Научная статья на тему 'Факторинг как антикризисный банковский продукт в современных условиях'

Факторинг как антикризисный банковский продукт в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарева А.А.

В статье показана возможность использования банковского факторинга предприятиями и производителями реального сектора экономики в качестве средства достижения таких стратегических задач, как освоение новых рынков сбыта, расширение географии присутствия, повышение конкурентоспособности в период экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторинг как антикризисный банковский продукт в современных условиях»

3. Макарова О. Л. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии / Под общ. ред. Н.М. Голованова. - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2001. - С. 187.

4. Налоги и налоговое право: учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгали-на. - М.: Аналитика-Пресс, 2000. - С. 409.

5. Налоги и налогообложение. - 4-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - С. 388.

6. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. - СПб.: Питер, 2001. - С. 199.

7. Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. - М.: Фдарики, 1998. - С. 6-7.

8. Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения. - М.: Юни-ти, 2001. - С. 153.

9. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадашев А.З. и др. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 209.

10. Щербинин А.Т. Правовые основы налогового контроля // Финансы. - 2000. - № 8. - С. 27.

ФАКТОРИНГ КАК АНТИКРИЗИСНЫЙ БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Золотарева А.А.*

Акционерный коммерческий банк «Банк развития региона», г. Ставрополь

В статье показана возможность использования банковского факторинга предприятиями и производителями реального сектора экономики в качестве средства достижения таких стратегических задач, как освоение новых рынков сбыта, расширение географии присутствия, повышение конкурентоспособности в период экономического кризиса.

В жизни любой производственной компании наступает период, когда увеличение продаж, выход на новые обороты становится не просто бизнес-целью, а фактором выживания на рынке. Лакмусовой бумажкой успешного перехода компании из категории малого бизнеса в средний, а из среднего в крупный является доступ выпускаемой продукции на полки торговых сетей.

Факторинг - услуга, ставшая чрезвычайно популярной в связи с финансовым кризисом и удорожанием кредитов, среди производителей и оптовиков Ставропольского края почти не известна. Между тем, используя преимущества и возможности, которые дает факторинг, ставрополь-

* Главный специалист отдела корпоративного бизнеса

ские предприниматели могут заполучить в клиенты крупнейших федеральных и региональных ритейлеров. В текущей экономической ситуации факторинг - едва ли ни единственный источник финансирования оборотного капитала компаний, осуществляющих поставки продукции в розницу на условиях отсрочки платежа. Если до кризиса факторинг казался сложным продуктом, который банки выдумали в качестве альтернативы кредитам на пополнение оборотных средств и овердрафтам, то за последние полгода ситуация начала кардинально меняться. Кредиты подорожали, залоги принимаются с солидным дисконтом, требования к заемщикам возросли. С залогами в торговле традиционные проблемы: недвижимость, как правило, взята в аренду; товары в обороте, особенно продукты питания, в качестве обеспечения банки принимают неохотно. К тому же с началом кризиса поставщики сырья перешли на стопроцентную предоплату, торговые сети увеличили отсрочки платежей почти вдвое, наконец, девальвация больно ударила по импортерам (а доля импорта, например, в продуктовой рознице - свыше 40 %) [1].

Факторинг - это комплексная финансовая услуга, которая позволяет производителю и оптовику существенно повысить эффективность деятельности за счет ускорения финансового оборота. Основой факторинга является участие банка в сделке купли-продажи товара с отсрочкой платежа.

Отсрочка - одна из самых крепких стен, о которую разбиваются мечты ставропольских компаний стать поставщиками федеральных торговых сетей. Ждать даже от крупнейших сетей платеж за поставленный товар в течение 30 или даже 60 дней для многих компаний неприемлемо. Отсрочка иссушает оборотные средства, а использование кредита или овердрафта вкупе с платой за место на полке лишает работу с торговыми сетями экономической целесообразности.

Факторинг решает три основные задачи: избавляет предприятие от проблем, связанных с кассовыми разрывами и нехваткой финансирования; страхует от рисков неплатежей за поставленную продукцию; освобождает предприятие от исполнения функций по управлению портфелем товарных кредитов.

Схема факторинга проста: продавец товара предоставляет банку контракт (например, договор поставки), сведения о контрагенте и подписанное покупателем уведомление об уступке права требования. В момент осуществления поставки товаров продавец передает отгрузочные документы (счета-фактуры, накладные) в банк, который выплачивает ему финансирование в размере до 90 % от суммы поставки. Факторинг позволяет компании получать большую часть выручки, не дожидаясь окончания периода отсрочки платежа. Тем самым факторинг помогает избежать кассовых разрывов и своевременно осуществлять расчеты с кредиторами, выплату заработной платы, текущие расходы. Факторинг также способствует

увеличению оборотов - товарного и финансового, поскольку чем больше объем поставок, тем больше средств возвращает банк по договору факторинга. Факторинг повышает финансовую устойчивость, конкурентоспособность компании, позволяет снизить закупочные цены на сырье за счет своевременной оплаты, наконец, сэкономить на расходах, обычно связанных с получением кредита на пополнение оборотных средств или овердрафта.

Покупатель (торговая сеть) по истечении оговоренного срока выплачивает банку сумму по поставкам, которая, за вычетом комиссии и суммы ранее предоставленного финансирования, переводится клиенту. Факторинг выгоден торговым сетям: они получают товар с отсрочкой платежа (товарный кредит), могут увеличивать объемы закупок и быстро менять и расширять ассортимент, дольше удерживать льготные цены.

В факторинге есть несколько тонкостей, незнание которых одинаково тормозит и популярность факторинга, и развитие отношений ставропольских компаний с федеральными и региональными торговыми сетями. Например, самый распространенный вид факторинга в России - это факторинг с регрессом. Популярность факторинга с регрессом объясняется его относительно низкой стоимостью, поскольку риск полной или частичной неоплаты поставок дебитором поставщик принимает на себя. Это означает, что когда торговая сеть не платит в срок, вступает в силу так называемый «период ожидания», в течение которого, как правило, происходит процесс урегулирования и погашения задолженности. По истечении периода ожидания, если сеть не расплатилась или расплатилась не полностью, ее обязательства перед банком переходят к поставщику, который выплачивает банку разницу между суммой уступленного денежного требования и суммой фактически полученных платежей. Добросовестный производитель или оптовик на первых переговорах с представителями сетевого ритейла получает внушительный перечень условий и требований к поставкам. И ко вторым переговорам у него уже голова болит о том, что будет, если он выполнит все требования, а потом из-за какого-нибудь форс-мажора оплата поставки зависнет или, хуже того, компания «налетит» на штрафные санкции со стороны ритейлера.

Дополнительную привлекательность факторингу придает более высокая оборачиваемость вложенных средств по сравнению с другими финансовыми институтами. В ситуации, когда заемщику погасить обязательства и перед банком, и перед факторинговой компанией сложно, приоритет отдается именно факторингу - ведь неоплата поставок приведет к остановке бизнеса, тогда как с банком есть шанс договориться о реструктуризации задолженности. И наконец, спрос растет из-за того, что в условиях дефицита ликвидности у компаний, работающих с отсрочкой платежа, появились серьезные проблемы, связанные с долговыми обязательствами дебиторов. Зачастую поставщики самостоятельно не в состоянии провести качественный анализ покупателей, которым отгружают в кредит свою

продукцию. Именно поэтому они обращаются к специалистам в факторинговых компаниях.

В отраслевой структуре сделок по факторингу за 2008-й и начало 2009 года превалирует доля традиционных потребителей услуги - компаний, занятых в сфере оптовой торговли. В условиях кризиса «факторы» отдают предпочтение работе с представителями наиболее устойчивых сфер экономики - поставщиками продуктов питания и товаров народного потребления. К наиболее «факторабельным» клиентам также относят предприятия легкой промышленности, оптовой торговли (электрооборудование, алкогольные напитки и пр.), производство (металлургия, алкоголь, пищевые продукты, фармацевтика) и обрабатывающие отрасли. Это субъекты реального сектора экономики, которые поставляют продукцию, товары, услуги с отсрочкой платежа. Их бизнес часто ведется по принципу «продал и забыл». Кроме того, бизнес компаний оптовой торговли должен быть близким к конечному потребителю. Именно конечные покупатели товаров и услуг генерируют денежные потоки, которые обеспечивают факторинговый бизнес [2].

В 2008 году в обороте факторинговых операций российских банков доля оптовой торговли составила 76 %, а доля оптовиков в клиентской базе достигла 74 %. Если говорить о предпочтениях в товарных группах, то это продукты питания и товары повседневного спроса в средней и низшей ценовых категориях - то есть те сегменты, где потребительский спрос остается достаточно стабильным даже в период кризиса. Выбор торговли и ее определенных сегментов не случаен. Чем больше срок оборачиваемости средств в отрасли, тем меньше ее привлекательность для факторинга. Отсрочка платежа поставщикам в розничных сетях составляет 45-75 дней. В эти сроки ритейлеры рассчитывают реализовать товар конечным потребителям - населению. В продуктовой рознице сроки чуть ниже, в непродуктовой (сегмент Б1У, бытовая техника и электроника) -выше. Максимально допустимая отсрочка платежа у клиентов по факторингу на сегодняшний день, как правило, составляет 90 дней. Если ритей-лер не способен реализовать товар в течение этого срока, то, скорее всего, банк не будет работать по факторингу с его поставщиком [3].

Безусловно, как и все сегменты отечественного финансового рынка, факторинг ощутил на себе дыхание кризиса. По сравнению с прошлым годом увеличились ставки не только по кредитам, но и на услуги факторинга. Причем по безрегрессному факторингу ставки выросли не только из-за повышения стоимости денег, но и из-за роста кредитных рисков в экономике. Произошло сокращение продуктовой линейки. Большинство «факторов» занято своими внутренними проблемами, и все реже встречаются предложения таких продуктов, как безрегрессный, международный, реверсивный, электронный факторинг и др. Чаще все сводится к традиционному предложению - факторинг с правом регресса.

Ужесточились требования к клиентам, увеличились сроки рассмотрения пакета документов с момента их предоставления и до принятия клиента на обслуживание. Банки пересмотрели систему риск-менеджмента, ввели несколько дополнительных требований к оформлению документов, которые предоставляются для получения финансирования.

В условиях кризиса факторы так же начали более пристально оценивать предприятия, представляющие крупный бизнес. Многие из них при работе с клиентами, как и банки, стали делать акцент на отрасли экономики, которые наименее проблемны. Банк смотрит на мотивацию клиента на факторинг. Если ему нужны деньги, чтобы «залатать дыры» или поручительство за дебиторов, которые уже почти «мертвы» и наверняка не смогут выполнить своих обязательств, то такому клиенту Банк откажет.

Перспективы дальнейшего роста интереса к факторингу, по оценкам участников рынка, во многом будут зависеть от общей экономической ситуации. Если негативный период затянется, то рынок скорее всего просядет, так как факторинг - это инструмент, который используется для развития бизнеса компаний и он особенно полезен для предприятий, выходящих на новые рынки, увеличивающих отсрочки платежа своим покупателям. Но для этого, должен быть покупательский спрос на продукты и услуги, предлагаемые клиентами факторинговых фирм.

Впрочем, даже при негативном развитии событий эксперты не исключают резкого увеличения спроса на нефинансовые составляющие факторингового обслуживания, такие как профессиональный кредитный анализ дебиторов, управление и сбор дебиторской задолженности, страхование рисков клиента.

Список литературы:

1. www.retail.ru.

2. www.factoring.ru.

3. www.slon.ru.

РОССИЙСКИЙ КРЕДИТНЫЙ РЫНОК В ПЕРИОД КРИЗИСА

© Золотова Е.А.*

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

Рассмотрена сегодняшняя ситуация и проблемы на рынке кредитования в России и дана сравнительная характеристика поведения коммерческих банков до кризиса и после.

* Заместитель заведующего кафедрой «Финансы и кредит», кандидат экономических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.