Научная статья на тему 'ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
текстоцентрический подход / профессиональная речь / когнитивно-коммуникативный / компетентно-деятельностный / профессионально-ориентированный подходы / text-centric approach / professional speech / cognitive-communicative / competence-activity / professionally-oriented approaches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрохина Леся Михайловна

В данной статье рассматриваются основные текстоцентрический подход к развитию профессиональной речи. Отметим, что текст рассматривается как особая форма для развития профессиональной речи, определена специфика отбора и типологическая характеристика учебных текстов. Проанализирован способ анализа текстовой содержательной структуры, учитывая три аспекта текста: информационно-содержательный, терминологический, стилистический. Выявлены критерии подбора учебного материала, как направление подготовки студентов; учет языковой среды, в которой осуществляется обучение; профессиональная ценность текстов и их насыщение терминами по специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the main text-centric approach to the development of professional speech. It should be noted that the text is considered as a special form for the development of professional speech, the specifics of the selection and typological characteristics of educational texts are determined. The method of analyzing the textual content structure is analyzed, taking into account three aspects of the text: informative, terminological, stylistic. The criteria of selection of educational material as a direction of training of students are revealed; taking into account the language environment in which the training is carried out; the professional value of texts and their saturation with terms in the specialty.

Текст научной работы на тему «ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

4. Лю, Ц. Система традиционных российских духовно-нравственных ценностей в вузах России / Ц. Лю // Педагогический журнал. -2022. - Т. 12,№4-1.-С. 111-117.-DOI 10.34670/AR.2022.54.69.013

5. Маслова, Т.А. Основные идеи формирования духовно-нравственных ценностей личности в педагогической системе С.А. Рачинского / Т.А. Маслова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. -С. 52-56

6. Милькевич, O.A. Формирование традиционных духовно-нравственных ценностей личности: проблемный анализ / O.A. Милькевич, A.B. Рябцев // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2023. - № 2(62). - С. 31-37

7. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 // URL:www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 16.07.2023)

8. Рудаков, А.Б. Традиционные российские духовно-нравственные ценности в контексте проблематики российской общегражданской идентичности / А.Б. Рудаков // Культурологический журнал. - 2021. - № 2(44). - DOI 10.34685/Ш.2021.95.78.014

9. Рябцев, A.B. Государственная образовательная политика в вопросах воспитания в 1992-2022 годах / A.B. Рябцев, O.A. Милькевич // Исторический бюллетень. - 2022. - Т. 5. - №3. - С. 119-124

10. Сайфетдинова, М.К. Формирование у студентов духовно-нравственных ценностей посредством деятельности духовно-просветительского центра / М.К. Сайфетдинова, О.М. Назарова, Э.С. Семинская // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2022. - № 3(30). - С. 47-53

11. Семенова, Г.И. Этнопедагогические основы формирования духовно-нравственных ценностей современной молодежи / Г.И. Семенова, В.И. Семкина // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 1. - С. 31. - DOI 10.17513/spno.29534

12. Федеральный закон №304 от 31.07.2020 г. «Овнесении изменений в Федеральный закон «Обобразовании вРоссийской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // URL: Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЭ Президент России (kremlin.ru) (дата обращения: 16.07.2023)

13. Хубиева, З.А. Некоторые аспекты переоценки духовно-нравственных ценностей в российском обществе / З.А. Хубиева // Тенденции развития науки и образования.-2020. - № 68-6,-С. 136-139. - DOI 10.18411/lj-12-2020-260

Педагогика

УДК 811

кандидат филологических наук, доцент Митрохина Леся Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

АСПЕКТ

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные текстоцентрический подход к развитию профессиональной речи. Отметим, что текст рассматривается как особая форма для развития профессиональной речи, определена специфика отбора и типологическая характеристика учебных текстов. Проанализирован способ анализа текстовой содержательной структуры, учитывая три аспекта текста: информационно-содержательный, терминологический, стилистический. Выявлены критерии подбора учебного материала, как направление подготовки студентов; учет языковой среды, в которой осуществляется обучение; профессиональная ценность текстов и их насыщение терминами по специальности.

Ключевые слова: текстоцентрический подход, профессиональная речь, когнитивно-коммуникативный, компетентно-деятельностный, профессионально-ориентированный подходы.

Annotation. This article discusses the main text-centric approach to the development of professional speech. It should be noted that the text is considered as a special form for the development of professional speech, the specifics of the selection and typological characteristics of educational texts are determined. The method of analyzing the textual content structure is analyzed, taking into account three aspects of the text: informative, terminological, stylistic. The criteria of selection of educational material as a direction of training of students are revealed; taking into account the language environment in which the training is carried out; the professional value of texts and their saturation with terms in the specialty.

Key words: text-centric approach, professional speech, cognitive-communicative, competence-activity, professionally-oriented approaches.

Введение. Теоретическое и практическое изучение проблемы обучения профессиональной речи студентов дает возможность сформировать концепцию исследования о непрерывности и поэтапном развитии профессиональной речи в процессе реализации когнитивно-коммуникативного, компетентно-деятельностного и профессионально-ориентированного подходов к обучению языку. Концепция приближения содержания и форм практического обучения в высшей школе к будущей профессиональной деятельности учитывает основные положения философии высшего образования и построена на основе системного подхода. Указанные подходы к обучению профессиональной речи студентов способствуют активности субъекта, формирование которой составляет одну из целей обучения в высшей школе, что является результатом взаимодействия познания и объекта в рамках проблемной ситуации. При этом важной формой и приоритетной целью обучения профессиональной речи является формирование языковой личности студентов, осознание себя грамотным специалистом, способным к использованию видов речевой деятельности как средства самообразования в будущей профессии, усовершенствование умений и навыков профессионального мышления и речи. Эффективность процесса развития профессиональной речи студентов зависит от того, насколько методология и содержание практического обучения учитывают специфику будущей профессии студента. Сложность и своеобразие этого процесса в том, что профессиональная деятельность студентов вузов различных направлений подготовки характеризуется многогранностью, требующей различных форм практической подготовки.

Изложение основного материала статьи. Научный поиск в решении данной проблемы позволяет устранить противоречия между социальными требованиями к личности специалиста и недостатками развития профессиональной речи в процессе подготовки студентов в высшей школе как будущего специалиста; между потребностью усовершенствования профессиональной коммуникации (устной и письменной, теоретической в частности), наличием значительного количества текстов по специальности и другой профессиональной информации, формирующих профессиональную компетенцию (учебно-методическая литература, электронные ресурсы).

В связи с этим возникает необходимость создания компетентной модели для развития у студентов профессиональной речи с применением оптимальных концептуальных подходов. Необходимость решения указанных проблем актуализировала профессионально-ориентированные задачи организации самостоятельной работы студентов, продиктованные спецификой направления подготовки, что приводит как содержание учебного материала (тексты по специальности), так и виды учебно-речевой деятельности, таких как конспектирование, предусмотренные во время самостоятельной работы.

Следовательно, вышеизложенное, дает возможность сформулировать цель статьи и определить специфику текстоцентрического подхода к развитию профессиональной речи будущих специалистов и исследовать учебные функции текста, их подбор и типологию. Отметим, что данный вопрос рассматривали в своих статьях Андриянова В.И., Болотнова Н.С., ЗимняяИ.А., Мерзлякова В.А. Авторы отмечали, что в рамках организации образовательного процесса текст является специфической единицей для развития профессиональной речи, а также имеет собственные структурно-функциональные, содержательные и другие типологические характеристики. Таким образом, мы можем определить текстоцентрический подход в процессе развития профессиональной речи специалиста как форму, которая позволяет теоретически обосновать технологии этого подхода на основе совокупности принципов, средств и условий ее реализации с методическим содержанием, а именно: конкретными материалами по изучению языка с учетом будущей профессиональной деятельности.

Основными умениями и навыками студентов в рамках развития профессиональной речи должны быть профессионально-коммуникативные умения, представленные тщательно отобранным, системно структурированным материалом, в частности дидактическим дискурсом, центральной единицей которого являются учебные тексты разных

Текстоцентрический подход к языку предполагает подбор текстов-образцов, имеющих типологические характеристики определенных жанров речи, и представляет язык как систему подсистем, функционирующую в различных сферах коммуникации.

В свою очередь лингвистический анализ и интерпретация текстов разных речевых жанров способствуют выработке самостоятельности мышления, созданию концепции языка как функционирующей системы, приобретению навыков профессиональной речевой деятельности специалиста, обеспечивающей формирование коммуникативной компетенции. С лингводидактической точки зрения учебные тексты должны быть образцами литературы профильного характера -естественнонаучные, научно-технические, научно-гуманитарные учебные базовые тексты. Такая позиция обусловлена спецификой получения студентами профессионального образования в основном на текстах общеобразовательных дисциплин. Обучение профессиональной речи студентов предусматривает разработку новых концептуальных подходов к достижению оптимально возможной профессиональной компетенции будущих специалистов лингвистическими средствами на основе определенной типологии профессиональных текстов, мотивирующих факторов на их подбор, способов анализа текстовой содержательной структуры, учитывая три аспекта текста: информационно-содержательный, терминологический, стилистический.

Указание этих аспектов играет преимущественную роль в обучении и развитии профессиональной речи студентов: выяснение информационно-содержательного аспекта помогает повысить профессиональную мотивацию в обучении. Уточнение терминологического аспекта предполагает совершенствование профессионального словаря студентов, в стилистическом аспекте принимаются во внимание формулы письменной и устной речи научной и официально-делового стилей, ведущие модели речи, нормативная грамматика, то есть средства метакоммуникации, способствующие выходу в совершенное профессиональное поле.

Следовательно, разработка типологии учебных текстов позволяет комплексно и системно определить приемы анализа учебных текстов по специальности, усовершенствование умений построения их в устной и письменной речи студентов. Оптимальная типология учебных текстов помогает эффективно реализовать задачи развития профессиональной речи у студентов [2]. В отборе и типологии учебных текстов, кроме лингвистических и содержательных оценок (доступность, логичность, информативность, смысловая завершенность и т.п.), огромное значение имеют дидактические и психолингвистические критерии, которые соотносятся с целью обучения, стадиями формирования и совершенствования письменной и научной речи.

Однако, стоит отметить, что подбор текстов уточняется в частности следующими критериями: концептный (отражается профессиональная актуальность, основные гипотезы, понятия, теории и т.п.); дидактический (привлекается учебный и воспитательный потенциал); сензитивный (учитывается возрастные возможности студентов); когнитивный (соответствие познавательным потребностям студентов) и т.д. Конкретные задачи разных этапов обучения определяют принципы отбора, организации и представления текстового материала относительно методических, психологических и лингвистических требований. Базовые обучающие тексты сочетаются по сложности и тематическим циклам, содержащим некоторое количество лексико-грамматических упражнений. Подбор и тематическое сочетание обучающих текстов осуществляются с учетом специфики специальности.

Выделим такие критерии подбора учебного материала, как направление подготовки студентов; учет языковой среды, в которой осуществляется обучение; профессиональная ценность текстов и их насыщение терминами по специальности.

Среди критериев отбора текстов для развития профессиональной речи выделим также восприятие учебного материала по возможностям студентов, интерес и актуальность. Играет роль и степень эксплицитности или имплицитности, которая определяется уровнем языковой подготовки студентов и коммуникативно-когнитивными потребностями студентов по специальности.

Таким образом, исследование данного вопроса дает возможность определить обучающие функции текста: образец речи определенной структуры, формы и жанра; модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения; структура управления смысловым восприятием; структура управления учебными действиями студентов в обучении аспектам языка (лексика, грамматика, стилистика, риторика и др.) и видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо) [4; 5].

Функции текста в обучении студентов по развитию профессиональной речи могут быть изменены и распространены в зависимости от требований учебного процесса. С усовершенствованием когнитивно-коммуникативной профессионально ориентированной методики появляются другие, новые функции. К тексту как системе привлекаются структурно-речевые образования - разные типы текстов монологического и диалогического характера, смешанные жанры высказываний. Систематизация разнообразных типов текстов необходима для обучения профессиональной речи с целью формирования у студентов способности пользоваться всеми жанрами и техниками речевого общения, с одной стороны, и их сочетания в соответствии с условиями будущей профессиональной деятельности, ситуацией делового общения.

Для формирования профессиональной компетенции будущих специалистов и развития творческого мышления разработан комплекс речевых задач и упражнений, на основе которых достигается качество в понимании текста (полнота, точность, глубина, скорость восприятия и т.п.) с помощью разных видов чтения. Задавая вопрос о месте и роли чтения как

речевой деятельности в общей системе деятельности специалиста, отметим, что он входит как равноправная составляющая в иерархию коммуникативной деятельности в трех формах: социально-ориентированная, групповая предметно ориентированная и личностно ориентированная. Речевая деятельность чтения как важная составляющая в структуре деятельности более высокого порядка опосредует любую деятельность человека, является «способом формирования и формулирования мысли посредством языка» [1]. Конечной целью обучения чтению в вузе является доведение умений в этой области до профессионально достаточного уровня, под которым понимается уровень владения умениями работы с текстом, что позволяет студенту получать информацию, связанную с его будущей профессиональной деятельностью.

Отметим, что уровень характеризуется следующими критериями: владение разнообразными видами чтения, использование чтения как реального источника информации, скорость чтения, сформированность технических навыков, обеспечивающих адекватное решение смысловых задач [3]. Особенностью чтения текстов по специальности является то, что оно, входя в динамическую иерархическую структуру деятельности студента, никогда не выступает как ведущее, а сопутствующее, что подчиняется обучению, познанию, творчеству, самообразованию [5]. Чтение научной литературы по специальности значительно повышает у студентов интерес к изучению языка, потому что оно является одной из мотивационных предпосылок процесса обучения этого предмета в вузах, оказывает опосредованное влияние на успешность обучения.

Выводы. Таким образом, источником развития речи студентов служат тексты, на основе которых выполняются разные упражнения тренировочного характера. Работа над текстами предполагает прежде всего усовершенствование навыков разных видов чтения. В зависимости от целевой установки различают просмотровое, поисковое, ознакомительное, обучающее и реферативное чтение. Зрелое умение читать предполагает овладение всеми видами чтения, легкость перехода от одного вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из определенного текста. Следовательно, репродукция и производство текста рассматривается нами в связи с выяснением его роли и функций в обучении языку по профессиональному направлению. Реализация текстоцентрического подхода позволяет объединить целевую направленность в обучении языка, связанную с развитием профессиональной речи студентов, систему действий педагога, критерии оценки результатов учебных достижений студентов. Благодаря текстоцентрическому подходу создаются благоприятные условия для развития активной личности специалиста, способной к саморазвитию и самосовершенствованию; личности профессионально ориентированной, компетентной, целенаправленной, обладающей значительным потенциалом креативности.

Таким образом, текстоцентрический подход обеспечивает такую организацию процесса обучения, при котором разнообразный текстовый учебный материал становится предметом активных умственных и практических действий, формируя основы творческой личности, непрерывного формирования и развития профессионального творческого мышления и развития профессиональной речи у обучающихся.

Отметим, поскольку основной формой развития профессиональной речи есть учебный текст, то упорядочение типологии учебных текстов с целью обучения профессиональной речи студентов позволяет систематизировать методику работы над формированием умений студентов создавать, трансформировать, обрабатывать различные виды учебных текстов во время обучения языку в высшей школе, что позволит сформировать профессионально совершенную речь по специальности.

Литература:

1. Андриянова, В.И. Речь и эмоции как средства самовыражения и самореализации личности / В.И. Андриянова // «Преподавание языков и литературы». - Ташкент, 2013. -№3.

2. Болотнова, Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: Методическое пособие / Н.С. Болотнова. - Томск, 2002.

3. Быстрова, Е.А. Подходы и принципы обучения русскому языку / Е.А. Быстрова // Обучение русскому языку в школе. - М., 2004.

4. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / В.П. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Мерзлякова [и др.]. -М.: Русский язык, 1985. - 116 с.

5. Зарубина, Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н.Д. Зарубина. - М.: Рус. яз., 1981. - 112 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат психологических наук Мукина Александра Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет народного хозяйства имени В.И. Вернадского» (г. Балашиха)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА-ЗАОЧНИКА В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Взаимодействие преподавателей и студентов-заочников в учебном процессе уже давно вызывает интерес отечественных и зарубежных ученых. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию сути взаимодействия. Раскрыты научные подходы к определению сущности понятия «педагогическое взаимодействие» как сложного субъектно-субъектного социально-педагогического понятия. Делается вывод, что различные исследователи по-разному определяют сущность педагогического взаимодействия, но все они сходятся в том, что педагогическое взаимодействие представляет собой многостороннее проявление со сложной внутренней структурой. Интегративный полифункциональный характер учебного взаимодействия - та особенность, которая влияет на укрепление общности между преподавателем и студентом. В результате проведенного анализа полученного опыта преподавания студентам - заочникам в дистанционном формате удалось выявить систему принципов педагогического взаимодействия. Также отмечаются сильные и слабые стороны, проявившиеся в процессе педагогического взаимодействия в условиях дистанционного образования.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, студенты-заочники; дистанционная форма обучения; принципы педагогического взаимодействия, вуз.

Annotation. The interaction of teachers and part-time students in the educational process has long been of interest to domestic and foreign scientists. The article discusses various approaches to understanding the essence of interaction. The scientific approaches to the definition of the essence of the concept of "pedagogical interaction" as a complex subject-subject socio-pedagogical concept are revealed. It is concluded that different researchers define the essence of pedagogical interaction in different ways, but they all agree that pedagogical interaction is a multifaceted manifestation with a complex internal structure. The integrative multifunctional nature of educational interaction is the feature that affects the strengthening of the community between the teacher and the student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.