Научная статья на тему 'ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ'

ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / ОНЛАЙН РЕКЛАМА / ДАТА-ЦЕНТРЫ / АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ФАКТОРИНГОВЫЕ СХЕМЫ РАСЧЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киров А.Ю., Кирова И.В., Попова Т.Л.

В статье анализируются тенденции маркетингового ценообразования на российском рынке в 2014-2015гг. и ключевые направления его развития в 2016-2017гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN MARKETING PRICINGON THE RUSSIAN MARKET

The article analyzes the marketing pricing trends on the Russian market in 2014-2015 and key areas of development for 2016-2017.

Текст научной работы на тему «ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ»

Становится очевидным, что этот контроль будет только расширяться. Государство не предоставляет никаких преимуществ организациям, работающим в сфере аудита. Таким образом, главным игроком на рынке аудиторских услуг остается государство.

Использованные источники:

1. http://www.audit-it.ru

2. http://hoope.ru

УДК 339.138

Киров А.Ю.

студент факультета маркетинга РЭУ им. Г.В.Плеханова менеджер по маркетингу ООО «ЕЛЛ РУ»

Кирова И.В., доцент доцент кафедры экономических теорий Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет (МАДИ) Попова Т.Л., к.э.н., доцент доцент кафедры экономических теорий Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет (МАДИ)

Россия, г. Москва

ТЕУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ Аннотация. В статье анализируются тенденции маркетингового ценообразования на российском рынке в 2014-2015гг. и ключевые направления его развития в 2016-2017гг.

Ключевые слова: ценовая конкуренция, интернет-маркетинг, онлайн реклама, дата-центры, анализ бизнес-процессов, геоинформационные системы, факторинговые схемы расчетов.

CURRENT TRENDS IN MARKETING PRICINGON THE RUSSIAN

MARKET

Abstract. The article analyzes the marketing pricing trends on the Russian market in 2014-2015 and key areas of development for 2016-2017.

Keywords: price competition, Internet marketing, online advertising, data centers, business process analysis, geographic information systems, factoring settlement schemes.

В настоящее время во многих сегментах российского товарного рынка и рынка услуг почти исчерпаны возможности ценовой конкуренции. И это связано не только с кризом в экономике страны и действием внешнеэкономических санкций, но и все большим продвижением электронной коммерции и Интернет-маркетинга. [9]

Сегодня особое внимание компании уделяют решениям для снижения издержек бизнеса и управления теми процессами, на которые еще вчера не обращали большого внимания. Большинство компаний уже приблизились к минимальным показателям рентабельности и видят возможность выжить в конкурентной среде за счет сокращения издержек с помощью ИТ-решений.

Можно выделить несколько текущих тенденций, влияющих на маркетинговое ценообразование на российском рынке в 2014- 2015гг.:

1) Стремление в онлайн стало одной из основных тенденций на российском рынке товаров и услуг.

2) Ценовая конкуренция уходит на второй план. Продавцы больше не могут снижать цены и рисковать качеством и уровнем сервиса. Самые активные игроки прошли стадию экстенсивного роста, укрупнения и консолидации. Теперь они постепенно теряют специализацию и начинают продавать разные товары, превращаясь в сетевые супермаркеты. И, стремясь удержать клиента, переносят фокус с продукта на сервис.

По мнению ИТ-директора компании «Юлмарт» Павла Чекеля в ближайшее время на рынке произойдут существенные изменения: [14]

- увеличится разрыв между крупными и мелкими игроками;

- возрастет конкуренция на сужающемся рынке;

- федеральные игроки будут консолидироваться;

- увеличится доля онлайн платежей и т.д.

3) Интернет-маркетинг - единственный сегмент рынка рекламы в России, демонстрирующий рост в условиях экономического кризиса.

В 2014 году Интернет-реклама в России прибавила сразу 18%, ее объем в денежном выражении увеличился до 84,6 млрд. руб. Несмотря на то, что объем медийной рекламы снизился на 5%, до 19,1 млрд. руб., размещение контекстной рекламы увеличилось на 27%, до 65,5 млрд. руб. [3].

Мировым лидером на рынке Интернет-рекламы сегодня являются США, которые еще в 2010г. собирали более 42% от общей суммы мировых доходов от рекламы в Интернете. [8]

Объем пяти крупнейших рынков онлайн рекламы в европейском регионе (Великобритания, Германия, Франция, Италия и Нидерланды), согласно 1АВ, составляет 67,9% от суммарного объема европейского рынка. При этом доля данных стран, как отмечают в 1АВ, снижается.

Самые высокие темпы роста Интернет-рекламы в развивающихся странах отмечаются в Индии, затем идет Россия, на третьем месте - Китай, на четвертом - Бразилия. [4]

Таблица 1

Структура российского рынка рекламы в 2014г. и прирост к 2013 г. [6]

Вид рекламы 2014г. 2014/2013

млрд. руб. % %

Телевидение (в т.ч. кабельно-спутниковое) 159,8 47 + 2

Интернет (в т.ч. контекстная реклама) 84,6 24,9 +18

Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания) 33,0 9,7 - 11

Радио 16,9 5 + 2

Наружная реклама 40,6 11,9 -0

Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры) 5,1 1,5 -9

Всего: 340 100

В 2014г. объем рекламы в Рунете (российском сегменте Интернета) занял второе место, опередив наружную рекламу, прессу, радио, прочие носители рекламы и уступив только кабельно-спутниковому телевидению (табл. 1).

4) В Интернет-маркетинге и электронной коммерции вырастет спрос на услуги дата-центров и «облака», каналы передачи данных при одновременном росте требований к их качеству. Потребуется больше услуг аутсорсеров, возрастет спрос на специалистов и услуги консалтинга по ITSM, специалистов по разработке высоконагруженных сайтов. Также прогнозируется рост спроса на промышленные системы управления складами, учетные системы и на соответствующий консалтинг. [14]

5) Если существенная часть бизнеса компании сосредоточена в онлайне, то службы информационных технологий (ИТ) из исполнителя сервисной функции все больше превращаются в полновесного партнера - участвуют в принятии стратегических решений о деятельности компании. В таких компаниях бизнес зависит от информационных технологий, более того, он вынужден вести себя не просто как заказчик сервисов, а советоваться с ИТ-службой, находить общий язык для повышения эффективности процессов.

В этих условиях, в целях оптимизации затрат на ИТ, которые в условиях Интернет-маркетинга и электронной коммерции составляют существенную часть общих издержек любой фирмы, все больше фирм проводят трансформацию служб ИТ. Решение ключевых ИТ-вопросов, влияющих на стратегическое развитие фирмы остается за бизнес-руководством компании совместно с ИТ-службой, а вот многие «неключевые» направления передаются на аутсорсинг. В частности такой путь избрала для себя и компания Oriflamme. Кроме того, в целях взаимного движения к пониманию общих целей, сотрудники ИТ-службы прошли обучение бизнес-функциям, а оставшиеся в прямом управлении ИТ-службы задачи подверглись приоритезации с упором на бизнес-цели. [2]

6) Существенно снижают издержки ведения бизнеса: переход на «цифровую» связь, электронный документооборот, CRMи т.д.

7) Ключевой тенденцией в маркетинговом ценообразовании в 20142015гг. стала оптимизация расходов по управлению персоналом.

Так, например, в сети «Л'Этуаль» была проведена интеграция кадрового учета на базе Microsoft Dynamics AX, что позволило создать единое управленческое древо, снизить текучесть кадров на 10%, мотивировать сотрудников на самообучение и исключить человеческий фактор при расчете вознаграждений и продвижении по службе. [11] Кульминацией кадровых ИТ-проектов «Л'Этуаль» стала «Карьерная лестница» - система

нематериальной мотивации на обучение и высокие показатели в работе. По достигнутым KPI и результатам тестирования система сама выдает рекомендации по повышению или понижению сотрудников в должности, решение по которым принимает региональный директор сети. Причем автоматизация решила и проблему «списывания» при тестировании -пропали желающие подсказывать коллегам правильные ответы в ситуации, когда система может рекомендовать на повышение не их, а тех, кто списал.

Для решения задачи оптимизации контроля за нахождением сотрудника на рабочем месте и оценке его эффективности как продавца и в целях оперативного получения отчетности по продажам в компании «L'Oreal» внедрили систему контроля торгового персонала Smart-IVR. «Теперь каждое утро, приходя на работу, консультант звонит на номер системы, причем нахождение его на работе контролируется включенной на его телефоне функцией геолокации. В конце дня консультант отчитывается и слушает задания системы. До внедрения IVR-системы сбор данных о продажах за определенный период занимал 15 дней, а теперь - всего один день, причем точность данных выше на 20%. Использование данной системы обходится в 10 раз дешевле привлечения супервайзоров, которые выполняли бы ту же самую работу». [12]

8) Внедрение Интернет-маркетинга позволяет «мобилизировать» отношения с партнерами и сократить издержки производства. Так, например, в компании «Ив Роше Восток» с помощью внедрения планшетов в 2014-2015 гг. произошла замена бумажного каталога на электронный. Это позволило существенно сэкономить затраты на выпуск печатной продукции (коммерческих и мерчендайзинговых каталогов, справочников и т.п.). «Планшеты были выбраны под управлением OS Android, чтобы минимизировать расходы, а для снижения нагрузки на службу техподдержки устройства были перепрошиты и переведены в режим киоска, когда пользователь не имеет никакой возможности изменить настройки и таким образом случайно что-то сломать». [15]

В планах компании: проведения вебинаров, дистанционного обучения, предоставления доступа к порталу с помощью планшетов.

9) Однако нельзя не отметить и существенные проблемы по внедрению Интернет-маркетинга на российском рынке, отмечаемый представителями многих компаний:

- ограничения большого объема трафика на лимитированных тарифах;

- невысокое качество покрытия беспроводной связью в регионах;

- отсутствие взаимодействия ИТ-систем компаний (производителей. поставщиков, продавцов и т.п.) и магазинов.

Затяжной экономический кризис в России (достаточно высокая инфляция, высокие ставки на кредиты для бизнеса, да и не очень благоприятный деловой климат), внешнеэкономическая нестабильность способствуют тому, что все больше компаний свое пристальное внимание

обращают на маркетинговое ценообразование и новые технологии ведения бизнеса.

Ключевыми направлениями в маркетинговом ценообразовании, по мнению многих экспертов, в 2016-2017гг. будут:

1) Углубленный анализ бизнес-процессов.

Компании будут искать ответы на вопросы, как избавиться от дубликатов master-данных в системах управления ассортиментом и запасами, переводить ли HR на SaaS/PaaS, будет ли выгода от внедрения системы управления маркетингом, как сократить время выполнения заявок сервис-деском и др.

Рис.1. «PRO/ЗРЕНИЕ», результаты использования [16]

Компанией «ICL Services» разработана услуга для бизнеса - продукт «PRO/ЗРЕНИЕ» (рис.1), сочетающий технологии анализа и систематизации больших данных и process mining, которая может стать инструментом для получения ответов на вышеназванные вопросы. Представленное компанией решение, помогает монетизировать бизнес-процессы за счет быстрого анализа процессов, охватываемых различными back-office системами, оценки их стоимости, эффективности, а также визуализации процесса, которая показывает, как он на самом деле выполняется. [13]

2) Использование геоинформационных систем (ГИС) для успешного розничного бизнеса. [1]

В настоящее время ГИС используют 70% компаний из списка Fortune 500. Данные системы способствуют оптимальному выбору места для размещения торговой точки.

Принцип работы ГИС: на карту местности с нанесенными на нее возможными местами торговли, программа поочередно накладывает слои: число жителей в радиусе 500 м, маршруты передвижения людей и транспорта, естественные препятствия, торговые точки конкурентов и т.п. -и постепенно совокупность объективных данных помогла определить оптимальное место для нового магазина.

3) Внедрение факторинговых схем расчетов между покупателем и поставщиком.

Факторинг - комплекс услуг, включающий в себя финансирование под уступку денежных требований (дебиторской задолженности), управление дебиторской задолженностью, принятие рисков неоплаты либо несвоевременной оплаты дебитором поставки и информационно-аналитическое обслуживание.

Факторинг - эффективный и гибкий инструмент пополнения оборотных средств. «Для малого бизнеса данный вид финансирования выгоден отсутствием залога. Средним предприятиям работать по факторингу удобно, т.к. он не увеличивает кредитную нагрузку и не отражается на балансе предприятия как кредитное обязательство. Кроме того, компании могут планомерно увеличивать объемы своих поставок и не беспокоиться о дебиторской задолженности. Важным преимуществом является то, что, будучи связующим звеном между оптовым и розничным звеном торговли, факторинг позволяет компаниям эффективно наращивать свои отгрузки в крупные торговые сети без возникновения кассовых разрывов». [7]

Можно выделить пять ключевых преимуществ факторинга:

- Пополнение оборотного капитала без залога.

- Бессрочное и оперативное финансирование в рамках установленного лимита, а при необходимости - возможностью увеличения лимита без заключения дополнительного договора.

- Увеличение отсрочки платежа.

- Освобождение от управления дебиторской задолженностью. Факторинг позволяет избавиться от рутинной работы по отслеживанию состояния дебиторской задолженности и напоминанию дебиторам о задержках платежей. По первому требованию поставщика факторинговая компания предоставляет отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей.

- Отсутствие кредитной нагрузки. Средства, предоставляемые в рамках факторинговых сделок, имеют нецелевой характер, не отражаются в структуре баланса предприятия как кредитное обязательство и не несут кредитной нагрузки.

4) Аналитики рекламного рынка выделяют следующие тенденции на рынке Интернет-маркетинга в России в 2016-2017гг.: [5]

- доля онлайн-видеорекламы — 10-12% от общего объема рекламного рынка;

- дальнейшее увеличение объема контекстной рекламы, прямая связь динамики этого рекламного сегмента с динамикой аудитории и проникновением широкополосного (высокоскоростного) доступа в Интернет;

- продолжение падения рыночной доли медийной рекламы, еще большее снижение эффективности баннеров и rich media;

- появление новых форматов нестандартного маркетингового продвижения, большее внимание крупных рекламодателей к возможностям контекста, таргетинга в социальных медиа;

- интеграция рекламных кампаний с мобильными каналами продвижения, синергия интернет-рекламы и мобильного маркетинга.

Использованные источники:

1. Анискина Т., компания Esri CIS / Материалы круглого стола «ИКТ в ритейле 2015». CNews Conferences и CNews Analytics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/88575/, свободный.

2. Быстров К., ИТ-директор Oriflamme в СНГ. Рынок диктует: трансформируйся или уходи. / Материалы круглого стола «ИКТ в ритейле 2015». CNews Conferences и CNews Analytics. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/88575/, свободный.

3. Интернет спасет рекламу / Газета. Ru, 24 апреля 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2015/02/26/6427273.

shtml

4. Интернет-реклама (рынок стран Европы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.щ/mdex.php//Статья:Интернет-реклама_(рынок_стран_Европы)/

5. Интернет реклама (рынок России), 27 февраля, 2015г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Интерн

ет-реклама_(рынок_России)/

6. Информационный портал Oborot.ru, 27 февраля 2015г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oborot.ru/news/15589/24

7. Карелин А., управляющий директор по факторингу ПАО «Промсвязьбанк» / Материалы круглого стола «ИКТ в ритейле 2015». CNews Conferences и CNews Analytics. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/88575/, свободный.

8. Кетова Н.П. Реклама в социальных сетях: особенности, функциональные возможности, инструменты продвижения / Экономические науки. - 2011. - № 5. - С. 256-261.

9. Кирова И.В., Попова Т.Л., Киров А.Ю. Интернет-маркетинг в компании (на примере спортивного интернет-издания «SPORTS.RU») / Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. № 1 (12). С. 143-147.

10. Киров А.Ю., Кирова И.В., Попова Т.Л. Формирование и продвижение бренда с помощью инструментов Интернет-маркетинга / Экономика и социум. 2015. № 3(16). С.50-56.

11. Коновалов И., Руководитель проектов «Алькор и Ко» (сеть «Л'Этуаль»). Управление персоналом / Материалы круглого стола «ИКТ в ритейле 2015». CNews Conferences и CNews Analytics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/88575/, свободный.Материалы круглого стола «ИКТ в ритейле 2015». CNews Conferences и CNews Analytics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/88575/, свободный.

12. Кулахметов Б., руководитель направления L'Oreal Luxe. Управление персоналом / Материалы круглого стола «ИКТ в ритейле 2015». CNews Conferences и CNews Analytics. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/88575/, свободный.

13. Мусина Г., глава департамента розничных решений ICL Services. Углубленный анализ бизнес-процессов / Материалы круглого стола «ИКТ в ритейле 2015». CNews Conferences и CNews Analytics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/88575/, свободный.

14. Чекель П. ИКТ в ритейле: конец ценовой конкуренции, расцвет сервисов / Материалы круглого стола «ИКТ в ритейле 2015». CNews Conferences и CNews Analytics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/88575/, свободный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Староверов Д., CIO «Ив Роше Восток». Мобилизация и сокращение издержек / Материалы круглого стола «ИКТ в ритейле 2015». CNews Conferences и CNews Analytics. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/88575/, свободный.

16. ICL Services, 2015

Коптяева А.А. студент 2 курса Факультет экономики и управления

КузГТУ

г.Кемерово, Российская федерация ИТОГИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

По данным статистики видно хорошую динамику развития малого би знеса в Кемеровской области за последние годы. За 2014г. производство услу г и товаров вырос на 37%, чем за 2013г-

сумма составила 26 млрд. рублей в абсолютных цифрах. У небольших предп риятиях получилось увеличить выход товаров и услуг за последние четыре г ода. Следовательно, доля, выхода товаров и услуг возросла до 8,4%. Сравни м, в 2013году она составила - 6,1%, а в 2014 -

7,1%, Видно , что ее прирост составил 38% за последних года. Число малых предприятий возросло на четыре процента. На пятнадцать процентов увелич ился объем инвестиций (на 289 млн. руб). Но, несмотря на положительную д инамику экономических показателей, малый бизнес в субъектах Кемеровско й области имеет плавающий характер и прямопропорционально зависит от с тепени состоятельности спроса жителей, работающих на больших предприят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.