают на вопросы, касающиеся мотивации человека работать в данной организации, личного опыта оказания помощи людям, в чем состояло ее предоставление. Вопросы касаются и Ваших убеждений, ценностей, отношения к конструктивной критике, опыта преодоления жизненных трудностей, состоите ли на учете в психоневрологическом диспансере, о наличии судимости, ожиданий от работы. Также вы указываете свое образование, курсы, опыт работы психологом. На основании результатов анкетирования претенденты приглашаются на собеседование. В ходе собеседования обращают внимание как на профессиональные, так и на личностные качества человека: коммуникабельность, эмпатию, эмоциональную устойчивость, тактичность, доброжелательность, независимость суждений, умение вызвать на откровенность, грамотную и выразительную речь и др. Далее все успешно прошедшие данный этап проходят специальную подготовку, состоящую из теории морально-этических основ оказания психологической помощи, целей и задач, этапов и техник консультирования, трудностей и специфики консультирования по телефону, а также практических упражнений и тренингов, разбора различных жизненных ситуаций, выхода из них. По окончанию курса обучения претенденты сдают экзамен и только тогда допускаются к работе. Также специалисты телефона доверия регулярно повышают свой профессиональный уровень на тренингах, курсах. Проходят супервизию у более опытных специалистов.

Перед психологом-консультантом ТД стоит задача предоставления квалифицированного психологического консультирования нуждающемуся в психологической помощи человек, в ходе которого происходит мобилизация личностных, духовных и физических ресурсов человека для выхода из кризисных ситуаций. Также он информирует людей о деятельности иных служб и организаций (в рамках имеющихся сведений).

В результате своей деятельности психолог-консультант производит анализ источников и причин кризисных ситуаций и состояний.

Анонимность абонента и консультанта, конфиденциальность беседы и надежность являются основными принципами работы телефонов доверия.

Каждый человек уникален сам по себе. Ситуации могут быть похожи у людей, а пути выхода из кризисных моментов различны [8].

В ходе телефонного консультирования абонент должен иметь возможность выговориться, дать выход своим эмоциям. Консультант должен, не перебивая, выслушать его, максимально концентрируясь на собеседнике и содержанию его психологических проблем. По интонации, тону и тембру голоса, паузам и молчанию, а также окружающим звукам консультант должен понять в каком состоянии находится клиент-абонент. Постараться прочувствовать данного человека, его эмоциональное состояние, постараться «заглянуть» в глубины его души, разговорить человека, вызвать на искренность, проявляя при этом уважение и заинтересованность, задать уточняющие вопросы для прояснения глубинного смысла произнесенных клиентом-абонентом фраз, а иногда и помолчать, просто выслушать, или же рассказать какую-нибудь историю, касающуюся темы разговора с клиентом [10]. Таким образом, происходит отвлечение и вовлечение в процесс клиента-абонента. Он начинает слушать психолога, иногда комментировать свое психологическое состояние. В процессе такого взаимодействия происходит осмысление абонентом своих переживаний, ситуаций, в конце концов, проясняются мысли, человек начинает думать, выбираясь из тягостного эмоционального состояния. Психологу надо постараться вместе с клиентом-абонентом в ходе беседы, диалога найти решение возникшей ситуации или проблемы [9]. Так как абонент обращается анонимно, его не видят, не знают -это в некоторой степени дает ему чувство психологической защищенности, возможность сохранить свою самооценку. Понятно, что это кратковременная помощь. Но это - помощь, которая закладывает семя для произрастания нового витка жизни или нового вектора мышления. Психолог-консультант в результате телефонного общения ведет либо психологическое консультирование, либо применяет психотерапевтические методы, а иногда совмещает данные виды своей профессиональной деятельности.

При этом психологу-консультанту необходимо избегать следующих моментов и ситуаций [7]:

1) «неприсутствия» в беседе (безразличия к обсуждаемой ситуации и состоянию);

2) реализации собственных, заместительных потребностей;

3) поощрения продолжения беседы после того, как терапевтические цели достигнуты;

4) раскрытия своей анонимности и встреч с абонентом;

5) любых проявлений незрелости, зависимости.

Оказывая помощь людям, консультанту необходимо помнить и о своих профессиональных интересах и возможностях, уметь принимать решения и нести ответственность. Как пишет Эллен Стейнберг: «Прежде чем пытаться сделать что-либо для другого, следует обрести полную ответственность за собственную жизнь (см. Wuthow,1991,P/104)» [7].

Главное для консультанта в процессе своей работы остаться эмоционально и психически сохранной личностью, продолжая и дальше оказывать психологическую помощь, осуществляя главную человеческую

потребность - потребность в общении, живом голосовом общении и делать это профессионально и с удовольствием.

Для психолога-консультанта важную роль имеет зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка. Он должен понимать самого себя, доверять людям, иметь твердые жизненные ценности и уважать ценности другой личности, быть проницательным, осознавать свой профессиональный долг.

Список литературы:

1. Романова Е. Работа психолога на телефоне доверия Методическое пособие. М.: МГПУ, 2001. 69 с.

2. Любов Е.Б., Цупрун В.Е. Век, время и место профессора Амбрумовой в отечественной суицидологии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - N 2 (19). - URL: http://medpsy.ru

3.http://ratepp.ru/

4. http: //www.psynavigator.ru/phones.php

5. https://co-operate.ru/

6. http://www.partner-inform.de.Журнал «Партнер» №10(145) 2009г.

7.Практика телефонного консультирования: хрестоматия. А.Н.Моховиков,2001,2005. Издательство «Смысл» 2005г.

8. Гнездилов Г.В., Киселев В.В., Хусяинова З.Н. Я-концепция личности руководителя // Вестник Института мировых цивилизаций, 2016. № 12. - С. 180-187.

9. Гнездилов Г.В. Психологическое обеспечение поиска работы: учебное пособие. - М.: Издательство СГУ, 2001. - 113с.

10. Гнездилов Г.В. Научно-методические аспекты совершенствования практики студентов-психологов // Инновации в образовании, 2002. №3. - С. 80-88.

11. Гнездилов Г.В., Верещака О.П., Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б. Психологические особенности обеспечения деятельности по предупреждению девиантного поведения: Монография. - М.: Издательство СГУ, 2012. - 369 с.

12. Гнездилов Г.В., Хусяинова З.Н. Роль психологических факторов неуверенности в жизнедеятельности личности // Вестник Института мировых цивилизаций, 2015. № 10. - С. 76-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.