Научная статья на тему 'Текущее состояние РГМДР'

Текущее состояние РГМДР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максютов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текущее состояние РГМДР»

Текущее состояние РГМДР

1. Краткий анализ регистрационной информации РГМДР

По данным на 1 июня 1996 года в Российском государственном медико-дозиметрическом регистре (РГМДР) на государственном уровне зарегистрировано 447494 человека - это на 12218 (2,8%) человек больше, чем в декабре 1995 г.

Распределение зарегистрированных в РГМДР лиц по группам первичного учета (ГПУ) приведено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение зарегистрированных в РГМДР по группам первичного учета

Г руппа первичного учета Число зарегистрированных на 1 июня 1996 г. Процент к общему числу зарегистрированных Дополнительно зарегистрировано в 1996 г. (% к 1995 г.)

1 - ликвидаторы 157029 35,1 4704 (3,1%)

2 - эвакуированные 8724 1,9 -26 (-0,3%)

3 - проживающие 257675 57,6 6429 (2,6%)

4 - дети ликвидаторов 1986-1987 гг. 19261 4,3 445 (2,4%)

5 - отселенные 4805 1,1 666 (16,1%)

Максимальное число ликвидаторов - 24659 (15,7%) - зарегистрировано в Северо-Кавказском регионе, эвакуированных - 2281 (26,1%) - в Северо-Западном регионе, проживающих - 164654 (63,9%) - в Брянской области, детей ликвидаторов 86-87 гг. (без учета наиболее загрязненных областей ) - 1984 (10,3%) -в Центральном регионе и отселенных - 1552 (32,3%) - в Северо-Кавказском регионе.

По региональным центрам:

- максимальный процент ликвидаторов зарегистрирован в МО РФ (100%), Уральском (88,8%), Поволжском (88,7%) регионах и МПС РФ (88,5%);

- максимальный процент эвакуированных - в Северо-Западном регионе (18,4%);

- максимальный процент проживающих в Брянской (95,7%), Тульской (93,1%) и Калужской (92,9%) областях;

- максимальный процент детей ликвидаторов 1986-87 гг. в Волго-Вятском (12,4%), ЦентральноЧерноземном (11,3%), и Центральном (без 4-х наиболее загрязненных областей) (10,1%) регионах;

- максимальный процент отселенных в Дальневосточном регионе (12,6%).

Распределение зарегистрированных в РГМДР лиц среди региональных центров приведено в таблице 2.

здесь и далее при рассмотрении 4-й группы первичного учета в анализ не включаются лица, состоящие на учете в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областях, т.к. в этих регионах необходимо закончить работу по перерегистрации лиц этой группы.

18

Максимальный процент зарегистрированных лиц находится в регистре Брянской области (38,4%). Всего в загрязненных областях проживает большая половина всех зарегистрированных в РГМДР - 59,5%. На втором месте по числу внесенных в регистр стоят региональные центры из регионов по административно-территориальному делению - 32,6%. В ведомственных регистрах состоит 7,9% от общего числа зарегистрированных лиц.

В таблице 3 представлены данные по распределению зарегистрированных в РГМДР лиц по регионам и группам первичного учета.

Среди наиболее загрязненных областей наибольшее число зарегистрированных лиц относятся к III группе первичного учета (проживающие): в Брянской области - 95,7%, в Калужской - 92,9%, в Орловской -83,3% и в Тульской - 93,1%. Среди региональных центров по территориально-административному делению и в ведомственных регистрах максимальное количество зарегистрированных состоит за счет I группы первичного учета (ликвидаторы): в Поволжском регионе - 88,7%, в Уральском - 88,8%, в Волго-Вятском -82,6%, в МО - 100%, В МПС - 88,5%, в ИБФ - 88,3%.

Таблица 2

Распределение численности зарегистрированного в РГМДР контингента по региональным центрам и ведомственным регистрам по данным на 1 июня 1996 года

РЕГИОН Число зарегистрированных Процент от общего числа зарегистрированных

СЕВЕРНЫЙ регион 6307 1,4%

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ регион 12372 2,8%

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ регион без 4-х наиболее загрязненных областей 19666 4,4%

Брянская область 172058 38,4%

Калужская область 42537 9,5%

Орловская область 11665 2,6%

Тульская область 40185 9,0%

ВОЛГО-ВЯТСКИЙ регион 10144 2,3%

ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ регион 9855 2,2%

ПОВОЛЖСКИЙ регион 19997 4,5%

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ регион 29215 6,5%

УРАЛЬСКИЙ регион 22996 5,1%

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ регион 10613 2,4%

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ регион 2172 0,5%

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ регион 2066 0,5%

МВД РФ 4054 0,9%

МО РФ 9123 2,0%

ФСБ РФ 1069 0,2%

МПС РФ 697 0,2%

ИБФ МЗ РФ 20703 4,6%

Таблица 3

Распределение зарегистрированных в РГМДР лиц по территории и группам учета

по данным на 1 июня 1996 г.

(в абсолютных числах и процентах)

Регион Всего Ликвидаторы Эвакуиро- ванные Проживаю- щие Дети ликв. 86-87 гг. Отселенные

Всего в РГМДР 447494 157029 8724 257675 19261 4805

100,0% 35,1% 1,9% 57,6% 4,3% 1,1%

СЕВЕРНЫЙ 6307 5158 295 308 439 107

100,0% 81,8% 4,7% 4,9% 7,0% 1,7%

19

Регион Всего Ликвидаторы Эвакуиро- ванные Проживаю- щие Дети ликв. 86-87 гг. Отселенные

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ 12372 9004 2281 98 619 370

100,0% 72,8% 18,4% 0,8% 5,0% 3,0%

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ без за- 19666 14412 996 1780 1984 494

грязненных областей 100,0% 73,3% 5,1% 9,1% 10,1% 2,5%

Брянская область 172058 1915 100 164654 5338 51

100,0% 1,1% 0,1% 95,7% 3,1% 0,0%

Калужская область 42537 1710 63 39527 342 895

100,0% 4,0% 0,1% 92,9% 0,8% 2,1%

Орловская область 11665 1183 82 9714 678 8

100,0% 10,1% 0,7% 83,3% 5,8% 0,1%

Тульская область 40185 2239 177 37403 281 85

100,0% 5,6% 0,4% 93,1% 0,7% 0,2%

ВОЛГО-ВЯТСКИЙ 10144 8383 196 120 1255 190

100,0% 82,6% 1,9% 1,2% 12,4% 1,9%

ЦЕНТРАЛЬНО- 9855 7959 388 136 1117 255

ЧЕРНОЗЕМНЫИ 100,0% 80,8% 3,9% 1,4% 11,3% 2,6%

ПОВОЛЖСКИЙ 19997 17728 533 324 1197 215

100,0% 88,7% 2,7% 1,6% 6,0% 1,1%

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ 29215 24659 1393 21 1590 1552

100,0% 84,4% 4,8% 0,1% 5,4% 5,3%

УРАЛЬСКИЙ 22996 20427 433 137 1860 139

100,0% 88,8% 1,9% 0,6% 8,1% 0,6%

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ 10613 8997 365 294 879 78

100,0% 84,8% 3,4% 2,8% 8,3% 0,7%

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ 2172 1714 188 135 125 10

100,0% 78,9% 8,7% 6,2% 5,8% 0,5%

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ 2066 766 239 648 153 260

100,0% 37,1% 11,6% 31,4% 7,4% 12,6%

МВД РФ 4054 2068 10 1975 0 1

100,0% 51,0% 0,2% 48,7% 0,0% 0,0%

МО РФ 9123 9120 1 1 0 1

100,0% 100,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%

ФСК РФ 1069 680 13 347 0 29

100,0% 63,6% 1,2% 32,5% 0,0% 2,7%

МПС РФ 697 617 25 26 29 0

100,0% 88,5% 3,6% 3,7% 4,2% 0,0%

ИБФ МЗ РФ 20703 18290 946 27 1375 65

100,0% 88,3% 4,6% 0,1% 6,6% 0,3%

Возрастно-половой состав зарегистрированного контингента РГМДР следующий: Мужчины - 290282 (64,9%)

Женщины - 157212 (35,1%)

Дети - 84429 (18,9%)

Подростки - 17367 (3,8%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взрослые - 345698 (77,3%)

20

В целом по регистру лиц мужского пола в 1,8 раза больше, чем женщин, среди ликвидаторов число мужчин (152596) превосходит число женщин (4433) в 34,4 раза, среди проживающих наиболее загрязненных областей женщин (136549) больше мужчин (121126) в 1,1 раза.

В возрастном распределении зарегистрированного в РГМДР контингента наблюдается два пика: первый в возрасте 5-9 лет и второй в возрастном диапазоне 40-44 лет. Это объясняется тем, что основное внимание в регистре преимущественно уделяется детям, рожденным от ликвидаторов и проживающим на загрязненных территориях, а также ликвидаторам во всех региональных центрах России.

Среди ликвидаторов в целом по России максимальное число лиц 45203 (29,7%) приходится на возрастной диапазон 40-44 лет. Во всех возрастных диапазонах большинство ликвидаторов - мужчины. Число женщин-ликвидаторов в целом составляет 2,8%.

Среди II, III и V ГПУ наибольший процент зарегистрированных в целом по России приходится на возрастной диапазон от 15 до 50 лет: во II ГПУ - 59%, в III - 47,4% и в V - 57,4%. Доля детей во II ГПУ составляет 25,4%, в III - 23,9% и в V - 30,2%.

По остальным региональным центрам возрастное распределение среди групп первичного учета практически не отличается от такового в целом по России, хотя в зависимости от числа зарегистрированных имеет свои особенности (табл. 3).

Среди детей ликвидаторов 1986-87 гг. на долю мальчиков приходится 10027 (52,1%), девочек -9234 (47,9%). Большинство детей зарегистрировано в Центральном регионе (без наиболее загрязненных областей) - 1984 человек (10,3%), в Уральском регионе 1860 человек (9,7%) и в Северо-Кавказском регионе - 1590 детей (8,3%).

2. Организационно-методическое и медицинское обеспечение эпидемиологических исследований, проводимых в системе РГМДР

С целью обеспечения долгосрочного автоматизированного персонального учета лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, сотрудниками РГМДР в 1995-96 гг. осуществляются следующие организационно-методические мероприятия:

1. Планирование, организация и проведение работ по сбору медицинской информации со-

гласно приказам МЗМП РФ № 281, 236 на территории РФ в целом, региональных центров, областей и отдельных районов.

1.1. Контроль ведения медицинской информации РГМДР.

1.1.1. Прием отчетных материалов региональных центров (РЦ) и другие непосредственные

контакты с персоналом РЦ по методическим и медико-организационным вопросам.

1.1.2. Разработка требований государственного уровня РГМДР к качеству отчетной медицинской информации и контроль за их исполнением.

1.1.3. Подготовка отчетов государственного уровня РГМДР.

1.2. Контроль ведения учетной медицинской информации РГМДР.

1.2.1. Организация контроля ведения учетной медицинской информации РЦ и отдельными ле-

чебно-профилактическими учреждениями:

• контроль оформления регистрационных карт (выборочно);

• контроль оформления кодировочных талонов (выборочно);

• контроль оформления "Карт причин смерти” (КПС);

• контроль оформления "Регистрационных карт онкологического заболевания” (РКОЗ) и "Регистрационных карт онкологического больного” (РКОБ);

• контроль оформления врачебных свидетельств о смерти;

• контроль оформления протоколов вскрытия;

• контроль оформления актов о смерти ЗАГС (выборочно).

1.2.2. Разработка требований государственного уровня РГМДР к качеству учетной медицинской информации и контроль за их исполнением.

1.2.3. Разработка новых форм первичной медицинской информации РГМДР, подготовка и внесение изменений в уже существующие формы.

Основной целью медико-организационных мероприятий, проводимых на региональном уровне РГМДР, является обеспечение полной и объективной информации о состоянии здоровья декретированного приказом Минздрава РФ № 281 от 26.11.93 г. контингента.

Основные задачи текущего этапа медико-организационного обеспечения РГМДР:

- выявление всех случаев заболевания, инвалидизации и смерти лиц, находящихся под наблюдением;

- повышение качества медицинской информации первичных документов РГМДР;

- контроль за организацией и проведением диспансеризации декретированных контингентов населения.

21

Реализация перечисленных задач осуществляется через систему организационных мероприятий, проводимых структурами РГМДР и здравоохранения для организации автоматизированного персонального учета лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС. Основной информационной базой для ведения такого учета является официальная информация базы данных РГМДР при условии обеспечения ее достоверности, использования единых классификаций и номенклатуры, единой системы кодирования случаев заболеваний и смерти. В связи с этим, в каждой территориальной единице (республика, край, область, район) исполнителями используется текущая, перспективная и ретроспективная информация о естественном движении населения, его заболеваемости и смертности, объеме и характере лечебно-оздоровительных мероприятий и пр. Надежность собираемой информации постоянно контролируется.

Основной объем медицинской информации приносят результаты обязательного специального медицинского наблюдения (спецдиспансеризация). В связи с этим, региональные центры РГМДР принимают активное участие в ведении диспансеризации контингентов РГМДР, зарегистрированных на закрепленных за центром территориях. Контроль за участием регионального центра в процессе диспансеризации осуществляется на основании краткого отчета регионального центра о проводимых в рамках диспансерного наблюдения мероприятиях и их основных результатах за отчетный год. Для этого региональный центр обеспечивает своевременное заполнение следующих отчетных документов РГМДР:

- ГР/4м "Заболеваемость контролируемых контингентов (взрослые и подростки) за 199 год на

1000 стоящих на учете в РЦ";

- ГР/5м "Смертность ликвидаторов в 199 году, зарегистрированных в региональном центре";

- ГР/6м "Смертность детского населения контролируемых территорий в 199 году" (только для загрязненных территорий России);

- ГР/7м "Смертность населения контролируемых территорий в 199 году" (только для загрязненных территорий России).

Согласно ежегодно утверждаемому плану региональный центр должен обеспечить:

- контроль наличия в медицинском учреждении первичной медицинской документации ("Медицинская карта амбулаторного больного” - ф. № 025/у) на каждого занесенного в РГМДР;

- заполнение первичных документов РГМДР на основании официальной медицинской информации, документированной соответствующим образом;

- постоянный квалифицированный контроль качества медицинской информации РГМДР.

Контроль качества медицинской информации осуществляется на основании промежуточного отчета (сентябрь) регионального центра о проводимых в рамках диспансерного наблюдения мероприятиях и итогового отчета об основных результатах медицинского наблюдения контролируемых контингентов за отчетный год (декабрь и апрель-май следующего года).

При сдаче итоговых отчетов региональных центров РГМДР представляются первичные документы подрегистра причин смерти РГМДР ("Карта причин смерти...") вместе с копиями первичных документов о причинах смерти и канцер-подрегистра РГМДР ("Регистрационная карта онкологического заболевания...") заполненные в соответствии с инструкциями.

Данные РГМДР сравниваются с данными медицинской статистики на местах, для чего вместе с окончательным отчетом региональные центры РГМДР передают на государственный уровень копии форм медицинской статотчетности № 15, 16, 7, 12, 35.

В течение последних лет РГМДР пытается организовать на региональном уровне углубленный периодический контроль качества медицинской информации, сроки которого могут быть ориентированы на периоды сдачи отчетов. Таким образом, онкологи и врачи других специальностей, ответственные за ведение диспансеризации контролируемых контингентов по территориям, три раза в год смогут привлекаться руководством РЦ для проведения сверки своих контингентов с данными РГМДР. При этом пополняются недостающие сведения о больных, уточняются причины недоучета заболеваемости, инвалидности и смертности. Однако осуществление подобного взаимодействия значительно затрудняется определенной ведомственной разобщенностью и требует принятия специального решения, которое обеспечит сотрудничество территориальных органов здравоохранения с РГМДР на местах.

С целью эффективного управления и медико-организационного обеспечения деятельности всех уровней РГМДР разработана система контроля качества медицинской информации причин смерти и классификации онкозаболеваемости, представляющая собой совокупность организационных мероприятий по осуществлению систематического квалифицированного наблюдения за качеством медицинской информации, поступающей в РГМДР. Суть программы управления качеством медицинской информации в системе РГМДР составляет последовательное поэтапное совершенствование деятельности отдельных

22

структурных звеньев РГМДР, позволяющее объективно оценить уровень и содержание производственной деятельности каждого регионального центра и определить конкретную тактику совершенствования его функционирования. При этом выделяются процедуры работ по конкретным направлениям (сбор медицинской информации о заболеваемости, смертности, инвалидности, ее верификация и занесение в базу данных и пр.) в соответствии с административно-территориальным делением и распределением контингентов наблюдения по лечебно-профилактическим учреждениям. Предполагается введение документально зафиксированного порядка выполнения отдельных организационных мероприятий, с определением состава, последовательности и возможных исполнителей. Параллельно с процедурами выполнения работ разрабатывается система информационного обеспечения планируемых мероприятий, в том числе и документального, поскольку формы, содержание и объем используемой документации в значительной мере определяют методы и средства выполнения работ.

На данном этапе наибольшее значение придается выявлению и анализу допущенных ошибок в определении причин смерти, классификации онкозаболевания и их кодировании. Первый этап контроля качества медицинской информации проводится непосредственно в процессе приема отчетных материалов от региональных центров. Медицинской службой РГМДР разработан и внедрен универсальный скрининговый контроль заполнения карт, позволяющий в самые кратчайшие сроки получить представление о качестве медицинской информации, сделать определенное заключение, которое можно обсудить с представителями контролируемого регионального центра. После этого медицинская служба регистра осуществляет углубленный контроль медицинской информации, на основании которого с учетом результатов скринингового контроля и обсуждения его итогов с представителем регионального центра делается окончательное заключение о деятельности регионального центра по данному направлению. Это заключение, сделанное на основании полученных из регионов материалов и системы экспресс-анализа базы данных РГМДР, высылается региональному центру в виде письма-протокола с замечаниями для их исправления в вышеупомянутых картах и в базе регионов , чтобы в последующем исправить эти ошибки в базе и документах РГМДР. Опыт ведения такого рода деятельности хорошо зарекомендовал себя на государственном уровне РГМДР, дает положительные результаты и требует широкого распространения, для чего необходимо расширение штата медицинских экспертов, сотрудничающих с РГМДР.

Контроль качества медицинской информации ведется на нескольких уровнях, что позволяет систематизировать процесс контроля и упрощает управление этим процессом. Популяционный уровень охватывает весь контролируемый РГМДР контингент в целом, как в общем по стране, так и в разрезе отдельных территорий, и представляет собой сравнительный анализ статистических закономерностей медико-демографической информации различных популяционных групп населения. Персональный уровень контроля качества медицинской информации связан с верификацией отдельных случаев заболеваний у конкретных лиц.

1. Популяционный уровень.

1.1. Анализ показателей заболеваемости, болезненности и инвалидности по отдельным классам болезней у ликвидаторов и населения загрязненных территорий для каждого РЦ в отдельности.

1.2. Разработка базовых критериев регулярной оценки оформления КПС по балльной системе на основании количественного и качественного анализа данных РГМДР.

1.3. Проведение регулярной количественной оценки организационно-медицинской деятельности РЦ по регистрации причин смерти.

1.4. Разработка и внедрение инструктивных указаний по итогам деятельности отдельных РЦ по регистрации причин смерти.

1.6. Разработка базовых критериев регулярной оценки оформления РКОЗ по балльной системе на основании количественного и качественного анализа данных РГМДР.

1.7. Проведение регулярной количественной оценки организационно-медицинской деятельности РЦ по регистрации онкозаболеваемости.

1.8. Разработка инструктивных указаний по итогам деятельности отдельных РЦ в плане регистрации онкозаболеваемости.

2. Персональный уровень.

2.1. Контроль качества установления причин смерти.

2.1.1. Персональный анализ оформления КПС: полнота использования первичной медицинской документации, наличие копий врачебных свидетельств о смерти, протоколов вскрытий и т.п.

2.1.2. Систематизация выявленных нарушений.

2.1.3. Выявление случаев неправильного указания причины смерти и проведение комплекса мероприятий по уточнению и верификации причин смерти.

23

2.1.4. Количественный анализ: контроль соответствия количества оформленных КПС числу зарегистрированных в базе РГМДР смертей; сравнительный анализ популяционных показателей смертности с данными РГМДР; организация оформления КПС на недостающие и необоснованно недоучтенные случаи смерти.

2.1.5. Организация ретроспективного заполнения КПС.

2.2. Контроль качества установления диагноза онкологического заболевания.

2.2.1. Персональный анализ оформления РКОЗ и РКОБ.

2.2.2. Систематизация выявленных нарушений.

2.2.3. Выявление случаев неполного или неправильного описания злокачественных новообразований в медицинской документации и проведение комплекса мероприятий по уточнению и верификации факта онкозаболевания.

2.2.4. Количественный анализ: контроль соответствия количества оформленных РКОЗ или РКОБ числу зарегистрированных в базе РГМДР онкозаболеваний; сравнительный анализ популяционных показателей смертности с данными РГМДР; требование оформления вышеуказанных карт на недостающие случаи онкозаболеваний.

2.2.5. Организация ретроспективного оформления РКОЗ.

2.3. Углубленный персональный анализ медицинской информации.

Одним из наиболее действенных методов контроля качества медицинской информации является углубленный персональный контроль. Однако такой подход затрудняет целый ряд объективных причин, основной из которых является отсутствие целевого финансирования программы контроля качества в системе РГМДР. В связи с этим, в 1996 году РГМДР вынужден ограничиться проведением лишь выборочного контроля отдельных нозологических форм.

Общая структура проводимых в данном направлении мероприятий заключается в следующем:

1. Верификация отдельных случаев и анализ показателей заболеваемости при злокачественных новообразованиях щитовидной железы у ликвидаторов:

- подготовка персональных списков;

- выкопировка персонифицированной информации из первичных документов РГМДР;

- выявление индивидуальных данных, нуждающихся в уточнении;

- индивидуализированная верификация отдельных случаев заболевания с выкопировкой персональной информации из первичных медицинских документов на местах.

2. Верификация отдельных случаев и анализ показателей заболеваемости при злокачественных новообразованиях у ликвидаторов:

- подготовка персональных списков;

- выкопировка персонифицированной информации из первичных документов РГМДР;

- выявление индивидуальных данных, нуждающихся в уточнении;

- индивидуализированная верификация отдельных случаев заболевания с выкопировкой персональной информации из первичных медицинских документов на местах.

Основные трудности в ведении РГМДР и оценке динамики состояния здоровья населения, пострадавшего вследствие чернобыльской катастрофы обусловлены: неоднородностью территориального, профессионального и возрастного состава контингентов, подлежащих диспансеризации; неодназначной дозовой нагрузкой по уровням и видам радиационного воздействия; спецификой воздействия радиации на детей, беременных женщин и плод; риском развития у диспансеризуемых различных видов соматической патологии и неблагоприятных ее исходов; неидентичностью социальной защиты; социально-медицинской напряженностью среди населения в связи с риском возникновения (особенно у детей) негативных эффектов вследствие радиационного воздействия.

Анализ персональных данных РГМДР показывает, что эти данные в ряде случаев требуют верификации и доработки. При этом следует учитывать, что не вся информация поступает в РГМДР, а поступающая - не всегда корректна, так как использование первичной медицинской документации для целей РГМДР имеет определенные ограничения. Все это диктует необходимость разработки и внедрения организационной системы получения полной и достоверной информации, основанной на непосредственной связи сотрудников РГМДР с лечебно-профилактическими учреждениями, органами СЭС и ЗАГС на местах.

Данные о распространенности различных заболеваний, собираемые по каналам службы здравоохранения и сверяемые на уровне областных учреждений со сведениями о смертности, которые в свою очередь концентрируются органами ЦСУ и базируются на медицинской информации о причинах смерти (исходный документ - врачебное свидетельство о смерти), создают оптимальные условия для полного учета. Тем не менее, использование первичной медицинской документации для целей РГМДР имеет определенные ограничения. Так, ряд первичных документов заполняется сотрудниками районного звена (иногда даже на уровне фельдшера), которые далеко не всегда в состоянии обеспечить необходимое качество оформления документа. Статистическая информация не охватывает все случаи заболеваний, которые встречаются у населения. Часть больных минует территориальные лечебно-профилактические учреждения, многие больные не обращаются за медицинской помощью официально. Медицинский доку-

24

мент, как источник сведений о частоте заболеваний, часто занижает уровень заболеваемости трудно диагностируемыми или сложно классифицируемыми нозологиями. В ходе плановой диспансеризации возможно противоположное отклонение, когда вместо окончательного диагноза в регистр вносятся предположительные сведения о заболевании, нуждающиеся в дальнейшей проверке при дообследовании больного.

На территориях загрязненных радионуклидами областей и зонах компактного проживания ликвидаторов зачастую организуются специальные клинико-лабораторные исследования, результаты которых остаются неизвестными даже для лечащих врачей, не говоря уже о региональных центрах РГМДР. Необходим тщательный контроль организации, проведения и документирования результатов любых исследований состояния здоровья на местах, причем обследование контингентов РГМДР обязательно должно быть согласовано с руководством РГМДР.

Неправильная запись причин смерти приводит к большому удельному весу ошибочных диагнозов, а невысокое качество кодирования и шифровки диагнозов искажает распределение нозологических форм внутри классов или приводит к тому, что учет конкретных болезней проходит по другим классам. Для дальнейшего улучшения качества медицинской информации необходимо тесное сотрудничество региональных центров РГМДР с практическим здравоохранением по устранению имеющихся недостатков в формулировании клинических и, в особенности, догоспитальных диагнозов и их правильного кодирования.

Кодирование является наиважнейшей составляющей качества статистических материалов РГМДР. Тем не менее, только в связи с отсутствием в региональных центрах РГМДР действующих инструкций МЗМП РФ можно объяснить невыполнение многих чисто технических требований оформления документов. Следует также отметить, что сами региональные медицинские учреждения не всегда придерживаются при оформлении первичных медицинских документов прилагаемых инструкций по их заполнению.

Одним из наиболее важных вопросов социально-экономической и медико-профилактической деятельности по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС является организация научно обоснованной оценки трудоспособности декретированных контингентов РГМДР. Углубленное изучение инвалидности должно сочетаться с созданием эффективной системы взаимодействия органов службы занятости, социальной защиты и РГМДР по вопросам социальной и профессиональной реабилитации инвалидов среди ликвидаторов и проживающих на загрязненных радионуклидами территориях.

Таким образом, специалистами РГМДР выполняется большой объем работ с целью улучшения организационно-медицинского обеспечения крупномасштабных медицинских исследований, проводимых в рамках системы регистра. Однако продолжение работ, учитывая колоссальный объем массива данных и организационных мероприятий, требует увеличения финансовых затрат, должного кадрового, информационного и материально-технического обеспечения в течение длительного периода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.А .Максютов,

Медицинский радиологический научный центр РАМН, Обнинск

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.