Научная статья на тему 'Тексты популярных песен как регулятор ценностных ориентиров детей-подростков'

Тексты популярных песен как регулятор ценностных ориентиров детей-подростков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2808
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростковый возраст / жизненные установки / ценностные ориентиры / вербальные тексты песен / когнитивный анализ. / adolescence / life principles / values / lyrics / cognitive analysis.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — КоноплёВа Елена Анатольевна

Статья посвящена анализу влияния вербального текста современных песен на процесс формирования поведенческих форм, а также жизненных ценностей у ростовских подростков. На основе проведённого среди школьников 14–16 лет социологического исследования, автором выявлено доминирующее значение слова во время прослушивания и восприятия песни тинейджером. В статье осуществлён когнитивный анализ наиболее востребованных современными подростками вербальных текстов современных песен. Указаны причины необходимости подобного анализа в связи с его недостаточной изученностью в научной литературе. Автор предлагает классификацию вербальных текстов по группам, исходя из их семантического наполнения. Каждая из групп имеет краткую характеристику. В статье предложен подробный когнитивный анализ группы песен, несущих ценностные жизненные установки. По мнению автора, их вербальные тексты могут обладать особой силой суггестии, что служит толчком к формированию ценностных критериев подростковой субкультуры. Анализ корпуса песен, обозначенных респондентами в рамках осуществлённого социологического исследования как наиболее востребованные, выявил, что как в плане их смыслового наполнения, так и в плане используемых средств русского языка – (особенностей лексического состава, приёмов речевой выразительности, синтаксиса и пр.) текстовый материал содержит множество отрицательных характеристик, нацеленных на негатив и формирующих не позитивное представление о мире и его ценностных приоритетах у подростковой целевой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTS OF POPULAR SONGS AS A VALUES REGULATOR OF ADOLESCENTS

The article is devoted to the analysis of the influence of verbal text of modern songs on the formation of behavioral forms, as well as life values in Rostov teenagers. On the basis of a sociological research conducted among schoolchildren of 14–16 years, the author revealed the dominant meaning of the word while listening to and perceiving a song by a teenager. In the article a cognitive analysis of the verbal texts of contemporary songs most sought after by teenagers is carried out. The reasons for needing a similar analysis due to its insufficient research in the scientific literature are indicated. The author proposes the classification of verbal texts into groups, based on their semantic content. Each of the groups has a brief characteristic. The article offers a detailed cognitive analysis of a group of songsthat express life valuables. According to the author, their verbal texts may have a special power of suggestion, which serves as an impetus to the formation of value criteria of the adolescencesubculture. The analysis of the corpus of songs designated by respondents taking part in the sociological research as the most demanded revealed that both in terms of their semantic content, and the means of the Russian language used (specificities of chosen vocabulary, syntax etc.) the textual material contains many negative characteristics and forming a non-positive view of the world and its value priorities among the teenage target audience.

Текст научной работы на тему «Тексты популярных песен как регулятор ценностных ориентиров детей-подростков»

DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-13004

Е. А. КОНОПЛЁВА

Ростовский колледж искусств

ТЕКСТЫ ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН КАК РЕГУЛЯТОР ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ДЕТЕЙ-ПОДРОСТКОВ

- — в и

Песенная культура занимает в жизни человека особое место, ведь слово, положенное на музыку, обладает особой суггестией. У каждого поколения - свои кумиры в мире эстрадной песни и то, какие смыслы ими транслируются, определяет не только музыкально-вкусовую «планку» личности, но и мировоззренческую. Исследователь отмечает: «Человек живёт в напряжённом поле аудиоинформации, мощно воздействующей на мышление, этику, мораль, представления о ценностях бытия» [4, с. 84]. В связи с этим позволим себе утверждение, что в силу лёгкой запоминаемости, словесные тексты популярных песен становятся одним из элементов, выполняющих важную роль в формировании «картины мира» в подростковом сознании. Их смысловая нагрузка и обладающее особой силой ритмизованное распетое слово, нередко, являются образцом для речевых, мыслительных и поведенческих форм, перерастая в дальнейшем в жизненные ценности. Это важно, поскольку «.. .в широком смысле ценности являются „стержнем" картины мира личности (включая мировосприятие, мироощущение, мировоззрение), определяют её характер и последующее развитие» [5, с. 222].

В научной литературе проблема анализа словесных текстов современных эстрадных песен занимает весьма скромное место. Это связано, по мнению Л. Г. Инёшиной, с тем, что «критики не берутся за разбор текстов современных произведений. А старшее поколение не принимает современные песни лишь из-за внешнего вида исполнителей и их публичной жизни, которая является предметом пристального внимания прессы» [1].

Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать её откуда хочешь.

Марк Туллий Цицерон

Обозначим основные ракурсы научного рассмотрения вербальных текстов современных песен. Так Л. Инёшина считает, что «авторы современных хитов не задумываются над настоящим значением и звучанием слов, а попросту используют их для рифмы, причём в абсолютно неправильной и даже непристойной форме» [1]. Данная точка зрения акцентирует мысль о том, что словесные тексты не несут особой смысловой нагрузки. Слово подчинено «мелодии», а потому в понятийном плане не существенно. «Современное общество не задумывается над смыслом слов популярных песен. В эстрадных песнях нашего поколения наблюдается отсутствие логической связи между предложениями» [1].

Иначе смотрит на проблему Е. В. Нагибина, которая говорит о том, что «текст массовой песни включён в общую систему культуры, в которой массовое искусство занимает особое положение» [6]. Автор считает словесные тексты современных песен «культурным феноменом», имеющим специфические черты. Однако, в данной работе содержится лингвистический анализ вербальной составляющей песен, появившихся в период 1998-2002 годы, то есть почти двадцатилетней давности.

Третья точка зрения отражена в работе А. Н. Полежаевой. Автор приводит описательный анализ таких словесных текстов, которые «представляют угрозу для речевой реализации языка, нравственных и культурных установок личности» [7]. Подобная расстановка приоритетов, по нашему мнению, играет важную роль. Ведь, вербальному тексту «предъявляются требования культуры речи» [7], а это - часть общего культурного багажа личности.

Однако, зададимся вопросом: какие песни слушают подростки сегодня, каковы их слуховые приоритеты? Для ответа на него в ходе социологического исследования было опрошено 60 подростков общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону. В анкету был включён вопрос, ответ на который должен был подтвердить гипотезу о значимости текста песен для исследуемой возрастной группы, сформулирован он был так: «При прослушивании музыки играет ли для Вас роль словесный текст?». В итоге, большинство респондентов (53%) ответили, что словесный текст при прослушивании песни играет значение; 30% подростков дали ответ «Скорее да, чем нет»; 17% ответили «Скорее нет, чем да». Ещё два варианта ответов, предложенных нами - «Нет» и «Затрудняюсь ответить» - остались невостребованными. Выявленный приоритет словесных текстов песен, их цитирование и установка на понимание вербальных смыслов, по нашему мнению, достаточно важен для процесса формирования «вкусовых» критериев подростковой субкультуры.

Следующим этапом стало выявление когнитивной специфики актуального для подростков песенного контента. Понимание механизмов кодирования и декодирования смыслов вербальной песенной информации их суггестивного влияния на детское сознание представляется вопросом первостепенной значимости. В своих исследованиях разные авторы усматривают доминирование различных тем, заложенных в текстах песен. Л. Г. Инёшина выделяет «предательство друга, измена любимой, жизнь на свободе» [1] как наиболее приоритетные; Е. В. Нагибина пишет об «организации диалога с позиций Я-ТЫ» в лирических современных песнях, также автор ставит акцент на песнях с социальной тематикой, в которых «становится заметной тенденция к сближению лирического адресата с массовой аудиторией, что выражается в прямом обращении к слушателям с какими-либо призывами» [6]. О. С. Кострюкова формулирует концепты словесных текстов песен, такие как Любовь, Судьба, Счастье, Время, Разлука [2]. Таким образом, в научном дискурсе не существует единой классификации когнитивной специфики словесных текстов, несмотря на очевидность следующего факта, что «переплавляясь в сознании миллиардной аудитории, образы, стереотипы внешнего и внутреннего имиджа, шире - идеология жизни, усваиваются массами (особенно молодой аудиторией)» [3, с. 93].

Проделанный нами когнитивный анализ текстов современных песен, указанных в анкетах как

наиболее востребованные данной возрастной категорией, выявил следующие группы:

1. Песни с любовной тематикой, содержащие разные смысловые установки:

- песни о счастливой любви, где любовное чувство возводится в ранг «идеального», например, песня «Сумасшедшая» (автор и исполнитель Алексей Воробьёв);

- песни о несчастной любви (гендерная принадлежность не важна), обычно это песни-размышления о причинах страданий, таковы «Туманы» (автор и исполнитель Макс Барских);

- пренебрежительное отношение к любовному чувству, как в песне «Не сходи с ума» в исполнении Егора Крида (слова и музыка И. Дубцова, Тимати), в которой переданы «размышления» героя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения («Тону в мартини») о лёгкости любовных отношений, лишённых взаимных обязательств.

2. Песни-ассоциации, в которых ряд поступков, настроений героя или героини ассоциативно связан с какими-либо внешними факторами, например, с цветовым спектром, как в песне «Цвет настроенья синий» (слова и музыка Антона Пустового) в исполнении Филиппа Киркорова, вербальный текст которой связан с семантикой синего цвета на протяжении всей песни.

3. Песни-ситуации, римеченные примитивными текстами, смысл которых можно сформулировать следующим образом: «Что вижу -о том и пою», яркий образец - песня «Ты такая красивая», исполняемая Питом в стиле «чтения реп».

4. Песни, несущие ценностные жизненные установки. Они разноплановы, в них могут быть заложены различные смысловые критерии: как отрицательные, так и положительные. Остановимся на этом более подробно. Когнитивный анализ текстов данной группы песен позволил выделить следующие подгруппы:

- пропаганда развлечений и запретных удовольствий. Подобного рода песни несут в себе прямую или скрытую рекламу различных запрещённых на законодательном уровне действий, которые могут привести к распаду ещё не сформированной подростковой личности: пьянству, курению, наркомании. Модели вербальных текстов подобных песен могут включать как ненормативную лексику: «В Питере пить» (автор и исполнитель Сергей Шнуров), так и различные насыщенные негативным смыслом словесные новообразования, запоминающиеся с необычай-

ной легкостью, благодаря необычности и вариантным повторам, например: Стаз Экстаз «Крокодил»: «Я Крокодил, крокожу и буду крокодить!» или «Если звонит мой дилер / Значит, мы кроко-дилим»). Негативный посыл подобных текстов разрушителен для подростковой психики. Они опасны тем, что «антигерой» таких песен особенно привлекателен ложной «свободой» своих действий.

- песни - слоганы. Вербальные тексты таких песен «воздействуют» на сознание потребителя по образцу рекламных. Это - плакатные тексты-лозунги. С одной стороны, они могут содержать одну короткую, многократно повторяющуюся фразу. Например, припев песни Александра Васильева «Линия жизни» в исполнении группы «Сплин» построен на неоднократном повторении одной строки: «Гни свою линию», формирующей стремление добиться своей цели любым способом. С другой, они могут включать несколько коротких легко запоминаемых фраз, рассредоточенных по всей песне и транслирующих установку к действию. Так построен текст песни «Моя игра» (автор и исполнитель Баста (Василий Вакуленко)): «Моя игра - здесь правила одни и цель одна!» или «Если хочешь играть - Играй / Если хочешь летать - Лети / Жизнь - это тоже игра, / Если ты упал - Встань и иди!».

5. Песни, демонстрирующие философские размышления о жизни, аналогично предшествующей группе могут формировать как положительное, так и отрицательное отношение к жизни.

- светлая жизненная философия заложена в песне Басты (Василия Вакуленко) «Сансара». В строках куплетов: «Мир переверни, небо опрокинь. / В каждом наброске, в каждом черновике -/ Учитель продолжается в своем ученике» прослеживается позитивный посыл: с одной стороны, это получение знаний о жизни, мысли о своём будущем (первый куплет), с другой - надежда на светлое и счастливое будущее своих потомков (второй куплет): «Плевать, ведь наши дети будут лучше, чем мы». Строки припева также наполнены светлым философским смыслом: «Когда меня не станет -я буду петь голосами / Моих детей и голосами их детей».

- песни с отрицательным, не редко фатальным смыслом. Анкетирование выявило увлечение подростков песней «Тело» (автор и исполнитель «ЛСП» - Олег Савченко), несущей негативную смысловую нагрузку. Песня педалирует тему одиночества, обречённости и ухода из жизни. Наиболее мрачен второй куплет, в котором ге-

рой описывает «прожитую» жизнь с негативной стороны: «Когда-то я думал, что тело железное./ Кушал, «кирял» и курил что хотел». В качестве итога следует сожаление о последствиях нездорового образа жизни «Сейчас мы с братом ходим по лезвию / На поводу наших тел, / Что разлагаются изнутри», и понимание его никчемности: «Жить с этим так муторно, / Словно ночь интернетить в компьютерном клубе, / А дождь отсекает от утра...»

Смысл, заложенный в тексте песни может стать опасным для подросткового восприятия. Линия семантического развития текста: от возвышенно-философских мыслей героя (путешествия, любование красотой природы, обращение к Богу, радость от смеха «не рождённого сына»)

- к разочарованию жизнью, фатальной обречённостью на несчастье и в конечном счёте - смерти, содержит скрытую мотивацию к суициду.

Проведённый анализ текстов песен выявил, что внутри каждой из обозначенных групп превалируют не позитивные текстовые смыслы, а напротив, несущие негативный смысловой посыл. По результатам анкетирования приоритеты распределились следующим образом: песни с любовной тематикой - 100,00; песни-ассоциации

- 73,30; песни-ситуации - 26,60; песни, несущие ценностные жизненные установки - 75,00; песни

- философские размышления о жизни - 43,30;.

Аналогичным образом были проанализированы грамматическая и лексическая составляющие текстов. За основу лексического анализа частично была взята классификация Л. Г. Инё-шиной. Приведём полученные результаты.

Грамматические нарушения в текстах песен:

1. синтаксические ошибки в построении словосочетаний и предложений - 15,7%;

2. нарушение времён существительных или падежей - 7,8%;

3. грамматические ошибки в словах - 2.6%.

Результаты лексического анализа:

1. приоритет «раскованности» в выборе средств, часто в ущерб чувству меры - 7,8%;

2. употребление варваризмов - 23,6%;

3. включение в тексты песен просторечий и жаргонизмов - 26,3%;

4. использование средств речевой агрессии с преобладанием жаргонизмов, разговорных конструкций - 18,4%;

5. создание абсурдных, с точки зрения смысла, образов - 15,7%;

6. невнимание к смыслу слова или непонимание семантики словосочетаний - 5,2%;

7. примитивность смысла текстов - 26,3%.

Изучение песенных текстов с обозначенных языковых позиций показало наличие нежелательных компонентов, в том числе связанных с культурой речи, содержащихся практически во всех песнях с позитивным посылом.

Итак, анализ корпуса песен, выделенных респондентами в рамках осуществлённого социологического исследования подводит к выводу. Как в плане их смыслового наполнения, так и

в плане используемых средств русского языка (особенностей лексического состава, приёмов речевой выразительности, синтаксиса и пр.) текстовый материал содержит множество характеристик, порождающих отрицательные эмоции и формирующих негативное представление о мире и его ценностных приоритетах у подростковой целевой аудитории.

ЛИТЕРАТУРА

1. ИнёшинаЛ. Влияние текста популярной лирической песни на формирование речевой культуры современной молодёжи, 2018. URL: https:// infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-vliyanie-tek-sta-populyarnoy-liricheskoy-pesni-na-formiro-vanie-rechevoy-kulturi-sovremennoy-molo-dyozhi-797233.html (дата обращения: 25.05.2019).

2. Кострюкова О. Текст современной популярной лирической песни в когнитивном, коммуникативном и стилистическом аспектах: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/ tekst-sovremennoi-populyarnoi-liricheskoi-pesni-v-kognitivnom-kommunikativnom-i-stilistiches#ixzz5ZCBYaiKi (дата обращения: 25.05.2019).

3. Крылова А. Музыкальный брендинг - миф или реальность? / Крылова А. Музыка в культуре повседневности. Избранные статьи. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. С. 91- 101.

4. Крылова А. Человек в звуковом поле рекламы / Крылова А. Музыка в культуре повседневности. Избранные статьи. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. С. 84-90.

5. Лукьянов В. Изучение проблемы ценностей в современной философии // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: Материалы междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г. Вып. 12. СПб.: Simposium, 2001. С. 222.

6. Нагибина Е. Содержание и языковые особенности текстов современных эстрадных песен: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 2002. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat. com/content/soderzhatelnye-i-yazykovye-osoben-nosti-tekstov-sovremennykh-estradnykh-pesen (дата обращения: 24.05.2019).

7. Полежаева А. Проблемы современного песенного текста: лингвоэкологический аспект: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2011. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.dissercat.com/content/problemy-sovremen-nogo-pesennogo-teksta-lingvoekologicheskii-as-pekt (дата обращения: 25.05.2019).

REFERENCES №

1. Inyoshina L. Vliyanie teksta populyarnoj liricheskoj pesni na formirovanie rechevoj kul'tury sovremennoj molodyozhi [The influence of the lyrics of a popular lyric song on the formation of the speech culture of modern youth], 2018. [Elektronnyy resurs].URL: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-vliyanie-teksta-populyarnoy-liricheskoy-pesni-na-formirovanie-rechevoy-kulturi-

sovremennoy-molodyozhi-797233.html (data

obrashheniya: 25.05.2019).

2. Kostryukova O. Tekst sovremennoj populyarnoj liricheskoj pesni v kognitivnom, kommunikativnom i stilisticheskom aspektakh [The text of the modern popular lyric song in cognitive, communicative and stylistic aspects]: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Moscow, 2007. Nauchnaya biblioteka dissertatsij

i avtore-feratov disserCat. [Elektronnyyresurs]. URL: http://www.dissercat.com/content/tekst-so-vremennoi-populyarnoi-liricheskoi-pesni-v-ko-gnitivnom-kommunikativnom-i-stilistiches#ixzz-5ZCBYaiKi (data obrashheniya: 25.05.2019).

3. Krylova A. Muzykal'nyj brending - mif ili re-al'nost'? [Is music branding a myth or a reality?] / Krylova A. Muzyka v kul'ture povsednevnosti [Music in the culture of everyday life]. Izbrannyestat'i. Rostov-on-Don: RGK im. S. V. Rakhmaninova, 2011. P. 91-101.

4. Krylova A. Chelovek v zvukovom pole reklamy [Man in the sound field of advertising]. Krylova A. Muzyka v kul'ture povsednevnosti [Music in the culture of everyday life]. Izbrannyestat'i. Rostov-on-Don: RGK im. S. V. Rakhmaninova, 2011. P. 84-90.

5. Luk'yanov V. Izuchenie problem tsennostej v sovremennoj filosofii [The study of a problem of values in modern philosophy] // Metodologi-ya gumanitarnogo znaniyav perspective XXI veka [The methodology of humanitarian knowledge in the perspective of the 21 century]. K 80-letiyu pro-

fessor Moiseya Samojlovicha Kagana: Materialy mezhdunar. nauch. konf. 18 maya 2001 g. Vyp. 12. St. Petersburg: Simposium, 2001. 222 p.

6. Nagibina E. Soderzhanie i yazykovye osoben-nosti tekstov so-vremennykh ehstradnykh pesen [The content and linguistic characteristicsof lyrics of modern pop songs]: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Jaroslavl', 2002. Nauchnaya biblioteka dis-sertatsij i avtoreferatov disserCat. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.dissercat.com/content/ soderzhatelnye-i-yazykovye-osobennosti-teks-tov-sovremennykh-estradnykh-pesen (data obrashheniya: 24.05.2019).

7. Polezhaeva A. Problemy sovremennogo pesen-nogo teksta: ling-voehkologicheskij aspect [Problems of the modern song lyrics: linguoecological aspect]: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Ivanovo, 2011. Nauchnaya biblioteka dissertatsij i avtoreferatov disserCat. [Elektronnyy resurs]. URL: http:// www.dissercat.com/content/problemy-sovremen-nogo-pesennogo-teksta-lingvoekologicheskii-a-spekt (data obrashheniya: 25.05.2019).

===, ТЕКСТЫ ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН КАК РЕГУЛЯТОР__

ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена анализу влияния вербального текста современных песен на процесс формирования поведенческих форм, а также жизненных ценностей у ростовских подростков. На основе проведённого среди школьников 14-16 лет социологического исследования, автором выявлено доминирующее значение слова во время прослушивания и восприятия песни тинейджером. В статье осуществлён когнитивный анализ наиболее востребованных современными подростками вербальных текстов современных песен. Указаны причины необходимости подобного анализа в связи с его недостаточной изученностью в научной литературе. Автор предлагает классификацию вербальных текстов по группам, исходя из их семантического наполнения. Каждая из групп имеет краткую характеристику. В статье предложен подробный когнитивный анализ группы песен, несущих ценностные жизнен-

ные установки. По мнению автора, их вербальные тексты могут обладать особой силой суггестии, что служит толчком к формированию ценностных критериев подростковой субкультуры. Анализ корпуса песен, обозначенных респондентами в рамках осуществлённого социологического исследования как наиболее востребованные, выявил, что как в плане их смыслового наполнения, так и в плане используемых средств русского языка - (особенностей лексического состава, приёмов речевой выразительности, синтаксиса и пр.) текстовый материал содержит множество отрицательных характеристик, нацеленных на негатив и формирующих не позитивное представление о мире и его ценностных приоритетах у подростковой целевой аудитории.

Ключевые слова: подростковый возраст, жизненные установки, ценностные ориентиры, вербальные тексты песен, когнитивный анализ.

„TEXTS OF POPULAR SONGS AS A VALUES REGULATOR OF ADOLESCENTS

The article is devoted to the analysis of the influence of verbal text of modern songs on the formation of behavioral forms, as well as life values in Rostov teenagers. On the basis of a sociological research conducted among schoolchildren of 14-16 years, the author revealed the dominant meaning of the word while listening to and perceiving a song by a teenager. In the article a cognitive analysis of the verbal texts of contemporary songs most sought after by teenagers is carried out. The reasons for needing a similar analysis due to its insufficient research in the scientific literature are indicated. The author proposes the classification of verbal texts into groups, based on their semantic content. Each of the groups has a brief characteristic. The article offers a detailed cognitive analysis of a group of songsthat express

life valuables. According to the author, their verbal texts may have a special power of suggestion, which serves as an impetus to the formation of value criteria of the adolescencesubculture. The analysis of the corpus of songs designated by respondents taking part in the sociological research as the most demanded revealed that both in terms of their semantic content, and the means of the Russian language used - (specificities of chosen vocabulary, syntax etc.) the textual material contains many negative characteristics and forming a non-positive view of the world and its value priorities among the teenage target audience.

Keywords: adolescence, life principles, values, lyrics, cognitive analysis.

Коноплёва Елена Анатольевна

преподаватель Ростовского колледжа искусств Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: konopleva-e.a@mail.ru

Elena A. Konopleva

teacher at the Rostov College of Arts Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: konopleva-e.a@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.