Научная статья на тему 'ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕАЭС И КНР'

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕАЭС И КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / КНР / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛЕСОЗАГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурасулов Озодбек Салохидин

В статье проводится анализ современного состояния торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и КНР. В частности, автор останавливается на изучении основных направлений транспортнологистического сотрудничества, торгово-экономического взаимодействия в агропромышленном комплексе, связей в строительном секторе, сфере лесопромышленности и пр. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что ЕАЭС не хватает интеграции государств-участников в вопросе выработки общего плана взаимодействия с КНР. Например, в транспортно-логистической сфере единая стратегия дала бы возможность осуществлять эффективные переговорные процессы и определять вектор развития и планы реализации проектов в едином формате, что в свою очередь позитивно сказалось бы на сроках реализации поставленных задач и эффективности результаты. Необходима единая стратегия по развитию и углублению сотрудничества и в области сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса и пр. Это бы содействовало установлению более эффективного инструмента контроля за соблюдением договоренностей ЕАЭС и КНР, за разработку совместной внешнеэкономической политики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF TRADE, ECONOMIC AND INVESTMENT COOPERATION BETWEEN THE EAEU AND CHINA

The article analyzes the current state of trade, economic and investment cooperation between the Eurasian Economic Union and China. In particular, the author focuses on the study of the main directions of transport and logistics cooperation, trade and economic cooperation in the agroindustrial complex, relations in the construction sector, the timber industry, etc. In the course of the study, the author comes to the conclusion that the EAEU lacks integration of the participating states in the issue of developing a common plan of interaction with the PRC. For example, in the transport and logistics sector, a unified strategy would make it possible to carry out effective negotiation processes and determine the vector of development and project implementation plans in a single format, which in turn would have a positive impact on the timing of the implementation of the tasks and the effectiveness of the results. A unified strategy is needed to develop and deepen cooperation in the field of agriculture, timber industry, etc. This would contribute to the establishment of a more effective tool for monitoring compliance with the agreements of the EAEU and the PRC, for the development of a joint foreign economic policy in general.

Текст научной работы на тему «ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕАЭС И КНР»

Научная статья / Research article

Текущее состояние торгово-экономического и инвестиционного

сотрудничества ЕАЭС и КНР

О. С. Абдурасулов

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье проводится анализ современного состояния торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и КНР. В частности, автор останавливается на изучении основных направлений транспортно-логистического сотрудничества, торгово-экономического взаимодействия в агропромышленном комплексе, связей в строительном секторе, сфере лесопромышленности и пр. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что ЕАЭС не хватает интеграции государств-участников в вопросе выработки общего плана взаимодействия с КНР. Например, в транспортно-логистической сфере единая стратегия дала бы возможность осуществлять эффективные переговорные процессы и определять вектор развития и планы реализации проектов в едином формате, что в свою очередь позитивно сказалось бы на сроках реализации поставленных задач и эффективности результаты. Необходима единая стратегия по развитию и углублению сотрудничества и в области сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса и пр. Это бы содействовало установлению более эффективного инструмента контроля за соблюдением договоренностей ЕАЭС и КНР, за разработку совместной внешнеэкономической политики в целом.

Ключевые слова: ЕАЭС, КНР, сотрудничество, экономика, транспорт, логистика, сельское хозяйство, лесозаготовки.

Для цитирования: Абдурасулов О. С. Текущее состояние торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества ЕАЭС и КНР. Постсоветские исследования. 2022;3(5):293-308.

The current state of trade, economic and investment cooperation between the

EAEU and China

Ozodbek S. Abdurasulov

RUDN University, Moscow, Russian Federation e-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes the current state of trade, economic and investment cooperation between the Eurasian Economic Union and China. In particular, the author focuses on the study of the main directions of transport and logistics cooperation, trade and economic cooperation in the agro-industrial complex, relations in the construction sector, the timber industry, etc. In the course of the study, the author comes to the conclusion that the EAEU lacks integration of the participating states in the issue of developing a common plan of interaction with the PRC. For example, in the transport and logistics sector, a unified strategy would make it possible to carry out effective negotiation processes and determine the vector of development and project implementation plans in a single format, which in turn would have a positive impact on the timing of the implementation of the tasks and the effectiveness of the results. A unified strategy is needed to develop and deepen cooperation in the field of agriculture, timber industry, etc. This would contribute to the establishment of a more effective tool for monitoring compliance with the agreements of the EAEU and the PRC, for the development of a joint foreign economic policy in general.

Keywords: EAEU, China, cooperation, economy, transport, logistics, agriculture, logging.

For citation: Ozodbek S. Abdurasulov. The current state of trade, economic and investment cooperation between the EAEU and China. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;2(5): 293-308. (In Russ.)

Основные направления транспортно-логистического сотрудничества стран ЕАЭС и КНР.

Сегодня особое внимание в контексте регионального экономического развития и реализации своих интересов Китаем и странами-участницами союза уделяется сопряжению интеграционных стратегий ЕАЭС и ЭПШП - стиранию границ в области движения товаров, капитала и услуг.

Инициатива Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века, позже объединенные в «Один пояс - один путь», как стратегия по расширению сотрудничества и по экономическому развитию Китайской Народной Республики впервые была озвучена осенью 2013 в ходе визита в Казахстан Си Цзиньпина. Основными целями, которые преследует Китай в рамках инициативы, выступают углубление экономической интеграции и расширение рынков сбыта для своих товаров с помощью транспортных магистралей из Китая в Европу, расширение инвестиционного сотрудничества и обеспечение

энергетической безопасности страны. Кроме этого, среди важных целей проекта -создание благоприятных условий для развития внутренних западных, северовосточных и северо-западных регионов Китая, в частности - Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Реализация проекта предусматривает развитие транспортной инфраструктуры, торговли путем ликвидации торговых барьеров, установлении политических связей со странами Евразии как гарантии экономического сотрудничества,

расширение энергетического

взаимодействия и увеличение валютных потоков [Лукин 2014]. В виде будущих сфер сотрудничества предложены «пять приоритетов» — «политические контакты и

1 Китай опубликовал план действий по строительству "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского Шелкового пути 21-го века" // Посольство

координация политических установок», «транспорт и инфраструктура», «торговые свободы», «финансы», «общественные и гуманитарные связи». Что касается обеспечения транспортных коммуникаций, в рамках стратегии была сформулирована задача обеспечения «взаимосвязанной инфраструктуры», включая «координацию участниками своих планов по строительству инфраструктурных объектов и систем технических стандартов» [Уянаев 2015: 247]. Двигателем торгово-инвестиционной

составляющей проекта должны выступить инвестиционные свободы,

распространяющиеся на сферу

промышленного и аграрного производства — на разработку ископаемых, развитие энергетики, лесное хозяйство. Важная роль будет отводиться Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ) -кредитной организации, которая будет финансировать региональные

инфраструктурные проекты.1 В целом, для Китая реализация стратегии «Один пояс -один путь» выступает в качестве новой ступени регулирования экономического развития страны, в то время как для внешнего мира - в качестве возможности сотрудничества в условиях равенства и взаимной выгоды между странами, возможности получения новых драйверов развития национальных экономик. В вопросе реализации транспортно-логистической составляющей инициативы ЭПШП важен высокий уровень транзитного потенциала стран, по транспортным коммуникациям которых будут

осуществлены перевозки. Данный потенциал может быть определен внешними и внутренними факторами. Среди внешних факторов - выгодность географического расположения стран, наличие политических рисков, способных оказывать влияние на безопасность транспортных коридоров;

КНР в Российской Федерации. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/zgxw/t1251070.htm (дата обращения: 12.04.2021).

среди внутренних - состояние транспортно-логистической инфраструктуры в стране, наличие необходимых для реализации транспортных стратегий современных таможенных, информационных технологий, а также проводимая государством экономическая политика и наличие необходимых для реализации проектов правовых документов в области международных перевозок [Ивуть 2015: 1933]. На данный момент Евразийский экономический союз выступает значимым звеном для КНР в вопросе транзита - спрос на транзитные перевозки через пространство стран-участниц ЕАЭС обусловлен несколькими факторами.

Во-первых, транзитный потенциал государств определен географической составляющей - важную роль играет соседство с крупнейшими торговыми партнерами ЕС и КНР и динамика их торгово-экономических отношений. Для Европейского союза КНР в 2020 г. выступила крупнейшим торговым партнером, общий объем торговли составил $586 млрд.1 При этом товарная структура торговли отличается наличием и преобладанием в ее составе контейнерных и

контейнеропригодных грузов, что располагает к росту потенциала железнодорожного транзитного

контейнеропотока через Евразийский экономический союз. С 2010-х гг. грузопотоки из Китая в Европу по железнодорожным маршрутам начали увеличиваться большими темпами [Евразийский экономический союз 2017: 191]. С 2010 г. по 2016 г. железнодорожный контейнерный грузопоток из ЕС в Китай вырос с 1,3 тыс. до более чем 50 тыс. ТЕи, из Китая в ЕС — с 5,6 тыс. до 100 тыс. ТЕи, а в 2017 г. совокупный объем контейнерных перевозок между КНР и Европейским союзом через территорию ЕАЭС в 1,8 превысил показатели 2016 г. и составил 262 тыс. ТЕи.

Кроме географического фактора, играет роль и та составляющая, что ЕАЭС отличается политической стабильностью, являющейся приоритетной в вопросе обеспечения безопасности грузоперевозок. Помимо этого, на транзитный потенциал союза оказывает влияние и стремление к модернизации транспортно-логистической системы стран-участниц. Стимулирование трансматерикового транзита с помощью капитала Китайской Народной Республики позволит обеспечить союз улучшенными транспортными возможностями, что в дальнейшем положительно отразится на уровне вовлеченности в международную торговлю и на развитии национальных экономик стран ЕАЭС в целом. Помимо того, что реализация инициативы ЭПШП и механизм сопряжения с Евразийским экономическим союзом улучшит

транспортно-логистические коммуникации, он также охватит сферы финансов, инвестиций и энергоресурсов, что благоприятно скажется на

внутриэкономической ситуации стран союза.

В целом, на данный момент сухопутные перевозки товаров из КНР в ЕС через территорию стран ЕАЭС представляют собой наиболее выгодный вариант распределения грузопотока. Несмотря на то, что превалирующая доля экспортируемых и импортируемых членами ЕАЭС товаров перевозится морским/речным транспортом (60,1% и 38,8% физического объема экспорта и импорта в 2019 г. соответственно), как это продемонстрировано в статистических данных из рис. 6, железнодорожные перевозки отличаются значимым для современного мира преимуществом.2 Приоритетом на сегодняшний день выступают сроки осуществления

грузоперевозок. Так, сроки доставки контейнерных грузов из Китая в ЕС с помощью морских перевозок могут достигать периода в 60 дней, а по железнодорожным путям стран ЕАЭС эти же

1 Euro area international trade in goods surplus €29.2 bn. // Eurostat. 2021. URL:

https://ec.europa.eu/eurostat/documents/portlet_file_entr y/2995521/6-15022021-BP-EN.pdf/e8b971dd-7b51-752b-2253-7fdb1786f4d9 (дата обращения: 12.04.2021).

2 Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза (январь-декабрь 2019) // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makr oec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2019/Analyti cs_I_201912.pdf (дата обращения: 12.04.2021).

грузы в среднем доставляются в течение двух недель [Анализ существующих

международных транспортных коридоров 2019: 10]. Помимо того, что транзитный грузопоток, осуществляемый сухопутным маршрутом, более быстрый, чем тот, что осуществляется морским путем, он также и более дешевый, чем авиаперевозки из КНР в Европейский Союз. Однако в сравнении с морскими грузоперевозками, с помощью

Экспорт

которых осуществляется до 90% торговли стран Азиатско-Тихоокеанского региона с ЕС через Суэцкий канал, себестоимость сухопутных перевозок через территорию ЕАЭС в среднем в два раза выше морской, в связи с чем к транспортировке сухопутным маршрутом товарами могут быть определены лишь товары с высокой добавленной стоимостью и

продовольственные товары.

Импорт

Воздушный транспорт 0,2

Воздушный транспорт 0,9

Автодорожный транспорт 28,8

Трубопровод!!* транспорт

о,:

. Прочие 1,1

О Воздушный транспорт О Железнодорожный транспорт Прочие

ф Автодорожный транспорт

Морской/речной транспорт ф Трубопроводный транспорт

Рисунок 1. Распределение экспорта и импорта товаров по видам транспорта, млн тонн.

Январь-декабрь 2019 г.4

Таким образом, тот факт, что железнодорожные транспортные коридоры стран-участниц ЕАЭС могут осуществлять перевозку контейнерных грузов из Китайской Народной Республики в ЕС в два-три раза быстрее, чем это может быть осуществлено через морские маршруты, -является ключевым приоритетом в выборе транзита товаров через сухопутную территорию ЕАЭС. На сегодняшний день за главные евразийские коммуникации и за транзитный потенциал Евразийского экономического союза в целом отвечают Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Среди основных транспортных коридоров ЕАЭС,

обеспечивающих передвижение

грузопотоков - МТК «Север - Юг», МТК «Восток - Запад», из которых за передвижение китайских грузов отвечает МТК «Восток - Запад», а также находящаяся в стадии формирования автомобильная магистраль «Европа - Западный Китай».

Маршрут, который главным образом обеспечивает передвижение грузопотоков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в страны Европы - Транссибирская железнодорожная магистраль,

представляющая собой основу

международного транспортного коридора «Восток-Запад», имеющая выход на железнодорожные коммуникации в

4 Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза (январь-декабрь 2019) // Евразийская экономическая комиссия. URL:

http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makr oec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2019/Analyti cs_I_201912.pdf (дата обращения: 12.04.2021).

Казахстане, Китае, Монголии и КНДР на востоке и проходящая по территории России к странам Европы. На данный момент пропускная способность Транссибирской магистрали оценивается в 100 млн тонн, но к 2024 г. в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заявил, что

РОССИЯ

Тюмень

Омск

Москва

Екатеринбург

пропускная способность должна быть увеличена до 180 млн тонн.1

В 2016 г. каждый четвертый контейнер, перевезенный по маршруту Транссибирской магистрали, был направлен из Китая в Европу [Мехдиев 2018: 47-56].

Красноярск Новосибирск "^-Иркутск Чш-д

КИТАИ

Рисунок 2. МТК «Восток — Запад»6.

Также в стадии формирования находится проект грузопассажирской

высокоскоростной магистрали, связующего элемента в системе транспортных коммуникаций по территории Евразии -ВСМ «Евразия» (Пекин - Москва - Берлин), протяженность которой составляет 9447 км. Магистраль должна соединить грузовые и пассажирские потоки между Китаем и Европой, проходя маршрут по территории шести стран - Германии, Польши, Белоруссии, России, Казахстана, Китая. Часть строительства магистрали, проходящей по территории ЕАЭС, оценивается в 7,84 трлн. руб., в целом, вся высокоскоростная магистраль оценивается в 9,8 трлн. руб. Проект может быть реализован с помощью финансового участия Российского фонда прямых инвестиций, Нового банка развития БРИКС, Евразийского банка развития и Фонда Шелкового пути, а также Российско-китайского инвестиционного фонда.3 К строительству участка магистрали от

Москвы до Казани собирались приступить еще в 2018 г., однако в виду высокой стоимости проекта и неподтвержденности потенциального пассажиропотока

строительство так и не началось. Реализация этого проекта выступает в качестве значимого шага на пути к сопряжению ЕАЭС и инициативы Экономического пояса Шелкового пути, которое впоследствии может положительно повлиять на развитие транспортно-логистических процессов на территории стран-участниц ЕАЭС.

В целом, проект реализации сопряжения выгоден для обеих сторон - у Китая есть возможность увеличить сроки доставки контейнерных грузов на европейские рынки, а у стран ЕАЭС - модернизировать имеющуюся транспортно-логистическую инфраструктуру. Помимо этого, сопряжение двух инициатив может положительно сказаться на привлекательности проекта ЕАЭС в результате осуществления переговоров на наднациональном уровне, так как «единая позиция стран союза усиливает

1 Путин: пропускная способность БАМа и Транссиба за шесть лет вырастет в 1,5 раза // ТАСС. 2018. URL: https://tass.ru/ekonomika/4998510 (дата обращения: 12.04.2021).

6 К великому океану - 4: Поворот на Восток // Международный дискуссионный- клуб «Валдай». -

Москва. - 2016. URL:

http://ru.valdaiclub.com/files/11701/ (дата обращения: 12.04.2021)

3 Строительство ВСМ «Евразия» от Германии до Китая может завершиться в 2026 году // ТАСС. 2017. URL: https://tass.ru/ekonomika/4503997 (дата обращения: 12.04.2021).

переговорные позиции его членов из Центральной Азии» [Скриба 2016: 73].

Реализация сопряжения проектов представляется особенно привлекательной для России с тех пор, как страной была окончательно осуществлена переориентация на восточный вектор с западного. Еще в 2011 г. в статье, написанной для «Известий», Владимир Путин обозначил направление развития Евразийского объединения: «Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов».1 Идея о создании «гармоничного общества экономик от Лиссабона до Владивостока» обсуждалась Россией и Европейским Союзом до тех пор, пока отношения между сторонами не обострились после 2014 г. и Россия безальтернативно была вынуждена изменить вектор внешнеэкономической политики.

В мае 2015 г. Евразийским экономическим союзом и КНР был предпринят первый шаг на пути к формированию взаимодействия в рамках двух проектов, однако произошло это в рамках формата двустороннего

сотрудничества. Российской Федерацией и КНР было принято решение об оказании взаимной поддержки в реализации экономических проектов и подписано "Совместное заявление РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению ЭПШП и ЕАЭС": «стороны, руководствуясь стремлением обеспечить поступательный и устойчивый экономический рост в регионе, активизировать в нем

экономическую интеграцию и сохранить региональный мир и развитие, будут предпринимать согласованные усилия по взаимному сопряжению процессов

1 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия. — 2011. URL: https://echo.msk.ru/blog/statya/817588-echo/ (дата обращения: 12.04.2021).

2 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по

сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса

строительства ЕАЭС и ЭПШП».2 В октябре этого же года решение было принято со стороны ЕАЭС в целом — главы государств объединения одобрили проект Высшего Евразийского экономического совета о взаимодействии государств-членов союза по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.3 Стороны обязались обеспечить сотрудничество по вопросам двусторонних меморандумов с КНР, переговоров по соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве и запуску диалогового механизма по сопряжению двух проектов. Одним из основных механизмов реализации сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, помимо подписанного в 2015 г. «Совместного заявления», также выступает подписанное в 2018 г. «Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой», в котором отражено стратегическое направление сотрудничества по сопряжению инициатив.

Среди прорабатываемых в рамках ЭПШП маршрутов наиболее

перспективными считаются два

трансъевразийских коридора - Центральный Евразийский коридор (Китай — Казахстан — Россия — ЕС) и Северный Евразийский коридор (Шанхай — Владивосток — Транссиб — ЕС), так как отсутствует большое количество пограничных переходов, на обоих маршрутах увеличиваются объемы контейнерных перевозок. Кроме этого, при использовании этих путей транспортировка происходит с использованием только железнодорожных путей, которые являются приоритетными в вопросе скорости доставок груза из Китая в ЕС [Евразийский экономический союз 2017: 191]. Центральный Евразийский коридор имеет несколько маршрутов. Один из них

Шелкового пути. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения: 12.04.2021).

3 О проекте распоряжения Высшего Евразийского экономического совета «О взаимодействии государств-членов Евразийского экономического союза по вопросам сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути» // Евразийская экономическая комиссия. 2015.

берет начало в китайском Ляньюнган, через Хоргос выходит на территорию Казахстана, далее через Актобе выходит на территории России и Беларуси с выходом на европейские страны. Трансазиатский маршрут ТРАСЕКА (транспортный коридор «Европа - Кавказ -Азия») проходит через центральноазиатские страны и Каспий в Азербайджан, Грузию, Турцию и другие европейские страны.

Маршрут «Север - Юг», проходя Казахстан, Туркменистан, заходит на территорию Ирана и достигает портов Персидского залива. Северный Евразийский коридор берет начало в Шанхае и по маршруту инфраструктурной основы Северного коридора - Транссибирской магистрали -выходит на территорию ЕС (рис.8).

Иран

CiwpMI

Индия

Транскклннсшн маршрут Змидки ит аерадор»

Рисунок 3. Карта потенциальных транс

экономический Таким образом, с помощью реализации транспортно-логистических проектов в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП Китай гарантированно получит возможность безопасного транзита контейнерных грузов через территорию евразийских стран в государства Европейского союза, Иран, страны Персидского залива и Индию.

Успешное сопряжение двух проектов поможет странам не только достичь первоначальных экономических целей, но и сделать шаг на пути к оформлению нового центра экономического развития — «Большого Евразийского партнерства» с участием Китая, Индии, Пакистана, Ирана, стран СНГ и ряда других государств. Об идеи создания этого проекта В.В.Путин рассказал на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в 2016 г. Президент Российской Федерации также сообщил о наличии совместных российско-китайских планов «дать

1 Путин призвал создать Большое Евразийское партнерство // ИТАР-ТАСС. URL:

фтныгх коридоров ЭПШП [Евразийский >юз 2017: 191].

официальный старт переговорам о создании всеобъемлющего торгово-экономического партнерства в Евразии с участием государств ЕАЭС и Китая», обозначая, что опорной частью нового интеграционного проекта, главной целью которого является углубление торгово-экономического сотрудничества и кооперации стран Евразии, может стать сопряжение ЕАЭС и ЭПШП. 1

Несмотря на то, что стыковка проектов поможет достичь целей и на уровне национальных экономик, и на уровне многостороннего экономического и политического партнерства, существует ряд некоторых сдерживающих факторов, которые могут затормаживать реализацию сопряжения. Во-первых, всем переговорным процессам и принятиям ключевых решений в вопросах реализации инфраструктурных проектов в рамках сопряжения ЕАЭС и КНР свойственен межгосударственный характер, нежели наднациональный, так как у

https://tass.ru/ekonomika/3376295 (дата обращения: 12.04.2021).

Евразийской экономической комиссии отсутствуют полномочия для определения вектора развития переговоров по сопряжению и принятия решений в целом, к тому же, страны-участницы ЕАЭС не заинтересованы «жертвовать»

национальным суверенитетом и переходить к обсуждению вопросов на наднациональном уровне, как и Китай не готов менять вектор внешнеэкономической политики и переходить на многосторонний формат сотрудничества. Это препятствует выработке единой стратегии союза, заключении строго определенных единых временных рамок исполнения проектов и качественной реализации проектов в срок.

Кроме этого, у стран-участниц ЕАЭС существуют опасения в вопросе наращивания экономического присутствия Китая в процессе и в результате сопряжения с ЭПШП на территории стран постсоветского пространства, в частности стран-участниц союза. Противоречия также могут быть основаны и на видении реализации инфраструктурных проектов -для Китая важно обеспечить контроль над перемещением товаров, услуг, капитала, людей - численность китайской трудовой миграции начнет набирать обороты, что еще больше позволит расширить

геополитического влияния в странах союза и вызвать недовольство со стороны стран ЕАЭС [Сыроежкин 2016: 53].

В целом, реализация сопряжения ЕАЭС и ЭПШП открывает для обеих сторон новые транспортно-логистические, инфраструктурные, финансово-

экономические возможности и представляет собой механизм повышения уровня взаимодействия стран с помощью активизации различных совместных проектов, углубления внешнеторговых отношений, а также положительным фактором для развития национальных экономик стран, причастных к проекту сопряжения. Для успешной реализации необходима интенсификация

многостороннего сотрудничества, в первую

1 Доклад N° 43 Евразийская экономическая интеграция 2017 // Центр интеграционных исследований ЕАБР. URL: https://eabr.org/upload/iblock/518/EDB-

очередь, посредством укрепления нормативно-правовой базы, создания экспертных групп для выработки стратегий интеграции, определения финансовых и временных рамок для реализации инфраструктурных объектов.

Торгово-экономическое взаимодействие ЕАЭС и Китая в агропромышленном комплексе.

Согласно данным по

внешнеэкономическому сотрудничеству ЕАЭС и КНР, а также согласно результатам, полученным в ходе исследования, утвердилась характеристика отраслевой структуры стран Евразийского

экономического союза - она недостаточно разнообразна и развита. Если китайский экспорт отличается диверсификацией, то структуру экспорта товаров из ЕАЭС в Китай главным образом составляют минеральные продукты. К тому же топливно-сырьевой комплекс остается наиболее

привлекательным и приоритетным не только во внешнеторговых отношениях, но и в инвестиционном сотрудничестве, которое занимает значимое место в отношениях ЕАЭС с КНР (с 2008 года суммарный объем китайских ПИИ в странах ЕАЭС увеличился на 138% и достиг отметки в $25,7 млрд). 1 Помимо энергетического сотрудничества, привлекательной и приоритетной для Китайской Народной Республики остается и сфера транспортно-логистического

сотрудничества, так как с помощью транзитного потенциала стран ЕАЭС планируется осуществление реализации китайской инициативы Экономического пояса Шелкового пути.

Одним из перспективных направлений для развития торговых отношений с Китаем и диверсификации экспортной структуры может выступить аграрный рынок, и перспективность развития торгово-экономических отношений в сфере сельского хозяйства может быть объяснено несколькими факторами. Во-первых, для КНР характерны большие объемы потребления сельскохозяйственной

Centre_2017_Report-43_EEI_RUS.pdf (дата

обращения: 12.04.2021).

продукции, и китаиский рынок представляется одним из динамично развивающихся рынков

агропродовольственной продукции. Китай входит в пятерку стран-лидеров в мире по производству овса, ананасов, проса, лимонов, лайма, сахарного тростника, рапса, манго, семян хлопка, кукурузы, гречихи и бананов. Лидирующие позиции страна занимает по производству зерновых и бобовых культур, овощей, фруктов. Что касается животноводства, то КНР по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН занимает 6 место в мире по производству молока, 3 - по производству говядины [Анализ по доступу сельскохозяйственной продукции 2020: С.6]. Показатель по производству свинины в КНР является первым в мире, в 2019 г. он достиг отметки в 54,7 тыс. тонн.1 Несмотря на то, что масштабы производства

сельскохозяйственной продукции велики, Китай остается одним из крупнейших импортеров агропромышленных продуктов в мире. На данный момент на долю страны приходится значительная часть мирового агропродовольственного импорта - 7,8 % (126,3 млрд. долл.), при этом в течение 20102019 гг. Китай ежегодно импортировал

агропродовольственные продукты в среднем на сумму более чем $102 млрд. [Анализ по доступу сельскохозяйственной продукции 2020: С.9]. Что касается структуры импорта Китая, основные группы

агропродовольственной продукции в 2018 г. составили масличные семена и плоды, рыба и ракообразные, мясо и субпродукты, фрукты и орехи, жиры и масла, готовые продукты из злаков и муки, алкогольные и безалкогольные напитки, злаки, молочная продукция, яйца, мед и корма для животных (рис.9) [Анализ по доступу сельскохозяйственной продукции 2020: С.9]. Согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития Продовольственной и сельскохозяйственной организации ОЭСР-ФАО, к 2025 г. ожидается тренд повышения спроса на импорт сухого обезжиренного молока - до 28,6%, говядины 11,8%, мяса птицы - 10,4%, соевых бобов, ячменя - 10%, рыбы - 7,5%, свинины - 5,7% [Перспективы российского агропродовольственного экспорта 2020: 9]. В связи с этими показателями может быть выстроена определенная стратегия по наращиванию экспорта сельхозпродукции ЕАЭС в Китайскую Народную республику.

Прочие

12 Рыбы и ракообразные

Корма для животных ^

3

Молочная продукция, яйца, мед 4

Масличные семена и плоды 34

Продукты из зерна злакста, муки 5

Жиры и масла 7

Мясо и мясные субпродукты 9

Фрукты и орехи

Рисунок 4. Структура импорта агропродовольственных продуктов Китая в 2018 г. %

1 Top Countries in Pork Production 1986 to 2019 // https://www.nationmaster.com/nmx/ranking/pork-NationMaster. URL: production (дата обращения: 12.04.2021).

В структуре экспорта ЕАЭС продовольственные товары и

сельскохозяйственное сырье занимает около 8% от общего объема экспортированных товаров - в 2020 г. странами было экспортировано товаров на сумму $29,8 млрд., в 2019 г. - $25 млрд. (5,4%), в 2018 г.

- $25,2 млрд. (5%), из которых в Китай было экспортировано товаров на сумму $2,8 млрд.

- более чем 11% от общего объема экспорта сельхозпродукции.1 С 2016 по настоящее время Китай занимает лидирующие позиции в списке стран-партнеров, импортируемых агропродовольственные товары из ЕАЭС. Несмотря на то, что Китай выступает главным импортером сельхозпродукции, на данный момент доля стран ЕАЭС на агропродовольственном рынке Китая незначительна. Из $2,8 млрд. экспортированных в 2018 г. продовольственных товаров на Россию

пришлось $2,5 млрд., на Казахстан - $235,4 млн., на Беларусь - $73,5 млн., на Киргизию - $16,1 млн., на Армению - $0,8 млн. Таким образом, доля России, являющейся доминирующей страной среди стран ЕАЭС в вопросе экспорта сельхозпродукции в Китай, составляет всего лишь 2,5% на агропродовольственном китайском рынке [Перспективы российского

агропродовольственного экспорта 2020: 13]. Главным образом из стран ЕАЭС в КНР осуществляются поставки рыбы, жиров и масел, масличных культур, мяса, злаков, какао-продуктов, молочных продуктов. Как демонстрирует статистика из рис.102, весьма большой скачок роста к 2019 г. пришелся на поставки мяса и мясных субпродуктов - если в 2017 г. поставки оценивались в $0,1 млн., то в 2019 г. они выросли до $215,8 млн. и составили 5,8% всех экспортированных сельскохозяйственных продуктов в 2019 г.3

Рыба Жиры и масла Масличные культуры МяСО и Субпродукты Злаки Какао-продукты Остатки и отходы пжц.пром. Молочные продукты Прочее

ЕЕЯ

300

600

900

1200

1500

1800

2019

2017 ■ 2018

Рисунок 5. Структура экспорта сельскохозяйственной продукции ЕАЭС в Китай в 2017—

2019 гг., млн. долл.

Тренд на повышение спроса поставок мяса из стран-участниц Евразийского экономического союза может быть связан с неоднозначностью американо-китайских отношений. Одним из главных поставщиков сельскохозяйственных товаров для Китая

долгое время выступали США, занимая вторую строчку среди крупнейших торговых партнеров КНР в агропродовольственной сфере. Однако в связи с торговой войной, обострившейся в 2018 г., и введением Китайской Народной Республикой пошлин

1 Статистика внешней и взаимной торговли товарами // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makr oec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx (дата

обращения: 12.04.2021).

2 Статистика внешней и взаимной торговли товарами // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makr oec/dep_stat/tradestafPages/default.aspx (дата обращения: 12.04.2021).

3 Там же.

в размере до 25% на 128 наименований товаров, импортируемых из США (на 120 наименований, в число которых входят фрукты, пошлина составила 15%, на 8 наименований, в том числе свинину, — 25%), импорт агропродовольственной продукции США снизился до рекордной доли в 6,8% в 2018 г - это в два раза меньше, чем в предыдущем.1 В 2019 г. ситуация несколько исправилась - сумма агропродовольственного экспорта из США в Китай составила $13,8 млрд. - это выше на 34% по сравнению с предыдущим годом ($9,1 млрд.), однако все еще гораздо ниже средних показателей в 2015-2017 гг. ($20,3 млрд.).2

Ухудшение торговых отношений с Соединенными Штатами открывает для ЕАЭС новые возможности, в том числе и перспективную нишу для евразийского экспорта сельскохозяйственной продукции, а особенно мяса (Китай является крупнейшим потребителем свинины в мире - в 2019 г. на КНР пришлось более 40% мирового потребления - 44,866 т., и пошлины на импорт данного вида мяса в размере 25% могут отразиться в дефиците этого товара) [Livestock and Poultry 2020: 9]. У стран Евразийского экономического союза с «поворотом на восток» и изменением вектора развития американо-китайских отношений появилась возможность наращивать объёмы поставок мяса, рыбы, зерновых и масличных культур, молочной продукции.

Однако на пути к реализации наращивания экспорта

сельскохозяйственной продукции ЕАЭС могут возникнуть сложности, связанные со строгим регулированием поставок агропродовольственной продукции со стороны Китая. Министерство коммерции КНР и Главное таможенное управление Китая ежегодно подписывают приказы, которые формируют списки продукции, для экспорта в Китай которых необходимо

получить специальную лицензию. Главное управление по надзору за качеством, инспекции и карантину КНР AQSIQ, отвечающее за безопасность пищевых продуктов при импорте из других стран, за сертификацию, аккредитацию,

стандартизацию и административное правоприменение, после поданной со стороны экспортеров заявки запрашивают лист для анализа потенциальных рисков в экспортируемых продуктах [Анализ по доступу сельскохозяйственной продукции 2020: 18]. Также могут назначаться дополнительные выездные инспекции, запрашиваться иная дополнительная информация по ветеринарным и фитосанитарным требованиям. Стоит отметить, что в отношении экспорта мяса и субпродуктов, а также молочной продукции, на наращивание поставок которых могут быть нацелены страны-участницы ЕАЭС, существуют особые правила, более строгие по сравнению с основным списком требований. Учитывая, что, согласно данным Россельхознадзора, эпидемиологическая ситуация в Российской Федерации, являющейся страной-экспортером, которая отвечает за большую часть поставок сельхозпродукции ЕАЭС, неблагоприятна, перспективы расширения поставок мясной продукции невелики. Общая эпизоотическая обстановка по трансграничным (АЧС, ВПГП) и социально значимым болезням (бруцеллез, лептоспироз, бешенство) в России остается напряженной - в 2020 г. согласно информационно-аналитическому центру Россельхознадзора эпидемический порог был превышен по гриппу птиц, оспе овец и коз, лептоспирозу и бруцеллезу КРС, а также АЧС свиней.3 В связи с неблагоприятной обстановкой и наличием болезней животных из России в Китай разрешены поставки исключительно такой сельхозпродукции, как замороженное мясо птицы и субпродукты, рыба, молоко и молочная продукция, мед [Анализ по

1 КНР вводит в отношении США ответные пошлины // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20180401/1517714594.html (дата обращения: 12.04.2021).

2 China 2019 Export Highlights // United States

Department of Agriculture. Foreign Agricultural Service.

URL: https://www.fas.usda.gov/china-2019-export-highlights (дата обращения: 12.04.2021). 3 Эпизоотическая ситуация в РФ 2020 // Россельхознадзор. URL:

https://fsvps.gov.ru/fsvps/iac/rf/reports.html (дата

обращения: 12.04.2021).

доступу сельскохозяйственной продукции 2020: 36]. Поставки свинины на продовольственный рынок КНР ограничены в виду неразрешенной острой проблемы наличия вспышек африканской чумы. Что касается эпизоотической ситуации Республики Казахстан, являющейся второй страной-экспортером из Евразийского экономического союза по объемам ввоза продукции АПК в КНР, то там, несмотря на то что с января по май 2020 г. эпизоотическая ситуация по особо опасным болезням животных оставалась стабильной, все еще зарегистрированы неблагополучные пункты по бруцеллезу, сибирской язве, болезни Ньюкасла, ринопневмании.1

Более того, помимо наличия проблемы болезни животных, препятствием может послужить и своего рода протекционистская политика - с помощью технического регулирования, включающего в себя требования, связанные с соблюдением национальных стандартов, специфической упаковкой и маркировкой продукции, Китай может препятствовать ввозу в страну товаров, способных создать конкуренцию национальным производителям.

В целом, несмотря на то что продовольственный рынок Китая не представляет собой беспрепятственное поле для увеличения экспортных поставок продовольствия из ЕАЭС, ЕАЭС следует сделать упор на расширение ввоза уже поставляемых лидирующих позиций сельхозпродукции, в число которых входят рыба, жиры и масла, масличные и зерновые культуры, а также увеличивать объемы поставок разрешенных к ввозу в КНР товаров АПК - птицы, говядины, молочной продукции. Что касается расширения ассортимента поставок сельхозпродуктов, в частности, увеличения поставок свинины, спрос на которую в Китае очень высок, то в данной ситуации следует уделить внимание вопросу признанием Китая принципа регионализации территорий стран ЕАЭС, направленной на предотвращение распространения болезни животного и ее

1 Эпизоотическая ситуация по особо опасным болезням животных остается стабильной -Минсельхоз // Forbes. 2020. URL:

возбудителя из неблагоприятного региона, предотвращения переноса болезни из неблагополучного региона в благополучный. К тому же, стоит сделать упор на расширение поставок мясной продукции, для которой КНР признала принцип регионализации, среди них - птица, говядина. В целом, помимо получения признания

регионализации, странам ЕАЭС также стоит обратить внимание на создание программ по осуществлению более строгого контроля по распространению болезней животных и обеспечения особого внимания к вопросам ветеринарной безопасности территории. Странам интеграционной группировки необходимо более комплексно и координированно выстраивать торгово-экономические отношения с Китаем в аграрном секторе, вырабатывать единые стратегии по расширению экспортируемых сельхозпродуктов на китайском рынке.

Сотрудничество сторон в других секторах экономики.

Помимо того, что на данный момент приоритетными и перспективными для дальнейшего расширения экономического сотрудничества стран-участниц ЕАЭС и КНР сферами выступают энергетика, транспорт, сельское хозяйство, существует также другие немаловажные ниши взаимодействия сторон.

Так, к примеру, важную роль играет строительный сектор экономического взаимодействия ЕАЭС и КНР, в частности, это касается белорусско-китайского инвестиционного сотрудничества в области строительной отрасли. С помощью китайского кредитования происходит реализация таких белорусских проектов, как строительство и модернизация гидро- и электростанций, строительство завода легковых автомобилей «БЕЛДЖИ», реконструкция автомобильных и железных дорог [Дубогрызова 2020: 694-707]. Китайский капитал активно направляется на реализацию жилищного строительства - в феврале 2021 г. было заключено соглашение о реализации проекта «Строительство

https://forbes.kz/news/2020/06/19/newsid_227772/?utm_ source=forbes&utm_medium=incut&utm_campaign=ne ws (дата обращения: 12.04.2021).

социального жилья (третий этап)» в Беларуси. В рамках трех этапов в Беларуси планируется построить 58 многоквартирных жилых домов на 4452 квартиры.1

Также одним из крупнейших совместных инвестиционных проектов между странами выступает строительство такого объекта, как «Великий камень» - индустриальный парк, где должны быть обустроены производственные и жилые зоны и созданы все необходимые для высокотехнологичного инновационного производства условия. В 2016 г. КНР предоставила капитал в размере $230 млн. на развитие территориального образования «Великий камень», а именно на строительство социального жилья и развитие территорий, расположенных рядом и в пределах парка.2 Стоит отметить, что реализация проектов с помощью этого капитала должна была осуществляться при том условии, что не менее 50% от стоимости любого совместного инвестиционного проекта парка должна составлять доля китайского оборудования и китайских услуг.

Помимо этого, важную роль играет сотрудничество в сфере

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лесопромышленности. На данный момент экспорт древесины в КНР считается одним из значимых направлений торгового сотрудничества. Древесина и целлюлозно-бумажная продукция составили 7,6% (более $4,8 млрд) и 7,3% (более $4,2 млрд) от всей экспортируемой продукции из ЕАЭС в Китай в 2018 и 2017 годах соответственно.3

Экспорт древесины в основном происходил из России - в 2018 году он оценивался в $4809,8 млн (это 39% от всего объема российского экспорта продукции ЛПК). Немаловажными остаются поставки белорусской продукции деревообработки. Еще в 2016 г. сумма экспортированной

1 Республика Беларусь и Китайская Народная Республика заключила соглашение о строительстве социального жилья в Беларуси // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 2021. URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2021/february/59195/ (дата обращения: 01.05.2021).

2 Во время визита Лукашенко Беларусь и Китай

заключили перспективные соглашения на 11 млрд долларов // Белорусский портал TUT.BY. 2016. URL:

https://news.tut.by/economics/514287.html (дата

обращения: 01.05.2021).

продукции лесной промышленности в КНР составляла $4,9 млн., в 2017 г. она достигла отметки в $7,7 млн., а в 2018 г. - $21,1 млн.4 Принимая во внимание последнее выступление В. В. Путина в ходе видеоконференции, посвященной

обсуждению вопросов развития и декриминализации лесного комплекса, нужно отметить, что в этой статье экспорта могут возникнуть некоторые проблемы из-за предстоящих ограничений. Как заявил президент России, с 1 января 2022 года Российская Федерация собирается ввести полный запрет на экспорт необработанных хвойных и лиственных пород из России.5 Запрет вводится с целью борьбы с проблемой незаконной вырубки леса в Иркутске. Около 60-80% незаконных рубок сосредоточено в Приангарье, и незаконно заготовленная древесина из этого региона в основном идет в Китай, поэтому власти Приангарья поддерживают идею запрета экспорта грубо обработанной древесины, и, более того, что касается экспорта круглого леса, они считают необходимым ввести квоты и обеспечить ими некоторые компании. Прекращение экспорта сырья окажет влияние на рынок, поскольку сорвет рабочий процесс крупных дальневосточных предприятий. У предприятий нет времени для наращивания перерабатывающих мощностей к 2022 году, и это может повлиять на структуру развития экспорта из ЕАЭС в КНР, поскольку ожидается, что экспорт российской древесины в Китай сократится из-за новых ужесточенных правил ввиду ослабления лесной промышленности. Более того, в 2020 г. Китай ужесточил фитосанитарный контроль круглого леса - ввоз в КНР древесины с

3 Внешняя торговля ЕАЭС с Китаем в январе-декабре 2018 года // Евразийская экономическая комиссия. URL:

http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/mo nitoring/Documents/Obzor3/ЕАЭС-Китай%20(январь-декабрь%202018)^ (дата обращения: 01.05.2021).

4 Там же.

5 Запрет на экспорт "сырого" леса может вдвое снизить число нелегальных рубок в Приангарье // ТАСС. 2020. URL: https://tass.ru/sibir-news/9665581 (дата обращения: 05.05.2021).

корой под запретом. 1 Теперь предприятиям необходимо подвергать кругляк

дополнительной обработке, для чего снова нужна финансовые затраты - закупки необходимого специального оборудования, в числе которых - оборудование для фумигации.

Смягчить последствия запрета вывоза необработанной древесины и ужесточения условий экспортных поставок лесоматериала на территорию КНР можно с помощью выработки комплексной стратегии ЕАЭС по усилению гибкости и оказанию финансовой поддержки лесозаготовительных компаний в условиях адаптации к новым обстоятельствам в виде кредитования или субсидирования.

Проводя анализ и выявляя проблемы и перспективы для наиболее приоритетных направлений торгово-экономического

сотрудничества между странами

Китайской Народной Республики, важно заострить внимание на характерной для экономического партнерства сторон тенденцию - тенденцию реэкспорта китайской продукции. Эта проблема является препятствием на пути к выстраиванию союзом прозрачного экономического сотрудничества стран-участниц ЕАЭС с Китайской Народной Республикой. Особенно явно эта проблема прослеживается в торгово-экономических отношений КНР с Республикой Кыргызстан и Республикой Казахстан. Статистика импорта товаров из КНР в республики отличается в зависимости от источника данных, как это демонстрируют данные из таблицы 1 2. Особенно ярко эта проблема выражена в экономике Киргизии, где в 2018 г. разница между данными составила $3,6 млрд., в 2019 - отклонение достигло рекордных $4,6 млрд.

Евразийского экономического союза и

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Казахстан Данные КНР 12,7 8,4 8,2 11,5 11,3 12,8

Данные РК 7,4 5,1 3,7 4,7 5,3 6,5

Киргизия Данные КНР 5,2 4,3 5,6 5,3 5,5 6,3

Данные КР 1,2 1,0 1,4 1,5 1,9 1,7

Таблица 1. Объем импорта товаров и

Кыргызстан

Вступление Киргизии в ЕАЭС не повлияло на проблему «серого» импорта -хоть и в 2015 г. наблюдался спад объемов импортированной «контрафактной»

продукции, с 2016 г. показатели снова начали расти. Нарушение законов происходит уже долгие годы - реэкспорт и контрабанда китайских товаров характерны для Киргизской экономики, так как выгодны различным влиятельным группам. Бывший премьер-министр Казахстана отметил, что

з КНР в Республику Казахстан и Республику , млрд. долл. сумма потерь стран ЕАЭС за 3 года вследствие «некорректного таможенного администрирования» составила $2,6 млрд.3 В данной ситуации необходим более тщательный мониторинг таможенного декларирования товаров со стороны таможенных служб и осуществление более строгого контроля таможенного

администрирования от самого ЕАЭС.

Исходя из проанализированных экономических статей сотрудничества

1 Экспорт круглого леса в Китай через пункты пропуска в ДФО практически остановлен // Российская газета. 2020. URL: https://rg.ru/2020/02/13/reg-dfo/zapret-na-woz-v-kitaj-krugliaka-postavil-pod-udar-biznes-v-primore.html (дата обращения: 05.05.2021).

2 ITC Trade Map. URL:

https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1%7 c 156%7c%7c417%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%

7c1%7c2%7c2%7c1%7c1%7c1%7c1%7c 1 (дата обращения: 07.05.2021)

3 Бакытжан Сагинтаев: Сумма потерь стран ЕЭАС за 3 года из-за некорректного таможенного администрирования Кыргызстана составила $2,69 млрд // Курсив. 2017. URL:

https://kursiv.kz/news/politika/2017-10/bakytzhan-sagintaev-summa-poter-stran-eeas-za-3-goda-iz-za-nekorrektnogo (дата обращения: 07.05.2021).

между сторонами, можно сделать вывод, что ЕАЭС не хватает интеграции государств-участников в вопросе выработки общего плана взаимодействия с КНР. В сотрудничестве в транспортно-

логистической области единая стратегия могла бы позволить осуществлять эффективные переговорные процессы и определять вектор развития и планы реализации проектов в союзном формате, что положительным образом повлияло бы на сроки исполнения задач и их результаты. Единая стратегия по развитию и углублению сотрудничества в области сельского хозяйства, по партнерству в

лесопромышленном комплексе - все способствовало бы установлению более эффективного инструмента контроля за соблюдением договоренностей объединения и КНР, за разработку совместной внешнеэкономической политики в целом. Полноценный независимый

наднациональный орган межпарламентского взаимодействия позволил бы государствам-участницам избежать торможение интеграционных процессов и в дальнейшем привести в более эффективной выработке единой согласованной политики в торгово-экономической области сотрудничества ЕАЭС и КНР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Livestock and Poultry: World Markets and Trade // United States Department of Agriculture. Foreign Agricultural Service April. — 2020. - P.9.

Анализ по доступу сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государств-членов ЕАЭС на рынок Китайской Народной Республики // Евразийская экономическая комиссия. - 2020.

Анализ существующих международных транспортных коридоров, проходящих через территории государств-членов // Евразийская экономическая комиссия. 2019. - С.10.

Дубогрызова Д.Г. Основные направления сотрудничества КНР и Беларуси // Постсоветские исследования. Т.3. №8 (2020). - С.694-707.

Евразийский экономический союз. - Санкт-Петербург: ЦИИ ЕАБР, 2017. - С.191.

Ивуть Р.Б. Развитие транзитного потенциала Республики Беларусь в условиях формирования ее транспортно-логистической системы / Р. Б. Ивуть, А. Ф. Зубрицкий, А. С. Зиневич // Новости науки и технологий. - 2015. - № 1. - С. 19-33.

Лукин А.В. Идея «Экономического пояса шелкового пути» и европейская интеграция // Международная жизнь. — 2014. № 7.

Мехдиев Э.Т. Евроазиатские транспортные коридоры и ЕАЭС. Международная аналитика. -2018. №2 (24). - С. 47-56.

О проекте распоряжения Высшего Евразийского экономического совета «О взаимодействии государств-членов Евразийского экономического союза по вопросам сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути» // Евразийская экономическая комиссия. 2015.

Перспективы российского агропродовольственного экспорта на рынке Китая. — М. Издательство Перо. — 2020.

Скриба А.С. Сопряжение ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути: интересы участников и вызовы реализации // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2016. №3. С.73.

Сыроежкин К.Л. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП // «Россия и новые государства Евразии». — 2016. №2. С.53.

Уянаев С.В. Новые «Шелковые пути» Китая: принципы и параметры официальной «Дорожной карты» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. — 2015. №20. С.247.

REFERENCES

Livestock and Poultry: World Markets and Trade // United States Department of Agriculture. Foreign Agricultural Service April. — 2020. - P.9.

Analiz po dostupu sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya gosudarstv-chlenov EAES na rynok Kitajskoj Narodnoj Respubliki // Evrazijskaya ekonomicheskaya komissiya. -2020.

Analiz sushchestvuyushchih mezhdunarodnyh transportnyh koridorov, prohodyashchih cherez territorii gosudarstv-chlenov // Evrazijskaya ekonomicheskaya komissiya. 2019. - S.10.

Dubogryzova D.G. Osnovnye napravleniya sotrudnichestva KNR i Belarusi // Postsovetskie issledovaniya. T.3. №8 (2020). - S.694-707.

Evrazijskij ekonomicheskij soyuz. - Sankt-Peterburg: CII EABR, 2017. - S.191.

Ivut' R.B. Razvitie tranzitnogo potenciala Respubliki Belarus' v usloviyah formirovaniya ee transportno-logisticheskoj sistemy / R. B. Ivut', A. F. Zubrickij, A. S. Zinevich // Novosti nauki i tekhnologij. - 2015. - № 1. - S. 19-33.

LukinA.V. Ideya «Ekonomicheskogo poyasa shelkovogo puti» i evropejskaya integraciya //

Mezhdunarodnaya zhizn'. — 2014. № 7.

Mekhdiev E.T. Evroaziatskie transportnye koridory i EAES. Mezhdunarodnaya analitika. - 2018. №2 (24). - S. 47-56.

O proekte rasporyazheniya Vysshego Evrazijskogo ekonomicheskogo soveta «O vzaimodejstvii gosudarstv-chlenov Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza po voprosam sopryazheniya EAES i Ekonomicheskogo poyasa SHelkovogo puti» // Evrazijskaya ekonomicheskaya komissiya. 2015.

Perspektivy rossijskogo agroprodovol'stvennogo eksporta na rynke Kitaya. — M. Izdatel'stvo Pero. — 2020.

Skriba A.S. Sopryazhenie EAES i ekonomicheskogo poyasa SHelkovogo puti: interesy uchastnikov i vyzovy realizacii // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika. — 2016. №3. S.73.

Syroezhkin K.L. Sopryazhenie EAES i EPSHP // «Rossiya i novye gosudarstva Evrazii». — 2016. №2. S.53.

Uyanaev S.V. Novye «SHelkovye puti» Kitaya: principy i parametry oficial'noj «Dorozhnoj karty» // Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istoriya i sovremennost'. — 2015. №20. S.247.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Абдурасулов Озодбек Салохидин, Ozodbek S. Abdurasulov, Master of магистр в области «Международных International Relations. Moscow, Russia. E-отношений». Москва, Россия. E-mail: mail: [email protected] [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.