Научная статья на тему 'Тексты массовой информации в учебном процессе'

Тексты массовой информации в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1072
451
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тексты массовой информации в учебном процессе»

Международный научный журнал «Инновационная наука»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 80

В.Г. Писаренко,

старший преподаватель английского языка. Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

ТЕКСТЫ МАССОВОЙ информации в учебном процессе.

Annotation.

the article considers important issues of pragmalinguistics, which focuses on teaching -applied value of the text; on its possibilities of using in the teaching process and on the significance of media texts as a didactic modeling.

статья рассматривает важные вопросы прагмалингвистики, внимание которой сосредоточено на учебно-прикладной ценности текста; на возможностях его использования в учебном процессе и на значимости медиа текстов с точки зрения дидактического моделирования.

Key words.

Pragmalinguistics, Media texts, valuable resource, Mass media, teaching process, inexhaustible source, newspaper article, authentic material.

Прагмалингвистика, тексты массовой информации, ценный ресурс, средства массовой информации, учебный процесс, неиссякаемый источник, газетная статья, аутентичный материал.

Глобализация мирового информационного пространства привела к тому, что тексты массовой информации превратились в один из основных видов текстов используемых при обучении иностранному языку, в частности английскому, как средству международного общения. Можно полагать, что тексты массовой информации являются неотъемлемой частью преподавания иностранных языков в качестве аутентичного материала, которые оформляются в виде самостоятельных учебных пособий, моделируются, подвергаются тематическому мониторингу, из них постоянно черпаются актуальные сведения о стране изучаемого языка. Самостоятельно подобранные преподавателем медиа тексты для учебного процесса были в основном из газет и журналов. “Newspapers have long provided a valuable resource for language teachers... Many teachers maintain files of articles organized thematically or in the basis of their language content. And which of us has not been rescued from lack of preparation by the morning newspaper?”[ 1, с.3].

В последнее время к материалам прессы прибавились телевизионные и радио программы, а также тексты, взятые из Интернет. Немаловажную роль играет тот факт, что сейчас практически любое иностранное периодическое издание можно найти в Интернете, и даже, живя в далекой российской глубинке, можно читать последние британские или американские издания.”Onlinenewsisthewayalotofthepubliccanreceiveinformation”.[2, c.93]

Работа с текстами массовой информации в учебной аудитории предоставляет преподавателю большие возможности в решении целого ряда методических задач: от тренировки восприятия текста на слух и расширения лексического запаса до развития навыков устной речи и полученных новых знаний о стране изучаемого языка. Кроме того, как показывает практика, использование газет и журналов на занятиях - это очень увлекательный процесс, который вдохновляет студентов постоянно совершенствовать свои знания

165

№ 1 - 2/ 2015

иностранного языка. Вот одно из наиболее понравившихся упражнений по работе с газетным текстом на начальном этапе:

I. Match the headlines (1-8)to their everyday English equivalents (A-H).

1. Paris probe proves palace innocent

2. Love’s Labour’s Lost

3. Choose That Girl! Madge jets to Africa to adopt girl

4. US cool on climate change

5. Weeping mum damns teenage killer thug

6. Family’s pet dog butchered

7. Comedian rapped over slang word by TV watchdog

8. Government to axe 3,500 post offices.

A. the government is going to close 3,500 post offices.

B. The US government is not keen on a new environmental policy.

C. A family dog has been brutaly killed.

D. An investigation into Princess Diana’s death shows the British royal family was not involved.

E. Labour’s Prime Minister and Chancellor of the Exchequer do not agree on government policies.

F. Apopular comedian, who pretends to be a rapper, is in trouble with the independent Television Ccommissionfor using offensive words on TV.

G. The singer Madonna has flown to Africa adopt a child.

H. A mother refuses to forgive the people who killed her daughter.

II. Make a list of what changes have been made to turn them into headlines.

I. Three people have been killed in a terrible shop fire.

Terrible shop fire kills 3

Articles, preposition and one noun have been omitted; passive to active; present perfect to present simple; word to numeral (three/3)

2. Police mistakes have led to 183crimes not being detected.

Police mistakes: 183 crimes not detected

3 .A judge has sentenced a lottery winner to jail for a bank robbery. Lotterywinnerjailedforrobbery

Основными средствами массовой информации являются печать, радио, телевидение, Интернет. Тем не менее, как показывает практика, ведущая роль по-прежнему принадлежит газетным текстам. Прежде всего, газета-это богатейший языковой и социально-культурный тезаурус, неиссякаемый источник живой информации о стране изучаемого языка; текст, запечатляющий все нюансы движения языковой нормы. Более того, газета доступна и удобна в

166

Международный научный журнал «Инновационная наука»

обращении, а работа с газетным текстом не требует дополнительного технического оборудования.

Рассматривая с методической точки зрения, работа с газетой значительно обогащает и оживляет учебный процесс одновременно позволяя преподавателю решить широкий круг задач, например: расширить лексический запас учащихся, совершенствовать навыки ведения беседы по общественно-политической тематике, получить дополнительную лингвострановедческую информацию. Именно по этой причине газетные тексты широко применяются на всех уровнях обучения иностранному языку: от школ и неязыковых вузов до факультетов гуманитарно-филологического профиля университетов.

К числу наиболее известных и популярных среди преподавателей английского языка во всем мире можно отнести такие, как “Newspapers” Питера Гранди и “ UsingNewspapersinaClassroom” [3, с.3,4].

Вышедшая в 1993 году в издательстве OxfordUniversityPress книга Питера Гранди “ Newspapers”содержит подробный, тщательно проиллюстрированный перечень всевозможных способов использования газетных текстов в учебном процессе. Автор выделяет основные виды работ с газетным текстом, к которым относятся упражнения на закрепление лексики, развитие навыков устной речи и так далее: “vocabularydevelopment, practisingsyntax,

comparingandcontrasting, comprehension, summarising, analysing, roleplay [4, с. 22], и дополнительные, обусловленные как творческим подходом преподавателя, так и языковым уровнем учащихся, например: “writingandreplyingtosmallads; writingandreplyingtoletter,

toagonycolumns; re-orderingjumbledparagraphs, re-orderingjumbledcartoonstrips;

completingcartoonspeechbubbles; predictinghoroscopesforclassmembers;

matchingpropertyadswithstudents’ needs; replyingtoj obads; devisingappropriatepenaltiesforcriminals [5, с. 23] .Автор говорит о необходимости иметь собственный банк газетных материалов(storybank, newspaperresoursepack),ro которого преподаватель может подбирать статьи как для работы в аудитории, так и для самостоятельной подготовки студентов. Вот несколько из наиболее интересных заданий:

Storiesandheadlines: cutout 15-20 headlines. Try to choose fairly general headlines such as “Would you believe it or not?” or “It is interesting to know”.

1. Display the headlines on the screen and ask each student to take a story from your life and display it on the screen under the most appropriate headline. If there are no appropriate headlines, the story should be returned.

2. Continue this process until all the stories you brought into class are under appropriate headlines.

3.Suggest that each student chooses a single headline and reads the story displayed under it.

Comment: matching stories and headlines is not a new idea, but works especially well for newspapers because some matches are much easier to make than others. This means that a variety of reading skills from skim reading to in-depth, analytical study reading are required, as are various levels of reading.[6, с. 72].

Еще одно творческое задание:

“NamesintheNews.”

1.Ask the students to work in pairs and give a nespapers to each pair, ask the students to find the names of as many people as they can, and write down each name together with a one-line biography, for example:

Putin, politician, president of Russia.

Gorbachev, politician, former president of the Soviet Union.

Madonna, a rock singer and film star.

167

№ 1 - 2/ 2015

David Beckham, an English football player.

2. Ask each pair to classify their names under one of the following four categories:

Politicians, Sports player, Entertainer, Ordinary person.

Comment: this activity helps the students to become familiar with the people English-language newspapers write about. Unless one knows who the papers are writing about, there is not a lot of point in reading them. You can follow up this activity in the next lesson by asking the students to find further mentions of the people identified in this activity.[7, с. 75].

Необходимо отметить, что творческие задания лишь дополняют основные виды учебной работы с газетой, направленные на закрепление и совершенствование языковых навыков. Газетный текст должен быть обучающим и соответствовать определенным языковым и содержательным критериям, наиболее полно воплощая в себе черты того или иного типа медиа текстов и отражая базовую лексику, устойчивые словосочетания, характерные синтаксические конструкции и обороты.

Эффективность работы с газетным материалом в аудитории определяется тем, каким образом он подготовлен: важен не только сам текст, но и способ его подачи. Чтению текста в аудитории должна предшествовать работа по снятию лексико-грамматических трудностей, при чтении оригинальных газетных текстов. В качестве необходимых газетных типовых фраз могут быть рекомендованы такие сочетания слов: Championofpeace, peace-lovingcountries, atom-freezone, foreignoffice, statesecretary, foreignminister, unanimityofviews, commonmarket, summitmeeting, accordingtothereport, armsrace и многие другие, которые преподаватель может сам отбирать при чтении газеты. Основной формой чтения газетных текстов является чтение про себя.

Однако чтение вслух при работе с газетой исключить полностью нельзя.

Послетекстовая разработка включает в себя: 1) словарь базовой лексики;

2) комплекс упражнений на закрепление лексики; 3) задания, совершенствование навыка передачи информации в устной форме; проверку понимания; 5) вопросы в развитие содержания, подготовка к ролевой игре. Например:

An articleReclaim our streets: hoodies and baddies.

From the British National Press.

They are the uniform of thugs and muggers and the sight of young people wearing them makes law-abiding citizens feel scared.

Hooded tops and baseball caps have been adopted by cowardly yobs up and down the land to hide their faces from CCTV cameras while they commit crime or terrorise victims unable to identify them. So the decision by Bluewater shopping centre in Kent to ban the clothing has pleased people fed up constant intimidation.

The Prime Minister backed the decision. He said: “I agree with it.” The Bluewater ban will be met by cries of discrimination from innocent teenagers who argue they should be allowed to wear what they want.

But police say that more than half of robberies in some parts are carried out by thugs in hoods and baseball caps - a gangster-style look made popular by US rap stars such as Eminem.

The ban is no different to stopping people wearing crash helmets in banks in an effort to prevent armed robberies. It may also help to stop Britain’s retail crime epidemic, which is said to cost the industry 2 billion pounds a year. A similar scheme in Basildon, Essex, led to a decrease in shoplifting.

направленные на 4) вопросы на ведению беседы и

168

Международный научный журнал «Инновационная наука»

Words to remember :

Thugs, muggers, law- abiding, hooded tops, cowardly yobs, commit crime, terrorise, victims, to ban, to be fed up with, intimidation, discrimination, innocent teenagers, roberries, rap stars, crime epidemic, shoplifting.

_______________Exercises:

LFindEnglishequivalents:

Грабители; униформа; убийца; законопослушные граждане; трусливые хулиганы; капюшоны и бейсбольные кепки; совершать преступление; терроризировать жертву; быть сытым чем-либо (надоесть); невиновные подростки; ограбления; распространение эпидемии преступления; магазиннаякража.

2.Summary of the article.

Tere is an opinion among law-abiding citizens that hooded tops and baseball caps are the uniform of thugs and muggers. Young people hide their faces from CCTV camera while they commit crime.

The Prime Minister in Kent backed the previous decision of banning the clothing because he was afraid of being met by cries of discrimination from innocent teenagers, who argue they should be allowed to wear what they want.

But police say that robberies are carried out by thugs in hoods and baseball caps more often. The ban will not be able to prevent armed robberies at all. But it may help to stop Britain’s retail crime epidemic.

3. Comprehension

1. Agree or disagree, explain why/why not.

-All words have bias. No choice is impartial.

-The sight of young people wearing hoods and baseball caps makes sitizens feel scared.

-All teenages want to wear what they like.

-Banning always leads to a decrease in shoplifting.

2. Answer the questions:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-What do you think was the reason for banning hooded tops?

-How do you think this might have been reported in the press ?

-Which kind of article do you prefer: opinion-based or fact-based ?

4. Discussion 1.Speak about.

-The leasure of young people in your country.

-The criminal situation in your region.

2.Give your viewpoints of

-choice of vocabulary, which can affect the slant of a newspaper article .Which words should be used more emotive or neutral?

5. Role play.

Suppose you are a representative of your Local Government, you are having a press-conference with young people . Answer the questions about the problem of crime, and aims and activities of your organisation.

Наряду с газетой в учебной аудитории используются телевизионные, радио, Интернет тексты, подобранные преподавателем, будучи текстами звучащими, позволяют совершенствовать навыки аудирования. Среди преподавателей английского языка во всем мире пользуются популярностью ориентированные на международную аудиторию англоязычные BBCWORLD и CNN. Прагмалингвистическая ценность текста программы BBCWORLD в том,

169

№ 1 - 2/ 2015

что он содержит культурозначимую информацию: образ северной столицы представлен с точки зрения английского журналиста, демонстрирующего в своем репортаже традиционный набор стереотипных представлений иностранцев о России: холод, снег, балет, матрешка, бабушки, валенки. Такой культуроспецифичный материал несомненно вызывает интерес у студенческой аудитории, что способствует успешному достижению лингводидактических целей.

Необходимо отметить, что тексты массовой информации входят в состав большинства современных учебников по английскому языку, представляя собой замечательный образец современного английского речеупотребления, демонстрируя широкий диапазон аутентичных газетных текстов, заимствованных из различных английских изданий, к примеру “TheFinancialTimes” Появление учебников, содержащих базовые тексты основных средств массовой информации - газет, радио, телевидения, Интернет- свидетельствует о росте интереса к сфере речеупотребления масс медиа и о сознании необходимости обеспечить профильными материалами широкий круг специалистов, занятых в этой области. Примером подобных материалов могут служить пособие “TelevisionEnglish”, учебник “Inthenews”, содержащий 30 отобранных статей из газеты “theInternationalHeraldTribune”, серия учебных материалов BBC под названием “EnglishintheMedia”, в которой используются английские радио тексты для развития и совершенствования языковых навыков, среди которых авторы особо выделяют “comprehensionskills, oralfluency, aheightenedawarenessofgrammarinuse,

theacquisitionofcurrentlyusedwordsandidioms, theabilitytowriteclearconciseEnglish”[8, с. 8].

Не меньшую популярность среди преподавателей имеют материалы под названием “newspaperresourcepacksandreadingfiles”. Пособия представляют собой сборники газетных статей, относящихся к группе features, которые сохраняют свою актуальность в течение длительного времени. Вкачествепримераможнопривестипособие David J. Walker “Exploring Newspapers” ипособие Sandra Heyer “Even More True Stories”. Сосредоточив внимание на возможностях использования газетных текстов для развития языковых навыков, авторы снабжают материал системой упражнений, отражающий весь спектр методических приемов работы с газетой от “comprehensionandvocabularyexercises” до “roleplayanddiscussion”.

Следует отметить высокую прагмалингвистическую ценность текстов массовой информации в обучении иностранному языку.

Список использованной литературы:

1. GrundyP .Newspapers.OxfordUniversityPress, 1994, p. 3.

2. Nick Ceramella and Elizabeth Lee Cambridge English for the Media p.93.

3. Grundy P. Newspapers.Oxford University Press, 1994, p. 3, 4.

4. Grundy P. Newspapers.Oxford University Press, 1994, p. 22.

5. Grundy P. Newspapers. Oxford University Press, 1994, p. 23.

6. Grundy P. Newspapers. Oxford University Press, 1994, p.72.

7. Grundy P. Newspapers. Oxford University Press, 1994, p.75.

8. Television English. The British Council, 1985, p.8.

9. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиа текстов. М.,МАКС-ПРЕСС,2000 .

© В.Г.Писаренко , 2015 г.

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.