Научная статья на тему 'Текстообразующие характеристики политического интервью'

Текстообразующие характеристики политического интервью Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
702
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ / ДИСКУРС / ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лавринова Наталья Игоревна

В статье приведены базовые текстообразующие характеристики политического интервью, т.е. признаки, являющиеся обязательной частью его текстового инварианта и определяющие его лингвистическое своеобразие. В своей совокупности данные признаки служат моделью текстопроизводства и основой коммуникативного поведения субъекта. В качестве доминантной текстообразующей характеристики политического интервью в статье рассматривается персуазивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXT-FORMING CHARACTERISTICS OF THE POLITICAL INTERVIEW

The article presents basic text-forming characteristics of a political interview, i.e. the features that are an integral part of its invariant and determine its linguistic originality. In the aggregate, the given features serve as a model for text production and as the basis for the subjects communicative conduct. Persuasiveness is viewed as a dominant text-forming characteristic of the political interview.

Текст научной работы на тему «Текстообразующие характеристики политического интервью»

УДК 81*42+303.62:32(045)

ЛАВРИНОВА Наталья Игоревна, аспирант, преподаватель кафедры английского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций

ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ

В статье приведены базовые текстообразующие характеристики политического интервью, т.е. признаки, являющиеся обязательной частью его текстового инварианта и определяющие его лингвистическое своеобразие. В своей совокупности данные признаки служат моделью текстопроизводства и основой коммуникативного поведения субъекта. В качестве доминантной текстообразующей характеристики политического интервью в статье рассматривается персуазивность.

Политическое интервью, дискурс, диалогический текст, текстообразующие характеристики

Своеобразие политического интервью обусловлено сочетанием в его характеристике признаков, свойственных и политическому дискурсу, и дискурсу СМИ, а также особенностями, присущими ему как диалогическому тексту.

Доминирующим свойством любого текста, принадлежащего политическому дискурсу, является персуазивность, что связано с основной задачей политики, состоящей в привлечении голосов путем оказания воздействия на массового адресата. Под персуазивностъю в современной лингвистике понимается «определенное воздействие автора устного или письменного сообщения на его адресата с целью убеждения в чем-то, призыва к совершению или не совершению им определенных действий. Коммуникативный процесс, называемый персуазивным, представлен такими ситуациями, в которых люди сознательно продуцируют сообщения, нацеленные на то, чтобы вызвать определенное поведение реципиента (группы реципиентов) или

повлиять на его точки зрения, установки»1. В том, что для политического дискурса убеждающая, или персуазивная функция является основной, сходится большинство лингвистов. Например, П.Б. Паршин отмечает: «Всякий текст оказывает воздействие на сознание адресата с семиотической точки зрения. Но для политического текста речевое воздействие является основной целью коммуникации, на достижение которой ориентируется выбор лингвистических средств»2. При этом нельзя не отметить, что и в дискурсе СМИ воздействующая функция является одной из двух базовых - наряду с информативной. Таким образом, применительно к тексту политического интервью персуазивность приобретает статус первичной текстообразующей характеристики в иерархии коммуникативных установок текста.

Далее, одной из текстообразующих характеристик политического интервью является его полисубъектностъ, под которой в данном слу-

чае понимается взаимодействие трех антропоцентров коммуникативного процесса интервью. Отметим сразу, что специфика интервью как диалогического текста обусловливает, помимо полисубъектности, и такие важнейшие его характеристики, как особая диалогичностъ и особая адресованностъ, которые тесно взаимосвязаны. Логично, что причины обозначенных явлений кроются в тех особых отношениях, которые складываются в текстовом пространстве интервью.

Так, коммуникативная ситуация создания текста политического интервью предполагает наличие трех обязательных участников: это интервьюер (журналист), интервьюируемый, в роли которого выступает политик, и адресат, для которого предназначено сообщение. При этом участники интервью находятся в сложных коммуникативных отношениях, с тонкими прагматическими нюансами и переходами одной коммуникативной роли в другую, поскольку на протяжении интервью отправитель и получатель сообщения попеременно меняются местами. Таким образом, в текстовой системе интервью адресант/автор сообщения имеет двусубъектный характер: в качестве автора текста интервью выступают оба собеседника.

Сложность диалогического текста, состоящая в том, что отправитель и получатель сообщения постоянно меняются местами в ходе диалога, усиливается в случае интервью также тем, что получателем сообщения, адресатом являются одновременно и непосредственные участники интервью (поочередно), и читательская (зрительская, слушательская) аудитория, участники которой в данном случае приобретают статус косвенных адресатов. Этим и объясняется особый характер вектора адресованно-сти в тексте интервью: от автора-интервьюера к собеседнику и от собеседника к интервьюеру, с одной стороны, и от них обоих к потенциальному читателю - с другой.

Следующей функцией, определяющей процесс создания интервью как текста, является информативность, или функция сообщения нового. Наличие ее, как и вышеназванной -воздействующей - коммуникативной установ-

ки, обусловлено двойственностью функциональной природы любого текста, принадлежащего публицистическому стилю, причем преобладание одной из названных черт традиционно определяет жанровую принадлежность текста в рамках данного функционального стиля. Так, информационным жанрам в большей степени присуща функция сообщения, тогда как аналитическим - воздействия3. Что касается текстового проявления информативной функции, то она реализуется в таких особенностях стиля, как документальность, фактологичность, официальность изложения, объективность, сдержанность4 .

Далее, воздействующий характер текстов СМИ и политического дискурса определяет наличие такой черты, как оценочностъ. Она выражается в том, что субъект коммуникации (автор текста) строит свое речевое поведение с позиций защиты интересов, обоснования деятельности одних социальных групп или их представителей в сочетании с негативной оценкой оппонентов.

В тексте оценочность проявляется в функционировании единиц всех уровней языка: лексических, грамматических, словообразовательных, фразеологических, связанных с наделением определенных понятий позитивными либо негативными коннотациями. Подобные разноуровневые лингвистические явления способны приобретать в тексте значительный манипупятивный/персуа-зивный потенциал и поэтому являются типичным средством, к которому прибегают в целях оценочного информирования адресата, преподнесения информации в необходимом отправителю сообщения русле, часто с точки зрения базовой политической оппозиции «свои - чужие». При этом характер выражения оценки может варьироваться от сдержанного, рационального до категоричного и безапелляционного - в зависимости от использования средств, позволяющих давать оценку имплицитно, завуалированно либо прямо, нередко агрессивно, не допуская двойственных толкований. Так, например, дискурс представителей различных политических течений характеризуется разными способами предпочтительного выражения оценки. Показатель-

ные результаты в связи с этим приведены в исследовании Е.В. Бакумовой5.

Помимо вышеперечисленных, текст политического интервью обладает еще и такой характерной чертой, как институционалъностъ. Ее наличие вытекает из основополагающего для нас понимания интервью как «разговора с политиком и о политике» (в противовес широкому пониманию политического интервью как разговора о политике с любым интересным журналисту собеседником), что предполагает общение коммуникантов в рамках заданных статусно-ролевых отношений. При этом интервьюируемый выступает в профессиональной роли политика - институционального субъекта, представителя определенной социальной группы, а его собеседник - в официальной роли интервьюера, представителя своего издания/заказчика.

Наконец, тип текста «политическое интервью» обладает еще одной характеристикой, имеющей существенное значение при изучении политического дискурса. В качестве объекта изучения интервью имеет преимущество перед другими текстами данной сферы, поскольку его производство сопряжено с признаком спонтанности. Несмотря на возможность предварительной подготовки вопросов для интервьюера, беседа в ходе интервью носит характер непосредственного, прямого взаимодействия, благодаря чему именно в ситуации интервью возможно наблюдать спонтанную речевую реакцию интервьюируемого.

Помимо того, в ситуации, когда многие тексты политического дискурса создаются полностью либо частично командой экспертов, советников, профессиональными составителями речей - так называемыми спичрайтерами, только в отношении интервью «можно быть до некоторой степени уверенным в том, что текст принадлежит определенному автору»6, что также составляет преимущество интервью в качестве объекта дискурсивного анализа.

Подводя итог, обозначим еще раз те признаки, которые являются обязательной частью текстового инварианта политического интервью. В первую очередь, это его персуазивная направленность - функциональное свойство, определяющее процесс формулирования текста политического интервью. Помимо этого, существенными при текстообразовании являются также такие характеристики, как полисубъек-тностъ - трехстороннее взаимодействие участников коммуникативного процесса интервью; информативность, связанная со степенью информационной наполненности текста; оце-ночностъ, проистекающая из необходимости реализации в тексте воздействующей функции; институционалъностъ как неотъемлемый признак текста политического дискурса (в разделяемом нами узком понимании последнего). Именно сочетание этих признаков составляет инвариантную модель политического интервью, основу текстопроизводства и коммуникативного поведения личности.

Примечания

1 Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М., 2006. С. 25-26.

2 Паршин П.Б. Лингвистические методы в концептуальной реконструкции II Системные исследования. М., 1987. С. 403.

3 Майданова Л.М., Дускаева Л.Р. Жанры публицистического стиля II Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2006. С. 79.

4 7ам же.

5БакумоваЕ.В. Ролевая структура политического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2002. С. 13-14.

6Михалъская А.К. О речевом поведении политиков II Независимая газ. 1999. 3 дек.

Lavrinova Natalia

TEXT-FORMING CHARACTERISTICS OF THE POLITICAL INTERVIEW

The article presents basic text-forming characteristics of a political interview, i.e. the features that are an integral part of its invariant and determine its linguistic originality. In the aggregate, the given features serve as a model for text production and as the basis for the subject’s communicative conduct. Persuasiveness is viewed as a dominant text-forming characteristic of the political interview.

Контактная информация: e-mail\ nat_v81@mail.ru

Рецензент - ЧичеринаH.B.., доктор филологических наук, доцент кафедры английского языка, декан факультета иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.