Научная статья на тему 'Особенности факторинговых операций в банках'

Особенности факторинговых операций в банках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности факторинговых операций в банках»

ны все поступления на счет и списания с него как в валюте сделки, так и в валюте счета. Как подтверждающие документы у держателя карты остаются также копии чеков о выдаче денежной наличности и по осуществленным операциям в сети предприятий торговли и сервиса.

Кроме того, на пользователей корпоративными картами распространяются все услуги и преимущества, присущие любым международным платежным картам.

ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В БАНКАХ

Штепо НА., студентка, гр. ФИН-401, НАПКС Научный руководитель: Гроздева Е.А., препод.

Факторинг — особая форма финансирования, при которой фирма-посредник (Фактор) покупает у поставщика платежные требования за отгруженную продукцию (право инкассировать дебиторскую задолженность). Таким образом, банк кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитные и валютные риски.

Нормативная база, с помощью которой происходит регулирование факторинговых услуг, состоит как минимум из следующих нормативно-правовых актов: Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. №435-IV; Хозяйственный кодекс Украины; Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.2001 г. № 2664 — III; Закон Украины «О банках и банковской деятельности»; Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР; Закон Украины «О присоединении Украины к Конвенции ЮНИДРУА о международном факторинге» от 11.01.2006 г; Положение (стандарт) бухгалтерского учета 13 «Финансовые инструменты», утвержденное приказом Минфина Украины от 30.11.2001 г. № 559.

Факторинг, как банковская операция, лучше всего отражает принцип «деньги сегодня всегда стоят дороже, чем деньги завтра».

Факторинг — беззалоговое финансирование под обеспечение прав требования денежных средств, т.е. фактор, приобретает товарные накладные, по которым у него возникают права требование денежных средств.

С определенной точки зрения в «родственники» факторингу можно записать кредитование под залог дебиторской задолженности, форфейтинг. Существенные отличия факторинга — это, во-первых, отсутствие залога, во-вторых, комплексность. Настоящий факторинг — это всегда будет комплекс услуг, в который входят: информационное обслуживание клиента (фактор всегда дает рекомендации клиенту по сотрудничеству с его дебиторами, указывает на сомнительные моменты дебитора); юридическое сопровождение факторинговых операций, работы клиента с его дебиторами; управление дебиторской задолженностью клиента, т.е. администрирование (то, что предполагает работы по возврату задолженности от дебитора).

Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.

Клиентом в операциях факторинга может быть любое юридическое или физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности, а вот предоставлять факторинговые услуги согласно ст. 1079 ГК могут только финансовые учреждения, имеющие специальные разрешения на осуществление деятельности такого типа.

В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

Но все, же факторинг является более выгодным, так как имеет ряд преимуществ перед кредитом (табл. 1).

Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться факторинговыми услугами.

Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

• предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

Таблица 1

Преимущества факторинга перед кредитом

ФАКТОРИНГ КРЕДИТ ОВЕРДРАФТ

Для финансирования залоговое обеспечение не требуется, отсутствуют расходы на страхование залога Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по р/сч, адекватные сумме займа Овердрафтом предусмотрено поддержание оборота по р/сч в пропорции 5:1. Обеспечение в виде залога не требуется

Размер финансирования не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж Вашей компании Кредит выдается на заранее обусловленную сумму, зависит от прошлых поступлений на текущий счет, имеющегося обеспечения, задолженности по банковским кредитам и т.п. Лимит овердрафта устанавливается из расчета 1530% от месячных кредитовых поступлений на расчетный счет заемщика

Финансирование сопровождается сервисом, который включает: кредитный менеджмент, защиту от рисков, консалтинг и пр. Помимо предоставления денежных средств банк не оказывает Вашей компании каких-либо дополнительных услуг

При факторинге переход денежных потоков в другой банк не требуется Кредит / овердрафт предусматривают перевод денежных потоков в банк

При факторинге дебиторская задолженность трансформируется в денежные средства и обязательства в балансе Вашей компании не увеличиваются (улучшается баланс). Выдача кредита/овердрафта отражается в балансе компании, увеличивая Ваши обязательства, что ухудшает финансовое состояние и ликвидность Вашей компании.

• предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

• строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

• предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;

• предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции не рекомендуется проводить: по долговым обязательствам частных лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств; по требованиям бюджетных организаций; по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными; если оплата производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных сделок по договорам о продаже, в соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар в течение определенного времени, а также при условии послепродажного обслуживания.

В операции факторинга обычно участвуют три стороны: фактор (банк) — покупатель требования; клиент (кредитор, поставщик товара) — промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком; плательщик (заемщик) — фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.

Недостатки факторинговых операций:

• высокие требования банка к предоставляемым к продаже документам;

• во многих случаях — необходимость поручительства за клиента (то, что называется регрессным факторингом);

• цена факторинга. На сегодняшний день, факторинг — не дешевая услуга. Если провести некую параллель, то факторинг — это бутиковый продукт. Средняя цена факторинговых операций в комплексе составляет около 30% годовых. Хотя, ценовой фактор, при всей своей важности, не является первоопределяющим при выборе «производителя» факторинга.

В рамках факторингового финансирования выделяют:

• стандартный факторинг, факторинг с регрессом, который предполагает наличие поручительства за своего дебитора;

• безрегрессный факторинг, при котором клиент не поручается за своего дебитора и перекладывает все свои риски на фактора, который выкупает права требование денежных средств.

В силу значительных рисков, только единицы факторов в Украине позволяют себе работать по программе безрегрессного факторинга. При этом могут ставиться условия либо страхования риска неисполнения обязательств со стороны клиента и его дебитора, либо оформления обеспечения в виде залогов, поручительств. Таким образом, не все банки, которые заявляют о наличии в рамках собственного ряда банковских продуктов такого продукта как факторинг, действительно предлагают своим клиентам классический факторинг.

Переход торговых компаний на условия работы с позиции товарного кредита, т.е. с отсрочкой платежа, стимулирует динамичное развитие факторинговых операций. Такая ситуация и приводит клиента к необходимости работы по факторингу. Факторинг как банковский продукт вполне самостоятельный, т.е. совершенно не мешает развиваться кредитным продуктам. Нередки случаи, когда клиенты пользуются параллельно и кредитными продуктами и факторингом.

В Украине факторинг появился относительно недавно, 2001 -2002 год. Пионерами на рынке отечественного факторинга были: ТАС Комерцбанк (сейчас Сведбанк), Укрсоцбанк, Укрэксимбанк. На сегодняшний день эти банки являются лидерами, занимая около 60% рынка, так же к ним присоединились РайффайзенБанк Аваль», «Петрокоммерц», Европейский банк, «Арма Факторинг», «Первая факторинговая компания». Так называемый кросс-продукт (банковский продукт, заявленный как факторинг, однако отличающийся от классического вида) можно получить в Себбанк, Вабанк, и Ак-тивбанк и Уникредитбанк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.